Создание определенного эмоционального настроя. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Создание определенного эмоционального настроя.



Впечатления детства, наверное, одни из самых дорогих и значимых воспоминаний в человеческой жизни. Места, с которыми связано становление личности, навсегда остаются в памяти, и мы не однажды мысленно возвращаемся в этот мир, расцвеченный яркими красками. Какую же роль играет в жизни человека память о родном доме, о родине? Над этой проблемой размышляет автор.

Описание чувств, мыслей, впечатлений, которые возникли после чтения текста.

Прочитав текст Ф.Искандера, я вспомнил все лучшие моменты своего детства: поездки с друзьями за город, победы на спортивных сорев­нованиях, лето в лагере отдыха... Сколько свет­лых детских воспоминаний хранит память! По­чему детство особо значимо для человека? Какую роль играет детство в жизни каждого из нас? Эта проблема привлекла внимание автора.

7. Цитата из исходного текста (или друго­го источника), связанная с рассматриваемой проблемой.

«Можно ли представить современный мир, ли­шенный печатного знака?» - пишет Юрий Бонда­рев, приглашая своих читателей к размышлению над проблемой значения книги в жизни человека и общества.

Прочитав текст Дмитрия Сергеевича Ли­хачева, я невольно вспомнил знаменитую фразу Сократа: «Заговори, чтоб я тебя увидел», ~ по­скольку в центре внимания автора проблема речи как отражения личности человека.

Обращение к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям.

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, лите­ратуровед и общественный деятель, в своих вы­ступлениях и публицистических произведениях всегда заявлял, что духовная и материальная культура - это высшая ценность жизни. В приве­денном тексте затрагивается проблема, выдви­нутая именно Д. С. Лихачевым, ~ проблема эколо­гии культуры.

В любом случае вступление не должно быть очень объемным, должно быть органично связано с содержанием основной части по смыслу и сти­листически.

Работаем над заключением

Как и вступление, заключение должно быть органично связано с основным текстом. Приведем различные способы оформления заключения.

1. Обобщение основных мыслей автора - са­мая типичная и логичная концовка сочинения.

Таким образом, А.Лиханов поднимает проблему, важную для каждого из нас, призывает сохранять детство в душе, не оставлять в прошлом радост­ное, по-детски непосредственное восприятие жиз­ни. А ведь окружающий мир поистине прекрасен. Просто, взрослея, люди часто забывают об этом.

2. Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения также возвращает читателя к проблеме текста, подчер­кивая ее актуальность.

Художественная литература дарит нам не­сметные сокровища человеческого духа! Разве имеет право кто-либо из нас отказываться от этого бесценного дара?

Призыв, обращение к читателю.

Итак, перед тем как включить телевизор и погрузиться в чудесный, но ненастоящий мир, подумайте о том, нет ли вокруг вас людей, кото­рые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Вспомните: вас окружает подлинный мир, полный звуков, красок, ощуще­ний. Подумайте: кем вы хотите быть - творцом своей жизни или просто зрителем?

Использование цитаты.

Следует помнить, что далеко не каждая цита­та будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее мысли автора. Уместно использование небольшо­го фрагмента, который содержит ключевые слова

текста, или цитаты из другого источника, точно отражающей позицию автора исходного текста.

В заключение я хочу снова обратиться к мыс­ли древнегреческого философа Сократа. Итак, заговори со мной, мой новый собеседник, чтобы я тебя увидел, чтобы я понял, что ты за человек и чего мне ждать от тебя!

 

Несколь­ко полезных советов.

1. Проверьте, правильно ли вы записали фами­лию автора. К сожалению, в сочинениях нередко искажаются фамилии даже известных писателей и публицистов.

2. Будьте осторожны при определении жанра текста: не торопитесь называть его «рассказом» или «статьей», поскольку вы можете допустить факти­ческую ошибку. Лучше использовать слова текст, фрагмент, отрывок.

3. При формулировании проблемы и авторской позиции старайтесь избегать сложных авторских метафор. Лучше высказать соответствующие мысли своими словами.

