Теория в архитектуре и градостроительстве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория в архитектуре и градостроительстве



Теория есть систематизированное знание, получившее прак­тическое подтверждение и логическое обоснование. Теория отра­жает глубинную сущность исследуемого объекта - архитектуры. Она позволяет дать наиболее глубокое и адекватное объяснение и обоснование тех процессов, которые происходят в зодчестве.

Важная особенность теории состоит в том, что это есть знание развивающееся. Динамический характер теоретических знаний, т.е. их относительность, изменчивость, неполнота, - условие формирования новых знаний. Вырастая из научной проб­лемы, теория сама в своей структуре формирует проблемы, ре­шение которых служит средством её дальнейшего развития и соз­дания новых теорий.

В архитектуре существует много теорий, организующих на­ши знания об исследуемом объекте, которым и является сама ар­хитектура. К ним относятся: теория архитектурной композиции, теория формообразования и пропорционирования, теория радиусов учреждений культурно-бытового обслуживания, тео­рия пространственных границ в архитектуре и др.

Теория архитектурной композиции - одна из основополагаю­щих в зодчестве.

В её рамках разрабатываются вопросы архитектурно-художественного построения внутренних пространств и внешних объемов зданий, сооружений и их комплексов; изучают­ся средства и приемы архитектурной композиции, такие как симметрия и асимметрия, ритм, пропорции, масштаб, масштабность, цвет, фактура, освещение и т.д.

Теория архитектурной композиции создавалась выдающи­мися зодчими на протяжении многих столетий. Эго всеобъемлющая теория, в рамках которой в настоящее время имеется множество частных ответвлений. Одно из них, вполне самостоятельное и обособившееся, - теория пропорциональных отношений.

Теорияпропорционирования - это система знаний о пропор­циональных отношениях в архитектуре. В качестве соотносимых элементов выступают геометрические размеры /длина, ширина, высота здания или помещения/ и членения архитектурных форм между собой и в целом.

В основе пропорциональных отношений лежат математические закономерности. Среди многих систем пропорциональных от­ношений в архитектуре теоретическое обоснование и развитие нашли "целочисленные пропорции", "изометрические подобия", "ряда Фибоначчи","золотое сечение".

Так, пропорция золотого сечения была, по-видимому, из­вестна ещё зодчим древности. Мы встречаемся с ней в произве­дениях греческой архитектуры, например, в греческом храме Парфенон в Афинах и др. Греческой классике предшествуют достижения древнего Египта.

Знакомство зодчих с теорией пропорционирования можно проследить на всех эта­пах развития архитектуры. Законы пропорционирования, в том числе золотого сечения, тщательно изучали и использовали в своем творчестве мастера Возрождения Леонардо да Винчи, Альберти, Палладио, советский зодчий И.В. Жолтов­ский, лидер модернизма француз Ле Корбюзье.

Что же такое пропорция "золотое сечение"?

Геометрически золотое сечение подразумевает деление отрезка на две неравные части так, чтобы большая часть была средним пропорциональным между всем отрезком и меньшей частью, или, иными словами, чтобы отношение всей длины отрезка к большей его части равнялось отношению большей части отрезка к меньшей и чтобы и то и другое отношение равнялось 1,618.

Сторонники "золотого сечения", как всеобщей теории, утверждают, что пропорция золотого сечения существует везде в живой природе.

И, именно поэтому, она используется в архитектуре.

В настоящее время развитие теории пропорциональных отношений идет по крайней мере двумя путями: путем поиска пропорциональных закономерностей в природе - в отношениях частей растений, тела человека и т.д., и путем их поиска в искусственных объектах - зданиях, сооружениях, музы­ке, произведениях живописи, графики и пр.

Ремарка. И все же, как говорил мой учитель, отстроенный по пропорциям золотого сечения жилой дом не обязательно будет красивым.

На основе системы представлений из теории пропорционирования студентом может быть проделан анализ памятников архитек­туры различных стран и эпох, включающий поиск пропорциональ­ных соотношений между основными размерными параметрами /фор­мами и членениями/ рассматриваемого архитектурного объекта.

