Программа коррекционно-развивающего курса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа коррекционно-развивающего курса



Программа коррекционно-развивающего курса

«Развитие коммуникативных навыков»

Для 5-го класса

 

Разработчики:

педагог-психолог высшей квалификационной категории;

 

 

         

 

Челябинск, 2019


Пояснительная записка

Программа коррекционно-развивающей работы в соответствии со ФГОС ООО направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы основного общего образования, их социальную адаптацию. Программа коррекционно-развивающей работы направлена на коррекцию недостатков психического и (или) физического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования, оказание помощи и поддержки детям данной категории. Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Данная программа адресована обучающимся 5 класса в том числе и детям - инвалидам. Мы считаем, что наиболее актуальным на сегодня оказывается принцип опережающего (превентивного) сопровождения. В соответствии с чем психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода пятиклассников при реализации ФГОС ООО целесообразно начинать  с момента начала их обучения в 5-м классе и продолжать процесс сопровождения до момента окончания ими 6-го класса. Такая продолжительность программы сопровождения позволит обеспечить реализацию комплексного плана мероприятий, направленных не только на коррекцию уже имеющихся проблем, но и на их профилактику.      С внедрением ФГОС ООО возникает потребность в совершенствовании системы коррекционной работы в школе. Цель программы: создание системы комплексной помощи для обучающихся с ТНР в освоении основной общеобразовательной программы основного общего образования, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом (речевом развитии), развитие коммуникативных навыков, способствующих успешной адаптации младших подростков к условиям основной школы.

Программа коррекционной работы обеспечивает:

- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, обусловленных недостаткам в их физическом и (или) психическом (речевом) развитии;

- осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с ТНР с учетом психофизического и речевого развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

- возможность освоения обучающимися с ТНР основной образовательной программы основного общего образования и их интеграции в образовательной организации.

Задачи:

-  своевременное выявление детей с трудностями в обучении, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;

-   определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ);

-   создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ основной образовательной программы основного общего образования и их интеграции в образовательной организации;

-   осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

-   реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ и формирования здорового образа жизни;

-   оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ.

-   способствовать формированию у младших подростков нового позитивного социального статуса.

-     способствовать формированию у младших подростков навыков позитивного общения и способов решения конфликтных ситуаций.

-         способствовать формированию у младших подростков стремления к самоанализу и рефлексии.

- способствовать снижению тревожности, эмоционального напряжения пятиклассников.

Структура программы.

Программа состоит из трёх этапов:

Этап ориентации

1.1. Первоначальное знакомство. Представление ведущего занятий и участников, введение правил групповой работы, решение организационных вопросов, обсуждение формы обращения.

1.2. Заключение контракта. Введение цели курса коррекционно-развивающих занятий. Работа с ожиданиями, сомнениями, опасениями.

1.3. Собственно ориентация. Конкретизация цели занятий каждым участником, и как результат, создание мотивации на работу в группе. Определение таких основных теоретических понятий как «статус пятиклассника», «общение», «конфликт» «психологические барьеры общения», «обратная связь в общении», «техники слушания», и т.д. Осознание психологических барьеров в общении и собственного стиля ведения беседы.

Этап изменений (обучения)

На этом этапе происходит осознание и апробирование каждым участником группы предложенных способов поведения, тренировка новых способов поведения, экспериментирование со своим поведением.

2.1. Осознание нового социального статуса.

2.2. Работа с непродуктивными техниками общения.

2.3. Стремление к конструктивному взаимодействию с людьми.

2.4. Погружение в свой внутренний мир и ориентация в нем.

Этап закрепления

3.1. Принятие статуса пятиклассника.

3.2 Овладение навыками эффективного общения.

3.2 Подведение итогов, осознание собственных ресурсов и барьеров в общении.

3.3. Получение каждым участником группы личностной обратной связи.

Структура группового занятия со школьниками:

· Ритуалы приветствияпрощания сплочение детей, создание атмосферы группового доверия и принятия.

