Средства и методы коррекционного воздействия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средства и методы коррекционного воздействия



Игровая терапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры.

В современной психокоррекции игра используется в групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывании различных ситуаций и др. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами. Одним из механизмов коррекционного воздействия игры является формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли и правил, а также поведение в игровой комнате.

Психогимнастика. Использование данного метода позволяет побуждать к выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний, произвольному снятию напряжения и расслаблению мышц тела. Самым простыми являются упражнения на исполнение контрастных эмоциональных состояний, в которых дети действуют со взрослым одновременно и одинаково. Общность переживаний усиливает эмоциональный настрой ребят. Перед показом состояний в мимике и позе взрослый помогает наводящими вопросами.

Рисуночная терапия. Главная цель рисуночной терапии состоит в гармонизации психического состояния через развитие способности самовыражения и самопознания. С помощью рисунка можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства и эмоции. Расширение возможностей самовыражения и самопознания в искусстве связано с продуктивным характером искусства – созданием эстетических продуктов, объективирующих в себе чувства, переживания и способности ребенка, облегчающих процесс коммуникации с окружающими людьми».

Метод рефлексии. Рефлексию рассматривают как заключительный этап самых разнообразных тренинговых техник, но в действительности она выступает в качестве отдельного и исключительно важного метода. Групповую рефлексию можно определить как совместное обсуждение и анализ событий, происходящих в группе, с целью стимуляции групповых и индивидуальных процессов. При этом групповая рефлексия может происходить по поводу событий, случившихся как в психологическом пространстве участников, так и в пространстве физической реальности. В то же время в результате применения этого метода происходят события в пространстве дискурса, в котором этот метод и осуществляется, и эти события также становятся предметом обсуждения. Анализ индивидуальных переживаний усиливает сплоченность группы и одновременно облегчает самораскрытие участников. Групповая рефлексия может происходить в форме дискуссий разного типа, например, в форме неструктурированной (нерегламентированной) дискуссий, в которых тренер пассивен, темы выбираются самими участниками, время дискуссии формально не ограничивается.

Арт-терапия: рисование, песочная терапия, мандалатерапия, работа с камушками, коллажирование.

Сказкотерапия (притчи). Смысл: процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Мульттерапия.

Тематическая беседа. На тематических беседах рассматриваются или обсуждаются актуальные для школьников вопросы, касающиеся их внутреннего мира эмоций и чувств, актуальных потребностей и переживаний.

Использование метафорических ассоциативных карт.

Психологические упражнения с использованием игровых платформ

Игровые поля используются для групповой работы в форме игры.

Метод символдрамы (мотивы основной ступени).

Игровые методы.

Психологическая диагностика.

Существует ряд правил для эффективного развития группы при использовании игровой терапии:

1. Здесь и теперь. Этот принцип ориентирует участников на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент. Кроме специально оговоренных случаев, запрещаются проекции в будущее и прошлое.

2. Искренность и открытость. Это правило способствует получению для себя и предоставлению другим участникам честной обратной связи, т.е. той информации, которая так важна каждому участнику и которая запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия.

3. Принцип «Я». Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа. Это тем более важно, что связано с одной из задач тренинга – научиться брать ответственность на себя.

4. Активность. Психологический тренинг относится к активным методам обучения и развития, такая норма, как активное участие всех, является обязательной. Даже если упражнение носит демонстративный характер, каждый участник имеет право высказаться в конце. Если участник ничего не говорит, это еще не значит, что он занимает пассивную позицию, потому что он может прорабатывать проблему внутри себя, и это будет, конечно же, активная внутренняя позиция.

5. Конфиденциальность. Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы – это является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Разумеется, психологические знания и конкретные приемы, упражнения и игры могут быть использованы в повседневной жизни, в семье, в школе, при общении с другими, родителями, учителями и т.д.

Формы и методы работы

1. Индивидуальная работа:

 диагностика;

 консультирование;

 индивидуальные психокоррекционные занятия.

2. Групповая работа:

 подгрупповые психокоррекционные занятия;

 тренинговые занятия.

Основными диагностическими методами являются беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование.

В программе развития конструктивного самоутверждения включаются три взаимосвязанных и взаимодополняющих сфер: эмоциональная, когнитивная, поведенческая, которые прорабатываются на каждом занятии посредством различных заданий и упражнений.

 

3. Тематическое планирование

3.1 Тематическое планирование занятий подпрограммы "Тропинка к своему Я" в 5 классе

 

 

5 класс «Тропинка к своему Я»

№ занятия Тема занятия Кол-во часов
1 Кто я?, какой я? 1
2 Первичная диагностика 1
3 Я - могу 1
4 Я нужен! 1
5 Я мечтаю 1
6 Я –это мои цели 1
7 Я – это мое детство 1
8 Я - это мое настоящее 1
9 Я – это мое будущее 1
10 Чувства бывают разные 1
11 Взаимодействие с окружающими 1
12 Общение и умение слушать 1
13 Общение без слов 1
14 Поговорим рисунками! 1
15 Стресс 1
16 Стыдно ли бояться? 1
17 Имею ли я право сердиться и обижаться? 1
18 Каждый видит мир и чувствует мир по-своему 1
19 Любой внутренний мир ценен и уникален 1
20 Трудные ситуации могут научить меня 1
21 В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдется 1
22 Я и мои друзья 1
23 У меня есть друг 1
24 Конфликты 1
25 Принятие решений 1
26 Я и мои «Колючки» 1
27 Что такое одиночество? 1
28 Я не одинок в этом мире 1
29 Нужно ли человеку меняться? 2
30 Самое важное – захотеть меняться 1
31 Что такое ценности? 1
32 Ценности и жизненный путь человека 1
33 Мои ценности. Заключительное. 1
Итого   34 часа

