Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нормативно-правовая база мониторинга безопасности наноинженерных технологий и их влияние на окружающую среду↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 34 из 34 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Мониторинг и эспертизу безопасности жизнедеятельности осуществляют с целью обеспечения безопасности функционирования объектов техносферы, предотвращения возникновения аварийных ситуаций, проведения экспертных оценок воздействия на природу техногенной деятельности человека. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Основой законодательства Российской Федерации в сфере мониторинга безопасности жизнедеятельности является Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Федеральный закон «Об охране окружающей среды» принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г. Основные положения в этом законодательной акте заключаются в следующем: – установлены требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности; – определена организация государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга). В данном федеральном законе даны определения применяемых в сфере мониторинга окружающей среды и промышленной безопасности опасных производственных объектов основных понятий: окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; природная среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов; компоненты природной среды – земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле; природный объект – естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства; охрана окружающей среды – деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов для предотвращения негативного воздействия деятельности человека на окружающую среду и ликвидацию ее последствий; мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) – комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов; экологическая безопасность – состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов в соответствии со статьей 34 данного закона заключаются в следующем: – размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности; – нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов по предписаниям органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды; – прекращение в полном объеме размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда и (или) арбитражного суда. Организация государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) является одной из главных целей федерального закона. Государственный мониторинг окружающей среды осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды. Порядок организации и осуществления государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) устанавливается Правительством Российской Федерации. Информация о состоянии окружающей среды, ее изменении, полученная при осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), используется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для разработки прогнозов социально-экономического развития и принятия соответствующих решений, разработки федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации и мероприятий по охране окружающей среды. По своему отношению к природе человечество прошло несколько этапов: – приоритет экономических интересов и полное пренебрежение законами экологии; – частичное соблюдение законов рационального природопользования; – сочетание экономических интересов с законами экологии; – наконец, человечество вступает в стадию полного подчинения экономических интересов законам экологии – в любом другом случае развитие биосферы приведет к гибели людей (неустойчивое развитие). Экологический кодекс России по своему уровню отвечает предпоследнему этапу сочетания экономических и экологических интересов, поэтому предстоит его долгое совершенствование для того, чтобы ведущий принцип закона «Об охране окружающей природной сре- ды» – сочетание экологических и экономических интересов – был заменен на подчинение интересов экономики интересам экологии. Экологический кризис – это следствие длительного игнорирования законов экологии, отсутствие правил взаимоотношения с природой. В России 13% населения живет в неблагоприятных природных условиях (данные на 1990 г.), более 100 городов находятся в условиях, когда концентрация вредных веществ превышает допустимые значения в 10 раз. Ежегодно в экономику необходимо вкладывать 150–200 млрд руб. (стоимостный курс рубля в 1990 г.) для предотвращения деградации окружающей природной среды. Отсутствие специальных нормативов взаимоотношений с природой при переходе к рыночным отношениям приведет к увеличению нагрузки на природу, что связано с коммерциализацией природных объектов, сдачей в аренду природных ресурсов совместным компаниям, акционерным обществам. Закон решает несколько задач: – охрану биосферы; – оздоровление природы; – предупреждение загрязнения окружающей среды; – сочетание эколого- экономических интересов общества. Задача по охране биосферы решается путем установления предельно допустимых норм воздействия на природу и человека химических веществ, энергетических потоков, радиации биологического воздействия, физического воздействия (шум, вибрация). На основе нормативов ПДК устанавливают предельно допустимые выбросы, предельно допустимые сбросы предприятий, технологических процессов. Наконец, последний этап охраны биосферы – установление контроля за соблюдением нормативов и устранение вредных воздействий (рис. 8.1).
