Пособие для семинарских занятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пособие для семинарских занятий



Е.Н. Борюшкина

 

Пособие для семинарских занятий

По лексике

 

 

Москва

2013

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

(ГБОУ ВПО МГПУ)

 

Институт педагогики и психологии образования

Кафедра филологических дисциплин и методики их преподавания в начальной школе

 

 

Е.Н. Борюшкина

 

Пособие для семинарских занятий

По лексике

 

 

Москва

2013

УДК 371.3+808.2

ББК 74.202я43+74.268.141я43

П 37

Рецензент:

канд. филол. наук, доцент кафедры теории и практики текста и методики преподавания русского языка Московского городского педагогического университета ГБОУ ВПО МГПУ А.В. Алексеев

Борюшкина Е.Н.

Пособие для семинарских занятий по лексике. – М.: ИППО МГПУ, Экон-информ, 2013. – 47 с.

ISBN 978-5-9506-0909-1

 

 

Учебное пособие содержит упражнения для практических занятий по лексикологии современного русского языка, которые касаются проблем структуры лексического значения, парадигматических отношений в лексической системе, функционального распределения лексического состава и происхождения русской лексики. Предназначено для студентов педагогических вузов очных и заочных отделений, может использоваться при самостоятельной подготовке.

 

 

УДК 371.3+808.2

ББК 74.202я43+74.268.141я43

ISBN 978-5-9506-0909-1

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ …………………………………………………………... 4
ПОНЯТИЕ О ЛЕКСИЧЕСКОМ ЗНАЧЕНИИ ………………………….... 5
Микроструктура лексического значения ……………………………….... 5
Макроструктура лексического значения ……………………………….... 7
Полисемия. Типы переносных значений ……………………………….... 9
СИСТЕМНЫЕ И ВНЕСИСТЕМНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЛЕКСИКЕ........ 14
Антонимия…………………………………………………………............... 14
Синонимия………………………………………………………………….. 16
Лексико-семантическая группа……………………………………………. 17
Родо-видовые отношения… ………………………………………………. 19
Омонимия… ……………………………………………………………….. 20
Паронимия и парономазия ……………………………………………….. 23
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СФЕРЫ ЛЕКСИКИ …………………………….. 26
Устаревшая лексика……………………………………………………….. 26
Неология …………………………………………………………………… 27
Жаргонизмы………………………………………………………………… 27
Диалектизмы………………………………………………………………… 29
Стилевая принадлежность слов …………………………………………... 32
ЛЕКСИКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ………………. 37
Старославянизмы в составе русской лексики …………...………………. 37
Общеславянская лексика…………………………………………………… 38
Заимствования ……………….…………………………………………….. 38

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Цель учебного пособия – способствовать развитию навыков лексикологического и лексико-семантического анализа у студентов очных и заочных отделений, изучающих курс «Современный русский язык. Лексика». Пособие состоит из семнадцати параграфов, в каждом из которых содержатся упражнения по одной из тем семасиологии и лексикологии. Упражнения максимально адаптированы к самостоятельной работе студентов: они сопровождаются образцами анализа или рекомендациями к выполнению («подсказками»). В образце выполнения содержится полный алгоритм ответа на поставленный вопрос, рекомендация включает теоретический минимум, необходимый для выполнения упражнения.

Содержащиеся в пособии задания дают возможность осваивать как школьный, так и вузовский уровень лексикологии. Задания из первого раздела, «Понятие о лексическом значении», отражают вопросы достаточно высокого уровня сложности и требуют знания теории компонентного семантического анализа. Задания второго раздела, «Системные и внесистемные отношения в лексике», содержат материал как вузовской, так и школьной программы. Два последних раздела, «Функциональные сферы лексики» и «Лексика с точки зрения происхождения», включают задания, ориентированные на понятия, которые рассматриваются в средней школе, но в ряде случаев предполагают более глубокое изучение материала. В частности, параграф «Старославянизмы в составе русской лексики» предполагает знакомство учащихся с минимальными сведениями из области истории русского языка.

 

 

ПОНЯТИЕ О ЛЕКСИЧЕСКОМ ЗНАЧЕНИИ

Микроструктура лексического значения

Упражнение 1.

Пользуясь толковым словарем, проведите семантизацию выделенных слов по образцу.

Образец: на рассвете.