Теория радиусов и величины учреждений культурно-быто вого обслуживания - одна из самых примечательных в настоящее время теорий, ориентированных на функциональную сторону архитектуры и градостроительства, разработанных в советское время в нашей стране. В рамках этой теории рассматриваются вопросы об оптимальном размещении поселковых, городских и межгородскихсетей объектов куль­турно-бытового обслуживания (КБО).

Согласно данной теории сеть культурно-бытового обслужи­вания в городах и поселках различной величины, имеющих меж­ду собой культурно-бытовые связи, создается в виде комплекс­ной межгородской системы, обеспечивающей определенную после­довательность /ступенчатость/ в обслуживании жителей. Систе­ма обслуживания строится исходя из суммарной потребности в культурно-бытовых учреждениях различных видов, а также исхо­дя из задачи организации обслуживания в пределах нормируемых затрат времени на передвижение. В соответствии с этим струк­тура сети обслуживания проектируется в зависимости от следующих факторов:

- численности населения городов и других населенных мест;

- их значения в системе расселения;

- равноценности и равномерности обслуживания;

- скоростей передвижения.

По этой теории все города и поселки, в зависимости от их места в системе расселения и степени культурно-бытовых взаимосвязей, разделяются на три группы:

- Города - региональные центры /100-300 тыс. чел./ снаиболее полным составом культурно-бытовых учреждений эпизо­дического пользования с зоной обслуживания сопряженных горо­дов и поселков Rобсл. - 50 км при затратах времени на по­ездку в один конец до двух часов.

- Города - районные центры /20-100 тыс. чел./ с полным составом культурно-бытовых учреждений периодического пользо­вания, а также частично эпизодического, с Rобсл.- 20-25 км при затратах времени на поездку до одного часа.

- Города /поселки/ - местные центры /3-20 тыс. чел./с полным составом культурно-бытовых учреждений повседневного, а также частично периодического пользования с Rобсл. _ 6-8 км при затратах времени на поездку до 0,5 часа.

При формировании внутригородских сетей культурно-бытово­го обслуживания центры обслуживания разделяются на такие же три группы, аналогично соответствующим группам межгородских сетей обслуживания:

I. Общегородские центры /учреждения эпизодического пользования/ с доступностью в пределах 1-1,5 час.

II. Центры городских жилых районов /учреждения периодического пользования/ с доступностью 20 мин. транспортом.

III. Центры микрорайонов или жилых групп /учреждения повседневного пользования/ с 15-20 мин. пешеходной доступностью.

Непосредственный расчет общей вместимости культурно-бытовых учреждений осуществляется по следующим формулам:

 

для городов-центров обслуживания -

М = рNi + рсNiк

 

для сопряженного города /поселка/ -

М = р Ni

 

где

М- общая вместимость культурно-бытовых учреждений;

р - дифференцированный расчетный показатель для города-центра;

р с - дифференцированный расчетный показатель для сопряженного населения;

Ni - основное население города категории i;

к- коэффициент, представляющий собой отношение сопряженного населения в зоне обслуживания городом категории i (N о) к основному населению города категории i

N о

к = ------

Ni

 

Количество объектов культурно-бытового назначения - учреждений и предприятий просвещения, здравоохранения, физи­ческой культуры, социального обеспечения, культуры, искус­ства, торговли, общественного питания, бытового обслужива­ния, управления и финансирования, связи, коммунального хо­зяйства - устанавливается в пределах общей вместимости путем подбора наиболее целесообразных для каждого конкретно­го случая зданий или сооружений.

Вышеперечисленные теории не охватывают всех аспектов, подлежащих изучению в таком сложном объекте, как архитекту­ра. Теория архитектуры - это многоуровневая теория, постоян­но развивающаяся. В настоящее время особенно активные разра­ботки ведутся "на стыках" архитектурных дисциплин со смежны­ми науками: социологией, психологией, экологией, медициной, биологией, географией, физикой, математикой, кибернетикой, лингвистикой и многими другими.

На современном этапе перехода от неклассической науки к идеям науки постнеклассической в центр внимания попадают сложные саморазвивающиеся и самоорганизующиеся системы (в том числе архитектурно-градостроительные системы) и новейшие методы их изучения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.134 (0.013 с.)