4. Не обязательно указывать стиль речи, к кото­рому относится текст. Обычно предложения типа Текст относится к публицистическому стилю, что называется, «повисают в воздухе», остаются не связанными с последующими мыслями сочинения. Гораздо реже встречаются оправданные упомина­ния о стиле речи, когда стилевая форма текста свя­зывается с его содержанием: Автор не случайно об­ращается к публицистическому стилю, поскольку его волнует такая социальная проблема, как...

5. Если вы используете авторский неологизм, обязательно заключайте его в кавычки, иначе в вашем тексте это слово будет смотреться как грам­матическая ошибка.

6. Соблюдайте этические нормы: не используйте грубых, бранных, жаргонных слов (Я не понимаю, как можно вестись на подобную ерунду, и т.п.), воздержитесь от оскорблений (Могу привести в пример мою одноклассницу, отличающуюся редкой тупостью), не будьте излишне категоричны, высо­комерны, не хвастайтесь. Помните, что этическая корректность отдельно оценивается экспертом.

7. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком и только черной гелевой пастой. Экс­перты проверяют сканированные копии работ. Текст, написанный шариковой ручкой, при скани­ровании теряется.

 

 


Чтобы определить проблему, поднятую в тексте, прежде всего, нужно понять, о чем этот текст, какова его тема.

Тема – это «то, о чем повествуется, что описывается, – предмет речи». И начинать работу над сочинением нужно, разумеется, с чтения текста и определения его темы.

Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования, например: проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т.п.

 

Такие вопросы могут затрагивать разные стороны бытия: устройство мироздания, жизнь природы или общества, внутренний мир человека и многие другие. Выделяют различные категории (виды) проблем.

В некоторых случаях автор сам четко формулирует проблемный вопрос. Например:

Что делать, когда очень одиноко?

Чувство одиночества типично для молодых (природа подталкивает нас к созданию гнезда, семьи). Другое дело, что одиночество чаще проистекает из-за девальвации «контекста»: родители не те, друзья не те, девушка – и та не та. Чем раньше вы признаете уникальную драгоценность всего, что вас окружает, тем приятнее вам будет жить и прочнее будет настроение. Предложите окружающим свою заботу о них, а кому отдаем, того и ценим.

Чувство одиночества может проистекать и при отсутствии напряжения жизни. Счастье вообще в напоре жизни; в чувстве светлой собранности. Тоска, меланхолия приходят в гости только во время произвольной или непроизвольной, но бездеятельности.

(В.К. Харченко)

Текст начинается с вопроса, в котором сформулирована проблема: что делать, когда очень одиноко? Далее автор излагает свое видение проблемы и предлагает варианты ее решения.

Однако тексты, предлагаемые на экзамене, призваны проверить овладение важнейшим видом речевой деятельности – сознательным чтением. Поэтому они, скорее всего, не будут слишком простыми с точки зрения замысла автора и его реализации. Необходимо самостоятельно выявить проблематику текста, а это предполагает умение обобщать информацию.

Алгоритм работы с текстом:

· Прочитав текст, спросите себя: «На какие вопросы можно найти ответ в данном тексте?»

· Ответы подчеркните.

· Одно из важных, на ваш взгляд, подчёркнутых предложений произнесите с вопросительной интонацией (формулировка проблемы).

· Перечитайте текст. Заставил ли он задуматься о..? Если заставил, то проблема найдена.

· Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

Работа с текстом:

Прочитайте текст, определите его тему, а затем попытайтесь сформулировать проблему.

ПРОБОЧНОЕ ВОСПИТАНИЕ

В семье Сверла радостное событие: сын родился.

Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят – удивляются: вылитый отец!

И назвали сына Штопором.

Время идет, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Сверла ведь все – потомственные металлисты), да родители не дают: молод еще, пусть сперва на чем-нибудь мягоньком поучится.

Носит отец домой пробки – специальные пробки, – и на них учится Штопор сверлильному мастерству.

Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках. Когда же приходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потверже (посверли, мол, уже научился) – куда там! Штопор и слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться.

Удивляются старые Сверла: и как это их сын от рук отбился?

