Катастрофы, в результате которых происходит виктимизация больших групп 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Катастрофы, в результате которых происходит виктимизация больших групп



населения:

войны; стихийные бедствия; депортации целых народов или

социальных групп, холокост и т.д. Эти катастрофы делают своими жертвами не

только тех, кто непосредственно был ими затронут, но и оказывают влияние на

виктимизацию нескольких поколений их потомков и, в той или иной степени, на общество в целом.

Помимо всего прочего виктимизация в этих случаях связана с возникновением не

только психических травм и пограничных со стояний, но и таких социальных и

социально-психологических явлений как появление «потерянных поколений», т.е.

массовой утратой социальной и личностной идентичности, смысла жизни и

перспективы, с формированием «вьетнамского синдрома», «афганского синдрома»,

комплекса вины (например, у немцев после войны), комплекса жертвы (например,

у армян после геноцида и начале XX в.) и т.д.

Важное значение имеет создание системы реабилитации (медицинской, психологической,

профессиональной, социальной) жертв катастрофы; реализация системы мер по социально

психологической реабилитации участников войн (например, по преодолению «афганского синдрома»). Количество и характер виктимогенности факторов, количественный и

качественный уровень виктимности, отношение к виктимизированным группам

населения, усилия по профилактике и девиктимизации — показатели гуманности

общества и государственной политики.

4) специфические особенности поселений, конкретных микросоциумов.

 Большое значение имеют такие характеристики поселения и микросоциума, как экономические условия жизни населения, производственная и рекреационная инфраструктуры, социально-профессиональная и демографическая структуры

населения, его культурный уровень, социально-психологический климат. От этих

параметров зависит наличие тех или иных типов жертв неблагоприятных условий

социализации в конкретном поселении и микросоциуме, количественный и

демографический состав каждого типа, они же определяют категории жителей —

потенциальных жертв.

Группа сверстников.

Если она имеет асоциальный, а тем более антисоциальный характер. Но и на других возрастных этапах возможную виктимизирующую роль группы сверстников не следует недооценивать, ибо группа пенсионеров, например, может вовлечь человека в пьянство, а группа соседей или сослуживцев — способствовать криминализации человека среднего

возраста.

                                                            6) семья.

Склонность к асоциальному образу жизни, противоправному и/или

саморазрушительному поведению может передаваться по наследству.

Кроме того, в семье может формироваться определенный тип жертвы благодаря

тем механизмам социализации, которые для нее характерны, — идентификации,

импринтингу и др. Так, в неполной семье может сформироваться несколько

поколений женщин-мужененавистниц, т.е. они станут обладателями определенного психологического комплекса, что лишит их возможности создать благополучные семьи.

6.Виды жертв неблагоприятных условий социализации. Жертвы социализации могут быть реальные, потенциальные и латентные. Реальными жертвами неблагоприятных условий социализации могут стать инвалиды; дети, подростки, юноши, девушки, взрослые с психосоматическими дефектами и отклонениями; сироты и ряд категорий детей, находящихся на попечении государства или общественных организаций. Потенциальными жертвами можно считать людей с пограничными психическими состояниями и с акцентуациями характера; мигрантов из страны в страну, из региона в регион, из села в город и из города в село; детей, родившихся в семьях с низким экономическим, моральным, образовательным уровнем; метисов и представителей инонациональных групп в местах компактного проживания другого этноса. Латентными жертвами неблагоприятных условий социализации можно считать тех, кто не смог реализовать заложенные в них задатки в силу объективных обстоятельств их социализации. Названные типы реальных жертв далеко не всегда представлены «в чистом виде». Весьма часто первичный дефект, отклонение от нормы или какое-то объективное жизненное обстоятельство (например, неблагополучная семья) вызывают вторичные изменения в развитии человека, ведут к перестройке жизненной позиции, формируют неадекватные или ущербные отношения к миру и к себе. Нередко происходит наложение одного признака или обстоятельства на другие (например, мигрант первого поколения становится алкоголиком). Одни признаки и обстоятельства, позволяющие отнести человека к числу жертв неблагоприятных условий социализации, имеют постоянный характер (сиротство, инвалидность), другие проявляются на определенном возрастном этапе (социальная дезадаптация, алкоголизм, наркомания); одни — неустранимы (инвалидность),

другие могут быть предотвращены или изменены (различные социальные отклонения — противоправное поведение и др.). Прежде чем рассматривать объективные факторы, благодаря которым человек становится жертвой неблагоприятных условий социанизации, необходимо ввести понятия виктимогенность, виктимизация и виктимность.

Литература

1.Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: курс лекций: Учеб.

пособие для студ. пед. вузов и колледжей. –М.: Издательский центр «Академия»,

1999

2.Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб.

Заведений / А.В.Мудрик – 2 – е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр

«Академия», 2006

3 Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред.

В.А.Сластенина. – 4-е изд., доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2003

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.253 (0.007 с.)