Считаю возможным остановиться на тех интерактивных методах и приемах, которые использую на различных этапах урока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Считаю возможным остановиться на тех интерактивных методах и приемах, которые использую на различных этапах урока.



 

Метод «Заверши фразу», который можно использовать на каждом занятии, с него начинается организация взаимодействия учителя с учащимися. Требования к реализации метода:

1. Участвует весь класс.

2. Необходимое оборудование: тетради, ручки.

3. Продолжительность – 7-10 минут.

Порядок реализации метода:

1. Предлагаю за 2 минуты завершить письменную фразу, например: «Терроризм – это…»,

2. После этого каждому предоставляется возможность представить свой вариант завершения фразы. А экспертная группа (2-3 человека, назначенные мной) фиксируют все неповторяющиеся смыслы-варианты

3. Экспертная группа обобщает и выделяет сущность понятия, явления, содержанием которых является фраза.

4. Затем я завершаю обобщение, предлагаю свою точку зрения о сущности заключенного в содержании фраз понятия.

 

Данный метод позволяет очень оперативно с первых минут занятий включить в работу по осмыслению обсуждаемой проблемы сразу всех учащихся, создать условия их развития, а для некоторых из них (это участники экспертной группы) – более оптимальные условия развития, проявления своей субъективности.

 

Метод «Ассоциации» направлен на развитие индивидуального сознания учащихся через организацию их смыслотворчества и мыследеятельности.

Требования к реализации метода:

1. Участвует весь класс.

2. Лист ватмана, 2-3 фломастера.

3. Продолжительность 10 минут.

Порядок реализации метода:

1. Знакомлю с сущностью метода: к предложенному понятию подобрать 2-3 слова, с которыми ассоциируется предложенное понятие; из составленного смыслового ряда выделить те слова, которые наиболее точно отражают сущность рассматриваемого понятия.

2. Предлагаю понятие для рассмотрения, например: безопасность, транспорт и т.п., и записываю его на листе ватмана или на доске.

3. В течение 1-2 минут учащиеся подбирают 2-3 слова и записать их в своей тетради.

4. Поочередно предлагаю всем учащимся назвать свои ассоциации, фиксирую неповторяющиеся на листе, а учащиеся в своей тетради.

5. После всех называю и записываю свои ассоциации.

6. Теперь зачитываю весь ряд и прошу учащихся выделить 2-3 слова, которые, по их мнению, наиболее точно отражают сущность рассматриваемого понятия.

7. Учащиеся по очереди зачитывают свой выбор, ставлю над ним точку. Отмечаю и свой выбор. Учащиеся делают это в тетради.

8. Выделяем вместе те слова-ассоциации, которые получили наибольшее количество выборов.

9. Затем анализируем полученный результат – насколько полно и точно выделенные слова отражают сущность рассматриваемого понятия и выделенных слов.

10. Высказываю свое мнение о полученном результате, характеризую, обосновываю сущность рассматриваемого понятия и выделенных слов.

 

Метод «Алфавит» является универсальным, он не имеет ни возрастных, ни содержательных границ.

 

Метод «Алфавит» эффективен при закреплении изученной темы, на этапе обобщения.

Его назначение – развитие сознания, мышления, интеллекта через организацию смыслотворчества,  мыследеятельности, творческой познавательной деятельности.

Требования к реализации метода:

1. Участвует весь класс.

2. Необходимое оборудование: лист ватмана, на котором сверху вниз записан алфавит, кроме тех букв, с которых слова не могут начинаться, 2-3 маркера.

Порядок реализации метода:

1. Предлагаю учащимся тему «Загрязнение среды обитания» и вывешиваю технологическую карту на доску.

2. Этап 1- смыслотворчества – заполнить технологическую карту – вписать маркером в каждую строку начинающиеся с соответствующей буквы алфавита слова, раскрывающие смысл изученного понятия.

Учащиеся поочередно вписывают в технологическую карту свои понятия. Каждый может записать от одного до нескольких понятий, вслух называя их. Можно выходить несколько раз.

Заполнение технологической карты заканчиваем тогда, когда у нее побывали все учащиеся и на каждую букву записано хотя бы одно слово.

2 этап – аналитический. Предлагаю из всех записанных на технологической карте понятий выделить несколько, которые более всего отражают сущность закрепляемого понятия.

