Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как писать сочинение по исходному тексту.↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Как писать сочинение по исходному тексту. Структурные (композиционные) части сочинения - рассуждения.
Памятка выпускнику. Что такое проблема? Первая часть (соответственно, 1-ый абзац) сочинения – формулировка одной из проблем, поставленных автором текста (желательно, самой главной). Проблема — это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования, например: проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т.п. Выделяют различные категории (виды) проблем. Философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления. Социальные проблемы касаются устройства и жизни общества. Политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп. Экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды. Нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определенными правилами поведения. Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. — это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации. Определяя проблему, важно понять, что можно с ней «сделать». Её можно обозначить следующим образом: 1) С помощью речевых клише: Автор NN коснулся такой-то проблемы. Уделил внимание какой-либо проблеме. Можно: над какой-либо проблемой думать, работать. Какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения. Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-либо проблему Очень выигрышно проблему обозначить с помощью риторического вопроса, например, Что такое настоящая дружба? Каких друзей можно назвать настоящими? Над этими вопросами размышляет NN в своём очерке (рассказе, эссе и т. п.) или Четь… Человеческое достоинство… Всегда ли нужно отстаивать их? Не лучше ли в трудную минуту для своего собственного покоя, покоя близких людей промолчать, спрятаться? Очень многие размышляли над этими вопросам, не оставили они равнодушными и NN, который остро и полемично рассматривает проблему чети и бесчестия в... Неправильно выделенная проблема ставит под удар содержание всего сочинения! При выявлении проблемы можно использовать следующий прием: 1. Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения. 2. Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение. 3. Запишите этот вопрос, который и является формулировкой проблемы. Например, автор текста убеждает нас в том, что знание истории помогает человеку лучше понимать события современности. Значит, соответствующая проблема может быть сформулирована следующим образом: Что дает человеку знание истории? или Почему человеку необходимо знать историю?
Проблемный вопрос. Может ли компьютер заменить книгу? Такова проблема, которая привлекла внимание автора. Призыв, обращение к читателю. Итак, перед тем как включить телевизор и погрузиться в чудесный, но ненастоящий мир, подумайте о том, нет ли вокруг вас людей, которые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Вспомните: вас окружает подлинный мир, полный звуков, красок, ощущений. Подумайте: кем вы хотите быть - творцом своей жизни или просто зрителем? Использование цитаты. Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее мысли автора. Уместно использование небольшого фрагмента, который содержит ключевые слова текста, или цитаты из другого источника, точно отражающей позицию автора исходного текста. В заключение я хочу снова обратиться к мысли древнегреческого философа Сократа. Итак, заговори со мной, мой новый собеседник, чтобы я тебя увидел, чтобы я понял, что ты за человек и чего мне ждать от тебя!
Несколько полезных советов. 1. Проверьте, правильно ли вы записали фамилию автора. К сожалению, в сочинениях нередко искажаются фамилии даже известных писателей и публицистов. 2. Будьте осторожны при определении жанра текста: не торопитесь называть его «рассказом» или «статьей», поскольку вы можете допустить фактическую ошибку. Лучше использовать слова текст, фрагмент, отрывок. 3. При формулировании проблемы и авторской позиции старайтесь избегать сложных авторских метафор. Лучше высказать соответствующие мысли своими словами. 4. Не обязательно указывать стиль речи, к которому относится текст. Обычно предложения типа Текст относится к публицистическому стилю, что называется, «повисают в воздухе», остаются не связанными с последующими мыслями сочинения. Гораздо реже встречаются оправданные упоминания о стиле речи, когда стилевая форма текста связывается с его содержанием: Автор не случайно обращается к публицистическому стилю, поскольку его волнует такая социальная проблема, как... 5. Если вы используете авторский неологизм, обязательно заключайте его в кавычки, иначе в вашем тексте это слово будет смотреться как грамматическая ошибка. 6. Соблюдайте этические нормы: не используйте грубых, бранных, жаргонных слов (Я не понимаю, как можно вестись на подобную ерунду, и т.п.), воздержитесь от оскорблений (Могу привести в пример мою одноклассницу, отличающуюся редкой тупостью), не будьте излишне категоричны, высокомерны, не хвастайтесь. Помните, что этическая корректность отдельно оценивается экспертом. 7. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком и только черной гелевой пастой. Эксперты проверяют сканированные копии работ. Текст, написанный шариковой ручкой, при сканировании теряется.
