Рецензия фгбну «иидсв рао». Протокол № 7. Решение ученого совета фгбну «иидсв рао» от 24 сентября 2019 Г. (письмо № 337/07 от 09. 10. 2019 Г. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рецензия фгбну «иидсв рао». Протокол № 7. Решение ученого совета фгбну «иидсв рао» от 24 сентября 2019 Г. (письмо № 337/07 от 09. 10. 2019 Г. )

Поиск

 

ВВЕДЕНИЕ

I. Целевой раздел
1. 1. Пояснительная записка: цели, задачи, принципы и подходы к формированию Программы
1.2. Структура Программы
1.3. Планируемые результаты освоения детьми Программы

II. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности по развитию интеллектуальных способностей детей в процессе формирования элементарных математических представлений. Содержание образовательной программы «ФЭМП у дошкольников»
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы Средства, методы и формы познавательной деятельности
2.3. Интеграция Программы «ФЭМП у дошкольников» с другими образовательными областями
2.4. Особенности совместной образовательной деятельности взрослых и детей по освоению программы

III. Организационный раздел
3.1. Обеспеченность методическими материалами
3.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
3.3. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы «ФЭМП у дошкольников»

ЛИТЕРАТУРА

Образовательная программа — документ, определяющий содержание образования определенных уровня и направленности. Она включает комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), а также описание организационно-педагогических условий. Образовательные программы подразделяются на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные). Программы дошкольного образования, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон), относятся к общеобразовательным и должны быть направлены на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста (пункт 1 статьи 64 Закона). Программа «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» является парциальной образовательной программой дошкольного образования, направленной на развитие интеллектуальных способностей детей в возрасте от 3 до 7 лет. Ее можно использовать для реализации образовательной области «Познавательное развитие» основной образовательной программы дошкольной организации (часть основной образовательной программы, формируемая участниками образовательных отношений) либо в качестве дополнительной образовательной программы математического развития дошкольников. Над базовой частью Программы, представленной в книге, автор работает с 1996 г. В 2002 г. образовательная Программа, ранее называемая «Развивающие игры», стала победителем на московском городском конкурсе авторских образовательных программ, за что автор был награжден Дипломом I степени Московского комитета образования. Оргкомитетом конкурса Программа была признана авторской, о чем свидетельствует Сертификат (рег. № 19). В 2006 г. доработанная и усовершенствованная Программа была опубликована под новым названием «Математика для дошкольников». ВВЕДЕНИЕ 4 Настоящая общеобразовательная программа «Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) у дошкольников» (далее — Программа, «ФЭМП у дошкольников») написана на основе двадцатилетней практической работы с детьми 3–7 лет и в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее — ФГОС ДО, Стандарт)1. При ее разработке мы предусмотрели необходимость разностороннего развития детей дошкольного возраста через формирование элементарных математических представлений с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В том числе Программа позволяет достигнуть уровня развития детей дошкольного возраста, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности2. При этом готовность к освоению программ начальной школы достигается не только в направлении развития математических представлений, но также в волевой и мотивационной сферах, обеспечивается физическая готовность к школе в части развития мелкой моторики. 1 Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384. 