Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Маркировка, транспортирование и хранение.
Строительные растворы готовят централизованно на бетонно- растворных заводах, растворосмесительных узлах, приобъектных механи- зированных или передвижных установках. Процесс приготовления раство- ров включает следующие этапы: подготовку исходных материалов, дози- рование и тщательное перемешивание материалов. Товарные растворы приготовляют централизованно на специальных установках в виде сухих смесей с определенной подвижностью, маркой и назначением (кладочные, штукатурные и др.). Их затворяют водой в рас- творосмесителях малой емкости непосредственно на строительном объекте. Строительные растворы перевозят в специально оборудованных ав- тоцистернах или автосамосвалах; на строительных площадках раствор транспортируют растворонасосами. Сухие смеси поставляют в гидроизо- ляционной установке. Для предохранения растворов от расслоения автомобили оборудуют смесителями. Чтобы избежать преждевременного схватывания растворных смесей (при хранении или продолжительной перевозке) в них вводят до- бавки, замедляющие схватывание. Каждую партию раствора снабжают паспортом, в котором указы- вают наименование и номер партии, ее объем и дату изготовления, состав, марку, подвижность и водоудерживающую способность раствора. Качество изделий на основе минеральных вяжущих веществ опреде- ляется основными свойствами – сроками схватывания, тонкостью помола, прочностью и др. Строительный гипс является быстросхватывающимся и быстротвер- деющим вяжущим веществом. Начало схватывания строительного гипса по ГОСТ 125-70 должно наступать не ранее 4 мин, а конец – не позднее 30 мин., но не ранее 6 мин с момента соединения с водой.
287 Тонкость помола гипса определяется остатком на сите № 02 (размер ячейки сита в свету 0,2 мм) в процентах к просеиваемой массе. Тонкий по- мол гипса обеспечивает получение наиболее плотного и наиболее прочно- го материала на его основе. Предел прочности определяется при сжатии или изгибе образцов, полученных из гипсового теста, но не ранее чем через 1,5 ч после смеше- ния гипса с водой. По показателям прочности строительный гипс разделя- ется на 1, 2 и 3-й сорта (см. табл.16).
Таблица 16 – Нормированные показатели для гипса
Вяжущая активность строительной извести зависит от ее хи- мического состава и качества изготовления: чем выше в извести содержа- ние активных составляющих, тем выше вяжущие свойства и качество из- вести. Содержание активных окислов (CaO + MgO) является важнейшим показателем качества и критерием деления извести на сорта. Так, негаше- ная известь согласно ГОСТ 9179-70 подразделяется на три сорта: 1, 2 и 3-й. Содержание активных окислов должно быть для каждого сорта соответст- венно не менее 90, 80 и 70%. Для гашеной извести («пушонки»), которая делится на два сорта, содержание активных окислов должно быть не менее 67% для 1-го и 60% для 2-го сортов. Содержание непогасившихся зерен является другим важнейшим показателем и фактором подразделения не- гашеной извести на сорта. Оно должно быть не более 7, 10 и 12% соот- ветственно для 1, 2 и 3-го сортов. Тонкость помола (остаток на сите с сеткой № 008 в процентах) должна быть для всех сортов и видов извести не более 10. Строительные растворы на основе воздушной извести имеют низкую прочность, находящуюся в пределах 5-15 кгс/см2, и стандартом не норми- руются. Основные свойства портландцемента определяются минера- логическим составом его клинкера и тонкостью помола. Состав клинкера и вводимые при его помоле добавки подбирают таким образом, чтобы со- гласно ГОСТ начало схватывания для всех разновидностей наступало не ранее 45 мин, а конец – не позднее 12 ч от начала затворения. Большое влияние на свойства портландцемента, и в первую очередь на его прочность, оказывает тонкость помола, которая должна соответст- вовать проходу через сито с сеткой № 008 не менее 85% веса пробы.
288 В зависимости от предела прочности при сжатии различают четыре марки портландцемента: 300, 400, 500 и 600 кгс/см2. Марка цемента опре- деляется пределом прочности при сжатии образца, изготовленного из сме- си цемента и песка в соотношении 1: 3 и испытанного через 28 дней после изготовления.
