Защита прав и законных интересов граждан в порядке административного судопроизводства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Защита прав и законных интересов граждан в порядке административного судопроизводства.



Производство по делам о защите нарушенных или оспариваемых прав граждан и организаций, осуществляемое судами общей юрисдикции, представляет собой самостоятельный вид административного судопроизводства, которое осуществляется но общим правилам искового судебноадминистративного процесса с особенностями, установленными гл. 21—26 КАС РФ и другими федеральными законами для отдельных категорий дел.

Общие правила искового производства по своей юридической природе являются общими правилами административного судопроизводства, поскольку применяются при рассмотрении и разрешении любой категории административных дел в судах общей юрисдикции.

Изъятия из общих правил и дополнения к ним, установленные в специальных процессуальных нормах, действуют при рассмотрении соответствующих категорий административных дел. Наличие такого рода изъятий и дополнений общих правил искового производства не изменяет его юридической природы при рассмотрении и разрешении отдельных категорий административных дел. Каждая из этих отдельно выделенных законодателем категорий дел рассматривается в исковом порядке с процессуальными особенностями, обусловленными спецификой материальных административно-правовых отношений, из которых они возникают.

Судопроизводство по делам о защите нарушенных или оспариваемых прав представляет собой вид административного судопроизводства, предназначенный для их защиты посредством разрешения споров о праве административном и обеспечения законности в публичном управлении.

Отнесенные к этому виду административного судопроизводства дела следует, в свою очередь, подразделить па две категории в зависимости от целей судебной деятельности:

· 1) дела, рассмотрение и разрешение которых имеет непосредственной целью контроль законности НПА в публичном управлении и опосредованной — защиту субъективных прав и законных интересов частных лиц (граждан и организаций);

· 2) дела, рассмотрение и разрешение которых имеет непосредственной целью защиту субъективных прав и законных интересов частных лиц посредством проверки законности административных действий (бездействия) и решений органов публичной власти.

Деятельность суда при рассмотрении дел первой категории непосредственно направлена на разрешение спора о праве объективном и обеспечение законности в публичном управлении посредством проверки соответствия НПА публичной администрации закону или иным нормативным актам, большей юридической силы.

Спор об объективном административном праве — спор о законности нормативного правового акта, заявленный лицами, в отношении которых применен этот акт, а также лицами, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.

Эти лица вправе обратиться в суд, если полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. Рассматривая дело, возбужденное по административному иску этих лиц в защиту субъективного права, предположительно нарушенного оспариваемым нормативным актом, суд непосредственно решает вопрос об абстрактном праве, о соответствии этого акта закону или другому нормативному акт}', большей юридической силы. В случае выявления незаконности оспариваемого акта, нарушения им иерархии правовых норм суд признает незаконный акт недействующим и тем самым обеспечивает опосредованную защиту нарушенного им субъективного права истца. В соответствии с КАС РФ такого рода споры разрешаются в порядке производства по административным делам об оспаривании НПА (гл. 21).

Вторая категория дел в рамках этого вида административного судопроизводства связана с непосредственной защитой субъективных прав и законных интересов частных лиц, нарушенных неправомерными действиями (бездействием) и решениями (ненормативными актами) административно-публичных органов, а также организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями. Базовым производством по этой категории дел является регулируемое гл. 22 КАС РФ производство по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

В структуре административного судопроизводства по делам о защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов граждан и организаций, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, можно выделить следующие самостоятельные виды производств:

· — производство по делам о признании недействующими НПА полностью или в части;

· — производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих;

· — производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

· — производство по административным искам в Дисциплинарную коллегию Верховного Суда РФ;

· — производство по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости;

· — производство по делам по искам о компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.

Судопроизводство по административным делам об оспаривании НПА

является процессуальной формой абстрактного нормоконтроля. Данное производство представляет собой судебную проверку законности НПА в рамках юридического дела, специально начатого в целях такой проверки по административному иску. В результате этой проверки принимается судебное решение, в соответствии с которым НПА может утратить свою юридическую силу или действие полностью или в определенной части.

Абстрактный контроль предполагает проверку НПА на предмет его соответствия закону вне связи с каким-либо конкретным спором: в любой момент после принятия и независимо от его применения. В порядке процедуры этого контроля суд проверяет законность НПА в абстрактной форме, т.е. без учета действия НПА на практике и определения прямых и конкретных юридических последствий для заинтересованного частного лица, обратившегося в суд с утверждением о предположительном нарушении этим актом его конкретного субъективного права.

