Картотека опытов по тематическим неделям. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Картотека опытов по тематическим неделям.



Картотека опытов по тематическим неделям.

Неделя диагностика.

3 неделя. «Праздник урожая».(сад, огород)

  «Свет и тепло в жизни растений».

Цель: определить, как влияет свет и тепло на рост растений.

Материал: четыре листа герани помещаются в стакан­чиках с водой.

 

Два одинаковых листа находятся в разных условиях: один — на освещенном подоконнике, другой — в темноте (например, в шкафу). Два следующих листа, соответствен­но, помещаем в тепло и холод. Через 3—4 дня дети наблю­дают за изменениями, происходящими с листами

Выводы: растения без света и тепла погибают.

 

«Влага и растения».

Цель: определить, какое влияние оказывает влага на рост растений.

Материал: два блюдца, семена, баночки с почвой, пустые баночки и баночки с водой, луковицы

. «Сырые и вареные».

Цель: выяснить отличие сырых овощей и фруктов от вареных. Материалы: вареные и сырые овощи и фрукты. Дети на вкус сравнивают сочность, твердость, внешний вид сырых и варе­ных овощей и фруктов.

Вывод: сырые овощи и фрукты полезнее, в них больше

Попробовать прорастить одинаковые семена в двух блюдцах (в пус­том и с влажной ватой). Посадить семена: сухие и проращенные. Прора­щивать луковицы в сухой банке и в банке с водой.

Вывод: для роста растений необходима влага.

 

«Сравнение плодородной земли с глиной и песком».

Цель: учить детей распознавать свойства почвы (чернозем, песча­ная, глинистая), обследовать почву.

Материал: три стеклянные баночки, песок, глина, плодородная земля, палочка для разме­шивания.

Взять три стеклянные баночки. В одну насыпать песок, в другую — глину. Налить воду и размешать. Песок скоро осядет, а глина долго будет находить­ся в виде взвеси. Песок пропускает воду, а глина задерживает. В третью баночку положить пло­дородную землю. Когда ее размешать с водой,

то можно увидеть остатки корешков. Благодаря корешкам растения получают из почвы питательные вещества

Вывод: почва состоит из плодородного слоя (чернозема) и неплодо­родного слоя

 

«Приготовление морковно-капустного салата» (с добавлением яблока).

Цель: закрепить представления детей об использовании овощей и фрук­тов человеком.

Материал: головка капусты, две моркови среднего размера, яблоко, две столовые ложки растительного масла, щепотка соли.

Воспитатель нарезает капусту, дети на овощной терке натирают морковь и яблоко. Затем все смешивают, добавляют соль и растительное масло.

Вывод: один из способов использования овощей и фруктов — приго­товление салатов.

 

 

«Определи на ощупь, на вкус, по запаху».

Цель: уточнить представления детей об овощах и фруктах, формиро­вать умение сравнивать, аргументировать, развивать творческое вооб­ражение, совершенствовать навыки связной речи.

Материал: «Чудесный мешочек» или баночки с кусочками овощей и фруктов.

1.В «чудесный мешочек» заранее кладутся муляжи или натураль­ные овощи и фрукты. Ребенок опускает руку в мешочек, нащупывает
предмет и называет его. После этого вынимает овощ или фрукт и убеж­дается в правильности своих предположений.

2.Ребенок закрывает глаза и открывает рот. Воспитатель кладет ему на язык заранее подготовленные кусочки овощей или фруктов (по­мещаются на тарелке под салфеткой). Ребенок называет овощ или
фрукт и свои вкусовые ощущения.

3.В бутылку кладутся кусочки ароматных овощей и фруктов. Ребенок по запаху определяет и называет их.

Опыт может проводиться с одним ребенком, несколькими детьми или всей группой детей одновременно.

Вывод: органы чувств помогают определить овощи и фрукты на ощупь, вкус и запах.

 

 

Осадки

«Узнаем, какая вода».

Цель: закрепить знания о свойствах воды (жидкая, про­зрачная, текучая).

