Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности возрастной социализации человека на различных этапах его жизни.

Поиск

Социальное формирование личности — естественный непрерывный процесс. От него зависит, каким становится человек как лич- ность, в какой степени и как он реализует себя в жизни, как влияет на среду жизнедеятельности. Многие социальные проблемы человека и способность самостоятельно решать их в основном определяются его социальным развитием.

Развитие — это направленное, закономерное изменение чего-либо под влиянием внешних и внутренних факторов. В результате разви- тия происходят качественное и количественное изменения. Социаль- ное развитие личности — это количественное и качественное измене- ние личностных структур в процессе формирования человека, его социализации и воспитания. Оно представляет собой естественное и закономерное природное явление, характерное для человека, находя- щегося с рождения в социальной среде.

Социальное развитие человека имеет непрерывный, но неравномерный характер. Непрерывность его заключается в постоянной по- требности социального изменения, сохранения, утраты социального опыта как естественного социального роста человека. Социальное в личности обогащается, приобретает или утрачивает что-либо, сохра- няет определенный уровень возможного в чем-либо и т.д. Неравно- мерность социального развития выражается в том, что оно не имеет линейного и постоянного характера. Этот процесс меняется в зависимости от многих факторов, в том числе от возраста, типа темперамента, предрасположенности, состояния человека, условий среды, самоак- тивности и пр.

Выделяют актуальный и потенциальный уровень развития ребен- ка. Первый свидетельствует о возможности ребенка самостоятельно решать задачи. Другими словами, по уровню развития он представляет собой личность в настоящий момент. Зона ближайшего развития (Л.С. Выготский) свидетельствует о ранних возможностях развития ребенка. Потенциальный уровень — это его индивидуальные способ- ности, которые могут быть в нем реализованы в дальнейшем.

Социальное становление человека тесно связано с его психикой. В специальной литературе выделяют такое понятие, как «психосоци- альное развитие». Его особенности на этапе раннего возраста (Мэри Эйнверт и Джон Болби) заключаются в следующем: приспособление и интерес к миру (с момента рождения до 3 месяцев); влюбленность (от 2 до 7 месяцев); развитие интенциальной коммуникации (от 3 до

10 месяцев); появление устойчивого чувства Я (от 9 до 18 месяцев); возникновение эмоционального воображения (от 18 до 36 месяцев); эмоциональное мышление (от 30 до 48 месяцев).

Как отмечает А.В. Мудрик, в науку о человеке термин «социали- зация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» — земли, средств производства и т.п. Приме- нительно к человеку он нашел отражение в работе американского со- циолога Ф.Г. Гиддингса «Теория социализации» (1887). В ней термин

«социализация», применяется в значении близком к современному:

«развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни».

Социализация (от лат. socialis — общественный) — процесс станов- ления личности, усвоения индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта.

Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она озна- чает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие — свиде- тельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление —это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребе- нок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстни- ков. В этом случае социализация как результат характеризует соци- альный статус ребенка по отношению к его сверстникам. Социальные ценности рассматриваются в широком и узком смыс- ле. В широком смысле они определяют наиболее значимые общест- венные явления и факты реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, соци- альных групп и личности. В более узком смысле — это нравственные и эстетические императивы (требования), выработанные чело- веческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания. Социальный опыт представляет собой совокупность соци- альных знаний и усвоенных умений и навыков жизнедеятельности личности в определенном социуме. Он включает различные прояв- ления человека в сферах познания среды и самопознания, взаимо- действия с другими людьми, профессиональной деятельности, вы- полнения различных социальных ролей.

Наследственныеиврожденныеособенности составляютопределен- ный потенциал, определяющий предрасположенность человека в раз- витии. В процессе социального развития и воспитания человека он может быть реализован, приумножен, ослаблен или вообще не осу- ществлен. Выделяют позитивные и негативные предрасположения в формировании человека, становлении его как личности. Такие пред- расположения можно подразделять в зависимости от их социальной важности и перспективности.

