Григорий Богослов (Назианзин) (329 – 389) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Григорий Богослов (Назианзин) (329 – 389)



Вселенский Святитель и Учитель Православной церкви.

Сын епископа г. Низианза. Получил образование в Кесарии Каппадокийской, Александрии и Афинах. Сподвижник Василия Великого. Был поставлен им в епископы г. Сасима, но на кафедру не вступал. Тяготился любыми попытками своего друга вовлечь себя в активную церковную жизнь, предпочитая созерцательный интеллектуальный труд. В 380 г. Феодосий Великий изгоняет из Константинополя еретиков-ариан и ставит Г.Б. на столичную кафедру. В 381 г. он руководит собором, но приходит в разногласие с большинством его участников и покидает столицу, удалившись в Назианз. Испытал влияние неоплатонизма и учения Оригена. Выстраивает православное учение о Троице, вошедшее в Символ веры. Сущность его учения выражается формулой: Бог един по существу и троичен по ипостасям. Каждое лицо имеет свои особенности (нерожденность, рожденность, ниспослание). Г.Б. также утверждает ум (дух), как часть человеческой природы Христа, и трактует искупление, как обожествление человеческой природы вследствие ее соединения с Божеством в лице Иисуса Христа. Ум является посредующим началом, благодаря которому бесплотный Логос соединяется с душой и телом человека. Г.Б. разрабатывает также эсхатологическое учение о втором пришествии Христа, во время которого люди дадут отчет за свои слова и дела. В отличие от Оригена, утверждавшего, что Христос явится в виде Божественной энергии, Г.Б. полагал, что Судия примет тот же человеческий облик, в котором он показался ученикам на горе Фавор во время Преображения. Г.Б. создает сорок пять богословских «Слов», собрание стихотворений, около двухсот сорока писем. Любимый теолог Константина (Кирилла) Философа, Стефана Пермского и Епифания Премудрого. Его именем был назван ростовский монастырь, в котором Стефан проходит обучение, создает свою азбуку и переводы. На фреске в алтарной части Благовещенского собора г. Сольвычегодска Стефан изображен идущим в череде учителей вслед за Василием Великим, перед Иоанном Златоустом, митрополитом Киприаном, Стефаном Пермским и Леонтием Ростовским.

 

Григорий Палама (1296 – 14 ноября 1359)

Митрополит Солунский. Теоретик исихазма.

Принял постриг в одной из афонских обителей. По просьбе афонских монахов выступает с посланиями в защиту аскетического подвижничества и мистического познания Бога. В 1341 г. при патриархе Иоанне XIV вступает на соборе в храме Святой Софии в диспут о сущности Фаворского света с Варлаамом Калабрийским, обрушившимся с критикой на созерцательный образ жизни и веры византийских монахов. С точки зрения исихастов, свет, открывшийся глазам апостолов во время Преображения на горе Фавор, принадлежит божественному миру. Он может мистически открыться праведнику, подвижнику, молчальнику уже в этом мире. Варлаам доказывал, что фаворский свет был природным, тварным, а божественное озарение приходит через активное познание и рациональные действия. После поражения и осуждения за ересь он уезжает в Италию. Г.П. одержал победу и над другими противниками: философом Григорием Акиндином и историком Никифором Григорой. На ряде соборов православной церкви его учение было признано каноническим. При патриархе Филофее он был канонизирован. Несмотря на мистическое отношение исихастов к миру, многие последователи этого учения занимали активную социокультурную позицию, становясь духовными и общественными лидерами. Бурная деятельность (как и учение о Фаворском свете), развитая исихастами, была во многом связана с эсхатологическими ожиданиями. Во время социокультурного подъема XIV–XV вв. исихазм распространяется по всем православным странам. Сторонниками исихастского учения на Руси считаются Сергий Радонежский, Дионисий Суздальский, Феодор Симоновский (и другие создатели общежительных монастырей - киновий), Феофан Грек, Андрей Рублев, соединяющие исихазм с учением о Троице. В концепции мироустройства Стефана Пермского и Епифания Премудрого исихазм синтезируется с апостольским учением Павла, идеями Григория Богослова и Константина Философа.

 

Григорий Синаит (1260-е – 1340-е)

Основатель монастыря в Парории.

Родился в Малой Азии в богатой семье. В правление императора Андроника II(1281–1232)был взят турками в плен, выкуплен, жил на о. Кипр. Обучался в Синайском монастыре (основан в 527 г.). Основал в пустыне Парории, близ г. Созополь свой монастырь, ставший крупнейшим центром аскетически-созерцательной школы православного монашества. Наряду с Григорием Паламой, был наставником исихастов. Написал ряд небольших сочинений («Различные слова о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, а еще о помыслах, страстях и добродетелях, о безмолвии и молитве», «О безмолвии и молитве», «Наставления исихастов», «Главы аскетического содержания»). Его произведения были популярны среди русских монахов. По мнению некоторых современных ученых, Г.С. оказал значительное влияние на Сергия Радонежского. В XV в. сборником его сочинений владел дьякон Усть-Вымского Благовещенского собора Гаврила Лукин.