Тема – это «то, о чем повествуется, что описывается, – предмет речи». И начинать работу над сочинением нужно, разумеется, с чтения текста и определения его темы. Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования, например: проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т.п.
Такие вопросы могут затрагивать разные стороны бытия: устройство мироздания, жизнь природы или общества, внутренний мир человека и многие другие. Выделяют различные категории (виды) проблем. В некоторых случаях автор сам четко формулирует проблемный вопрос. Например: Что делать, когда очень одиноко? Чувство одиночества типично для молодых (природа подталкивает нас к созданию гнезда, семьи). Другое дело, что одиночество чаще проистекает из-за девальвации «контекста»: родители не те, друзья не те, девушка – и та не та. Чем раньше вы признаете уникальную драгоценность всего, что вас окружает, тем приятнее вам будет жить и прочнее будет настроение. Предложите окружающим свою заботу о них, а кому отдаем, того и ценим. Чувство одиночества может проистекать и при отсутствии напряжения жизни. Счастье вообще в напоре жизни; в чувстве светлой собранности. Тоска, меланхолия приходят в гости только во время произвольной или непроизвольной, но бездеятельности. (В.К. Харченко) Текст начинается с вопроса, в котором сформулирована проблема: что делать, когда очень одиноко? Далее автор излагает свое видение проблемы и предлагает варианты ее решения. Однако тексты, предлагаемые на экзамене, призваны проверить овладение важнейшим видом речевой деятельности – сознательным чтением. Поэтому они, скорее всего, не будут слишком простыми с точки зрения замысла автора и его реализации. Необходимо самостоятельно выявить проблематику текста, а это предполагает умение обобщать информацию. Алгоритм работы с текстом: · Прочитав текст, спросите себя: «На какие вопросы можно найти ответ в данном тексте?» · Ответы подчеркните. · Одно из важных, на ваш взгляд, подчёркнутых предложений произнесите с вопросительной интонацией (формулировка проблемы). · Перечитайте текст. Заставил ли он задуматься о..? Если заставил, то проблема найдена. · Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации. Работа с текстом: Прочитайте текст, определите его тему, а затем попытайтесь сформулировать проблему. ПРОБОЧНОЕ ВОСПИТАНИЕ В семье Сверла радостное событие: сын родился. Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят – удивляются: вылитый отец! И назвали сына Штопором. Время идет, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Сверла ведь все – потомственные металлисты), да родители не дают: молод еще, пусть сперва на чем-нибудь мягоньком поучится. Носит отец домой пробки – специальные пробки, – и на них учится Штопор сверлильному мастерству. Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках. Когда же приходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потверже (посверли, мол, уже научился) – куда там! Штопор и слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться. Удивляются старые Сверла: и как это их сын от рук отбился? (Ф.Кривин) Писатель Феликс Кривин в иносказательной форме ставит перед читателем проблему воспитания молодого поколения. Автора волнуют следующие вопросы: как следует воспитывать детей? Почему дети порой становятся избалованными, неприспособленными к жизни? В олицетворенных образах неодушевленных предметов мы без труда узнаем родителей, которые из лучших побуждений оберегают сына от жизненных трудностей, однако таким образом только балуют его, превращая в лентяя, не приспособленного к серьезному труду и самостоятельной жизни. Сложность выделения проблемы заключается еще и в том, что в одном тексте может быть затронуто несколько проблем. Самое разумное в этом случае – попытаться выделить главную проблему и сделать ее основой своего сочинения. Попробуем проанализировать многоаспектный текст и выделить в нем несколько проблем. Работа с текстом: На какие вопросы можно найти ответ в данном тексте? Над какими вопросами заставил задуматься автор данного текста? Зоя Лещева сумела всю семью свою превзойти. Это вот как было. Ее отца, мать, дедушку с бабушкой и старших братьев-подростков – всех рассеяли по дальним лагерям за веру в Бога. А Зое было всего десять лет. Взяли ее в детский дом (Ивановская