Позитивные предрасположения — это наиболее целесообразный базис социальных задатков для стимулирования направленного раз- вития человека в процессе социализации, в котором он впоследствии может добиться наибольших результатов в самосовершенствовании и самореализации как личность. Это главным образом важно в работе с детьми, имеющими особые нужды.

Негативные предрасположения — это те характерные особенности, которые либо ограничивают его в возможностях социального разви- тия, либо имеют четко выраженный отрицательный социальный ха- рактер, что может негативно сказаться на его социальном развитии.

В социальной педагогике существуют биогенное (биогенетичес- кое) и социогенное (социогенетическое) направления, определяющие своеобразие перспектив социального развития и воспитания человека.

Сторонники биогенного (биогенетического) направления считают, что развитие человека предопределено наследственностью. Именно от нее зависит, кем может стать в будущем этот человек. С позиции науки такой подход не имеет достаточных оснований. Наследствен- ность определяет только возможное, но не достаточное для социаль- ного развития личности. Нужны еще соответствующие условия для их реализации и порой значительное личное участие человека.

Отрицательные наследственные предрасположения в семьях риска, когда один или оба из родителей являются алкоголиками, наркоманами, имеют отклонения в психике и т.д., являются усло- виями, которые могут быть трансформированы в сдерживающие факторы в процессе роста ребенка. Направленная работа с такими детьми, предупреждение появления условий, которые могли бы сти- мулировать развитие у них негативных предрасположений, позволя- ют предусматривать и в значительной степени сдерживать возмож- ность их социально-негативного развития и воспитания. В этом, по сути, и состоит профилактическая социально-педагогическая работа с конкретным ребенком, причем не только с ним, но и с его непо- средственным окружением, прежде всего с родителями (лицами, их заменяющими).

Сторонники социогенного (социогенетического) направления в пе- дагогике считают, что человек с рождения очень динамичен и из него можно «лепить» все, что угодно воспитателю. Однако реальная жизнь такова, что далеко не все можно сформировать и развить у ребенка, что хотел бы воспитатель. Если ребенок не имеет предрасположения к тому, что у него развивают, перспективы будут ограничены. Имеют место факты, когда воспитатель, не реализовав собственный позитив- ный потенциал в развитии и воспитании ребенка, формирует у него качества, которые впоследствии негативно скажутся на саморазвитии и самореализации. Характерно, что если не считаться с возможностя- ми ребенка, то можно «сломать» его, разрушить личность. Послед- ствия такой воспитательной деятельности иногда могут привести к серьезным социальным и личностным проблемам, потребуется значи- тельная помощь психиатра или психолога.

Реальная жизнь диктует необходимость обеспечения единства не только биогенного и социогенного подходов, но и других в воспита- тельной работе с ребенком. В процессе социального развития и вос- питания ребенка необходимо знать его индивидуальные особенности и возможности. Одновременно следует уметь создавать средовые усло- вия, позволяющие обеспечивать наиболее полную и целесообразную реализацию того индивидуального, которое присуще конкретному ребенку.

Факторы среды — это все то, что непосредственно и опосредованно воздействует на человека: семья, детский сад, школа, школьный коллек- тив, личность учителя, неформальные молодежные объединения, в ко- торые входит ребенок, средства массовой информации, книги и пр.

И. Бронфенбреннер выделяет четыре группы таких факторов, вли- яющих на социализацию человека. К ним относятся: микросреда — это то, что непосредственно окружает человека с самого рождения и оказывает наиболее существенное влияние на его развитие (она, в частности, включает: семью, родителей, условия жизни, игрушки, книги, которые он читает и пр.); мезосистема — складывающиеся вза- имоотношения между различными жизненными областями, опреде- ляющими и существенно влияющими па действенность воспитания (к ним относятся, например, школа и семья; объединения, в которые вхо- дят члены семьи; среда семьи и улицы, где дети проводят свое время и др.); э кзосистема — это общественные институты, органы власти, административные учреждения и т.д. (они опосредованно влияют на социальное развитие и воспитание ребенка); макросистема — это нормы культуры и субкультуры, мировоззренческие и идеологичес- кие позиции, господствующие в обществе (она выступает норматив- ным регулятором воспитывающей системы человека в среде жизнеде- ятельности).

