Формирование элементарных математических представлений у детей с ограниченными возможностями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование элементарных математических представлений у детей с ограниченными возможностями



Целостное развитие ребенка-дошкольника с ОВЗ представляет собой многогранный процесс, в котором особую значимость приобретает личностный, умственный, речевой, эмоциональный и другие аспекты развития. Математика - это мощное средство коррекции и компенсации недостатков интеллектуального развития. Математическое развитие является составной частью умственного развития, которое не может осуществляться вне личностного, речевого и эмоционального. Под математическим развитием дошкольников с ОВЗ следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которое происходит в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

 

Математические представления формируются на специальных занятиях, которые проводит педагог. В процессе занятий решается широкий круг коррекционно-развивающих и образовательных задач, реализовать которые очень непросто. Это связано с тем, что у детей с ОВЗ:

- страдают предпосылки интеллектуальной деятельности (память на линейный ряд, восприятие и осознание пространственных и временных отношений)

- отстают в развитии мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение)

- речь (не могут задавать вопросы и отвечать на них, аграмматизмы, бедность словаря, невозможность построения развернутых высказываний различной сложности).

- восприятие характеризуется замедленностью и фрагментарностью.

- страдают зрительное и слуховое внимание.

- недостаточность зрительно-моторной координации, неумение действовать одной или двумя руками под контролем зрения (плохо рисуют, не замыкают линий, не совмещают предметы и картинки в процессе использования приемов наложения и приложения для соотнесения по величине, не могут собрать сборно-разборную игрушку, составить целую картинку из частей).

 

Математические представления детей с ОВЗ младшего школьного возраста формируются по следующим разделам:

Ø множество,

Ø количественные представления,

Ø представления о форме,

Ø представления о величине,

Ø пространственные и временные представления.

 

Чтобы обеспечить детям разного уровня подготовленности равные стартовые условия, материал изучать лучше в следующем порядке:

Ø качественные признаки предметов (форма, величина, цвет);

Ø отношение групп предметов по размеру, выраженному определениями;

Ø отношение групп предметов по количеству, выраженному определениями;

Ø положение предметов в пространстве;

Ø временные отношения;

Ø определения и классификации множеств по качественным признакам;

Ø группировки однородных множеств по их численности;

Ø группировки по количественному признаку множеств, состоящих из предметов с разными качественными признаками.

 

 

Практика моей работы показывает, что эффективнее занятия по формированию математических представлений у детей с ОВЗ проводить в виде игр, что позволяет сделать процесс обучения привлекательным для ребёнка и эмоционально мотивированным.

Дидактические игры и упражнения являются важным компонентом коррекционно-развивающей работы.

Дидактические игры – это специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры. Специфическим признаком дидактических игр является их преднамеренность, планируемость, наличие определенной цели и предполагаемого результата.

 

Занятия в форме дидактических игр и упражнений:

Ø позволяют индивидуализировать работу на занятиях, давать задания, посильные каждому ребёнку, с учётом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребёнка.

Ø будят детское воображение, создают приподнятое настроение, так как игра доступна и понятна ребёнку.

Ø активизируют его деятельность, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения.

Ø делают сам процесс обучения эмоциональным, позволяющим ребёнку получить собственный опыт.

Ø позволяют обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.

Это свидетельствует о корригирующей роли дидактических игр и упражнений, так необходимых детям с ЗПР.

 

При разработке занятий с использованием дидактических игр и игровых упражнений я учитываю:

Ø психологические особенности и возможности детей этого возраста.

Ø необходимость сбалансированности нагрузки и исключения перегрузок при проведении занятий с элементами игр.

Ø необходимость безусловного соблюдения заданного образовательным стандартом объёма программного материала.

Ø возможность недостаточной подготовленности или ослабленности детей на момент начала обучения.

При отборе дидактических игр и упражнений, прежде всего, преследуются коррекционно-развивающие цели и учитываются особенности развития. Дидактические игры и различные упражнения образуют самостоятельные части занятия, сочетающиеся друг с другом во всевозможных комбинациях:

  1. Занятия в форме дидактических игр;
  2. Занятия в форме дидактических упражнений;
  3. Занятия в форме дидактических игр и упражнений.

 

 

Для развития понятий величины, формы, пространства, местоположения, пространственных и временных отношений я предлагаю блоки дидактический игр и упражнений с учетом необходимости постепенно подводить детей с ОВЗ к обобщению путем перехода от практических действий с реальными, объемными предметами к выполнению этих же заданий с плоскостными изображениями, а затем к восприятию предметов по картинкам.

 

БЛОК № 1. «КОЛИЧЕСТВО»

 

Формирование представлений о количестве ограничено дочисловым периодом обучения. Дети учатся составлять группу из отдельных однородных предметов и выделять из них один предмет, правильно отвечать на вопрос «Сколько?».

Существует множество игр, в которых дошкольники учатся решать эти задачи.

 

I. Образование множества из отдельных предметов и выделение предмета из множества:

«Самолеты». Дети учатся выделять один предмет и объединять, составлять группу. Предметов, овладевают терминами «один», «много».

«Уточки в пруду».

«Разноцветные фонарики».

 

II. Нахождение «много» и «один» в окружающей обстановке:

«Поезд». Дети упражняются в нахождении множества предметов и единичных предметов в окружающей обстановке.

«Две дорожки».

«Гномы Тим и Том».

 

III. Сравнение множеств предметов путем установления соответствия:

«Угостим зайку». Формируем у детей умение устанавливать равенство- неравенство между группами предметов.

«Бабочки и цветы».

«Птички».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.231 (0.007 с.)