Показатели использования автомобильного транспорта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели использования автомобильного транспорта



М.Г. Корчажкин

 

 

Конспект лекций по курсу

 «АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ и ЛОГИстика»

 

 

Нижний новгород

2016 Г.

 

ПОКАЗАТЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

Парк подвижного состава

Транспортный процесс — это процесс перемещения грузов или пассажиров, включая все подготовительные и заключительные операции: подготовку грузов, их погрузку и выгрузку (посадку и высадку пассажиров), приемку грузов, подачу транспортных средств и др.

В результате транспортного процесса пассажиры или грузы транспортируются на определенное расстояние и при этом совершается транспортная работа Р, равная количественно произведению числа тонн груза или количества пассажиров Q на расстояние перевозки l г:

P= Q∙ l г

Циклом транспортного процесса называется законченный комплекс операций, необходимых для доставки грузов или пассажиров.

В настоящее время при планировании и учете работы подвижного состава различают списочный (инвентарный) и рабочий (ходовой) парки. Под парком подвижного состава понимают все транспортные средства (автомобили, тягачи, прицепы и т. д.) автотранспортного предприятия.

Списочным (инвентарным) парком подвижного состава называется подвижной состав, числящийся на балансе автотранспортного предприятия и занесенный в инвентарные книги.

Рабочим (ходовым) парком подвижного состава называется исправный, годный к эксплуатации парк автомобилей (тягачей и прицепов), которым можно осуществлять перевозки.

Ас = Асгэ + Аср,

где Ас - списочный парк подвижного состава;

Асгэ - рабочий парк подвижного состава в готовом к эксплуатации состоянии;

Аср - парк подвижного состава, находящийся в ремонте.

 

В свою очередь, Асгэ = Асэ + Асп

где Асэ - рабочий парк, находящийся в эксплуатации;

Асп - рабочий парк подвижного состава, находящийся в простое в готовом к эксплуатации состоянии.

Каждая единица подвижного состава из общего числа Ди календарных дней может находиться соответственно:

Ди =Дэ+Дп+Др

где Д э - дни в эксплуатации;

Д п - дни в простое в готовом к эксплуатации состоянии (выходные и праздничные дни, простой по бездорожью, простой из-за отсутствия водителей, работы и т. д.);

Др - дни в ремонте и ожидания ремонта.

Для определения количественных показателей работы не одного ав­томобиля, а всего парка применяют показатель «автомобиле-дни» (АД), представляющий собой сумму всех дней нахождения подвижного состава в данном состоянии. Например, для определения автомобиле-дней про­стоя в ремонте и ожидании ремонта необходимо сложить количество дней каждого автомобиля в ремонте и ожидании ремонта за определен­ный период времени:

АДср = Др1 + Др2 +...+ Дрп,

где Др1Др2 Дрп- количество дней простоя в ремонте и ожидании

ремонта первого автомобиля, второго и т. д.

Показателем, характеризующим готовность подвижного состава выполнять перевозки, является коэффициент технической готовности подвижного состава - αт. Коэффициентом технической готовности называется отношение количества автомобиле-дней нахождения подвижного состава в технически исправном состоянии к общему количеству автомобиле-дней:

           

где

αт - коэффициент технической готовности;

АДсгэ - количество автомобиле-дней в готовом к эксплуатации состоянии;

АДср - количество автомобиле-дней в ремонте и ожидании ремонта;

АДс - количество инвентарных автомобиле-дней.

Практика работы автотранспортных предприятий показывает, что возможность подвижного состава автомобильного транспорта выполнять работу не всегда реализуется, так как автомобили и прицепной состав могут простаивать по так называемым организационно-техническим причинам.

Показателем, характеризующим выпуск подвижного состава на линию, является коэффициент выпуска – αв. Коэффициент выпуска αв представляет собой отношение количества дней работы подвижного состава к календарному возможному количеству дней пребывания его в автотранспортном предприятии за данный период, с учетом выходных и праздничных дней.

          

где αв - коэффициент выпуска;

АДсп - автомобиле-дни нормированного простоя (количество выходных и праздничных дней, в которые подвижной состав не работает).