В зависимости от вида изделий к их качеству предъявляется ряд спе- цифических требований. Гипсовые обшивочные листы, например, плохо сопротивляются изгибу и разрушаются под воздействием влаги. Поэтому одними из основных нормируемых показателей, по которым определяют качество этих материалов, является их влажность и прочность на изгиб. По качеству гипсовые обшивочные листы делятся на два сорта: 1-й и 2-й. Влажность листов 1-го и 2-го сортов не должна превышать 2% по весу. Прочность на изгиб должна быть не менее 32 и 30 кгс/см2 соответственно при толщине 12 и 10 мм для 1-го сорта. Прочность на изгиб листов 2-го сорта 30 и 27 кгс/см2. При определении качества гипсовых обшивочных листов учитыва- ются также наличие, вид, величина и местонахождение дефектов. Наибо- лее распространенные дефекты: · отслоение картона по длине кромок; · надрывы картона с обнажением гипса; · не заполненные гипсом края; · отбитость углов; · повреждение кромок; · местные утолщения или утонения.
Дефекты – надрывы картона с обнажением гипса, наличие на лице- вой поверхности масляных пятен не допускаются. Листы должны иметь правильную прямоугольную форму. Силикатный кирпич должен: · иметь установленную для данной марки прочность; · иметь водопоглощение не менее 8 и не более 16% веса кирпича, высушенного до постоянного веса; · выдерживать в насыщенном водой состоянии не менее 15 цик- лов замораживания и оттаивания без признаков разрушения. В кирпиче не должно быть отбитых углов, сквозных трещин и дру- гих дефектов внешнего вида, не допустимых ГОСТом. Отклонения от раз- меров также не должны быть выше допустимых. Листы асбестоцементные волнистые должны иметь: · предел прочности при изгибе 160-220 кгс/см2; · морозостойкость - не менее 25 циклов;
289 · соответствующий внешний вид: прямоугольную форму, ровный без заусенцев обрез кромок, отсутствие сквозных и поверхностных трещин, отколов, пробоин, посторонних повреждений. Масса 1 м2 пазовой черепицы в насыщенном водой состоянии не должна превышать 50 кг, а вес погонного метра коньковой черепицы — 8 кг. Морозостойкость ее должна быть не менее 25 циклов. Кроме того, че- репица должна иметь правильную форму с гладкими поверхностями и ровными краями, без короблений и трещин. Величина отбитых или смя- тых шипов, углов, гребней не должна превышать установленных нормати- вов. Гипсовые обшивочные листы при транспортировании и хранении укладывают плашмя без прокладок по сортам и размерам. Они должны быть тщательно защищены от увлажнения и повреждений. При транспор- тировании и хранении изделий на основе цемента и извести необходимо предохранять от ударов. Листовые изделия и черепицу перед транспорти- рованием укладывают горизонтально в стопы, при погрузке и разгрузке их нельзя сбрасывать. Хранят листовые изделия и черепицу в закры- тых помещениях или под навесом. Минеральные вяжущие вещества обладают высокой гигро- скопичностью. Поглощая влагу из воздуха, они постепенно теряют свои вяжущие свойства. Поэтому транспортироваться и храниться они должны в условиях, исключающих возможность увлажнения, а процесс хранения должен быть краткосрочным. Транспортируют минеральные вяжущие вещества навалом без тары или в упакованном виде. Транспортирование навалом осуществляется в за- крытых специально оборудованных автомобилях. Упаковываются мине- ральные вяжущие вещества в бумажные многослойные мешки, масса ко- торых, как правило, не должна превышать 50 кг. На каждом мешке должно быть обозначено: наименование завода-изготовителя, вид и сорт вяжущего вещества, дата изготовления.
Минеральные вяжущие вещества должны храниться в закрытых су- хих помещениях. Мешки укладывают на стеллажах. Но, следует знать, что даже при правильном хранении минеральные вяжущие вещества посте- пенно теряют свои свойства. Так, гипс через 3 месяца теряет 30% своей ак- тивности, портландцемент – 20%, через 6 месяцев – на 30, через год – на 40%.