В рамках процедуры абстрактного нормоконтроля разрешается спор об объективном административном праве посредством операции проверки соответствия норм одних правовых актов меньшей юридической силы нормам других правовых актов большей юридической силы. Проверка законности НПА происходит вне связи с рассмотрением конкретного дела, инициированного по поводу нарушения этим актом конкретного субъективного права, послужившего основанием для возбуждения спора об объективном административном праве, т.е. абстрагируясь от рассмотрения конкретных обстоятельств этого спора.

Абстрактный (прямой или целевой) нормоконтроль — осуществляемая в определенной процессуальной форме деятельность суда по проверке соответствия спорного нормативного акта вышестоящим по юридической силе нормативным актам на основании надлежащего обращения уполномоченного лица, предметом требования которого является признание недействующим оспариваемого акта, предположительно нарушающего его права или законные интересы.

С административным иском о признании НПА не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым НПА, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы (ч. 1 ст. 208 КАС РФ). С административным иском о признании НПА не действующим может обратиться в суд общественное объединение в защиту прав и законных интересов всех своих членов в случае, если это предусмотрено федеральным законом.

Право на обращение в суд с административным исковым заявлением о признании НПА противоречащим закону полностью или частично имеют прокурор в пределах своей компетенции, иные государственные органы (включая Президента РФ и Правительство РФ) и органы местного самоуправления, считающие, что этот акт нс соответствует иному НПА, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан (ч. 3 ст. 208 КАС РФ). С заявлением о признании НПА по вопросам реализации избирательных прав и нрава на участие в референдуме не действующим вправе обращаться также ЦИК РФ, иные избирательные комиссии, полагающие, что оспариваемый НПА не соответствует иному НГ1А, имеющему большую юридическую силу, нарушает избирательные права или право на участие в референдуме либо компетенцию избирательной комиссии.

В целях обеспечения защиты прав и законных интересов законодатель установил правило: административное исковое заявление о признании НИ А недействующим может быть подано в суд в течение всего срока его действия. При этом устанавливаются два исключения из общих правил искового административного судопроизводства: а) по делам об оспаривании НПА судом не могут быть приняты встречные административные исковые требования и б) по данной категории дел не допускается соглашение о примирении, и суду запрещается утверждать такое соглашение, в случае его заключения сторонами.

Основаниями для оспаривания нормативного акта в суд являются:

1) несоответствие закону; 2) нарушение этим актом прав и законных интересов граждан; 3) принятие акта с нарушением компетенции или установленной процедуры.

Заявление об оспаривании НПА должно соответствовать требованиям, предъявляемым к форме и содержанию искового заявления (ч. 1 ст. 125 КАС РФ). Кроме того, дополнительно оно должно содержать данные о наименовании органа или должностного лица, принявших оспариваемый акт. В заявлении указывается также:

· — наименование данного акта и дата его принятия, номер, источник и дата опубликования;

· — сведения о применении оспариваемого НПА к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом;

· - сведения о том, какие права и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а при подаче такого заявления организациями, прокурором и иными органами публичной власти, указанными в ст. 208 КАС РФ, какие права и законные интересы иных лиц, в интересах которых подан административный иск, нарушены, или о том, что существует реальная угроза их нарушения;

· - наименование и отдельные положения НПА, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый НПА;

· - ходатайства, обусловленные невозможностью приобщения каких- либо документов из числа требуемых для предоставления в суд по данной категории дел (ч. 3 ст. 209 КАС РФ);

· — требование о признании оспариваемого НПА недействующим с указанием на несоответствие законодательству РФ всего НПА или отдельных его положений.

Подача заявления в суд автоматически не приостанавливает действие оспариваемого нормативного акта. По административному иску об оспаривании НПА суд вправе принять меру предварительной защиты в виде запрета применения оспариваемого НПА или его оспариваемых положений в отношении административного истца.

Судья отказывает в принятии административного иска о признании НПА недействующим в следующих случаях:

· 1) при наличии общих оснований для отказа в принятии административного искового заявления, предусмотренных ч. 1 ст. 128 КАС РФ;

· 2) в случае, если на момент подачи заявления о признании НПА недействующим оспариваемый акт или его оспариваемые положения прекратили свое действие.

Суд вправе объединить в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения несколько административных дел об оспаривании одного и того же НПА, а также об оспаривании разных положений этого акта.

