Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности возрастной социализации человека на различных этапах его жизни.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Социальное формирование личности — естественный непрерывный процесс. От него зависит, каким становится человек как лич- ность, в какой степени и как он реализует себя в жизни, как влияет на среду жизнедеятельности. Многие социальные проблемы человека и способность самостоятельно решать их в основном определяются его социальным развитием. Развитие — это направленное, закономерное изменение чего-либо под влиянием внешних и внутренних факторов. В результате разви- тия происходят качественное и количественное изменения. Социаль- ное развитие личности — это количественное и качественное измене- ние личностных структур в процессе формирования человека, его социализации и воспитания. Оно представляет собой естественное и закономерное природное явление, характерное для человека, находя- щегося с рождения в социальной среде. Социальное развитие человека имеет непрерывный, но неравномерный характер. Непрерывность его заключается в постоянной по- требности социального изменения, сохранения, утраты социального опыта как естественного социального роста человека. Социальное в личности обогащается, приобретает или утрачивает что-либо, сохра- няет определенный уровень возможного в чем-либо и т.д. Неравно- мерность социального развития выражается в том, что оно не имеет линейного и постоянного характера. Этот процесс меняется в зависимости от многих факторов, в том числе от возраста, типа темперамента, предрасположенности, состояния человека, условий среды, самоак- тивности и пр. Выделяют актуальный и потенциальный уровень развития ребен- ка. Первый свидетельствует о возможности ребенка самостоятельно решать задачи. Другими словами, по уровню развития он представляет собой личность в настоящий момент. Зона ближайшего развития (Л.С. Выготский) свидетельствует о ранних возможностях развития ребенка. Потенциальный уровень — это его индивидуальные способ- ности, которые могут быть в нем реализованы в дальнейшем. Социальное становление человека тесно связано с его психикой. В специальной литературе выделяют такое понятие, как «психосоци- альное развитие». Его особенности на этапе раннего возраста (Мэри Эйнверт и Джон Болби) заключаются в следующем: приспособление и интерес к миру (с момента рождения до 3 месяцев); влюбленность (от 2 до 7 месяцев); развитие интенциальной коммуникации (от 3 до 10 месяцев); появление устойчивого чувства Я (от 9 до 18 месяцев); возникновение эмоционального воображения (от 18 до 36 месяцев); эмоциональное мышление (от 30 до 48 месяцев). Как отмечает А.В. Мудрик, в науку о человеке термин «социали- зация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» — земли, средств производства и т.п. Приме- нительно к человеку он нашел отражение в работе американского со- циолога Ф.Г. Гиддингса «Теория социализации» (1887). В ней термин «социализация», применяется в значении близком к современному: «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни». Социализация (от лат. socialis — общественный) — процесс станов- ления личности, усвоения индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она озна- чает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие — свиде- тельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление —это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребе- нок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстни- ков. В этом случае социализация как результат характеризует соци- альный статус ребенка по отношению к его сверстникам. Социальные ценности рассматриваются в широком и узком смыс- ле. В широком смысле они определяют наиболее значимые общест- венные явления и факты реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, соци- альных групп и личности. В более узком смысле — это нравственные и эстетические императивы (требования), выработанные чело- веческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания. Социальный опыт представляет собой совокупность соци- альных знаний и усвоенных умений и навыков жизнедеятельности личности в определенном социуме. Он включает различные прояв- ления человека в сферах познания среды и самопознания, взаимо- действия с другими людьми, профессиональной деятельности, вы- полнения различных социальных ролей. Наследственныеиврожденныеособенности