Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выпускных квалификационных работ

Поиск

Методические указания

по подготовке

Цели и задачи выполнения

Выпускной квалификационной работы

Защита выпускной квалификационной работы (далее – ВКР) яв- ляется одной из форм государственной итоговой аттестации выпуск- ников, завершающих обучение по основной профессиональной обра- зовательной программе высшего образования (далее – ОПОП ВО) по специальности 55.05.01 – Режиссура кино и телевидения (специали- зация «Режиссер игрового кино- и телефильма, педагог»).

ВКР включает в себя:

– творческий продукт в виде законченной разработки аудиовизу- ального произведения (далее – АВП) – короткометражного игрового фильма хронометражем от 13 до 26 минут;

– документальную часть с обоснованием художественно-творче- ской целесообразности создания АВП;

– приложения.

АВП, согласно Гражданскому кодексу РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ (часть 4, ст. 1263, п. 1), является произведение, состоящее из зафик- сированной серии связанных между собой изображений (с сопрово- ждением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зри- тельного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуаль- ные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные про- изведения), независимо от способа их первоначальной или последу- ющей фиксации.

Авторская разработка АВП должна обладать актуальностью, со- держать элементы новизны и быть приближена к реальным условиям фильмопроизводства и проката.

Цель выполнения и последующей защиты ВКР – выявить соот- ветствие уровня подготовки и качество образования выпускника, ко- торый готов решать профессиональные задачи:

– в художественно-творческой деятельности – разработка по собственному замыслу на основе сценария (оригинального или на-


писанного с использованием другого литературного произведения) концепции и проекта аудиовизуального произведения;

в творческо-производственной деятельности – осуществление в соответствии с концепцией и на основе проекта аудиовизуального произведения, создание аудиовизуальных произведений различных жанров с использованием технических и технологических средств современного аудиовизуального производства;

в организационно-управленческой деятельности – объединение и направление усилий членов творческой группы в процессе подго- товки проекта и создания аудиовизуального произведения, формиро- вание и утверждение состава творческой (съемочной) группы.

Выполнение ВКР способствует углублению теоретических знаний и закреплению умений, полученных в период освоения ОПОП ВО, приобретению навыков практической деятельности, окончательному формированию общекультурных, общепрофессио- нальных, профессиональных и профессионально-специализирован- ных компетенций.

Создание АВП является результатом коллективной работы сту- дентов СПбГИКиТ под руководством преподавателей – руководите- лей ВКР. Базой для создания АВП, как правило, является Учебный киновидеоцентр факультета экранных искусств (далее – УКВЦ), а в случае участия в профессиональных проектах – предприятия (органи- зации) кино- и телеиндустрии.

Выполнение и защита ВКР служит основанием для присвоения студенту Государственной экзаменационной комиссией (ГЭК) квали- фикации: режиссер игрового кино- и телефильма, педагог.


Руководство выполнением

Организация и этапы выполнения

Подготовительный период

Данный этап имеет своей целью подготовку к началу съемочного периода.

На основании утвержденной концепции фильма и литературно- го сценария в соответствии с графиком учебного процесса проис- ходят формирование темы ВКР (форма заявления на утверждение темы ВКР представлена в Приложении 5 к настоящим методиче- ским указаниям), составление календарного плана выполнения ВКР (Приложение 6 к настоящим методическим указаниям) и выдача ка- федрой задания на выполнение ВКР (Приложение 7 к настоящим ме- тодическим указаниям).

После этого начинается работа над постановочным проектом для представления его на Художественном совете. Защита постано- вочного проекта на Художественном совете Института является для всех студентов-выпускников обязательным условием допуска к вы- полнению и защите ВКР.

Подача документов на Художественный совет осуществляется

УКВЦ.

В связи с этим студенты должны выполнить следующие условия. А) За два месяца до предполагаемого выхода на Художественный совет в распечатанном виде в УКВЦ (ул. Бухарестская, д. 22, каб. 3209) представить заявку на обеспечение съемок (форма заявки представлена в Приложении 8 к настоящим методическим указани- ям) и утвержденный руководителем ВКР и заведующим кафедрой ре-

жиссуры литературный сценарий.

