Вопрос 2. Социалистический эксперимент в странах буддистской традиции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2. Социалистический эксперимент в странах буддистской традиции.



В странах Юго-Восточной Азии - Лаосе, Камбодже, Мьянме общим был и остается цивилизационный буддистский фундамент, во многом предопределивший характер социальных отношений и государственной власти. Преобладающей чертой социума являются здесь веками воспитывавшееся буддизмом терпеливое смирение, покорность, готовность к страданиям.

Камбоджа была признана независимым государством по условиям Женевского соглашения 1954 г. Поначалу страну возглавлял король Н. Сианук, который затем отрекся от престола и остался во главе страны в качестве ее президента.

В 1970 г. в результате военного переворота к власти пришло правительство Лон Нола,  Сианук был отстранен от власти. Коммунистическое подполье стало формировать вооруженные отряды, называвшие себя «Красные кхмеры». Народ также поддержал «Красных кхмеров», провозгласивших идеалы справедливости и равноправия, обещание изгнать иностранцев и создать Камбоджу для кхмеров.

Для борьбы с партизанами правительство Лон Нола заручилось поддержкой США, которая в то время вела войну с Вьетнамом. Американцы вторглись на территорию Камбоджи, ведя боевые действия на суше и в воздухе. В тот период на мирное население Камбоджи было сброшено более миллиона тонн бомб. Красным кхмерам удалось победить и 17 апреля 1975 г. они триумфально вошли в столицу Пномпень. Жители тепло приветствовали их, одаривали цветами и улыбками.

Захватив власть в стране, коммунистические отряды красных кхмеров под водительством Пол Пота превратили свою небольшую страну в полигон для страшного социального эксперимента, перед которым отходят на задний план даже преступления Ким Ир Сен в КНДР или Мао в Китае. Красные кхмеры решили построить «аграрный социализм» и «стопроцентное коммунистическое общество». Кровавый эксперимент Пол Пота привел к уничтожению всех камбоджийских городов с их промышленностью и развитой инфраструктурой, к физической ликвидации миллионов людей, прежде всего образованных и специалистов, к превращению страны в огромный концлагерь, где безнаказанно распоряжались красные кхмеры. Для полпотовцев, ориентированных на ценности марксистского социализма, жизнь человека ничего не стоила: чтобы не тратить пули, людей убивали лопатами и иными подручными средствами, морили голодом, не говоря уже об изощренных издевательствах. Коммунисты других стран поспешили отмежеваться от этих преступлений, и не увидеть в них родственные всем коммунистическим диктатурам репрессии.

Источник убеждений красных кхмеров, равно как и их бесцеремонности и неуважения к жизни людей, марксистская теория диктатуры пролетариата, идея уничтожения враждебных классов и вообще всех врагов революции.

В начале 1979 г. в результате сложной борьбы политических сил (кхмеров поддерживал Китай, Вьетнам выступал в тесном союзе с СССР) вьетнамская армия вошла в Камбоджу, после чего остатки полпотовцев вынуждены были уйти в пограничные с Таиландом горные районы. Власть в стране оказалась в руках немногих случайно оставшихся в живых образованных камбоджийцев, прокоммунистически настроенная часть которых объединилась в Единый фронт национального спасения. Была создана народная республика, гарантом независимости которой стал Вьетнам.

Одно время, в 70 - 80-х гг., страна именовалась Кампучией.

Освобожденная от полпотовцев Камбоджа лежала в руинах. Все следовало воссоздавать заново, причем с помощью Вьетнама, который тем самым взял на себя ответственность за все камбоджийские дела. Был проведен ряд реформ: восстанавливались предприятия, вновь появились товарно-денежные отношения, города обретали второе рождение, буддизм стал государственной религией.

Новое правительство Хун Сена, возглавившее реформы, не было признано в ООН. Сианук и Китай активно выступали против его признания, видя в нем марионетку Вьетнама. Началась длительная эпоха переговоров и поисков компромисса, в которые были вовлечены многие страны мира. В 1982 г. президентом страны был объявлен принц Сианук. В 1989 г. из Камбоджи были выведены вьетнамские войска.

Конец 1991 г. был отмечен в Пномпене и всей Камбодже серией энергичных реформ, направленных на развитие страны по капиталистической модели. Были приватизированы предприятия, открыт путь для иностранных инвестиций и приглашены вернуться в страну покинувшие ее в свое время бизнесмены как кхмерского, так и китайского происхождения (китайцы всегда имели прочные экономические позиции в хозяйстве Камбоджи).

