Тема: теоретико-методические основы обучения спортивным играм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: теоретико-методические основы обучения спортивным играм



Тема: теоретико-методические основы обучения спортивным играм

1. Принципы обучения на занятиях спортивными играми

2. Средства и методы обучения спортивным играм.

3. Методы организации занимающихся на занятиях спортивными играми.

4. Технология обучения игровым приемам баскетбола

 

 

Методы обучения

Конкретный эффект любого педагогического средства определя­ется не только его содержанием и формой, но и способом примене­ния, т.е. методом.

Используемые на занятиях спортивными играми методы можно подразделить на три группы:

• словесные;

• наглядные;

• практические.

Словесные методы. Ксловесным методам относятся: рассказ, объяснение, команды и распоряжения, задание, указание, беседа и разбор.

Рассказ – это короткое повествование о технико-тактических приемах, взаимодействиях, способах их применения, месте и значе­нии в игровой деятельности.

Объяснение раскрывает сущность конкретного двигательного упражнения или действия, его содержание, форму и структуру кон­кретного двигательного движения или действия, а также факторы, определяющие его эффективность. Точное и доступное объяснение создает предпосылки для освоения новых игровых приемов, правиль­ного выполнения тактических установок. Одно из требований к объ­яснению – краткость. Педагог должен уметь выделять главное, не заостряя внимание на второстепенных деталях.

Команды и распоряжения – специфические формы речевого воздействия для оперативного управления деятельностью занимаю­щихся. Они отличаются особой лаконичностью и даются в повели­тельном наклонении. На уроках по спортивным играм преимущественно пользуются распоряжениями, которые в отличие от команд не име­ют строго регламентированной формы, просты и доступны по со­держанию. Распоряжения даются для подготовки, начала или окон­чания упражнения или игрового задания.

Задание – это форма постановит индивидуальной или коллек­тивной задачи перед занимающимися в упражнениях или в учебных играх.

Указание отличается от задания краткостью формы и направле­но на внесение коррективов в действия учеников по ходу выполне­ния упражнения или в процессе игрового противоборства.

Беседа предполагает диалог между педагогом и учениками, бла­годаря которому осуществляется обмен мнениями и намечается план дальнейших действий при обучении или совершенствовании.

Разбор, как правило, производят после завершения упражнения, игры или занятия. Это короткий или обстоятельный анализ всех дей­ствий и их результата.

Наглядные методы. Эти методы многообразны и направлены на активизацию сенсорных процессов у занимающихся.

К ним, прежде всего, относится показ упражнений или их эле­ментов учителем или наиболее подготовленными учениками. Показ должен носить образцовый, четкий характер и создавать полное пред­ставление у занимающихся о движениях или действиях. Для этого необходимо создать соответствующие предпосылки: выбрать место для показа упражнения и создать оптимальные условия для его об­зора; осуществить показ в целом или по частям, в обычном или за­медленном темпе и т.д.

Высоко результативны на занятиях спортивными играми вспомогательные наглядные методы. демонстрация кино- и видеоматериалов, рисунков, фотографий, схем тактических взаимодействий, использование демонстрационных до­сок, планшетов и других средств. Эффективны также повторный и замедленный показ или демонстрация.

Определенное значение имеют методы ориентирования. С по­мощью предметных или условных ориентиров (например, линии раз­метки, мячи, фишки, переносные стойки, стулья, ориентиры на щите, разнообразные зрительные и звуковые сигналы и т.д.) огра­ничивают направление движения, сигнализируют о его начале или окончании, регламентируют смену направления или способов вы­полнения заданий, задают траекторию полета мяча и т.п.

Использование наглядных методов всегда должно сочетаться с разновидностями словесных. Это является одним из основных усло­вий эффективности проведения учебных занятий.

Практические методы. Эти методы базируются на активной двигательной деятельности занимающихся. Их грамотное использование имеет решающее значение в освоении умений и навыков изучаемой спортивной игры.

Метод упражнения предполагает многократное повторение дви­жений для овладения техникой игрового приема, сочетания приемов отдельными учениками или технико-тактических взаимодействий группой занимающихся.

Разучивание техники игрового приема или сочетания приемов может осуществляться в целом или по частям. Относительно про­стые игровые приемы (например, стойки, передвижения, ведение мяча и т.п.) разучиваются в целостном виде, так как их рас­членение нарушает структуру движений и усложняет процесс обу­чения. Разучивание по частям (расчлененным методом) пред­полагает временное освоение отдельных элементов целостного дви­гательного действия с последующим их объединением в единое це­лое. Расчлененным методом, например, в баскетболе осваивают координационно сложные игровые приемы (бросок в прыжке одной рукой от головы).

