Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 2. Орфоэпические и акцентологические нормы
Сначала остановимся на орфоэпических и акцентологических нормах (на нормах произношения и ударения). Произносительные нормы устной речи изучает орфоэпия (греч. orthos правильный и epos речь). Она исследует закономерности литературного произношения. Произношение, соответствующее орфоэпическим нормам, облегчает и ускоряет процесс общения. Каковы же основные правила литературного произношения?
Произношение безударных гласных. Основной закон орфоэпии, касающийся гласных звуков, - закон редукции (ослабленной артикуляции) безударных гласных. В русской речи лишь ударные гласные произносятся отчетливо. Все безударные гласные произносятся менее четко и длительно, чем ударные, а иногда даже заменяются другими гласными. Гласные [а] и [о] в начале слова в безударном положении, а также в первом предударном слоге произносится как звук, близкий к [ а ] (овраг, молоко и т.д.). В остальных безударных слогах (т.е. во всех безударных, кроме первого предударного) на месте букв а и о после твердых согласных произносится очень краткий (редуцированный) неясный звук, который принято предавать в транскрипции буквой ъ (голова, сторона, дорогой, на дом, на воде и т.д.). Такое произношение звуков [ а ] и [ о ] называется аканьем. Аканье противостоит оканью, для которого характерно различение звуков [ а ] и [ о ] в безударном положении. Буквы е и я в первом предударном слоге после мягких согласных обозначают звук, средний между [ э] и [ и ]. Его принято изображать знаком [ и ] (пятак, перо и т.д.). Гласный [ и] после твердого согласного, предлога, оканчивающегося твердым согласным, а также при слитном произношении слова с предыдущим словом на согласный произносится как [ ы ] (мединститут, из искры, смех и горе и т.д.).
Произношение согласных. Основные законы произношения согласных – оглушение и уподобление (ассимиляция). В русской речи обязательно происходит оглушение парных звонких согласных на конце слова (хлеб, сад, любовь и т.д.). Согласный [ г] при этом всегда переходит в звук [ к] (лег, порог и т.д.). Произношение на этом месте звука [ х] в русском литературном языке не допускается. Исключение является слово бог. Буква г произносится как [ х] в сочетаниях гк и гч (легкий, легче).
Если внутри слова рядом оказываются парные звонкий и глухой согласные или, наоборот, глухой и звонкий согласные, то первый из них уподобляется второму, то есть происходит ассимиляция по глухости – звонкости (ложка, пробка, сдоба, сгубить и т.д.). Перед сонорными согласными и пред звуком [ в ] ассимиляции не происходит (светло, швырять и т.д.). Уподобление происходит и при сочетании согласных. Так, сочетания сш и зш произносятся как долгий твердый согласный [ш] (высший, низший). Сочетания сж и зж произносятся как двойной твердый [ж] (с жизнью, разжать). Сочетания зж и жж внутри корня произносятся как долгий мягкий звук [ж]. В настоящее время допускается и произношение долгого твердого [ ж] (позже, дрожжи). Сочетание сч произносится как долгий мягкий звук [ щ] (счастье, счет). Сочетание зч (на стыке корня и суффикса) произносится как долгий мягкий [щ] (приказчик, образчик). Сочетания тч и дч произносятся как долгий звук [ч] (докладчик, летчик). Сочетания тц и дц произносятся как долгий звук [ ц] (двадцать, золотце). Сочетания дс и тс на стыке корня и суффикса произносятся как [ ц] (городской, светский). Так же произносятся сочетание тс на стыке окончания глаголов 3-его лица с частицей –ся (катятся, борется) и группа -ться у возвратных глаголов в неопределенной форме (учиться). Несколько подробнее следует остановиться на произношении сочетания чн. По нормам современного русского литературного языка это сочетание так и произносится. Особенно это относится к словам книжным (алчный, беспечный) и к словам, появившимся сравнительно недавно (маскировочный, посадочный). Сочетание чн произносится как [ шн] в женских отчествах на –ична (Ильинична, Лукинична и т.д.) и сохраняется в отдельных словах (горчичный, конечно, перечница, прачечная, скворечник, яичница). Некоторые слова с сочетанием чн произносятся двояко (булочная, копеечный, молочный, порядочный, сливочный). В отдельных случаях различное произношение сочетания чн служит для смысловой дифференциации слов (сердечный удар – сердечный друг). Согласные ж, ш, ц в русском литературном языке являются твердыми (исключение – слово жюри), а звуки ч, щ – мягкими. В некоторых словах в современном русском литературном языке происходит упрощение групп согласных (солнце, лестница, честный, прелестный и т.д.).
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.004 с.) |