290 РАЗДЕЛ 10. ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЯЖУЩИЕ ВЕЩЕСТВА 10.1. Общие сведения Согласно археологическим исследованиям органические вяжущие начали применять в строительстве 4500—5000 лет назад: природный би- тум и смолу использовали в качестве вяжущих и гидроизоляционных ма- териалов в различных сооружениях Древнего Египта и Вавилона, изоляции каналов и водостоков, фундаментов дворцов и храмов, стен и полов в ам- барах и зернохранилищах (битумная обмазка способствовала длительному хранению зерна и других сельскохозяйственных продуктов). С середины 19в. с помощью битумных вяжущих стали укладывать дорожные покрытия. В 1300 г. итальянский путешественник Марко Поло впервые обнаружил залежи «жидкого асфальта» в г. Баку. В России асфальт начали применять в 40-х годах XIX в. в дорожном строительстве, затем стали изготавливать лаки, краски, гидроизоляционные материалы. В XX в. были получены ис- кусственные или нефтяные битумы, расширился ассортимент органиче- ских вяжущих и материалов, получаемых на их основе. Органические вяжущие – группа природных или искусственных твёрдых, вязко-пластичных или жидких веществ, состоящих из смеси ор- ганических высокомолекулярных соединений. Они хорошо объединяются с каменными материалами и образуют прочную водостойкую плёнку. По составу, структуре, свойствам, изменению свойств в зависимости от тем- пературы органические вяжущие достаточно близки к термопластичным полимерам и материалам на их основе. Встречаются в природе в чистом виде или получаются путём их переработки. Сырьём для производства органических вяжущих являются продук- ты органического происхождения – каменный уголь, нефть, горючие слан- цы, торф, древесина; физико-химическая переработка этого сырья (фрак- ционная разгонка, сухая деструктивная перегонка и др.) даёт наряду с цен- ными продуктами смолообразные остатки. В результате дополнительной переработки этих остатков получают органические вещества.
В строительстве наряду с минеральными вяжущими применяют ор- ганические вяжущие — битумные и дегтевые (так называемые «черные вяжущие») и полимеры. В зависимости от свойств, химического состава, вида сырья и техно- логии получения принята следующая классификация органических вяжу- щих веществ: · битумы; · дёгти. Битумные и дегтевые представляют собой сложные смеси угле- водородов и их производных.
291 Полимеры (от греч. polymeres — многообразный, состоящий из мно- гих частей) — вещества с высокой молекулярной массой, молекулы кото- рых состоят из большого числа повторяющихся мономерных звеньев. В зависимости от строительных свойств и консистенции органиче- ские вяжущие делят на группы: · твёрдые битумы и дёгти (пеки), обладающие при 20-25°С вяз- ко-упругими свойствами; при 120-180°С они приобретают подвижность · вязкие битумы и дёгти, обладающие при 20-25°С вязкими и пластичными свойствами · жидкие битумы и дёгти при 20-25°С текучие, содержащие в своём составе летучие низкомолекулярные углеводороды; применяют их при температуре в диапазоне от 15 до 120°С. они способны загустевать по мере испарения летучих углеводородов, тем самым приобретают свойства вязких битумов и дёгтей · битумные эмульсии и суспензии – дисперсные системы, со- стоящие из диспергированного вяжущего материала (битума или дёгтя) в водной среде с добавкой эмульгатора, обеспечивающего их устойчивость. При нормальной температуре текучи. По назначению органические вяжущие делят на: · дорожные – битумы нефтяные (вязкие и жидкие), дёгти камен- ноугольные, битумы сланцевые, эмульсии битумные · строительные битумы · кровельные битумы · изоляционные битумы · специальные битумы.
