Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система источников экологического права России.

Поиск

1) Общепризнанные принципы и нормы международного права.

Иерархии эколого-правовых нормативных актов представляют собой много уровней, прежде всего, международный. Так, общепризнанные принципы и нормы международного права и международного договора РФ являются составной частью правовой системы России. Если между договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Международный договор будет являться элементом правовой системы РФ, если он заключен в установленном порядке и ратифицирован или утвержден компетентным органом государственной власти. В качестве примера - договор СССР с Финляндской Республикой о передаче ей в аренду на 50 лет советской части Сайменского канала на Корейском перешейке и о. Малый Высоцкий.

Использование норм международного договора для правового урегулирования имеет важное значение, потому что в качестве субъекта земельных правоотношений могут выступать иностранные юридические и физические лицам. В соответствии с ч. 3 ст. 6 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на обращение в межведомственные органы по защите прав и свобод человека при соблюдении определенных условий: наличия соответствующего международного договора РФ и исчерпания всех имеющихся внутригосударственных средств правовой защиты нарушенных прав. Так, Арбитражный процессуальный кодекс РФ закрепляет приоритет правил, установленных международным договором РФ перед «внутренним» процессуальным законом «ст. 3 АПК».

2) Конституция Российской Федерации - источник экологического права.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ «ст. 15». Конституция РФ вводит в научный оборот трехзвенное определение экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности «ст.72 Конституции РФ»

3) Конституционные Федеральные законы - источники экологического права.

Третьим после конституционного уровня являются конституционные Федеральные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ (ст. 65, 66, 68, 70, 84, 114, 118, 128 и 135). Конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый конституционный Федеральный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию «ст. 108».

4) Федеральные законы – источники экологического права.

На основании Конституции РФ были приняты следующие Федеральные законы:

· Лесной кодекс РФ, который определил понятие лесного фонда РФ, компетенцию органов в сфере регулирования лесных отношений и т. п.;

· Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (от 27 января 1995);

· Федеральный закон «Об особо охраняемых территориях» (от 15 февраля 1995);

· Федеральный закон «О животном мире» (от 22 марта 1995);

· Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (от 19 июля 1995);

· Федеральный закон «Водный кодекс РФ» (от 18 октября 1995);

· Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» (от 20 октября 1995);

· Федеральный закон «О континентальном шельфе» (от 25 октября 1995) и др.

· 10 января 2002 г. был принят ФЗ «Об охране окружающей среды». Он регулирует основные взаимосвязанные отношения общества и природы и специфические отношения, обусловленные особенностями природных объектов.

5) Указы Президента РФ – источники экологического права.

Статьей 90 Конституции РФ установлено, что Указы Президента РФ занимают особое место среди источников экологического права и не относятся к подзаконным нормативным актам.

6) Подзаконные нормативно-правовые акты органов исполнительной власти как источники экологического права.   Бывают правительственные (Постановления Правительства РФ по вопросам государственной экологической экспертизы и т.д.), межведомственные (напр., Комитет по земельным ресурсам и землеустройству РФ), ведомственные (принимаются начальниками ведомств и министрами по вопросам экологопользования).

7) Нормативно-правовые акты субъектов РФ как источники экологического права.

Субъекты РФ принимают законодательные и другие нормативно-правовые акты учетом Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «О животном мире», и др. В соответствии с указанными законами некоторые субъекты РФ приняли различные кодексы. Так, в Карелии 27 января 1991 г. был принят Земельный кодекс, в Республике Башкортостан 27 января 1995 - Водный кодекс, в Республике Коми- лесной кодекс.

8) Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления как источники экологического права.

В соответствии со ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое является самостоятельным в пределах своих полномочий. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В соответствии с ч.2 ст. 6 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (1999 г.) к вопросам местного самоуправления относятся также организация и обеспечение санитарного благополучия населения, контроль за использованием земель на территории муниципального образования, регулирование использования водных объектов местного значений, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр строительства подземных сооружений местного значения и т. д.

Закон «Об охране окружающей среды» (с.10) содержит более подробный перечень полномочий органов местного самоуправления. В их числе: определение основных направлений охраны окружающей природной среды, разработка экологических программ, учет и оценка состояния окружающей природной среды и природных ресурсов на подведомственной территории и так далее.

9) Руководящие постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ и их роль в формировании источников экологического права.