· Разминка – средство воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Может проводиться в начале занятия, между отдельными упражнениями. Определенные разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения.

· Основное содержание занятия – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного развивающего комплекса (развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы). Последовательность упражнений должна предполагать чередование деятельностей, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике и др. Упражнения должны располагаться от простого к сложному (с учетом фактора утомления детей). Количество игр и упражнений не должно превышать 2-4 игры, некоторые из которых были разучены на прошлом занятии.

· Рефлексия занятия – оценка занятия в 2-х аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).

 

3.Место курса в плане внеурочной деятельности

Курс изучается в рамках направления внеурочной деятельности. Программа рассчитана на 34 учебных часов. На изучение данного курса отводится 1 час в неделю.

 

Результаты освоения курса

  Результаты освоения программы
Личностные – формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; – овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; – принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; – развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; – развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; – развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Метапредметные – освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; – формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; – освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; – готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; – определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; – готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

Содержание курса внеурочной деятельности.

Я-пятиклассник (2 ч.)

Принятие ритуала приветствия, закрепление правил работы. Беседа «Школьный путь». Составление «багажа пятиклассника» (знания, опыт школьной жизни, поддержка одноклассников и т.д.).

3. Мои привычки (режим дня, гигиена) (2 ч.)

Понятия: «привычка», «гигиена», «средства личной гигиены». Дискуссия на тему: «Привычка- вторая натура». Работа с бланком «Моя рабочая неделя». Определение понятий: «гигиена», «средства личной гигиены». Изменение гигиенических привычек в связи с вступлением в переходный возраст.

Самооценка (2ч.)

Понятие «самооценка». Методика «Самооценка». Дискуссия «Самое-самое». Неповторимость и ценность каждого человека.

Кто Я? (1 ч.)

Рисуночная методика «Автопортрет». Осознание своих идеалов и различных черт характера. Общение с собой как способ выхода аз критической ситуации.

Зачем мы общаемся? (2 ч.)

Понятие «общение». Дискуссия на тему: «Нужно ли учиться общению?» Определение своего места на шкале «Общительность - замкнутость».

Барьеры общения (2ч.)

Альтернативные варианты поведения. Значение контроля над своими эмоциями, поступками и словами во время общения с другими людьми.

Критика (2ч.)

Понятия «критика», «самокритика». Критика и оскорбления. Необходимость критики и самокритики.

Почему мы ссоримся? (2 ч.)

Дискуссия на тему «Почему люди ссорятся?» Анализ опыта участников группы в конфликтной ситуации. Обучение выходу из конфликтной ситуации.

Мои проблемы (2 ч.)

Определение понятия «проблема». Решение проблемы не должно приводить к появлению новых проблем. Схема решения проблемы.

Итоговое занятие (2 ч.)

Обратная связь. Диагностика стратегий поведения. Диагностика уровня тревожности.

6.Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся

Тема

Часы Виды внеурочной деятельности учащихся

Вводное занятие

Давайте познакомимся

1

Игровая: игра с ролевым акцентом;

Познавательная: познавательная беседа;

Проблемно-ценностное общение: этическая беседа;

Досугово-развлекательная: рисунок, ребус, кроссворд;

 

Социальное творчество: участие в акциях, организованных взрослыми

 «Я-пятиклассник»

2

 Мои привычки

2

 Мои права и обязанности

1

Зачем нужно знать себя?

1

 Мои сильные и слабые стороны

2

Самооценка

2

«Кто Я?»

1

Зачем мы общаемся?

2

Я глазами одноклассников

2

Уверенное и неуверенное поведение (агрессивное поведение)

2

Пойми меня (вербальные и невербальные средства общения)

2

Пойми меня (техники слушания)

2

Барьеры общения

2

Комплименты или лесть?

1

Критика

2

Почему мы ссоримся?

