Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развивающего курса «Мой Мир»Стр 1 из 5Следующая ⇒
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Развивающего курса «Мой Мир» В основной школе МБОУ С(К)ОШ № 11 г.Челябинска (6-9 классы) Пояснительная записка Рабочая программа развивающего курса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, Адаптированной основной образовательной программой основного общего образования (АООП ООО) МБОУ «С(К)ОШ №11 г. Челябинска». В данной рабочей программе также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий, личностных и метапредметных компетенций для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования. Перемены, происходящие во всех сферах современного общества, требуют от каждого человека все более высокого уровня социальной и индивидуальной компетентности, способности к самоорганизации во всех сферах жизнедеятельности. Перед системой образования возник новый круг проблем в связи с необходимостью подготовки выпускников школы к интеграции в инфраструктуру и культуру быстро изменяющегося общества, для чего необходимо формирование у них психологических предпосылок самоопределения и саморазвития. Однако, мониторинги образовательной среды показывают, что попытки решения этих проблем традиционными методами обучения и воспитания не приводят к ожидаемым результатам. При этом происходит увеличение стрессовой нагрузки на педагогов и школьников, неизбежно увеличивается напряжение во взаимоотношениях между субъектами учебно-воспитательного процесса, повышается степень риска проявления школьной дезадаптации и различных форм отклонений в поведении и развитии. Это противоречие ставит перед педагогической психологией проблему разработки и внедрения новых субъект-субъектно ориентированных программ, обеспечивающих вывод все большего числа учеников на оптимальные для них траектории развития и саморазвития, позволяющие им в максимально вероятной степени реализовать свой человеческий потенциал сначала в учебной, а затем и в профессиональной деятельности и становиться психологически благополучными людьми. Современным школьникам важно иметь знания о себе, уметь проводить адекватную оценку своих возможностей, иметь способность к самонаблюдению и рефлексии, к оптимальному взаимодействию с окружающим миром при наличии внутреннего локуса контроля, реализовывать свою потребность в самопознании и саморазвитии. В связи с этим, аутопсихологическая компетентность, понимаемая исследователями как активность человека, направленная на познание собственных психических ресурсов и возможностей, как способность использовать различные стратегии внутреннего познания и развития (Степанова Л.А.), становится одним из определяющих факторов саморазвития и самоопределения школьников, сохранения и поддержания их психологического благополучия.
Учеными доказано, что для развития различных компонентов аутопсихологической компетентности именно подростковый возраст является сензитивным. Это связано с тем, что на этом этапе жизни у ребенка впервые появляется мотивация саморазвития и осознанное интегративное отношение к самому себе как объекту собственного развития, появляется способность к самоанализу, сопоставлению себя с другими. Именно в подростковом возрасте аутопсихологическая компетентность становится важным личностным ресурсом развития и обеспечивает оптимальный самоконтроль, адекватное самопознание, уверенность в самоэффективности, актуализирует ориентацию на успех, способствует формированию устойчивости к стрессу, способности планировать и устанавливать приоритетность задач, способствует психологическому благополучию подростков. В современной отечественной психолого-педагогической науке и практике крайне мало исследований и разработок по развитию аутопсихологической компетентности подростков. Так, Н.А. Лёушкиной доказана эффективность формирования данного вида компетентности у подростков средствами классной системы воспитания, Т.Н. Щербаковой определена направленность психолого-педагогических мероприятий по развитию аутопсихологической компетентности, И.Ф.Токаревой разработан алгоритм продуктивного формирования аутопсихотерапевтической компетентности подростков, обеспечивающий позитивные изменения в психологическом и физиологическом состоянии подростков.