Всякий закон всеобщ, а случай экологической практики единичен, и чтобы подвести единичное под всеобщее, необходимо суждение, которое является правосудием. В ходе правосудия неизбежно выявляются пробелы в правовом регулировании, а потому судам дано право в случае пробела применять аналогию закона или аналогию права. Фактически дано судам нормативное предписание, не предусмотренное в законе.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров. В силу этого Высший Арбитражный Суд РФ совершенствует сферу экологопользования двумя путями:

а) воздействием на экологические отношения через рассмотрение экономических споров. Так, Высший Арбитражный Суд РФ, а также арбитражные суды, рассматривающие экономические споры в республиках, входящих в состав России, при рассмотрении преддоговорных споров не должны утверждать условия договоров, противоречащих экологическим нормативно-правовым актам;

б) непосредственным участием в создании и совершенствовании экономического законодательства. Например, бывший Государственный арбитраж СССР утверждал инструкции о порядке приемки продукции и товаров по количеству и качеству, через которые потребитель продукции экологопользования имеет возможность воздействовать на экологопользователя, осуществляющего производство этой продукции.

Руководящие разъяснения Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ нельзя относить к числу источников экологического права непосредственно, но они оказывают определенное влияние на совершенство экологических отношений.

10) Вспомогательные нормативно-правовые акты как источники экологического права. Определенно вспомогательную роль по совершенствованию правоприменительной деятельности играют стандарты. Например, ГОСТ 17.5.1701-78 – «Охрана природы. Рекультивация земель». ГОСТ 17.2.1.0477- «Охрана природы. Атмосферный воздух» и другие.

Данные вспомогательные нормативно-правовые акты не устанавливают для субъектов экологических правоотношений каких-либо обязанностей и не представляют каких-либо прав в отношении использования и охраны отдельных природных ресурсов. Однако стандарты обеспечивают «расшифровку» содержания нормативно-правовых актов, предостерегая от возможных ошибок в правоприменительной практике.

Таким образом, источники экологического права имеют иерархическую систему, а его нормы можно обнаружить в других отраслях права, что дает возможность говорить о том, что данная отрасль права широко распространена, так как регулирует деятельность, направленную на, наверное, самое главное, что у нас есть – окружающую природу.

6. Международные природоохранные организации

РАЗВИТИЕ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Проблема защиты окружающей среды приобретает приоритетный характер в международных отношениях, поскольку от перехода к новому типу развития, разумному с природоохранительной и гуманистической точки зрения, зависит сохранение жизни на земле. Современное поколение становится свидетелем и непосредственным участником пересмотра всей системы ценностей нашего бытия и формирования нового экологического мировоззрения, экологической этики. Лишь на основе переориентации человеческого сознания на экологические установки возможно создание экономических и политических условий для обеспечения экологически стабильного развития. При отсутствии экологического подхода к развитию и приоритета экологических императивов никакие технические достижения не приведут к уменьшению экологической напряжённости.

Экологические проблемы сегодняшнего дня не являются результатом только современного этапа развития. В них, как в зеркале, отражается весь путь человеческого развитья, ориентированный на достижение экономического прогресса. Рост экономического производства рассматривался как единственное средство удовлетворения интересов и жизненных потребностей населения. До недавнего времени тенденции экономического развития определяли линии поведения в сфере экологии, способствуя негативным изменениям в окружающей среде.

Однако рост ради роста лишён смысла, Критерием прогресса должно стать качественное улучшение жизни людей, что немыслимо без налаживания разумных взаимоотношений Человека с Природой. А это станет реальностью лишь тогда, когда экологическая безопасность станет делом всех граждан планеты Земля. И, к счастью, всё больше и больше людей начинают осознавать это.

Сначала меры по защите природы были внутренним делом каждого государства, создавались специальные органы: комитет по охране окружающей среды (Германия), Министерство по охране окружающей среды (Великобритания, Франция), Агентство по защите окружающей среды (США). По мере увеличения угрозы безопасности биосферы и осознания того, что природа не знает границ, оживляется международная природоохранная деятельность.