область). Там она объявила, что никогда не снимет с шеи креста, который мать надела ей при расставании. И завязала ниточку узлом туже, чтобы не сняли во время сна. Борьба шла долго, Зоя озлоблялась: вы можете меня задушить, с мертвой снимете! Тогда как не поддающуюся воспитанию ее отослали в детдом для дефективных! Борьба за крест продолжалась. Зоя устояла: она и здесь не научилась ни воровать, ни сквернословить. «У такой святой женщины, как моя мать, дочь не может быть уголовницей. Лучше буду политической, как вся семья». И она стала политической! Чем больше воспитатели и радио славили Сталина, тем верней угадала она в нем виновника всех несчастий. И, не поддавшаяся уголовникам, она теперь увлекла за собою их! Во дворе стояла стандартная гипсовая статуя Сталина. На ней стали появляться издевательские и неприличные надписи. (Малолетки любят спорт! Важно только правильно их направить.) Администрация подкрашивает статую, устанавливает слежку, сообщает и в МГБ. А надписи все появляются, и ребята хохочут. Наконец в одно утро голову статуи нашли отбитой, перевернутой и в пустоте ее – кал. Террористический акт! Приехали гебисты. Начались по всем их правилам допросы и угрозы: «Выдайте банду террористов, иначе всех расстреляем за террор!» (А ничего дивного, подумаешь, полторы сотни детей расстрелять. Если б Сам узнал – он бы и сам распорядился.) Неизвестно, устояли бы малолетки или дрогнули, но Зоя Лещева объявила: – Это сделала все я одна! А на что другое годится голова папаши? И ее судили. И присудили к высшей мере, безо всякого смеха. Но из-за недопустимой гуманности закона о возвращенной смертной казни расстрелять 14-летнюю вроде не полагалось. И потому дали ей десятку (удивительно, что не двадцать пять). До восемнадцати лет она была в обычных лагерях, с восемнадцати – в особых. За прямоту и язык был у нее и второй лагерный срок, и, кажется, третий. Освободились уже и родители Зои, и братья, а Зоя все сидела. Да здравствует наша веротерпимость! Да здравствуют дети – хозяева коммунизма! Отзовись, та страна, которая так любила бы своих детей, как мы своих! (По А.И. Солженицыну) Комментарии к тексту: Перед нами отрывок из книги Александра Исаевича Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». Буквально аббревиатура ГУЛАГ означает Главное управление лагерей – орган в системе Министерства внутренних дел в 1930–1950-е годы, в ведении которого находились тюрьмы, лагеря. Архипелаг – это группа близко расположенных друг к другу морских островов. Таким образом, название книги – это метафора: архипелаг ГУЛАГ – это сеть лагерей, опутавшая страну. После публикации книги слово ГУЛАГ получило новое значение – система слежки, доносительства, подавление инакомыслия, отсутствие демократических свобод, состояние всеобщей подозрительности, духовной, политической, религиозной несвободы. МГБ – Министерство государственной безопасности. Гебист (разг.) – сотрудник органов государственной безопасности. В книге Солженицына приводится множество историй людей, несправедливо обвиненных в различных преступлениях против существующего государственного строя и попавших в тюрьмы или на лагерные работы. Какие же проблемы можно выделить в приведенном фрагменте? Во-первых, как и во всей книге, здесь поднимается проблема бесчеловечного отношения к ребенку (и человеку вообще) в тоталитарном государстве (почему обесценивается жизнь человека в тоталитарном государстве?). Во-вторых, вспомним, что героиня, как и вся ее семья, страдает за веру в Бога. Следовательно, автор поднимает проблему свободы вероисповедания (имеет ли право государство преследовать человека за его религиозные убеждения?). В-третьих, история Зои Лещевой – это потрясающий пример человеческого мужества, верности своим идеалам. Здесь мы видим проблему духовной стойкости (что помогает человеку сохранить человеческое достоинство в нечеловеческих условиях?). Каждая из рассмотренных проблем может стать основой для написания сочинения, но в центре внимания автора прежде всего мужество и духовная стойкость героини. В тексте может быть затронуто несколько проблем, необходимо – и достаточно – выявить хотя бы одну из них и с ней работать (типичной ошибкой многих работ является формулирование одной проблемы, а рассуждение – о другой, также существующей в этом тексте).
