Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рецензия фгбну «иидсв рао». Протокол № 7. Решение ученого совета фгбну «иидсв рао» от 24 сентября 2019 Г. (письмо № 337/07 от 09. 10. 2019 Г. )Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ВВЕДЕНИЕ I. Целевой раздел II. Содержательный раздел III. Организационный раздел ЛИТЕРАТУРА Образовательная программа — документ, определяющий содержание образования определенных уровня и направленности. Она включает комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), а также описание организационно-педагогических условий. Образовательные программы подразделяются на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные). Программы дошкольного образования, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон), относятся к общеобразовательным и должны быть направлены на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста (пункт 1 статьи 64 Закона). Программа «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» является парциальной образовательной программой дошкольного образования, направленной на развитие интеллектуальных способностей детей в возрасте от 3 до 7 лет. Ее можно использовать для реализации образовательной области «Познавательное развитие» основной образовательной программы дошкольной организации (часть основной образовательной программы, формируемая участниками образовательных отношений) либо в качестве дополнительной образовательной программы математического развития дошкольников. Над базовой частью Программы, представленной в книге, автор работает с 1996 г. В 2002 г. образовательная Программа, ранее называемая «Развивающие игры», стала победителем на московском городском конкурсе авторских образовательных программ, за что автор был награжден Дипломом I степени Московского комитета образования. Оргкомитетом конкурса Программа была признана авторской, о чем свидетельствует Сертификат (рег. № 19). В 2006 г. доработанная и усовершенствованная Программа была опубликована под новым названием «Математика для дошкольников». ВВЕДЕНИЕ 4 Настоящая общеобразовательная программа «Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) у дошкольников» (далее — Программа, «ФЭМП у дошкольников») написана на основе двадцатилетней практической работы с детьми 3–7 лет и в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее — ФГОС ДО, Стандарт)1. При ее разработке мы предусмотрели необходимость разностороннего развития детей дошкольного возраста через формирование элементарных математических представлений с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В том числе Программа позволяет достигнуть уровня развития детей дошкольного возраста, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности2. При этом готовность к освоению программ начальной школы достигается не только в направлении развития математических представлений, но также в волевой и мотивационной сферах, обеспечивается физическая готовность к школе в части развития мелкой моторики. 1 Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384. 2 Пункт 2 статьи 64 «Дошкольное образование» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 5 Пояснительная записка: цели, задачи, принципы и подходы к формированию Программы Одним из важнейших направлений системы образования Российской Федерации является использование преемственных образовательных программ для формирования личности ребенка, развития его умственных и творческих способностей, решения проблем адаптации во внешней среде. В последнее время происходит активное внедрение новейших технологий, разработок, продвинутых методик обучения в начальной школе. Не отстает от школы и дошкольное образование. Министерством образования и науки Российской Федерации утвержден ФГОС дошкольного образования1. Стандарт предусматривает, что содержание основной образовательной программы любого детского сада в Российской Федерации — государственного, муниципального или частного — должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области): • социально коммуникативное развитие; • познавательное развитие; • речевое развитие; • художественно эстетическое развитие; • физическое развитие2. Таким образом, образовательная область «Познавательное развитие» является неотъемлемой и составной частью любой общеобразовательной программы. Познавательное развитие в том числе предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окруЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1 Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384. 2 Пункт 2.6 ФГОС дошкольного образования. 