В 1948г. по инициативе ЮНЕСКО был создан международный союз по охране природы и природных ресурсов (МСОП). МСОП - Международный союз охраны природы - Всемирный союз охраны природы - (IUCN). Участники: более 952 члена из 139 стран мира (74 правительства, 111 правительственных организаций, 731 НПО, 36 ассоциированных членов, не имеющих права голоса). Цели: влияние, поддержка и помощь организациям мира в деле сохранения целостности и разнообразия природы; обеспечение разумного и экологически устойчивого использования природных ресурсов. Основная деятельность: осуществление мониторинга природоохранной деятельности; разработка требований по охране природы для использования местными организациями; составление планов действий на различных уровнях; содействие мерам, принимаемым правительственными и неправительственными организациями в области охраны природы; распространение информации через сеть МСОП; предоставление помощи и консультаций.

В1971  году Юнеско принята специальная программа «Человек и биосфера» (МАЕ) - UNESCO Programme «Man and Biosphere» (MAB). Участники: 110 государств-членов ЮНЕСКО. Цели: проведение междисциплинарных исследований, подготовка специалистов  в области управления природными ресурсами; выявление факторов, негативно воздействующих на окружающую среду; привлечение научного потенциала к проблеме методологии рационального исследования ресурсов; оказание помощи в планировании и реализации научных проектов и образовательных программ. Основная деятельность: подготовка и выполнение проектов по главным проблемным направлениям (сохранение и мониторинг состояния биоразнообразия и экосистем, стабильное управление природными ресурсами, интеграция социально-культурного и этнического подходов при освоении земель, формирование политики землепользования); создание и управление сетью биосферных заповедников; формирование научных сетей по тематическим и географическим признакам; создание книг, отчетов, информационных материалов.

ЮНЕСКО является и организатором международного сотрудничества в экологическом образовании.

В мире действует ряд заключённых Договоров и Программ по охране окружающей среды. В 1982г. была принята конвенция ООН по морскому праву, где обеспечивались меры по защите и сохранению морской среды, мирового океана и его ресурсов.

Необходимость уделять внимание охране окружающей среды сегодня признана большинством правительств мира. Этому способствовала деятельность международных организаций выступающих под эгидой ООН (к которым относится и ЮНЕСКО), в первую очередь созданной в декабре 1972г. Генеральной Ассамблеей Программы ООН по окружающей среде – ЮНЕП. Участники: государства-члены ООН (58 государств-членов Совета). Цели: предоставление новейших данных о ресурсах биосферы, содействие общему планированию и управлению развитием при соблюдении максимальной социально- экономической выгоды, привлечение дополнительных финансовых средств для технической помощи, образования и профессиональной подготовки. Основная деятельность: осуществление программ в области управления окружающей средой, сохранения наземных экосистем, борьбы с опустыниванием, деградацией почв, загрязнением морской среды, изменением климата, химических веществ и опасных отходов.

Ярким примером принятой стратегии стала реализация одной из программ ЮНЕП по созданию Глобальной системы наблюдения, предназначенной фиксировать изменения в биосфере. Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС). Год создания: 1974г. Участники: 140 стран мира. Цели: координация и содействие международным действиям по мониторингу и оценке окружающей  среды; оказание поддержки в создании новых станций мониторинга, сбор и распространение данных о состоянии атмосферы и климата, загрязнении окружающей среды. Основная деятельность: объединение многочисленных данных (по землепользованию, климату, социально-экономическому развитию) на основе технологии геоинформационных систем; предоставление консультативных услуг по управлению информационными ресурсами.

В 1982 году Генеральная Ассамблея ООН приняла и торжественно

провозгласила Всемирную хартию охраны природы, где представители правительств подавляющего большинства стран мира заявили, что основные природные процессы не должны нарушаться, что генофонд живых существ и их жизнеспособность не должны ставиться пот угрозу, что численность популяций всех форм жизни должна сохраняться на уровне, достаточном для их выживания. Прямо сказано, что «…любая форма жизни является уникальной и заслуживает уважения, какой бы ни была её полезность для человека, и для признания этой неотъемлемой ценности других живых существ человек должен руководствоваться моральным кодексом поведения». Однако, поскольку отрицательное воздействие человека на природу продолжает возрастать, ООН создало Международную комиссию по окружающей среде и развитию. Международная комиссия считает, что принцип «реагировать и исправлять» устарел и ныне необходимо руководствоваться принципом «предвидеть и предотвращать».