(Ф.Кривин)

Писатель Феликс Кривин в иносказательной форме ставит перед читателем проблему воспитания молодого поколения. Автора волнуют следующие вопросы: как следует воспитывать детей? Почему дети порой становятся избалованными, неприспособленными к жизни? В олицетворенных образах неодушевленных предметов мы без труда узнаем родителей, которые из лучших побуждений оберегают сына от жизненных трудностей, однако таким образом только балуют его, превращая в лентяя, не приспособленного к серьезному труду и самостоятельной жизни.

Сложность выделения проблемы заключается еще и в том, что в одном тексте может быть затронуто несколько проблем. Самое разумное в этом случае – попытаться выделить главную проблему и сделать ее основой своего сочинения.

Попробуем проанализировать многоаспектный текст и выделить в нем несколько проблем.

Работа с текстом:

На какие вопросы можно найти ответ в данном тексте? Над какими вопросами заставил задуматься автор данного текста?

Зоя Лещева сумела всю семью свою превзойти. Это вот как было. Ее отца, мать, дедушку с бабушкой и старших братьев-подростков – всех рассеяли по дальним лагерям за веру в Бога. А Зое было всего десять лет. Взяли ее в детский дом (Ивановская область). Там она объявила, что никогда не снимет с шеи креста, который мать надела ей при расставании. И завязала ниточку узлом туже, чтобы не сняли во время сна. Борьба шла долго, Зоя озлоблялась: вы можете меня задушить, с мертвой снимете! Тогда как не поддающуюся воспитанию ее отослали в детдом для дефективных! Борьба за крест продолжалась. Зоя устояла: она и здесь не научилась ни воровать, ни сквернословить. «У такой святой женщины, как моя мать, дочь не может быть уголовницей. Лучше буду политической, как вся семья».

И она стала политической! Чем больше воспитатели и радио славили Сталина, тем верней угадала она в нем виновника всех несчастий. И, не поддавшаяся уголовникам, она теперь увлекла за собою их! Во дворе стояла стандартная гипсовая статуя Сталина. На ней стали появляться издевательские и неприличные надписи. (Малолетки любят спорт! Важно только правильно их направить.) Администрация подкрашивает статую, устанавливает слежку, сообщает и в МГБ. А надписи все появляются, и ребята хохочут. Наконец в одно утро голову статуи нашли отбитой, перевернутой и в пустоте ее – кал.

Террористический акт! Приехали гебисты. Начались по всем их правилам допросы и угрозы: «Выдайте банду террористов, иначе всех расстреляем за террор!» (А ничего дивного, подумаешь, полторы сотни детей расстрелять. Если б Сам узнал – он бы и сам распорядился.)

Неизвестно, устояли бы малолетки или дрогнули, но Зоя Лещева объявила:

Это сделала все я одна! А на что другое годится голова папаши?

И ее судили. И присудили к высшей мере, безо всякого смеха. Но из-за недопустимой гуманности закона о возвращенной смертной казни расстрелять 14-летнюю вроде не полагалось. И потому дали ей десятку (удивительно, что не двадцать пять). До восемнадцати лет она была в обычных лагерях, с восемнадцати – в особых. За прямоту и язык был у нее и второй лагерный срок, и, кажется, третий.

Освободились уже и родители Зои, и братья, а Зоя все сидела.

Да здравствует наша веротерпимость!

Да здравствуют дети – хозяева коммунизма!

Отзовись, та страна, которая так любила бы своих детей, как мы своих!

(По А.И. Солженицыну)

Комментарии к тексту:

Перед нами отрывок из книги Александра Исаевича Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». Буквально аббревиатура ГУЛАГ означает Главное управление лагерей – орган в системе Министерства внутренних дел в 1930–1950-е годы, в ведении которого находились тюрьмы, лагеря. Архипелаг – это группа близко расположенных друг к другу морских островов. Таким образом, название книги – это метафора: архипелаг ГУЛАГ – это сеть лагерей, опутавшая страну. После публикации книги слово ГУЛАГ получило новое значение – система слежки, доносительства, подавление инакомыслия, отсутствие демократических свобод, состояние всеобщей подозрительности, духовной, политической, религиозной несвободы.