2

Учимся уступать и договариваться

2

Мои проблемы (проектное мышление)

2

Итоговое занятие «Все вместе»

2
Итого   35 часов  
       

 

7.Описание учебно-методического обеспечения

Дидактическое и методическое обеспечение

Дидактическое обеспечение Методическое обеспечение
  1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе от действия к мысли. – М: «Просвещение», 2008.-151 с. 2. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006 - 160 с. 3. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД, 1997. – 144 с. 4. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования/ Овчарова. – М.: сфера, 2001,135-420 с. 5. Пиз А. Язык телодвижений. – Новгород: «Ай Кью», 1992. 6. Прутченков А.С. «Свет мой, зеркальце, скажи…»: Методические разработки социально-психологических тренингов. – М.: Новая школа, 1996. –144 с. 7. Рогов. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 529 с. 8. Родионов М., Ступницкая М. Я и мы. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5-го класса // Школьный психолог, 2002. 9. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Под ред. И.В.Дубровиной, М.: Изд. Центр «Академия», 1995. 10. Рюкле Х. Ваше тайное оружие в общении: Мимика, жест, движение. – М.: Инторэксперт, 1996. 11. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 2006 г. – 736 с. 12. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 1996 г. – 720 с. 13. Слободяник Н. Уроки общения для младших подростков. // Школьный психолог, 2002. 14. Тренинг развития жизненных целей (программа психологического содействия успешной адаптации). / Под ред.Е.Г. Трошихиной. – СПб.: Речь, 2002. – 216с. 15. Журнал справочник педагога-психолога 16. Подборка мультфильмов для занятий

Программа коррекционно-развивающего курса

«Развитие коммуникативных навыков»

Для 5-го класса

 

Разработчики:

педагог-психолог высшей квалификационной категории;

 

 

         

 

Челябинск, 2019


Пояснительная записка

Программа коррекционно-развивающей работы в соответствии со ФГОС ООО направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы основного общего образования, их социальную адаптацию. Программа коррекционно-развивающей работы направлена на коррекцию недостатков психического и (или) физического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования, оказание помощи и поддержки детям данной категории. Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Данная программа адресована обучающимся 5 класса в том числе и детям - инвалидам. Мы считаем, что наиболее актуальным на сегодня оказывается принцип опережающего (превентивного) сопровождения. В соответствии с чем психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода пятиклассников при реализации ФГОС ООО целесообразно начинать  с момента начала их обучения в 5-м классе и продолжать процесс сопровождения до момента окончания ими 6-го класса. Такая продолжительность программы сопровождения позволит обеспечить реализацию комплексного плана мероприятий, направленных не только на коррекцию уже имеющихся проблем, но и на их профилактику.      С внедрением ФГОС ООО возникает потребность в совершенствовании системы коррекционной работы в школе. Цель программы: создание системы комплексной помощи для обучающихся с ТНР в освоении основной общеобразовательной программы основного общего образования, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом (речевом развитии), развитие коммуникативных навыков, способствующих успешной адаптации младших подростков к условиям основной школы.

Программа коррекционной работы обеспечивает:

- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, обусловленных недостаткам в их физическом и (или) психическом (речевом) развитии;

- осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с ТНР с учетом психофизического и речевого развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

- возможность освоения обучающимися с ТНР основной образовательной программы основного общего образования и их интеграции в образовательной организации.

Задачи:

-  своевременное выявление детей с трудностями в обучении, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;

-   определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ);

-   создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ основной образовательной программы основного общего образования и их интеграции в образовательной организации;

-   осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

-   реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ и формирования здорового образа жизни;

-   оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ.

-   способствовать формированию у младших подростков нового позитивного социального статуса.

-     способствовать формированию у младших подростков навыков позитивного общения и способов решения конфликтных ситуаций.

-         способствовать формированию у младших подростков стремления к самоанализу и рефлексии.

- способствовать снижению тревожности, эмоционального напряжения пятиклассников.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.196.182 (0.048 с.)