Большую роль в разработке международным сообществом стратегии

достижения экологической безопасности играет Римский клуб. Это

неправительственная организация, объединяющая около 100 членов из различных стран мира: предпринимателей, политиков, экспертов, деятелей науки и культуры. Он был создан в 1968г. по инициативе вице-президента компании «Оливетти» Аурелио Печчеи. В качестве основного принципа своей деятельности клуб принял «метод свободного и широкого рассмотрения идей и выводов», разрабатываемых в рамках клуба программ. Исследования клуба «Затруднительное положение человечества», «Пределы роста», «За пределами века расточительности» и другие заслужили широкое признание.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ЦЕЛЯХ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ООН. СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА. НАУЧНЫЕ И УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ.

ЮНСЕД - Конференция ООН по окружающей среде и развитию (КОСР). Год создания: 1989 г. Участники: государства-члены ООН. Цели: взаимодействие государств по ключевым проблемам (защита атмосферы, охрана земельных и водных ресурсов, использование новых методов биотехнологии, приостановка деградации окружающей среды). Основная деятельность: подготовка национальных отчетов и рабочих программ.

ПРООН - Программа ООН по развитию - (UNDP). Год создания: 1965 г. Участники: 189 государств. Цели: помощь развивающимся странам в построении более эффективной экономики и рационального использования природных ресурсов. Основная деятельность: проведение исследований природных ресурсов, создание на местах учебных учреждений и материально-технической базы для проведения прикладных исследований.

КУР - Комиссия ООН по устойчивому развитию -  (CSD). Год создания: 1992 г. Участники: 53 государства с правом голоса (Африка 13, Азия 11, Восточная Европа 6, Латинская Америка и Карийский бассейн 10, Западная Европа и др. 13). Цели: содействие процессу устойчивого развития на национальном и международном уровнях. Основная деятельность: привлечение внимания к проблемам охраны окружающей среды; помощь в улучшении деятельности ООН в области охраны окружающей среды и развития; поощрение проведения семинаров и конференций.

ВОЗ - Всемирная организация ООН по вопросам здравоохранения (WHO). Год создания: 1946 г. Участники: государства члены ООН. Цели: охрана и улучшение здоровья человека посредством контроля и управления негативным воздействием на окружающую среду. Основная деятельность: проведение мероприятий по оздоровлению окружающей среды, в том числе обеспечение безопасности использования химических препаратов, оценка и контроль за уровнем загрязнения, защита от радиоактивного облучения, оценка влияния изменений климата на здоровье человека; разработка Глобальной стратегии охраны здоровья и окружающей среды.

МСОП - Международный союз охраны природы - Всемирный союз охраны природы - (IUCN).

ИМО - Международная морская организация (специализированное

агентство ООН до 22.05.82 -Межправительственная консультативная морская организация - (IMO).

ЮНИДО - Программа ООН по промышленному развитию - (UNIDO).

ЭСКАТО - Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого

океана - (ESCAP).

ФАО - Всемирная продовольственная организация - (FAO).

Международная служба труда при Международной организации труда –(ILO). Конференция ООН по торговле и развитию - (UNCTAD).

Однако все выше перечисленные организации, а так же другие природоохранные организации не всегда имеют возможность следить за всеми изменениями происходящими в окружающей среде и тут им на помощь приходят СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА И НАБЛЮДЕНИЯ. Самые известные среди них: Всемирный центр мониторинга охраны природы - (WCMC) Год создания- 1981 г. Участники: МСОП, ВВФ. Цели: поддержка программ охраны природы и устойчивости развития посредством предоставления полной и новейшей информации, основанной на результатах научных исследований и анализа. Основная деятельность: формирование баз данных по видам растений и животных, находящихся под угрозой исчезновения; по место обитанию особого значения; по охраняемым территориям и участкам международного значения, оказание помощи в создании национальных информационных центров; предоставление доступа к данным через международные электронные сети и т.д.

Глобальная информационная база данных о ресурсах (ГРИД-ЮНЕП) (CRID-UNEP). Год создания: 1985г. Участники: страны-члены ООН. Цели: сбор и распространение данных о состоянии окружающей среды. Основная деятельность: обеспечение доступа к новейшим технологиям управления данными по окружающей среде; предоставление странам возможности использования технологии ГРИД для оценки и управления окружающей средой на национальном уровне; разработка методологии и процедуры обработки анализа данных в локальном, региональном и глобальном масштабах; предоставление данных для проведения сравнительных исследований и принятия решений.