Проблему текста следует не только выявить, но и сформулировать. Можно предложить два наиболее простых способа формулировки проблемы: 1. Проблема какая: автор размышляет над проблемой (чего?) воспитания; в тексте поднимается проблема одиночества; текст автора заставил меня задуматься над сложной проблемой выбора профессии. 2. Формулировка в виде вопроса (проблема и есть вопрос, требующий решения) дает больше возможностей в тех случаях, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно: каким должно быть правильное воспитание ребенка? Этой сложной проблеме посвящен текст Феликса Кривина. Прочитав текст, я задумался над вопросом: должен ли человек бояться одиночества? Чем должен руководствоваться человек, выбирая профессию? – над этой проблемой размышляет в своем тексте автор. На данном этапе работы на основе материалов, полученных в результате многоаспектного содержательно-языкового анализа исходного текста, необходимо записать в черновике некоторые общие рассуждения (фразы), касающиеся темы текста (о чем этот текст? чему он посвящен?) и его проблематики (какие проблемы рассматриваются в тексте?). При этом особое внимание следует уделить формулированию общих и частных проблем, поднимаемых автором в тексте. Далее следует выделить одну из наиболее значимых проблем исходного текста, особенно тщательно обдумать ее формулировку и прокомментировать данную проблему. Создание собственного текста и его хорошее языковое оформление представляют собой достаточно трудные задачи. Поэтому, уже начиная с первого этапа работы над текстом сочинения, следует помнить о его грамотном языковом оформлении. Для этого подойдут некоторые клишированные фразы, которые могут быть использованы в разных частях текста сочинения. Для характеристики темы текста, его проблематики и актуальности рассматриваемых вопросов можно использовать следующие конструкции: В статье (тексте, очерке) раскрывается (разрабатывается, трактуется) тема... Тема... относится к числу вечных (неисчерпаемых, общих, особенно любимых)... В своей статье автор поднимает (формулирует, решает) проблему Многие проблемы, о которых говорится в тексте, по-настоящему На первый взгляд тема (проблема) кажется странной (банальной, узкой, частной, старой, незначительной)... В жизни каждого человека случаются вещи, о которых говорит автор Почему мы не всегда обращаем внимание на... Современность темы и проблематики текста не вызывает сомнения, Актуальность публикации обусловлена тем, что... Задание: Прочитайте текст Б. Васильева. Определите его тему и обоснуйте ее актуальность. Определите проблемы, поднимаемые Б. Васильевым. Выделите главную из них. Свой ответ обоснуйте. Напишите фрагмент сочинения, в котором формулируются проблемы исходного текста. Мою первую учительницу звали… К стыду своему я не помню, как её звали, но помню её. Худощавая, строгая, ровная, безулыбчивая, всегда одетая в тёмное, из которого ослепительно вырывались белоснежные воротнички и манжеты, она представлялась нам, первоклашкам, очень старой, из прошлого века. И в один из выходных она велела собраться у школы, но не всем, а тем, кто хочет пойти на экскурсию. Я хотел, пришёл одним из первых; учительница пересчитала нас, вывела к знаменитым смоленским часам, под которыми назначались все свидания и от которых шло измерение во всех направлениях, и погрузила в маленький пёстрый и звонкий смоленский трамвай. И мы покатили вниз к Днепру. Миновали Соборную гору, выбрались из старого Смоленска, переехали по мосту через Днепр и сошли у рынка. И под предводительством первой учительницы переулками, садами и дворами вышли … к дубу. «Это самый древний житель нашего города», – сказала первая учительница. Может быть, она сказала не теми словами, сказала не так, но суть заключалась в том, что этот дуб – остаток священной рощи кривичей, которые жили в селении неподалёку от Смоленска, где и по сей день сохранилось множество их могильных курганов. Вполне возможно, что Смоленска в те далёкие времена ещё не существовало, что возник он позднее, когда по Днепру наладилась регулярная торговля, и именно здесь, в сосновых берегах, удобнее всего было смолить суда после длинных и тяжёлых волоков. Смолили суда, молились богам в священной роще и плыли дальше из варяг в греки. И постепенно вырос город, в названии которого сохранился не только труд его первых жителей, но и аромат его красных боров. Я прикоснулся к дубу раньше, чем учительница велела это сделать. Ей-богу, я помню до сей поры его грубую теплоту: теплоту ладоней, пота и крови моих предков, вечно живую теплоту Истории. Б.Васильев Чтобы понять проблему и авторскую позицию в художественном тексте, надо проанализировать ситуацию, описанную автором: кто (герой) – где – когда – что делает? или когда – где – что происходит? и обязательно – какие чувства героя/героев раскрываются? То есть в случае с художественным текстом целесообразно начинать осмысление текста не с определения проблемы, а со сжатого пересказа. При этом можно отметить: когда повествование ведется от первого лица, уместно употреблять при пересказе глаголы речи, мысли, чувства: описывает, размышляет, задумывается, переживает и т.