Требования к качеству органических вяжущих: · легко объединяться с каменными материалами, образуя проч- ную водостойкую плёнку · обладать вязкостью, позволяющей в момент объединения с ма- териалом хорошо его обволакивать, а в период работы связывать мине- ральные частицы в прочный монолит · быть стабильными, т.е. не изменять свойства в процессе экс- плуатации в покрытиях. Применение - в гидротехническом, дорожном (для устройства до- рожных покрытий, тротуаров, полов), промышленно-гражданском строи- тельстве в виде кровельных, гидроизоляционных материалов, асфальтовых растворов и бетонов, уплотняющих герметизирующих материалов, гидро- изоляционных и дорожных мастик, битумных эмульсий, кровельно- гидроизоляционных паст, для устройства и ремонта мягких крыш, защиты от коррозии бетона, металлов и от радиоактивных излучений.
292 10.2 Битумные вяжущие вещества Битумы - вяжущие вещества, сложные соединения из смеси углево- дородов нафтенового, ароматического и метанового рядов и их сернистых, кислородных и азотистых производных, полностью растворимых в сероуг- лероде. Химический состав битумов сложен, они содержат около 200 раз- личных органических веществ.
Различают битумы 3-х видов: · природные; · искусственные нефтяные; · сланцевые. Природные битумы – органическое вещество, почти без запаха, пластичное в нагретом состоянии, представленное в виде вязкой жидкости или твердообразного вещества темно-коричневого или черного цвета, ко- торые в чистом виде встречаются сравнительно редко, образуя озёра; часто пропитывают асфальтовые (или битумные) горные породы – асфальтовые известняки, песчаники, пески и доломиты. Из асфальтовых пород природ- ные битумы получают экстрагированием с помощью различных раствори- телей (но это дорогостоящий способ, поэтому он не получил достаточного распространения) или вывариванием в горячей воде. Природный битум образовался в верхних слоях земной коры из неф- ти в результате медленного удаления из нее легких и средних фракций, а также в результате естественного процесса окислительной полимеризации нефти. Осадочные горные породы, пропитанные природным битумом на- зывают асфальтовыми. Отличительные особенности природного битума от искусственного: · высокая атмосферостойкость; · замедленные темпы старения. Применение – в связи с дефицитностью и высокой стоимостью при- меняют в основном для производства битумных лаков.
Нефтяные битумы – продукты переработки нефти и ее смолистых остатков – по стоимости почти в шесть раз ниже природных. Нефть – жид- кое горючее ископаемое в виде маслянистой тёмно-бурой жидкости с при- сущим ей запахом керосина; представляет собой сложную смесь большого числа углеводородов различных классов, а также их соединений с кисло- родом, серой, азотом. В зависимости от вязкости нефтяные битумы делят на: · твердые; · полутвердые; · жидкие.
293 В зависимости от скорости формирования структуры жидкие битумы делятся на три класса: · БГ – быстрогустеющие; · СГ – среднегустеющие; · МГ – медленногустеющие. Жидкие битумы применяют в качестве вяжущего в подогретом до 60- 1000С состоянии - при строительстве дорог (для обработки гравийных и щебеночных смесей, изготовления асфальтовых материалов). В зависимости от способа переработки нефтяные битумы делят на: · остаточные (гудроны); · окисленные; · крекинговые; · компаундированные (смешанные); · битумы деасфальтизации. Остаточные битумы (гудрон) образуются после отгонки из нефти бензина, керосина и глубокого отбора части масел; при нормальной темпе- ратуре являются твердыми веществами. Гудрон – остаток после отгонки из мазута масляных фракций; он является основным сырьем для получения нефтяных битумов. Окисленные битумы (полутвердое состояние) получают в кубах (конверторах) непрерывного или периодического действия путем продувки воздуха через нефтяные остатки, которые при этом окисляются и уплот- няются под действием кислорода. Крекинговые битумы получают при крекинге (разложении при вы- сокой температуре) нефти и нефтяных масел (жидкие