Учебно-методические указания. Для магистров по направлению «Архитектура» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебно-методические указания. Для магистров по направлению «Архитектура»



Для магистров по направлению «Архитектура»

по дисциплине

«Архитектурное проектирование и исследования (методология)»

 

 

Барнаул - 2020

УДК 72 (075.5)

Поморов С.Б. Основы научных исследований в архитектуре. Учебно-методические указания для магистров по направлению «Архитектура» по дисциплине Архитектурное проектирование и исследования (методология). –Барнаул: АлтГТУ им. И.И.Ползунова. – 2020.–15 с.

Приводятся общие положения о проблемах, теории, методах исследования в архитектуре и градостроительстве. Даются указания по проведению научно-исследовательской работы, рассматриваются этапы работы в сопоставлении с проектными задачами и подготовкой магистерской диссертации.

Рассмотрено и одобрено к публикации

на заседаниикафедры АрхДиИнАрхДиз

(протокол № 7 от 18.03.2020 г.)


 

I. ВВЕДЕНИЕ

 

Научные исследования - важнейший раздел творческой деятельности в высших учебных заведениях. Повышению эффек­тивности этой деятельности, а такие её плановому воспроиз­водству придается в настоящее время особое  и повышенное значение.

Важным фактором планового развития научного потенциа­ла является исследовательская работа студентов, нацеленная, прежде всего, на приобщение студентов к современной науке.

Основной фрагмент научно-исследовательской работы студентов в настоящее время сосредоточен на ступени «магистратура», с обозначением дальнейшей перспективы, с возможностью последующего поступления в аспирантуру.

Подготовка магистерской диссертации осущест­вляется под руководством ведущих преподавателей, отвечающих повышенным квалификационным требованиям, имеющим стаж научно-исследовательской работы; она, как правило, скоординиро­вана с планом актуальных на современном этапе общероссийских и региональных научных ис­следований.

Активное включение студентов в НИР призвано содействовать более углубленному осмыслению и усвоению обширного специального материала (научного, нормативного, инструктив­ного, рекомендательного), приобретению основных навыков исследовательской работы, без которой в современных услови­ях немыслимо успешное развитие зодчества. Этап магистратуры значительно повышает уровень теоретической и практической  подготовки студента, способ­ствует его профессиональной карьере, что обозначено в Профессиональном стандарте «Архитектор».

Цель настоящих учебно-методических указаний - ознакомление студентов-магистрантов с основами научной методологии, её спецификой в области архитектуры.

 Главное внимание уделено средствам научного познания, их содержанию и особенностям вархитектуре, а шире, в зодчест­ве.

 

СРЕДСТВА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

К средствам научного познания, свойственным не только циклу архитектурно-строительных дисциплин, но и всей науке в целом, относятся следующие: понятия, методы, проблемы, законы, гипо­тезы, принципы, теории, идеи, концепции и др.

Овладение перечисленными средствами, осмысленная рабо­та с ними - важнейшее условие научно-исследовательской' деятельности.

Понятийный аппарат в архитектурных дисциплинах

В ходе научно-исследовательской работы студент в первую очередь неизбежно сталкивается с различными научными поня­тиями.

В общем виде понятие определяют как мысль, отражающую в обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними.

Понятия могут быть внутри-дисциплинарными и междисциплинарными.

Более точно термином "понятие" в науке обозначают та­кие разные по своему уровню знания, как:

-любое отвлечение /абстракция/, в том числе в виде словесно выраженного, но аналитически не расчлененного общего представления об объектах определенного класса /например, в понятии "сооружение" выделяются лишь об­щие признаки, присущие всем сооружениям; признаки, которые отличают одни сооружения от других, отброшены/,

- мысленное отражение класса объектов в форме анали­тически расчлененной совокупности основных признаков, вместе необходимых и достаточных для выделения данного класса объектов из множества других предметов познания (например,в понятии «жилой дом» содержится совокупность основных признаков, позволяющих вычленить данный объект).