д. Авторская позиция в художественном тексте проявляется в характеристиках героев и их поведении, которые автор дает с помощью различных художественных средств – от прямых оценок (оценочной лексики) до метафор и сравнений. В результате читатель испытывает по отношению к герою и изображенным событиям те или иные чувства. Следовательно, рассказать о позиции автора можно не только с помощью слов автор считает, по мнению автора, но и с помощью слов, словосочетаний и предложений, содержащих эмоциональные и оценочные компоненты: автор передает горечь отца…, читатель не может не почувствовать боль героя. Авторская позиция может характеризоваться самыми разными чувствами: автор восхищается поступком героя или, наоборот, мы чувствуем авторское осуждение и др. Одним из наиболее сложных для учащихся шагов в написании сочинения-рассуждения из задания 25 является работа над комментарием к проблеме текста. Это обусловлено отсутствием четкого представления о содержании комментария, а также невозможностью представить данный фрагмент создаваемого текста в сколько-нибудь обобщенном, схематическом виде, что, несомненно, облегчило бы работу над написанием сочинения. • Что такое комментарий? • Каковы типы комментирования текста? • Как выявить и сформулировать авторскую позицию? Чтобы ответить на вопрос, что такое комментарий, вновь обращаемся к толковому словарю: Комментарии – это «рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо» ( Большой толковый словарь русского языка под ред. Д.Н.Ушакова). Прокомментировать проблему – значит показать степень понимания текста; умение видеть его важнейшие аспекты; понять замысел автора; понять ход авторской мысли. Два типа комментария. 1. Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы. 2. При концепционном комментарии в центре внимания интерпретация проблемы текста, ее актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу и т.п. Экзаменуемый, анализируя её, как бы «пропускает» через своё восприятие и высказывается по ней. Следует помнить, что в любом случае комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст. Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов: Как, на каком материале автор раскрывает проблему? На чем заостряет внимание? Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте? Какие эмоции автора выражены в тексте? Как выражено отношение автора к изображаемому? Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме? Комментарий представляет собой логический переход от формулировки проблемы к изложению авторской позиции по данной проблеме. Как определить основную мысль текста (позицию автора)? Она может быть предъявлена в начале текста и затем подтверждена какими-либо доводами и примерами. Основная мысль также может быть сформулирована в конце текста – как вывод, ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале. Наконец, мысль автора может прозвучать дважды: в начале текста как тезис, требующий доказательств, и в конце – как более широкий, доказанный вывод. Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее. Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор.
(1) С самого рождения главным человеком для меня стала мать моей матери Александра Ивановна Петрова. (2) Ее я никогда не называла бабушкой – только мамой. (3) Сорокалетняя бабушка взяла на себя бремя материнства – бессонные ночи, борьбу с детскими хворями, большие и маленькие заботы, когда родила, не выходя замуж, дочка Зиночка, из четверых ее детей самая любимая, хорошенькая и добрая. (4) А дочери дала возможность заняться устройством личной жизни, что та и смогла сделать. (5) Когда началась война, двадцатидвухлетняя Зиночка, всю жизнь боявшаяся резких слов, вздрагивавшая от громкого голоса, пошла на фронт вместе с мужем, а спустя пять фронтовых лет разделила с ним кочевую жизнь военнослужащего... (6) Я хорошо помню, как она во время своих редких приездов в Москву водила меня, семилетнюю, гулять по заснеженному Замоскворечью. (7) Время от времени останавливалась, наклонялась ко мне и, глядя на меня своими большими голубыми глазами, просила сказать ей: «Мама». (8) Я упорно твердила: «Зина». (9) Когда я повзрослела, тем более не могла называть ее мамой. (10) Мне казалось, что это было бы предательством по отношению к Матери. (11) Сейчас, когда прошло столько лет, я, конечно, жалею о тогдашнем своем упрямстве, о том, что так никогда и не назвала мамой родившую меня женщину. (12) Она не могла настаивать, требовать, заявлять о своих правах на дочь и только плакала. (13) Я осталась в доме на Вишняковском, прожила вместе с Матерью до своих тридцати лет и благодарна судьбе за это. (14) В школу мы с Матерью пошли вместе: я стала первоклассницей, а она – членом, а затем и председателем родительского комитета. (15) Мать делала много полезного: она устраивала всякого рода «мероприятия», ходила к родителям нерадивых учеников, добивалась бесплатных завтраков и ботинок для ребят из бедных семей. (16) У многих отцы погибли на фронте, а у некоторых стали жертвами предвоенных репрессий. (17) Наши с Матерью отношения не были сплошной идиллией – случались размолвки, мои капризы и непослушание.