битумы). Компаундированные получают смешиванием нефтяных продуктов различной вязкости. Компаундирование – это вторичный процесс их пере- работки. Ведь битум или смолистый остаток, полученный перегонкой, окислением, экстракцией или деасфальтизацией, не всегда удовлетворяет требованиям по всем показателям, предъявляемым к дорожным битумам. Поэтому путём смешения битума с другими смолистыми остатками соот- ветствующего состава можно значительно улучшить его свойства и дове- сти до требуемых. Битумы деасфальтизации получают осаждением асфальтосмоли- стой части гудронов пропаном и другими растворителями. В строительстве чаще используют остаточные и окисленные битумы. Нефтяные битумы в нагретом состоянии разливают в тару и после остывания отправляют по назначению. Сланцевые битумы – битумы, образующиеся при переработке про- дуктов перегонки битуминозных (горючих) сланцев без доступа воздуха. Термин «сланцевые битумы » не совсем точен. По свойствам и химическо- му составу они приближаются к битумным материалам, а по способу по-
294 лучения – к дегтям. Область применения сланцевых битумов в основном та же, что и нефтяных. Индексация битумов Строительные нефтяные битумы выпускают трех марок: битум неф- тяной БН-50/50, БН-70/3О, БН-90/1О (числитель – температура размягче- ния, °С; знаменатель – среднее значение глубины проникания иглы). При- меняются для изготовления асфальтовых бетонов и растворов, приклеи- вающих и изоляционных мастик, покрытия и восстановления рулонных кровель. Нефтяные кровельные битумы, применяемые для производства кро- вельных и гидроизоляционных материалов, вырабатывают трех марок: би- тум нефтяной кровельный БНК-45/180 – пропиточный битум, БНК-90141 и БНК-90/30 – покровные битумы (числитель – среднее значение температу- ры размягчения, °С, знаменатель – среднее значение глубины проникания иглы). Нефтяные дорожные битумы, применяемые в качестве вяжущего при строительстве дорожных и аэродромных покрытий, выпускают пяти ма- рок: битум нефтяной дорожный БНд-200/300, БНд-130/200, БНд-90/130, БНд-60/90, БНд-40160. Цифры показывают допускаемые пределы откло- нения глубины проникания иглы при 25°С. Применение: · твердые нефтяные битумы применяют в производстве рулон- ных кровельных материалов, битумных мастик; · полутвердые – для изготовления гидроизоляционных материа- лов, битумных обмазок, асфальтовых растворов и бетонов и других мате- риалов; · жидкие – преимущественно для дорожного строительства.
Состав битумов В групповой состав битумов входят: · масла – вязкие жидкости светло-желтого цвета с плотностью не ниже 1000 кг/м3, состоящие из углеводородов (85-88%) с молекулярной массой 100-500, водорода (10-14%), серы (до 4%) и незначительно кисло- рода и азота. Придают вяжущему подвижность, текучесть, увеличивают испаряемость и снижают температуру размягчения; · смолы (кислые и нейтральные) – вязкопластичные высокомо- лекулярные аморфные вещества темно-коричневого цвета с плотностью около 1000 кг/м3 и молекулярной массой 600-2000, от содержания которых зависят степень пластичности, растяжимости битумов и вяжущие свойства. По химическому составу они в основном относятся к гетероцикли- ческим ароматическим высокомолекулярным соединениям, в состав кото- рых входят углерод (80-87%), водород (10-18%), кислород (1-10%) и сера (1-1-%):
295 · асфальтены – твердые хрупкие неплавкие вещества кристал- лического строения с плотностью более1000 кг/м3 и молекулярной массой 1000-5000, содержание которых определяет теплоустойчивость, вязкость и хрупкость вяжущих материалов. По химическому составу представляют собой смесь насыщенных гетероциклических соединений, содержащих уг- лерод, водород, кислород и серу; · карбены и карбоиды – твердые углеродистые вещества, обра- зующиеся при высоких температурах; их содержание повышает вязкость и хрупкость битума. В битумах встречаются редко. По составу схожи с ас- фальтенами, но содержат больше углерода, имеют большую плотность и более тёмный цвет. Карбоиды – твёрдые вещества