Материал: доска, вода в стакане, белый лист бумаги, пуговица.

1. На наклонную доску налить немного воды. Обратить внимание на то, как она сбегает вниз (

Вывод: вода текучая.

2. Налить воду в стакан. Какого цвета вода? (Если дети ответят, что белая, сравнить с белым листом бумаги.) Опустить в стакан пуговицу, монету. Предложить посмотреть через стакан с водой на цветы (рис. 18). Можно ли их увидеть?

Вывод: вода — это жидкость, она прозрачная и бесцветная.

«Сравнение воды с молоком».

Цель: выявить сходство и отличие воды и молока.

Материал: стакан с водой, стакан с молоком.

В одном стакане находится вода, в другом — молоко. Вода — жидкость, а молоко? Бросить в стакан с водой пуговицу. Можно ли ее увидеть? Почему она видна? А по­том проверить, будет ли видна пуговица, брошенная в мо­локо. Почему

Вывод: сходство молока и воды в том, что это жидко­сти; отличия — вода прозрачная, бесцветная, не имеет запаха, вкуса; молоко белого цвета, имеет запах, вкус

Растения

«Почему осенью листья желтые?»

Цель: продемонстрировать зависимость роста растений от сезона, как на них влияет уменьшение светового дня.

Материал: лист герани, стакан с водой, черная бумага.

Для опыта нужен листок из нижнего яруса настурции большой или герани, который уже закончил свой рост, но не начал еще желтеть, а так­же стакан с водой, кусок черной бумаги. Закрыть половину листовой пла­стинки черной бумагой с двух сторон. Через 4—5 дней бумагу снять. Отметить, какие отличия наблюдаются между двумячастями листа.

Вывод: осенью листья желтеют, поскольку становится меньше све­та и солнца.

«Почему нельзя сжигать листья?»

Цель: продемонстрировать, как происходит загрязнение окружаю­щего воздуха в ходе деятельности людей.

Материал: блюдце с несколькими сухими листьями, спички.

Взрослый сжигает несколько сухих листьев, лежащих на блюдце. Образуется едкий густой дым.

Вывод: дым загрязняет воздух, поэтому листья сжигать нельзя.

 

Игры с песком

Цель: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.

Материалы: большая детская песочница, в которой остав­лены следы от пластмассовых животных, игрушки-животные, совки, детские грабли, лейки, план участка для прогулок дан­ной группы.

Описание. Дети выходят на улицу и осматривают площадку для прогулок. Воспитатель обращает их внимание на необыч­ные следы в песочнице. Почему следы так хорошо видны на песке? Чьи это следы? Почему вы так думаете?

• Дети находят пластмассовых животных и проверяют свои предположения: берут игрушки, ставят лапами на песок и ищут такой же отпечаток. А какой след останется от ла­ дошки? Дети оставляют свои следы. Чья ладошка больше? Чья меньше? Проверяют прикладывая.

• Воспитатель в лапках медвежонка обнаруживает письмо, до­стает из него план участка. Что изображено?Какое место об­ ведено красным кружком? (Песочница.) Что там может быть еще интересного? Наверное, какой-то сюрприз? Дети, погру­зив руки в песок, отыскивают игрушки. Кто это?

• У каждого животного есть свой дом. У лисы... (нора), у мед­ведя... (берлога), у собачки... (конура). Давайте построим для

каждого животного свой дом из песка. Из какого песка лучше всего строить? Как сделать его влажным?.

Вывод: в воде есть воздух, его не видно, он ра­створен, чем свежее и чище вода, тем больше в ней воздуха.

 

 

• Дети берут лейки, поливают песок. Куда пропадает вода­? Почему песок стал влажным? Дети строят домики и
играют с животными.

«Чем пахнет воздух?»

Цель: учить различать запахи, узнавать запах знакомых предметов наслаждаться ароматами.

Материал: кусочки лука, яблока, дольки чес­нока, апельсиновые или лимонные корки, вет­ки сосны или ели.