После регистрации заявки в УКВЦ (в соответствии с приказом ректора от 07.12.2016 № 1228-о «О правовых основах организации кино- и телепроизводства в СПбГИКиТ») между автором сценария фильма и Институтом заключается договор на передачу неисключи- тельных прав на сценарий фильма, а с режиссером-постановщиком – договор о передаче неисключительных прав на аудиовизуальное про- изведение (формы договоров и актов передачи приведены на страни- це УКВЦ на официальном сайте вуза https://www.gukit.ru/kvs/docs).

В последующий период времени студенты готовят постановоч- ный проект, начиная с разработки режиссерского сценария.

Режиссерский сценарий фильма разрабатывается на основе ут- вержденного литературного сценария. Разработка и редакция режис-


серского сценария осуществляется студентом-режиссером, определя- ющим основные направления съемочного процесса, формирующим мизансцены и ориентирующим деятельность художника, оператора, звукорежиссера, режиссера мультимедиа. Также в разработке режис- серского сценария принимают участие: студент-оператор, создаю- щий световое, цветовое и техническое решение будущего фильма; студент-звукорежиссер, создающий звуковое оформление фильма; студент-режиссер мультимедиа, выявляющий графическое оформ- ление фильма; студент-продюсер, координирующий и контролирую- щий этот процесс.

Режиссерский сценарий представляет собой тщательно и глубо- ко продуманный план всей творческой и производственной работы постановочного коллектива. Рекомендуемый формат режиссерского сценария приведен в Приложении 9 к настоящим методическим ука- заниям.

Для разработки режиссерского сценария творческой группой проводятся регулярные читки сценария. Читка – это один из этапов подготовительного периода, на который собирается часть съемочной группы (или вся группа), зачитывается сценарий, и по сценам разби- рается, что нужно подготовить каждому из членов съемочной группы. Сначала проходят читки сценария с авторами, потом проводят-

ся кастинги, утверждаются актеры, и тогда проводятся читки уже с ними. Режиссер доводит до актеров суть их персонажей, выясняет, что нового может добавить персонажу сам актер. Потом проводятся читки с теми, кто будет делать декорации, реквизит, костюмы, грим (часто отдельно с каждым членом съемочной группы). В конце под- готовительного этапа проводится финальная читка, на которой при- сутствуют все участники съемочного периода (за исключением ра- бочих). Цели этой читки – еще раз проверить готовность группы к съемочному периоду, сформировать целостное представление о соз- даваемом АВП у всех членов съемочной группы.

Постановочный проект для защиты на Художественном совете оформляется в виде презентации в файле Microsoft Office Power Point или аналогичных программ.

Структура презентации должна включать в себя следующие разделы.

Титульный лист. На данном слайде указываются основные харак- теристики проекта:


– название аудиовизуального произведения;

– тип аудиовизуального произведения (короткометражный);

– вид (игровой);

– жанр;

– хронометраж (в минутах);

– основная целевая аудитория;

– возрастные ограничения.

Здесь же указываются Ф. И. О. (полностью) членов команды, за- щищающих проект, и их основные контакты (e-mail, адрес страницы в социальных сетях, телефон с международным префиксом).

Раздел 1. Сущностные характеристики фильма:

– теглайн (краткая фраза о сути будущего фильма – какая пробле- ма раскрывается авторами);

– логлайн.

Допускается представить несколько слайдов, которые будут спо- собствовать раскрытию истории фильма.

Важно использовать визуальные материалы (фото, рисунки) для построения ассоциативного ряда, соответствующего идее фильма. Наиболее простое решение – привести референсы.

Раздел 2. Производственная команда

Раздел должен включать в себя краткое портфолио авторов и ос- новных участников творческого коллектива (кроме актеров), которых планируется привлечь к реализации проекта (желательно с фотогра- фиями).

Примерный список должен включать в себя:

– автора сценария;

– режиссера;

– композитора;

– оператора;

– звукорежиссера;

– режиссера мультимедиа;

– продюсера;

– художника-постановщика;

– художника по костюмам;

– прочих лиц.