(18) Единственным наказанием, которое Мать применяла по отношению ко мне в случае моих провинностей, было молчание. (19) Со всеми домочадцами разговаривает, со мной – ни слова. (20) Я лишалась общения, не могла ничем заняться, не в силах была долго терпеть свою изоляцию и «одумывалась». (21) Мать любила читать. (22) В доме было много хороших книг, их покупали, обязательно дарили на праздники. (23) Не учившаяся никогда музыке, она позаботилась о том, чтобы я научилась играть – дома было пианино. (24) А театр? (25) Чаще всего мы ходили в филиал Малого на Ордынке, в наш «придворный», как мы его называли, театр – близко от нашего дома. (26) Я была домашним ребенком – не ходила в детский сад, не ездила в пионерский лагерь. (27) Первый раз разлучилась ненадолго с Матерью, когда мне было шестнадцать лет. (28) Мать отпустила меня с тетей Шурой на юг, в санаторий. (29) Отвечая на мое посланное из Анапы в Москву письмо (живем с Шурой в разных комнатах, очень жарко, на пляж ходить далеко, еда невкусная и т.д. и т.п.), Мать пишет: «Танюша, дорогая, надо учиться жить так, чтобы видеть хорошее, и тогда будет меньше недовольства, да и жить будет веселее». (30) В шестьдесят с небольшим Мать тяжело заболела. (31) Опасаясь за нее и не в силах скрыть своей боязни остаться вдруг без согревавшего меня всю жизнь крыла, я спросила: «Мама, ты поправишься?» (32) Мой эгоизм («Как буду жить без нее?») поставил вместо утверждающей точки или восклицательного знака трусливый вопросительный знак. (33) Мать ответила: «Не бойся, поправлюсь. Мне еще надо дорастить тебя». (По Т. Щегловой) Чтобы проследить развитие авторской мысли в тексте, нужно: 1) исходный текст разделить на микротемы; 2) выделить основную мысль каждой микротемы, записать её в виде пункта плана; 3) используя глаголы, показать, что делает автор, рассуждая над данной проблемой, и как он позволяет читателю увидеть ход своих рассуждений. Предложения 6 – 13 Рассказчица с детства считала бабушку матерью, поэтому ей непонятны были страдания родной матери Т. Щеглова также позволяет читателю увидеть и трагедию родной матери, оказавшейся не в состоянии воспитывать девочку, и позднее раскаяние рассказчицы, так и не назвавшей мамой родившую её женщину Предложения 14 – 16 Мать свою жизнь подчинила интересам внучки Автор помогает также понять причины того, почему бабушка стала для повествовательницы Матерью с большой буквы: Александра Ивановна свою жизнь подчинила интересам внучки, всесторонне развивая её и обучая умению жить в мире и гармонии с собой и окружающими людьми Предложения 17 – 20 Мать сделала так, что даже временное лишение общения с ней для рассказчицы становилось невыносимым Предложения 21 – 25 Мать развивала внучку духовно, всесторонне, давая ей то, чего сама была лишена Предложения 26 – 29 Мать учила внучку жить в мире и гармонии с людьми и с собой Предложения 30 – 33 Мать понимает тревогу дочери, страх остаться в одиночестве, и это придаёт ей силы бороться с болезнью Т. Щеглова заставляет нас задуматься о подвиге материнства, об истинном значении слова мать Обратите внимание: если необходимо прокомментировать актуальность проблемы, поднятой автором, нельзя ограничиваться отпиской: «Данная проблема (нравственная, философская, экологическая и т.п.) очень актуальна в наши дни», нужна конкретность. Например, по тексту Т. Щегловой можно построить вот такое схематическое рассуждение, которое впоследствии легко трансформируется в комментарий: · проблема морально-этическая · актуальная (почему?) потому что даёт возможность понять · что значит быть Матерью? · почему материнство – это не только инстинкт, но и жертвенная любовь, и обмен отношениями? · как овладеть искусством стать настоящей Матерью? Потому что · заставляет задуматься об ответственности быть матерью; · позволяет увидеть истинное материнство; · понять, что с рождением ребёнка мать принимает на себя множество проблем и обязательств; · помогает убедиться, что только в тесном взаимодействии возникает духовное единство матери и ребёнка и т.п. Конструкции, помогающие оформить комментарий проблемы: В первую очередь, автор обращается... Автор освещает … Автор справедливо говорит... Справедливо, что автор начинает анализ проблемы с разговора о …, а затем обращается к … Автор верно подчеркивает, что..., а потом говорит о.... Автор строит последовательно свое рассуждение и останавливается на …, а затем подчеркивает, что... Автора волнует… Автор доказывает (убеждает, приглашает к размышлению)… Автор раскрывает проблему на примере… Автор не случайно использует слово (слова)…, упоминает (кого? что? с какой целью?)… По русскому языку.