6 жающего мира (форма, цвет, размер, материал, звучание, ритм, темп, количество, число, часть и целое, пространство и время, движение и покой, причины и следствия и др.). Блок развития элементарных математических представлений в образовательной области «Познавательное развитие» предусматривает развитие сенсорных и интеллектуальных способностей дошкольников. В основе сенсорного развития лежит чувственное восприятие, полученное из опыта и наблюдения. Сенсорные процессы являются первоначальным источником познания. Чувственное восприятие формирует представления — образы предметов, качественные и количественные признаки, их свойства. Чем более разнообразными будут все эти представления, тем легче будут формироваться интеллектуальные познавательные способности детей, в основе которых лежит мышление — высшая форма творческой активности человека. Развитие познавательных способностей обеспечит эффективность процесса познания, основанного на доступном учебном материале. Материал, используемый в программе «ФЭМП у дошкольников», представляет собой комплексную систему игр, заданий, упражнений, постановок, олимпиад, физкультминуток и обеспечивает постоянное включение малышей в процесс активизации познавательных процессов. Сформированность познавательных процессов обеспечит развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности, будет способствовать формированию элементарных математических представлений и формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей (схема 1). Важно отметить, что Программа ставит своей целью не столько развитие знаний, умений и навыков детей, сколько их гармоничное развитие, учитывающее необходимость ориентации на опережающие задачи развития образования. Эти задачи нацелены на развитие, воспитание и обучение детей, которые вступят в самостоятельную «взрослую» профессиональную жизнь через 15– 20 лет. При этом нет (и не может быть при столь стремительных изменениях в нашей сегодняшней жизни) четко и достоверно описанной модели будущего, к которому мы стремимся подготовить ребенка. В ситуации неопределенности, характеризующей наше время, актуальными становятся не объем базовых знаний, а умение человека самообучаться, дообучаться в течение всей жизни, приобретая новые компетенции, необходимые для успешности в любой деятельности. Следовательно, нашей — педагогов и родителей — задачей в настоящее время является создание у детей той базы, которая формирует потребность в постоянном саморазвитии, прежде всего — в развитии познавательных способностей. 7 Образовательная область «Познавательное развитие» Основная цель: становление целостной картины мира детей благодаря развитию его познавательных интересов и способностей (сенсорных, интеллектуальнопознавательных и интеллектуально-творческих), любознательности и познавательной мотивации, формирования социокультурного опыта (познавательного, творческого, исследовательского) Задачи познавательного развития в соответствии с ФГОС ДО Развивать познавательные действия детей (внимание, память, аналитико-синтетические, знаково-символические, творческие способности и др.), способствовать становлению сознания Развивать воображение и творческую активность детей Развивать представления детей о мире и его единстве Развивать представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форма, цвет, размер, материал, звучание, ритм, темп, количество, число, части и целое, пространство и время, движение и покой, причины и следствия и др.) Формировать основы гражданской идентичности — первичные представления о малой родине и Отечестве, представления о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках Содержание образовательной работы Развитие сенсорных способностей Развитие познавательных интересов Развитие интеллектуально-творческих способностей Развитие интеллектуальнопознавательных способностей Развитие познавательноисследовательской, конструктивной и продуктивной деятельности Формирование элементарных математических представлений Формирование целостной картины мира, расширение кругозора Развитие памяти, внимания, воображения, творческой активности Схема 1 8 Подходы к формированию Программы 1. Всестороннее развитие дошкольников. Формирование их умственных способностей и творческой активности. Всестороннее развитие дошкольников предполагает следующее: – подготовка детей к всестороннему, компетентному и ответственному участию в различных сферах жизнедеятельности общества; – гармоничное развитие всех сторон духовной сферы индивида, его интеллекта, разума, воли, чувств, достижение единства рационального, логического и эмоционально-психологического компонентов его мировоззрения. В настоящее время идут глобальные изменения в подходах к дошкольному образованию. Они вызваны сменой приоритетных целей обучения, решением проблемы обучения, развития, воспитания личности ребенка на основе личностно-ориентированного деятельного подхода. В Программе «ФЭМП у дошкольников» использованы базовые положения ФГОС дошкольного образования и «Концепции содержания непрерывного образования» (дошкольное и начальное звено), предполагающие, при реализации идеи развивающего обучения, усвоение детьми необходимых умений, навыков и использование их в значимой для дошкольников деятельности. Академик А.А. Леонтьев отмечал, что «концепция не имеет целью обозначить, чему и как учить, а призвана обозначить, что именно в развитии ребенка должно обеспечить образование и каким мы ожидаем видеть ребенка на пороге начальной школы»1. Автор Программы составил «Конспекты познавательной деятельности по ФЭМП у дошкольников»2 для каждой возрастной группы таким образом, чтобы дети одновременно с усвоением программного материала использовали полученные умения и навыки в практической деятельности. Это различные виды игр, конкурсы, соревнования, викторины, олимпиады, постановки с математическим содержанием, практические исследовательские и экспериментальные работы и т. д. При этом ребенок будет самоутверждаться и реализовываться как личность. Задача воспитателя в данной ситуации — создать необходимые условия для реализации различных видов деятельности дошкольника для успешного решения всех поставленных задач с использованием полученных умений и навыков. Программа предполагает получение знаний не ради знаний, а для умения практического использования их в повседневной жизни детей. 