Ситуация 1. «Разные игрушки» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ситуация 1. «Разные игрушки»



Цель: выявить параметры познавательной активности младенца в ситуации свободного поиска ребенком внешних впечатлений. Оборудование. Четыре игрушки, различающиеся по форме, цвету, фактуре, среди которых имеется игрушка с изображением человеческого лица, например кукла, пирамидка с верхушкой в виде клоуна, машинка, мягкая игрушка – животное, волчок, мяч с узорами.

Игрушки не должны быть чересчур большими, так как дети могут испугаться, но и не очень маленькими, чтобы младенец при желании мог взять предмет, похлопать по нему или толкнуть. Главное, чтобы они были красочными, интересными для рассматривания и безопасными для ребенка.

Методика выполнения. В этой ситуации ребенок может выбрать любой объект для ознакомления и продолжить поиск впечатлений, переключаясь на другие предметы. При этом проявляются наличные возможности ребенка актуализировать познавательную активность.

Ребенок находится в кроватке, манеже или на пеленальном столике, ручки и ножки свободны. Психолог садится на стул справа от младенца, стараясь находиться вне поля его зрения, наблюдает за поведением ребенка и регистрирует данные в протоколе. Рядом с ребенком в поле его зрения размещаются четыре разные игрушки, по две с каждой стороны.

Внимание!

В протоколе регистрируются компоненты комплекса оживления и действия руки, глаза, рта, направленные на обследование каждой игрушки. В течение 5 минут ведется наблюдение за поведением ребенка.

Ситуация 2. «Одна игрушка»

Цель: выявить параметры познавательной активности младенца в ситуации предъявления игрушек, организованной взрослым.

Оборудование: для ребенка до 2-х месяцев лучше всего использовать блестящий металлический колокольчик с нежным звоном высотой и диаметром примерно 3–5 см. Более старшим детям можно предложить куклу-неваляшку примерно 25 см высотой, погремушку или резиновую игрушку-пищалку.

Методика выполнения. Ребенок находится в кроватке, манеже или на пеленальном столике, ручки и ножки свободны. Взрослый стоит рядом с ребенком и показывает ему игрушку. Желательно, чтобы игрушку предъявляла мать или другой знакомый ребенку взрослый. Если такой возможности нет, психолог сам показывает малышу игрушки.

Внимание!

Игрушка демонстрируется путем проведения последовательных 5 проб, в которых варьируется способ предъявления. Между пробами делается перерыв в 2 минуты. Поведение ребенка в каждой пробе регистрируется в протоколе.

Пробы

1. Взрослый фиксирует игрушку на расстоянии 30–40 см от груди ребенка по линии взгляда в течение 1 минуты.

2. Взрослый медленно (со скоростью примерно 50 см за 5 секунд) перемещает игрушку в горизонтальной плоскости справа налево от линии взгляда перед собой ребенка и обратно в течение 1 минуты.

3. В течение 1 минуты повторяется первая экспозиция, но взрослый время от времени (примерно 3 раза) встряхивает (или сжимает) игрушку, заставляя ее издавать звуки.

4. Игрушку приближают к ребенку так, чтобы он мог до нее дотронуться, взять в руки, поднести ко рту. Если ребенок не тянется к игрушке, взрослый вкладывает предмет в его руку и придерживает, пока ребенок активно не захватит его. Проба длится 1–2 минуты. Если младенец роняет игрушку и беспокоится, стараясь ее достать, взрослый снова вкладывает ее в ручку ребенка. Если же, выпустив игрушку, младенец не делает попыток ее достать, проба прекращается.

5. Игрушку прикладывают к губам ребенка в течение 1 минуты.

Запомни!

Отмечаются в протоколе компоненты комплекса оживления, наличие или отсутствие движений глаз, рта, руки.

Проявление комплекса оживления регистрируется только в тех случаях, когда ребенок смотрит на предмет или переводит взгляд со взрослого на предмет. Если младенец адресуется только ко взрослому, комплекс оживления в протоколе не регистрируется, в примечании делается соответствующая пометка («адресуется ко взрослому»). В протоколе проставляется максимальное значение выраженности каждого параметра в конкретной пробе.

Таблица: Уровни развития параметров познавательной активности ребенка первого полугодия жизни. (1. Внимание и интерес к предметам. 2. Положительные эмоциональные проявления. 3. Познавательные действия.)

Таблица: Взаимосвязь уровня развития познавательной активности с психическим развитием ребенка в возрасте от 0–6 месяцев

1.    Нормальное развитие

2.    Задержка в развитии. Причины

3.    Глубокая задержка. Причины



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.239.195 (0.004 с.)