Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие информации и информационной ассиметрии на отраслевом рынке.⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12
Информация (от лат. informātiō — «разъяснение, представление, понятие о чём-либо») – это сведения независимо от формы их представления. Представляет собой один из важнейших ресурсов и движущей силой развития человеческого общества. Является основой принятия решений хозяйствующими субъектами, выбора ими экономического поведения. От полноты и достоверности информации зависит качество принимаемых управленческих решений. Важной причиной снижения интенсивности конкуренции и приобретения монопольной власти на рынках служит неполнота и асимметричность информации. Асимметричность информации (несовершенная информация, неполная информация) – это неравномерное распределение информации о товаре между сторонами сделки. Обычно продавец знает о товаре больше, чем покупатель, хотя возможна и обратная ситуация. Каждому экономическому агенту доступен лишь ограниченный массив информации. Неполнота информации об объекте сделки, об осуществлении сделки и о ее возможных последствиях вызвана следующими причинами: • получение информации связано с затратами ресурсов. Рациональный экономический агент не будет платить за информацию больше того уровня, на котором предельные издержки на ее получение превышают предельный доход от ее использования; • не всегда информация надежна. Даже точная информация, получаемая экономическим агентом сегодня, завтра может устареть в силу изменения экономической среды, и на нее нельзя будет более полагаться при принятии экономических решений; • экономические агенты не в состоянии запомнить и переработать весь объем доступной им информации. Они вынуждены отбирать для хранения и непосредственного использования только наиболее важную информацию, поэтому часть ее неизбежно теряется; • не все экономические агенты обладают достаточными знаниями и навыками, которые позволили бы им адекватно переработать поступающую информацию. Неполнота информации является непременным признаком экономической жизни. Большая или меньшая неполнота информации может влиять на условия и особенности функционирования рынков, создавая дополнительные трансакционные издержки для экономических агентов. Наибольшее воздействие на рыночную активность оказывает особый тип неполной информации - асимметричная информация Асимметричность информации создает возможность злоупотребления одного из участников сделки не информированностью контрагента. Асимметричность информации, в отличие от собственно неполноты, приводит к резкому снижению общественного благосостояния.
Ограниченность информации о качестве товара. Рынок «лимонов» Покупка товара или получение услуги предполагает наличие информации об их качестве. Однако зачастую потребители не знают, какого качества продукты они потребляют. В данном случае имеет место асимметричность информации: продавец владеет информацией о товаре (услуге), у покупателя же такой информации нет. Асимметрия информации может иметь два нежелательных результата: • на рынке не будет достигнуто равновесие; • в случае установления равновесия ресурсы будут использоваться менее эффективно, чем в случае полной информированности всех сторон, участвующих в сделке. Классическим примером исследования ситуации, когда неполнота информации может разрушить рынок, является анализ рынка «лимонов», проведенный Дж. Акерлофом. Он продемонстрировал, что в случае, когда продавцы имеют полную информацию о своем продукте, а информированность покупателей сильно ограничена, Новые машины могут быть как хорошими, так и плохими. То же самое относится и к старым автомобилям. Покупатель приобретает новый автомобиль на этом рынке, не зная, покупает он хорошую машину или «лимон». В то же время он знает вероятность выбора хорошего товара — р и вероятность приобретения «лимона» — (1 - р). То есть р представляет собой долю хороших машин, а (1 — р) — долю «лимонов».