Аутопсихологическая компетентность подростков как компонент содержания образовательного процесса специфична по своей сути: аутопсихологическая компетентность не может задаваться с помощью традиционных программно-методических средств, а требует создания новых научно-практических технологий, новых форм межсубъектного взаимодействия. Увеличение потенциала личности из-за внутренней динамики ядра личности и его взаимодействия с окружением (то есть качественных изменений, происходящих изнутри) приводит к личностному росту. Процесс самопознания и самоутверждения происходит благодаря фактору рефлексивности, который отражает уровень самоуправления интерактивного взаимодействия воспитывающей личности с развивающей, проекции личностно-характерологических особенностей и самонаблюдения межличностных отношений. Посредством групповых занятий социальные и личностные диспозиции, поведенческие паттерны обучающихся становятся адаптивными в каждой новой ситуации, помогая формировать осознание собственного «Я» и позволяя непрерывно находиться в процессе дальнейшего формирования конструктивного самоутверждения. Программа «Мой Мир» опирается на теоретический материал и практический опыт в исследованиях Л.С.Выготского, А. Маслоу, Н.Е. Харламенковой, Е.П. Никитина, A.A. Андреева, И.В. Дубровина, Т.А. Дубовицкой, Е.А. Киреевой, И.А. Фурмановой, Е.В. Руденского и др. При разработке развивающей программы «Мой Мир» применялись следующие методологические основы психолого-педагогического сопровождения: парадигма развивающего образования (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов; теория внутренней мотивации Э.Дэси; представление об аутопсихологической компетентности как активности человека, направленной на познание собственных психических ресурсов и возможностей, как способности использовать различные стратегии внутреннего познания и развития (Деркач А.А., Степанова Л.А.); система психолого-акмеологического сопровождения процесса развития аутопсихологической компетентности, разработанная Степановой Л.А. технология саморазвития школьника Г.К.Селевко, технология саморазвития и самопознания школьника, разработанная на основе идей педагогики ненасилия (В.А.Ситаров, В.Г.Маралов, А.Г.Козлова), технология обучения саногенному мышлению Ю.М.Орлова. Основой развивающей психолого-педагогической программы занятий с подростками по развитию аутопсихологической компетентности стали теоретические исследования, выделившие основные структурные компоненты данного вида компетентности (мотивационно-ценностный, эмоционально-оценочный, регулятивно-контролирующий), описавшие индикаторы аутопсихологической компетентности (способность к саморегуляции и самоконтролю, способность управлять своим поведением в конфликте, доверие, интернальность, атрибуция ответственности, ценностное отношение к себе, стабильность самооценки) и алгоритм продуктивного формирования аутопсихотерапевтической компетентности подростков И.Ф. Токаревой. Целевая группа. Участники программы: подростки в возрасте 11–15 лет, учащиеся основного звена общеобразовательной школы, их родители, законные представители.
Цель программы: на основе развития аутопсихологической компетентности подростков, формирование у них личностных свойств и качеств, необходимых для успешного вхождения в систему социальных отношений, формирования конструктивного самоутверждения в жизни, оптимизации межличностных отношений. Задачи программы: – способствовать осознанию подростками своих индивидуальных и личностных особенностей, возможностей и психических ресурсов; – создавать условия для развития мотивации подростков к самопознанию, саморазвитию, погружению во внутренний мир собственных переживаний, навыков ориентации в нем; – обеспечить подростков средствами самопознания; – сформировать навыки самодиагностики; – обучать эффективным техниками саморегуляции и самокоррекции психологического состояния; – способствовать повышению внутреннего потенциала подростков через осознание эгоиндентификации, развитие адекватной самооценки, ценностного отношение к себе и другим; – стимулировать у несовершеннолетних эффективную коммуникацию, волевую регуляцию; – способствовать развитию ценностно-смысловой сферы и навыков целеполагания; – содействовать установлению дружеской атмосферы среди подростков; – создавать условия для развития коммуникативных навыков, общения в подростковой среде, навыков межгруппового взаимодействия; – воспитывать интерес к своим сверстникам; – способствовать развитию чувства понимания и сопереживания к другим людям. Вид программы: развивающая психолого-педагогическая программа (относится к виду программ, направленных на наиболее полное раскрытие интеллектуально-личностного потенциала обучающихся, формирование и развитие их психологических и социально-психологических умений и навыков, развитие креативности). Рабочая программа объемом 173 часа рассчитана на 5 лет реализации (1 час в неделю): 5 класс – подпрограмма "Тропинка к своему Я" – 34часа в год; 6 класс – подпрограмма "На стороне подростка" – 35часов в год; 7 класс – подпрограмма "Мир эмоций" – 35часов в год; 8 класс – подпрограмма "Встреча с самим собой" – 35часов в год; 9 класс – подпрограмма "Я среди других людей" – 34часа в год. Оптимальное количество участников – 15 человек. Форма обучения по программе: очная.