типа сажи; · асфальтогеновые кислоты и их ангидриды – смолообразные вещества коричнево-серого цвета с плотностью более1000 кг/м3, способст- вующие более интенсивной адгезии битумов к каменным материалам, осо- бенно к карбонатным породам; · примесь в битуме кристаллического парафина (твёрдого ме- танового углеводорода) понижает его качество, в частности повышает хрупкость при пониженных температурах. Нефти в России в основном вы- сокопарафинистые, поэтому при производстве битумов необходимо, чтобы содержание парафина в них не превышало 5%. Повышение содержания парафина ухудшает дорожно-строительные свойства битумов: снижает растяжимость и повышает температуру затвердевания битума (см. табл. 17). Таблица 17 – Примерный групповой состав битума
Свойства битумов Основные свойства, определяющие качество нефтяных битумов и де- ление их на марки – вязкость, растяжимость, температура размягчения и вспышки. Вязкость (твердость, или пенетрация) битумов является характери- стикой их структурно-механических свойств и зависит главным образом от температуры. При низких температурах вязкость битума увеличивается, и он приобретает свойства твердого тела; с увеличением температуры вяз- кость уменьшается и битум переходит в состояние густой жидкости почти чёрного цвета. Эта особенность позволяет применять их как связующее вещество. Структурная вязкость для жидких битумов определяется време- нем истечения пробы в секундах при постоянной температуре через отвер-
296 стие стандартного вискозиметра размером 5 или 10 мм. Для полутвердых и твердых битумов структурированная вязкость, точнее текучесть (величина, обратная вязкости), измеряется в условных единицах по глубине проника- ния иглы в битум при определенной нагрузке, температуре, времени по- гружения. Растяжимость (дуктильность) – свойство битумов вытягиваться в тонкие нити под влиянием приложенной растягивающей силы. Оно харак- теризуется абсолютным удлинением до разрыва нити (см) образца битума (в виде восьмерки) при температуре 25°С, определяемым на приборе - дук- тилометре (рис.26). Растяжимость характеризует пластичность вязких би- тумов. Высокие пластические свойства вязких битумов наблюдаются обычно при значительном содержании смол, оптимальном содержании ас- фальтенов и масел и незначительном содержании карбенов и карбоидов. Рис.26. Дуктилометр: 1 – червячный винт; 2 – салазки; 3 – маховик; 4 – разборная форма; 5 – битум
Температура вспышки – важное свойство для установления техноло- гических параметров при работе с битумом, ее измеряют на специальном приборе (за температуру вспышки принимают температуру, которую пока- зал термометр при первом появлении синего пламени над частью или над всей поверхностью образца битума, выделившего пары вяжущих). Темпе- ратура вспышки характеризует степень огнеопасности битума при разо- гревании в котлах. Она составляет 220-240°С (в зависимости от марки); минимальная температура самовоспламенения 300-368°С. Температура, при которой пламя горит не менее 5 секунд, называется температурой вос- пламенения. Температура размягчения битума характеризует степень его под- вижности и составляет от 20°С до 80-110°С и выше. Битумы имеют аморфное строение, поэтому у них нет определенной температуры плавле- ния, а существуют большие температурные интервалы размягчения, т. е.
297 при нагревании они постепенно переходят из твердого состояния в вязко- жидкое, что характеризует пригодность битума для использования в раз- личных температурных условиях, т.е. пластические и тепловые качества битума. Температура размягчения имеет большое практическое значение, так как при данной температуре битум теряет ряд своих строительных свойств, например, склеивающие свойства, поэтому в конструкциях, в которых би- тум может подвергаться нагреванию до температуры 50°С, следует приме- нять битум с температурой размягчения 65-70°С. Теплостойкость определяют с помощью прибора «кольцо и шар» (рис.27) по температуре, при которой битум, залитый в кольцо, выдавли- вается на определенную глубину (2,54 см) под действием массы стального шарика и помещается в подогреваемую водяную баню. Температуру раз- мягчения определяют по температуре водяной бани, когда битум размягча- ется и шарик опустится на нижнюю полочку прибора. Рассмотренные свойства связаны между собой некоторой за- висимостью. Так, твердые битумы с малой глубиной проникания иглы имеют высокую температуру размягчения и малую растяжимость, т.