МГБ – Министерство государственной безопасности. Гебист (разг.) – сотрудник органов государственной безопасности.

В книге Солженицына приводится множество историй людей, несправедливо обвиненных в различных преступлениях против существующего государственного строя и попавших в тюрьмы или на лагерные работы.

Какие же проблемы можно выделить в приведенном фрагменте?

Во-первых, как и во всей книге, здесь поднимается проблема бесчеловечного отношения к ребенку (и человеку вообще) в тоталитарном государстве (почему обесценивается жизнь человека в тоталитарном государстве?).

Во-вторых, вспомним, что героиня, как и вся ее семья, страдает за веру в Бога. Следовательно, автор поднимает проблему свободы вероисповедания (имеет ли право государство преследовать человека за его религиозные убеждения?).

В-третьих, история Зои Лещевой – это потрясающий пример человеческого мужества, верности своим идеалам. Здесь мы видим проблему духовной стойкости (что помогает человеку сохранить человеческое достоинство в нечеловеческих условиях?).

Каждая из рассмотренных проблем может стать основой для написания сочинения, но в центре внимания автора прежде всего мужество и духовная стойкость героини.

В тексте может быть затронуто несколько проблем, необходимо – и достаточно – выявить хотя бы одну из них и с ней работать (типичной ошибкой многих работ является формулирование одной проблемы, а рассуждение – о другой, также существующей в этом тексте).

 

Проблему текста следует не только выявить, но и сформулировать. Можно предложить два наиболее простых способа формулировки проблемы:

1. Проблема какая: автор размышляет над проблемой (чего?) воспитания; в тексте поднимается проблема одиночества; текст автора заставил меня задуматься над сложной проблемой выбора профессии.

2. Формулировка в виде вопроса (проблема и есть вопрос, требующий решения) дает больше возможностей в тех случаях, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно: каким должно быть правильное воспитание ребенка? Этой сложной проблеме посвящен текст Феликса Кривина. Прочитав текст, я задумался над вопросом: должен ли человек бояться одиночества? Чем должен руководствоваться человек, выбирая профессию? – над этой проблемой размышляет в своем тексте автор.

На данном этапе работы на основе материалов, полученных в результате многоаспектного содержательно-языкового анализа исходного текста, необходимо записать в черновике некоторые общие рассуждения (фразы), касающиеся темы текста (о чем этот текст? чему он посвящен?) и его проблематики (какие проблемы рассматриваются в тексте?). При этом особое внимание следует уделить формулированию общих и частных проблем, поднимаемых автором в тексте. Далее следует выделить одну из наиболее значимых проблем исходного текста, особенно тщательно обдумать ее формулировку и прокомментировать данную проблему. Создание собственного текста и его хорошее языковое оформление представляют собой достаточно трудные задачи. Поэтому, уже начиная с первого этапа работы над текстом сочинения, следует помнить о его грамотном языковом оформлении.

Для этого подойдут некоторые клишированные фразы, которые могут быть использованы в разных частях текста сочинения.

Для характеристики темы текста, его проблематики и актуальности рассматриваемых вопросов можно использовать следующие конструкции:

В статье (тексте, очерке) раскрывается (разрабатывается, трактуется) тема...

Тема... относится к числу вечных (неисчерпаемых, общих, особенно любимых)...

В своей статье автор поднимает (формулирует, решает) проблему
(сложную, серьезную, злободневную, животрепещущую, важную, острую)...

Многие проблемы, о которых говорится в тексте, по-настоящему
волнуют современного человека. К таким проблемам относится вопрос...

На первый взгляд тема (проблема) кажется странной (банальной, узкой, частной, старой, незначительной)...

В жизни каждого человека случаются вещи, о которых говорит автор
текста...

Почему мы не всегда обращаем внимание на...

Современность темы и проблематики текста не вызывает сомнения,
так как...

Актуальность публикации обусловлена тем, что...

Задание:

Прочитайте текст Б. Васильева.

Определите его тему и обоснуйте ее актуальность.

