Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Программа коррекционно-развивающего курсаСтр 1 из 4Следующая ⇒
Программа коррекционно-развивающего курса «Развитие коммуникативных навыков» Для 5-го класса
Разработчики: педагог-психолог высшей квалификационной категории;
Челябинск, 2019 Пояснительная записка Программа коррекционно-развивающей работы в соответствии со ФГОС ООО направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы основного общего образования, их социальную адаптацию. Программа коррекционно-развивающей работы направлена на коррекцию недостатков психического и (или) физического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования, оказание помощи и поддержки детям данной категории. Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Данная программа адресована обучающимся 5 класса в том числе и детям - инвалидам. Мы считаем, что наиболее актуальным на сегодня оказывается принцип опережающего (превентивного) сопровождения. В соответствии с чем психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода пятиклассников при реализации ФГОС ООО целесообразно начинать с момента начала их обучения в 5-м классе и продолжать процесс сопровождения до момента окончания ими 6-го класса. Такая продолжительность программы сопровождения позволит обеспечить реализацию комплексного плана мероприятий, направленных не только на коррекцию уже имеющихся проблем, но и на их профилактику. С внедрением ФГОС ООО возникает потребность в совершенствовании системы коррекционной работы в школе. Цель программы: создание системы комплексной помощи для обучающихся с ТНР в освоении основной общеобразовательной программы основного общего образования, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом (речевом развитии), развитие коммуникативных навыков, способствующих успешной адаптации младших подростков к условиям основной школы. Программа коррекционной работы обеспечивает:
- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, обусловленных недостаткам в их физическом и (или) психическом (речевом) развитии; - осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с ТНР с учетом психофизического и речевого развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); - возможность освоения обучающимися с ТНР основной образовательной программы основного общего образования и их интеграции в образовательной организации. Задачи: - своевременное выявление детей с трудностями в обучении, обусловленными ограниченными возможностями здоровья; - определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ); - создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ основной образовательной программы основного общего образования и их интеграции в образовательной организации; - осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); - реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ и формирования здорового образа жизни; - оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ. - способствовать формированию у младших подростков нового позитивного социального статуса. - способствовать формированию у младших подростков навыков позитивного общения и способов решения конфликтных ситуаций. - способствовать формированию у младших подростков стремления к самоанализу и рефлексии. - способствовать снижению тревожности, эмоционального напряжения пятиклассников. Структура программы. Программа состоит из трёх этапов: Этап ориентации 1.1. Первоначальное знакомство. Представление ведущего занятий и участников, введение правил групповой работы, решение организационных вопросов, обсуждение формы обращения.
1.2. Заключение контракта. Введение цели курса коррекционно-развивающих занятий. Работа с ожиданиями, сомнениями, опасениями. 1.3. Собственно ориентация. Конкретизация цели занятий каждым участником, и как результат, создание мотивации на работу в группе. Определение таких основных теоретических понятий как «статус пятиклассника», «общение», «конфликт» «психологические барьеры общения», «обратная связь в общении», «техники слушания», и т.д. Осознание психологических барьеров в общении и собственного стиля ведения беседы. Этап изменений (обучения) На этом этапе происходит осознание и апробирование каждым участником группы предложенных способов поведения, тренировка новых способов поведения, экспериментирование со своим поведением. 2.1. Осознание нового социального статуса. 2.2. Работа с непродуктивными техниками общения. 2.3. Стремление к конструктивному взаимодействию с людьми. 2.4. Погружение в свой внутренний мир и ориентация в нем. Этап закрепления 3.1. Принятие статуса пятиклассника. 3.2 Овладение навыками эффективного общения. 3.2 Подведение итогов, осознание собственных ресурсов и барьеров в общении. 3.3. Получение каждым участником группы личностной обратной связи. Структура группового занятия со школьниками: · Ритуалы приветствия – прощания сплочение детей, создание атмосферы группового доверия и принятия. · Разминка – средство воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Может проводиться в начале занятия, между отдельными упражнениями. Определенные разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения. · Основное содержание занятия – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного развивающего комплекса (развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы). Последовательность упражнений должна предполагать чередование деятельностей, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике и др. Упражнения должны располагаться от простого к сложному (с учетом фактора утомления детей). Количество игр и упражнений не должно превышать 2-4 игры, некоторые из которых были разучены на прошлом занятии. · Рефлексия занятия – оценка занятия в 2-х аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).