В основу развивающей были заложены следующие основополагающие принципы: 1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач задает необходимость их определения в любой коррекционной программе. Системность задач отражает взаимосвязанность развития различных сторон личности ребенка и неравномерность их развития. 2. Принцип единства диагностики и коррекции стал одним из основополагающих при составлении коррекционно-развивающей программы – коррекционно-развивающая работа с детьми младшего подросткового возраста осуществлялась на основе проведенной психологической диагностики межличностных отношений. 3. Деятельностный принцип коррекции. Данный принцип определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, выбор средств и способов достижения цели, тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей. 4. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента согласует требования соответствия хода психического и личностного развития клиента нормативному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития личности – с другой. Учет индивидуальных психологических особенностей личности позволяет наметить в пределах возрастной нормы, программу оптимизации развития для каждого конкретного клиента с его индивидуальностью, утверждая право клиента на выбор своего самостоятельного пути. 5. Принцип комплексности методов психологического воздействия, являясь одним из наиболее прозрачных и очевидных принципов построения коррекционно-развивающих программ, утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии. 6. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов. При составлении коррекционных программ необходимо опираться на более развитые психические процессы и использовать методы, их активизирующие. Планируемые результаты освоения развивающего курса Рабочая программа обеспечивает достижение пятиклассниками определенных личностных результатов.
Планируемые личностные результаты
Содержание коррекционного курса
Рабочая программа объемом 173 часа рассчитана на 5 лет реализации (1 час в неделю): 5 класс – подпрограмма "Тропинка к своему Я" – 34 часа в год; 6 класс – подпрограмма "На стороне подростка" – 35 часов в год; 7 класс – подпрограмма "Мир эмоций" – 35 часов в год; 8 класс – подпрограмма "Встреча с самим собой" – 35 часов в год; 9 класс – подпрограмма "Я среди других людей" – 34 часа в год. Особенности организации образовательного процесса: Занятия проводятся в групповом режиме. В зависимости от уровня подготовки обучающихся, их интересов педагог-психолог может вносить свои коррективы в тематическое планирование, порядок тем, выбор тем, а также содержание занятий. Структура и содержание программы Каждая подпрограмма занятий состоит из встреч, объединенных метафорами – «дом моего Я» («дом моей души», «мой внутренний дом»), "мой мир", "я в мире", "мир вокруг меня" и названых с использованием символичных понятий, связанных с частями "дома" и их функциональным содержанием. Структура занятия (тренинга): 1. Вводная часть: – приветствие – оно служит для формирования позитивного интереса и сплочения группы; – разминка – данный вид деятельности снимает эмоциональную напряженность, формирует благоприятный климат, активизирует, развивает чувство внутренней устойчивости и доверительности. Разминка – средство воздействия на эмоциональное состояние детей, их активность, настрой на продуктивную совместную деятельность, снятие психоэмоционального напряжения. 2. Работа по теме занятия: – основная часть занятия – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данной программы. Последовательность предполагает чередование продуктивной деятельности, от интеллектуальных задач и упражнений к релаксационным техникам. 3. Обратная связь: – рефлексия занятия – оценка занятия с позиции заинтересованности, продуктивности, полезности, оправданности ожиданий. Воспитанники делятся своими мыслями и эмоциями (как чувствуют «здесь и сейчас»). 4. Ритуал прощания – необходим для формирования ощущения целостности и завершенности занятия, эмоционального сплочения группы.
Формы и методы работы 1. Индивидуальная работа: диагностика; консультирование; индивидуальные психокоррекционные занятия. 2. Групповая работа: подгрупповые психокоррекционные занятия; тренинговые занятия. Основными диагностическими методами являются беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование. В программе развития конструктивного самоутверждения включаются три взаимосвязанных и взаимодополняющих сфер: эмоциональная, когнитивная, поведенческая, которые прорабатываются на каждом занятии посредством различных заданий и упражнений.