3 этап – рефлексивный. Алгоритм рефлексии может быть и таким:

- Зафиксируйте состояние своего знания об изучаемом понятии. Насколько оно изменилось?

- Определите причины этого состояния.

 - Оцените свою деятельность, важность этого метода для себя.

Высказываются каждый участник метода.

Метод «Алфавит» является универсальным, он не имеет ни возрастных, ни содержательных границ. Его можно использовать с учащимися любого возраста.

 

Согласно Фундаментальному ядру содержания общего образования, новые образовательные результаты можно обеспечит через формирование УУД. Поскольку новые стандарты предлагают перечень УУД и достаточно строгую их классификацию, то можно отметить, что и в рамках освоения курса ОБЖ можно реализовать работу по формированию всех универсальных действий, предусмотренных ФГОС: коммуникативных, регулятивных, познавательных.

Поэтому в настоящее время важно суметь отойти от стереотипного, шаблонного мышления. При обучении правилам поведения шаблонное поведение не только вредно, а даже пагубно. Поэтому на уроках ОБЖ  я не только обучаю школьников теоретическим знаниям и практическим навыкам безопасности, но и учу детей сознательно использовать основные мыслительные операции: сравнивать, понимать и устанавливать закономерности, классифицировать предметы и понятия по одному или нескольким свойствам и признакам, давать определения, использовать алгоритм, строить умозаключения, рассуждать и делать выводы. Устанавливая определенные условия или правила при изучении отдельных тем и разделов учебной программы, я формирую умение рассматривать различные пути или варианты решения проблемы или достижения цели. Все это способствует развитию логики и мышления, умению учащихся самостоятельно мыслить, добывать знания, активно ими оперировать, осуществлять перенос в новую ситуацию.

Например, логическая задача с ответами для развития наглядно-действенного мышления при изучении темы «Правила поведения на морском и речном транспорте», 9 класс:

Прилив

С борта парохода был спущен стальной трос. Нижние 4 ступеньки трапа погружены в воду. Каждая ступенька имеет толщину в 5 см.; расстояние между двумя соседними ступеньками составляет 30 см. Начался прилив, при котором уровень воды стал подниматься со скоростью 40 см в час. Как вы считаете, сколько ступенек окажется под водой через 2 часа?

Ответ: Через 2 часа под водой будут те же 4 ступеньки, потому что во время прилива лестница поднимается вместе с пароходом.

Такого рода задачи учат детей мыслить творчески, находить выход из любой ситуации, при возникновении каких-либо проблем.

 

Методы развития нестандартного мышления, активно используемые мною: ситуационные задания, логические задачи, головоломки, загадки, ребусы, задания на смекалку и, как ни покажется странным, тесты.

Один из хорошо известных и один из самых эффективных методов развития способности нестандартно мыслить – это решение ситуационных заданий. Условия в этих задачах специально сформулированы так, что создают в сознании определенный образ, от которого надо суметь отойти при решении. Решение ситуационных задач на уроках ОБЖ определяет самостоятельность в выборе решения, повышает ответственность школьника за свой выбор и в конечном итоге способствует формированию личности безопасного типа. Я использую такие ситуации, как:

· ситуация-проблема – прототип реальной ситуации, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);

· ситуация-иллюстрация – прототип реальной ситуации, включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визавуализировать информацию для нахождения более простого способа ее решения);

· ситуация-оценка _ прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить свое адекватное решение;

· ситуация-тренинг – прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по решению ее.

Считаю, что на уроках ОБЖ учащиеся должны быть в меньшей степени слушателями, а больше «деятелями», в частности решать ситуационные задачи. Эффективно использую ситуационные задачи по темам программы: «Экстремальные ситуации и выживание человека в природных условиях», «Поведение детей с незнакомыми людьми на улице, в подъезде, лифте», «Поведение школьника в доме, когда нет взрослых», «Действия детей при пожаре в жилище» и другие. Ситуационные задачи использую как для обучения, так и для контроля знаний, который необходим не только для получения информации, но и для возможной корректировки содержания занятий.