 

3.2 Тематическое планирование занятий подпрограммы "На стороне подростка" в 6 классе

 

6 класс «На стороне подростка»

№ занятия Тема занятия Кол-во часов
1 Знакомство. 1
2 Первичная диагностика 1
3 Я - концепция 2
4 Самоуважение 2
5 Чувства 2
6 Стресс 2
7 Взаимодействие с окружающими 2
8 Общение 2
9 Конфликты 2
10 Принятие решений 1
11 Промежуточная диагностика 1
12 Мои сильные стороны 2
13 Я – индивидуальность 2
14 Я –глазами других 2
15 Самопознание 1
16 Принятие себя 1
17 Я среди-людей 2
18 Мои поступки 2
19 Ценности 1
20 Заключительная диагностика 1
21 Итоговое занятие 1
Итого   34 часа

 

3.3 Тематическое планирование занятий подпрограммы "Мир эмоций" в 7 классе

 

 

7 класс «Мир эмоции»

№ занятия Тема занятия Кол-во часов
1 Что значит «Я-подросток»? 1
2 Первичная диагностика 1
3 Как узнать эмоцию? 1
4 Я - наблюдатель 1
5 Мои эмоции 1
6 Чувства «полезные» и «вредные» 1
7 Сказка «страна чувств» 1
8 Нужно ли управлять своими эмоциями? 1
9 Что такое «запретные чувства» 1
10 Какие чувства мы скрываем? 1
11 Маска 1
12 Я в «бумажном зеркале» 1
13 «»Бумажное отражение 1
14 Что такое страх? 1
15 Страхи и страшилки 1
16 Страшная-страшная сказка 1
17 Побеждаем все тревоги 1
18 Промежуточная диагностика 1
19 «А что обо мне думают?» Страх оценки 1
20 Злость и агрессия 1
21 Как справиться со злостью? 1
22 Лист гнева 1
23 Обида 1
24 Как простить обиду? 1
25 «Ах, чем я виноват?» 1
26 Осознание своих поступков 1
27 Что такое эмпатия? 1
28 Зачем мне нужна эмпатия? 1
29 Развиваем эмпатию 1
30 Еще раз про эмпатию 1
31 Эмпатия и действия 1
32 Способы выражения чувства 1
33 Тренировка «Я - высказываний» 1
34 Комплименты. Подведение итогов 1
Итого   34 часа

 

3.4 Тематическое планирование занятий подпрограммы "Встреча с самим собой" в 8 классе

 

8 класс «Встреча самим с собой»

№ занятия Тема занятия Кол-во часов
1 Что я знаю о себе? 1
2 Первичная диагностика 1
3 Мое имя 1
4 Мои имена 1
5 Мое уникальное Я 1
6 Я глазами других 1
7 Как меня видят другие? 1
8 Мои достоинства и недостатки 1
9 Мои минусы и плюсы 1
10 Мои недостатки 1
11 Как превратить недостатки в достоинства? 1
12 Мои ценности 1
13 Наши ценности 1
14 Я в бумажном зеркале 1
15 Отражение 1
16 Планирование времени 1
17 Время взрослеть. Моя будущая профессия 1
18 Промежуточная диагностика 1
19 Как я выгляжу? 2
20 Моя семья 1
21 Трудные дети и трудные родители 1
22 Мои права в семье 1
23 Что такое дружба? 1
24 Мужчина и женщина 1
25 Я….. 1
26 Что такое любовь? 1
27 Рисковать или не рисковать? 1
28 Что такое уверенность в себе? 1
29 Тренируем уверенность 1
30 Уверенное выступление 1
31 Умение сказать «Нет» 1
32 Чем уверенность отличается от самоуверенности? 1
33 Заключительная диагностика 1
34 Подведение итогов 1
Итого   34 часа

 

3.5 Тематическое планирование занятий подпрограммы "Я среди других людей" в 9 классе

 

9 класс «Я среди других»

№ занятия Тема занятия Кол-во часов
1 Общаться –это так легко 1
2 Первичная диагностика 1
3 Какая бывает информация? 1
4 О чем говорит наша мимика? 1
5 О чем говорят наши жесты? 1
6 Как лучше подать информацию 1
7 Как лучше понять информацию 2
8 Барьеры на пути информации 1
9 Барьеры, которые создаю я сам 1
10 Каналы обработки информации 1
11 Общение 1
12 Стереотипы в общении 1
13 Позиции в общении 1
14 Доминатность и недоменантность в общении 1
15 Стили общения 1
16 Подходящий стиль общения 1
17 Что такое конфликт? Причины конфликтов 1
18 Промежуточная диагностика 1
19 Человек в конфликте 1
20 Конфликтные эмоции 1
21 Эмоциональная тропинка 1
22 Стили поведения в конфликте 1
23 Я в бумажном зеркале 1
24 Плюсы и минусы различных стратегий поведения в конфлике 1
25 Все дело в шляпе 1
26 Писхоанализ конфликтов 1
27 А зачем мне это надо? 1
28 Доверие в общении 1
29 Доверительный урок 1
30 Умею ли я слушать? 1
31 Визуальное общение 1
32 Трудные люди 1
33 Заключительная диагностика 1
34 Завершающий урок 1
Итого   34 часа

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.015 с.)