Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конспект по теории музыки для обучающихся трехлетнего срока обучения↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Конспект по теории музыки для обучающихся трехлетнего срока обучения ЛАД. Тональность. Лад – система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками. Лад - согласованность музыкальных звуков по высоте. Самые распространенные в музыке лады - мажор и минор. Мажор (франц. majeur, итал. maggiore, от лат. major — больший; также dur, от лат. durus — твёрдый) — лад, в основе которого лежит большое (мажорное) трезвучие. Структура мажорного лада - 1т-1т-1/2т-1т-1т-1т-1/2т. Минор — лад, в основе которого лежит малое (минорное) трезвучие. По буквенной системе обозначается словом moll. Строение минорной гаммы: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон. Лад с таким порядком называется натуральным минором. Он свойствен русской народной музыке и музыке других народов. Минор имеет тёмную окраску звучания, противоположную мажору, что составляет один из важнейших эстетических контрастов в музыке. В процессе развития музыкального искусства сформировались 3 вида минора: натуральный, гармонический и мелодический. В гармоническом и мелодическом миноре ступени повышаются. Минорный лад с повышенной седьмой ступенью называется гармоническим (VII +). Минорный лад с повышенными шестой и седьмой ступенями называется мелодическим (VI + и VII +). Он встречается только в восходящем движении мелодии. Высотное положение лада называется тональностью. В названии тональности отражено название первой ступени звукоряда (тоники) и ладовое наклонение. Например: фа мажор, фа минор, ре мажор, ре минор. Квинтовый (точнее — кварто-квинтовый) круг — это наглядная схема кварто-квинтовых отношений тональностей: Порядок расположения тональностей одного лада, диезных – по ч5 вверх, а бемольных – по ч5 вниз, называется – квинтовым кругом. Знаки альтерации пишутся при ключе и называются – ключевыми.
Каждый новый ключевой диез появляется на VI I ступени, а новый ключевой бемоль - на IV ступени МАЖОРА! Таким образом получается следующий ряд мажорных и минорных диезных тональностей: До – Соль(1#) – Ре(2#) – Ля(3#) – Ми(4#) – Си(5#) мажор ля – ми – си – фа диез – до диез – соль диез минор
Таким образом получается следующий ряд мажорных и минорных бемольных тональностей: До – Фа(1бемоль)– Си бемоль(2) – Ми бемоль(3)– Ля бемоль(4)– Ре бемоль(5) мажор ля – ре – соль – до – фа – си бемоль минор ГАММА – это звуки лада, расположенные поступенно вверх или вниз от тоники до её октавного повторения. Звуки называются ступенями. Каждая ступень имеет своё название: I ступень – тоника II ступень – нисходящий вводный звук III ступень – медианта IV ступень – субдоминанта V ступень – доминанта VI ступень – субмедианта, VII ступень – восходящий вводный звук ТОНАЛЬНОСТЬ – это высота лада, определяемая тоникой. Тональность получает название от своей тоники и от лада (например До мажор). ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ – это мажорная и минорная тональности с одинаковыми ключевыми знаками. Как найти параллельную тональность? Построить м.3. вниз от мажора, или м.3. вверх от минора. ОДНОИМЕННЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ – это тональности с одинаковыми тониками, но разными ладами и ключевыми знаками. ПЕРЕМЕННЫЙ ЛАД - это лад, роль тоники в котором выполняют попеременно различные его тоны. ОБРАЩЕНИЯ ТРЕЗВУЧИЙ. Обращение трезвучия – это вид трезвучия, нижним звуком которого является терция или квинта основного вида трезвучия. Трезвучие имеет 2 обращения: Секстаккорд (Т 6) – первое обращения трезвучия, нижним звуком которого является терцовый тон основного вида трезвучия. Он состоит из терции и кварты, крайние звуки образуют сексту. Квартсекстаккорд (Т 6 4) – второе обращение трезвучия, нижним звуком которого является квинтовый тон основного вида трезвучия. Он состоит из кварты и терции, отсюда и название. Мажорный секстаккорд (Б6) – м3+ч4, Минорный секстаккорд (М6) – б3+ч4. Мажорный квартсекстаккорд (Б64) – ч4+б3., Минорный квартсекстаккорд (М64) – ч4+м3.
Трезвучие построенное от I ст. называется – тоническим, т.к. I ст. – тоника; от IV ст. лада, называется – субдоминантовым, т.к. IV ст. – субдоминанта; от V ст. лада, называется – доминантовым, т.к. V ст. – доминанта. В натуральном мажоре трезвучия главных ступеней лада – мажорные: Т53, S53, D53. В натуральном миноре трезвучия главных ступеней лада – минорные: t53, s53, d53. В гармоническом миноре доминантовое трезвучие мажорное, т.к. в его состав входит повышенная 7 ступень: D53
Септаккорд Септаккорд – это четырехзвучный аккорд, звуки которого расположены по терциям, крайние звуки образуют интервал септимы. Септаккорд считается диссонирующим (неблагозвучным) аккордом. Составляющие септаккорд тоны называются: прима, терция, квинта, септима Звучание (фонизм) септаккорда зависит от его состава. D7 И ЕГО РАЗРЕШЕНИЕ. Септаккорд, построенный на V ступени натурального мажора и гармонического минора называется – доминантсептаккорд (D7), т.к. V ступень лада – доминанта, отсюда его название. D7 состоит из б3+м3+м3 (или мажорное трезвучие+м3). D7 неустойчивый аккорд, т.к. в его составе 2 диссонирующих интервала (м7 и ум5) и он требует разрешения. Разрешается D7 в интервал б.3 с утроенным основным звуком.