2 Пункт 2 статьи 64 «Дошкольное образование» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 5 Пояснительная записка: цели, задачи, принципы и подходы к формированию Программы Одним из важнейших направлений системы образования Российской Федерации является использование преемственных образовательных программ для формирования личности ребенка, развития его умственных и творческих способностей, решения проблем адаптации во внешней среде. В последнее время происходит активное внедрение новейших технологий, разработок, продвинутых методик обучения в начальной школе. Не отстает от школы и дошкольное образование. Министерством образования и науки Российской Федерации утвержден ФГОС дошкольного образования1. Стандарт предусматривает, что содержание основной образовательной программы любого детского сада в Российской Федерации — государственного, муниципального или частного — должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области): • социально коммуникативное развитие; • познавательное развитие; • речевое развитие; • художественно эстетическое развитие; • физическое развитие2. Таким образом, образовательная область «Познавательное развитие» является неотъемлемой и составной частью любой общеобразовательной программы. Познавательное развитие в том числе предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окруЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1 Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384. 2 Пункт 2.6 ФГОС дошкольного образования. 6 жающего мира (форма, цвет, размер, материал, звучание, ритм, темп, количество, число, часть и целое, пространство и время, движение и покой, причины и следствия и др.). Блок развития элементарных математических представлений в образовательной области «Познавательное развитие» предусматривает развитие сенсорных и интеллектуальных способностей дошкольников. В основе сенсорного развития лежит чувственное восприятие, полученное из опыта и наблюдения. Сенсорные процессы являются первоначальным источником познания. Чувственное восприятие формирует представления — образы предметов, качественные и количественные признаки, их свойства. Чем более разнообразными будут все эти представления, тем легче будут формироваться интеллектуальные познавательные способности детей, в основе которых лежит мышление — высшая форма творческой активности человека. Развитие познавательных способностей обеспечит эффективность процесса познания, основанного на доступном учебном материале. Материал, используемый в программе «ФЭМП у дошкольников», представляет собой комплексную систему игр, заданий, упражнений, постановок, олимпиад, физкультминуток и обеспечивает постоянное включение малышей в процесс активизации познавательных процессов. Сформированность познавательных процессов обеспечит развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности, будет способствовать формированию элементарных математических представлений и формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей (схема 1). Важно отметить, что Программа ставит своей целью не столько развитие знаний, умений и навыков детей, сколько их гармоничное развитие, учитывающее необходимость ориентации на опережающие задачи развития образования. Эти задачи нацелены на развитие, воспитание и обучение детей, которые вступят в самостоятельную «взрослую» профессиональную жизнь через 15– 20 лет. При этом нет (и не может быть при столь стремительных изменениях в нашей сегодняшней жизни) четко и достоверно описанной модели будущего, к которому мы стремимся подготовить ребенка. В ситуации неопределенности, характеризующей наше время, актуальными становятся не объем базовых знаний, а умение человека самообучаться, дообучаться в течение всей жизни, приобретая новые компетенции, необходимые для успешности в любой деятельности. Следовательно, нашей — педагогов и родителей — задачей в настоящее время является создание у детей той базы, которая формирует потребность в постоянном саморазвитии, прежде всего — в развитии познавательных способностей. 7 Образовательная область «Познавательное развитие» Основная цель: становление целостной картины мира детей благодаря развитию его познавательных интересов и способностей (сенсорных, интеллектуальнопознавательных и интеллектуально-творческих), любознательности и познавательной мотивации, формирования социокультурного опыта (познавательного, творческого, исследовательского) Задачи познавательного развития в соответствии с ФГОС ДО Развивать познавательные действия детей (внимание, память, аналитико-синтетические, знаково-символические, творческие способности и др.), способствовать становлению сознания Развивать воображение и творческую активность детей Развивать представления детей о мире и его единстве Развивать представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форма, цвет, размер, материал, звучание, ритм, темп, количество, число, части и целое, пространство и время, движение и покой, причины и следствия и др.) Формировать основы гражданской идентичности — первичные представления о малой родине и Отечестве, представления о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках Содержание образовательной работы Развитие сенсорных способностей