К внутри-дисциплинарным можно отнести такие понятия, как "планировка", "композиция", "ор­дер", "тектоника", "объемно-пространственное решение", "ка­питель", "ферма", "балка", "арка" и др.

Наряду с названными, в архитектурно-строительной теории широко распространены и общенаучные понятия, характерные вооб­ще для всех классов научных дисциплин.К этим понятиям отно­сятся такие, как "алгоритм", "знак", "значение", "инвариант", "интерпретация", "информация", "модель", "оптимальность", "организация", "прогноз", "система", "сложность", "структура", "функция", "экстремальность", "элемент" и др. Общенаучные понятия играют очень большую роль в научном познании. Они являются, своего рода, опорными пунктами при передаче информации из смежных отраслей знания в архитектурно-строительные дисциплины.

Только овладев понятийным аппаратом, студент в состоянии приступить к последующим шагам научно-исследовательской рабо­ты.

Эффективный способ усвоения понятийного аппарата - рабо­та над составлением рефератов по разделам дисциплин направления  "Архитек­тура". Эту работу следует начинать с первого семестра магистратуры, и даже раньше, на старших курсахбакалавриата, она является своего рода преддверием вхождения в исследовательскую деятельнос­ть архитектора.

Реферат обычно представляет собой изложение студентом какой-либо конкретной темы на основе собственных размышлений (размышлений научно ориентированных), в параллели с анализом литературных источников, с обязательным включением иллюстраций, с графическим материалом /фотография­ми, рисунками, чертежами и др./. В процессе работы над рефе­ратом необходимо стремиться к глубокому изучению рассматриваемой темы, освоить терминологию, получить общие пред­ставления об исследованиях в рассматриваемой области архитек­туры.

 

Проблема и её постановка

Исходной фазой, предшествующей всякому научному исследо­ванию, является выдвижение проблемы и формулирование вопроса.

Непосредственный повод возникновения вопроса - противо­речие между имеющимися знаниями и новыми фактами, которые не укладываются в рамки старых теорий. Это противоречие ведет к формированию проблемной ситуации, появлению проблем.

При постановке проблемы необходимо не только сформулиро­вать вопрос, но и наметить общую схему ответа на него, схему решения задачи, выдвинуть определенные предположения, гипо­тезы. То есть, проблема не сводится только к постановке вопро­са, это есть и определенный метод поиска решения задачи, от­вета на возникшие вопросы.

К крупным проблемам зодчества на современном этапе относятся такие, как:

- проблемы экологии при формировании систем расселения, городов, поселков, при проектировании отдельных зданий и комплексов;

- цифровизация проектирования и строи­тельства;

- проблемы прогнозирования в градостроительстве и в расселении;

- конструктивные и технические проблемы архитектуры и строительства, поиск новаций в архитектурно-технологических решениях.

В рамках этих крупномасштабных проблем существует раз­витая система взаимосвязанных частных проблем, формулирова­ние которых должно предшествовать началу всякой самостоя­тельной научно-исследовательской работы студента.

 

Выдвижение гипотезы

После того как проблема зафиксирована, для её решения необходимо предварительно построить гипотезу. Гипотеза являет­ся важным средством формирования новых знаний в процессе творческого решения задачи.

Гипотеза есть предположение о свойствах и закономернос­тях действительности.

Значение гипотезы состоит в том, что она является фор­мой перехода от неизвестного к известному. Всякая научная гипотеза должна объяснять определенный круг явлений. В слу­чае, если гипотеза не может дать такого объяснения, она за­меняется новой.

Можно отметить несколько этапов возникновения и разви­тия гипотезы. Первый этап – её выдвижение. Следующая стадия в развитии гипотезы –это стация её проверки, доказательства.

В отличие от теории, гипотеза представляет систему зна­ний, истинность которых не нашла окончательного подтвержде­ния. В связи с этим она может входить в противоречие с су­ществующей теорией (и, будучи доказанной, становится новой теорией), либо может развивать и подкреплять последнюю.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.54.6 (0.008 с.)