Здесь обязательно следует указать, является член съемочной груп- пы студентом СПбГИКиТ (курс, группа, мастер/куратор) или нет.


Раздел 3. Актеры/персонажи

В этом разделе необходимо привести фотографии и портфолио актеров-исполнителей главных ролей, а также прочих актеров, как правило, исполнителей ролей второго плана или участвующих в съемках отдельных эпизодов, которые могут способствовать повы- шению зрительского интереса.

В случае если в проекте задействованы молодые артисты – сту- денты других организаций высшего образования, необходимо обо- сновать свой выбор, доказав, что студенты мастерских СПбГИКиТ не подошли на данные роли.

Необходимо быть готовым показать видеопробы артистов.

Раздел 4. Стилистика проекта

В разделе необходимо дать представление о стилистическом ре- шении проекта одним или несколькими способами:

– продемонстрировать трейлер (отражающий общее содержание), тизер (небольшой отрывок из фильма);

– привести референсы звуковых, визуальных, аудиовизуальных решений (звук, фото- или видеоматериалы);

– продемонстрировать фото актеров в образах (загримирован- ных), декораций, ключевых интерьерных и натурных локаций, грима, костюмов;

ОСОБО следует продемонстрировать решения нестандартных/ сложных задач: съемки на улице, в воде, в воздухе, движущемся транспорте и пр.

Раздел 5. Календарный план

В данном разделе необходимо привести укрупненный календар- но-постановочный план производства в разрезе производственных периодов: подготовительном (PreProduction), съемочном (Production), монтажно-тонировочном (PostProduction) по датам или укрупненным временным показателям (месяц). Указать планируемый срок оконча- ния работ.

Раздел 6. Необходимое оборудование для:

1) съемок (камеры, оптика, свет, штативы, рельсы, краны, копте- ры, специальные приспособления и пр.);

2) postproduction (количество смен на монтаж, озвучивание, све- дение, создание титров и субтитров и пр.).

Раздел 7. Стоимость/лимит производства

Данный раздел должен включать в себя таблицу, содержащую сводные данные по укрупненным группам затрат.


Для того чтобы проект фильма был допущен к защите на Художественном совете, все члены творческой группы, являющиеся студентами СПбГИКиТ, должны получить согласование своих руко- водителей ВКР.

Б) За две недели до выхода на Художественный совет в электрон- ном виде на электронную почту УКВЦ (ukvc@yandex.ru) необходимо представить следующее.

1. Утвержденный режиссерский сценарий.

2. Синопсис.

3. Календарно-постановочный план.

4. Постановочную экспликацию (включающая в себя режиссер- скую, операторскую и звукооператорскую экспликации).

5. Раскадровку, заверенную мастером.

6. Кастинг (видеопробы актеров).

7. Локации.

8. Генеральную смету затрат/лимит затрат.

9. Заключенные договоры со всеми владельцами авторских и смежных прав на фильм, а также, в случае необходимости, с юриди- ческими и физическими лицами на осуществление работ и оказание услуг.

10. Разрешения в свободной форме от собственников квартир, служебных помещений, руководителей предприятий, на территории которых планируются съемки.

11. Заявку на согласование от Комитета по культуре Санкт- Петербурга о проведении съемок на определенных «общественных» территориях Санкт-Петербурга.

Календарно-постановочный план (КПП) создается в разрезе объектов и времени исполнения работ, исполнителей по всем этапам. Форма календарно-постановочного плана приведена в Приложении 10 к настоящим методическим указаниям.

Студент-продюсер формирует календарно-постановочный план съемки фильма. Основой для составления КПП являются:

– утвержденный режиссерский сценарий;

– рамочные условия.

Календарно-постановочный план уточняется несколько раз в под- готовительном периоде: под даты готовности павильонных декора- ций, интерьеров или игрового реквизита и, наконец, после утвержде- ния исполнителей ролей, под график их занятости.


К рамочным условиям относятся: рабочее время и время отдыха, регулируемые Трудовым кодексом Российской Федерации.