Рис. 7.1. Взаимосвязь между параметрами и жизнестойкостью системы
В законе сформулированы основные требования к структурам, ведущим хозяйственную деятельность, – предприятиям, кооперативам акционерным обществам и т.д. В равное положение поставлены все хозяйствующие субъекты и граждане России. Существует несколько требований к взаимоотношениям субъектов природопользования: – требования к субъектам, ведущим хозяйственную деятельность; – требования к технологиям (планирование, проектирование, экспертиза, размещение, строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатация); – требования к видам хозяйственной деятельности: к сельскому хозяйству, энергетике, промышленности, строительству. Во втором разделе закона впервые введено право граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду. Право остается декларацией при отсутствии механизма реализации закона, поэтому это право обеспечивается: – планированием и нормированием качества окружающей природной среды; – мерами по предотвращению экологически вредной деятельности хозяйствующих субъектов; – оздоровлением окружающей природной среды, ликвидацией и предупреждением последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; – социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных резервных фондов помощи и медицинского обслуживания населения; – предоставлением реальных возможностей для проживания людей в условиях благоприятной для жизни и здоровья окружающей природной среды (отмена прописки, право на получение земли и ведение личного хозяйства); – возмещением в судебном или административном порядке вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природной среды и иных вредных воздействий, в том числе аварий и катастроф; – государственным контролем за состоянием окружающей природной среды и соблюдением природоохранного законодательства. Граждане имеют следующие права: – требовать предоставления экологической информации; – требовать проведения экологической экспертизы; – проводить собрания, митинги, демонстрации в защиту своих экологических интересов; – обращаться в административные судебные органы с требованием о прекращении деятельности вредных предприятий и исками о возмещении вреда. Один из основных механизмов реализации закона – стимулирование интереса природопользования к экологии: – предоставление кредитов и льгот при внедрении экологически чистых технологий; – изъятие части денежного дохода за пользование природными ресурсами; – введение специальаных налогов за экологически вредную продукцию. Экономические методы стимулирования охраны природы включают следующие платежи: – плату за природные ресурсы; – плату за загрязнение окружающей природной среды. Плата за природные ресурсы взимается за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов, за сверхлимитное, нерациональное использование природных ресурсов. Кроме того, субъекты природопользования платят за воспроизводство и охрану биосферы. Разработана специальная система оплаты за загрязнение биосферы, изложенная в постановлении Российской Федерации № 632 от 28 августа 1992 г. «О порядке определения платы за загрязнение окружающей среды». Постановление распространяется на любые виды деятельности, на все предприятия, на физических и юридических лиц. Установлены два вида нормативов: – за выбросы, сбросы и другие виды вредного воздействия в пределах нормативов; – за выбросы, сбросы и другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных норм). Для каждого вещества установлены базовые нормы выплат. Территория России разделена на участки, которые имеют специальные коэффициенты, определяющие величину выплат по отношению к базовым нормам (учет значимости территорий, природно-климатических факторов и т.д.). Ставки выплат находят путем умножения базовых норм платы на региональный коэффициент. Плату за загрязнение окружающей среды в пределах лимитов определяют путем умножения ставок платы на разницу между лимитными выбросами, сбросами и нормативами ПДВ, ПДС. Плату за сверхлимитные выбросы осуществляют в увеличенном пятикратном размере. При отсутствии разрешения на ПДС, ПДВ субъекты природопользования платят за загрязнения как за сверхлимитные. Экономические интересы к природе дополняются мерами административно-правового воздействия, такими, как: – экологическая экспертиза проектов, технологий, процессов, влияющих на загрязнение природы; – осуществление экологического контроля за уровнем загрязнения биосферы; – административно-правовое пресечение нарушений законодательства по охране природы. Большое значение уделено проведению экологической экспертизы, которая организуется Министерством экологии и природных ресурсов. При проведении экспертиз учитывают все факторы воздействия на природу, в том числе оценивают социально-экономические последствия, вызываемые при реализации проектов, технологических решений. Общественный экологический контроль осуществляют профсоюзы, общественные объединения, трудовые коллективы, граждане. Контроль ставит своей задачей проверку выполнения требований закона. Важнейшее требование экологизации экономики России заключается в экологическом воспитании, образовании людей. Принципы экологического воспитания и образования людей следующие: – всеобщность, комплексность, непрерывность экологического воспитания и образования; – обязательность преподавания экологических знаний в учебных заведениях; – осуществление профессиональной экологической подготовки руководящих работников и специалистов; – распространение экологических знаний; – стимулирование научных экологических исследований. Закон в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия призван способствовать формированию и укреплению экологического