Семантизация – это компонентный анализ лексического значения, при котором оно раскладывается на минимальные семантические признаки (семы). Принято считать, что в словарном толковании каждое знаменательное слово обычно соответствует одной семе. Каждая сема записывается в отдельных семантических кавычках. Рассмотрим словарную статью в толковом словаре С.И. Ожегова: «Рассвет. 1. Время перед восходом солнца; начало утра. Встать на рассвете.  2. перен. Ранний период, начало чего-н. (книжн.). На рассвете жизни»[Ожегов: 611]. Мы рассматриваем толкование лишь того лексического значения, в котором слово употреблено в тексте: это первое значение по словарю. Надо помнить, что при толковании слова используются три способа: понятийный, синонимический и отсылочный. В цитируемом словаре объединены два первых способа: время перед восходом солнца и начало утра являются синонимическими выражениями; в то же время каждое из этих выражений характеризует понятие, выражаемое словом, то есть является самостоятельным понятийным толкованием. Для семантизации может продуктивно использоваться только понятийное толкование. В выписанной словарной цитате рассмотрим первое описательное выражение, так как оно является более подробным. Выделим семы в соответствии с приведенным выше правилом:

Рассвет – время перед восходом солнца. Семы: ‘время’, ‘ восход’, ‘солнце’.

На рассвете

По дорожке

В класс бегут

Сороконожки.

Раньше всех

Они проснулись,

Раньше всех

Они обулись,

Натянув

На сорок ног

Сорок маленьких

Сапог.

Раньше всех

Они успели

Застелить свои

Постели.

И теперь бегут

Из норок

Раньше всех

Минут на сорок.

Раньше всех

Свою еду

Доедая на ходу.

Вот они заходят в класс

С опозданием на час.

Говорят им:

- Где вы были?

Вы про школу позабыли?

Вы проспали?

- Не проспали!

- Вы гуляли?

- Не гуляли!

Мы стояли на пороге,

Вытирали ноги! (В. Орлов)

 

Упражнение 2.

Определите тип лексического значения выделенных слов. Заполните следующую таблицу:

Слова с номинативным значением Слова с номинативно-коннотативным значением Слова с коннотативно-номинативным значением Слова с коннотативным значением
       

Образец. Слово дядюшка имеет уменьшительно-оценочный суффикс, следовательно, выражает коннотацию (оценку); вместе с тем данное слово называет определенный объект (дядю), следовательно, в его значении преобладает номинация. Вывод: слово обладает номинативно-коннотативным значением.

Слово Ау является именем конкретного человека, следовательно, его основная функция – номинация; вместе с тем оно не выражает никакой дополнительной оценки этого человека. Вывод: слово обладает номинативным значением.

Слово а-аах выражает прежде всего оценку, эмоциональное отношение, следовательно, в его значении преобладает коннотативный компонент; вместе с тем невозможно определить, какая именно эмоция подразумевается, то есть эмоция не названа, следовательно, номинация практически отсутствует. Вывод: слово обладает коннотативным значением.

Слово дурацкий совмещает выражение эмоционально-оценочного отношения и называние определенного качества, то есть соединяет в своем значении номинативный и коннотативный компоненты; вместе с тем дурацкий в данном контексте, скорее, не обозначает качество дурака, а в большей степени выражает общее негативное отношение к объекту, то есть коннотация преобладает над номинацией. Вывод: слово обладает коннотативно-номинативным значением.

1. Дядюшка Ау, он же господин Ау, открыл глаза. Но тотчас же закрыл их, как только увидел, что вовсю светит солнце. Он поплотнее завернул себя в одеяло и удобнее уложил себя на подушке. Ему не надо было спешить в детский сад, в школу или на завод. Он жил в лесу и вставал, когда хотел.

А-аах! У-уух! – произнес он и захрапел, затарахтел во сне как тарахтело бы метро в городе Хельсинки, если бы оно там было.

Пока он тарахтел, сгустились сумерки.

«Приехали, – решил дядюшка Ау. – Пора вставать».

2. «Конечно, – иногда думал дядюшка Ау, – мой дедушка был темный. Но он был умелец. Одних видов скрипа он знал двести! А по части клацанья, чавканья и воя он мог бы просто выступать в художественной самодеятельности!»

3. Господин Ау приоткрыл окошко, завыл жутким голосом и стал проникать в дом.