ЭНГАРМОНИЗМ В МУЗЫКЕ (от греч. enarmonios – согласный, созвучный) – равенство по высоте различных по названию и написанию звуков, интервалов, аккордов, тональностей. Энгармонизм возможен в условиях 12-тиступенного равномерно темперированного строя. Например, Тональность GIS- dur = As- dur Энгармонизм интервалов: АЛЬТЕРАЦИЯ В учении о гармонии альтерация (или альтерационный хроматизм) обычно понимается как хроматическое видоизменение основных неустойчивых ступеней звукоряда, обостряющее их тяготение к устойчивым звукам тонического трезвучия. Например:
C-dur
Аккорды, содержащие хроматически видоизменённые звуки, называются альтерированными. Модуляционный хроматизм ведет к смене тональности – модуляции. МУЗЫКАЛЬНАЯ ФАКТУРА Фактура в музыке (от лат. factura — устройство, строение, обработка, склад) – способ изложения, музыкальный склад, строение музыкальной ткани. Исторически сложились три типа фактуры: 1. Монодия – одноголосный тип фактуры (григорианский хорал, знаменный распев, народное песенное одноголосие). 2. Полифония (с греч. – многоголосие)– мелодическое многоголосие, складывающееся из одновременного звучания относительно самостоятельных мелодических линий. Полифоническая фактура сложилась в эпоху средневековья. Существует три основных типа полифонии: контрастная, имитационная (канон, мотет, инвенция, фуга), гетерофония (характерна для народного многоголосия). 3. Гомофонно-гармоническая фактура: ведущий голос в мелодии Различают собственно аккордовую фактуру (протестантский хорал) и гомофонно-гармоническую, которая разделяется на несколько пластов (например, мелодию и сопровождение). В музыке также встречается и смешанный тип фактуры.
СЕКВЕНЦИЯ (от позднелат. sequentia — последовательность) Конспект по теории музыки для обучающихся трехлетнего срока обучения ЛАД. Тональность. Лад – система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками. Лад - согласованность музыкальных звуков по высоте. Самые распространенные в музыке лады - мажор и минор. Мажор (франц. majeur, итал. maggiore, от лат. major — больший; также dur, от лат. durus — твёрдый) — лад, в основе которого лежит большое (мажорное) трезвучие. Структура мажорного лада - 1т-1т-1/2т-1т-1т-1т-1/2т. Минор — лад, в основе которого лежит малое (минорное) трезвучие. По буквенной системе обозначается словом moll. Строение минорной гаммы: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон. Лад с таким порядком называется натуральным минором. Он свойствен русской народной музыке и музыке других народов. Минор имеет тёмную окраску звучания, противоположную мажору, что составляет один из важнейших эстетических контрастов в музыке. В процессе развития музыкального искусства сформировались 3 вида минора: натуральный, гармонический и мелодический. В гармоническом и мелодическом миноре ступени повышаются. Минорный лад с повышенной седьмой ступенью называется гармоническим (VII +). Минорный лад с повышенными шестой и седьмой ступенями называется мелодическим (VI + и VII +). Он встречается только в восходящем движении мелодии. Высотное положение лада называется тональностью. В названии тональности отражено название первой ступени звукоряда (тоники) и ладовое наклонение. Например: фа мажор, фа минор, ре мажор, ре минор. Квинтовый (точнее — кварто-квинтовый) круг — это наглядная схема кварто-квинтовых отношений тональностей: Порядок расположения тональностей одного лада, диезных – по ч5 вверх, а бемольных – по ч5 вниз, называется – квинтовым кругом. Знаки альтерации пишутся при ключе и называются – ключевыми.
Каждый новый ключевой диез появляется на VI I ступени, а новый ключевой бемоль - на IV ступени МАЖОРА! Таким образом получается следующий ряд мажорных и минорных диезных тональностей: До – Соль(1#) – Ре(2#) – Ля(3#) – Ми(4#) – Си(5#) мажор ля – ми – си – фа диез – до диез – соль диез минор
Таким образом получается следующий ряд мажорных и минорных бемольных тональностей: До – Фа(1бемоль)– Си бемоль(2) – Ми бемоль(3)– Ля бемоль(4)– Ре бемоль(5) мажор ля – ре – соль – до – фа – си бемоль минор ГАММА – это звуки лада, расположенные поступенно вверх или вниз от тоники до её октавного повторения. Звуки называются ступенями. Каждая ступень имеет своё название: I ступень – тоника II ступень – нисходящий вводный звук III ступень – медианта IV ступень – субдоминанта V ступень – доминанта VI ступень – субмедианта, VII ступень – восходящий вводный звук ТОНАЛЬНОСТЬ – это высота лада, определяемая тоникой. Тональность получает название от своей тоники и от лада (например До мажор). ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ – это мажорная и минорная тональности с одинаковыми ключевыми знаками. Как найти параллельную тональность? Построить м.3. вниз от мажора, или м.3. вверх от минора. ОДНОИМЕННЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ – это тональности с одинаковыми тониками, но разными ладами и ключевыми знаками. ПЕРЕМЕННЫЙ ЛАД - это лад, роль тоники в котором выполняют попеременно различные его тоны.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.102.43 (0.007 с.) |