2. Формирование элементарных математических представлений. ФЭМП тесно связано с задачами сенсорного развития детей, развития познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятель1 Цит. по: Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Курс лекций. М., 2003. С. 16. 2 См. раздел «Задачи психолого-педагогической работы по освоению детьми Программы». 9 ности и формирования целостности картины мира, расширения их кругозора. Перечисленные задачи способствуют реализации образовательной области «Познавательное развитие», которая направлена на достижение цели развития у детей познавательных интересов и способностей (сенсорных, интеллектуально-познавательных и интеллектуально-творческих). Автор подобрал, переработал, адаптировал наиболее подходящий образовательный материал, предложенный отечественными классиками дошкольной математики — А. М. Леушиной, Л. С. Метлиной, Т. В. Тарунтаевой, В. В. Даниловой, — и математическими блоками современных программ: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки». Принципы формирования Программы Программа «ФЭМП у дошкольников» построена на следующих принципах: 1. Принцип единства развивающего и воспитывающего обучения предполагает, что обучение направлено на формирование не только умений и навыков, но и нравственных и этических качеств личности. 2. Принцип научности содержания и методов познавательного процесса отражает взаимосвязь между научными знаниями и практикой общества и требует, чтобы содержание обучения знакомило детей с научными фактами, теориями, законами. Воплощается в Программе в виде отбора изучаемого материала. 3. Принцип систематичности обеспечивает взаимосвязь изучаемых в Программе понятий. Каждое новое понятие должно быть органически связано как с рассмотренными ранее, так и с последующими, т. е. программа курса должна представлять собой систему взаимосвязанных понятий. 4. Принцип наглядности представляет единство конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного как выражение комплексного подхода. Это принцип, требующий целесообразного привлечения чувств к восприятию и переработке познавательного материала. 5. Принцип доступности познания предполагает, что познавательный материал должен строиться с учетом развития дошкольников, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных и физических перегрузок. Необходимо учитывать такие требования дидактики, как переход от легкого к трудному, от известного к неизвестному, ясность и четкость изложения познавательного материала, связь изучаемого с жизненным опытом детей, использование практической работы и средств наглядности. 6. Принцип преемственности обеспечивает целенаправленный образовательный процесс ребенка по возрастам и подготовку к изучению математики в школе, требует формирования и развития математического мышления и подготовки к пониманию модельного характера математической науки. 7. Принцип связи обучения с жизнью обозначает, что умения и навыки, полученные детьми в процессе познавательной деятельности по Программе, 10 должны использоваться ими при решении практических задач в повседневной жизни. 8. Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов познавательной деятельности предполагает использование различных форм деятельности (беседа, рассказ, объяснение, различные виды игр, работа в рабочих тетрадях, конструирование, моделирование, исследование, экспериментирование и др.) и различных форм организации детей (групповые, подгрупповые и индивидуальные). Цель и задачи Программы Цель программы «ФЭМП у дошкольников» — всестороннее развитие детей 3–7 лет, формирование их умственных способностей и творческой активности, мотивации к саморазвитию и обучению в течение всей жизни, развитие необходимых элементарных математических представлений, решение проблемы адаптации к школе. Выполнению поставленной цели способствует решение следующих задач: 1. Образовательных: – формирование и развитие графических навыков и умений; – формирование и развитие навыков счета и знакомство с понятием числа; – формирование геометрических понятий и отношений; – формирование и развитие пространственных и временных представлений; – знакомство с понятием «величина» и ее измерением; – формирование и развитие основ конструирования и моделирования; – формирование и развитие исследовательской и экспериментальной деятельности. 