е. яв- ляются хрупкими, а битумы с низкой температурой размягчения имеют большую пенетрацию, могут сильно растягиваться, т.е. обладают высо- кой пластичностью. Рис. 27. Прибор «кольцо и шар» для определения температуры размягчения битума
298 Температура хрупкости или затвердевания. При отрицательных температурах битумы становятся хрупкими. Температура хрупкости - тем- пература, при которой образуется первая трещина на изгибаемом тонком слое битума, нанесенном на стальную пластинку специального прибора. Чем ниже температура хрупкости битума, тем выше его морозостойкость и тем выше качество битума. За рубежом в некоторых странах температуру хрупкости устанавливают по пенетрации. Битумы гидрофобны (не смачиваются водой), водостойки, имеют плотное строение, пористость их практически равна нулю, поэтому они водонепроницаемы и морозостойки (на них меньше образуется трещин). Битумы стойки по отношению к водным растворам многих кислот, щелочей, солей и большинству агрессивных газов, но растворяются полно- стью или частично в различных органических растворителях (сероуглеро- де, хлороформе, бензоле, дихлорэтане, этиловом спирте, бензине, бензоле и др.), поэтому их применяют их для приготовления лаков, красок и мас- тик. Битумы при размягчении прочно сцепляются (обладают адгезией) с камнем, деревом, металлом и др. Используются при применении в качест- ве вяжущих веществ; переводить в рабочее состояние битумы можно рас- плавлением, растворением в органических растворителях и эмульгирова- нием в воде (получение битумных эмульсий производят с помощью специ- альных добавок-эмульгаторов). Нефтяные битумы хорошо совмещаются с резиной и полимерами, что позволяет значительно улучшить качество битумных материалов в со- ответствии с требованиями современного строительства. Получаемые при этом материалы называют резинобитумными и битумно-полимерными. К ним можно отнести «монофлекс» - битумно-полимерный материал, обла- дающий высокой морозостойкостью (до -50°С) и теплостойкостью (до +100°С), сохраняя при этом пластичность и гибкость: его верхняя поверх- ность укреплена полиэстером, нижняя – плёнкой, а внутри – модифициро- ванный битум. В целом битумы сходны по составу и структуре, основным техниче- ским свойствам с дёгтями. Основные показатели физико-механических свойств нефтяных би- тумов приведены в таблице18.
299 Таблица 18 – Физико-механические свойства нефтяных битумов
Недостатк и битумных вяжущих – старение – процесс медленного изменения состава и свойств битума, сопровождающийся повышением хрупкости и снижением гидрофобности. Происходит оно от действия сол- нечного света и кислорода воздуха, поэтому на стройплощадках битум хранят под навесом или в специальных закрытых складах, защищая их от действия солнечных лучей и атмосферных осадков.
10.3 Дёгтевые вяжущие вещества Дегтевые вяжущие получают в процессе деструктивной (нагревание без доступа воздуха) перегонки твердых видов топлива (каменного и буро- го угля, торфа, горючих сланцев и др.); в настоящее время имеют меньшее применение, чем битумные. Деготь ( каменноугольный, древесный, торфяной) темно- коричневого цвета с характерным резким запахом нафталина и фенола. Состоит из углеводородов и их сернистых, азотистых и кислородных про- изводных. В сыром виде каменноугольный деготь в строительстве не при-
300 меняют, так как он содержит воду и летучие фракции. Химический состав дегтей сложен. В нем находится около 200 различных органических ве- ществ. В зависимости от исходного сырья получают: · каменноугольные дёгти; · торфяные дёгти; · древесные дегти.