 

Григорий Цамблак (1364 – 1420-е)

Митрополит Киевский.

Происходил из болгарского знатного рода. Получил образование на Афоне и в Константинополе. После пострига стал служить в патриархии. В 1401 г. был послан для примирения с молдавской церковью, но поручения не выполнил и не вернулся, став пресвитером и игуменом Пантократорова Нямецкого монастыря. В 1414 г. собор архиереев в Новогрудке при поддержке великого князя Литовского Витовта Кейстутовича избирает Г.Ц. Киевским митрополитом, но патриарх Евфимий отлучает его от церкви. Во главе посольства от Литвы ездил в 1418 г. на Констанцский собор, где приветствовал папу Мартина V, но согласия на унию с католической церковью не дал. Прославился как оратор и писатель. Создал ряд слов и поучений. Написал житие последнего болгарского патриарха Евфимия Тырновского, проводником реформы орфографии которого он был, воспоминания о митрополите Киприане.

 

Григорий XI (? – 1378)

Папа Римский.

Пьер Роже де Бофор. Племянник папы Климента VI, назначившего его кардиналом в семнадцать лет. Изучал право в Перудже. В 1376 г. возвращается в Рим при помощи известной монахини Екатерины Бенинказа из Сиены. Использует наемные войска под командованием кардинала Роберта Женевского для усмирения флорентийцев, оказавших ему противодействие. В городе Чезена паписты уничтожают до четырех тысяч бунтовщиков. На Флоренцию накладывается интердикт (отлучение от церкви).

 

Григорий XII (? – 1415)

Папа Римский.

Анджело Корер. Родом из Венеции. Собор в Пизе в 1409 г. объявил его схизматиком вместе с антипапой Бенедиктом XIII, избрав на престол Александра V (Петра Филарга). Созванный по инициативе императора Сигизмуда, Вселенский собор в Констанце ликвидировал раскол в католической церкви. Были осуждены взгляды англичанина Джона Уиклифа и чеха Яна Гуса, которого сожгли на костре, несмотря на охранную грамоту императора. Все папы подали в отставку. Был избран в папы Мартин V (Оддоне Колонна). Утверждена высшая власть собора.

 

Гус Ян (1370 – 6 июля 1415)

Священник. Ректор Пражского университета.

Родился в бедной крестьянской семье. С 1386 г. учился в Пражском университете, становится бакалавром, затем – магистром свободных искусств. Был деканом факультета свободных искусств, в 1409 – 1410 гг. – ректор Пражского университета. С 1402 г. проповедует на чешском языке в Вифлеемской часовне в Праге. Испытывает влияние английского богослова Джона Уиклифа. Утверждал, что священнослужители, находящиеся в состоянии смертного греха не могут совершать таинства. Требовал уравнивания в причастии духовенства и мирян. Признавал Священное Писание высшим авторитетом для церкви. Выступал против богатой церкви. Привлек на свою сторону короля Венцеслава (Вацлава IV), часть знати, университетских профессоров-чехов (Яна из Есенице, Иеронима Пражского и др.), горожан. В 1409 г. король подписывает Кутнагорский декрет, по которому власть в университете получали чехи. Немецкие профессора и студенты в знак протеста покидают университет. В 1410 г. папа Григорий XII запрещает Г. проповедовать, вызывает его в Рим, но тот не реагирует. В 1412 г., после конфликта с королем, покидает университет и проповедует в Южной и Западной Чехии. В 1414 г. вызывается на Констанцский собор, получив охранную грамоту императора Сигизмунда. Был осужден и сожжен на костре, что вызвало всеобщее возмущение в Чехии, стимулировало там реформацию и привело к гуситским войнам.

 

Джанибек (? – 1357)

Хан Золотой Орды из династии Бату.

Сын хана Узбека. Присоединил к Золотой Орде Азербайджан. Воевал с генуэзцами в Крыму (1445–46). Насаждал в Орде ислам, строил мечети, приглашал улемов. Даровал митрополиту Алексию ярлык, восстанавливающий привилегии православной церкви за исцеление от глазной болезни своей матери Тайдулы. По одной версии умер от болезни, по другой был убит сыном Бердибеком.

 

Димитрий Кидонис (1324 – 1397/98)

Византийский придворный ученый.