Развитие познавательных интересов Развитие интеллектуально-творческих способностей Развитие интеллектуальнопознавательных способностей Развитие познавательноисследовательской, конструктивной и продуктивной деятельности Формирование элементарных математических представлений Формирование целостной картины мира, расширение кругозора Развитие памяти, внимания, воображения, творческой активности Схема 1 8 Подходы к формированию Программы 1. Всестороннее развитие дошкольников. Формирование их умственных способностей и творческой активности. Всестороннее развитие дошкольников предполагает следующее: – подготовка детей к всестороннему, компетентному и ответственному участию в различных сферах жизнедеятельности общества; – гармоничное развитие всех сторон духовной сферы индивида, его интеллекта, разума, воли, чувств, достижение единства рационального, логического и эмоционально-психологического компонентов его мировоззрения. В настоящее время идут глобальные изменения в подходах к дошкольному образованию. Они вызваны сменой приоритетных целей обучения, решением проблемы обучения, развития, воспитания личности ребенка на основе личностно-ориентированного деятельного подхода. В Программе «ФЭМП у дошкольников» использованы базовые положения ФГОС дошкольного образования и «Концепции содержания непрерывного образования» (дошкольное и начальное звено), предполагающие, при реализации идеи развивающего обучения, усвоение детьми необходимых умений, навыков и использование их в значимой для дошкольников деятельности. Академик А.А. Леонтьев отмечал, что «концепция не имеет целью обозначить, чему и как учить, а призвана обозначить, что именно в развитии ребенка должно обеспечить образование и каким мы ожидаем видеть ребенка на пороге начальной школы»1. Автор Программы составил «Конспекты познавательной деятельности по ФЭМП у дошкольников»2 для каждой возрастной группы таким образом, чтобы дети одновременно с усвоением программного материала использовали полученные умения и навыки в практической деятельности. Это различные виды игр, конкурсы, соревнования, викторины, олимпиады, постановки с математическим содержанием, практические исследовательские и экспериментальные работы и т. д. При этом ребенок будет самоутверждаться и реализовываться как личность. Задача воспитателя в данной ситуации — создать необходимые условия для реализации различных видов деятельности дошкольника для успешного решения всех поставленных задач с использованием полученных умений и навыков. Программа предполагает получение знаний не ради знаний, а для умения практического использования их в повседневной жизни детей. 2. Формирование элементарных математических представлений. ФЭМП тесно связано с задачами сенсорного развития детей, развития познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятель1 Цит. по: Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Курс лекций. М., 2003. С. 16. 2 См. раздел «Задачи психолого-педагогической работы по освоению детьми Программы». 9 ности и формирования целостности картины мира, расширения их кругозора. Перечисленные задачи способствуют реализации образовательной области «Познавательное развитие», которая направлена на достижение цели развития у детей познавательных интересов и способностей (сенсорных, интеллектуально-познавательных и интеллектуально-творческих). Автор подобрал, переработал, адаптировал наиболее подходящий образовательный материал, предложенный отечественными классиками дошкольной математики — А. М. Леушиной, Л. С. Метлиной, Т. В. Тарунтаевой, В. В. Даниловой, — и математическими блоками современных программ: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки». Принципы формирования Программы Программа «ФЭМП у дошкольников» построена на следующих принципах: 1. Принцип единства развивающего и воспитывающего обучения предполагает, что обучение направлено на формирование не только умений и навыков, но и нравственных и этических качеств личности. 2. Принцип научности содержания и методов познавательного процесса отражает взаимосвязь между научными знаниями и практикой общества и требует, чтобы содержание обучения знакомило детей с научными фактами, теориями, законами. Воплощается в Программе в виде отбора изучаемого материала. 3. Принцип систематичности обеспечивает взаимосвязь изучаемых в Программе понятий. Каждое новое понятие должно быть органически связано как с рассмотренными ранее, так и с последующими, т. е. программа курса должна представлять собой систему взаимосвязанных понятий. 