При изучении техники и тактики спортивных игр широко используются подводящие упражнения. Как правило, их объединяют в блоки так, чтобы путем планомерного и постепенного освоения более простых движений или двигательных действий подвести занимаю­щихся к овладению сложными технико-тактическими действиями в целом. Предлагаемые задания выполняются в строгой последователь­ности индивидуально или с помощью партнера. Они могут вклю­чать:

• имитацию отдельных фаз движения с мячом или без него (напри­мер, подбрасывание мяча над собой при изучении бросков в баскетболе);

• фиксацию положений звеньев тела в ключевые моменты данного приема (например, при изучении броска в прыжке в гандболе игрок, запрыгнув на гимнастическую скамейку, принимает положение замаха, стоя на толчковой ноге, мяч поднят в сторону вверх для зметания);

• создание условий принудительного ограничения амплитуды и направления движений (например, использование педагогом или партнером вертикально расположенной картонки или планшета для предотвращения отклонения в сторону локтя бросающей руки занимающимся, осваивающим технику дистанционного броска одной рукой от плеча в баскетболе);

• временное выключение из целостного движения отдельных зве­ньев тела (например, выполнение передач мяча сверху в волейболе из положе­ния сидя на стуле).

Число подводящих упражнений и продолжительность их использования зависят от результативности процесса обучения. К выпол­нению приема в целом следует переходить в случае свободного и уве­ренного воспроизведения его базовых элементов как автономно, так и во взаимосвязи друг с другом.

В дальнейшем условия выполнения технических приемов услож­няют. При этом придерживаются определенной последовательно­сти:

• от действий без мяча переходят к технике владения мячом;

• от статических действий на месте – к динамическим в движе­нии;

• от обособленного единичного исполнения – к чередованию и сочетанию с другими действиями;

• от многократного повторения в облегченных стабильных услови­ях– к ситуативному применению в игровых.

       Результативному освоению современных игровых навыков на определенном этапе обучения содействует метод сопряжен­ных воздействий. Его сущность состоит в создании оптимальных условий для взаимосвязанного комплексного совершенствования игровых приемов и необходимых для их эффективного воспроизве­дения физических качеств. Это достигается благодаря серийному по­вторению элементов техники игры с повышенной интенсивностью, а также конструированию упражнений с чередованием заданий на совершенствование технических приемов и акцентированное разви­тие специальных физических качеств в логической последователь­ности, присущей той или иной спортивной игре.

В качестве самостоятельных методов на уроках по спортивным играм ис­пользуют игровой и соревновательный. Их применение создает бла­гоприятный эмоциональный фон для обучения и совершенствования игровых навыков, пробуждает у занимающихся интерес к система­тическим занятиям.

Игровой метод предусматривает выполнение двигательных дей­ствий в условиях, регламентированных установленными правилами игры. Он может быть представлен упражнениями в игровой форме, эстафетами и непосредственно игрой.

Участие занимающихся в специальных эстафетах и подвижных играх связано с воспроизведением компонентов их физического, тех­нического и тактического потенциалов в различных сочетаниях и в постоянно изменяющихся условиях. Подготовительные игры требуют от играющих рационального решения технико-тактических задач в моделируемых педагогом ситуациях игрового противоборства и адекватного взаимосвязанного применения освоенных игровых действий. Игровая деятельность происходит на фоне повышенного эмоционального и функционального состояния игроков и создает соответствующие условия для синтеза всей совокупности навыков и качеств, приобретенных на занятиях по избранной спортивной игре.

Основу соревновательного метода составляет специально организованная соревновательная деятельность. Особенно эффективен этот метод на этапе совершенствования. Он может быть представлен соревнованием на количественный или качественный результат при выполнении отдельных двигательных действий, играми по упрощен­ным правилам, двусторонними учебными, контрольными играми и, наконец, официальными соревнованиями.

Бескомпромиссное соперничество, борьба за первенство или воз­можно высокое достижение усиливают комплексное тренировочное воздействие на организм занимающихся в процессе состязаний; спо­собствуют улучшению всех видов подготовленности во взаимосвязи и росту спортивных результатов.