правопорядка и обеспечению экологической безопасности России. В перспективе нанотехнология может сыграть значительную роль в решении многих проблем, связанных с охраной окружающей среды. Речь идет, в первую очередь, об использовании наноустройств в системах исследования и контроля продуктов и отходов различных химических производств, о создании новых "чистых" технологий с минимальным выходом вредных отходов производства, а также о переработке мусора на свалках и очистке загрязненных водоемов. В дальнейшем предполагается осуществление непрерывного контроля и обработки обширных участков окружающей среды с целью их очистки от очень мелких частиц загрязняющих веществ, содержащихся в воде (размер < 300 нм) и в воздухе (< 20 нм). Необходимо также учитывать, что наноструктурные материалы могут сами вызывать загрязнение окружающей среды, угрожающее здоровью человека. Загрязнение может быть связано как с существующей техникой (например, наночастицы в выхлопных газах дизельных двигателей), так и с новыми веществами или технологическими процессами. Во многих случаях нанотехнологии представляют собой новые производственные процессы, и их потенциальная опасность для окружающей среды должна быть тщательно оценена. Сложные физико-химические процессы с участием наноструктур играют существенную роль во многих явлениях, определяющих изоляцию, высвобождение, подвижность и биологическую доступность различных веществ (полезных и вредных) в окружающей среде. Микропроцессы, происходящие на границах раздела природных физических и биологических систем, определяют разные проблемы медицины и биологии. Изучение динамики процессов, специфичных для наноструктур в природных системах, позволит не только понять механизмы переноса и биологического усвоения веществ, но и использовать нанотехнологии для улучшения экологической обстановки. В атмосфере, геологических породах, водной среде и биологических системах присутствует большое количество разнообразных естественных наночастиц и наноструктурных веществ, однако их влияние на здоровье человека пока не изучалось систематически. В некоторых случаях (например, при использовании кварцевых и асбестовых волокон) было обнаружено вредное воздействие наночастиц, в других — потенциальные опасности кажутся незначительными. Кроме того, следует учитывать, что аэрозоли из наноразмерных частиц постоянно участвуют в разнообразных атмосферных физико-химических процессах. Нанотехнологии уже оказали значительное влияние на многие производства, связанные с окружающей средой и энергетикой. Некоторые примеры таких технологий приводятся ниже. Сокращение отходов производства и повышение энергетического к.п.д.: наиболее заметные успехи достигнуты в разработке новых методов катализа, где использование наноразмерных реагентов во многих случаях позволило резко повысить эффективность каталитических реакций (скорость, выход) как в гомогенных, так и гетерогенных системах. Использование наноразмерных материалов (например, аэрогеля или ксерогеля V205) в катодах литиевых аккумуляторов значительно повышает их емкость, срок службы и скорость зарядки/разряда. Экологически безопасные композитные материалы: совместимость композиционных материалов с наномасштабными инородными включениями открывает возможность производить высококачественные материалы специального назначения (например, для систем фильтрования). На основе таких композитов можно создавать системы, отличающиеся повышенной стойкостью к воздействию окружения, длительным сроком службы, низкой стоимостью обслуживания и ремонта, малым воздействием на окружающую среду. На их базе можно производить легкие и небольшие конструкции и устройства, характеризующиеся низким энергопотреблением. Композиционные наноматериалы отличаются большим структурным разнообразием и могут быть как очень простыми (сталь с включениями из оксидов или нитридов), так и очень сложными (гетерогенные композиты, обладающие заранее заданной, высокофункциональной структурой). Переработка отходов: наноструктурные материалы находят все возрастающее применение в процессах переработки и обезвреживания отходов, от окисления органических загрязнителей. Во многих случаях в качестве агентов окисления могут использоваться активированные облучением частицы (в растворах или аэрозолях). Недавно было обнаружено, что наноразмерные частицы, подвергнутые УФ-облучению, могут очищать воздух от различных загрязнителей, включая опасные органические соединения, клетки, вирусы и ядовитые химикаты. Наноразмерные частицы, после соответствующей химической обработки их поверхности (образования производных соединений) лигандами или реагентами, могут эффективно связывать атомы тяжелых металлов или пассивировать загрязненные поверхности. Кроме того, предполагается, что нанотехнологии позволят так организовать химические производственные процессы, что в ходе их будет образовываться меньше отходов. В химии поверхностных явлений проводится изучение материалов со специально сконструированными наноструктурными поверхностями, которые обеспечат проведение требуемых реакций с образованием минимального количества отходов. Преобразование энергии: процессы, связанные с получением энергии (включая как непосредственное производство электрической энергии, так и добычу топлива, подлежащего транспортировке), наносят непоправимый вред окружающей среде. Наносистемы могут составить основу энергетических производств на возобновляемых источниках энергии, при функционировании которых образуется гораздо меньше вредных отходов. Примером может служить упомянутое выше использование наноразмерных или мезоразмерных материалов в электродах аккумуляторов или топливных элементах для транспортных средств.