Разложить пахучие предметы (нарезанный лук, апельсиновые или лимонные корки, ябло­ки, ветки сосны или ели в вазе с горячей водой, чеснок и др.) в разных местах комнаты (рис. 33).

Рис. 33

Какой запах нравится? Вреден ли для здоро­вья дым? Почему зимой в помещениях часто рас­кладывают чеснок?

Вывод: воздух распространяется во всех на­правлениях и не имеет собственного запаха, но способен передавать запахи пахучих веществ.

 

«Есть ли воздух в воде?»
Цель:
обнаружить воздух в воде.

Материал: две прозрачные емкости, в одну из них заранее налита вода.

В свободную банку налить холодную воду из-под крана, сравнить ее с той, которую налили за­ранее. Чем они отличаются? Обратить внимание на пузырьки на стенках банки со свежей водой. Что эти пузырьки означают? Откуда они взялись? Это воздух, который есть в чистой водопроводной воде, где его много. Пузырьки постепенно исчеза­ют: часть воздуха растворится в воде, часть выйдет наружу (рис

 

«Куда исчезают опавшие листья?»

Цель: установить зависимость плодородности почвы от гниения растений.

Материал: почва, опавшие листья, дождевые черви, емкость.

Взрослый обращает внимание детей на опавшие листья. Куда исче­зают опавшие листья в саду, лесу, парке? Дети выдвигают предположе­ния, что к весне листва сгниет и превратится в почву.

В прозрачной емкости делается смесь из листьев и почвы. Помес­тить туда дождевых червей. К весне сравнить полученные результаты.

Вывод: плодородность почвы зависит от количества перегнивших растений.

 

«Вода принимает форму»

Цель: выявить, что вода принимает форму сосуда, в ко­торый она налита.

Материалы, воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики одина­кового размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы, рабочие листы с зарисованной формой со­судов, цветные карандаши.

Описание. Перед детьми — таз с водой и различные сосу­ды. Галчонок Любознайка рассказывает, как он гулял, купался в лужах и у него возник вопрос: «Может ли вода иметь какую-то форму?» Как это проверить? Какой формы эти сосуды? Да­вайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (Ковшиком через воронку.) Дети наливают во все со­суды по два ковшика воды и определяют, одинаковое ли ко­личество воды в разных сосудах. Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах. Оказывается, вода принимает форму того сосуда, в который налита. В рабочих листах зарисовыва­ются полученные результаты — дети закрашивают различные сосуды.

 

 


Растения

«Вода нужна всем».

Цель: выявить, насколько велика роль воды в развитии, прорастании растений.

Материал: две горошины или фасолины, два блюдца, вата.

Одну горошину положить в блюдце с намоченной ватой и постоянно (ежедневно) поддерживать ее во влажной среде. Вторую горошину поло­жить на другое блюдце в сухую вату и не смачивать ее.

Блюдца поставить на подоконник (они должны находиться в одинаковых условиях). В какой из горошин появится росток, а в какой — нет? Почему?

Вывод: для прорастания и развития растений необходима вода.

«Как вода питает ветки?»

Цель: познакомить с процессом движения воды в растениях

Материал: сухая марлевая или бумажная салфетка, широкая емкость с водой.

Взять сухую марлевую или бумажную салфетку и осторожно положить ее на поверхность воды в широком сосуде. Через некоторое время сал­фетка промокнет. Вода проникает в волокна (ткани или бумаги) и смачи­вает ее. Точно так же вода будет питать ветки, которые мы поставим в сосуд с водой.

Вывод: вода постепенно поднимается по веткам вверх

 

«Сладкий опыт».

Цель: выявить, что в теплой воде вещества растворяются быстрее.

Материал: два стакана: один с холодной водой, второй — с горячей, сахар, палочки для размешивания.

Дети набирают воду: в один стакан — из крана с горячей водой, в другой — с холодной. Как можно измерить температуру воды? (Измеряем темпера­ туру воды при помощи градусника.) Опустить по ложечке сахарного пес­ка в каждый стаканчик. В каком из них сахар растворится быстрее?