 

Я уже сказала, что для развития логического мышления у учащихся, использую тесты. В настоящее время тесты приобретают все более широкое применение, их считают одним из главных способов проверки знаний учащихся. Наряду с достоинствами (быстрота, объективность, широкий охват) этот способ контроля знаний обладает и недостатками (отсутствие развития речи и умения излагать свои мысли, случайное угадывание правильных ответов, пассивное применение знаний, непонимание логики авторов тестов). Но меняя форму и условия тестовых заданий, можно не только минимизировать недостатки, но и добавить такие достоинства, как выработка у детей алгоритмов правильного поведения в экстремальных ситуациях, закрепление знаний. Например, при изучении темы «Пожары» предлагаю выбрать правильный ответ из предложенных вариантов, логически обосновав свой выбор:

Пожар – это:

а) неконтролируемое горение горючих материалов;

б) неконтролируемое горение, создающее угрозу здоровью и жизни людей и уничтожения материальных ценностей;

в) физико-химический процесс окисления, сопровождающийся выделением тепла, дыма и светового излучения;

г) выделение светового излучения и дыма при высокой температуре.

В ходе обсуждения учащиеся с моей помощью приходят к выбору правильного ответа б,  попутно выясняя, что такое процесс горения и чем он отличается от пожара. Такая работа развивает логическое мышление учащихся и способствует осмысленному усвоению учебной информации.

Кроме этого, с помощью тестов я учу учащихся быстро и правильно оценивать обстановку, выявлять угрозу собственной безопасности и определять порядок действий в экстремальной ситуации, закрепляю полученные ранее знания, учу применять их и развиваю творческое мышление, объективно проверяю уровень полученных знаний путем усложнения тестовых заданий и условий их выполнения. Можно сделать вывод, что тестовые задания на моих уроках служат не только инструментом проверки знаний учащихся, но и средством их развития, а также способствуют выработке навыков применения полученных знаний.

 

Для формирования УУД считаю важным включение в учебный процесс системы таких индивидуальных или групповых учебных заданий, которые наделяют учащихся функциями организации их выполнения: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы, при минимизации пошагового контроля со стороны учителя. 

Все это возможно реализовать при использовании в практике урока проектного метода, который позволяет:

·  индивидуализировать обучение;

· актуализировать умения, имеющиеся у школьников;

· позволяет каждому ученику участвовать в учебном процессе;

· помогает выполнять работу в собственном темпо-ритме;

· использовать полученные результаты проекта в практике;

· четко планировать свою деятельность и принимать во внимание время, ресурсы, методы и приемы деятельности;

· видеть начальный, промежуточный и конечный результат совместной деятельности;

· корректировать отдельные этапы, вносить изменения и поправки с целью достижения запланированных результатов.

Приведу примеры тем для индивидуальных и коллективных проектов, реализованных учащимися 9-х классов:

· Соблюдение мер пожарной безопасности в повседневной жизни, в быту.

· Личное поведение пешехода для обеспечения безопасности на дорогах.

· Личное поведение пассажира для обеспечения безопасности на дорогах.

· Безопасное поведение в новогодние праздники.

· Безопасное поведение на воде.

Проектная деятельность помогает учащимся самостоятельно принимать решения о действии, анализировать и моделировать проблемную ситуацию, предлагать идею решения проблемы и брать на себя ответственность за последствия сделанного выбора, планировать действия и структуировать их во времени, строить взаимоотношения в коллективе и уметь продуктивно участвовать в коллективной деятельности.

 

 

Заключение

 

Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что создание благоприятной, конструктивной атмосферы в отношениях участников педагогического процесса, сочетание индивидуальной, групповой, фронтальной деятельности, организация и стимулирование мыслительной деятельности учащихся и педагога, рефлексивной деятельности способствуют формированию у учащихся ключевых понятий, убеждений, качеств и навыков в области безопасности жизнедеятельности. Технологическая карта становится рабочим инструментом учителя, обеспечивающим эффективное и качественное преподавание и ясное, пошаговое достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения, а критериями эффективного урока при этом станут:

· обучение через открытие;

· самоопределение обучаемого к той или иной образовательной деятельности;

· наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения;

· развитие личности;

· способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом;

·  демократичность, открытость;

· осознание учеником деятельности: того, как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что ученик чувствовал при этом;

· моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей из решения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.042 с.)