Рамочными условиями также являются ресурсные возможности УКВЦ, которые устанавливают ограничения на число съемочных дней, на которые может быть предоставлено оборудование: 8 съемочных дней (смен) для фильмов продолжительностью от 21 до 26 минут и до 7 съе- мочных дней (смен) для фильмов продолжительностью до 20 минут.

Постановочная экспликация (включающая в себя режиссер- скую, операторскую и звукооператорскую экспликации), предусма- тривающая оптимальные творческо-постановочные решения съемок и монтажа фильма, должна содержать:

– референсы визуальных и/или аудиовизуальных решений (фото- или видеоматериалы);

– характеристики (указание исторических или каких-либо других особенностей) и пробы грима (при необходимости);

– фотографии выбранных интерьеров и натурных объектов;

– эскизы и фотографии костюмов;

– эскизы и фотографии декораций с приложением производствен- ных разработок, в случае если декорации будут использоваться в съемках АВП;

– фотографии игрового транспорта (при необходимости);

– фото или эскизы ключевого реквизита (при необходимости);

– разработку комбинированных съемок (при необходимости);

– звуковое решение АВП и т. д.

Операторская экспликация – это специальная дополнительная разработка режиссерского сценария в его съемочной части. В экспли- кации фиксируется творческий замысел операторского решения бу- дущего фильма на экране, принятый на основе режиссерской идейно- художественной трактовки сценария. В экспликации записывается, какую производственно-техническую подготовку необходимо про- вести операторской группе для работы над фильмом. Целесообразно дополнять операторскую экспликацию графической разработкой экс- позиционных общих планов, массовых сцен, кадров проходов и про- ездов, панорам и т. д.

Предварительная зарисовка кадра на производстве рассматрива- ется не как обязательный эскиз будущей композиции, а как наглядная графическая запись содержания кадра. Такой рисунок помогает на- глядно показать то, что обычно записывается в словесной форме в


постановочном сценарии и что иногда не дает исчерпывающего пред- ставления о задуманном решении кадра.

Пообъектные разработки формируются в разрезе павильонных, интерьерных и натурных съемок. В данном разделе студенту необхо- димо осуществить привязку конкретного оборудования и персонала к конкретным объектам. Для этого необходимо сформировать вызывной лист, раскадровку со схемами света (по рекомендации руководителя) и реестр оборудования, необходимого для съемки в конкретный день.

Раскадровка – это схематическое (графическое) изображение кадров, планирование проекта, позволяющее заранее представить действия актеров, окружающую их обстановку, костюмы, монтаж- ные фразы, расположение и движение камер, а также необходимое световое оборудование.

В подразделе «Кастинг» приводится описание исполнителей глав- ных и эпизодических ролей, количество человек, участвующих в мас- совке, фото- и видеопробы актеров. Кастинг актеров, фото- и видеопро- бы организует продюсер при непосредственном участии студента-ре- жиссера и студента-оператора. Подбор актеров проводится в соответ- ствии с дрим-кастом и/или описанием персонажей. За утверждение ак- теров на роли ответственность несет студент-режиссер. Рекомендовано задействовать в ВКР студентов СПбГИКиТ, обучающихся по специ- альности «Актерское искусство», и актеров-педагогов СПбГИКиТ.

Подраздел «Локации» содержит фотографии и описание выбран- ных объектов: референсы и реальные локации. В соответствии с ут- вержденным сценарием студенты – режиссер, продюсер и оператор – осуществляют поиск локаций и объектов, фиксируют их на фото- и видеоносители. Студент-режиссер ответственен за утверждение ло- каций и объектов для съемки.

В случае участия в разработке проекта фильма студента-худож- ника-постановщика он определяет художественное решение фильма и разрабатывает эскизы костюмов и реквизита. Если возможность привлечения студента-художника-постановщика к проекту отсут- ствует, то ответственность за разработку эскизов и подбор костюмов и реквизита несет студент-режиссер, а выполнять эти работы ему помогают продюсер и оператор. Продюсер осуществляет поиск или изготовление соответствующих костюмов и реквизита, а оператор со- гласует отобранные костюмы и реквизит для создания в кадре желае- мого образа и композиции.