Происходил из знатной семьи. Был приближенным Иоанна VI Кантакузина. В 1369–71 гг. совершает поездку в Рим с Иоанном V Палеологом, где изучает латинский язык и заводит связи с западноевропейскими интеллектуалами. Переводит на греческий язык труды Фомы Аквинского и других католических теологов. Был сторонником унии между христианскими церквями. В споре Варлаама Калабрийского с Григорием Паламой выступает на стороне первого. Потерпев поражение, уезжает в Венецию, а затем на остров Крит, где умирает. Написал ряд богословских произведений, трактат «О призрении к смерти», поэтические и риторические сочинения. Особой утонченностью стиля и красотой отличаются его письма.

 

Димитрий Прилуцкий (? – 11 февраля 1392)

Основатель и игумен Спасо-Прилуцкого Вологодского монастыря.

Происходит из купеческой семьи г. Переяславля-Залесского. Его брат занимался торговлей северной пушниной и пропал во время поездки на р. Печору. Д.П. принял постриг в Переяславском Горицком монастыре. Затем уходит в пустынножительство на «болото», где основывает монастырь в честь святого Николая. В этой обители его посещает Сергий Радонежский. На рубеже 1360–1370 гг. отправляется на Север со своим учеником Пахомием. Они строят в двадцати верстах от Вологды храм Воскресения Христова, но были прогнаны местными жителями, не желавшими иметь в соседях монастырь. Летом 1371 г. близ с. Прилуцкое на повороте р. Вологда в трех верстах от города освящает храм во имя Спаса Иисуса Христа, Пречистой Матери и Животворящего Креста. В основанном монастыре изначально вводится общежительный устав. Здесь Д.П. посещал Стефан Пермский, после смерти которого прилуцкие монахи построили посвященную ему часовню.

 

Димитрий Цилибский (Цилибинский, Вологодский) (XIV в.)

Основатель и игумен монастыря в с. Цилиба на р. Вычегда.

Ученик Стефана Пермского. В конце XIV века основывает пустынь в селе Цилиба, где предается аскетическому подвижничеству, поселившись в клети под храмом архангела Михаила, и выходя наружу только для богослужения и проповеди. Напротив его монастыря, на правом берегу Вычегды, в Троицком храме погоста Вожем, впервые упомянутом в жалованных грамотах Иоанна III Васильевича жителям Перми Вычегодской (1485) и епископу Пермскому Филофею (1490), в конце XVIII в. штаб-лекарем Фризом были найдены иконы «Троица» и «Сошествие Святого Духа» с надписями, выполненными пермской азбукой на коми языке. Авторство этих работ приписывается Стефану Пермскому. Согласно местному преданию, святитель вложил иконы в храм, когда отправился в последнюю поездку в Москву. В любом случае местонахождение таких программных для святителя произведений не могло быть случайным. Очевидно, Д.Ц. был доверенным лицом Стефана, хранителем его наследия. Икона «Зырянская Троица» (после нахождения была забрана епископом Арсением в Вологду, ныне хранится в Вологодском музее) и сам древний храм Троицы показывают наличие связи между идеологемами Стефана и Сергия Радонежского, с легкой руки которого началось массовое строительство храмов в честь Святой Троицы на Руси. Икона «Сошествие Святого Духа» посвящена важнейшему для концепции Стефана событию: чудесному овладению апостолами языками разных народов.

 

  Дионисий (? – 15 октября 1384)

Архиепископ Суздальский.

Возможно, пришел на северо-восток Руси из Киево-Печерской лавры. В молодости бывал в Византии. В начале 1330-х основывает в Нижнем Новгороде общежительный Печерский монастырь. В начале 1350-х посылает 12 братьев основывать новые монастыри по Руси. Создает по просьбе князя Бориса Константиновича общежительный Преображенский монастырь в Суздале. В 1374 г. ставится митрополитом Алексием во главе воссозданной Суздальской епархии. Является инициатором создания и редактором Лаврентьевской летописи, доказывающей необходимость борьбы против татар. Весной 1378 г. на соборе епископов в Москве выступает против Митяя, доказывая невозможность посвящения его в епископы. В 1379 году был посажен в темницу, отпущен под поручительство Сергия Радонежского и бежал в Константинополь, чтобы помешать поставлению Митяя в митрополиты. В пути где-то задержался и прибыл уже после поставления Пимена. Производит впечатление на патриарха Нила и возводится им в архиепископы. В 1383 г. посещает Новгород и Псков, выступая в поддержку общежительных монастырей и с рискованными поучениями против еретиков. Отправляется в Константинополь, возможно, для своего поставления в митрополиты. В 1384 г. едет в Киев, где был арестован. Скончался в заключении. Был похоронен в самой почитаемой части Киево-Печерской лавры.