2. Развивающих: – развитие основ игровой деятельности; – развитие мыслительных операций (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение, абстрагирование, сериация); – развитие познавательных интересов; – развитие интеллектуальных способностей и раскрытие внутреннего потенциала; – развитие интереса к предмету; – развитие правильной, точной, лаконичной математической речи. 3. Воспитательных: – воспитание трудолюбия, дисциплинированности, сосредоточенности, аккуратности; – воспитание воли, терпения, настойчивости; – воспитание культуры общения, поведения, коммуникабельности, сострадания, коллективизма и чувства товарищества; – воспитание патриотизма и любви к Родине, преданности ей. 11 Структура Программы Программа «Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) у дошкольников» написана в соответствии с новыми требованиями и является парциальной общеобразовательной программой дошкольного образования, реализуемой в ДОУ (схема 2). Программа полностью соответствует идее, принципам и положениям ФГОС ДО и требованиям к программам, выдвинутым Л.С. Выготским: «Эта программа должна обладать следующими двумя трудносоединимыми качествами. Во-первых, она должна быть построена по какой-то системе, которая ведет ребенка к определенной цели, каждый год делая определенные шаги по пути достижения этой цели. Эта программа должна быть сходной со школьной программой в том смысле, что она должна быть программой единого систематического цикла общеобразовательной работы. Вместе с тем эта программа должна быть программой последовательности, которая отвечает эмоциональным интересам ребенка и особенностям его мышления...»1 1 Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Умственное развитие детей в процессе обучения. М., 1935. С. 20. Программа «ФЭМП у дошкольников» Благоприятные условия для реализации программы Подходы к формированию программы Принципы формирования программы Содержание программы Методы познавательной деятельности Промежуточные результаты Интеграция программы с другими областями Цель и задачи Мониторинг достижения детьми планируемого результата Схема 2 Средства познавательной деятельности Формы познавательной деятельности 12 ФЭМП является неотъемлемой составной частью образовательной области «Познавательное развитие» и предполагает 4-годичное обучение: – 1-й год обучения. Дети 3–4 лет (младшая группа); – 2-й год обучения. Дети 4–5 лет (средняя группа); – 3-й год обучения. Дети 5–6 лет (старшая группа); – 4-й год обучения. Дети 6–7 лет (подготовительная группа). Познавательный материал представлен в тематических разделах, взаимосвязанных между собой, подсказанных логикой интеллектуального образования, отвечающих целям и задачам Программы и соответствующих возможностям детей 3—7 лет: 1. Графические задачи. 2. Геометрические понятия. 3. Количество и счет. 4. Величина. 5. Ориентировка в пространстве. 6. Ориентировка во времени. 7. Конструирование и моделирование. 8. Исследование и экспериментирование. Данные тематические разделы предусмотрены для каждой возрастной группы. К общепринятым тематическим разделам добавлен раздел «Графические задачи». Это отличает Программу от иных программ математического развития дошкольников. Целесообразность и необходимость включения данного раздела в Программу автор обосновывает тем, что выполнение графических задач наилучшим образом обеспечит развитие мелкой моторики у детей (разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы). Такие движения требуют постоянной и целенаправленной тренировки у детей. Хорошо развитая мелкая моторика способствует становлению и развитию основных приемов умственной деятельности. В.А. Сухомлинский говорил: «...ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Все это обеспечит ребенку наиболее благоприятный старт при изучении математики в начальной школе (написание цифр, математической символики, работа в тетради с мелкой клеткой). Новизна Программы определяется также тем, что разработано ее учебно-методическое обеспечение, куда вошли: • Конспекты познавательной деятельности по ФЭМП у дошкольников для каждой возрастной группы, в которых представлены цели и задачи программы; перечислены разделы, по которым проводится развитие детей; описано содержание материала на весь год; представлен календарный план познавательной деятельности. Каждый конспект содержит сценарии, в которых даны его тема, задачи, описана непосредственно познавательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, а также самостоятельная деятельность детей; формы 13 работы и формы организации детей, перечислено необходимое оборудование и материалы; подробно описан ход познавательной деятельности. • Комплекты рабочих тетрадей по ФЭМП для каждой возрастной группы. Рабочая тетрадь — красочно оформленное пособие с набором интересных, увлекательных познавательных заданий и упражнений, позволяющих наилучшим образом обеспечить усвоение детьми программного материала. Комплект разделен на две группы: основной, способствующий усвоению минимально необходимого познавательного материала, и дополнительный, позволяющий расширить и углубить область математических знаний, расширить кругозор знаний об окружающем мире, научить решать нестандартные задачи, использовать нестандартные подходы при их решении. Рабочие тетради написаны с учетом возрастных психофизиологических особенностей дошкольников и будут способствовать формированию и развитию высших психических функций, способностей и раскрытию внутреннего потенциала ребенка, т. е. реализуют идею развивающего обучения. • Сценарии игр, постановок и сказок с математическим содержанием; сценарии математических олимпиад; материалы