III. Заключение. Общий вывод о значении текста. Оценка прочитанного. Проблема, которую ставит автор, бесспорно, актуальна для современного читателя. А очерк (статья, фрагмент, произведение) заставляет задуматься (об ответственности людей за вечную гармонию жизни, о взаимоотношениях людей…). Статья … и в наши дни заставляет заглянуть в себя, задуматься о многом и пробуждает в читателе «чувства добрые». Статья … актуальна, интересна и нужна современному читателю. ПАМЯТКА «Как написать сочинение-рассуждение»
1. Сформулируйте тему текста. (О чём говорится в данном тексте?) 2. Укажите, какую основную проблему затрагивает автор в этом тексте. 3. Напишите вступление, в котором будет указана тема и перечислены основные вопросы, которые автор затрагивает в тексте. Как начать сочинение Постарайтесь избежать в своем сочинении типичных ошибок, которые обычно встречаются в работах выпускников: 1) Не превращайте сочинение в изложение: нужен не пересказ текста, а его интерпретация – толкование затронутой в тексте проблемы. 2) Не начинайте сочинение с местоименной фразы (В этом тексте говорится...). Приведем удачные, на наш взгляд, примеры из экзаменационных работ: 1. Наверное, каждый человек встречал хоть один раз зарю. Как удивительна трава, которая вся в росе и сверкает в лучах восходящего солнца! А цветы? А птицы? Как выразить то общее настроение пробуждающейся природы, которое передается и нам, проснувшимся на заре? Именно об этом говорится в тексте Владимира Солоухина. 2. За что дают ордена и медали старикам, когда-то участвовавшим в войне, или людям, добросовестно трудящимся на производстве? Справедливы ли эти государственные награды? И нужно ли вообще их давать? Такие вопросы невольно возникают после чтения текста Г. Смирнова. Речевые клише: В данном тексте анализируется проблема автор исследует, поднимает, рассматривает, анализирует проблему автор размышляет над проблемой даётся – истолкование, описание, критическая оценка… излагается история – возникновения, формирования, развития, создания… исследуется – комплекс вопросов, процесс, влияние, зависимость… показывается – характер, важная роль, огромное значение, сущность… подвергается – критике, рассмотрению, анализу… характеризуется – состояние, сущность… рассматривается – вопрос, пример… 4. Найдите предложение, которое выражает авторскую позицию. 5. Прокомментируйте авторскую позицию. Речевые клише: Автор убедительно доказывает, что… обращает внимание на то, что… даёт оценку… выражает тревогу… выявляет сущность… разграничивает понятия … верно (тонко) замечает… по мнению автора, главное значение имеет… 6. Сформулируйте и запишите свою точку зрения на проблемы, затронутые в тексте. Дайте обоснование своей позиции. Речевые клише: с моей точки зрения, эта проблема весьма актуальна… автор абсолютно прав, утверждая, что… трудно не согласиться с автором в том, что… по моему мнению, злободневность затронутой проблемы в том, что… мне кажется, что автор не прав, утверждая, что… не совсем точной, на мой взгляд, является оценка автором… представляется |
| Поделиться: |
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.103.203 (0.024 с.)