Мудрик выделяет три группы факторов, влияющих на социализа- цию человека. К ним относятся: макрофакторы — космос, планета, мир; мезофакторы — этнокультурные и региональные условия, тип поселения, средства массовой коммуникации; микрофакторы — ин- ституты социализации (семья, дошкольные учреждения, школа, вуз, трудовой коллектив), религиозные организации, группа сверстников и субкультура.

Десоциализация (от фр. des... — приставка, означающая уничтоже- ние, удаление чего-либо и социализация) — утрата человеком по каким-либо причинам или под воздействием неблагоприятных для его жизнедеятельности факторов (например, длительные болезнь, от- пуск, изоляция от естественной среды, сильная травма головы, дис- комфортные для этого человека условия самопроявления и ир.) соци- ального опыта, отражающаяся на его самореализации в среде жизнедеятельности. Основные причины десоциализации обусловле- ны различными факторами. Особое место принадлежит личностным, средовым и воспитательным факторам.

Личностные факторы характеризуются потенциалами и состояни- ем человека, сдерживающими проявление его активности в естествен- ной для него среде, самоограничениями либо сменой характера при- вычной для него деятельности, способствующей приобретению иного социального опыта. Состояние организма создает настроение, жела- ние и способность проявлять себя в определенной деятельности. Не- гативное (нездоровое) состояние сказывается на желаниях, интересах и способности проявлять естественную для человека активность. Сре- довые факторы характеризуют нетипичные для данного человека ус- ловия, влияющие на его способность проявлять естественную актив- ность. К таким факторам относятся преимущественно: новизна обстановки; давление со стороны коллектива, группы, отдельной лич- ности. Воспитательные факторы характеризуют результат или осо- бенности воспитательной деятельности, негативно сказывающиеся на самопроявлении человека. Такая воспитательная деятельность может формировать определенную активность, не соответствующую воз- можностям ребенка и сдерживающую его проявление в какой-либо обстановке, в присутствии определенных лиц.

Десоциализация может играть положительную или отрицатель- ную роль в жизни и социальном развитии ребенка. Положительная роль заключается в том, что она помогает человеку избавиться от не- гативного социального опыта; способствует приобретению нового опыта, расширению его социальных возможностей. Данный фактор активно используется в воспитании человека, в исправительной и перевоспитательной работе с ним. Отрицательная (негативная) роль десоциализации заключается в том, что человек теряет накопленный позитивный социальный опыт, необходимый ему для естественной самореализации. Она негативно сказывается на профессиональной де- ятельности человека, на его самопроявлении в естественных для него условиях.

Ресоциализация (от лат. re... — приставка, обозначающая повтор- ное, возобновляемое действие; противоположное, обратное действие или противодействие и социализация) — восстановление у человека утраченных социальных ценностей и опыта общения, поведения, жиз- недеятельности. На ресоциализацию и ее результаты также сущест- венно оказывают влияние различные факторы, в том числе личност- ные, средовые и воспитательные.

Между социализацией, десоциализацией и ресоциализацией суще- ствует тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Этот фактор оказывает неоценимую помощь в воспитательной работе в процессе исправления и перевоспитания человека.

Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе ее он усваивает накопленный че- ловечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельнос- ти, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные со- циальные роли. Роль — это жизнедеятельность человека в системе норм, определя- ющих его поведение, общение и отношения в данной социальной по- зиции. Социальная роль — поддерживание человеком определенного социального статуса в соответствии с потребностями повседневной жизни, профессиональной деятельностью, выполняемой функцией и пр. Социальная роль может быть усвоена им на уровне знакомства (знает суть деятельности), основ (умеет выполнять), совершенства (владеет умением на уровне специалиста, опытного человека).