У-У-у! – выл дядюшка и сделал решительный рывок в комнату. Но трах-тара-рахлыжа не пускала его, и господин Ау повис на подоконнике в самом неудобном положении – попкой кверху. – Сейчас я вам задам! – кричал он, еще не понимая, что произошло.

4. – Вот тебе, дурацкий грязный мелюзга! Призрак несчастный! Испортил весь кукольный званый вечер!

5. – Ну, и чего ты там видишь? – крикнул господин Ау в окно?

– Себя. (…)

– Так, понятно. А такого нахального с бородой, помятого?

– Не вижу.

– Посмотри получше. Он должен там шастать. Он любит в кровати дрыхнуть и не любит умываться. Отвратительный тип. Лодырь. Чем-то на меня похож, только хуже.

6. Впереди два здоровых верзилы тузили друг друга. Мужчины были на вид жутко усталыми, руки и ноги с трудом их слушались. Но, несмотря на это, они колотили друг друга без остановки и беспрестанно ругались. Самым мягким выражением, которое они употребляли, было «навозная морда». Остальные слова и привести страшно. (Х. Мякеля, Э. Успенский.)

 

Упражнение 3.

Найдите слова, употребленные в переносном метафорическом значении. Определите признак, по которому производится метафорический перенос. Назовите прямое значение этих слов.

Образец. В первом предложении слово, употребленное в переносном значении – крылья. В данном контексте подразумевается талант, мечты. Прямое значение слова крылья: ‘части тела, используемые при полете’. Признак, на основе которого производится перенос, – ‘полет’, так как полет ассоциируется со свободой творчества.

1. Если ты рожден без крыльев, не мешай им вырасти (Г. Шанель). 2. Есть книги, которые надо только отведать, есть такие, которые лучше всего проглотить, и лишь некоторые стоит разжевать и переварить (Ф. Бекон). 3. Светлый человек не делает темных дел (кит. нар. поговорка). 4. Опасайтесь тех, кто сетует на нехватку времени, - они крадут твое (Х. Штейнхаус). 5. Беспрестанные сигналы тревоги усыпляют (А. Кумор). 6. Открывать глаза и окрылять сознание – вот задача всех школьных уроков, и язык должен служить этим задачам в максимальной степени (М.А. Рыбникова). 7. Те читатели, которые хоть отчасти знакомы с моими работами по истории и теории словесности, не могли (надеюсь) не заметить, что ни одной своей статьи я никогда не загружал тяжеловесным балластом профессорской псевдоучености. Каковы бы ни были их недостатки, в них во всех – свободное дыхание, простой разговорный язык. (К.И. Чуковский). 8. Из слова русского, богатого и мощного, силятся извлечь небольшой, благопристойный, приторный, искусственный, тощий, приспособленный для немногих язык (В.К. Кюхельбекер). 9. Конечно, со стороны представляется диким, что существует эстетика, предпочитающая бесцветные, малокровные, стерилизованные, сухие слова прекрасным, образным, общенародным словам (К.И. Чуковский). 10. Цель обучения – научить обходиться без учителя (Э. Хаббард).

Упражнение 4.

Найдите в стихотворении слова, употребленные в метафорическом значении. Назовите прямые значения этих слов. Определите функцию метафор в тексте.

Образец. Слово зачарован в прямом значении означает ‘заколдован, лишен сил и способности двигаться при помощи магической энергии’. В данном контексте слово используется для создания художественной выразительности, для того, чтобы точнее передать авторское впечатление от неподвижного, тихого леса.

     ЧАРЫ ФЕИ

Я шёл в лесу. Лес темный был

Так странно зачарован.

И сам кого-то я любил,

И сам я был взволнован.

Кто так разнежил облака, –

Они совсем жемчужны?

И почему ручью река

Поёт: «Мы будем дружны»?

И почему так ландыш вдруг

Вздохнул, в траве бледнея?

И почему так нежен луг?

Ах, знаю! Это Фея. (К.Бальмонт)

Упражнение 5.

Найдите в тексте пример стертой метафоры, подтвердите отсутствие коннотации характеристикой выражения со стертой метафорой, данной в самом тексте.

Подсказка. Стертая метафора представляет собой образный перенос, утративший свою актуальность и эмоциональную экспрессивность (коннотацию), то есть не создающий яркого впечатления, воспроизводимый как речевой штамп.