Административные дела этой категории рассматриваются судом в срок, не превышающий двух месяцев со дня подачи административного иска, а Верховным Судом РФ — в течение трех месяцев со дня его подачи. Заявление об оспаривании закона субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования рассматривается судом в 10-дневный срок со дня его поступления в суд. Административное дело об оспаривании НПА рассматривается с участием прокурора, который дает заключение по этому делу. Если дело возбуждается на основании искового заявления самого прокурора, то его заключение не требуется.

В зависимости от обстоятельств дела суд может рассмотреть заявление в отсутствии кого-либо из заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лица, обратившегося в суд, прокурора, который участвует в судебном разбирательстве в целях дачи заключения, а также представителей органа публичной власти, принявшего оспариваемый НПА, не является препятствием к рассмотрению дела, если явка таких лиц не была признана судом обязательной. Суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа публичной власти, принявшего оспариваемый акт. В случае неявки суд может наложить на него судебный штраф в порядке и размере, установленных ст. 122 и 123 КАС РФ.

При рассмотрении административного дела суд проверяет законность положений НПА, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в исковом заявлении, и выясняет в полном объеме следующие обстоятельства:

· 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

· 2) соблюдены ли требования НПА, устанавливающих:

o а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие НПА;

o б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать НПА;

o в) процедуру принятия оспариваемого НПА;

o г) правила введения НПА в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных НПА предусмотрена законодательством РФ) и вступления их в силу;

o д) соответствие оспариваемого НПА или его части НПА, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания законности НПА, процедуры его принятия и введения в действие возлагается на принявший его орган.

Отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования, а также признание требования органом публичной власти или должностным лицом, принявшими оспариваемый акт, не влечет за собой обязанность суда прекратить производство по делу об его оспаривании.

Утрата НПА силы или его отмена в период рассмотрения административного дела не является основанием для прекращения производства по этому делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого акта в отношении административного истца и нарушение его прав и законных интересов.

В КАС РФ (ст. 214) предусмотрено 10 оснований, исходя из которых суд может прекратить производство по данной категории дел:

· 1) в случае, если отказ прокурора от административного иска, поданного в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся субъектами административных и иных публичных правоотношений, связан с удовлетворением административным ответчиком заявленных требований;

· 2) в случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав и законных интересов гражданина, а также отказа от этого иска самого гражданина, обладающего административной процессуальной дееспособностью, его представителя или законного представителя гражданина, не обладающего административной процессуальной дееспособностью, суд принимает отказ от него, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц;

· 3) в случае отказа органов, организаций и граждан от административного иска, поданного в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, если этот отказ связан с удовлетворением административным ответчиком заявленных требований;

· 4) в случае отказа органов, организаций и граждан от административного иска, поданного в защиту нрав и законных интересов другого лица, а также отказа от этого иска самого лица, обладающего административной процессуальной дееспособностью, его представителя или законного представителя гражданина, не обладающего административной процессуальной дееспособностью, суд принимает отказ от него, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц;

· 5) если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке (в порядке гражданского, уголовного или конституционного судопроизводства либо арбитражным судом);

· 6) если имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое но административному иску о том же предмете;

· 7) в случае смерти гражданина, являвшегося стороной в административном деле, при условии, что спорное публичное правоотношение не допускает правопреемства;

· 8) если ликвидация организации, являвшейся стороной в административном деле, завершена, при условии, что публичное правоотношение не допускает правопреемства;

· 9) если оспариваемый НПА утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права и законные интересы административного истца;

· 10) если лицо, обратившееся в суд, отказалось от своего требования и отсутствуют публичные интересы, препятствующие принятию судом данного отказа. При этом принятие судом отказа от иска не препятствует обращению в суд иных лиц, полагающих, что оспариваемым НПА затрагиваются или нарушаются их права и законные интересы.

В рамках производства по этой категории дел решение суда принимается по общим правилам, установленным гл. 15 К АС РФ. По результатам рассмотрения дела суд принимает одно из следующих решений:

· а) отказывает в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый НПА признается соответствующим иному нормативном}' акту, имеющему большую юридическую силу;

· б) удовлетворяет заявленные требования полностью или в части, если оспариваемый акт полностью или в части признается не соответствующим иному НПА, имеющему большую юридическую силу, и недействующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Если при рассмотрении административного дела суд установит, что применение на практике НПА или его отдельных положений не соответствует его истолкованию, выявленному судом с учетом места данного акта в системе НПА, суд указывает на это в мотивировочной и резолютивной частях своего решения.