по проведению исследовательской и экспериментальной работы. • Рабочие тетради для детей каждой возрастной группы, в которых подобраны тесты и тесты-задания по всем темам Программы для промежуточных и итоговых мониторингов усвоения детьми программного материала. Актуальность Программы определяется тем, что она обеспечивает адаптацию (готовность) детей к школе. Часто в быту существует ошибочное мнение, что ребенку достаточно уметь хорошо считать и читать, чтобы быть готовым к школе. Программа «ФЭМП у дошкольников» составлена таким образом, что готовность к школе у детей формируется как психологическое, эмоциональное, волевое, умственное, коммуникативное развитие. Это способствует легкой адаптации к систематическому, организованному школьному обучению, не оказывает отрицательного влияния на здоровье и эмоциональное состояние дошкольника. При работе по данной Программе у малышей формируются учебно-познавательные мотивы (желание учиться), закладываются основы универсальных учебных действий (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные), развиваются компоненты деятельности (мотивационная, волевая, умственная, психическая и др.), которые обеспечат благоприятный переход к новому этапу жизни и новому виду деятельности — школьному обучению. Четырехгодичный познавательный процесс будет способствовать развитию у малыша познавательной активности, самостоятельности, творческой инициативы, способности самооценки и самоконтроля, умения организовать свою работу, работу товарищей и обеспечит преемственность дошкольного воспитания и развития и обучения в начальной школе. 14 Планируемые результаты освоения детьми Программы Программа «ФЭМП у дошкольников» предусматривает, что планируемые результаты подразделяются на итоговые и промежуточные. Планируемые результаты конкретизируют требования ФГОС ДО к целевым ориентирам с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей. Планируемые результаты учитывают, что целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования1. Промежуточные результаты ФЭМП у дошкольников 4 лет № п/п Целевые ориентиры Планируемые результаты 1. У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. Выполняет пальчиковую гимнастику, физкультминутки, участвует в подвижных играх, конкурсах. Выполняет задания на скорость, движения в соответствии со словесной инструкцией. Знаком с режимом дня, культурой питания, правилами личной гигиены, правилами поведения в группе и на улице и выполняет их. Убирает свое рабочее место, наводит порядок в группе. 2. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Проявляет интерес при наблюдении за качествами и свойствами предметов, охотно сравнивает предметы (карандаши по длине, детей по росту, игрушки по размерам). Предлагает поиграть в различные игры. С интересом слушает рассказы, математические сказки и задает вопросы по их содержанию. Активно откликается на просьбу помочь сказочным героям и воспитателю. Задает вопросы: «Почему? Зачем? Что это?» С интересом сравнивает множества, устанавливает взаимно-однозначные соответствия. 1 Пункт 4.7 ФГОС дошкольного образования. 15 № п/п Целевые ориентиры Планируемые результаты 3. Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к другим людям. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства. Испытывает радость при проведении игр. Радуется за сказочных героев и сопереживает им. Проявляет сочувствие к детям, не справляющимся с заданием. Эмоционально переживает за результат своей деятельности. С радостью помогает воспитателю и другим детям. Эмоционально реагирует при обсуждении жизненных ситуаций и наблюдений. С увлечением собирает простейшие модели. 4. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. Устанавливает взаимоотношения с детьми и взрослыми. Внимательно слушает математические сказки и задает вопросы. Обсуждает проблемные ситуации и способы выхода из них. Предлагает некоторые изменения условий игры. Устанавливает связи между предметами, их свойствами и качествами. Сравнивает предметы по признакам (цвет, форма, величина). Называет свойства и признаки предметов. Выполняет познавательную деятельность в соответствии с поставленной целью. Предлагает самостоятельно собрать предметы и сюжетные картинки из различных материалов и собирает их. 5. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены. Соблюдает правила поведения в группе и на улице. Стремится проводить игру в соответствии с правилами. Контролирует свои действия и действия других детей. Оценивает и сравнивает результаты своей деятельности с результатами других детей. Проявляет желание самостоятельно собирать и разбирать объект. Наводит порядок на своем игровом месте. 16 № п/п Целевые ориентиры Планируемые результаты 6. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Сравнивает предметы по 1–3 признакам (цвет, форма, величина). Устанавливает связь между предметами и явлениями. Уравнивает множества (до 5 элементов) разными способами. Делит фигуры на равные и неравные части. Собирает целые фигуры из частей. Сравнивает предметы по величине «на глаз» и с использованием промежуточных мерок. Собирает геометрические фигуры, предметы из различного материала и видоизменяет их. Создает модели, ориентируясь на образец. Находит в окружающем мире предметы, имеющие форму треугольника, круга, квадрата, прямоугольника. 