Хоронили одного старика, и меня поразило, что каждый из надгробных ораторов начинал свою унылую речь одной и той же заученной формулой:

- Смерть вырвала из наших рядов…

И мне подумалось, что тот древний надгробный оратор, который впервые произнес эту живописную фразу над каким-нибудь древним покойником, был, несомненно, человек даровитый, наделенный воображением поэта. Он ясно представил себе хищницу-смерть, которая налетела на тесно сплоченных людей и вырвала из их ряда свою добычу.

Но тот двадцатый и сотый оратор, который произносит эту фразу как привычны, ходячий шаблон, не вкладывает в нее ни малейшей эмоции, потому что живое чувство всегда выражается живыми словами, хлынувшими прямо из сердца, а не попугайным повторением заученных формул.

«Нет, - подумал я, - они не любили покойного и нисколько не жалеют, что он умер».

Из равнодушных уст я слышал смерти весть,

И равнодушно ей внимал я.

Но вот попрощаться с умершим подвели его ближайшего друга. Он буквально ослеп от слез. Видно было, что горе у него непритворное. Встав у края раскрытой могилы, он молча смотрел в нее, потрясенный отчаянием, и, наконец, к великому моему изумлению, сказал:

- Смерть вырвала из наших рядов…

Вот до чего порабощает ослабевших людей мертвая сила шаблона. Даже самое искреннее, свежее, непритворное чувство выражают они стертыми, стандартными фразами. (К.И. Чуковский.)

Упражнение 6.

Найдите в стихотворении примеры слов, употребленных как в прямом, так и в переносном метафорическом значении. Объясните различие.

Образец. Лота побежит означает, что девочка будет быстро перемещаться при помощи ног, следовательно, слово побежать употреблено здесь в прямом значении. В выражении побежит трамвай то же самое слово употреблено в переносном значении, так как у трамвая нет ног, следовательно, действие побежать приписывается ему на основании совпадения в одном и другом случае признака ‘быстро’. Иначе говоря, во втором примере слово побежать употреблено в переносном значении.

Резвый встанет на рассвете,

Сном ленивый дорожит.

Побежит трамвай по рельсам,

Лота в школу побежит.

Папа едет на работу,

В магазин идет сосед…

Ну а дом – он будет дома,

Он по сути – домосед.

Распахнет глаза-окошки

И на солнце поглядит.

И тихонько дверь откроет:

- Новый день, привет, входи!

 

Кот, свернувшись, спит на кухне,

Пёсик в будочке сопит.

Лота дремлет на подушке,

А трамвай на рельсах спит…

А у дома нету дома,

Кроме дома самого.

Как его охватит дрёма,

Где, скажи, постель его?

Он вздохнет прозрачной шторой,

Голубым окном моргнет,

Двери он закроет скоро

И как будто бы уснет. (Ю. Теньюрд, И. Токмарева.)

Упражнение 7.

Какой тип переносного значения называется синекдохой? Найдите в тексте синекдоху, объясните механизм переноса значения.

Подсказка. Что такое косоворотка?

Однажды двое мальчишек в полинялых косоворотках остановились у зеркальной витрины.

– Паровозик!.. – сказал один.

А другой ничего не сказал и еще сильнее прижался носом к стеклу, так что нос у него сплющился.

Но потом наступил вечер. Мальчишки ушли. Маленький Паровозик понял: этим полинялым косовороткам он не по карману. И ужасно расстроился. У него даже заболела труба-а-а от огорчения. (Владимир Приходько).

 

СИСТЕМНЫЕ И ВНЕСИСТЕМНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЛЕКСИКЕ

Антонимия

Упражнение 8.

 Какие из приведенных слов не имеют антонимов в прямом значении? Объясните, почему у этих слов не может быть антонимов. К остальным словам подберите антонимы. Назовите для каждой пары антонимов общие и противопоставляемые семы.

Образец. Слово умный – качественное прилагательное, выражающее значение ‘обладающий умом, выражающий ум’. К нему можно подобрать антоним – слово глупый во значении ‘ не обнаруживающий ума’. Общая сема для этих антонимов – ‘ум’. Противопоставленные семы: ‘наличие’ –  ‘отсутствие’.

Слово солнце – конкретное существительное, являющееся названием небесного светила. Конкретные существительные не имеют антонимов в системе языка.