Европейская сеть по информации и наблюдению за окружающей средой. Год создания: 1990 г. Участники: государства члены Европейского Союза. Цели: предоставление объективной и надежной информации, необходимой для принятия мер по охране окружающей среды, оценки эффективности таких мер; информирование общественности о состоянии окружающей среды. Основная деятельность: объединение национальных сетей, осуществление информационного сотрудничества по отдельным проблемам охраны окружающей среды (качество воды, воздуха и других).

Информационная система по законодательству в области охраны

окружающей среды - (ELIS). Год создания: 1970 г. Участники: организации члены МСОП. Цели: сбор, обработка и распространение информации о правовых аспектах, юридической литературе и документах об охране окружающей среды. Основная деятельность: создание системы библиографических ссылок и банка данных о документах, содержащихся в фонде (тип документа, область использования, сфера полномочий, доступный язык, указание на содержание); ведение списков видов фауны и флоры, упомянутых в тексте законодательных актов; формирование базы данных по охраняемым территориям; публикация обзорного издания по международным соглашениям, экологическому законодательству Европейского сообщества, предоставление информационных услуг.

Международная информационная система по окружающей среде (ИНФОТЕРРА)  - (INFOTERRA). Год создания: 1977 г. Участники: 149  стран. Цели: содействие установлению контактов между источниками и потребителями информации, обмен данными по проблемам окружающей среды, объединение информационных ресурсов. Основная деятельность: предоставление информационных, посреднических и консультативных услуг; осуществление программ обучения и профессиональной подготовки; создание сети национальных и региональных координационных центров, издание справочного регистра, тезауруса, специализированных изданий.

Информационная служба «Изучение Земли»  Earthscan. Информационный отдел по изменению климата при ЮНЕП - UNEP. Международная информационная служба по окружающей среде и природным ресурсам - (INTERAISE). Европейская сеть по информации и наблюдению за окружающей средой и другие.

Таким образом, в мире всё больше внимания уделяется мониторингу изменений в окружающей среде. И это правильно, перефразируя известную фразу можно сказать, что «информация спасёт мир». Ведь только осознание того, что именно происходит с природой, знание всех факторов и веществ являющихся губительными для окружающей среды, всех способов переноса и распространения вредных веществ, а также знание многих других вопросов связанных с охраной природы может помочь нам спасти мир.

Кроме того, все информационные системы занимающиеся сбором данных связанных с загрязнением и охраной природы стали наиболее актуальными именно сегодня, когда с помощью интернета каждый человек или организация может получить любую информацию не выходя из дома. Значительно упростилось и усилилось взаимодействие между различными природоохранными организациями, появилась возможность координации действий по защите окружающей среды. У различных НАУЧНЫХ И УЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ появилась возможность обмениваться опытом и организовывать совместную работу по различным вопросам касающимся охраны окружающей среды и экологии. Важнейшими из них являются: Европейская научно-исследовательская организация по окружающей среде – (EERO). Год создания: 1990 г. Цели: содействие в развитии наук об окружающей среде, использование новейших технологий, создание системы экологического обучения.

Институт мировых ресурсов (ИМР) – (WRI). Год создания: 1982 г. Цели:  предоставление научной информации о мировых ресурсах и условиях окружающей среды, анализ проблем и разработка творческих проектов по тенденциям развития. Основная деятельность: осуществление проектов по таким направлениям, как негативные последствия нерационального управления природными ресурсами, проблемы состояния ресурсов и окружающей среды; сбор и распространение информации; предоставление данных и материалов средствам массовой информации; издание отчетов и информации об условиях и тенденциях формирования ресурсов.

Институт ООН по профессиональной подготовке и научным исследованиям - (UNFTAR). Год создания: 1965 г. Цели: подготовка персонала, в первую очередь из развивающихся стран, для последующей работы в системе ООН или национальных службах, связанных с деятельностью ООН. Основная деятельность: обучение на базе методологии геоинформационных систем (ГИС), включая методологию принятия решений, управление геосистемами, организация и управление сетями и системами, практика переговоров, подготовка в области реализации положений международных договоров, в частности, Конвенции об изменении климата, Регистра потенциально токсичных химических веществ; программа правовой подготовки и международных переговоров.