Вывод: в стакане с горячей водой сахар растворится быстрее.

 

  Замешивание соленого теста «Прянички для Ванечки».

 Цель: продолжать познакомить детей с материалом соленое тесто, его свойствами и возможностями.

развитие мелкой моторики,

повысить сенсорную чувствительность.

 Повышение культурно-эстетических знаний детей. Развитие воображения, творческих способностей

 

 

«Вода — растворитель».

Цель: закрепить знания о следующих свойствах воды: некоторые ве­щества в воде растворяются, вода прозрачная, но может изменять свою окраску.

Материал: емкости с водой (холодной и теплой), сахар, растворимый кофе или гуашь, мерные стаканчики, палочки для размешивания.

1. Взрослый предлагает детям потрогать сначала оба стаканчика, до­гадаться, почему один — теплый, а другой — холодный, потрогать воду рукой. Затем он ставит перед детьми задачу узнать: что произойдет с сахаром, если опустить его в воду, в каком стаканчике он быстрее растворится.

Вывод: вода остается прозрачной, сахар в теплой воде растворится быстрее.

2. Взрослый ставит перед детьми следующую задачу: что произой­дет с водой, если в нее добавить растворимый кофе или гуашь. Дети наблюдают за тем, в каком стаканчике

 

краска или кофе быстрее ра­створится (в холодной или теплой воде), следят за изменением цвета воды. Как изменится окраска воды, если красителя будет больше?

Вывод: вода изменяет цвет, чем больше окрашенного вещества, тем интенсивнее цвет.

 

     

«Всегда ли вода растворитель?»

Цель: убедиться в том, что не все вещества растворяются в воде.

Материалы: лупа, крахмал, подсолнечное масло, мерные стаканчики, палочки для размешивания, емкость с водой.

1. Дети добавляют в воду муку или крахмал, размеши­вают, дают возможность отстояться

Вывод: раствор мутный, мука и крахмал оседают на дно.


Воздух

«Есть ли воздух на улице?»

Материал: тонкая папиросная бумага или полиэтиленовая пленка, ножницы, нитки для изготовления парашюта; бумага, палочка, гвоздик для изготовления вертушки.

Цель: определить наличие воздуха в окружаю­щем пространстве. Изготовить с детьми самодель­ные вертушки, парашюты.

Обсудить, почему вертушка вертится, почему «получается» ветер, когда дети бегут, держа пе­ред собой вертушки; как парашют замедляет дви­жение (Воздух под ним распирает ку­пол, поддерживает его, поэтому снижение и про­исходит плавно.)

Вывод: воздух везде вокруг нас.

«Воздух упругий».

Цель: выявить одно из свойств воздуха — упругость.

Материал: бумажный, целлофановый пакеты, над Цель: определить наличие воздуха в окружаю­щем пространстве. Изготовить с детьми самодель­ные вертушки, парашюты.

Обсудить, почему вертушка вертится, почему «получается» ветер, когда дети бегут, держа пе­ред собой вертушки; как парашют замедляет дви­жение (Воздух под ним распирает ку­пол, поддерживает его, поэтому снижение и про­исходит плавно.) надувной шарик.

 

Показать бумажный пакет, обратить внимание на то, что у него нет формы, он мягкий, не имеет объема. Надуть его, продемонстрировать, какой формы он по­лучился, дать всем потрогать и почувствовать его уп­ругость. Хлопнуть по пакету. От хлопка пакет рвется, так как воздух внутри него стремиться выйти. Надуть целлофановый мешок, продемонстрировать его фор­му, упругость. Затем показать на надувной шарик, об­ратить внимание на то, что он мягкий, бесформен­ный. Надуть его, завязать, потрогать, насколько упру­гим он стал (рис. 32).

Вывод: надувать можно разные мягкие предметы, не пропускающие воздух; воздух заполняет их, придает им форму, а сам внутри предметов становится упругим.

«Солнцетепло, тень — прохлада».

Цель: выявить, где предметы нагреваются сильнее: на солнце или в тени.