Умный, добро, солнце, дорогой, двигаться, кольцо, прямой, линия, футбол, вверх, небо, под, винт, пять, мяу.

Упражнение 9.

К каждому слову подберите 2 антонима: один – однокоренной, второй – слово с иным корнем.

Образец. Беспокойный – спокойный, тихий.

Беспокойный, аккуратный, бедный, гармония, вонь, серьезный, симпатия, выдуманный, нужный, счастливый.

Упражнение 10.

Определите значения приведенных ниже многозначных слов. Сколькими значениями обладает каждое из этих слов? Там, где это возможно, подберите антонимы к каждому из значений многозначного слова.

Образец. Слово сонный имеет 6 значений. Первое значение – ‘происходящий во время сна’, например, сонное видение. К этому значению слова сонный можно подобрать антоним – явственный. Второе значение – ‘погруженный в сон, спящий’. Антонимом к нему будет слово бодрствующий. Третье значение – ‘вялый от желания спать’. Антоним к данному значению – бодрый. Четвертое значение – ‘бездеятельный, неподвижный’. Можно подобрать антоним  - слово активный. Пятое значение – ‘заспанный’ (сонный вид). Антоним к данному значению – бодрый. Последнее, шестое значение – ‘вызывающий сон, снотворный’. К данному значению антонимом будет слово бодрящий.

Веселый, внешний, готовый, легкий, земля, горячий, черствый, сладкий, строить, твердый.

 

Упражнение 11.

В предложенном тексте найдите контекстуальные антонимы, определите признак, по которому противопоставлены данные слова.

Образец. Воркута – Алма-Ата. Первый признак – географическое положение: север – юг, второй признак – состояние человека: несвобода в условиях тюремного режима (устойчивая ассоциация к топониму Воркута) – свобода (курортная, теплая территория).

 

Хотел в Алма-Ату - приехал в Воркуту.
Строгал себе лапту, а записали в хор.
Хотелось "Беломор" - в продаже только "ТУ".
Хотелось телескоп - а выдали топор.

Хотелось закурить - но здесь запрещено.
Хотелось закирять - но высохло вино.
Хотелось объяснить - сломали два ребра.
Пытался возразить, но били мастера.

Хотелось одному - приходится втроем.
Надеялся уснуть - командуют "Подъем!"
Плюю в лицо слуге по имени народ.

Мне нравится БГ, а не наоборот.

Хотелось полететь - приходится ползти.
Старался доползти - застрял на полпути.
Ворочаюсь в грязи. А если встать, пойти?
За это мне грозит от года до пяти.

Хотелось закричать - приказано молчать.
Попробовал ворчать - но могут настучать.
Хотелось озвереть, кусаться и рычать.
Пытался умереть - успели откачать.

Могли и не успеть. Спасибо главврачу
За то, что ничего теперь хотеть я не хочу.
Психически здоров. Отвык и пить, и есть.
Спасибо, Башлачев. Палата номер шесть. (Александр Башлачев.)

Синонимия

Упражнение 12.

В приведенном тексте найдите одну пару узуальных синонимов и одну пару окказиональных синонимов. Объясните, по каким признакам синонимы различаются и совпадают.

Подсказка. Узуальные синонимы – слова, у которых совпадают или близки их обычные, словарные значения. Такие синонимы указываются в словарях синонимов. Узуальные синонимы могут различаться по каким-либо признакам обозначаемых предметов (семантические синонимы) или по сфере употребления, эмоциональной окраске (стилистические синонимы). Окказиональные синонимы – слова, которые сближаются по значению только в определенном контексте, в то время как с точки зрения словарных значений между ними может не быть ничего общего: такие слова становятся синонимами, так как они обозначают один предмет в авторском, индивидуальном употреблении.

На первом уроке было рисование, но Арсюша даже не притронулся к карандашам. В окно смотрел. Облака на небе точь-в-точь…

– Как овцы! – догадался Арсюша.

Да вот догадался-то он вслух.

– Какие овцы?! – удивилась учительница Мария Васильевна. – Филинов, где ты увидел овец?

– В машине, на улице. А они вон где теперь! – Арсюша показал на облака.

Ребята засмеялись

– Выдумщик! Чудила!