составляютопределен- ный потенциал, определяющий предрасположенность человека в раз- витии. В процессе социального развития и воспитания человека он может быть реализован, приумножен, ослаблен или вообще не осу- ществлен. Выделяют позитивные и негативные предрасположения в формировании человека, становлении его как личности. Такие пред- расположения можно подразделять в зависимости от их социальной важности и перспективности. Позитивные предрасположения — это наиболее целесообразный базис социальных задатков для стимулирования направленного раз- вития человека в процессе социализации, в котором он впоследствии может добиться наибольших результатов в самосовершенствовании и самореализации как личность. Это главным образом важно в работе с детьми, имеющими особые нужды. Негативные предрасположения — это те характерные особенности, которые либо ограничивают его в возможностях социального разви- тия, либо имеют четко выраженный отрицательный социальный ха- рактер, что может негативно сказаться на его социальном развитии. В социальной педагогике существуют биогенное (биогенетичес- кое) и социогенное (социогенетическое) направления, определяющие своеобразие перспектив социального развития и воспитания человека. Сторонники биогенного (биогенетического) направления считают, что развитие человека предопределено наследственностью. Именно от нее зависит, кем может стать в будущем этот человек. С позиции науки такой подход не имеет достаточных оснований. Наследствен- ность определяет только возможное, но не достаточное для социаль- ного развития личности. Нужны еще соответствующие условия для их реализации и порой значительное личное участие человека. Отрицательные наследственные предрасположения в семьях риска, когда один или оба из родителей являются алкоголиками, наркоманами, имеют отклонения в психике и т.д., являются усло- виями, которые могут быть трансформированы в сдерживающие факторы в процессе роста ребенка. Направленная работа с такими детьми, предупреждение появления условий, которые могли бы сти- мулировать развитие у них негативных предрасположений, позволя- ют предусматривать и в значительной степени сдерживать возмож- ность их социально-негативного развития и воспитания. В этом, по сути, и состоит профилактическая социально-педагогическая работа с конкретным ребенком, причем не только с ним, но и с его непо- средственным окружением, прежде всего с родителями (лицами, их заменяющими). Сторонники социогенного (социогенетического) направления в пе- дагогике считают, что человек с рождения очень динамичен и из него можно «лепить» все, что угодно воспитателю. Однако реальная жизнь такова, что далеко не все можно сформировать и развить у ребенка, что хотел бы воспитатель. Если ребенок не имеет предрасположения к тому, что у него развивают, перспективы будут ограничены. Имеют место факты, когда воспитатель, не реализовав собственный позитив- ный потенциал в развитии и воспитании ребенка, формирует у него качества, которые впоследствии негативно скажутся на саморазвитии и самореализации. Характерно, что если не считаться с возможностя- ми ребенка, то можно «сломать» его, разрушить личность. Послед- ствия такой воспитательной деятельности иногда могут привести к серьезным социальным и личностным проблемам, потребуется значи- тельная помощь психиатра или психолога. Реальная жизнь диктует необходимость обеспечения единства не только биогенного и социогенного подходов, но и других в воспита- тельной работе с ребенком. В процессе социального развития и вос- питания ребенка необходимо знать его индивидуальные особенности и возможности. Одновременно следует уметь создавать средовые усло- вия, позволяющие обеспечивать наиболее полную и целесообразную реализацию того индивидуального, которое присуще конкретному ребенку. Факторы среды — это все то, что непосредственно и опосредованно воздействует на человека: семья, детский сад, школа, школьный коллек- тив, личность учителя, неформальные молодежные объединения, в ко- торые входит ребенок, средства массовой информации, книги и пр. И. Бронфенбреннер выделяет четыре группы таких факторов, вли- яющих на социализацию человека. К ним относятся: микросреда — это то, что непосредственно окружает человека с самого рождения и оказывает наиболее существенное влияние на его развитие (она, в частности, включает: семью, родителей, условия жизни, игрушки, книги, которые он читает и пр.); мезосистема — складывающиеся вза- имоотношения между различными жизненными областями, опреде- ляющими и существенно влияющими па действенность воспитания (к ним относятся, например, школа и семья; объединения, в которые вхо- дят члены семьи; среда семьи и улицы, где дети проводят свое время и др.); э кзосистема — это общественные институты, органы власти, административные учреждения и т.