В резолютивной части решения суда должны содержаться:

· — указание на удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого акта недействующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты либо указание на отказ в удовлетворении административного иска;

· — указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа публичной власти, в котором был опубликован оспоренный акт;

· — сведения о распределении судебных расходов и указание на порядок и срок обжалования решения суда;

· — другие сведения о вопросах, разрешенных судом исходя из конкретных обстоятельств дела, в том числе о выявленном судом содержании оспоренного акта или его отдельных положений.

Решение суда по этому административному делу вступает в законную силу по общим правилам, предусмотренным ст. 186 КАС РФ.

В случае признания судом НПА не действующим полностью или в части, не могут применяться также НПА, которые имеют меньшую юридическую силу и воспроизводят содержание НПА, признанного не действующим, либо на нем основаны и из него вытекают. Решение суда о признании НПА не действующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта. В случае принятия такого повторного акта требования о его оспаривании могут рассматриваться судом в порядке упрощенного (письменного) производства без проверки законности этого повторного акта, если на момент его принятия отсутствовали изменения в законодательстве, которому противоречил признанный недействующим НПА.

Если в связи с признанием НПА не действующим выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, способная повлечь нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган публичной власти, принявший оспоренный акт, обязанность принять новый НПА, заменяющий акт, признанный не действующим.

Признание нормативного акта недействующим относится в таким способам защиты прав и законных интересов, применение которых позволяет предупредить или пресечь нарушение субъективных прав и гарантировать восстановление уже нарушенных в конкретном случае прав и законных интересов.

Судопроизводство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов публичной власти, нарушающих права и законные интересы частных лиц (граждан и организаций), связано с обращением граждан, предусмотренным ч. 1 ст. 218 КАС РФ. Данная статья закона предоставляет гражданину, организации, иному лицу право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что:

· — нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы;

· — созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов; или

· — незаконно возложены на них какие-либо обязанности.

Под правами и свободами, которые могут быть нарушены властными действиями (бездействием) и решениями, понимаются как права и свободы, закрепленные в Конституции РФ, так и иные нрава, предусмотренные отраслевым российским законодательством и международными нормами, относящимися к правам человека.

КАС РФ предусматривает альтернативный порядок оспаривания неправомерных актов органов публичной власти и должностных лиц: гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или в вышестоящую в порядке подчиненности инстанцию, либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Вместе с тем, если федеральный закон устанавливает обязательное соблюдение досудебного порядка разрешения административных споров, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка.

Наряду с гражданами и организациями в качестве субъектов обращения в суд КАС РФ называет «иных лиц», не раскрывая легальное содержание этой категории. Исходя из логического толкования ст. 218 КАС РФ можно предположить, что под «иными лицами» законодатель понимает две группы субъектов:

· — общественные объединения, которые вправе обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа публичной власти, если полагает, что ими нарушены или оспорены права и законные интересы всех членов этого общественного объединения, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности;

· — органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте РФ, иные органы, организации и лица, а также прокурор вправе обратиться в суд с административным иском о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов публичной власти в защиту прав и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые акты не соответствуют НПА, нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц.

Для обращения в суд устанавливаются следующие сроки: три месяца со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении его прав или 10 дней в следующих особых случаях.

· 1) по иску об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования;

· 2) по иску о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя;

· 3) по иску об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска. Административные исковые заявления подаются в суд по общим правилам подсудности, установленным гл. 2 КАС РФ.

Форма административного искового заявления должна соответствовать общим требованиям, предусмотренным ст. 125 КАС РФ. Кроме того, в административном исковом заявлении по данной категории дел должны быть указаны:

· — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие);

· — наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия);

· — сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняется орган публичной власти);

· — иные известные данные в отношении оспариваемых решения, действия (бездействия);

· — сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием);

· — НПА и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие);

· — сведения о невозможности приложения к административному исковому заявлению каких-либо документов и соответствующие ходатайства;

· — сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. Если такая жалоба подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения;

· — требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

В случае принятия к производству административного искового заявления суд направляет копии соответствующего определения лицам, участвующим в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения. Копии определения о принятии к производству суда административного иска о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, направляются судом лицам, участвующим в деле, в день вынесения данного определения с использованием способов, позволяющих обеспечить скорейшую доставку этих копий.

