Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экзистенциально-гуманистический подход в консультировании (И. Ялом, Р. Мей): основные положения теории личности.
Подход И.Ялома и Р.Мэя. Центральным конструктом позиции Р. Мэя1 является чувство бытия, которое многие люди вынуждены у себя подавлять. Оно связано со всем опытом жизни человека, поскольку людям необходимо ощущать себя существующими в мире, иметь основной «Я-существую»-опыт, переживать свою реальность и потенциальность («Поскольку я Есть, я имею право Быть»2). Противоположностью бытия, не-бытием является смерть И.Ялом1 центром своей концепции сделал предельные экзистенциальные беспокойства (смерть, свобода, изоляция и бессмысленность). Преодолевать их помогают механизмы психологической защиты, создающие ощущение безопасности. В консультировании обсуждаются как привычные механизмы зашиты, работающие независимо от источника тревоги (например, проекция или рационализация), так и специфические, связанные с каждым из выделенных типов беспокойств. Так, к примеру, сопротивляясь мыслям о неизбежности собственной смерти, люди используют два механизма защиты — веру в свою особенность (в этом случае консультант видит перед собой «трудоголика», навязчивого «героя», отмечает стремление все и вся контролировать) и веру в спасителя, который придет на помощь в последний момент (в этих случаях клиенты ограничивают и ритуализируют жизнь, превращая ее в некое «служение»). Очень часто люди не замечают эти механизмы, пока они не дают сбой (например, на сверхправедном жизненном пути все равно встает неизлечимая болезнь). В работе с клиентами, испытывающими тревогу в отношении смерти, И. Ялом рекомендует использовать прием углубления осознания своей смертности, ориентируясь на правило, что тревога, связанная со смертью, обратно пропорциональна удовлетворенности жизнью, а также поощрение самораскрытия клиентов в отношении этой темы, определение механизмов защиты, уменьшение сензитивности клиентов к мыслям и переживаниям о смерти, интерпретацию сновидений со «смертной» тематикой, обсуждение этих тем в философских дискурсах, анализ переживаний и опыта клиента, связанных со смертью. Защищаясь от тревоги, связанной со свободой, люди пытаются переложить ответственность за свою жизнь на других (в том числе и на консультанта), отрицают необходимость принимать ответственность, занимая позицию жертвы или демонстрируя утрату контроля, уклоняются от любого автономного поведения, присоединяясь к кому угодно, лишь бы избежать гнета ответственности или принятия решения. Сталкиваясь с проблемами свободы и ответственности личности, консультант старается определить стратегии защиты и стратегии уклонения клиентов, помогает им высвободить способность желать и реализовывать желания, развивает тенденцию к совершению волевых усилий, преодолению самого себя (лени, скуки, ощущения бессмысленности и пр.), инициирует принятие решений. Способность выходить за рамки конкретных ситуаций, подниматься над ними, способность к трансценденции (в том числе и с помощью знаково-символической функции сознания) и личностному росту лежит в основе переживания
и своей свободы, и своей ответственности за собственную жизнь. «Вбрасывание» себя в будущее, проецирование себя в прошлое, придумывание «квазижизней», самопроектирование и жизнетворчество — все это процессы, которые реализуются в практике экзистенциального консультирования. Избегая изоляции, клиенты относятся к другим людям не как к самоценным сущностями, а как к средству своей защиты — они пытаются утвердиться в их глазах, чтобы получить одобрение, бывают компульсивно сексуальными, сходясь с партнерами быстро и на миг и т.п. Консультант в этих случаях помогает клиентам в противостоянии изоляции, в определении механизмов защиты и развития межличностной патологии, а также использует потенциал исцеляющих отношений в диаде «клиент—консультант». Компульсивная деятельность — это еще и способ справляться с бессмысленностью и бесцельностью жизни: люди стремятся заполнить жизнь, маниакально добиваясь власти, денег, любви, статуса, признания и пр. В ряде случаев они ищут и находят «на свою голову» проблемы, поглощающие их время и энергию (кверулянтство, наполненная эмоциями борьба «за справедливость» с соседями, «крестовые походы» против местной власти и пр.), или начинают проповедовать нигилизм, демонстрируя враждебность и пренебрежение ко всем тем, кто находит смысл в служении Богу, людям, идее и пр. Консультируя подобные случаи, психолог помогает клиенту пересмотреть свои проблемы, определить механизмы защиты, содействовать в совершении клиентами попыток иными способами участвовать в жизненном процессе.