Рассматривая рынок подержанных автомобилей, Акерлоф предполагает, что после использования машины в течение какого-то периода у владельца складывается четкое мнение о ее качестве, т.е. он получает непосредственную возможность определить новую вероятность события. А до тех пор, пока покупатель не сможет провести различия между хорошей и плохой машиной, они будут продаваться на рынке по одинаковой цене. Очевидно, что использованный автомобиль не может иметь ту же стоимость, что и новый. Если бы это было так, выгодно было бы продавать «лимоны» по цене новой автомашины и покупать другой новый автомобиль с высокой вероятностью р, что он будет хорошего качества и с более низкой вероятностью (1 - р) — что плохого. Поэтому владелец хорошего автомобиля должен быть вытеснен с рынка. Он не только не может получить реальную стоимость своей машины, но даже не может достичь ожидаемой стоимости новой машины. Акерлоф приходит к выводу, что плохие машины вытесняют с рынка хорошие потому, что они продаются по тем же ценам, что и хорошие. Такая ситуация будет продолжаться до тех пор, пока потребители не смогут различать плохие и хорошие автомобили. Более того, вполне возможна ситуация, когда по цепочке плохие автомобили вытесняют с рынка не очень плохие, средние по качеству вытесняют не очень хорошие, которые, в свою очередь, вытесняют хорошие, в результате чего рынок не будет существовать вообще. На рынке плохие автомобили переоценены, а хорошие недооценены. Предположим, что покупатели уверены, что половина машин на рынке — «лимоны». Они оценивают их в 100 долл., в то время как вторую половину рынка составляют хорошие машины?: оцениваемые покупателями в 200 долл. Покупатели нейтральны к риску: это значит, что для них безразлично, владеют ли они 1 долл. или чем-то, что с вероятностью 50% стоит 2 долл. и с вероятностью 50% ничего не стоит. В этом случае стоимость произвольно, выбранной машины для покупателя составит 150 долл. (0,5* 100 + 0,5*200). Таким образом, покупатель готов заплатить за машину; больше 100 долл., потому что надеется, что его покупка может оказаться хорошей, но не готов заплатить полную цену хорошей машины, так как есть риск, что она окажется «лимоном». На таком рынке плохие машины вытеснят хорошие. В то время как владелец плохой машины готов продать ее за цену, превышающую ее стоимость, владелец хорошей машины не станет ее продавать ниже стоимости и предпочтет оставить ее у себя. В итоге на данном рынке будут продаваться только плохие машины. Но и покупатели понимают, что на рынке будут продаваться только плохие машины, и станут платить за них не более 100 долл. Таким образом, рынка для хороших подержанных машин не существует. Если дополнить эту модель, в которой есть только два типа машин, еще несколькими типами машин различного качества, как сделал Акерлоф, то наименее качественные машины все равно вытеснят более качественные аналоги с рынка по тем же причинам. Такая ситуация характеризуется как неблагоприятный отбор. Проблемы такого же типа возникают и на других рынках, в частности на рынке страховых услуг. Цена медицинских полисов увеличивается с ростом возраста покупателя, так как пожилые люди чаще нуждаются в медицинских услугах. Однако наиболее здоровые пожилые люди сочтут медицинские страховые полисы непривлекательными из-за их высокой цены. Так же как и в примере с подержанными машинами, здесь существует неблагоприятный отбор: при повышении цены полиса его будут приобретать люди с самыми высокими рисками. Так как потребители способны определить состояние своего здоровья лучше, чем страховые компании, то непропорционально большая доля полисов будет приобретена наименее здоровыми членами общества.
Хотя не все рынки с асимметричной информацией заполняются только низкокачественной продукцией, на таких рынках всегда существует неэффективность по сравнению с рынками, на которых информация совершенна. Качество продукции на таких рынках зачастую ниже оптимального. К сожалению, данную проблему, связанную с несовершенством информации, зачастую невозможно решить даже с помощью государственного вмешательства, так как издержки на обеспечение полноты информации могут быть очень высоки. Эта неэффективность, связанная с низким качеством, возникает из-за внешнего эффекта, состоящего в том, что фирма не может воспользоваться всеми выгодами, которые порождает тот факт, что она производит высококачественную продукцию. Когда продавец предлагает более качественную продукцию, среднее качество продукции на рынке растет и покупатели готовы заплатить больше за все товары, продаваемые на рынке. Таким образом, производитель высококачественной продукции делит прибыль от продажи своей более качественной продукции с продавцами низкокачественной продукции, поднимая среднюю цену на рынке. Но поскольку цена, основанная на среднерыночном качестве, не покрывает все издержки производства высококачественной продукции, то ее не станут производить.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.254.231 (0.008 с.) |