Международная академия окружающей среды. Год создания: 1990 г. Цели: обучение, профессиональная подготовка и консультирование по вопросам управления окружающей средой. Основная деятельность: проведение курсов интенсивной подготовки, семинаров и учебных занятий для руководителей из общественного и частного секторов экономики стран Центральной и Восточной Европы, развивающихся стран, обучение навыкам поиска решений конкретных проблем окружающей среды и развития; использования различных форм обучения (семинары, дискуссии, деловые игры).

Международное общество экологической экономики - (ISEE). Год создания: 1990 г. Участники: 500 членов из 49 стран мира. Цели: поддержка инновационного подхода к изучению экологической экономики. Основная деятельность: координация составления учебных и образовательных программ.

Международный Арктический научный комитет (МАНК) - (IASC). Год создания: 1940 г. Цели: поддержка и содействие сотрудничеству по всем аспектам арктических исследований. Основная деятельность: обмен информацией, проведение конференций и семинаров.

Международный институт по окружающей среде и развитию - (IIED). Год  создания: 1971 г. Цели: содействие в создании моделей устойчивого развития посредством проведения научных исследований, предоставления консультаций и информации, организации профессиональной подготовки и обучения. Основная деятельность: реализация научно-исследовательских программ по роду актуальных проблем устойчивого развития (населенные пункты, устойчивое сельское хозяйство, планирование и управление окружающей средой, лесное хозяйство, экономика окружающей среды, изменение климата, засушливые земли); подготовка рекомендаций для руководителей; сотрудничество с правительственными и международными организациями.

Международный независимый эколого-политологический университет (МНЭПУ) – (IIUEPS). Год создания: 1992 г. Цели: содействие формированию нового мировоззрения и образа жизни, основанных на приоритете общечеловеческой ценности окружающей среды и принципах концепции устойчивого развития общества; создание системы эколого-гуманитарного образования на основе лучшего российского и зарубежного опыта; подготовка специалистов по экологическому менеджменту, экологической политике и праву, экономике природопользования, журналистики. Основная деятельность: негосударственное учебное заведение по подготовке специалистов (бакалавриат, магистратура, аспирантура); реализация научно- исследовательских программ по актуальным проблемам устойчивого развития; сотрудничество с правительственными и неправительственными, отечественными и международными организациями.

Европейский совет по природоохранному праву - (CEDE). Год создания: 1974г. Участники: 8 государств Западной Европы. Цели: содействие развитию и изучению природоохранного права в странах Европы и другие.

Т.о. очевидно, что самым важным на данном этапе развития природоохранного движения является взаимодействие между различными международными организациями, занимающимися охраной, мониторингом и исследованиями окружающей среды.

МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ, НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ                И ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ,  ЗАНИМАЮЩИЕСЯ ВОПРОСАМИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ОЭСР - Организация экономического сотрудничества и развития -

(OECD). Год создания: 1961 г. Участники: 24 государства. Цели: содействие экономическому и социальному развитию. Основная деятельность: анализ и решение проблем охраны окружающей среды (загрязнение воздуха, управление опасными отходами, обработка промышленных отходов, обмен информацией); принятие рекомендаций по отдельным аспектам охраны окружающей среды; предоставление консультативных услуг, финансовой и технической помощи; обмен информацией.

Арктический Совет. Год создания: 1996 г. Участники: Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Российская Федерация, Швеция, США, постоянными участниками также являются Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (RAPON), Инуитская циркумполярная конференция (ICC) и Совет Саамов. Цели: обеспечение механизма решения общих вопросов и развития, касающихся правительств Арктических стран и народов Арктики; обеспечить развитие и координацию сотрудничества взаимодействие арктических стран по проблемам Арктики;  руководить и координировать программы, созданные под эгидой АЕПС; определить мандат, а также осуществлять руководство и координацию программой устойчивого развития Арктики; распространять информацию, содействовать образованию и стимулировать интерес к арктическим проблемам. Основная деятельность: охрана окружающей среды Арктики и устойчивое развитие как средство улучшения экономического, социального и культурного благополучия Севера; интеграция программ АЕПС.