– Нет, – сказал Арсюша, я не выдумщик и не чудила. Этих овец я в лицо знаю.

– Ха-ха-ха! – засмеялись ребята.

А Петрушин, сосед, даже за живот схватился.

– Какие же у них лица? У них – морды.

Арсюше это очень не понравилось, но Мария Васильевна подняла руки, успокаивая класс, а тут еще прозвенел звонок … (Владислав Бахревский.)

Упражнение 13.

В какую лексико-семантическую группу можно объединить некоторые существительные следующего стихотворения? Какие существительные не войдут в нее? Почему?

Подсказка. Лексико-семантическая группа объединяет слова, в значении которых имеется какой-либо совпадающий семантический признак. Например, слова яблоко, апельсин, груша, банан объединяются в одну лексико-семантическую группу, так как у каждого в лексическом значении содержится признак ‘фрукт’.

Был на речке на Чернильной

Город маленький, не пыльный.

С незапамятных времен

Букваринском звался он.

Очень славный жил народ:

Хлебосольный,

Незлобивый,

Дружный и трудолюбивый.

А – аптекарь,

Б – бочар,

В – валяльщик,

Г – гончар,

Д – дробильщик здоровенный,

Е – ефрейтор, он военный,

Ж – жестянщик-простачок.

З – застройщик-старичок,

И – историк бородатый,

К – красильщик франтоватый.

Л – лудильщик,

М – маляр,

Н – носильщик,

О – овчар,

П – писатель,

Р – радист.

С – сапожник.

Т – турист.

У – бесстрашный укротитель.

Ф – чудак фотолюбитель.

Х – художник-баталист.

Ц – известный цимбалист.

Ч – чудесный часовщик.

Ш – шофер, большой шутник,

Щ – щенок его Букетик.

Э – электрик-энергетик.

Ю – юрист,

А дальше

Я – это я, мои друзья! (И. Токмакова.)

Упражнение 14.

Прочитайте смешной диалог ребенка с родителем. В какой реплике сформулировано название лексико-семантической группы, в которую можно включить некоторые из употребленных в диалоге слов? Какое слово не будет входить в эту лексико-семантическую группу и почему?

– Какие ты знаешь части растения?

– Цветок, стебель, листья…

– И всё?

– Еще горшок и другие запчасти! (записал Л. Каминский)

Родо-видовые отношения

Упражнение 15.

Какие из приведенных слов могут быть объедены в родо-видовые парадигмы? Разделите слова на гипонимы и гиперонимы, заполните таблицу.

Подсказка. Гипонимы – слова с частным значением по отношению к общему: например, грузовик – гипоним по отношению к слову машина. Гиперонимы – слова с общим значением по отношению к частному: например, цветок – гипероним по отношению к слову тюльпан.

Одежда, яблоко, галка, гнев, манго, юбка, шкаф, радость, стол, джемпер, туника, гуава, фрукт, страх, софа, эмоция, птица, канарейка, павлин.

гипероним        
гипонимы        

Упражнение 16.

Подберите гипонимы к следующим словам.

Образец. По отношению к слову четырехугольник гипонимами будут являться существительные квадрат, прямоугольник, трапеция, ромб.

 Четырехугольник, украшение, водоем, ремесло, учащийся, животное, запах, растение, чувство, добродетель, газ.

Упражнение 17.

Подберите гиперонимы к следующим словам.

Образец. По отношению к слову улитка гиперонимом будет выступать существительное моллюск.

Улитка, пешка, тюрбан, таз, телефон, пропан, бирюза, парча, чай, серафим, Николай.

Омонимия

Упражнение 18.

Определите, чем являются выделенные слова: омонимами или многозначными словами? Свой ответ обоснуйте.

Подсказка. Значения многозначных слов обладают каким-либо общим семантическим признаком в своей структуре; например, звезда ‘небесное тело’ и звезда ‘популярный артист’ объединены признаком ‘блистать’. В значениях омонимов нет совпадающих семантических признаков.

Женщина – не слабый пол, слабый пол – это гнилые доски (Ф. Раневская).

 

Упражнение 19.

Назовите, какие лексические явления лежат в основе ошибок второклассника Андрюши. Какие фонетические характеристики звуков в выделенных словах способствуют тому, что эти слова легко перепутать на слух?

Подсказка. Парономазы – слова, которые близки, но не совпадают полностью по звучанию (ср. следующий раздел). Их необходимо отличать от омофонов.

