Пособие для семинарских занятий. канд. филол. наук, доцент кафедры теории и практики текста и методики преподавания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пособие для семинарских занятий. канд. филол. наук, доцент кафедры теории и практики текста и методики преподавания



По лексике

 

 

Москва

2013

УДК 371.3+808.2

ББК 74.202я43+74.268.141я43

П 37

Рецензент:

канд. филол. наук, доцент кафедры теории и практики текста и методики преподавания русского языка Московского городского педагогического университета ГБОУ ВПО МГПУ А.В. Алексеев

Борюшкина Е.Н.

Пособие для семинарских занятий по лексике. – М.: ИППО МГПУ, Экон-информ, 2013. – 47 с.

ISBN 978-5-9506-0909-1

 

 

Учебное пособие содержит упражнения для практических занятий по лексикологии современного русского языка, которые касаются проблем структуры лексического значения, парадигматических отношений в лексической системе, функционального распределения лексического состава и происхождения русской лексики. Предназначено для студентов педагогических вузов очных и заочных отделений, может использоваться при самостоятельной подготовке.

 

 

УДК 371.3+808.2

ББК 74.202я43+74.268.141я43

ISBN 978-5-9506-0909-1

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ …………………………………………………………... 4
ПОНЯТИЕ О ЛЕКСИЧЕСКОМ ЗНАЧЕНИИ ………………………….... 5
Микроструктура лексического значения ……………………………….... 5
Макроструктура лексического значения ……………………………….... 7
Полисемия. Типы переносных значений ……………………………….... 9
СИСТЕМНЫЕ И ВНЕСИСТЕМНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЛЕКСИКЕ........ 14
Антонимия…………………………………………………………............... 14
Синонимия………………………………………………………………….. 16
Лексико-семантическая группа……………………………………………. 17
Родо-видовые отношения… ………………………………………………. 19
Омонимия… ……………………………………………………………….. 20
Паронимия и парономазия ……………………………………………….. 23
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СФЕРЫ ЛЕКСИКИ …………………………….. 26
Устаревшая лексика……………………………………………………….. 26
Неология …………………………………………………………………… 27
Жаргонизмы………………………………………………………………… 27
Диалектизмы………………………………………………………………… 29
Стилевая принадлежность слов …………………………………………... 32
ЛЕКСИКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ………………. 37
Старославянизмы в составе русской лексики …………...………………. 37
Общеславянская лексика…………………………………………………… 38
Заимствования ……………….…………………………………………….. 38

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Цель учебного пособия – способствовать развитию навыков лексикологического и лексико-семантического анализа у студентов очных и заочных отделений, изучающих курс «Современный русский язык. Лексика». Пособие состоит из семнадцати параграфов, в каждом из которых содержатся упражнения по одной из тем семасиологии и лексикологии. Упражнения максимально адаптированы к самостоятельной работе студентов: они сопровождаются образцами анализа или рекомендациями к выполнению («подсказками»). В образце выполнения содержится полный алгоритм ответа на поставленный вопрос, рекомендация включает теоретический минимум, необходимый для выполнения упражнения.

Содержащиеся в пособии задания дают возможность осваивать как школьный, так и вузовский уровень лексикологии. Задания из первого раздела, «Понятие о лексическом значении», отражают вопросы достаточно высокого уровня сложности и требуют знания теории компонентного семантического анализа. Задания второго раздела, «Системные и внесистемные отношения в лексике», содержат материал как вузовской, так и школьной программы. Два последних раздела, «Функциональные сферы лексики» и «Лексика с точки зрения происхождения», включают задания, ориентированные на понятия, которые рассматриваются в средней школе, но в ряде случаев предполагают более глубокое изучение материала. В частности, параграф «Старославянизмы в составе русской лексики» предполагает знакомство учащихся с минимальными сведениями из области истории русского языка.

 

 

ПОНЯТИЕ О ЛЕКСИЧЕСКОМ ЗНАЧЕНИИ

Микроструктура лексического значения

Упражнение 1.

Пользуясь толковым словарем, проведите семантизацию выделенных слов по образцу.

Образец: на рассвете.

Семантизация – это компонентный анализ лексического значения, при котором оно раскладывается на минимальные семантические признаки (семы). Принято считать, что в словарном толковании каждое знаменательное слово обычно соответствует одной семе. Каждая сема записывается в отдельных семантических кавычках. Рассмотрим словарную статью в толковом словаре С.И. Ожегова: «Рассвет. 1. Время перед восходом солнца; начало утра. Встать на рассвете.  2. перен. Ранний период, начало чего-н. (книжн.). На рассвете жизни»[Ожегов: 611]. Мы рассматриваем толкование лишь того лексического значения, в котором слово употреблено в тексте: это первое значение по словарю. Надо помнить, что при толковании слова используются три способа: понятийный, синонимический и отсылочный. В цитируемом словаре объединены два первых способа: время перед восходом солнца и начало утра являются синонимическими выражениями; в то же время каждое из этих выражений характеризует понятие, выражаемое словом, то есть является самостоятельным понятийным толкованием. Для семантизации может продуктивно использоваться только понятийное толкование. В выписанной словарной цитате рассмотрим первое описательное выражение, так как оно является более подробным. Выделим семы в соответствии с приведенным выше правилом:

Рассвет – время перед восходом солнца. Семы: ‘время’, ‘ восход’, ‘солнце’.

На рассвете

По дорожке

В класс бегут

Сороконожки.

Раньше всех

Они проснулись,

Раньше всех

Они обулись,

Натянув

На сорок ног

Сорок маленьких

Сапог.

Раньше всех

Они успели

Застелить свои

Постели.

И теперь бегут

Из норок

Раньше всех

Минут на сорок.

Раньше всех

Свою еду

Доедая на ходу.

Вот они заходят в класс

С опозданием на час.

Говорят им:

- Где вы были?

Вы про школу позабыли?

Вы проспали?

- Не проспали!

- Вы гуляли?

- Не гуляли!

Мы стояли на пороге,

Вытирали ноги! (В. Орлов)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.43.140 (0.008 с.)