Общая характеристики курса внеурочной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристики курса внеурочной деятельности



Актуальность создания психолого-педагогической программы сопровождения введения ФГОС очевидна и связана с особенностями новых стандартов.

Деятельность педагога-психолога направлена на психологическое сопровождение всех участников образовательного процесса: родителей, обучающихся и педагогов.

При рассмотрении вопросов психологического сопровождения обучающихся следует остановиться на тех требованиях к формированию личностных качеств, которые являются предопределяющими. Целью психологического сопровожденияобучающихся, прежде всего, является: формирование личностных характеристик, отвечающих требованиям новых стандартов.

В частности, ФГОС представляет собой общественный договор между семьей, обществом и государством. Он устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным и предметным.

Рассмотрим личностные требования. Онивключают в себя: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):

· Любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции.

· Осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества.

· Активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества.

· Умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике.

· Социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

· Уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов.

В основе ФГОС лежит системно – деятельностный подход, который включает в себя:

- учет индивидуальных психологических, личностных, возрастных, физиологических особенностей обучающихся;

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества;

- обеспечение преемственности образования;

- разнообразие организационных форм.

Основой, своего рода фундаментом, личности выпускника дошкольного образовательного учреждения являются такие качества как: деятельный и активный, любознательный и открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый.

Существуют основные требования к результатам освоения основной образовательной программы, определяющие портрет выпускника начальной школы:

· Любознательный, интересующийся, активно познающий мир.

· Владеющий основами умения учиться.

· Любящий родной край и свою страну.

· Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.

· Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.

· Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера,

· Умеющий высказать свое мнение.

· Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Чтобы реализовать требования, которые заложены в стандартах образования необходимо осуществлять компетентностный подходк обучению и воспитанию, которыйвыдвигает на первое место не информированность обучающегося (учителя, родителя), а способность организовывать свою работу. Смысл такого подхода в том, что обучающийся должен осознавать постановку самой задачи, оценивать новый опыт, контролировать эффективность собственных действий.

Известно, что возможность успешного продвижения школьников, на этапе перехода из младшей школы в среднюю, зависит от их способностей успешно адаптироваться к изменениям условий обучения. К таким изменениям относится то, что в средней школе обучение становится предметным, появляются разные учителя и ребенку необходимо уметь гармонично интегрировать разнообразные переживания, разные, часто противоречивые стили и требования учителей и на этой основе формировать целостную и непротиворечивую самооценку. В обучении и общении ребенка должен произойти переход от ориентации его на заданный учителем образец к выбору собственных образцов действий. Учебная деятельность становится для ребенка не только процессом усвоения знаний, но и способами овладения социальной реальностью и формирования мотивационно-потребностной сферы.

Актуальност ь курса связана с тем, что потенциал дальнейшего становления личности закладывается именно при переходе в среднюю школу, поскольку ребенок впервые сознательно ставит перед собой задачи, пробует свои силы и выбирает стили общения. Также наблюдения педагогов-психологов в нашем лицее показали, что ежегодно увеличивается число детей с высокой и низкой самооценочной, школьной и личностной тревожностью.

В этом возрасте у школьников очень сильно выражено эмоциональное отношение к учебному предмету. Исследования показывают, что практически все пятиклассники считают себя способными к тому или иному учебному предмету, причем критерием такой оценки служит не реальная успешность в этом предмете, а субъективное отношение к нему. Такое отношение к собственным возможностям создает благоприятные условия для развития способностей, умений, интересов школьника, так как для этого оказывается важным по сути то, чтобы занятие вызывало у десятилетнего школьника положительные эмоциональные переживания.

Вместе с тем с этой особенностью связаны и определенные проблемы. Во-первых, такое превалирование значения эмоционального фактора в самооценке способностей является выражением более общего явления, характерного для этого периода, - доминирования эмоций, подчиняющего себе всю психическую жизнь ребенка, в том числе «работу» психических процессов. Но и чрезмерное увлечение эмоциональной стороной, стремление максимально позитивно окрасить любую деятельность школьника могут привести к обратному эффекту. Во-вторых, общее положительное к себе отношение и представление о своих возможностях, не опирающееся на оценку своей реальной успешности, приводит к тому, что дети охотно берутся за многие дела, будучи уверены, что они смогут это сделать, но при первой же трудности бросают, не испытывая при этом угрызений совести. Все это необходимо учитывать при любой работе с детьми данного возраста. Наиболее важным является ориентация детей на выработку объективных критериев успешности и неуспешности, стремления проверить свои возможности и находить (с помощью взрослых) пути их развития и совершенствования.

Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе (Прихожан А.).

О сложности и значимости периода, связанного с адаптацией ребёнка в школе, сказано и написано в отечественной психологической и педагогической литературе убедительно и достаточно (Дубровина И. В., Овчарова Р.В, Прихожан А.Т., Соcова Н.Л., Цукерман Г.А.    и др.).

По мнению Реана А.А. и Жмырикова А.Н. процесс адаптации разворачивается во времени, проходя несколько этапов и затрагивая практически все компоненты личности. Изменения, происходящие в личности можно отследить на трех уровнях: эмоциональном, когнитивном и поведенческом.

- Эмоциональный компонент описывает общее эмоциональное состояние человека и его отношение к изменившейся ситуации.

- Когнитивный компонент определяет степень информированности личности о ситуации, степень ориентировки в возникающих проблемных ситуациях.

- На поведенческом уровне рассматривается активность индивида, направленная на преобразование ситуации. При этом активность может выражаться в виде внешнего поведения, а может выступать в форме внутренней активности, направленной на преобразование собственной личности.

Таким образом, для успешной работы с младшими подростками в период адаптации необходимо планировать работу, направленную на развитие эмоциональной сферы, когнитивной сферы (развитие собственной рефлексии - соответствующей данному возрасту, развитие адекватной самооценки), поведенческой сферы (формирование коммуникативных навыков и социальных умений).

Данная программа была разработана на основе программ Битяновой М.Р. «Развитие проектного мышления»; Родионова М., Ступницкой М.: Я и мы; Слободяник Н. «Уроки общения для младших подростков». Анализируя содержание данных программ, пришли к выводу, что в них недостаточно внимания уделяется проблеме адаптации младших подростков, поэтому был разработан курс развивающих занятий по развитию социальных навыков.

Структура программы.

Программа состоит из трёх этапов:

Этап ориентации

1.1. Первоначальное знакомство. Представление ведущего занятий и участников, введение правил групповой работы, решение организационных вопросов, обсуждение формы обращения.

1.2. Заключение контракта. Введение цели курса коррекционно-развивающих занятий. Работа с ожиданиями, сомнениями, опасениями.

1.3. Собственно ориентация. Конкретизация цели занятий каждым участником, и как результат, создание мотивации на работу в группе. Определение таких основных теоретических понятий как «статус пятиклассника», «общение», «конфликт» «психологические барьеры общения», «обратная связь в общении», «техники слушания», и т.д. Осознание психологических барьеров в общении и собственного стиля ведения беседы.

Этап изменений (обучения)

На этом этапе происходит осознание и апробирование каждым участником группы предложенных способов поведения, тренировка новых способов поведения, экспериментирование со своим поведением.

2.1. Осознание нового социального статуса.

2.2. Работа с непродуктивными техниками общения.

2.3. Стремление к конструктивному взаимодействию с людьми.

2.4. Погружение в свой внутренний мир и ориентация в нем.

Этап закрепления

3.1. Принятие статуса пятиклассника.

3.2 Овладение навыками эффективного общения.

3.2 Подведение итогов, осознание собственных ресурсов и барьеров в общении.

3.3. Получение каждым участником группы личностной обратной связи.

Структура группового занятия со школьниками:

· Ритуалы приветствияпрощания сплочение детей, создание атмосферы группового доверия и принятия.

· Разминка – средство воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Может проводиться в начале занятия, между отдельными упражнениями. Определенные разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения.

· Основное содержание занятия – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного развивающего комплекса (развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы). Последовательность упражнений должна предполагать чередование деятельностей, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике и др. Упражнения должны располагаться от простого к сложному (с учетом фактора утомления детей). Количество игр и упражнений не должно превышать 2-4 игры, некоторые из которых были разучены на прошлом занятии.

· Рефлексия занятия – оценка занятия в 2-х аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).

 

3.Место курса в плане внеурочной деятельности

Курс изучается в рамках направления внеурочной деятельности. Программа рассчитана на 34 учебных часов. На изучение данного курса отводится 1 час в неделю.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.60.192 (0.014 с.)