д. (они опосредованно влияют на социальное развитие и воспитание ребенка); макросистема — это нормы культуры и субкультуры, мировоззренческие и идеологичес- кие позиции, господствующие в обществе (она выступает норматив- ным регулятором воспитывающей системы человека в среде жизнеде- ятельности). Мудрик выделяет три группы факторов, влияющих на социализа- цию человека. К ним относятся: макрофакторы — космос, планета, мир; мезофакторы — этнокультурные и региональные условия, тип поселения, средства массовой коммуникации; микрофакторы — ин- ституты социализации (семья, дошкольные учреждения, школа, вуз, трудовой коллектив), религиозные организации, группа сверстников и субкультура. Десоциализация (от фр. des... — приставка, означающая уничтоже- ние, удаление чего-либо и социализация) — утрата человеком по каким-либо причинам или под воздействием неблагоприятных для его жизнедеятельности факторов (например, длительные болезнь, от- пуск, изоляция от естественной среды, сильная травма головы, дис- комфортные для этого человека условия самопроявления и ир.) соци- ального опыта, отражающаяся на его самореализации в среде жизнедеятельности. Основные причины десоциализации обусловле- ны различными факторами. Особое место принадлежит личностным, средовым и воспитательным факторам. Личностные факторы характеризуются потенциалами и состояни- ем человека, сдерживающими проявление его активности в естествен- ной для него среде, самоограничениями либо сменой характера при- вычной для него деятельности, способствующей приобретению иного социального опыта. Состояние организма создает настроение, жела- ние и способность проявлять себя в определенной деятельности. Не- гативное (нездоровое) состояние сказывается на желаниях, интересах и способности проявлять естественную для человека активность. Сре- довые факторы характеризуют нетипичные для данного человека ус- ловия, влияющие на его способность проявлять естественную актив- ность. К таким факторам относятся преимущественно: новизна обстановки; давление со стороны коллектива, группы, отдельной лич- ности. Воспитательные факторы характеризуют результат или осо- бенности воспитательной деятельности, негативно сказывающиеся на самопроявлении человека. Такая воспитательная деятельность может формировать определенную активность, не соответствующую воз- можностям ребенка и сдерживающую его проявление в какой-либо обстановке, в присутствии определенных лиц. Десоциализация может играть положительную или отрицатель- ную роль в жизни и социальном развитии ребенка. Положительная роль заключается в том, что она помогает человеку избавиться от не- гативного социального опыта; способствует приобретению нового опыта, расширению его социальных возможностей. Данный фактор активно используется в воспитании человека, в исправительной и перевоспитательной работе с ним. Отрицательная (негативная) роль десоциализации заключается в том, что человек теряет накопленный позитивный социальный опыт, необходимый ему для естественной самореализации. Она негативно сказывается на профессиональной де- ятельности человека, на его самопроявлении в естественных для него условиях. Ресоциализация (от лат. re... — приставка, обозначающая повтор- ное, возобновляемое действие; противоположное, обратное действие или противодействие и социализация) — восстановление у человека утраченных социальных ценностей и опыта общения, поведения, жиз- недеятельности. На ресоциализацию и ее результаты также сущест- венно оказывают влияние различные факторы, в том числе личност- ные, средовые и воспитательные. Между социализацией, десоциализацией и ресоциализацией суще- ствует тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Этот фактор оказывает неоценимую помощь в воспитательной работе в процессе исправления и перевоспитания человека. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе ее он усваивает накопленный че- ловечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельнос- ти, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные со- циальные роли. Роль — это жизнедеятельность человека в системе норм, определя- ющих его поведение, общение и отношения в данной социальной по- зиции. Социальная роль — поддерживание человеком определенного социального статуса в соответствии с потребностями повседневной жизни, профессиональной деятельностью, выполняемой функцией и пр. Социальная роль может быть усвоена им на уровне знакомства (знает суть деятельности), основ (умеет выполнять), совершенства (владеет умением на уровне специалиста, опытного человека). Выделяют различные виды социализации, в процессе которых ус- ваиваются социальные роли. К основным из них относят: полороле- вую, семейно-бытовую, профессионально-трудовую, субкультурно- групповую. Полоролевая социализация представляет собой освоение человеком опыта социального поведения в соответствии с его половой принадлежностью и проявлением его в повседневной жизни в зависи- мости от возраста и изменяющихся вместе с ним социального поло- жения и роли в обществе (мальчик или девочка, невеста или жених, муж или жена, отец или мать и пр.). Семейно-бытовая роль — испол- нение человеком социальной роли в соответствии с социальным по- ложением в семье. Она проявляется в усвоении и проявлении опыта семейной жизни, укреплении семейных отношений, ведении хозяйст- ва, воспитании детей. Профессионально-трудовая роль осуществляет- ся на основе социального опыта выполнения человеком определенной профессиональной деятельности. Субкультурно-групповая роль — это социальная роль, которую он усвоил и которая своеобразно проявля- ется с учетом культуры среды, где он жил, учился, общался, трудился. Каждый регион имеет социокультурные особенности поведения, об- щения, речи, что способствует формированию своеобразия социума. Субкультурно-групповая роль отличает людей различных регионов, национальной и религиозной принадлежности, социального окруже- ния, возраста, профессиональной деятельности и пр. Овладение человеком той или иной социальной ролью происходит постепенно, в соответствии с его возрастом, средой жизнедеятельнос- ти. В процессе социализации он проходит определенные стадии (этапы) и ступени. Существуют различные подходы к выделению этапов социализа- ции, например, по характеру протекания: стихийный, относительно направляемый, социально контролируемый и самоуправляемый. В 1920-е гг. выделяли этапы, ориентированные на анатомо-фи- зиологические изменения организма ребенка. В 1970-е гг. Д.Б. Эль- конин (1904—1984) предложил возрастную периодизацию разви- тия психики, основанную на смене ведущих деятельностей: дошкольники — игра; младшие школьники — обучение; подростки — интимное личное общение; юноши — учебно-профессиональная деятельность. В 1980-е гг. А.В. Петровский выдвинул концепцию возрастной периодизации развития личности, определяемую типом деятельностно-опосредованных отношений индивида с наиболее ре- ферентными для него группами. Существует подход выделения стадий социализации человека в за- висимости от отношения его к трудовой деятельности: возрастные (Ловингер): 1) досоциальная (младенчество); 2) импульсивная (ран- нее детство); 3) самозащитная («дельта», раннее детство); 4) конфор- мистская (позднее детство/отрочество); 5) сознательная (отрочест- во/юность); 6) автономная (юность/зрелость); 7) интеграционная (взрослость); (Кеган): 0) инкорпоративная (младенчество); 1) им- пульсивная (от 2 до 7 лет); 2) имперская (7—12 лет); 3) интерперсо- нальная (13—19 лет); 4) институциональная (ранняя взрослость); 5) интериндивидуальная (взрослость); по характеру отношения к трудовой деятельности: дотрудовая (ранняя социализация) — до школы, стадия обучения; трудовая — стадия высшей школы, стадия трудового коллектива; послетрудовая — стадия выхода на пенсию, стадия самореализаии на пенсии. Основные ступени социализации человека: идентификация, инди- видуализация, персонализация. Каждый человек в отдельности — индивид — это особый мир со своими возможностями и особенностями. Категория «индивид» (от лат. individuum — неделимое) по отношению к человеку означает, что этот конкретный человек является единичным природным существом, представителем вида Homo sapiens. Он — носитель индивидуального своеобразия в сообществе других людей. Термин «индивид» иногда употребляется как синоним индивидуальности. Идентификация (от лат. identificare — отождествлять) означает отождествление человека с кем-либо, чем-либо. 3. Фрейд (1856—1939) ввел это понятие и типы идентификации для характеристики процессов усвоения ребенком значимых для него образцов поведения: а) первичная идентификация в младенчестве — примитивная форма эмоциональной привязанности ребенка к матери; б) вторичная идентификация — проявление защитного механиз- ма. По Фрейду, маленький ребенок старается отождествлять себя с наиболее значимой для него личностью. Он копирует некоторые осо- бенности поведения таких лиц. Ребенок идентифицирует себя с лю- бимым человеком или с людьми, которых он ненавидит или которым завидует; в) идентификация применительно к взрослому человеку связана с невротическим симптомом. Субъект из-за желания оказаться в положении объекта психологически вживается в его состояние, болезнен- но переживая его. В процессе социализации происходит развитие особенностей кон- кретного человека, формируется индивидуальность. Это означает, что все то, что присуще этой личности, получает еще большее своеобра- зие, уникальность, обретает неповторимую самобытность. Индивиду- альность означает особенное, самобытное, свойственное данному ин- дивиду природное и социальное своеобразие проявлений человека в мире своих способностей и стремлений, личностных отношений и жизненных смыслов. Наряду с индивидуализацией существует и деиндивидуализация — утрата самосознания и боязнь оценки со стороны социального окру- жения. Она возникает в групповых ситуациях, в которых обеспечива- ется анонимность и не концентрируется внимание на отдельном ин- дивиде. Это имеет место при определенных условиях в общественных объединениях, в интернатных учреждениях, иногда в детсадовских и школьных группах. Подобное явление возникает при жесткой регла- ментации жизни и деятельности, администрировании, при активном и постоянном использовании авторитарной педагогики. В процессе социализации происходит персонализация (от лат. per- sona — личность) — процесс, в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступать в общественной жизни как личность (Петровский). Имеет место и деперсонализация — как следствие отчуждения про- дукта труда от его создателя или присвоения плодов чужого труда (например, отделение архитектора от результатов его деятельности). Деперсонализация возможна не только как следствие приписывания себе чужих заслуг, но и как «трансляция» своих недостатков и ошибок кому-нибудь другому. Личность — это конкретный человек, наделенный сознанием, ин- дивидуальностью, сложившийся в процессе социального развития. В широком традиционном смысле под ней понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В узком смысле личность, обладающая системным качеством, опреде- ляется включенностью в общественные отношения, формируемые в совместной деятельности и общении. На социализацию человека значительное влияние оказывают на- следственныеиврожденныеособенности,факторысреды,личнаяроль в саморазвитии, самосовершенствовании. Человек выступает как объект и субъект, социализации. Как объ- екту, ему принадлежит значительная роль в процессе усвоения соци- ального опыта для развития и саморазвития. Она имеет осознаваемый (человек сам принимает решение, чем и как заниматься и что делать в интересах самосовершенствования) и неосознаваемый (человек под воздействием различных факторов включается в деятельность, кото- рая обусловливает его социальное развитие) характер. На начальном уровне развития человека (на ранних этапах его возраста) роль лич- ности в социализации выражается в естественной активности ребенка в самопроявлении. В дальнейшем с развитием сознания возрастает значение направленной активности человека в деятельности, общении, в работе над собой по самосовершенствованию. Факторы, обу- словливающие самопроявление личности на различных возрастных этапах, — это игра, учение, общение, профессиональная деятельность. Рекомендованная литература 1. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс // Избр. пед. соч. М., 1982. 2. Лихачев Б.Т. Педагогика. Изд. 2-е. М., 1996. 3. Подласый И.П. Педагогика. М., 1996. 4. Сласпенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шияиов Е.Н. Педагогика. М., 1998. 5. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. М., 2000. 6. Стефаиовская ТА. Педагогика: наука и искусство. М, 1998.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.76 (0.016 с.) |