3.Место курса в плане внеурочной деятельности Курс изучается в рамках направления внеурочной деятельности. Программа рассчитана на 34 учебных часов. На изучение данного курса отводится 1 час в неделю.
Результаты освоения курса
Содержание курса внеурочной деятельности.
Я-пятиклассник (2 ч.) Принятие ритуала приветствия, закрепление правил работы. Беседа «Школьный путь». Составление «багажа пятиклассника» (знания, опыт школьной жизни, поддержка одноклассников и т.д.). 3. Мои привычки (режим дня, гигиена) (2 ч.) Понятия: «привычка», «гигиена», «средства личной гигиены». Дискуссия на тему: «Привычка- вторая натура». Работа с бланком «Моя рабочая неделя». Определение понятий: «гигиена», «средства личной гигиены». Изменение гигиенических привычек в связи с вступлением в переходный возраст. Самооценка (2ч.) Понятие «самооценка». Методика «Самооценка». Дискуссия «Самое-самое». Неповторимость и ценность каждого человека. Кто Я? (1 ч.) Рисуночная методика «Автопортрет». Осознание своих идеалов и различных черт характера. Общение с собой как способ выхода аз критической ситуации.
Зачем мы общаемся? (2 ч.) Понятие «общение». Дискуссия на тему: «Нужно ли учиться общению?» Определение своего места на шкале «Общительность - замкнутость». Барьеры общения (2ч.) Альтернативные варианты поведения. Значение контроля над своими эмоциями, поступками и словами во время общения с другими людьми. Критика (2ч.) Понятия «критика», «самокритика». Критика и оскорбления. Необходимость критики и самокритики. Почему мы ссоримся? (2 ч.) Дискуссия на тему «Почему люди ссорятся?» Анализ опыта участников группы в конфликтной ситуации. Обучение выходу из конфликтной ситуации. Мои проблемы (2 ч.) Определение понятия «проблема». Решение проблемы не должно приводить к появлению новых проблем. Схема решения проблемы. Итоговое занятие (2 ч.) Обратная связь. Диагностика стратегий поведения. Диагностика уровня тревожности. 6.Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся Тема |
Часы | Виды внеурочной деятельности учащихся | ||||||||||||||
Вводное занятие Давайте познакомимся | 1 | Игровая: игра с ролевым акцентом; Познавательная: познавательная беседа; Проблемно-ценностное общение: этическая беседа; Досугово-развлекательная: рисунок, ребус, кроссворд;
Социальное творчество: участие в акциях, организованных взрослыми | |||||||||||||||
«Я-пятиклассник» | 2 | ||||||||||||||||
Мои привычки | 2 | ||||||||||||||||
Мои права и обязанности | 1 | ||||||||||||||||
Зачем нужно знать себя? | 1 | ||||||||||||||||
Мои сильные и слабые стороны | 2 | ||||||||||||||||
Самооценка | 2 | ||||||||||||||||
«Кто Я?» | 1 | ||||||||||||||||
Зачем мы общаемся? | 2 | ||||||||||||||||
Я глазами одноклассников | 2 | ||||||||||||||||
Уверенное и неуверенное поведение (агрессивное поведение) | 2 | ||||||||||||||||
Пойми меня (вербальные и невербальные средства общения) | 2 | ||||||||||||||||
Пойми меня (техники слушания) | 2 | ||||||||||||||||
Барьеры общения | 2 | ||||||||||||||||
Комплименты или лесть? | 1 | ||||||||||||||||
Критика | 2 | ||||||||||||||||
Почему мы ссоримся? | 2 | ||||||||||||||||
Учимся уступать и договариваться | 2 | ||||||||||||||||
Мои проблемы (проектное мышление) | 2 | ||||||||||||||||
Итоговое занятие «Все вместе» | 2 | ||||||||||||||||
Итого | 35 часов | ||||||||||||||||
7.Описание учебно-методического обеспечения
Дидактическое и методическое обеспечение
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе от действия к мысли. – М: «Просвещение», 2008.-151 с. 2. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006 - 160 с. 3. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД, 1997. – 144 с. 4. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования/ Овчарова. – М.: сфера, 2001,135-420 с. 5. Пиз А. Язык телодвижений. – Новгород: «Ай Кью», 1992. 6. Прутченков А.С. «Свет мой, зеркальце, скажи…»: Методические разработки социально-психологических тренингов. – М.: Новая школа, 1996. –144 с. 7. Рогов. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 529 с. 8. Родионов М., Ступницкая М. Я и мы. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5-го класса // Школьный психолог, 2002. 9. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Под ред. И.В.Дубровиной, М.: Изд. Центр «Академия», 1995. 10. Рюкле Х. Ваше тайное оружие в общении: Мимика, жест, движение. – М.: Инторэксперт, 1996. 11. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 2006 г. – 736 с. 12. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 1996 г. – 720 с. 13. Слободяник Н. Уроки общения для младших подростков. // Школьный психолог, 2002. 14. Тренинг развития жизненных целей (программа психологического содействия успешной адаптации). / Под ред.Е.Г. Трошихиной. – СПб.: Речь, 2002. – 216с. 15. Журнал справочник педагога-психолога 16. Подборка мультфильмов для занятий |
Программа коррекционно-развивающего курса
|
«Развитие коммуникативных навыков»
Для 5-го класса
Разработчики:
педагог-психолог высшей квалификационной категории;
Челябинск, 2019
Пояснительная записка
Программа коррекционно-развивающей работы в соответствии со ФГОС ООО направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы основного общего образования, их социальную адаптацию. Программа коррекционно-развивающей работы направлена на коррекцию недостатков психического и (или) физического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования, оказание помощи и поддержки детям данной категории. Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Данная программа адресована обучающимся 5 класса в том числе и детям - инвалидам. Мы считаем, что наиболее актуальным на сегодня оказывается принцип опережающего (превентивного) сопровождения. В соответствии с чем психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода пятиклассников при реализации ФГОС ООО целесообразно начинать с момента начала их обучения в 5-м классе и продолжать процесс сопровождения до момента окончания ими 6-го класса. Такая продолжительность программы сопровождения позволит обеспечить реализацию комплексного плана мероприятий, направленных не только на коррекцию уже имеющихся проблем, но и на их профилактику. С внедрением ФГОС ООО возникает потребность в совершенствовании системы коррекционной работы в школе. Цель программы: создание системы комплексной помощи для обучающихся с ТНР в освоении основной общеобразовательной программы основного общего образования, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом (речевом развитии), развитие коммуникативных навыков, способствующих успешной адаптации младших подростков к условиям основной школы.
Программа коррекционной работы обеспечивает:
- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, обусловленных недостаткам в их физическом и (или) психическом (речевом) развитии;
- осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с ТНР с учетом психофизического и речевого развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- возможность освоения обучающимися с ТНР основной образовательной программы основного общего образования и их интеграции в образовательной организации.
Задачи:
- своевременное выявление детей с трудностями в обучении, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
- определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ);
- создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ основной образовательной программы основного общего образования и их интеграции в образовательной организации;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ и формирования здорового образа жизни;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ.
- способствовать формированию у младших подростков нового позитивного социального статуса.
- способствовать формированию у младших подростков навыков позитивного общения и способов решения конфликтных ситуаций.
- способствовать формированию у младших подростков стремления к самоанализу и рефлексии.
- способствовать снижению тревожности, эмоционального напряжения пятиклассников.
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.196.182 (0.048 с.)