Библиографический список 1. Конституция Российской Федерации: официальный текст. – М.: Омега – Л, 2006. – 38 с. – (Библиотека Российского законодательства). 2. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01. 2002 года № 7-ФЗ // Российская газета – 2002. – № 6. – 12 янв. 3. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 года № 116 –ФЗ// Парламентская газета – 2006. – № 2. 4.Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов/ С. В. Белов, А. В. Ильницкая, А. Ф. Козьяков и др. – М.: Высш. шк., 2004. – 606 с. 5. Бондарь, А. Г. Планирование эксперимента в химической технологии / А. Г. Бондарь, Г.А. Статюха. – Киев: Вища школа, 1976. – 184 с. 6. Быстров, А.С. Временная типовая методика определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды/ А. С. Быстров. – М.: Экономика, 1986. – 96 с. 7.Вредные химические вещества. Радиоактивные вещества / В.А.Баженов, И.Я.Булгаков, В.Ф.Василенко и др. – Л.: Химия, 1990. – 464 с. 8. Девисилов, В. А. Охрана труда: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования/ В. А. Девясилов – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. – 400 с.: ил. – (Серия «Профессиональное образование»). 9. Королев, В. А. Мониторинг геологической среды: учебник / В.А. Королев; под ред. В.Т. Трофимова. – М.: Изд-во МГУ, 1995. – 272 с. 10. Лихачев, Н. Н. Канализация населенных мест и промышленных предприятий/ Н. Н. Лихачев – М.: Стройиздат, 1981. – С. 24 – 40. 11. Лопанов, А. Н. Рациональное природопользование и экологическая экспертиза: конспект лекций/ А. Н. Лопанов – Белгород: БТИСМ, 1993. – 96 с. 12. Медоуз, Д. Л. Системное поведение «мания» – структура и загрязнение окружающей среды /Д. Л. Медоуз// Зеленый мир. – 1992. – № 11, 12. – С. 8 – 10. 13. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (ОНД – 86). – Л.: Гидрометиоиздат, 1987. – 93 с. 14. Методические указания по определению эколого-экономической эффективности технологических процессов и производств в дипломных проектах и работах. – М.: МХТИ, 1985. – 48 с. 15. Налимов, В.В. Теория эксперимента/В. В. Налимов – М.: Наука, 1971. – 284 с. 16. Новиков, Г.В. Санитарная охрана окружающей среды современного города / Г. В. Новиков, А. Я. Дударев. – Л.: Медицина, 1978. – 216 с. 17. Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнений. – М., 1988. – 64 с. 18. Тарасова, Н.П. Экология: глобальные проблемы современности/Н. П. Тарасова //Зеленый мир. – 1992. – № 9, 10. – С. 8 – 9.
Учебное издание
Учебное пособие Для студентов направления бакалавриата 28.03.02 – Наноинженерия, профиль подготовки – «Безопасность систем и технологий наноинженерии»
Составители: Лопанов Александр Николаевич Прушковский Игорь Валентинович
Подписано в печать формат 60x84/16. Усл. печ.л. Уч-изд. Тираж экз Заказ Цена Отпечатана в Белгородском государственном технологическом университете им. В.Г. Шухова 308012, г. Белгород, ул. Костюкова, 46.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.13.127 (0.014 с.) |