Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пособие для семинарских занятий. канд. филол. наук, доцент кафедры теории и практики текста и методики преподавания
По лексике
Москва 2013 УДК 371.3+808.2 ББК 74.202я43+74.268.141я43 П 37 Рецензент: канд. филол. наук, доцент кафедры теории и практики текста и методики преподавания русского языка Московского городского педагогического университета ГБОУ ВПО МГПУ А.В. Алексеев Борюшкина Е.Н. Пособие для семинарских занятий по лексике. – М.: ИППО МГПУ, Экон-информ, 2013. – 47 с. ISBN 978-5-9506-0909-1
Учебное пособие содержит упражнения для практических занятий по лексикологии современного русского языка, которые касаются проблем структуры лексического значения, парадигматических отношений в лексической системе, функционального распределения лексического состава и происхождения русской лексики. Предназначено для студентов педагогических вузов очных и заочных отделений, может использоваться при самостоятельной подготовке.
УДК 371.3+808.2 ББК 74.202я43+74.268.141я43 ISBN 978-5-9506-0909-1
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ Цель учебного пособия – способствовать развитию навыков лексикологического и лексико-семантического анализа у студентов очных и заочных отделений, изучающих курс «Современный русский язык. Лексика». Пособие состоит из семнадцати параграфов, в каждом из которых содержатся упражнения по одной из тем семасиологии и лексикологии. Упражнения максимально адаптированы к самостоятельной работе студентов: они сопровождаются образцами анализа или рекомендациями к выполнению («подсказками»). В образце выполнения содержится полный алгоритм ответа на поставленный вопрос, рекомендация включает теоретический минимум, необходимый для выполнения упражнения. Содержащиеся в пособии задания дают возможность осваивать как школьный, так и вузовский уровень лексикологии. Задания из первого раздела, «Понятие о лексическом значении», отражают вопросы достаточно высокого уровня сложности и требуют знания теории компонентного семантического анализа. Задания второго раздела, «Системные и внесистемные отношения в лексике», содержат материал как вузовской, так и школьной программы. Два последних раздела, «Функциональные сферы лексики» и «Лексика с точки зрения происхождения», включают задания, ориентированные на понятия, которые рассматриваются в средней школе, но в ряде случаев предполагают более глубокое изучение материала. В частности, параграф «Старославянизмы в составе русской лексики» предполагает знакомство учащихся с минимальными сведениями из области истории русского языка.
ПОНЯТИЕ О ЛЕКСИЧЕСКОМ ЗНАЧЕНИИ Микроструктура лексического значения Упражнение 1. Пользуясь толковым словарем, проведите семантизацию выделенных слов по образцу. Образец: на рассвете. Семантизация – это компонентный анализ лексического значения, при котором оно раскладывается на минимальные семантические признаки (семы). Принято считать, что в словарном толковании каждое знаменательное слово обычно соответствует одной семе. Каждая сема записывается в отдельных семантических кавычках. Рассмотрим словарную статью в толковом словаре С.И. Ожегова: «Рассвет. 1. Время перед восходом солнца; начало утра. Встать на рассвете. 2. перен. Ранний период, начало чего-н. (книжн.). На рассвете жизни»[Ожегов: 611]. Мы рассматриваем толкование лишь того лексического значения, в котором слово употреблено в тексте: это первое значение по словарю. Надо помнить, что при толковании слова используются три способа: понятийный, синонимический и отсылочный. В цитируемом словаре объединены два первых способа: время перед восходом солнца и начало утра являются синонимическими выражениями; в то же время каждое из этих выражений характеризует понятие, выражаемое словом, то есть является самостоятельным понятийным толкованием. Для семантизации может продуктивно использоваться только понятийное толкование. В выписанной словарной цитате рассмотрим первое описательное выражение, так как оно является более подробным. Выделим семы в соответствии с приведенным выше правилом:
Рассвет – время перед восходом солнца. Семы: ‘время’, ‘ восход’, ‘солнце’. На рассвете По дорожке В класс бегут Сороконожки. Раньше всех Они проснулись, Раньше всех Они обулись, Натянув На сорок ног Сорок маленьких Сапог. Раньше всех Они успели Застелить свои Постели. И теперь бегут Из норок Раньше всех Минут на сорок. Раньше всех Свою еду Доедая на ходу. Вот они заходят в класс С опозданием на час. Говорят им: - Где вы были? Вы про школу позабыли? Вы проспали? - Не проспали! - Вы гуляли? - Не гуляли! Мы стояли на пороге, Вытирали ноги! (В. Орлов)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.43.140 (0.008 с.) |