В строительстве чаще применяют дегтевые каменноугольные вяжу- щие: каменноугольный деготь и каменноугольный пек. Каменноугольный деготь – вязкая невзрывоопасная маслянистая жидкость черного цвета с характерным запахом, обусловленным содержа- нием в нем фенолов и нафталина, определяющих токсичные свойства дёгтя. Каменноугольные дегти в зависимости от значения вязкости подраз- деляют на шесть марок: · Д-1 (для обеспыливания дорог и поверхностной обработки до- рожных покрытий и оснований); · Д-1 и Д-2 (для обработки грунтово-гравийных и щебёночных материалов при смешении на дороге в холодном состоянии); · Д-3 и Д-4 ( для обработки грунтово-гравийных материалов в смесительных установках в холодном состоянии); · Д-5 и Д-6 (для поверхностной обработки дорожных покрытий, изготовления холодного дёгтебетона и щебёночных смесей в смеситель- ных установках); · Д-6 (для глубокой пропитки) щебёночных дорожных покры- тий; для изготовления горячего дёгтебетона. Сырой каменноугольный деготь не пригоден для производства строительных материалов из-за содержания значительного количества ле- тучих веществ и растворимых, вымываемых водой соединений, которые понижают их погодоустойчивость. Каменноугольный пек – твердое хрупкое аморфное вещество черно- го цвета с характерным блеском и раковистым изломом, с плотностью 1,28 г/см3 и температурой размягчения 50-60°С, не растворимое в воде, но растворимое в органических растворителях. Получают пек следующим образом: из сырого дегтя сначала отгоня- ют воду (при 100°С), все легкие (при 170°С) и часть тяжелого, шпалопро- питочного масла (при 270-300°С) самого тяжелого антраценового масла (при 360°С), в результате получают отогнанный деготь – пек, который применяют в строительстве. Следует помнить, что пек – токсическое вещество; при работе с ним необходимо соблюдать правила безопасности, защищать кожу, слизистые оболочки.
301 Пек сплавляют с антраценовым маслом или отогнанным дегтем и получают составленный деготь, который обладает высокими вяжущими и приклеивающими свойствами, малой хрупкостью и слабо размягчается под действием солнечных лучей. Он наиболее пригодный для строительных целей. Пек в зависимости от температуры размягчения, зольности и содер- жания влаги производят двух марок: среднетемпературный и высоко- температурный.
Отличительные особенности дёгтевых материалов от битумных: · под действием влаги, кислорода воздуха, солнечной радиации сравнительно быстро стареют, становятся хрупкими и малопрочными. Старение вызвано испарением масел и вымыванием фенолов водой. Дегте- вые материалы становятся хрупкими и теряют гидрофобность, эластич- ность, покрываются трещинами; · более биостойки, чем битумные. Стойкость к гниению объяс- няется высокой токсичностью содержащегося в дегтях фенола (карболовой кислоты). Применение - дегтевые материалы служат ценным сырьем для полу- чения разных химических продуктов.
Свойства дёгтей Вязкость дегтей является характеристикой их структурно- механических свойств и зависит главным образом от температуры. При повышении температуры вязкость снижается, при понижении – резко воз- растает; при отрицательных температурах дегти становятся хрупкими. Структурная вязкость для жидких дегтей определяется временем истече- ния пробы в секундах при постоянной температуре через отверстие стан- дартного вискозиметра размером 5 или 10 мм. Теплостойкость дегтей, имеющих аморфное строение, определяет- ся на приборе «кольцо и шар» (см. методику в п.10.2). Она ниже, чем у нефтяных битумов благодаря более грубой дисперсности и повышенной плавкости. «Пассивные» сцепления с мрамором и песком и др. При размягче- нии прочно сцепляются с камнем, деревом, металлом и др. Атмосфероустойчивость. В результате совместного протекания процессов испарения масел и химического видоизменения компонентов дёгти стареют интенсивнее нефтяных битумов. Пластичность дёгтя низкая и обусловливается небольшим количе- ством в них вязко-пластичных компонентов и наличием свободного угле- рода.
302 При нормальной температуре дёгти – это твердые массы или густые жидкости темного, почти черного цвета; при нагревании они размягчают- ся (разжижаются), а при охлаждении – отвердевают. Эта особенность по- зволяет применять их как связующее вещество. Они практически не растворяются в воде (а многие и в кислотах) благодаря отсутствию пористости, но растворяются в органических рас- творителях (сероуглероде, хлороформе, бензоле, дихлорэтане и др.). Это позволяет их использовать при изготовлении лаков и мастик. Дёгти водостойки и морозостойки, поэтому их используют в каче- стве кровельных и гидроизоляционных материалов. Дегти имеют аморфное строение, поэтому у них нет определенной температуры плавления, а существуют интервалы размягчения, т.е. при на- гревании они постепенно переходят из твердого состояния в вязкожидкое;
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.23.123 (0.142 с.) |