Суд в порядке, предусмотренном гл. 7 КАС РФ, вправе использовать меры предварительной защиты: приостановить действие оспариваемого решения в части, относящейся к административному истцу, или приостановить совершение в отношении административного истца оспариваемого действия.

Возбужденное на основании поданного заявления дело суд обязан рассмотреть в месячный срок, а Верховный Суд РФ — в течение двух месяцев со дня поступления административного иска в суд. По отдельным категориям дел, разрешаемых в порядке этого производства, КАС РФ предусматривает сокращенный 10-дневный срок рассмотрения судебного спора (ч. 2-4 ст. 226 КАС РФ).

Лица, участвующие в деле, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению дела, если суд не признал их явку обязательной. Однако суд может признать явку этих лиц обязательной. Представитель органа и должностное лицо в случае их неявки могут быть подвергнуты штрафу в сумме до 30 тыс. руб., а орган, не обеспечивший их явку, — до 100 тыс. руб.

В ходе разбирательства суд исследует документы, на основании которых было вынесено оспариваемое решение или совершено оспариваемое действие (бездействие), заслушивает объяснения истца и других участвующих в деле лиц, исследует необходимые документы и иные доказательства. Органы публичной администрации, действия и решения которых оспариваются, обязаны документально доказать их законность. Гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность оспариваемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.

При рассмотрении дела суд может в целях правильного разрешения дела истребовать доказательства по своей инициативе. Должностные лица, не исполняющие требований суда о предоставлении доказательств, могут быть подвергнуты штрафу.

При проверке законности оспариваемого решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет в полном объеме следующие обстоятельства:

· 1) нарушены ли права и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав и законных интересов которых подан иск;

· 2) соблюдены ли требования НПА, устанавливающих:

o а) полномочия органа публичной власти на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

o б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

o в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены НГ1А;

· 3) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) НПА, регулирующим спорные отношения.

Решение суда по рассмотренному делу принимается по общим правилам, установленным гл. 15 КАС РФ. По результатам рассмотрения судом может быть принято одно из следующих решений:

· 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими НПА и нарушающими права и законные интересы административного истца. В этом случае он постановляет об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению нрав и реализации законных интересов лиц, в интересах которых был подан соответствующий административный иск;

· 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В резолютивной части решения но делу должно содержаться указание на признание оспоренных административных актов (решения, действия (бездействия) не соответствующими НПА и нарушающими права и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган публичной власти — автора акта — и на существо оспоренного акта.

В случае удовлетворения административного иска и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав и законных интересов административного истца. При этом он указывает на срок устранения таких нарушений, а также на обязанность сообщения об исполнении решения в суд и лицу, которое являлось истцом по этому делу. Этот срок не должен превышать одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если суд не устанавливает иной срок.

Кроме того, в резолютивной части решения должны содержаться сведения по вопросам, разрешенным судом на основании конкретных обстоятельств административного дела, включая отмену или сохранение мер предварительной защиты по административному иску. Суд может указать на необходимость опубликования решения суда в определенном официальном печатном издании в установленный им срок.

В день вступления в законную силу решения суда, которым удовлетворены заявленные требования, или в день обращения данного решения к немедленному исполнению его копии направляются с использованием способов, позволяющих обеспечить скорейшую доставку таких копий, руководителям органов публичной власти, решения, действия (бездействие) которых были оспорены. Суд также может направить копии данного решения в вышестоящие в порядке подчиненности органы, прокурору, другим лицам.

Решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) приводится в исполнение по общим правилам, указанным в ст. 187 К АС РФ. Судебные решения, которыми признаны незаконными решения, действия (бездействие) органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления по вопросам, связанным с проведением публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), подлежат немедленному исполнению. Обжалование решений суду по этим делам осуществляется по общим правилам, установленным КАС РФ.

Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов публичной власти можно рассматривать как базовое в рамках такого вида административного судопроизводства, каковым является судопроизводство по делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, выделяемое на основе положений ч. 2 ст. 1 КАС РФ. Эго производство является базовым, поскольку иные производства в рамках данного вида административного судопроизводства (гл. 23—26 КАС РФ) также, в сущности, имеют своим предметом дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями. Однако рассмотрение и разрешение этих дел в силу специфики их юридической природы отличается определенными особенностями как от общих правил искового административного судопроизводства, так и от правил производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов публичной власти.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.166.122 (0.064 с.)