Почему?

Второкласснику Андрюше

Просто не везёт. До слёз.

– Мама, мама, ты послушай,

Двойку я опять принёс.

 

В самом деле, почему

Так уж не везёт ему?

 

В классе пишут под диктовку:

«Я принёс из леса ГРИБ»,

Лишь Андрей выводит ловко:

«Я принёс из леса ГРИПП».

 

Ну скажите, почему

Так послышалось ему?

Игроки владеют БАСОМ,

А певец – завидным ПАСОМ,

По реке плывут ПЛОДЫ,

А в саду растут ПЛОТЫ.

 

Объясните, почему

В школе не везёт ему?

(Роман Юзва.)

Упражнение 20.

Объясните, какие разновидности омонимии представлены в примерах.

Подсказка. Омографы – совпадающие в произношении слова (труд - трут). Омоформы – слова, совпадающие в отдельных формах (печь пироги – русская печь). Омографы – слова, совпадающие в написании (з а мок – зам о к).

1. Чтоб ума набраться – я смотрю на братца!.. 2. Пока Медведь читал статью про гризли, две мышки в сыре дырочки прогрызли! 3. Людям в поле помогало – галок пугало пугало. 4. Человека не брани: человек – не из брони. 5. У нас в посёлке дачном Есть сторож – старожил. Так он еще мальчонкой Здесь дачи сторожил. 6. Дам друзьям по калачу, а врагов поколочу! 7. Дома в баночках у Лидки проживают три улитки! 8. Средневековый рыцарь умел владеть мечом. А я зато умело Жонглирую мячом. 9. Ты, Ворона, скажи-ка: «Коробка!» И в ответ прозвучало: «Кар». – робко. 10. Я превзойду любого в скорости! Об это все узнают вскорости. 11. Индийские изделия домой привез из Дели я…12. Мне жарко! Даже на пруду! Пойду искать прохладу. Я сень древесную найду: Под ясень я присяду. 12. Здесь на сто га одни стога…13. Дядя Витя – массовик. А в массовке – масса Вик!.. 14. Весь день не ведая о лени, по тундре бегают олени!.. 15. В пору листопада – беззащитней рощи. Не грусти, не надо. Жить без грусти проще. 16. Ждет меня в июле Греция. Там на солнце буду греться я. 17. Мой кораблик быстрый, Друг семи морей! Видишь эту пристань? К ней пристань скорей! 18. С девяти до десяти буду «Вести» я вести. 19. Подружка Яна проиграла пари Жанне: живут в Париже

не парижцы – парижане.

20. – Ты откуда сам, Али?

– Родом я из Сомали.

21. Мы встречали Комарова:

– Откуда взялся, Комаров?

– Я только что из Комарова.

– И как там?

– Уйма комаров…

22. – Здесь игрушки.

–А ниже?

– Полагаю,

Они же… (Сергей Белорусец.)

 

Паронимия и парономазия

Упражнение 21.

Какое языковое явление образует художественную выразительность текста?

– Я иду за песочком!

– Я иду пешочком!

– Я иду с миской!

– Я иду с Мишкой!

– Я – за малиной!

– А я – за Мариной!

– Я иду песочком с миской за малиной!

– Я иду пешочком с Мишкой за Мариной! (М. Яснов)

Упражнение 22.

Пользуясь «Словарем паронимов современного русского языка» Ю.А. Бельчикова, М.С. Панюшевой, определите значение каждого из паронимов. Составьте по три словосочетания с каждым словом.

Образец. Абонемент – это документ, предоставляющий право на пользование чем-л., на какое-л. обслуживание, а также само такое право [Бельчиков, Панюшева: 7]. С данным словом можно составить следующие словосочетания: абонемент на занятия в бассейне, годовой абонемент, приобрести абонемент.

Второе слово в данной паре паронимов – абонент. Абонент – это тот, кто пользуется абонементом, а также клиент некоторых коммунальных служб (телефонной сети, электро- и газоснабжения) [там же]. Вот возможные словосочетания и предложения с данным словом: абонент временно не доступен, не является абонентом телефонной сети, абонент в установленный срок должен вносить плату за пользованием электричеством.

Абонемент – абонент, боязливо – боязно, будний – будничный, ветреный – ветряной, гармонический – гармоничный, гордость – гордыня, гречишный – гречневый.