Выделяют различные виды социализации, в процессе которых ус- ваиваются социальные роли. К основным из них относят: полороле- вую, семейно-бытовую, профессионально-трудовую, субкультурно- групповую. Полоролевая социализация представляет собой освоение человеком опыта социального поведения в соответствии с его половой принадлежностью и проявлением его в повседневной жизни в зависи- мости от возраста и изменяющихся вместе с ним социального поло- жения и роли в обществе (мальчик или девочка, невеста или жених, муж или жена, отец или мать и пр.). Семейно-бытовая роль — испол- нение человеком социальной роли в соответствии с социальным по- ложением в семье. Она проявляется в усвоении и проявлении опыта семейной жизни, укреплении семейных отношений, ведении хозяйст- ва, воспитании детей. Профессионально-трудовая роль осуществляет- ся на основе социального опыта выполнения человеком определенной профессиональной деятельности. Субкультурно-групповая роль — это социальная роль, которую он усвоил и которая своеобразно проявля- ется с учетом культуры среды, где он жил, учился, общался, трудился. Каждый регион имеет социокультурные особенности поведения, об- щения, речи, что способствует формированию своеобразия социума. Субкультурно-групповая роль отличает людей различных регионов, национальной и религиозной принадлежности, социального окруже- ния, возраста, профессиональной деятельности и пр.

Овладение человеком той или иной социальной ролью происходит постепенно, в соответствии с его возрастом, средой жизнедеятельнос- ти. В процессе социализации он проходит определенные стадии (этапы) и ступени.

Существуют различные подходы к выделению этапов социализа- ции, например, по характеру протекания: стихийный, относительно направляемый, социально контролируемый и самоуправляемый.

В 1920-е гг. выделяли этапы, ориентированные на анатомо-фи- зиологические изменения организма ребенка. В 1970-е гг. Д.Б. Эль- конин (1904—1984) предложил возрастную периодизацию разви- тия психики, основанную на смене ведущих деятельностей: дошкольники — игра; младшие школьники — обучение; подростки — интимное личное общение; юноши — учебно-профессиональная деятельность. В 1980-е гг. А.В. Петровский выдвинул концепцию возрастной периодизации развития личности, определяемую типом деятельностно-опосредованных отношений индивида с наиболее ре- ферентными для него группами.

Существует подход выделения стадий социализации человека в за- висимости от отношения его к трудовой деятельности: возрастные (Ловингер): 1) досоциальная (младенчество); 2) импульсивная (ран- нее детство); 3) самозащитная («дельта», раннее детство); 4) конфор- мистская (позднее детство/отрочество); 5) сознательная (отрочест- во/юность); 6) автономная (юность/зрелость); 7) интеграционная (взрослость); (Кеган): 0) инкорпоративная (младенчество); 1) им- пульсивная (от 2 до 7 лет); 2) имперская (7—12 лет); 3) интерперсо- нальная (13—19 лет); 4) институциональная (ранняя взрослость);

5) интериндивидуальная (взрослость); по характеру отношения к трудовой деятельности: дотрудовая (ранняя социализация) — до школы, стадия обучения; трудовая — стадия высшей школы, стадия трудового коллектива; послетрудовая — стадия выхода на пенсию, стадия самореализаии на пенсии.

Основные ступени социализации человека: идентификация, инди- видуализация, персонализация.

