Механизмы и движущие силы социального развития ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизмы и движущие силы социального развития ребенка



3. Источники социального развития человека

Каждый возрастной этап имеет свои возможности и особенности. Деятельность специалистов по наиболее полному обеспечению этих возможностей является самостоятельным предметом социальной пе- дагогики. Специфика социально-педагогической работы с различны- ми категориями людей по обеспечению их социального развития в зависимости от возраста нашла отражение и в специальных разделах: ювеногогике, андрогогике и геронтогогике.

Ювеногогика (от лат. junior — младший и agoge — руководство, воспитание) — отрасль педагогической науки, охватывающая теоре- тические и практические проблемы обучения и воспитания юношест- ва (молодых людей). Данная область изучает проблемы саморазвития ребенка в ранние юношеские годы: особенности гражданского, умст- венного, нравственного, духовного, трудового, сексуального и т.п. формирования молодых людей.

Характерная проблема социализации ребенка в дошкольном возрасте — это содействие ему в идентификации. Педагогическими аспектами социализации ребенка, подростка школьного возраста яв- ляются: обучение, дальнейшее воспитание и развитие; профессио- нальная ориентация. Ее особенности на этапе профессионального обу- чения (начального, среднего, вузовского) — это адаптация к среде; профессиональная подготовка; приобретение навыков трудовой дея- тельности, утверждение в перспективе профессиональной деятель- ности.

Андрогогика (от греч. aner, род. падеж — andros — взрослый чело- век и agoge — руководство, воспитание) — отрасль педагогической науки, охватывающая теоретические и практические проблемы обуче- ния и воспитания взрослых. Педагогические аспекты социализации человека на этапе трудовой деятельности включают: необходимость и особенности обучения и воспитания взрослого человека. Проблемы непрерывного образования взрослых, профессиональной, послепро- фессиональной подготовки, переподготовки взрослого человека — это адаптация взрослого человека в новых условиях (в системе обучения, трудовом коллективе, профессиональной деятельности); рост профес- сионального мастерства; общекультурное, духовно-нравственное раз- витие взрослого человек; а его самоутверждение; реализация семей- ной функции (формирование семьи, укрепление семейных отноше- ний, воспитание детей, помощь и поддержка молодой семьи и пр.); подготовка к послетрудовой деятельности. Особая роль в социализации взрослого человека принадлежит ему самому, его саморазвитию, самоутверждению и самоосуществлению. Геронтогогика (от греч. gerontos — старец и agoge — руководство, воспитание) — отрасль педагогической науки, охватывающая теоре- тические и практические проблемы взаимодействия с людьми пре- клонного возраста. Особенности социального развития человека в по- жилом и престарелом возрастах: адаптация пенсионера к новым условиям; реализация его потенциала в обществе; сочетание семейно- домашних и общественных форм оказания помощи пожилым и пре- старелым для достойной жизни; социальная поддержка их на завершающем этапе жизни; использование опыта, знаний старшего поколения в социализации, воспитании и обучении молодежи.

Необходима дифференциация социально-педагогической работы с разными категориями пожилых людей.

  Механизмы и движущие силы социального развития ребенка

  Человек, появившись на свет, развивается, формируется, стано- вится личностью. Для социального развития он наделен значительным потенциалом и механизмами его реализации. Этот потенциал с рождения включает определенные для каждого человека биологические, физиологические, психические, энергетические и социальные возможности для развития и самореализации. Потенциальные возможности человека либо реализуются, либо нет. В первом случае они укрепляются, приобретают новое качественное содержание. Реализа- цию потенциала человека можно сравнить с бутоном красивого цвет- ка. Он может созреть и раскрыться во всей своей красоте либо увя- нуть, так и не раскрывшись. Потенциальные возможности развития особенно велики в самом раннем возрасте, когда ребенок предрасположен к значительной динамике роста. Полная его реализация позво- ляет человеку достичь высокого уровня самосовершенства.

Для обеспечения наиболее целесообразных условий саморазви- тия ребенка воспитателю необходимо знать его индивидуальные возможности, динамику их изменения и факторы, от которых в большей или меньшей степени они зависят. Индивидуальные воз- можности ребенка определяются основными источниками и их дви- жущими силами, которые обусловливают социальное развитие и воспитание человека.

Основные вопросы главы:

1) источники социального развития человека;

2) движущие силы социального развития человека;

3) роль личности ребенка в социальном самосовершенствовании.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.132 (0.004 с.)