Упражнение 23.

Пользуясь словарем, определите возможности сочетаемости для каждого слова-паронима.

Образец. Информативныйинформационный. Первое слово – информативный – имеет значение «несущий информацию, насыщенный информацией; содержательный» [Бельчиков, Панюшева: 231]. Второе слово – информационный – обозначает «относящийся к информации, сообщающий о чем-л.» [там же]. Прилагательное информативный может сочетаться со словами речь, выступление, таблица, обозначая их содержательность, насыщенность информацией. Прилагательное информационный сочетается со словами справочник, проблема, пробелы, обозначая их отношение к сфере информации. Слово сообщение может сочетаться как с прилагательным информативный, так и с прилагательным информационный. В первом случае (информативное сообщение) будет иметься в виду содержательность сообщения, во втором случае (информационное сообщение) будет уточняться сфера, к которой относится сообщение.

Гуманистический – гуманитарный – гуманный (мировоззрение, склад ума, науки, культура, помощь, человек, отношение, образование, общество, начальник, закон, принцип).

Двойной – двоякий – двойственный (рама, природа, фамилия, поведение, отношение, исход, политика, толкование, дно).

Информативный – информационный (сообщение, выступление, справочник, речь, проблема, таблица, пробелы).

Конный – конский (шея, сбруя, отряд, топот, ржанье, путь, патруль, навоз, шея, упряжь, двор).

Надеть – одеть (юбку, ребенка, кольцо, часы, больного, нарядно, на бабушку).

Упражнение 24.

В следующих предложениях абсурд создается тем, что нужные слова заменены на парономазы. Так часто ошибаются дети. Найдите ошибочно использованные слова, объясните их значение. Замените эти слова на те, которые должны употребляться в данных контекстах, объясните их значения. Выпишите пары парономазов и их значения.

Образец: У ёлки чудесный наряд! Смотрите как БУТСЫ горят! БУТСЫ – это ботинки с шипами на подошве для игры в футбол. Вместо БУТСЫ следует вставить БУСЫ – украшение в виде нанизанных на нитку шариков или мелких предметов иной формы. Выписываем пару парономазов: БУТСЫ – БУСЫ.

1. На весёлом карнавале гости в мисках танцевали. 2. Если нет скамеек – не беда! Можно сесть на форточки всегда! 3. К столу мы гостя пригласили,

на стол его мы усадили. 4. В лыжных тапочках с помпоном мчатся лыжники по склонам. 5. Хоккеист лихой Кирилл: плюшкой р-раз! И гол забил! (Марина Дружинина.)

 

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СФЕРЫ ЛЕКСИКИ

Устаревшая лексика

Упражнение 25.

Прочитайте отрывок из книги К.И. Чуковского «Живой как жизнь». Определите, чем являются выделенные слова – архаизмами, историзмами, неологизмами. Свой ответ обоснуйте. Статус каких из приведенных в тексте слов изменился в настоящее время в сопоставлении со временем написания книги К.И. Чуковского?

С величайшей гордостью вспоминают советские люди, как чудесно обновила язык революция.

Она очистила его от таких омерзительных слов, как жид, малоросс, инородец, простонародье, мужичьё и т.д. Из действующих слов они сразу же стали архивными.

А также: ваша светлость, ваше сиятельство, ваше благородие, ваше высокопревосходительство и т.д.

Уничтожено унизительное слово прошение. Изгнано слово жалованье, которое заменилось зарплатой, ибо жалованье с давних времен сохранялся оттенок унизительной милости:

- Государь жалует тебя (землей или чином),

И нужно ли говорить, каким огромным содержанием насыщены такие новые слова, которые вошли в языки всего мира, как Советы, советский, колхоз, комсомол, спутник, прилуниться и т.д.

Неология

Упражнение 26.

Найдите в приведенных фрагментах авторские неологизмы. Объясните их значения.

1. Отражение не появилось. Все в зеркале стояло на месте: и стол, и стулья, и печка, а господина Ау там не было.

«Ничего себе! – подумал он. – Допрыгался я. А как же теперь причесываться? Как себя рассматривать? Шапки примерять?»

- Эй, ты! – уговаривал он своего отраженца. – Вылазь.

Но отраженец помалкивал.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.131 (0.237 с.)