Определите проблемы, поднимаемые Б. Васильевым. Выделите главную из них. Свой ответ обоснуйте.

Напишите фрагмент сочинения, в котором формулируются проблемы исходного текста.

Мою первую учительницу звали… К стыду своему я не помню, как её звали, но помню её. Худощавая, строгая, ровная, безулыбчивая, всегда одетая в тёмное, из которого ослепительно вырывались белоснежные воротнички и манжеты, она представлялась нам, первоклашкам, очень старой, из прошлого века. И в один из выходных она велела собраться у школы, но не всем, а тем, кто хочет пойти на экскурсию. Я хотел, пришёл одним из первых; учительница пересчитала нас, вывела к знаменитым смоленским часам, под которыми назначались все свидания и от которых шло измерение во всех направлениях, и погрузила в маленький пёстрый и звонкий смоленский трамвай. И мы покатили вниз к Днепру. Миновали Соборную гору, выбрались из старого Смоленска, переехали по мосту через Днепр и сошли у рынка. И под предводительством первой учительницы переулками, садами и дворами вышли … к дубу.

«Это самый древний житель нашего города», – сказала первая учительница.

Может быть, она сказала не теми словами, сказала не так, но суть заключалась в том, что этот дуб – остаток священной рощи кривичей, которые жили в селении неподалёку от Смоленска, где и по сей день сохранилось множество их могильных курганов. Вполне возможно, что Смоленска в те далёкие времена ещё не существовало, что возник он позднее, когда по Днепру наладилась регулярная торговля, и именно здесь, в сосновых берегах, удобнее всего было смолить суда после длинных и тяжёлых волоков. Смолили суда, молились богам в священной роще и плыли дальше из варяг в греки. И постепенно вырос город, в названии которого сохранился не только труд его первых жителей, но и аромат его красных боров.

Я прикоснулся к дубу раньше, чем учительница велела это сделать. Ей-богу, я помню до сей поры его грубую теплоту: теплоту ладоней, пота и крови моих предков, вечно живую теплоту Истории.

Б.Васильев

Чтобы понять проблему и авторскую позицию в художественном тексте, надо проанализировать ситуацию, описанную автором: кто (герой) – где – когда – что делает? или когда – где – что происходит? и обязательно – какие чувства героя/героев раскрываются? То есть в случае с художественным текстом целесообразно начинать осмысление текста не с определения проблемы, а со сжатого пересказа. При этом можно отметить: когда повествование ведется от первого лица, уместно употреблять при пересказе глаголы речи, мысли, чувства: описывает, размышляет, задумывается, переживает и т.д.

Авторская позиция в художественном тексте проявляется в характеристиках героев и их поведении, которые автор дает с помощью различных художественных средств – от прямых оценок (оценочной лексики) до метафор и сравнений. В результате читатель испытывает по отношению к герою и изображенным событиям те или иные чувства. Следовательно, рассказать о позиции автора можно не только с помощью слов автор считает, по мнению автора, но и с помощью слов, словосочетаний и предложений, содержащих эмоциональные и оценочные компоненты: автор передает горечь отца…, читатель не может не почувствовать боль героя. Авторская позиция может характеризоваться самыми разными чувствами: автор восхищается поступком героя или, наоборот, мы чувствуем авторское осуждение и др.

Одним из наиболее сложных для учащихся шагов в написании сочинения-рассуждения из задания 25 является работа над комментарием к проблеме текста. Это обусловлено отсутствием четкого представления о содержании комментария, а также невозможностью представить данный фрагмент создаваемого текста в сколько-нибудь обобщенном, схематическом виде, что, несомненно, облегчило бы работу над написанием сочинения.

Что такое комментарий?

Каковы типы комментирования текста?

Как выявить и сформулировать авторскую позицию?

Чтобы ответить на вопрос, что такое комментарий, вновь обращаемся к толковому словарю: Комментарии – это «рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо» ( Большой толковый словарь русского языка под ред. Д.Н.Ушакова).

Прокомментировать проблему – значит показать степень понимания текста; умение видеть его важнейшие аспекты; понять замысел автора; понять ход авторской мысли.