21 сентября 1993 г. была провозглашена новая конституция, в соответствии с которой Королевство Камбоджа становилась конституционной монархией с многопартийной системой. Королем стал принц Сианук. О построении коммунизма было окончательно забыто.

Все 80-е и 90-е гг. XX в. красные кхмеры регулярно осуществляли вооруженные вылазки против правительственных войск. Только к концу 90-х гг. движение «красных кхмеров» стало разваливаться. В апреле 1997 г. правительство прекратило переговоры с оставшимися вооруженными формированиями. В марте 1998 г. на сторону властей перешла полуторатысячная группировка Кио Пика. В декабре 1998 г. последние части Национальной объединенной армии «красных кхмеров» на границе с Таиландом сложили оружие.

Политическая стабилизация сопровождалась начавшимся хозяйственным подъемом. Расширился приток иностранных капиталовложений. Значительно увеличились экономические показатели. Камбоджа экспортирует (в основном, в США) одежду, обувь, лесопродукты, каучук, рис, рыбу, табак. Большую статью дохода дает туризм.

Грамотность населения превышает 80%, а для молодежи этот показатель достигает 90%. Налаживается система здравоохранения. Средняя продолжительность жизни составляет 65 лет, очень сильно снизился уровень младенческой смертности.

В Лаосе, добившемся, как и Камбоджа, независимости по условиям Женевских соглашений 1954 г., уже в 60-х гг. создалась обстановка острой политической нестабильности. Борьба враждующих группировок в этой небольшой и отсталой стране вела к расколу и гражданской войне. 1975 г., который был годом падения сайгонского режима и триумфа в Камбодже красных кхмеров, сыграл роковую роль в судьбах Лаоса. 

В 1975 г. коммунистически настроенные повстанцы провозгласили Лаос народно-демократической республикой. Ведущим сектором экономики стал государственный, были национализированы банки, поставлена под строгий контроль мелкая частная собственность и декларировано движение к социализму марксистского толка. Лаос счастливо избежал катастрофы, подобной той, что принесли в Камбоджу красные кхмеры. Но отсталая его экономика пришла в результате марксистско-социалистического эксперимента в еще более убогое состояние.

Выбор капиталистического пути развития в конце 80-х гг. способствовал тому, что тяжелое экономическое положение стало понемногу выправляться.

Бирма (Мьянма) несколько отличается от группы стран с ориентацией на марксистскую модель социализма. Разница, прежде всего в том, что в других странах во главе правительств и преобразований стояли коммунисты. В Бирме коммунисты с 40-х гг. предпочли вооруженную борьбу с правительством и правящей Антифашистской лигой народной свободы.

Первое десятилетие власти Антифашистской лиги народной свободы (19481958) прошло под знаком укрепления государственной экономики и борьбы с вооруженной оппозицией, включая коммунистов. Но добиться экономических успехов в состоянии постоянной вооруженной борьбы было невозможно, что и привело к политическому кризису в конце 50-х гг.

Гражданское правительство У Ну было заменено военным, во главе с генералом Не Вином, причем военные провели некоторую демократизацию в стране.

Затем на недолгое время возвратилось гражданское правительство У Ну, что вновь привело к нарастанию кризисных явлений в экономике и политике, а в марте 1962 г. в Бирме был совершен очередной военный переворот, и власть снова перешла к Не Вину - на этот раз в качестве главы Революционного совета. Буквально через несколько недель после захвата власти Революционный совет опубликовал программу «Бирманский путь к социализму», под лозунгом реализации которой Бирма просуществовала около 30 лет.

Суть программы сводилась к отказу от парламентарной демократии и эксплуатации человека человеком, к национализации основных средств производства и провозглашению экономической основой нового общества государственной и кооперативной собственности. Частное предпринимательство резко ограничивалось, а рабочие и крестьяне провозглашались опорой нового социалистического строя. Декларация звучала вполне в духе, который привыкли воспринимать в качестве нормы все партии и страны, где шло развитие по социалистическому пути с ориентацией на сталинскую модель.

Национализация иностранного и крупного капитала, ликвидация экономических позиций землевладельческой знати, серьезное ограничение возможностей национальной буржуазии, едва ли не полная национализация всех предприятий в стране и введение такой налоговой системы, которая ограничила частное накопление, - все эти и другие шаги на рубеже 60 - 70-х гг. к превратили экономику Бирмы в государственную.