АМАП - Программа по арктическому мониторингу и оценке состояния окружающей среды (AMAP). Год создания: 1991 г. Участники: члены арктического Совета. Цели: представление достоверной и необходимой информации о состоянии и угрозах окружающей среды Арктики, предоставление научных консультаций о действиях, которые должны быть предприняты для поддержки усилий правительств арктических стран для осуществления корректировочных и предупредительных действий, касающихся загрязнителей. Основная деятельность: подготовка оценки состояния арктической среды с учётом устойчивых органических  соединений, радионуклидов, тяжёлых металлов и закисляющих веществ; исследование вопросов загрязнения углеводородами, изменения климата, озонового слоя и ультрафиолетовой радиации; мониторинг и оценка источников загрязнения в арктическом регионе и в более низких широтах; исследование путей распространения загрязнителей в Арктику, уровни, направления, длительность существования и их влияние на арктические экосистемы и народонаселение.

КАФФ - Программа по охране арктической флоры и фауны – (CAFF). Год и место принятия: 1992 г., Оттава, Канада. Участники: 8 государств Арктического региона. Цели: сохранение арктической флоры и фауны, их разнообразия и условий обитания; защита Арктических экосистем от угрозы негативного воздействия; улучшение законодательства, норм и практики по сохранению и управлению Арктикой; интеграция интересов Арктики в глобальном природоохранном контексте. Основная деятельность: сохранение арктического биоразнообразия; интеграция коренного населения и его знаний в КАФФ; разработка и выполнение стратегий и планов действий по охране природы, например, для Циркумполярной сети охраняемых территорий; анализ и разработка рекомендаций по предотвращению угрозы биоразнообразию в Арктике; картографирование традиционных экологических знаний о белуге и т.д.

РЭЦ - Региональный центр по окружающей среде для  Центральной и

Восточной Европы - (REC). Год создания: 1990 г. Участники: 15 государств Центральной и Восточной Европы (Албания, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Чешская Республика, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Македония, Польша, Румыния, Словакия, Словения и Югославия), США, Комиссия Европейских сообществ. Цели: содействие сотрудничеству между различными экологическими группами и движениями, оказание финансовой помощи в решении экологических проблем и проблем развития инфраструктуры экологических организаций. Основная деятельность: осуществление проектов по предотвращению деградации и восстановлению ресурсов окружающей среды; содействие развитию рыночной экономики; совершенствование навыков решения экологических проблем; экологическое образование и просвещение; обмен информацией.

Комитет по окружающей среде и устойчивому развитию Межпарламентского союза. Год создания: 1989 г. Участники: парламентарии из 131 государства. Цели: содействие процессу устойчивого развития на национальном и международном уровнях. Основная деятельность: выполнение на парламентском уровне рекомендаций Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), сбор информации о действиях по выполнению рекомендаций.

BMO - Всемирная метеорологическая организация - (WMO). Год создания: 1947г. Участники: 166 государств. Цели: развитие международного сотрудничества в области метеорологических наблюдений; содействие в быстром обмене информацией; стандартизация метеонаблюдений, публикации сводок и статистических данных. Основная деятельность: развитие всемирной системы наблюдения за погодой и телекоммуникационной связи; выполнение всемирных программ по климату, исследованию атмосферы и окружающей среды, гидрологии и водных ресурсов

Альпийское действие. Год основания: 1990г. Участники: 7 государств Европы. Цели: объединение деловых кругов, научных и общественных организаций для осуществления проектов по сохранению культуры и природной среды Альпийского региона. Основная деятельность: взаимодействие в выполнении более 30 проектов, в том числе 4 проекта по лесовосстановлению «Зеленая крыша для Европы», международной кампании по реинтродукции редких видов животных; осуществление информационных и образовательных программ, включая присуждение ежегодных премий за лучшие журналистские работы на телевидении, в прессе и фотоискусстве.

Организация защиты растений Европы и Средиземноморья - (EPPO).

Международный совет по охоте и охране дичи - (CIC).

Международное бюро по изучению водоплавающих птиц и водно-болотных угодий (МБИВ) - (IWRB).

ПАМЕ - Рабочая группа по защите арктической морской среды – (РАМЕ).

ОБСЕ - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (до

01.01.95 г. Конференция) - (OSCE). Европейский Союз - (EU). Совет Европы (СЕ).

Обеспокоены состоянием окружающей среды и в странах бывшего СССР. Это отражается в процессе СОТРУДНИЧЕСТВА В РАМКАХ СНГ: МЭС - Межгосударственный экологический совет. Год создания: 1992 г. Участники: (члены) руководители природоохранных ведомств 11 государств-членов СНГ: Азербайджанская Республика, Республика



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.71.190 (0.011 с.)