Для характеристики использования подвижного состава автомобильного транспорта с учетом календарного времени применяется коэффициент использования подвижного состава αи, который определяется отношением количества дней работы подвижного состава к инвентарным дням

                                                                

                                

где  αи - коэффициент использования парка;

 

Производительность автобуса

При пассажирских перевозках на автобусах циклом транспорт­ного процесса считается рейс. Под рейсом понимается совокупность транспортных операций, происходящих за пробег автобуса от начального до конечного пункта маршрута.

Продолжительность рейса определяется по формуле:

tр = tДВ + tОП + tОК = lм / VТ + tОП + tОК

где tДВ— время в движении; tОП- время остановок для посадки и высадки пассажиров, ч; tОК –простой автобуса в конечных пунктах маршрута, ч; lм - длина маршрута, км; VТ -техническая скорость на маршруте, км/ч.

Количество пассажиров, находящихсяв автобусе:

qФ = q∙γс

где q -номинальная вместимость; γс - коэффициент наполнения.

Так как во время одного рейса пассажиры в автобусе сменяются, то количество перевезенных пассажиров за рейс:

 

 QР = q∙γс ηсм

где ηсм — коэффициентсменности пассажиров.

Часовая производительность автобуса, с учетом использования пробега:

 

Транспортная логистика

Из уравнения

                                                               (2.3)

определим оптимальный размер партии груза:

                                     .                                           (2.4)  

Если в исходных данных заданы спрос на продукцию в единицу времени r = Р / Т и стоимость хранения единицы продукции С ХР. = С ХР.П./ Т, то формула для определения оптимального размера партии груза преобразуется:

                              .                                                   (2.5)

Выражения (2.4) и (2.5) называются формулой Уилсона.

Из формулы (2.4) следует, что оптимальный размер партии груза пропорционален . Следовательно, при увеличении годового потребления продукта, например в четыре раза, оптимальный размер партии возрастает только вдвое. Если предположить, что величина Р постоянна, то величина g ОПТ. будет прямо пропорциональна корню квадратному из издержек доставки новой партии  и обратно пропорциональна корню квадратному из удельных издержек хранения .

Кривая общих издержек около точки минимума весьма полога (рис. 2.5). Вот почему вблизи этой точки изменение размера завозимой партии грузов, особенно в сторону увеличения g, не приводит к существенному изменению общих издержек.

В рассмотренной модели уровень запасов I изменяется во времени равномерно, и как только он достигает нуля, поступает новая партия товара размером g. Однако на практике необходимо располагать определенным страховым запасом, который учитывал бы задержку между моментами подачи заказа и его получения. Кроме того, интенсивность сбыта обычно является случайной величиной. Особенно значительным колебаниям подвержен сбыт в торговле. При выборе системы пополнения запасов следует исходить из конкретных условий.

Рассмотрим основные стратегии управления запасами.

1. Стратегия постоянного размера заказа (рис. 2.8) предусматривает непрерывный контроль за состоянием запасов I. Когда уровень запасов уменьшаетсядо I З (точки заказа), заказывается партия товара размером g = . При меняющемся расходе товаров моменты заказа возникают через неравные промежутки времени.

 

 

Рис. 2.8 График пополнения и расходования запаса в системе с фиксированным размером заказа:

 - средний уровень запасов;  - время доставки заказа; 1 и 2 – моменты  соответственно подачи и получения заказа.

2. Для стратегии постоянной периодичности заказа (рис.2.9) характерно повторение заказа через равные промежутки времени Т З. Состояние запасов проверяется в момент подачи заказа, и заказ подается размером g = I maxI.

Таким образом, g не является постоянной величиной.

Рис. 2.9 График пополнения и расходования запаса материала в системе с постоянной периодичностью заказа

 

3. При стратегии с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня (рис. 2.10) заказ производится через одинаковые промежутки времени размером g = I maxI. Однако при уменьшении фактического остатка материалов на складе до уровня I З делается внеочередной заказ размером g = I maxI З.

 

 

Рис. 2.10. График пополнения и расходования запаса материала в системе с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня

 

4. Стратегия двух уровней (рис. 2.11), или так называемая (s, S)-система, предусматривает проверку состояния запасов через интервалы длительностью Т З. Если уровень запасов I £ s, то подается заказ размером S - I. При I > s заказ не подается.

 

Рис. 2.11.- График пополнения и расходования материала в системе с двумя установленными уровнями (стратегия s, S)

 

 

М.Г. Корчажкин

 

 

Конспект лекций по курсу

 «АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ и ЛОГИстика»

 

 

Нижний новгород

2016 Г.

