Работа психолога-консультанта с детьми и подростками. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа психолога-консультанта с детьми и подростками.



Консультирование детей и подростков — профессиональное вмешательство, направленное на разрешение или предупрежде­ние психологических проблем у детей. К наиболее распространен­ным расстройствам детского возраста относятся: гиперактивность с синдромом дефицита внимания, поведенческое расстройство, оппозиционное расстройство (непослушание, негативизм, прово­кационное поведение), состояние чрезвычайной тревожности, страх разлуки (расставания с матерью или кем-то из близких), депрессия и расстройства обучения (включающие необучае­мость, задержку психического развития, аутизм и другие син­дромы).

 

Кроме того, психотерапевтическая помощь бывает нужна детям, даже если у них нет психологических нарушений, — на­пример, в ситуациях, когда ребенок оказывается жертвой сексу­альных домогательств, развода или пренебрежения родителей ребенком. В большинстве случаев в основе детского поведения, по поводу которого обращаются с жалобой взрослые, лежат отрица­тельные аффективные переживания ребенка, в основе которых лежит неудовлетворенность каких-либо жизненно важных для ребенка потребностей или конфликт между ними [25].

Как правило, аффективные переживания устраняются у де­тей только после того, как меняется ситуация, провоцирующая эти переживания. Но бывает так, что изменить ситуацию невоз­можно в силу каких-то объективных причин. Тогда психолог должен суметь изменить личностный смысл ситуации для ребен­ка и тем самым изменить его переживания. Для этого необходи­мо показать ребенку ситуацию не с привычной для него точки зрения, а совершенно с другой, новой позиции. Причем эта новая позиция, которую консультант предлагает занять ребенку, должна быть привлекательной для консультируемого и соответ­ствовать его личностным притязаниям.

Оказание психологической помощи (в частности, консульти­рование) детям имеет свою специфику, в значительной мере от­личается от консультирования взрослых. Если, работая с взрос­лыми, консультант в основном ориентирован на цель клиента, то в работе с детьми он ориентирован на:

- фундаментальные цели (те, которые ставят специалисты перед всеми детьми, приходящими на прием);

- цель, которую поставили перед психологом родители или специалисты, работающие с ребенком;

- свои собственные профессиональные цели;

- цель самого ребенка.

Еще одним немаловажным отличием консультирования детей от консультирования взрослых является то, что в силу своих фи­зиологических особенностей ребенок не может в течение длитель­ного времени концентрировать свое внимание на беседе с взрос­лым. Кроме того, поскольку язык ребенка недостаточно хорошо сформирован, в большинстве случаев ему трудно выразить свои чувства и объяснить, что с ним происходит. Дети зачастую не только не могут сформулировать запрос психологу, но и не пони­мают реально, с какой целью их привели к психологу. Отсюда — отсутствие мотивации к работе. И психолог должен cуметь доне­сти до ребенка цель совместной работы. Уже этот аспект сам по се­бе является как частью специфики консультирования детей, так и одним из первых барьеров при взаимодействии с данной клиент­ской группой.

Процесс консультирования подростков может быть осложнен проявлениями негативизма, сопротивления вербальному обще­нию со взрослым. Поэтому консультирование детей и подростков требует вовлечения в терапевтический процесс дополнительных средств, помогающих активизировать познавательные процессы ребенка, например, удерживать его внимание на должном уровне или активизировать его мыслительные действия. Консультанту (психологу) также надо мотивировать ребенка/подростка, под­держивать его интерес и побуждать оставаться в рамках опреде­ленной проблемы, особенно в тех ситуациях, когда мы не распо­лагаем достаточным количеством времени.

Г. В. Бурменская [25] отмечает такие особенности процесса консультирования детей и подростков:

1. Дети почти никогда не обращаются за помощью сами, обычно в связи с их проблемами обращаются к консультанту взрослые.

2. Психотерапевтический эффект должен быть достигнут очень быстро, так как одна проблема порождает новые, что в дет­ском возрасте существенно отражается на психическом развитии ребенка в целом.

3. Консультант не может возложить на ребенка ответствен­ность за решение существующих у него проблем, поскольку мышление и самосознание в детском возрасте еще недостаточно развиты, а кроме того, жизнь ребенка почти полностью зависит от взрослых.

Детское консультирование проводится различными метода­ми, но, как правило, предполагает установление межличностного контакта, доверительных отношений и вербального общения с ре­бенком, а также наличие определенного теоретического подхода, которым психотерапевт руководствуется в своей работе. Исполь­зуются беседы, игра, ролевые игры, вознаграждение за желаемое поведение, обсуждение положительных случаев успешного реше­ния проблем и др. Все внимание консультанта обычно сосредото­чено на том, что ребенок чувствует, что думает и как действует.

Поскольку возможности вербальной терапии в случае ма­ленького ребенка весьма ограничены, развитие получили игро­вые формы воздействия. Игровая психотерапия освобождает сдерживаемые эмоции и позволяет ребенку выразить чувства, которые иначе остались бы скрытыми. Предлагая ребенку рисо­вать, играть в игрушки или сочинять истории, психотерапевт проникает в его мир, прилагая все усилия к раскрытию внутрен­него конфликта, вызывающего поведенческие или эмоциональ­ные нарушения.

По мнению Д. Лейна [50], психологическое воздействие в ра­боте консультанта с детьми в настоящее время направлено на:

1) уменьшение выраженности явных проблем;

2) обеспечение нормального развития ребенка;

3) развитие самостоятельности и уверенности в своих силах;

4) генерализацию терапевтических изменений и их сохранение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.005 с.)