Государство же, со своей стороны, приняло ряд мер для развития инфраструктуры, сельского хозяйства, системы трудового законодательства, образования и т. п.

На рубеже 60 - 70-х гг. обозначились первые серьезные проблемы, резко упали экономическая эффективность и темпы роста экономики. Подрыв позиций мелкого производителя в городе и деревне привел к упадку рынка и товарного производства и соответственно к расцвету черного рынка и теневой экономики. Появились инфляция и заметная безработица.

Лидеры созданной в 1964 г. Партии бирманской социалистической программы во главе с Не Вином предпринимали усилия для урегулирования взаимоотношений с оппозицией. В народе пропагандировались идеи бирманского социализма, заметно окрашенного в привычные буддийские тона. Опорой партии стали народные советы. Все иные партии в стране были запрещены.

Последующий ход событий показал, что жесткая линия на ограничение частного сектора и свободного рынка не может быть компенсирована апелляцией к буддийским традициям. Кризис в стране нарастал. Темпы развития были неудовлетворительными, росло сопротивление, прежде всего со стороны студенчества. Ответом на недовольство были репрессии, но они уже не помогали. Позиции правительства становились все слабее. В стране нарастал взрыв. Под давлением народного возмущения военные в 1988 г. вначале были вынуждены отступить, но затем достаточно быстро пришли в себя и стали укреплять свою власть. Было объявлено о введении новых принципов управления, проведены некоторые реформы экономического характера, открывшие простор для рыночных отношений. Было дано согласие на восстановление норм парламентской демократии на многопартийной основе. Страна получила новое имя (Мьянма) и ждала выборов, состоявшихся в 1990 г.

На выборах неожиданно для властей одержала решительную победу Национальная демократическая лига во главе с дочерью национального героя Мьянмы Аун Сана - Су Чжи. Генералы, фактически правящие страной, не признали их результата и отказались передать власть Су Чжи и ее сторонникам. Более того, руководители Лиги оказались под арестом, причем сама Су Чжи была взята под домашний арест еще до выборов, в 1989 г.

Генералы упорно держатся за власть и лишь туманно обещают в будущем созыв Учредительного собрания, которое должно решить политические проблемы. Присуждение Су Чжи осенью 1991 г. Нобелевской премии мира не повлияло на их позиции и даже не помогло лауреату освободиться из-под ареста.

В конце 1997 г. Мьянма была принята в АСЕАН, в стране произошли демократические выборы, и Мьянма открылась для всего мира.

Таковы три страны, которых демонстрируют неодинаковые модификации одной и той же социалистической модели развития на фундаменте цивилизации буддизма. Сильно различается цивилизационный фундамент, весьма слабый у горцев Лаоса и более мощный, уходящий корнями в глубь тысячелетий - у кхмеров и бирманцев. Еще более разительны отличия в судьбах. Красные кхмеры не поколебались самым зверским образом уничтожить миллионы своих сограждан, убивая их просто за то, что те не отвечали признанному ими за норму стандарту. Бирманцы долгие десятилетия находились под жестким гнетом власти военных. Лаосцы почти покорно испытывали на себе очередные удары судьбы, во многом зависевшие от политической конъюнктуры и баланса сил вне своей страны.

Тем не менее, существует общая цивилизационная особенность: буддистов трудно воодушевить и заставить с энтузиазмом строить светлое будущее. Те, кто привык не очень-то ценить земную жизнь, и кто видит светлое будущее в иной жизни, не проявляют подобного энтузиазма.

В целом, сравнение модели марксистского социализма на конфуцианском и буддийском цивилизационном фундаменте демонстрирует существенное различие именно в основах, которое весьма отчетливо сказалось на результатах. Китай, Вьетнам, и Северная Корея в процессе развития социалистической модели, когда не выявились внутренние пороки, продемонстрировали определенные успехи. Ни одна из стран с буддийской цивилизационной основой этим не может похвастать.

Однако, опыт этих стран одинаков: развитие по социалистической модели оказалось экономически неэффективным и социально деструктивным как для стран конфуцианской традиции, так и для стран буддийских. Печальный итог в обоих случаях однозначен: должны быть решительно перестроены социально-политическая система, стратегические установки, привычные стереотипы и т. д. Собственно, именно это все страны делают, каждая по-своему, своими темпами. Первые шаги по этому пути предпринимает и Северная Корея.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.016 с.)