Материал: два любых одинаковых предмета.

Положить два одинаковых предмета: один — на солнце, другой — в тень Через некоторое время прове­рить, какой из них будет иметь более высокую температуру.

Вывод: солнце — источник тепла.

 

 

 «Волшебный лучик».

Цель: узнать, из каких цветов состоит солнечный луч.

Материал: ванночка с водой, зеркало, лист бумаги.

Наполнить небольшую ванночку водой, опустить зер­кальце в воду наполовину (верхняя часть опирается на край, а нижняя — в воде под углом). Лист бумаги поместить перед зеркалом (рис. 14).

Вывод: солнечный луч превращается в разноцветный, если он проходит сквозь капли.


Описание.

• Игра «Что звучит?» — воспитатель предлагает детям за­
крыть глаза, а сам издает звуки с помощью известных им
предметов. Дети отгадывают, что звучит. Почему мы слы­
шим эти звуки? Что такое звук?
Детям предлагается изоб­
разить голосом: как звенит комар? (З-з-з.) Как жужжит
муха?
(Ж-ж-ж.) Как гудит шмель? (У-у-у.)

Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну ин­струмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотро­нуться до струны, чтобы остановить звук. Что произошло? По­ чему звук прекратился? Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже про­падает.

Есть ли голос у деревянной линейки? Детям предлагается извлечь звук с помощью линейки. Один конец линейки при­жимаем к столу, а по свободному хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется.) Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой.)

Извлекаем звук из стеклянного стакана с помощью палоч­ки, прекращаем. Когда же возникает звук? Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад. Это называется колебаниями. Почему все звучит?Какие еще можете назвать предметы, которые будут звучать?

 

«Определение чистоты воздуха».

 

Цель: выявить, можно ли определить чистоту воздуха, и выяснить, как чистота воздуха влияет на наше здоровье.

Материал: зеркало.

Взрослый предлагает детям внимательно всмот­реться в отраженный от зеркальной поверхности луч света (рис. 8). Понаблюдать за тем, что в нем находит­ся, какие мельчайшие частицы. (Пыль.) Что необходи­мо делать, чтобы пыли было меньше? (Чтобы меньше было пыли.Чтобы воздух был чистым, необходимо чаще делать уборку в помещении, вытирать пыль влажной тряпочкой, мыть полы, проветривать комнаты. Это надо делать потому, что грязный воздух попадает нам в легкие, мы им дышим.)

Вывод: чистота воздуха — залог нашего здоровья.

 

 

 «Глаза в темноте».

Цель: продемонстрировать, как изменяется величина зрач­ков человека, в зависимости от освещения.

Материал: зеркало.

Предложить детям посмотреть в зеркало и постараться за­помнить, какого размера их зрачок, когда света много. Создать условия, когда света в комнате очень мало.Предло­жить детям посмотреть на свои зрачки. Как они изменились?

Вывод: в темноте зрачки становятся больше. Зрачок ловит сол­нечный свет, чем он больше, тем больше света он может поймать.

 

 

«Рукам своим не верю»
Приготовьте три миски с водой: одну - с холодной, другую - с комнатной, третью - с горячей. Попросите ребенка опустить одну руку в миску с холодной водой, вторую - с горячей водой. Через несколько минут пусть он погрузит обе руки в воду комнатной температуры. Спросите, горячей или холодной она ему кажется. Почему есть разница в ощущениях рук? Всегда ли можно доверять своим рукам?

 

Почва

 «Свойства песка».

Цель: закрепить с детьми знания о свойствах песка.

Материал: бумага, горстка песка, увеличительное стекло, емкость с водой, пробирка, большая емкость с песком.

 

Рассмотреть небольшую горстку сухого песка, разложенного на бе­лой и черной бумаге. Песок состоит из отдельных песчинок, они мелкие,

 

«Сравнение камней и песка».

Цель: выяснить, что тяжелее: камни или песок.

Материал: баночка с водой, песок, неболь­шие камешки, палочка для размешивания.

