Диагностика развития общения ребенка первого полугодия жизни. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика развития общения ребенка первого полугодия жизни.



Диагностика развития общения ребенка первого полугодия жизни.

Описание диагностических ситуаций

Диагностику психического развития ребенка от 0 до 6 месяцев года будем проводить по следующим направлениям: уровень развития общения ребенка со взрослым и познавательная активность по отношению к предметам [39].

Рассмотрим содержание параметров и показателей данных направлений, предложенных Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой [39].

Первое направление – уровень развития общения. По определению авторов «судить об уровне развития общения у ребенка в этом возрасте можно лишь по совокупности характеристик комплекса оживления в ситуациях, различающихся «коммуникативной задачей», которая возникает перед младенцем» [39, с. 14].

Параметры и показатели общения.

1. Инициативность ребенка в общении. Это стремление младенца привлечь к себе внимание взрослого и продлить общение. Показатели инициативности: ребенок проявляет комплекс оживления, предвосхищая воздействия взрослого, когда взрослый пассивен в общении или прекращает общение [39, с. 13].

2. Чувствительность ребенка к коммуникативным воздействиям взрослого.

Это готовность младенца воспринять проявления внимания и доброжелательности со стороны взрослого (ласковый разговор, улыбки, поглаживания и т.д.). Показатели чувствительности к воздействиям взрослого:

– внимание и интерес к ним ребенка (замирание и сосредоточенность на взрослом);

– положительное отношение (ответные положительные, эмоциональные проявления – улыбки, двигательное оживление, вокализации);

– перестройка состава комплекса оживления в зависимости от поведения взрослого (более интенсивное двигательное оживление при дистантном общении и менее интенсивное на руках у взрослого; замирание и сосредоточение в момент воздействий взрослого и активизация комплекса оживления в период паузы) [39, с. 13–14].

Внимание! Чувствительность к воздействиям взрослого появляется в онтогенезе первой и нарастает постепенно: сначала младенец проявляет внимание и интерес к воздействиям взрослого, затем ответные, положительные реакции на них и инициативные проявления [39, с. 14].

3. Средства общения. Это степень овладения младенцем коммуникативными средствами.

Показателями данного параметра:

– количество и выраженность компонентов комплекса оживления, используемых ребенком в целях общения.

 

Внимание! «Состав комплекса оживления в силу тех или иных причин иногда бывает неполным. Например, у воспитанников Дома ребенка отмечается отсутствие вокализаций, если взрослые мало разговаривают с детьми. В отдельных случаях комплекс оживления может быть полным по составу, но при этом все его компоненты выражены слабо» [39, с. 14].

У ребенка с некоторыми органическими нарушениями центральной нервной системы наблюдается отсутствие или слабая выраженность двигательного оживления.

Запомни! О сформированности у ребенка потребности в общении можно говорить лишь при наличии следующих четырех признаков [39, с. 14]:

– взгляда в глаза взрослого,

– ответных и инициативных улыбок,

– двигательного оживления и вокализаций,

– стремления продлить эмоциональный контакт со взрослым.

Диагностика развития общения ребенка со взрослым включает описание диагностических ситуаций, разработанных Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой, различающиеся по степени коммуникативной активности взрослого [39, с. 14–16].

Таблица: Уровни развития параметров общения, ребенка первого полугодия жизни

(Найти таблицу и  заполнить)

1. Уровень развития параметров общения

2. Качественные и количественные характеристики параметров общения

Инициативность

(определяется в ситуации «Пассивный взрослый») и т.д.

Чувствительность

Вовлеченность в общение

Таблица: Взаимосвязь уровня развития общения с психическим развитием ребенка в возрасте от 0–6 месяцев (Найти таблицу в пособие и запомнить)

1. Нормальное развитие

2. Задержка в развитии. Причины

3. Глубокая задержка. Причины

 

Первого полугодия жизни.

Ситуация 2. «Одна игрушка»

Цель: выявить параметры познавательной активности младенца в ситуации предъявления игрушек, организованной взрослым.

Оборудование: для ребенка до 2-х месяцев лучше всего использовать блестящий металлический колокольчик с нежным звоном высотой и диаметром примерно 3–5 см. Более старшим детям можно предложить куклу-неваляшку примерно 25 см высотой, погремушку или резиновую игрушку-пищалку.

Методика выполнения. Ребенок находится в кроватке, манеже или на пеленальном столике, ручки и ножки свободны. Взрослый стоит рядом с ребенком и показывает ему игрушку. Желательно, чтобы игрушку предъявляла мать или другой знакомый ребенку взрослый. Если такой возможности нет, психолог сам показывает малышу игрушки.

Внимание!

Игрушка демонстрируется путем проведения последовательных 5 проб, в которых варьируется способ предъявления. Между пробами делается перерыв в 2 минуты. Поведение ребенка в каждой пробе регистрируется в протоколе.

Пробы

1. Взрослый фиксирует игрушку на расстоянии 30–40 см от груди ребенка по линии взгляда в течение 1 минуты.

2. Взрослый медленно (со скоростью примерно 50 см за 5 секунд) перемещает игрушку в горизонтальной плоскости справа налево от линии взгляда перед собой ребенка и обратно в течение 1 минуты.

3. В течение 1 минуты повторяется первая экспозиция, но взрослый время от времени (примерно 3 раза) встряхивает (или сжимает) игрушку, заставляя ее издавать звуки.

4. Игрушку приближают к ребенку так, чтобы он мог до нее дотронуться, взять в руки, поднести ко рту. Если ребенок не тянется к игрушке, взрослый вкладывает предмет в его руку и придерживает, пока ребенок активно не захватит его. Проба длится 1–2 минуты. Если младенец роняет игрушку и беспокоится, стараясь ее достать, взрослый снова вкладывает ее в ручку ребенка. Если же, выпустив игрушку, младенец не делает попыток ее достать, проба прекращается.

5. Игрушку прикладывают к губам ребенка в течение 1 минуты.

Запомни!

Отмечаются в протоколе компоненты комплекса оживления, наличие или отсутствие движений глаз, рта, руки.

Проявление комплекса оживления регистрируется только в тех случаях, когда ребенок смотрит на предмет или переводит взгляд со взрослого на предмет. Если младенец адресуется только ко взрослому, комплекс оживления в протоколе не регистрируется, в примечании делается соответствующая пометка («адресуется ко взрослому»). В протоколе проставляется максимальное значение выраженности каждого параметра в конкретной пробе.

Таблица: Уровни развития параметров познавательной активности ребенка первого полугодия жизни. (1. Внимание и интерес к предметам. 2. Положительные эмоциональные проявления. 3. Познавательные действия.)

Таблица: Взаимосвязь уровня развития познавательной активности с психическим развитием ребенка в возрасте от 0–6 месяцев

1.    Нормальное развитие

2.    Задержка в развитии. Причины

3.    Глубокая задержка. Причины

Инициативность

(определяется в ситуации «Пассивный взрослый») и т.д.

Чувствительность

Вовлеченность в общение

Средства общения

Диагностика развития общения ребенка первого полугодия жизни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.160.61 (0.01 с.)