Экзистенциально-гуманистический подход в консультировании (И. Ялом, Р. Мей): цель работы с клиентом, позиция консультанта, особенности отношений консультант-клиент, способы работы с основными экзистенциальными беспокойствами человека. Главная задача консультанта — добиться, чтобы клиенты переживали свое состояние как реальное, смирились с неизбежностью появления конфликтов, связанных с экзистенциальными феноменами, сосредоточились на текущих обстоятельствах, сложившихся у них к настоящему времени, и насыщали их индивидуальными смыслами. Консультант помогает клиентам осознавать личную ответственность за то, как планируется и проживается их жизнь, более отчетливо понимать и чувствовать свои цели и желания, пользоваться внутренними потенциями и ресурсами, по возможности раскрывая свою самобытность и отходя от внешней, затверженной в социализации системы образцов, определяющих некий усредненно-обезличенный «жизненный стандарт». Иными словами, задача консультанта — наставить клиента на «дао истинный», помочь ему быть/стать самим собой посредством «Я-Ты»- взаимодействия, почувствовать подлинность и уникальность пребывания в данном хронотопе бытия. В этом процессе существенное значение придается искренности психолога, личностному характеру взаимодействия, способности консультанта понимать уникальность и самобытность клиента, а также взаимному обмену личностным опытом, особенно опытом преодоления, совладания, изживания, самоактуализации. Самораскрытие консультанта — достаточно характерный прием экзистенциального консультирования, а «присутствие», «аутентичность» и «преданность» — основные термины, используемые для описания взаимоотношений с клиентом. Для экзистенциального консультанта не очень важны отношения контрпереноса, он не стремится превратить клиентов в адептов собственных «символов веры», а, наоборот, общается с ними как «экзистенция с экзистенцией» (J1. Бинсвангер). Работа, связанная с отношением к смерти, обычно включает в себя предоставление клиентам возможности свободно говорить о ней, опредмечивая свои страхи и беспокойства, проговаривая свои переживания, а также идентификацию механизмов защиты, интерпретацию сновидений и беседы о недолговечности всего земного, о необходимости «творить смыслы» каждого мгновения бытия. Пребывая в бытии, человек существует в трех условных пространствах — Umwelt (природный мир, создающий естественные потребности, стремления, инстинкты и воспринимающийся как реальность), Mitwelt (срединный социальный мир, воплощенный в практике человеческих отношений, процессах группирования, единения с другими) и Eigenwelt (внутренний мир, уникальный для каждого человека и связанный со становлением его самосознания). Все происходящее с человеком требует его бытования в этих трех мирах, их гармония обеспечивает ему чувство реальности. Но естественная уязвимость человека (болезнь, утрата близких, стихийное бедствие, катастрофа) становится источником «тревожности бытия». Р. Мэй говорит о нормальной и невротической тревоге. Первая возникает как естественная реакция на реальную угрозу, и в этом случае консультант может помочь совладать с «естественными» проблемами и трудностями, так или иначе возникающими в течение жизни. Невротическая же тревога патологична, поскольку она сковывает свободу человека, подавляет его активность, формируя неадекватную реакцию на объективную трудность или угрозу. Столь же важным в экзистенциальном консультировании является различение нормальной (истинной), невротической и экзистенциальной вины. Нормальную вину люди испытывают, действительно совершив неблаговидный поступок и раскаиваясь в нем. Консультирование клиентов с чувством вины обычно предполагает осознание ее, раскаяние, искупление, покаяние, очищение. Все это для клиента необходимые шаги, ведущие к (само)прощению. В основе невротической вины лежат воображаемые преступления против других людей, социальных нормативов, моральных ценностей и т.д. Обсуждая проблему экзистенциальной вины, Р.Мэй говорит о: I) вине, возникающей вследствие неумения жить в ладу с самим собой, неумения использовать собственный потенциал (соответствует Eigenwelt); 2) вине, связанной с причинением своими действиями некоего «вреда» близким, с переживанием, что ты им «в тягость» (соответствует Mitwelt); 3) «вине разобщения», возникающей в связи с неправильными действиями человека по отношению к природе, космосу, мирозданию (связанной и с Umwelt, и с Mitwelt, и с Eigenwelt). Экзистенциальная вина связана с переживанием личной ответственности за то, что в принципе объектом этой ответственности прямо быть не может.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 641; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.137 (0.005 с.) |