Каждый человек в отдельности — индивид — это особый мир со своими возможностями и особенностями. Категория «индивид» (от лат. individuum — неделимое) по отношению к человеку означает, что этот конкретный человек является единичным природным существом, представителем вида Homo sapiens. Он — носитель индивидуального своеобразия в сообществе других людей. Термин «индивид» иногда употребляется как синоним индивидуальности. Идентификация (от лат. identificare — отождествлять) означает отождествление человека с кем-либо, чем-либо. 3. Фрейд (1856—1939) ввел это понятие и типы идентификации для характеристики процессов усвоения ребенком значимых для него образцов поведения:

а) первичная идентификация в младенчестве — примитивная форма эмоциональной привязанности ребенка к матери;

б) вторичная идентификация — проявление защитного механиз- ма. По Фрейду, маленький ребенок старается отождествлять себя с наиболее значимой для него личностью. Он копирует некоторые осо- бенности поведения таких лиц. Ребенок идентифицирует себя с лю- бимым человеком или с людьми, которых он ненавидит или которым завидует;

в) идентификация применительно к взрослому человеку связана с невротическим симптомом. Субъект из-за желания оказаться в положении объекта психологически вживается в его состояние, болезнен- но переживая его.

В процессе социализации происходит развитие особенностей кон- кретного человека, формируется индивидуальность. Это означает, что все то, что присуще этой личности, получает еще большее своеобра- зие, уникальность, обретает неповторимую самобытность. Индивиду- альность означает особенное, самобытное, свойственное данному ин- дивиду природное и социальное своеобразие проявлений человека в мире своих способностей и стремлений, личностных отношений и жизненных смыслов.

Наряду с индивидуализацией существует и деиндивидуализация — утрата самосознания и боязнь оценки со стороны социального окру- жения. Она возникает в групповых ситуациях, в которых обеспечива- ется анонимность и не концентрируется внимание на отдельном ин- дивиде. Это имеет место при определенных условиях в общественных объединениях, в интернатных учреждениях, иногда в детсадовских и школьных группах. Подобное явление возникает при жесткой регла- ментации жизни и деятельности, администрировании, при активном и постоянном использовании авторитарной педагогики.

В процессе социализации происходит персонализация (от лат. per- sona — личность) — процесс, в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступать в общественной жизни как личность (Петровский).

Имеет место и деперсонализация — как следствие отчуждения про- дукта труда от его создателя или присвоения плодов чужого труда (например, отделение архитектора от результатов его деятельности). Деперсонализация возможна не только как следствие приписывания себе чужих заслуг, но и как «трансляция» своих недостатков и ошибок кому-нибудь другому.

Личность — это конкретный человек, наделенный сознанием, ин- дивидуальностью, сложившийся в процессе социального развития. В широком традиционном смысле под ней понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В узком смысле личность, обладающая системным качеством, опреде- ляется включенностью в общественные отношения, формируемые в совместной деятельности и общении.

На социализацию человека значительное влияние оказывают на- следственныеиврожденныеособенности,факторысреды,личнаяроль в саморазвитии, самосовершенствовании.

Человек выступает как объект и субъект, социализации. Как объ- екту, ему принадлежит значительная роль в процессе усвоения соци- ального опыта для развития и саморазвития. Она имеет осознаваемый (человек сам принимает решение, чем и как заниматься и что делать в интересах самосовершенствования) и неосознаваемый (человек под воздействием различных факторов включается в деятельность, кото- рая обусловливает его социальное развитие) характер. На начальном уровне развития человека (на ранних этапах его возраста) роль лич- ности в социализации выражается в естественной активности ребенка в самопроявлении. В дальнейшем с развитием сознания возрастает значение направленной активности человека в деятельности, общении, в работе над собой по самосовершенствованию. Факторы, обу- словливающие самопроявление личности на различных возрастных этапах, — это игра, учение, общение, профессиональная деятельность.

Рекомендованная литература

1. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс // Избр. пед. соч. М., 1982.

2. Лихачев Б.Т. Педагогика. Изд. 2-е. М., 1996.

3. Подласый И.П. Педагогика. М., 1996.

4. Сласпенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шияиов Е.Н. Педагогика. М., 1998.

5. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. М., 2000.

6. Стефаиовская ТА. Педагогика: наука и искусство. М, 1998.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.52.248 (0.013 с.)