4. Принцип наглядности представляет единство конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного как выражение комплексного подхода. Это принцип, требующий целесообразного привлечения чувств к восприятию и переработке познавательного материала. 5. Принцип доступности познания предполагает, что познавательный материал должен строиться с учетом развития дошкольников, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных и физических перегрузок. Необходимо учитывать такие требования дидактики, как переход от легкого к трудному, от известного к неизвестному, ясность и четкость изложения познавательного материала, связь изучаемого с жизненным опытом детей, использование практической работы и средств наглядности. 6. Принцип преемственности обеспечивает целенаправленный образовательный процесс ребенка по возрастам и подготовку к изучению математики в школе, требует формирования и развития математического мышления и подготовки к пониманию модельного характера математической науки. 7. Принцип связи обучения с жизнью обозначает, что умения и навыки, полученные детьми в процессе познавательной деятельности по Программе, 10 должны использоваться ими при решении практических задач в повседневной жизни. 8. Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов познавательной деятельности предполагает использование различных форм деятельности (беседа, рассказ, объяснение, различные виды игр, работа в рабочих тетрадях, конструирование, моделирование, исследование, экспериментирование и др.) и различных форм организации детей (групповые, подгрупповые и индивидуальные). Цель и задачи Программы Цель программы «ФЭМП у дошкольников» — всестороннее развитие детей 3–7 лет, формирование их умственных способностей и творческой активности, мотивации к саморазвитию и обучению в течение всей жизни, развитие необходимых элементарных математических представлений, решение проблемы адаптации к школе. Выполнению поставленной цели способствует решение следующих задач: 1. Образовательных: – формирование и развитие графических навыков и умений; – формирование и развитие навыков счета и знакомство с понятием числа; – формирование геометрических понятий и отношений; – формирование и развитие пространственных и временных представлений; – знакомство с понятием «величина» и ее измерением; – формирование и развитие основ конструирования и моделирования; – формирование и развитие исследовательской и экспериментальной деятельности. 2. Развивающих: – развитие основ игровой деятельности; – развитие мыслительных операций (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение, абстрагирование, сериация); – развитие познавательных интересов; – развитие интеллектуальных способностей и раскрытие внутреннего потенциала; – развитие интереса к предмету; – развитие правильной, точной, лаконичной математической речи. 3. Воспитательных: – воспитание трудолюбия, дисциплинированности, сосредоточенности, аккуратности; – воспитание воли, терпения, настойчивости; – воспитание культуры общения, поведения, коммуникабельности, сострадания, коллективизма и чувства товарищества; – воспитание патриотизма и любви к Родине, преданности ей. 11 Структура Программы Программа «Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) у дошкольников» написана в соответствии с новыми требованиями и является парциальной общеобразовательной программой дошкольного образования, реализуемой в ДОУ (схема 2). Программа полностью соответствует идее, принципам и положениям ФГОС ДО и требованиям к программам, выдвинутым Л.С. Выготским: «Эта программа должна обладать следующими двумя трудносоединимыми качествами. Во-первых, она должна быть построена по какой-то системе, которая ведет ребенка к определенной цели, каждый год делая определенные шаги по пути достижения этой цели. Эта программа должна быть сходной со школьной программой в том смысле, что она должна быть программой единого систематического цикла общеобразовательной работы. Вместе с тем эта программа должна быть программой последовательности, которая отвечает эмоциональным интересам ребенка и особенностям его мышления...»1 1 Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Умственное развитие детей в процессе обучения. М., 1935. С. 20. Программа «ФЭМП у дошкольников» Благоприятные условия для реализации программы Подходы к формированию программы Принципы формирования программы Содержание программы Методы познавательной деятельности Промежуточные результаты Интеграция программы с другими областями Цель и задачи Мониторинг достижения детьми планируемого результата Схема 2 Средства познавательной деятельности Формы познавательной деятельности 12 ФЭМП является неотъемлемой составной частью образовательной области «Познавательное развитие» и предполагает 4-годичное обучение: – 1-й год обучения. Дети 3–4 лет (младшая группа); – 2-й год обучения. Дети 4–5 лет (средняя группа); – 3-й год обучения. Дети 5–6 лет (старшая группа); – 4-й год обучения. Дети 6–7 лет (подготовительная группа). Познавательный материал представлен в тематических разделах, взаимосвязанных между собой, подсказанных логикой интеллектуального образования, отвечающих целям и задачам Программы и соответствующих возможностям детей 3—7 лет: 1. Графические задачи. 