Позиция 55. Взаимосвязи этики и аскетики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Позиция 55. Взаимосвязи этики и аскетики



1. «Бог есть Любовь» (1 Ин. 4, 8). Поэтому вся этика православия есть нечто производное от его мистики: «Пребудьте в любви Моей». Христос не просто оставил после Себя заповеди: пребывающим в Его Церкви Он дает силу эти заповеди исполнять. «Храни заповеди, или, лучше сказать, храни себя самого посредством заповедей», — преп. Симеон Новый Богослов. «Совершенство всего подвига заключается в трех следующих вещах: в покаянии, в чистоте, и в усовершении себя. Что такое покаяние? — Оставление прежнего и печаль о нем. — Что такое чистота? — Кратко: сердце милующее всякое тварное естество. — Что такое сердце милующее? — Горение сердца о всем творении — о людях, о животных, о демонах, и о всякой твари, о бессловесных и о врагах Истины, и чтобы они очистились и сохранились — молится с великою жалостью, которая возбуждается в сердце его без меры по уподоблению в сем Богу», — преп. Исаак Сирии. Понятно, что и «любовь никогда не бывает одинокой добродетелью, а лишь спутницей целомудрия, смиренномудрия и терпения» (митр. Антоний Храповицкий).

2. Ошибка морализаторского прочтения христианства, однако, заключается в том, что говорящий о любви к ближним сам забывает о том, что Бог как Личность тоже ждет нашей любви. Православная мистика, стремясь к Богу — «Кто мне даст Того, Которого я имею? Кто мне даст схватить Того, Которого я ношу внутри себя?» (преп. Симеон Новый Богослов) — в этой Любви видит и человека. «Если же кто, принуждает себя к одной только молитве, чтобы иметь ему молитвенную благодать, но не принуждает себя к кротости, к смиренномудрию, к любви, к исполнению прочих заповедей Господних, то по мере его произволения и свободной воли согласно с прошением его дается ему иногда отчасти благодать молитвенная, в упокоении и веселии духа, но по нравам остается он таким же, каким был и прежде», — преп. Макарий Египетский. При этом, однако, и «совершенная мера не дана ему (мистику), чтобы мог он заниматься попечением о братии. Невозможно спастись иначе, как только через ближнего», — преп. Макарий Египетский.

3. Итак, христианская жизнь слагается из человеческого усилия и благодати — «не заблуждайтесь! Бог есть огонь, и он обходит все, ища вещества, чтобы схватить его, то есть благого расположения и произволения, чтобы упасть на него и зажечь. А в тех, кого он зажег, он устремляется вверх как большое пламя и достигает до небес», — преп. Симеон Новый Богослов.

 

ВОПРОСЫ

Изложите образ аввы Дорофея о любви Богу и к людям (поучение шестое).

Как Вы понимаете заключительные слова «Божественной комедии» Данте?

Приведите пример человеческого самопожертвования из «Древнего патерика

 



Тема 13. Социальная этика православия

ПРОГРАММА

Исторические судьбы принципа «симфонии». Церковь и государство: отделение, разделение, сотрудничество. Проблема христианской политики.

 

ПОЗИЦИЯ 56. Церковь, государство, человек.

 

Рекомендуемая литература:

Бердяев Н. А. Новое средневековье. —М., 1990.

Булгаков С. Н. Героизм и подвижничество. — М., 1992.

Булгаков С. Н. Церковь и демократия // Неделя, 1991. — № 20.

Зеньковский Василий, прот. Русские мыслители и Европа. Критикаевропейской культуры у русских мыслителей. — Париж, 1955.

Из глубины. Сборник статей о русской революции. — М., 1918.

Ключевский В. О. Значение преп. Сергия для русского народа и государства. Добрые люди старой Руси // В. О. Ключевский. Исторические портреты. — М., 1990.

Кураев Андрей, диакон. Православие и права человека // Независимая газета. — 5 марта

Новгородцев П. И. Об общественном идеале // Новгородцев П. И.Сочинения. — М., 1991

Новгородцев П. И. Существо русского православного сознания //

Православие и культура. — Берлин, 1923.

Трубецкой Е. Н. Спор Толстого и Соловьева о государстве // Орелигии Льва Толстого. — М., Соловьев. В. С. Оправдание добра // Соловьев В. С. Соч. Т. 2. — М.,1988.

Флоровский Георгий, прот. Пути русского богословия. — Париж,1982. — Главы 1, 8, 9.

Франк С. Л. Духовные основы общества. — М., 1992.

Эрн В. Толстой против Толстого I/O религии Льва Толстого. — М., 1912.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.004 с.)