Два типа комментария.

1. Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.

2. При концепционном комментарии в центре внимания интерпретация проблемы текста, ее актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу и т.п. Экзаменуемый, анализируя её, как бы «пропускает» через своё восприятие и высказывается по ней.

Следует помнить, что в любом случае комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст.

Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:

Как, на каком материале автор раскрывает проблему?

На чем заостряет внимание?

Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?

Какие эмоции автора выражены в тексте?

Как выражено отношение автора к изображаемому?

Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?

Комментарий представляет собой логический переход от формулировки проблемы к изложению авторской позиции по данной проблеме.

Как определить основную мысль текста (позицию автора)?

Она может быть предъявлена в начале текста и затем подтверждена какими-либо доводами и примерами.

Основная мысль также может быть сформулирована в конце текста – как вывод, ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале.

Наконец, мысль автора может прозвучать дважды: в начале текста как тезис, требующий доказательств, и в конце – как более широкий, доказанный вывод.

Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее. Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор.

 

(1) С самого рождения главным человеком для меня стала мать моей матери Александра Ивановна Петрова. (2) Ее я никогда не называла бабушкой – только мамой.

(3) Сорокалетняя бабушка взяла на себя бремя материнства – бессонные ночи, борьбу с детскими хворями, большие и маленькие заботы, когда родила, не выходя замуж, дочка Зиночка, из четверых ее детей самая любимая, хорошенькая и добрая. (4) А дочери дала возможность заняться устройством личной жизни, что та и смогла сделать. (5) Когда началась война, двадцатидвухлетняя Зиночка, всю жизнь боявшаяся резких слов, вздрагивавшая от громкого голоса, пошла на фронт вместе с мужем, а спустя пять фронтовых лет разделила с ним кочевую жизнь военнослужащего...

(6) Я хорошо помню, как она во время своих редких приездов в Москву водила меня, семилетнюю, гулять по заснеженному Замоскворечью. (7) Время от времени останавливалась, наклонялась ко мне и, глядя на меня своими большими голубыми глазами, просила сказать ей: «Мама». (8) Я упорно твердила: «Зина». (9) Когда я повзрослела, тем более не могла называть ее мамой. (10) Мне казалось, что это было бы предательством по отношению к Матери. (11) Сейчас, когда прошло столько лет, я, конечно, жалею о тогдашнем своем упрямстве, о том, что так никогда и не назвала мамой родившую меня женщину. (12) Она не могла настаивать, требовать, заявлять о своих правах на дочь и только плакала. (13) Я осталась в доме на Вишняковском, прожила вместе с Матерью до своих тридцати лет и благодарна судьбе за это.

(14) В школу мы с Матерью пошли вместе: я стала первоклассницей, а она – членом, а затем и председателем родительского комитета.

(15) Мать делала много полезного: она устраивала всякого рода «мероприятия», ходила к родителям нерадивых учеников, добивалась бесплатных завтраков и ботинок для ребят из бедных семей. (16) У многих отцы погибли на фронте, а у некоторых стали жертвами предвоенных репрессий.

(17) Наши с Матерью отношения не были сплошной идиллией – случались размолвки, мои капризы и непослушание.(18) Единственным наказанием, которое Мать применяла по отношению ко мне в случае моих провинностей, было молчание. (19) Со всеми домочадцами разговаривает, со мной – ни слова. (20) Я лишалась общения, не могла ничем заняться, не в силах была долго терпеть свою изоляцию и «одумывалась».

(21) Мать любила читать. (22) В доме было много хороших книг, их покупали, обязательно дарили на праздники. (23) Не учившаяся никогда музыке, она позаботилась о том, чтобы я научилась играть – дома было пианино. (24) А театр? (25) Чаще всего мы ходили в филиал Малого на Ордынке, в наш «придворный», как мы его называли, театр – близко от нашего дома.