Рис. 29

В банку с водой насыпать песок и камни, все перемешать. Понаблюдать, как материа­лы опускаются на дно (рис. 29).

Вывод: камни тяжелее песчинок, они осе­дают раньше.

.

«Что такое пар?»

Цель: продемонстрировать, как вода может превра­щаться в пар.

 

Материал: электрочайник, стекло. 1. Вскипятить воду в электрочайнике, проследить, как из носика чайника идет пар (Он белый, легкий, поднимается

вверх. Больше всего пара выделяется тогда, когда вода кипит. Если в чайнике долго ки­пятить воду, она может вся испариться.

Вывод: при нагревании вода превра­щается в пар.

Рис. 26

2. К струе пара поднести холодное стекло (рис. 26). Что произошло со стеклом? (На стекле образовались капельки воды.) Откуда? Ведь перед опытом стекло было абсолютно чистым, сухим.

Вывод: при охлаждении пар превращается в капель­ки воды, т. е. конденсируется.

 

 

Описание.

В гости пришла Капелька. Кто такая Капелька? С чем она
любит играть?

На столе две непрозрачные банки закрыты крышками, одна из них наполнена водой. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу? Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее? Открываем банки: одна пустая — поэтому легкая, другая наполнена водой. Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем пахнет вода?

Взрослый предлагает детям заполнить стеклянную банку водой. Для этого им предлагаются на выбор различные емкос­ти. Чем удобнее наливать? Как сделать, чтобы вода не проли­ валась на стол? Что мы делаем? (Переливаем, наливаем воду.) Что делает водичка? (Льется.) Послушаем, как она льется. Какой слышим звук?

• Когда банка заполнена водой, детям предлагается поиграть в игру «Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку). Что увидели? Почему так хорошо видно картинку?

Какая вода? (Прозрачная.) Что мы узнали о воде?

 

 

Опыт №1: “Вода не имеет формы

Сравни форму воды в своем стакане с водой у соседа, воспитателя (воспитатель показывает, что, если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды). Что можно сказать о форме воды?

Опыт №2: “Вода жидкая, может течь”

Дать детям 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. И предложить им перелить воду из одного стакана в другой. Задать вопрос: “Льется вода? Почему?”. Вывод: вода жидкая,

Опыт №3: “У воды нет вкуса”

Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Вывод: вода не имеет вкуса.

Осадки «Снег. Какой он?»

Цель: установить связь между температурой, силой ветра и характе­ром снега.

Снег бывает разным. Его цвет зависит от чистоты: белый — это чистый снег; серый, бурый — грязный, таким он бывает на дорогах, в городе. В морозную погоду снег пушистый, легкий, блестит на солнце, скрипит под ногами. В оттепель снег тяжелый, мокрый, липнет к ногам и лы­жам, из него можно лепить снежки, снеговиков, разные фигуры и т. д.

Вывод: вид снега зависит от температуры, ветра, места нахождения.

 

«Снег в морозный день».

Цель: установить зависимость рыхлости снега от влажности, а влаж­ность — от температуры воздуха.

Материал: емкость с водой, емкость для снега.

Предложить детям в морозный день слепить снежки. Определить, почему снег не смешивается.

1 вариант. Полить снег водой. Вновь предложить вылепить снежки.
Выяснить, почему снег стал липким.

2 вариант. Принести снег в помещение и предложить вылепить снеж­ки. Почему снег стал липким?

Вывод: на морозе снег рассыпается; липкость снега зависит от влаж­ности, а влажность — от температуры воздуха.

 

«Как из снега получить воду?»

Цель: самостоятельно найти способы превращения снега в воду. Обратить внимание на длительность протекания опыта.

Материал: четыре емкости со снегом.

Из снега можно получить воду, если его нагреть. А вот нагревать можно по-разному. (Дети должны предложить свои варианты: подержать в руках, поставить на батарею, поставить в миску с горячей водой, подогреть на огне и т. п.) В каком случае снег растает быстрее?

Вывод: снег — это вода, которая замерзла в виде кристалликов-снежинок.

 

 

«Можно ли пить талую воду?»