Заключительным этапом при подготовке постановочного проекта фильма является формирование студентом-продюсером генераль- ной сметы затрат на фильм. Допускается оформление лимита за- трат по упрощенной схеме (Приложение 11 к настоящим методиче- ским указаниям).

На величину и структуру генеральной сметы затрат на фильм влияет перечень операторского, светового и звукового оборудования. Состав такого оборудования определяют студенты-операторы и звуко- режиссеры соответственно на основании возможностей и ограничений УКВЦ. Под возможностями УКВЦ понимается перечень доступного для предоставления студентам оборудования, который размещается на сайте УКВЦ (http://www.gukit.ru/kvs/oborudovanie). Под ограничения- ми понимается предельная сметная стоимость оборудования на один проект, устанавливаемая ежегодно распоряжением декана ФЭИ. Таким образом, студенты при определении перечня планируемого к исполь- зованию оборудования рассчитывают его стоимость как произведение стоимости оборудования, количества оборудования и продолжитель- ности его использования (в днях), при этом они не должны выйти за рамки предельной сметной стоимости фильма.

В случае необходимости предоставления транспорта для обеспе- чения доставки оборудования УКВЦ на выездные съемки студент за- полняет заявку по форме, представленной в Приложении 12 к настоя- щим методическим указаниям.

В случае проведения съемок на натуре группой от 10 человек студенты обязаны получать официальное разрешение на съемки в со- ответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10.02.2010 № 153 «О взаимодействии исполнительных органов госу- дарственной власти Санкт-Петербурга при проведении кино- и видео- съемок в Санкт-Петербурге».

Условия для проведения кино- и видеосъемок в Санкт-Петербурге создаются исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга в случае подачи организатором, желающим прове- сти кино- или видеосъемку, в Комитет по культуре заявки о создании условий для проведения кино- или видеосъемки в Санкт-Петербурге в установленные вышеуказанным постановлением сроки.

В заявке должны быть указаны:

– фамилия, имя, отчество либо наименование организатора (ор- ганизаторов), сведения о месте проживания или пребывания (для фи-


зических лиц), месте нахождения (для юридических лиц), сведения о государственной регистрации (для юридических лиц) и контактные телефоны;

– дата, время начала и окончания проведения кино- или видео- съемки;

– территория проведения кино- или видеосъемки;

– в случае необходимости временного ограничения движения транспортных средств на дорогах в Санкт-Петербурге – участок доро- ги, на котором требуется ограничить движение транспортных средств, и точное время ограничения движения транспортных средств, необ- ходимое для проведения кино- или видеосъемки;

– предполагаемая численность и основной возрастной состав участников кино- или видеосъемки, сведения об участии в кино- или видеосъемке несовершеннолетних лиц с указанием их возраста и чис- ленности;

– количество обслуживающего персонала, привлекаемого для проведения кино- или видеосъемки;

– время, необходимое для подготовки и проведения кино- или ви- деосъемки;

– краткое содержание сцены или эпизода кино- или видеосъемки;

– время и место монтажа, установки сложных декораций и маке- тов (при наличии);

– дата, время, место проведения пиротехнических эффектов, ка- скадерских трюков (при наличии);

– перечень используемого при проведении кино- или видеосъем- ки технического оборудования и транспортных средств;

– сведения об использовании при проведении кино- или видеосъ- емки массовки, численный состав которой превышает 50 человек;

– сведения об использовании животных при проведении кино- или видеосъемки;

– условия для проведения кино- или видеосъемки, о создании ко- торых просит организатор.

К заявке должна быть приложена схема размещения оборудова- ния и иных элементов оформления при проведении кино- или видео- съемки.

Заявка в обязательном порядке визируется директором УКВЦ и за- носится в реестр заявок. УКВЦ принимает только полностью оформ- ленные и заполненные заявки в Комитет по культуре для их провер-


ки, подписания и дальнейшей отправки в канцелярию Комитета по культуре.

Рекомендовано для съемок на общественных территориях форми- ровать малые съемочные группы (не более 9 человек в смену).

В) Творческая группа защищает свой проект фильма, для чего на заседание Художественного совета Института предоставляет на элек- тронном носителе презентацию, а также следующее:

1) распечатанный режиссерский сценарий, подписанный руково- дителем ВКР (мастером) и заведующим кафедрой режиссуры;

2) КПП съемок.

