Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Под гарантиями административно-правового статуса граждан
принято понимать комплекс экономических, политических, идео логических, организационных и юридических мер, обеспечивающих реализацию прав, обязанностей и ответственности гражданина в сфере государственного управления. Экономические гарантии обусловлены состоянием и развитием промышленности, сельского хозяйства в стране, устойчивой финансовой и денежной системой, признанием и защитой равным образом частной, государственной, муниципальной и иной форм собственности, обеспечением условий для свободного перемещения товаров, услуг, уровнем благосостояния населения и др. Политические гарантии проявляются в политической стабильности в обществе, в эффективной деятельности органов государственной власти, в создании условий для реализации гражданами своего права на управление делами государства, в стимулировании их политической активности, а также наличии многопартийности, наличии общественных объединений и др. Идеологические гарантии определяются состоянием духовно-нравственной культуры общества, уровнем политической и правовой культуры граждан, уровнем их правового сознания, развитием социальных норм в обществе, их качеством, уровнем общественного порядка и т. д. Организационные гарантии включают в себя деятельность различных органов по охране прав индивида. К ним относятся судебные органы, прокуратура, органы внутренних дел и юстиции, адвокатура, нотариат, многочисленные контролирующие, надзирающие и инспектирующие органы, например Главное контрольное управление Президента РФ, Счетная палата, образуемая парламентом РФ, органы исполнительной власти и др. Все эти органы на основе и во исполнение законов и в силу возложенных на них полномочий осуществляют практическую реализацию прав и интересов граждан в различных областях государственного управления: в экономике, социально-культурной и административно-политической сферах. Юридические (правовые) гарантии включают в себя правовые нормы об охране прав и интересов граждан и делятся на два вида: судебные и внесудебные. В Конституции РФ, законах и иных нормативных правовых актах предусмотрен целый ряд гарантий прав граждан. Так, ст. 45 Конституции РФ устанавливает: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Одним из основных гарантов прав и интересов граждан является закон, который может выполнять такую роль, если он в полной мере соответствует экономическому и политическому развитию общества, не ущемляет и не ограничивает права граждан кроме как в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). При этом следует иметь в виду, что Конституцией РФ закреплены такие принадлежащие гражданам права, которые вообще не могут быть ограничены ни при каких обстоятельствах. Ими являются: право на жизнь (ст. 20), право на достоинство личности (ст. 21), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23), свободу слова и мысли (ст. 29). Кроме того, необходимо помнить, что законы, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Судебные гарантии считаются более предпочтительными по следующим основаниям. Во-первых, их приоритет в этой области определен Конституцией РФ, установившей, что права и свободы человека и гражданина обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Во-вторых, суды, рассматривая дела по различным видам правонарушений, осуществляют одновременно и контроль за соблюдением органами исполнительной власти и их должностными лицами прав и свобод граждан, а также созданием условий для выполнения ими своих обязанностей. В настоящее время законодательством Российской Федерации значительно расширена юрисдикция судов (судей) по рассмотрению дел об административных правонарушениях, их пересмотру и обжалованию. Об этом свидетельствуют нормы, установленные КоАП РФ. Во-первых, в отличие от КоАП РСФСР, в новом КоАП РФ увеличился перечень дел об административных правонарушениях, рассмотрение которых является прерогативой судьи (ч. 1 ст. 23.1). К их исключительной компетенции относится более 170 составов административных правонарушений. Кроме того, в соответствии с КоАП РФ им могут быть переданы дела, которые находились на рассмотрении других органов (ч. 2 ст. 23.1) или органов, которые упразднены (ч. 1 ст. 22.3).
Во-вторых, на основании КоАП РФ только судьи могут назначать все виды административных наказаний. Никакие другие органы, кроме судьи, не могут рассматривать дела об административных правонарушениях, если за их совершение следует административное наказание в виде административного ареста, лишения специального права, административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, возмездного изъятия и конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения и дисквалификации. Необходимо отметить, что в КоАП РФ содержится довольно много составов правонарушений, которые влекут перечисленные меры административного наказания. В-третьих, согласно КоАП РФ дела об административных правонарушениях, помимо судей районных судов, мировых судей, гарнизонных военных судов, рассматривают также и судьи арбитражных судов (дела об административных правонарушениях в сфере предпринимательской деятельности). Особое место среди судебных гарантий прав и обязанностей граждан занимает деятельность Конституционного Суда РФ. Он разрешает дела по жалобам граждан, запросам должностных лиц органов исполнительной власти, законодательных органов о соответствии Конституции РФ конкретных норм (статей), конкретных правовых актов (законов, указов Президента РФ, правительственных актов и др.), связанных с конституционными правами, свободами и обязанностями граждан. Процесс расширения сферы деятельности судебных органов по рассмотрению дел об административных правонарушениях и их обжаловании вполне закономерен и обоснован, поскольку судьи являются наиболее подготовленными и компетентными в профессиональном отношении специалистами, способными объективно и по существу решать правовые вопросы. Внесудебные (административные) гарантии фактически призваны осуществлять все органы исполнительной власти, местного самоуправления и их должностные лица. Все они, осуществляя исполнение законов и подзаконных актов, для того и образованы, чтобы обеспечивать реализацию прав и интересов граждан и создавать все условия для свободного пользования гражданами своими правами, своевременно пресекать любые действия, нарушающие эти права и свободы, восстанавливать нарушенные права и применять к нарушителям соответствующие меры административного воздействия. Кроме того, органы исполнительной власти осуществляют также контрольные функции в отношении органов и должностных лиц, уполномоченных применять меры административного наказания, заслушивают их отчеты о работе в сфере защиты и охраны прав и свобод граждан, проводят проверки по выступлениям печати, в которых указывается на случаи нарушения и ущемления прав и интересов граждан, рассматривают представления прокуроров о причинах таких нарушений и т. д.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.159.10 (0.004 с.) |