7. Ребенок обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. Рассказывает о себе, о своей семье. Обсуждает жизненные ситуации, в игре берет на себя роль взрослого, воспроизводит социальные роли. Использует предметы окружающего мира (цветы, грибы, игрушки) при счете количества предметов (до 5) и соотнесении его с числом, цифрой и наоборот. Собирает объекты из мозаик, кубиков, кирпичиков, складывает кубики с общим рисунком (цирк, зоопарк и т. д.), называет свойства предметов окружающего мира. 8. У ребенка сформированы универсальные предпосылки учебной деятельности. Старается следовать правилам и ходу игры. Выбирает из группы заданное количество игрушек (до 5). Устанавливает взаимно-однозначное соответствие между предметами (до 5). Ставит предмет в заданное место (слева, справа, вверху, внизу от другого). Выполняет команды при ориентации в пространстве. (Иди вперед, стоп, повернись налево.) Отвечает на простые вопросы по картинкам, продолжает сюжет рассказа. Собирает простейшие модели, ориентируясь на образец. 17 № п/п Целевые ориентиры Планируемые результаты 9. Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. – Рисовать, копировать точки, палочки, узоры; – раскрашивать, обводить по контуру, дорисовывать, штриховать; – распознавать геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) и называть их свойства и отличительные особенности; – сравнивать геометрические фигуры по признакам (цвет, форма, величина); – классифицировать фигуры и выполнять их сериацию; – выделять 1–5 предметов из группы по заданным признакам; – определять количество предметов в группе (до 5) и соотносить с числом, цифрой и наоборот; – считать количественным и порядковым счетом до 5; – выделять свойства и качества предметов; – сравнивать предметы по величине: длине и массе «на глаз», с использованием промежуточных мерок; – определять положение предметов по отношению к себе; – ориентироваться на листе бумаги и в пространстве; – ориентироваться во временных частях суток и временах года; – собирать геометрические фигуры, предметы, орнаменты, простые модели из различного материала с ориентацией на образец; – обсуждать жизненные ситуации и наблюдения; – придумывать простейшие задачи и рассказы по картинкам; – разгадывать математические загадки и задачи-шутки; – воспроизводить социальные роли и сюжеты из реальной жизни; – наблюдать за предметами, объектами и явлениями, устанавливать связь между ними; выполнять материальные преобразования предметов и объектов. 18 Промежуточные результаты ФЭМП у дошкольников 5 лет № п/п Целевые ориентиры Планируемые результаты 1. У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. Выполняет пальчиковую гимнастику, копируя действия воспитателя и самостоятельно. Участвует в физкультминутках, выполняя словесные команды. Выполняет словесные инструкции по ориентации в группе. Проводит подвижные игры, предполагающие несколько видов движения. Самостоятельно ест, моет руки, умывается, одевается, убирает свое рабочее место, наводит порядок в группе. 2. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. С интересом включается в игровую деятельность, предлагает новые правила и некоторые изменения в ходе игры. Наблюдает и делает замечания детям, нарушающим правила игры. Активно включается в обсуждение картинок, сюжетов математических сказок, рассказов. Проявляет желание поделиться увиденным, рассказать ситуации из своей жизни. С интересом проводит учет предметов (до 10), сравнивает группы предметов, уравнивает их количество, устанавливает связь между предметами и явлениями. Собирает простые модели по плану, по инструкции. Активно задает вопросы об окружающем мире. Классифицирует предметы по признакам. 3. Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к другим людям. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства. Испытывает радость при включении в игровое моделирование жизненных ситуаций и явлений. Переживает за конечный результат игровых действий. Эмоционально реагирует на математические сказки. Активно отзывается на просьбу помочь сказочным героям, другим детям и воспитателю. Распознает и выделяет «лишний» предмет из группы, не подходящий по заданным признакам. С радостью собирает геометрические фигуры, предметы, модели из различного материала и гордится результатом своей деятельности. 19 № п/п Целевые ориентиры Планируемые результаты 4. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. Предлагает новые роли, условия игры, игры. Объясняет ход игры и конечный результат. Обсуждает проблемные ситуации и пути выхода из них. Рассказывает интересные случаи из своей жизни. Предлагает обсудить увиденные сказки и мультфильмы. Внимательно слушает рассказы взрослого и отвечает на поставленные вопросы. Объясняет последовательность сборки и разборки объекта и предлагает новые виды моделей. 5. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены. Начинает контролировать свое поведение и поведение сверстников в соответствии с общепринятыми нормами и правилами поведения. Помогает другим детям и в
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.61.142 (0.015 с.) |