Проект представляется всеми участниками творческой группы, ответственными за тот или иной участок работы (режиссер, оператор, звукорежиссер, продюсер, режиссер мультимедиа, художники по ко- стюмам и гриму, композитор и т. д.).

Во время защиты съемочная группа кратко (до 10 минут) пред- ставляет свой проект и отвечает на вопросы членов Художественного совета.

На основании защиты Художественный совет Института выно- сит решение о разрешении съемок фильма либо дает рекоменда- ции по доработке проекта к следующему заседанию.

Г) В случае положительного решения Художественного совета продюсером и режиссером составляется график съемок, согласован- ный с графиком использования оборудования УКВЦ.

Проекты, авторами которых (режиссер, звукорежиссер, опера- тор и т. д.) являются студенты очной формы обучения, обучающиеся за счет средств федерального бюджета, имеют право на получение техники УКВЦ на безвозмездной основе в расчете не более чем на 8 съемочных смен. В случае если проект предполагает большее коли- чество съемочных смен, студенты арендуют (приобретают) необхо- димое оборудование за счет собственных средств. В случае необходи- мости обращения в прокатные организации студенты вправе заказать в деканате факультета справку, подтверждающую их статус как сту- дентов СПбГИКиТ, дающую право на скидку при аренде аппарату- ры в организациях, имеющих партнерские отношения с Институтом (список организаций, с которыми заключены контракты на обеспече- ние съемок, представлен и ежегодно обновляется на странице УКВЦ на официальном сайте СПбГИКиТ в разделе «Партнеры»: http://www. gukit.ru/kvs/partners).


Порядок предоставления съемочного оборудования СПбГИКиТ и сторонними организациями студентам регулируется «Инструкцией о порядке предоставления съемочного оборудования СПбГИКиТ и сто- ронними организациями студентам очной, очно-заочной форм обуче- ния», утвержденной ректором СПбГИКиТ 25.01.2017 (инструкция раз- мещена на странице УКВЦ на официальном сайте вуза (https://www. gukit.ru/kvs/docs)).

Не позднее чем за две недели до начала съемок творческая груп- па готовит и предоставляет начальнику отдела организации фильмо- производства (каб. 3209, ул. Бухарестская, 22) в распечатанном виде следующие документы:

1. Подписанная заявка на обеспечение съемок.

2. Утвержденный литературный сценарий.

3. Утвержденный режиссерский сценарий.

4. Синопсис.

5. Календарно-постановочный план.

6. Постановочная экспликация (включающая в себя режиссер- скую, операторскую и звукооператорскую экспликации).

7. Раскадровка, заверенная мастером.

8. Кастинг (видеопробы актеров).

9. Список локаций.

10. Генеральная смета затрат/лимит затрат.

11. Заявка на транспорт.

12. Заключенные договоры со всеми владельцами авторских и смежных прав на фильм, а также – в случае необходимости – с юридиче- скими и физическими лицами на осуществление работ и оказание услуг.

13. Разрешения в свободной форме от собственников квартир, служебных помещений, руководителей предприятий, на территории которых планируются съемки.

14. Согласование от Комитета по культуре для съемок на опреде- ленных общественных территориях Санкт-Петербурга.

15. Акт об окончании подготовительного периода.

16. Договор о материальной ответственности.

Правовые отношения Института и владельцев авторских и смеж- ных прав на фильм при заключении договоров со всеми владельцами авторских и смежных прав на фильм, а также с юридическими и физи- ческими лицами на осуществление работ и оказание услуг, регулиру- ются приказом ректора от 07.12.2016 № 1228-о «О правовых основах организации кино- и телепроизводства в СПбГИКиТ» (https://www.


gukit.ru/kvs/docs) и Гражданским кодексом Российской Федерации (части 2 и 4).

Решение об окончании подготовительного периода принимают студент-режиссер и студент-продюсер, подписывая акт об окончании подготовительного периода (форма содержится в Приложении 13 к настоящим методическим указаниям). Данный акт подписывается ру- ководителем ВКР, утверждается директором УКВЦ и является свиде- тельством о запуске проекта в съемочный период.