 

ПОКАЗАТЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

Парк подвижного состава

Транспортный процесс — это процесс перемещения грузов или пассажиров, включая все подготовительные и заключительные операции: подготовку грузов, их погрузку и выгрузку (посадку и высадку пассажиров), приемку грузов, подачу транспортных средств и др.

В результате транспортного процесса пассажиры или грузы транспортируются на определенное расстояние и при этом совершается транспортная работа Р, равная количественно произведению числа тонн груза или количества пассажиров Q на расстояние перевозки l г:

P= Q∙ l г

Циклом транспортного процесса называется законченный комплекс операций, необходимых для доставки грузов или пассажиров.

В настоящее время при планировании и учете работы подвижного состава различают списочный (инвентарный) и рабочий (ходовой) парки. Под парком подвижного состава понимают все транспортные средства (автомобили, тягачи, прицепы и т. д.) автотранспортного предприятия.

Списочным (инвентарным) парком подвижного состава называется подвижной состав, числящийся на балансе автотранспортного предприятия и занесенный в инвентарные книги.

Рабочим (ходовым) парком подвижного состава называется исправный, годный к эксплуатации парк автомобилей (тягачей и прицепов), которым можно осуществлять перевозки.

Ас = Асгэ + Аср,

где Ас - списочный парк подвижного состава;

Асгэ - рабочий парк подвижного состава в готовом к эксплуатации состоянии;

Аср - парк подвижного состава, находящийся в ремонте.

 

В свою очередь, Асгэ = Асэ + Асп

где Асэ - рабочий парк, находящийся в эксплуатации;

Асп - рабочий парк подвижного состава, находящийся в простое в готовом к эксплуатации состоянии.

Каждая единица подвижного состава из общего числа Ди календарных дней может находиться соответственно:

Ди =Дэ+Дп+Др

где Д э - дни в эксплуатации;

Д п - дни в простое в готовом к эксплуатации состоянии (выходные и праздничные дни, простой по бездорожью, простой из-за отсутствия водителей, работы и т. д.);

Др - дни в ремонте и ожидания ремонта.

Для определения количественных показателей работы не одного ав­томобиля, а всего парка применяют показатель «автомобиле-дни» (АД), представляющий собой сумму всех дней нахождения подвижного состава в данном состоянии. Например, для определения автомобиле-дней про­стоя в ремонте и ожидании ремонта необходимо сложить количество дней каждого автомобиля в ремонте и ожидании ремонта за определен­ный период времени:

АДср = Др1 + Др2 +...+ Дрп,

где Др1Др2 Дрп- количество дней простоя в ремонте и ожидании

ремонта первого автомобиля, второго и т. д.

Показателем, характеризующим готовность подвижного состава выполнять перевозки, является коэффициент технической готовности подвижного состава - αт. Коэффициентом технической готовности называется отношение количества автомобиле-дней нахождения подвижного состава в технически исправном состоянии к общему количеству автомобиле-дней:

           

где

αт - коэффициент технической готовности;

АДсгэ - количество автомобиле-дней в готовом к эксплуатации состоянии;

АДср - количество автомобиле-дней в ремонте и ожидании ремонта;

АДс - количество инвентарных автомобиле-дней.

Практика работы автотранспортных предприятий показывает, что возможность подвижного состава автомобильного транспорта выполнять работу не всегда реализуется, так как автомобили и прицепной состав могут простаивать по так называемым организационно-техническим причинам.

Показателем, характеризующим выпуск подвижного состава на линию, является коэффициент выпуска – αв. Коэффициент выпуска αв представляет собой отношение количества дней работы подвижного состава к календарному возможному количеству дней пребывания его в автотранспортном предприятии за данный период, с учетом выходных и праздничных дней.

          

где αв - коэффициент выпуска;

АДсп - автомобиле-дни нормированного простоя (количество выходных и праздничных дней, в которые подвижной состав не работает).

Для характеристики использования подвижного состава автомобильного транспорта с учетом календарного времени применяется коэффициент использования подвижного состава αи, который определяется отношением количества дней работы подвижного состава к инвентарным дням

                                                                

                                

где  αи - коэффициент использования парка;

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.144 (0.044 с.)