(26) Я была домашним ребенком – не ходила в детский сад, не ездила в пионерский лагерь. (27) Первый раз разлучилась ненадолго с Матерью, когда мне было шестнадцать лет. (28) Мать отпустила меня с тетей Шурой на юг, в санаторий. (29) Отвечая на мое посланное из Анапы в Москву письмо (живем с Шурой в разных комнатах, очень жарко, на пляж ходить далеко, еда невкусная и т.д. и т.п.), Мать пишет: «Танюша, дорогая, надо учиться жить так, чтобы видеть хорошее, и тогда будет меньше недовольства, да и жить будет веселее».

(30) В шестьдесят с небольшим Мать тяжело заболела. (31) Опасаясь за нее и не в силах скрыть своей боязни остаться вдруг без согревавшего меня всю жизнь крыла, я спросила: «Мама, ты поправишься?» (32) Мой эгоизм («Как буду жить без нее?») поставил вместо утверждающей точки или восклицательного знака трусливый вопросительный знак. (33) Мать ответила: «Не бойся, поправлюсь. Мне еще надо дорастить тебя».

(По Т. Щегловой)

Чтобы проследить развитие авторской мысли в тексте, нужно:

1) исходный текст разделить на микротемы;

2) выделить основную мысль каждой микротемы, записать её в виде пункта плана;

3) используя глаголы, показать, что делает автор, рассуждая над данной проблемой, и как он позволяет читателю увидеть ход своих рассуждений.

Предложения 6 – 13

Рассказчица с детства считала бабушку матерью, поэтому ей непонятны были страдания родной матери

Т. Щеглова также позволяет читателю увидеть и трагедию родной матери, оказавшейся не в состоянии воспитывать девочку, и позднее раскаяние рассказчицы, так и не назвавшей мамой родившую её женщину

Предложения 14 – 16

Мать свою жизнь подчинила интересам внучки

Автор помогает также понять причины того, почему бабушка стала для повествовательницы Матерью с большой буквы: Александра Ивановна свою жизнь подчинила интересам внучки, всесторонне развивая её и обучая умению жить в мире и гармонии с собой и окружающими людьми

Предложения 17 – 20

Мать сделала так, что даже временное лишение общения с ней для рассказчицы становилось невыносимым

Предложения 21 – 25

Мать развивала внучку духовно, всесторонне, давая ей то, чего сама была лишена

Предложения 26 – 29

Мать учила внучку жить в мире и гармонии с людьми и с собой

Предложения 30 – 33

Мать понимает тревогу дочери, страх остаться в одиночестве, и это придаёт ей силы бороться с болезнью

Т. Щеглова заставляет нас задуматься о подвиге материнства, об истинном значении слова мать

Обратите внимание: если необходимо прокомментировать актуальность проблемы, поднятой автором, нельзя ограничиваться отпиской: «Данная проблема (нравственная, философская, экологическая и т.п.) очень актуальна в наши дни», нужна конкретность.

Например, по тексту Т. Щегловой можно построить вот такое схематическое рассуждение, которое впоследствии легко трансформируется в комментарий:

· проблема морально-этическая

· актуальная (почему?)

потому что даёт возможность понять

· что значит быть Матерью?

· почему материнство – это не только инстинкт, но и жертвенная любовь, и обмен отношениями?

· как овладеть искусством стать настоящей Матерью?

Потому что

· заставляет задуматься об ответственности быть матерью;

· позволяет увидеть истинное материнство;

· понять, что с рождением ребёнка мать принимает на себя множество проблем и обязательств;

· помогает убедиться, что только в тесном взаимодействии возникает духовное единство матери и ребёнка и т.п.

Конструкции, помогающие оформить комментарий проблемы:

В первую очередь, автор обращается...

Автор освещает …

Автор справедливо говорит...

Справедливо, что автор начинает анализ проблемы с разговора о …, а затем обращается к …

Автор верно подчеркивает, что..., а потом говорит о....

Автор строит последовательно свое рассуждение и останавливается на …, а затем подчеркивает, что...

Автора волнует…

Автор доказывает (убеждает, приглашает к размышлению)…

Автор раскрывает проблему на примере…

Автор не случайно использует слово (слова)…, упоминает (кого? что? с какой целью?)…



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.171 (0.005 с.)