 

Съемочный период

Целью данного периода является создание исходного аудиовизу- ального материала игрового фильма.

Перед выходом на съемочную площадку все студенты-участники съемочной группы должны пройти в УКВЦ инструктаж по технике безопасности и охране труда и подтвердить свое согласие с этими правилами, расписавшись в соответствующем журнале.

Безопасность студентов при съемках регулируется «Программой по соблюдению безопасности на съемочной площадке».

Подготовка к съемке включает следующие группы работ.

1. Уточнение заказа и получение техники для съемок, исходя из конкретных условий съемок (погода и т. п.).

2. Подготовка съемочного объекта, включающая в себя:

– выстраивание декораций и достройку в соответствии с разрабо- танными мизансценами и экспликациями;

– расстановку основного оборудования, используемого на уста- новленном месте в течение всего времени съемки эпизода;

– декорирование объекта и т. п. работы.

Подготовка может осуществляться накануне съемочного дня или в день до начала следующего съемочного этапа.

3. Освоение съемочного объекта, осуществляющееся с помощью оператора, режиссера, каскадеров и постановщика трюков (в случае необходимости и их наличия). Цель – осуществление технико-техно- логической и творческой подготовки снимаемого кадра как основно- го элемента эпизода. Включает в себя:

– установку техники в места, необходимые для съемки кадра в определенном ракурсе, в соответствии с заданными в режиссер- ском сценарии мизансценой и монтажной экспликацией, световым и цветовым решением фильма, эпизода или кадра, в зависимости от


сформированной операторской экспликации. При этом необходимо учитывать удобство расположения оборудования для игры актеров, задействованных в кадре, а также их безопасность;

– репетиции с ведущими актерами и актерами, задействованными в эпизоде, осуществляемые режиссером, «разводка» сцен и т. п.

– репетиция игры актеров и их взаимодействия с работой обору- дования и технического персонала;

– репетиции сложных и трюковых сцен;

– световые репетиции.

За организацию работ на съемочной площадке отвечает продюсер. Он составляет вызывные листы (рекомендуемая форма в Приложе- нии 14 к настоящим методическим указаниям) на каждый съемочный день и выдает их каждому члену съемочной группы. Все участники съемок должны явиться на съемки в соответствии с вызывным листом. На каждый съемочный день также распечатывается выборка из режис- серского сценария, соответствующая плану съемок. В задачи продюсе- ра на этом этапе входит также организация еще одной съемочной груп- пы для создания бэкстейджа фильма (съемки того, что происходит «за кадром») и привлечение фотографа для создания фотоматериалов для оформления афиши и других рекламных материалов к фильму.

Съемки фильма осуществляются в строгом соответствии с ут- вержденным КПП.

Сотрудники факультета экранных искусств вправе контролиро- вать процесс проведения съемок ВКР в части соблюдения техники безопасности, соблюдения графика съемок, использования оборудо- вания УКВЦ и др.

По окончании съемочного дня (смены) должна быть обеспечена загрузка отснятого материала (плейбэк) в доступный для совместного просмотра и комментирования сервис (Frame.io, The Takes и др.) для дальнейшего его просмотра всеми членами творческой группы, руко- водителями ВКР и членами Художественного совета Института. Все руководители ВКР должны ежесменно или после окончания каждого блока1 отсматривать снятый их студентами материал, осуществлять контроль, делать замечания и давать рекомендации, используя вы- бранную систему. Контроль отснятого материала осуществляется по следующим параметрам:

– выработка в смену;

 

1 По согласованию с руководителем ВКР.


– соблюдение технических параметров фильма (по свету, звуку, камере);

– соответствие снимаемого материала режиссерскому сценарию;

– соответствие снимаемого материала профессиональным требо- ваниям.

 

Оформление дисков

Диск DVD должен быть упакован в пластиковый футляр без ме- ханических повреждений.

Заводской футляр должен иметь вкладыш-обложку. Без вклады- шей-обложек диск DVD к входному контролю не допускаются.

