Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование элементарных математических представлений у детей с ограниченными возможностямиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Целостное развитие ребенка-дошкольника с ОВЗ представляет собой многогранный процесс, в котором особую значимость приобретает личностный, умственный, речевой, эмоциональный и другие аспекты развития. Математика - это мощное средство коррекции и компенсации недостатков интеллектуального развития. Математическое развитие является составной частью умственного развития, которое не может осуществляться вне личностного, речевого и эмоционального. Под математическим развитием дошкольников с ОВЗ следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которое происходит в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Математические представления формируются на специальных занятиях, которые проводит педагог. В процессе занятий решается широкий круг коррекционно-развивающих и образовательных задач, реализовать которые очень непросто. Это связано с тем, что у детей с ОВЗ: - страдают предпосылки интеллектуальной деятельности (память на линейный ряд, восприятие и осознание пространственных и временных отношений) - отстают в развитии мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) - речь (не могут задавать вопросы и отвечать на них, аграмматизмы, бедность словаря, невозможность построения развернутых высказываний различной сложности). - восприятие характеризуется замедленностью и фрагментарностью. - страдают зрительное и слуховое внимание. - недостаточность зрительно-моторной координации, неумение действовать одной или двумя руками под контролем зрения (плохо рисуют, не замыкают линий, не совмещают предметы и картинки в процессе использования приемов наложения и приложения для соотнесения по величине, не могут собрать сборно-разборную игрушку, составить целую картинку из частей).
Математические представления детей с ОВЗ младшего школьного возраста формируются по следующим разделам: Ø множество, Ø количественные представления, Ø представления о форме, Ø представления о величине, Ø пространственные и временные представления.
Чтобы обеспечить детям разного уровня подготовленности равные стартовые условия, материал изучать лучше в следующем порядке:
Ø качественные признаки предметов (форма, величина, цвет); Ø отношение групп предметов по размеру, выраженному определениями; Ø отношение групп предметов по количеству, выраженному определениями; Ø положение предметов в пространстве; Ø временные отношения; Ø определения и классификации множеств по качественным признакам; Ø группировки однородных множеств по их численности; Ø группировки по количественному признаку множеств, состоящих из предметов с разными качественными признаками.
Практика моей работы показывает, что эффективнее занятия по формированию математических представлений у детей с ОВЗ проводить в виде игр, что позволяет сделать процесс обучения привлекательным для ребёнка и эмоционально мотивированным. Дидактические игры и упражнения являются важным компонентом коррекционно-развивающей работы. Дидактические игры – это специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры. Специфическим признаком дидактических игр является их преднамеренность, планируемость, наличие определенной цели и предполагаемого результата.
Занятия в форме дидактических игр и упражнений: Ø позволяют индивидуализировать работу на занятиях, давать задания, посильные каждому ребёнку, с учётом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребёнка. Ø будят детское воображение, создают приподнятое настроение, так как игра доступна и понятна ребёнку. Ø активизируют его деятельность, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Ø делают сам процесс обучения эмоциональным, позволяющим ребёнку получить собственный опыт. Ø позволяют обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Это свидетельствует о корригирующей роли дидактических игр и упражнений, так необходимых детям с ЗПР.
При разработке занятий с использованием дидактических игр и игровых упражнений я учитываю:
Ø психологические особенности и возможности детей этого возраста. Ø необходимость сбалансированности нагрузки и исключения перегрузок при проведении занятий с элементами игр. Ø необходимость безусловного соблюдения заданного образовательным стандартом объёма программного материала. Ø возможность недостаточной подготовленности или ослабленности детей на момент начала обучения. При отборе дидактических игр и упражнений, прежде всего, преследуются коррекционно-развивающие цели и учитываются особенности развития. Дидактические игры и различные упражнения образуют самостоятельные части занятия, сочетающиеся друг с другом во всевозможных комбинациях:
Для развития понятий величины, формы, пространства, местоположения, пространственных и временных отношений я предлагаю блоки дидактический игр и упражнений с учетом необходимости постепенно подводить детей с ОВЗ к обобщению путем перехода от практических действий с реальными, объемными предметами к выполнению этих же заданий с плоскостными изображениями, а затем к восприятию предметов по картинкам.
БЛОК № 1. «КОЛИЧЕСТВО»
Формирование представлений о количестве ограничено дочисловым периодом обучения. Дети учатся составлять группу из отдельных однородных предметов и выделять из них один предмет, правильно отвечать на вопрос «Сколько?». Существует множество игр, в которых дошкольники учатся решать эти задачи.
I. Образование множества из отдельных предметов и выделение предмета из множества: «Самолеты». Дети учатся выделять один предмет и объединять, составлять группу. Предметов, овладевают терминами «один», «много». «Уточки в пруду». «Разноцветные фонарики».
II. Нахождение «много» и «один» в окружающей обстановке: «Поезд». Дети упражняются в нахождении множества предметов и единичных предметов в окружающей обстановке. «Две дорожки». «Гномы Тим и Том».
III. Сравнение множеств предметов путем установления соответствия: «Угостим зайку». Формируем у детей умение устанавливать равенство- неравенство между группами предметов. «Бабочки и цветы». «Птички».
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.42.25 (0.009 с.) |