Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учебно-методические указания. Для магистров по направлению «Архитектура»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Для магистров по направлению «Архитектура» по дисциплине «Архитектурное проектирование и исследования (методология)»
Барнаул - 2020 УДК 72 (075.5) Поморов С.Б. Основы научных исследований в архитектуре. Учебно-методические указания для магистров по направлению «Архитектура» по дисциплине Архитектурное проектирование и исследования (методология). –Барнаул: АлтГТУ им. И.И.Ползунова. – 2020.–15 с. Приводятся общие положения о проблемах, теории, методах исследования в архитектуре и градостроительстве. Даются указания по проведению научно-исследовательской работы, рассматриваются этапы работы в сопоставлении с проектными задачами и подготовкой магистерской диссертации. Рассмотрено и одобрено к публикации на заседаниикафедры АрхДиИнАрхДиз (протокол № 7 от 18.03.2020 г.)
I. ВВЕДЕНИЕ
Научные исследования - важнейший раздел творческой деятельности в высших учебных заведениях. Повышению эффективности этой деятельности, а такие её плановому воспроизводству придается в настоящее время особое и повышенное значение. Важным фактором планового развития научного потенциала является исследовательская работа студентов, нацеленная, прежде всего, на приобщение студентов к современной науке. Основной фрагмент научно-исследовательской работы студентов в настоящее время сосредоточен на ступени «магистратура», с обозначением дальнейшей перспективы, с возможностью последующего поступления в аспирантуру. Подготовка магистерской диссертации осуществляется под руководством ведущих преподавателей, отвечающих повышенным квалификационным требованиям, имеющим стаж научно-исследовательской работы; она, как правило, скоординирована с планом актуальных на современном этапе общероссийских и региональных научных исследований. Активное включение студентов в НИР призвано содействовать более углубленному осмыслению и усвоению обширного специального материала (научного, нормативного, инструктивного, рекомендательного), приобретению основных навыков исследовательской работы, без которой в современных условиях немыслимо успешное развитие зодчества. Этап магистратуры значительно повышает уровень теоретической и практической подготовки студента, способствует его профессиональной карьере, что обозначено в Профессиональном стандарте «Архитектор». Цель настоящих учебно-методических указаний - ознакомление студентов-магистрантов с основами научной методологии, её спецификой в области архитектуры. Главное внимание уделено средствам научного познания, их содержанию и особенностям вархитектуре, а шире, в зодчестве.
СРЕДСТВА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ К средствам научного познания, свойственным не только циклу архитектурно-строительных дисциплин, но и всей науке в целом, относятся следующие: понятия, методы, проблемы, законы, гипотезы, принципы, теории, идеи, концепции и др. Овладение перечисленными средствами, осмысленная работа с ними - важнейшее условие научно-исследовательской' деятельности. Понятийный аппарат в архитектурных дисциплинах В ходе научно-исследовательской работы студент в первую очередь неизбежно сталкивается с различными научными понятиями. В общем виде понятие определяют как мысль, отражающую в обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними. Понятия могут быть внутри-дисциплинарными и междисциплинарными. Более точно термином "понятие" в науке обозначают такие разные по своему уровню знания, как: -любое отвлечение /абстракция/, в том числе в виде словесно выраженного, но аналитически не расчлененного общего представления об объектах определенного класса /например, в понятии "сооружение" выделяются лишь общие признаки, присущие всем сооружениям; признаки, которые отличают одни сооружения от других, отброшены/, - мысленное отражение класса объектов в форме аналитически расчлененной совокупности основных признаков, вместе необходимых и достаточных для выделения данного класса объектов из множества других предметов познания (например,в понятии «жилой дом» содержится совокупность основных признаков, позволяющих вычленить данный объект). К внутри-дисциплинарным можно отнести такие понятия, как "планировка", "композиция", "ордер", "тектоника", "объемно-пространственное решение", "капитель", "ферма", "балка", "арка" и др. Наряду с названными, в архитектурно-строительной теории широко распространены и общенаучные понятия, характерные вообще для всех классов научных дисциплин.К этим понятиям относятся такие, как "алгоритм", "знак", "значение", "инвариант", "интерпретация", "информация", "модель", "оптимальность", "организация", "прогноз", "система", "сложность", "структура", "функция", "экстремальность", "элемент" и др. Общенаучные понятия играют очень большую роль в научном познании. Они являются, своего рода, опорными пунктами при передаче информации из смежных отраслей знания в архитектурно-строительные дисциплины. Только овладев понятийным аппаратом, студент в состоянии приступить к последующим шагам научно-исследовательской работы. Эффективный способ усвоения понятийного аппарата - работа над составлением рефератов по разделам дисциплин направления "Архитектура". Эту работу следует начинать с первого семестра магистратуры, и даже раньше, на старших курсахбакалавриата, она является своего рода преддверием вхождения в исследовательскую деятельность архитектора. Реферат обычно представляет собой изложение студентом какой-либо конкретной темы на основе собственных размышлений (размышлений научно ориентированных), в параллели с анализом литературных источников, с обязательным включением иллюстраций, с графическим материалом /фотографиями, рисунками, чертежами и др./. В процессе работы над рефератом необходимо стремиться к глубокому изучению рассматриваемой темы, освоить терминологию, получить общие представления об исследованиях в рассматриваемой области архитектуры.
Проблема и её постановка Исходной фазой, предшествующей всякому научному исследованию, является выдвижение проблемы и формулирование вопроса. Непосредственный повод возникновения вопроса - противоречие между имеющимися знаниями и новыми фактами, которые не укладываются в рамки старых теорий. Это противоречие ведет к формированию проблемной ситуации, появлению проблем. При постановке проблемы необходимо не только сформулировать вопрос, но и наметить общую схему ответа на него, схему решения задачи, выдвинуть определенные предположения, гипотезы. То есть, проблема не сводится только к постановке вопроса, это есть и определенный метод поиска решения задачи, ответа на возникшие вопросы. К крупным проблемам зодчества на современном этапе относятся такие, как: - проблемы экологии при формировании систем расселения, городов, поселков, при проектировании отдельных зданий и комплексов; - цифровизация проектирования и строительства; - проблемы прогнозирования в градостроительстве и в расселении; - конструктивные и технические проблемы архитектуры и строительства, поиск новаций в архитектурно-технологических решениях. В рамках этих крупномасштабных проблем существует развитая система взаимосвязанных частных проблем, формулирование которых должно предшествовать началу всякой самостоятельной научно-исследовательской работы студента.
Выдвижение гипотезы После того как проблема зафиксирована, для её решения необходимо предварительно построить гипотезу. Гипотеза является важным средством формирования новых знаний в процессе творческого решения задачи. Гипотеза есть предположение о свойствах и закономерностях действительности. Значение гипотезы состоит в том, что она является формой перехода от неизвестного к известному. Всякая научная гипотеза должна объяснять определенный круг явлений. В случае, если гипотеза не может дать такого объяснения, она заменяется новой. Можно отметить несколько этапов возникновения и развития гипотезы. Первый этап – её выдвижение. Следующая стадия в развитии гипотезы –это стация её проверки, доказательства. В отличие от теории, гипотеза представляет систему знаний, истинность которых не нашла окончательного подтверждения. В связи с этим она может входить в противоречие с существующей теорией (и, будучи доказанной, становится новой теорией), либо может развивать и подкреплять последнюю.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.162.226 (0.008 с.) |