Для достижения направленного воздействия соревновательный метод может осуществляться в усложненных или облегченных по от­ношению к официальным правилам соревнований условиях. Наи­более действенными методическими приемами, практику­емыми на занятиях по спортивным играм, являются:

• уменьшение или увеличение площади взаимодействия занимаю­щихся при выполнении игровых действий;

• уменьшение или увеличение числа игроков на площадке в обеих командах или в одной из них;

• введение в ходе выполнения упражнения дополнительной специфической информации (например, игра двумя мячами, условно-зрительные сигналы, меняющие регламент действий спортсменов, и т.д.);

• наложение ограничений на выполнение игровых действий, свя­занных с изменением существующих в игре правил (например, увеличение продолжительности игры, сокращение времени вла­дения мячом, строгий лимит числа передач мяча и ходов разыгры­ваемой игровой фазы, запрещение ведения мяча, завершение атак только указанным способом и др.);

• усложнение восприятия игровых ситуаций (например, игра двух команд в одинаковой форме, игра при недостаточном освещении; игра при моделировании шума трибун и др.);

• усложнение или упрощение условий выполнения игровых прие­мов (например, использование облегченного или утяжеленного мяча, снижение высоты колец или применение над кольцами до­полнительных приспособлений, затрудняющих попадание мяча в корзину; применение утяжеленных поясов, манжетов, обуви и т.д.);

• игра с гандикапом (например, предоставление одной из команд преимущества в заброшенных или забитых мячах, полученных фолах и т.п.).

С большим эффектом в условиях школы можно использовать практику проведения соревнований по разновидностям той или иной спортивной игры: пляжному волейболу или гандболу, стритболу. Игры проводят в основном на открытых площадках. Демократичность правил и непритязательность требований к усло­виям игрового противоборства делают этот вид состязаний доступ­ным для широкого круга любителей спортивных игр.

Следует отметить, что, несмотря на всю привлекательность игро­вого и соревновательного методов, их применение требует определен­ной подготовленности занимающихся в плане обучения и овладения основами техники и тактики игры, а также их функциональной тре­нированности. Продолжительность игровых заданий и игр должна быть нормирована, так как наибольший эффект достигается при кон­центрации времени, отводимого на решение конкретной задачи.

На начальном этапе обучения необходимо отдавать предпочтение индивидуальным состязаниям на точность и качество выполнения заданий. И только по мере повышения уровня технико-тактической подготовленности смещать акценты: переходить к командным видам соревнований, стимулировать быстроту и результативность действий в условиях возрастающей активности противоборства.

Эффект педагогических воздействий на уроках по спортивным играм всецело зависит от профессионального мастерства педагога, его уме­ния взаимосвязанно и рационально использовать комплекс средств и методов, соответствующих возрасту и подготовленности занимаю­щихся, а также сложности изучаемого материала.

Закрепление приема в игре.

Задача: развивать способность максимально воспроизводить свой двигательный потенциал в условиях игрового противоборства.

Методы обучения: игровой, соревновательный.

Средства обучения: задания, требующие скоростного и ка­чественного применения приема в обстановке состязания при вне­запно возникающем противодействии или при неожиданной смене игровых ситуаций – это упражнения соревновательного характера; подвижные, подготовительные и учебные двусторонние игры, вклю­чая игры с целевым изменением правил (например, для акцентиро­ванного совершенствования передачи мяча одной рукой вводится запрет на все другие способы передач); участие в соревнованиях; вы­полнение заданий, требующих скоростного и качественного приме­нения приема в обстановке состязания при внезапно возникающем противодействии или при неожиданной смене игровых ситуаций.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какими дидактическими принципами следует руководствоваться при решении образовательных и воспитательных задач на уроках по обуче­нию спортивным играм?

2. Дайте характеристику принципу сознательности и активности при обучении навы­кам спортивных игр.

3. Дайте характеристику принципам наглядности, доступности и индивидуализации при обучении навы­кам спортивных игр.

4. Дайте характеристику принципам постепенности, систематичности и последователь­ности при обучении навы­кам спортивных игр.

5. Какие средства применяют для реализации основных принци­пов обучения навыкам спортивных игр? Охарактеризуйте их.

6. Какие методы применяют для реализации основных принци­пов обучения навыкам спортивных игр? Охарактеризуйте их.

7. Назовите методы организации занимающихся на уроках по обучению спортивным играм и дайте их краткую характеристику.

8. Назовите этапы обучения технике игры в баскетбол.

9. Какие задачи реша­ются на каждом этапе обучения технике игры в баскетбол и какие при этом используются методы и сред­ства?

 

 

Тема: теоретико-методические основы обучения спортивным играм

1. Принципы обучения на занятиях спортивными играми

2. Средства и методы обучения спортивным играм.

3. Методы организации занимающихся на занятиях спортивными играми.

4. Технология обучения игровым приемам баскетбола

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.196.182 (0.022 с.)