2. Геометрические понятия. 3. Количество и счет. 4. Величина. 5. Ориентировка в пространстве. 6. Ориентировка во времени. 7. Конструирование и моделирование. 8. Исследование и экспериментирование. Данные тематические разделы предусмотрены для каждой возрастной группы. К общепринятым тематическим разделам добавлен раздел «Графические задачи». Это отличает Программу от иных программ математического развития дошкольников. Целесообразность и необходимость включения данного раздела в Программу автор обосновывает тем, что выполнение графических задач наилучшим образом обеспечит развитие мелкой моторики у детей (разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы). Такие движения требуют постоянной и целенаправленной тренировки у детей. Хорошо развитая мелкая моторика способствует становлению и развитию основных приемов умственной деятельности. В.А. Сухомлинский говорил: «...ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Все это обеспечит ребенку наиболее благоприятный старт при изучении математики в начальной школе (написание цифр, математической символики, работа в тетради с мелкой клеткой). Новизна Программы определяется также тем, что разработано ее учебно-методическое обеспечение, куда вошли: • Конспекты познавательной деятельности по ФЭМП у дошкольников для каждой возрастной группы, в которых представлены цели и задачи программы; перечислены разделы, по которым проводится развитие детей; описано содержание материала на весь год; представлен календарный план познавательной деятельности. Каждый конспект содержит сценарии, в которых даны его тема, задачи, описана непосредственно познавательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, а также самостоятельная деятельность детей; формы 13 работы и формы организации детей, перечислено необходимое оборудование и материалы; подробно описан ход познавательной деятельности. • Комплекты рабочих тетрадей по ФЭМП для каждой возрастной группы. Рабочая тетрадь — красочно оформленное пособие с набором интересных, увлекательных познавательных заданий и упражнений, позволяющих наилучшим образом обеспечить усвоение детьми программного материала. Комплект разделен на две группы: основной, способствующий усвоению минимально необходимого познавательного материала, и дополнительный, позволяющий расширить и углубить область математических знаний, расширить кругозор знаний об окружающем мире, научить решать нестандартные задачи, использовать нестандартные подходы при их решении. Рабочие тетради написаны с учетом возрастных психофизиологических особенностей дошкольников и будут способствовать формированию и развитию высших психических функций, способностей и раскрытию внутреннего потенциала ребенка, т. е. реализуют идею развивающего обучения. • Сценарии игр, постановок и сказок с математическим содержанием; сценарии математических олимпиад; материалы по проведению исследовательской и экспериментальной работы. • Рабочие тетради для детей каждой возрастной группы, в которых подобраны тесты и тесты-задания по всем темам Программы для промежуточных и итоговых мониторингов усвоения детьми программного материала. Актуальность Программы определяется тем, что она обеспечивает адаптацию (готовность) детей к школе. Часто в быту существует ошибочное мнение, что ребенку достаточно уметь хорошо считать и читать, чтобы быть готовым к школе. Программа «ФЭМП у дошкольников» составлена таким образом, что готовность к школе у детей формируется как психологическое, эмоциональное, волевое, умственное, коммуникативное развитие. Это способствует легкой адаптации к систематическому, организованному школьному обучению, не оказывает отрицательного влияния на здоровье и эмоциональное состояние дошкольника. При работе по данной Программе у малышей формируются учебно-познавательные мотивы (желание учиться), закладываются основы универсальных учебных действий (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные), развиваются компоненты деятельности (мотивационная, волевая, умственная, психическая и др.), которые обеспечат благоприятный переход к новому этапу жизни и новому виду деятельности — школьному обучению. Четырехгодичный познавательный процесс будет способствовать развитию у малыша познавательной активности, самостоятельности, творческой инициативы, способности самооценки и самоконтроля, умения организовать свою работу, работу товарищей и обеспечит преемственность дошкольного воспитания и развития и обучения в начальной школе. 