Диск DVD должен быть оформлен следующим образом: Вкладыш-обложка диска должна содержать:

– Ф. И. О. студента,

– наименование факультета и № группы,

– название фильма,

– хронометраж,

– год выпуска.

На диске специальным перманентным маркером для дисков за- писывается Ф. И. О. студента, № группы, название фильма и хроно- метраж.

Защита вкр

После предварительной защиты и получения заключения отде- ла технического контроля о соответствии техническим требованиям качества контента выполненная ВКР (с изменениями и доработка- ми, внесенными в случае необходимости, переплетается в твердую обложку, подписывается студентом на титульном листе (вместе с электронной версией документальной части) и сдается руководителю ВКР не позднее чем за две недели до начала работы государственной экзаменационной комиссии.

Необходимым условием допуска к защите ВКР является наличие отзыва руководителя (Приложение 27 к настоящим методическим указаниям). Руководитель дает письменный отзыв, в котором делает заключение о рекомендации ВКР к защите, и представляет его вместе с работой на кафедру режиссуры не позднее чем за 7 календарных дней до защиты ВКР.

ВКР может быть оценена руководителем неудовлетворительно в том случае, если работа выполнена несамостоятельно, небрежно или некачественно.

ВКР обязательно подвергается внешнему рецензированию. Рецензентами могут быть высококвалифицированные специалисты из числа работников смежных кафедр Института, других образова- тельных и научно-исследовательских организаций, а также работ- ники предприятий, занимающие руководящие должности (шаблон рецензии приведен в Приложении 28 к настоящим методическим указаниям).

Оформленная ВКР представляется рецензенту не позднее чем за две недели до начала работы Государственной экзаменационной ко- миссии. Рецензент в течение 3–5 дней пишет рецензию по установ- ленной форме, заверяет ее печатью организации и представляет на кафедру режиссуры. Студент по требованию рецензента обязан дать необходимые разъяснения по содержанию своей работы. Рецензент может присутствовать на защите ВКР.

Специалисты по учебно-методической работе кафедры режис- суры осуществляют проверку текстовой части ВКР на объем заим- ствования и проставляют сведения на титульном листе ВКР в разделе


«Проверка на антиплагиат». Параллельно осуществляется проверка на наличие неправомочных заимствований и нарушение авторских и смежных прав при создании ВКР.

Студент должен быть ознакомлен с отзывом научного руководи- теля, результатами проверки и рецензией не позднее чем за 5 кален- дарных дней до защиты ВКР.

Полностью оформленная ВКР (со всеми подписями на титульном листе) с приложенным к ней заданием, календарным планом, отзы- вом руководителя, рецензией, авторским договором обучающегося на размещение ВКР в ЭБС вуза и остальными обязательными матери- алами утверждается заведующим кафедрой режиссуры. Только после этого студент допускается к защите.

Студент может быть не допущен к защите ВКР по следующим причинам:

– при получении оценки «неудовлетворительно» по итогам госу- дарственного экзамена;

– при несоблюдении календарного графика подготовки ВКР;

– при отрицательном отзыве руководителя на ВКР;

– в случае если оригинальность текста работы при проверке на плагиат составляет менее 70%;

– в случае выявления неправомочных заимствований или отсут- ствия документов, подтверждающих соблюдение авторских и смеж- ных прав при создании ВКР.

Защита ВКР проводится в Киноконцертном зале СПбГИКиТ на открытом заседании ГЭК с участием не менее двух третей ее состава в соответствии с утвержденным графиком проведения государствен- ной итоговой аттестации.

На защите ВКР должен присутствовать руководитель ВКР. Защита ВКР позволяет студенту показать свою способность, опи-

раясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей будущей профессиональной деятельности, грамотно излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.

Защита ВКР осуществляется в следующей последовательности:

1. Секретарь ГЭК вызывает студента-режиссера (объявляет его фамилию) и зачитывает тему ВКР.


2. Заслушивается доклад студента (продолжительностью до 10 ми- нут), во время которого он представляет свою съемочную группу и дает краткую характеристику проделанной работе.

3. Демонстрируется фи<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.104 (0.012 с.)