3. Тематическое планирование 3.1 Тематическое планирование занятий подпрограммы "Тропинка к своему Я" в 5 классе
3.2 Тематическое планирование занятий подпрограммы "На стороне подростка" в 6 классе
3.3 Тематическое планирование занятий подпрограммы "Мир эмоций" в 7 классе
3.4 Тематическое планирование занятий подпрограммы "Встреча с самим собой" в 8 классе
3.5 Тематическое планирование занятий подпрограммы "Я среди других людей" в 9 классе
Кадровое обеспечение Требования к специалистам, реализующим программу: профессиональный уровень подготовки специалиста должен соответствовать профстандарту: 01.002. Педагог-психолог (психолог в сфере образования) (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015 г. N 514н). Педагог-психолог должен владеть готовностью обеспечивать следующие методические условия. Главным критерием предпочтения групповой игротерапии является наличие у ребенка социальной потребности в общении, формирующейся на ранней стадии детского развития. Заключение о наличии у ребенка социальной потребности, решающим образом определяющей успех проведения групповой терапии, выносится на основании анализа истории каждого случая. В случае, когда социальная потребность у ребенка отсутствует, встает особая задача формирования потребности в социальном общении, которая может быть оптимально решена в форме индивидуальной игротерапии. Если социальная потребность уже сформирована, то наилучшей формой коррекции личностных нарушений общения будет групповая игротерапия. Если для индивидуальной игротерапии противопоказанием может выступать сверхглубокая степень умственной отсталости ребенка, то для групповой игротерапии круг противопоказаний расширяется. Таковыми могут быть: – ярко выраженная детская ревность, выступающая в форме конкуренции с сибсами; – явно выраженное асоциальное поведение, представляющее угрозу для безопасности партнеров по группе; – ускоренное сексуальное развитие; – крайняя агрессивность; – актуальное стрессовое состояние. Во всех этих случаях проведению групповой игротерапии должна предшествовать ее индивидуальная форма, обеспечивающая снятие острой симптоматики и подготовку ребенка к работе в группе. Существует несколько правил организации эффективного игрового взаимодействия, которые необходимо учитывать. Во-первых, каждый педагог-психолог, играя со своими ребятами, должен всегда продумывать заранее логику построения игр, которые он будет использовать. Обычно игры выстраиваются по принципу «от простого к сложному», например, от менее контактных к более активным, подвижным. Вместе с тем необходимо помнить о важности смены деятельности: медленные игры должны сменяться более динамичными, игры, требующие большого внутреннего напряжения, – менее напряженными. Во-вторых, очень важно создать соответствующее настроение на игру, провести так называемую настройку. В зависимости от целей игрового взаимодействия настройка может быть разной, например, эмоциональной, физической, интеллектуальной и т.д. Настройка есть очень важная составляющая любой игры. Кроме того, грамотно подобранная и качественно проведенная, она позволяет обеспечить физическую и психическую безопасность участников любого игрового взаимодействия. В-третьих, педагог-психолог должен иметь достаточно большой запас-багаж игр, которые могут ему пригодиться в самых различных ситуациях, «нарушающих» логику игрового занятия, но актуальных для группы на данный момент. Очень хорошо настраивают на игру различные игровые приемы, связанные, скажем, с ритмом. Например: настройки – «кричалки», когда участники игры громко проговаривают какие-то стихи или какие-то слова, возможно, тоже отбивая ритм. Тем самым мы настраиваем-концентрируем внимание и переносим акцент на ведущего игры. Такие настройки достаточно просты, не требуют никакого оформления, в то же время позволяют педагогу без подручных средств очень быстро завладеть вниманием участников группы. Вторым этапом любого игрового взаимодействия обязательно должна быть четко проговоренная, точная и логичная инструкция. Существует несколько универсальных правил составления и подачи инструкции игры: 1. Готовя инструкцию, необходимо соблюдать адресность. Ведущий должен обязательно соотнести данную игру с конкретными участниками. Для одной и той же игры, проводимой с разными группами, необходим свой вариант инструкции, более близкий и лучше понятный именно данной группе.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.59 (0.064 с.) |