14 Планируемые результаты освоения детьми Программы Программа «ФЭМП у дошкольников» предусматривает, что планируемые результаты подразделяются на итоговые и промежуточные. Планируемые результаты конкретизируют требования ФГОС ДО к целевым ориентирам с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей. Планируемые результаты учитывают, что целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования1. Промежуточные результаты ФЭМП у дошкольников 4 лет № п/п Целевые ориентиры Планируемые результаты 1. У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. Выполняет пальчиковую гимнастику, физкультминутки, участвует в подвижных играх, конкурсах. Выполняет задания на скорость, движения в соответствии со словесной инструкцией. Знаком с режимом дня, культурой питания, правилами личной гигиены, правилами поведения в группе и на улице и выполняет их. Убирает свое рабочее место, наводит порядок в группе. 2. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Проявляет интерес при наблюдении за качествами и свойствами предметов, охотно сравнивает предметы (карандаши по длине, детей по росту, игрушки по размерам). Предлагает поиграть в различные игры. С интересом слушает рассказы, математические сказки и задает вопросы по их содержанию. Активно откликается на просьбу помочь сказочным героям и воспитателю. Задает вопросы: «Почему? Зачем? Что это?» С интересом сравнивает множества, устанавливает взаимно-однозначные соответствия. 1 Пункт 4.7 ФГОС дошкольного образования. 15 № п/п Целевые ориентиры Планируемые результаты 3. Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к другим людям. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства. Испытывает радость при проведении игр. Радуется за сказочных героев и сопереживает им. Проявляет сочувствие к детям, не справляющимся с заданием. Эмоционально переживает за результат своей деятельности. С радостью помогает воспитателю и другим детям. Эмоционально реагирует при обсуждении жизненных ситуаций и наблюдений. С увлечением собирает простейшие модели. 4. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. Устанавливает взаимоотношения с детьми и взрослыми. Внимательно слушает математические сказки и задает вопросы. Обсуждает проблемные ситуации и способы выхода из них. Предлагает некоторые изменения условий игры. Устанавливает связи между предметами, их свойствами и качествами. Сравнивает предметы по признакам (цвет, форма, величина). Называет свойства и признаки предметов. Выполняет познавательную деятельность в соответствии с поставленной целью. Предлагает самостоятельно собрать предметы и сюжетные картинки из различных материалов и собирает их. 5. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены. Соблюдает правила поведения в группе и на улице. Стремится проводить игру в соответствии с правилами. Контролирует свои действия и действия других детей. Оценивает и сравнивает результаты своей деятельности с результатами других детей. Проявляет желание самостоятельно собирать и разбирать объект. Наводит порядок на своем игровом месте. 16 № п/п Целевые ориентиры Планируемые результаты 6. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Сравнивает предметы по 1–3 признакам (цвет, форма, величина). Устанавливает связь между предметами и явлениями. Уравнивает множества (до 5 элементов) разными способами. Делит фигуры на равные и неравные части. Собирает целые фигуры из частей. Сравнивает предметы по величине «на глаз» и с использованием промежуточных мерок. Собирает геометрические фигуры, предметы из различного материала и видоизменяет их. Создает модели, ориентируясь на образец. Находит в окружающем мире предметы, имеющие форму треугольника, круга, квадрата, прямоугольника. 