Цель: установить непригодность талой воды для

питья.

Материалы: стакан с чистой водой, стакан со снегом.

В один стакан положить снег, в другой налить чис­тую воду. Через два часа рассмотреть воду в стаканах, сравнить ее, определить наличие мусора на дне ста­кана, в котором был снег. Внешне чистый снег превра­щается в талую воду, непригодную для употребления. Но талой водой хорошо и полезно поливать комнат­ные растения

Вывод: талую воду пить нельзя.

 

«Свойства снега».

Цель: выявить особенности взаимодействия снега и воды. Материал: емкость со снегом.

Сравнить, что тяжелее: вода или снег. Бросить комо­чек снега в воду. Утонул ли снег? (Нет.) Почему?

Вывод: снег легче воды; в снеге есть воздух.

 

Сравнить, как изменяются свойства воды и снега.
(Вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее
объем увеличивается, снег изменяет цвет.)

Вывод: вода взаимодействует со снегом, свойства ее изменяются.

 

 

Фокусы с магнитами

Задача: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

Материалы: магниты, вырезанный из пенопласта гусь с вставленным в клюв металлический.стержнем;миска с водой,банка с вареньем,и с горчицей;деревянная палочка, с одного края кот. прикреплен магнит и сверху покрыт ватой,а с другой—на конце только вата; фигурки животных на картонных подставках;коробка из-под обуви с отрезанной стенкой с одной строны; скрепки; магнит,прикрепленный с по­мощью скотча к карандашу;стакан с водой,небольшие металлические стержни или иголка.

Описание. Детей встречает фокусник и показывает фокус «переборчивый гусь».

Фокусник:Многие считают гуся глупой птицей.Но это не так. Даже маленький гусенок понимает, что для него хоро­шо,что плохо. Хотя бы этот малыш. Только что вылу­пился из яйца,а уже добрался до воды и поплыл.Значит,он понимает,что ходить ему будет трудно,а плавать— легко. И в пище разбирается. Вот тут у меня привязаны две ватки, макаю в горчицу и предлагаю гусенку ее отведать(подносится палочка без магнита) Кушай,маленький! Смотрите, отворачивается. Какая горчица на вкус? Почему гусь не

хочет есть? Теперь попробуем макнуть другую ватку в варенье (подносится палочка с магнитом).Ага, потянулся к сладенькому.Не глупая птица

Почему наш гусенок тянется клювом к варенью, а от горчицы отворачивается?В чем его секрет? Дети рассматривают палочку с магнитом на конце. Почему гусь взаимодействовал с магнитом?(В гусе есть что-то металлическое.)Рассматривают гуся и видят, что в клюве есть металлический стержень.

• Фокусник показывает детям картинки животных и спрашивает: «Могут ли мои звери сами двигаться?»(Нет.)Фокусник заменяет этих животных на картинки с прикрепленными к их нижнему краю скрепками Ставит фигурки па коробку и водит магнитом внутри коробки. Почему стали двигаться животные? Дети рассматривают фигурки и видят, что к подставкам прикреплены скрепки. Дети пробуют управлять животными. Фокусник «нечаянно» роняет иголку в стакан с водой. Как достать ее, не замочив руки? (Поднести магнит к стакану.)

• Дети сами достают различные предметы из воды с помощью магнита.

 

 

Почва и растения

1—2. «Почему снег называют "одеялом"»?

Цель: выявить защитные свойства снега. Материал: пластиковые бутылки с крышками. Загадка. Одеяло бело всю землю одело. (Снег.)

1. Налить воду (в равном количестве) в три плас­тиковые бутылки, закопать в снег на разную глубину.
Через некоторое время определить причину разного
состояния воды в бутылках.

Вывод: чем толще покров снега, тем теплее под ним.