7. Ребенок обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. Рассказывает о себе, о своей семье. Обсуждает жизненные ситуации, в игре берет на себя роль взрослого, воспроизводит социальные роли. Использует предметы окружающего мира (цветы, грибы, игрушки) при счете количества предметов (до 5) и соотнесении его с числом, цифрой и наоборот. Собирает объекты из мозаик, кубиков, кирпичиков, складывает кубики с общим рисунком (цирк, зоопарк и т. д.), называет свойства предметов окружающего мира. 8. У ребенка сформированы универсальные предпосылки учебной деятельности. Старается следовать правилам и ходу игры. Выбирает из группы заданное количество игрушек (до 5). Устанавливает взаимно-однозначное соответствие между предметами (до 5). Ставит предмет в заданное место (слева, справа, вверху, внизу от другого). Выполняет команды при ориентации в пространстве. (Иди вперед, стоп, повернись налево.) Отвечает на простые вопросы по картинкам, продолжает сюжет рассказа. Собирает простейшие модели, ориентируясь на образец. 17 № п/п Целевые ориентиры Планируемые результаты 9. Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. – Рисовать, копировать точки, палочки, узоры; – раскрашивать, обводить по контуру, дорисовывать, штриховать; – распознавать геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) и называть их свойства и отличительные особенности; – сравнивать геометрические фигуры по признакам (цвет, форма, величина); – классифицировать фигуры и выполнять их сериацию; – выделять 1–5 предметов из группы по заданным признакам; – определять количество предметов в группе (до 5) и соотносить с числом, цифрой и наоборот; – считать количественным и порядковым счетом до 5; – выделять свойства и качества предметов; – сравнивать предметы по величине: длине и массе «на глаз», с использованием промежуточных мерок; – определять положение предметов по отношению к себе; – ориентироваться на листе бумаги и в пространстве; – ориентироваться во временных частях суток и временах года; – собирать геометрические фигуры, предметы, орнаменты, простые модели из различного материала с ориентацией на образец; – обсуждать жизненные ситуации и наблюдения; – придумывать простейшие задачи и рассказы по картинкам; – разгадывать математические загадки и задачи-шутки; – воспроизводить социальные роли и сюжеты из реальной жизни; – наблюдать за предметами, объектами и явлениями, устанавливать связь между ними; выполнять материальные преобразования предметов и объектов. 18 Промежуточные результаты ФЭМП у дошкольников 5 лет № п/п Целевые ориентиры Планируемые результаты 1. У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. Выполняет пальчиковую гимнастику, копируя действия воспитателя и самостоятельно. Участвует в физкультминутках, выполняя словесные команды. Выполняет словесные инструкции по ориентации в группе. Проводит подвижные игры, предполагающие несколько видов движения. Самостоятельно ест, моет руки, умывается, одевается, убирает свое рабочее место, наводит порядок в группе. 2. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. С интересом включается в игровую деятельность, предлагает новые правила и некоторые изменения в ходе игры. Наблюдает и делает замечания детям, нарушающим правила игры. Активно включается в обсуждение картинок, сюжетов математических сказок, рассказов. Проявляет желание поделиться увиденным, рассказать ситуации из своей жизни. С интересом проводит учет предметов (до 10), сравнивает группы предметов, уравнивает их количество, устанавливает связь между предметами и явлениями. Собирает простые модели по плану, по инструкции. Активно задает вопросы об окружающем мире. Классифицирует предметы по признакам. 3. Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к другим людям. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства. Испытывает радость при включении в игровое моделирование жизненных ситуаций и явлений. Переживает за конечный результат игровых действий. Эмоционально реагирует на математические сказки. Активно отзывается на просьбу помочь сказочным героям, другим детям и воспитателю. Распознает и выделяет «лишний» предмет из группы, не подходящий по заданным признакам. С радостью собирает геометрические фигуры, предметы, модели из различного материала и гордится результатом своей деятельности. 19 № п/п Целевые ориентиры Планируемые результаты 4. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. Предлагает новые роли, условия игры, игры. Объясняет ход игры и конечный результат. Обсуждает проблемные ситуации и пути выхода из них. Рассказывает интересные случаи из своей жизни. Предлагает обсудить увиденные сказки и мультфильмы. Внимательно слушает рассказы взрослого и отвечает на поставленные вопросы. Объясняет последовательность сборки и разборки объекта и предлагает новые виды моделей. 5. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены. Начинает контролировать свое поведение и поведение сверстников в соответствии с общепринятыми нормами и правилами поведения. Помогает другим детям и в


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.61.142 (0.015 с.)