2. Налить в две одинаковые бутылки горячей воды (одинаковое количество

 

и закупорить их. Дети убеждаются, что вода в бутылочках одинаковой температуры и в равном коли­честве. Выбрать сугроб (можно измерить его глубину палкой). Одна из бутылочек закапывается в сугроб, другая помещается на открытом месте В конце прогул­ки обе бутылки ставятся рядом и сравниваются; устанав­ливается, в какой из них вода остыла больше. Каково зна­чение снежного покрова для жизни растений?

 

Вывод: вода в бутылке, находящейся под снегом, остыла меньше, значит, там теплее.

 

«Теневой театр».

Цель: понять принципы действия теневого театра.

Материал: диапроектор или фильмоскоп, оборудование для тене­вого театра.

Дети рассматривают оборудование для теневого театра. Обсуждают, как и почему получается изображение. (Нужен источник света в за­темненной комнате и светлый экран на стене, тогда контур тени

«Определение направления и силы ветра».

Цель: учить детей изготавливать простейшие приборы для определе­ния направления и силы ветра.

Материал: кусочки ткани, кольца, бумага, гофрированная бумага, пал­ки, шурупы, бечевка и т. д.

Взрослый демонстрирует изготовление султанчика из гофрированной бумаги, вертушки. Можно сшить в виде треугольника ткань, натянув широ­кий конец на кольцо. Детям предлагается изготовить султанчики или вер­тушки (по выбору). Все приборы развешиваются по участку детского сада. На прогулках дети рассказывают о силе и направлении ветра.

Вывод: направление и силу ветра можно определить с помощью приборов.

 «Здравствуй, солнечный лучик!»

Цель: дать понятие о том, что источник света мо­жет принадлежать к природному и рукотворному миру.

Есть ли в комнате солнечные лучи? Как можно до­казать это? Солнечные лучи каждый день освещают комнату, поэтому мы не обращаем на них внимания. Закроем окна плотными шторами. Что изменилось и по­чему? Солнечные лучи не смогут проникнуть к нам в по­мещение, и мы оказались в темноте (рис. 9).

 

Вывод: солнце — источник света

Солнечные зайчики

Задачи: понять причину возникновения солнечных зайчи­ков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зер­калом).

Материал: зеркала.

Описание. Дед Знай помогает детям вспомнить стихотворе­ние о солнечном зайчике. Когда он получается? (При свете, от предметов, отражающих свет.) Затем он показывает, как с по­мощью зеркала появляется солнечный зайчик. (Зеркало отра­жает луч света и само становится источником света.) Предлага­ет детям пускать солнечные зайчики (для этого надо поймать зеркалом луч света и направить его в нужном направлении), прятать их (прикрыв ладошкой).

•   Игры с солнечным зайчиком: догони, поймай, спрячь его.
Дети выясняют, что играть с зайчиком сложно: от неболь­шого движения зеркала он перемещается на большое рас­стояние.

Детям предлагается поиграть с зайчиком в слабоосвещенном помещении. Почему солнечный зайчик не появляется? (Нет яркого света.)

 

«Сравнение камней и песка».

Цель: выяснить, что тяжелее: камни или песок.

Материал: баночка с водой, песок, неболь­шие камешки,

•   Дети пробуют отделить пальчиками. Отмечают, что получается медленно. Как можно это сделать быстрее? Посмотри
те, нет ли в лаборатории каких-то предметов, которые
могут помочь нам?
Замечаем, что возле деда Зная лежит сито? Для чего необходимо? Как этим пользоваться? Что из сита палочка для размешивания.

В банку с водой насыпать песок и камни, все перемешать. Понаблюдать, как материа­лы опускаются на дно

Вывод: камни тяжелее песчинок, они осе­дают раньше.

сыпется в миску?

«Пустой стакан».

Цель: выявить наличие воздуха в стакане.

Материал: стакан, емкость с водой, кусочек пластилина, бумажная салфетка.

На дно стакана прикрепить кусочек пластилина, поместить в него салфетку и прижать все это ко дну. Затем; перевернув отверстием вниз, опустить стакан резко в воду, так, чтобы он был полностью погружен. Вынуть стакан из воды, предложить детям потрогать руками салфетку. (Салфетка сухая.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.55 (0.224 с.)