 

Дмитрий Константинович Старший (1223 – 1383)

Великий князь Владимирский и Суздальско-нижегородский.

В 1355 г. получает в удел Суздаль. После смерти великого князя Ивана Ивановича Красного получает от хана Навруза ярлык на великое княжение Владимирское. В 1362 г. изгоняется из Владимира московской ратью. В следующем году его сын Василий Кирдяпа привозит ярлык от хана Амурата, но москвичи вновь не дают усидеть на владимирском столе, после чего Д.К. отказывается от претензий на него, заключив союз с великим князем Дмитрием Ивановичем. В 1365 г. митрополит Алексий и московское войско помогают Д.К. получить Нижний Новгород, незаконно удерживаемый князем Борисом Константиновичем. Посланником митрополита выступает Сергий Радонежский, пытавшийся уговорить противников решить дело миром, наложивший отлучение на Нижний Новгород, когда это не удалось. В 1366 г. Д.К. выдает свою дочь Евдокию за великого князя Дмитрия Ивановича. В 1367 г. разбивает на р. Пьяне войско татарского мурзы Булат-Темира. В 1370 г. вместе с москвичами идет в поход на мордву против князя Асана. В 1372 г. возводит каменную крепость вокруг Нижнего Новгорода. В 1374 г. ниженовгородцы берут в плен посла Сарайку с его отрядом. При уничтожении татар, те захватили архиерейское подворье, во время боя едва не погиб епископ Дионисий Суздальский. Д.К. принимает участие в походе князей на Тверь в 1375 г., ходит против булгар. В 1377 г. московско-нижегородское войско терпит поражение на р. Пьяна от хана Арабшаха. Д.К. предпринимает ответный поход на мордву. В 1378 г. татары сжигают Нижний Новгород. После этого Д.К. участия в походах великого князя Владимирского не принимает. Его войска не участвуют в Куликовской битве. В 1382 г. он посылает своих сыновей к хану Тохтамышу, и они помогают татарам захватить Москву.

 

Дмитрий Иванович Донской (1350 – 19 мая 1389)

Великий князь Владимирский и Московский.

Становится великим князем Московским после смерти в 1359 г. своего отца Ивана II Ивановича. Ярлык на великое княжение Владимирское достается суздальскому князю Дмитрию Константиновичу. С 1360 г. московское правительство фактически возглавляет митрополит Алексий, использовавший церковную власть для укрепления позиций московского князя. Воспользовавшись расколом в Орде, москвичи в 1362 г. получают ярлык на Владимирское княжение от хана Мурута, а год спустя от хана Авдула (ставленника Мамая), и силой захватывают стольный Владимир. Алексий убеждает князей северо-восточной Руси признать первенство Москвы, используя как посланника Сергия Радонежского. 18 января 1366 г. в Коломне происходит свадьба Д.И. с дочерью Дмитрия Константиновича Суздальского Евдокией. В 1367–1368 гг. строится белокаменный Кремль в Москве. Возвышение попа Митяя, который становится духовником и печатником Д.И. Москва вмешивается в распри тверских князей. В 1368 г. московский князь и митрополит приглашают к себе великого князя тверского Михаила Александровича и, нарушив данное слово, бросают его в темницу. Освободившись при помощи ордынского посла, тверской князь обращается за поддержкой к своему тестю, литовскому князю Ольгерду. Литовцы разбивают москвичей и дважды осаждают саму Москву. В 1371 г. удается добиться мира с Литвой. В 1375 г. объединенное войско русских князей (возможно собранное для похода против татар) осаждает Тверь, добившись полного отказа Михаила Александровича от претензий на Владимирское княжение. В 1378 г. после смерти митрополита Алексия Д.И., вопреки церковным правилам и мнению вождей монашеского движения, назначает его преемником Митяя, приказывает тайно схватить, обобрать и выслать из Москвы митрополита Киприана. Московские воеводы разбивают татарское войско во главе с царевичем Бегичем на р. Воже. 1380 г. победа Владимирской Руси и ее союзников над войсками Мамая на Куликовом поле. Д.И. во время битвы сражается как простой воин. В начале 1381 г. делает своим духовником Феодора Симоновского, послав его в Киев за митрополитом Киприаном. Летом 1382 г. союз русских князей распадается при набеге войска хана Тохтамыша. Д.И. бежит из Москвы в Кострому, не обеспечив управления и обороны города. После начала смуты уезжают княгиня и митрополит. Оборону города возглавляет внук Ольгерда литовский князь Остей, не располагавший достаточными силами. Вину за сожжение Москвы Д.И. взвалил на Киприана, которого вновь изгоняют из северо-восточной Руси, вернув из ссылки митрополита Пимена, с которым вскоре тоже поссорился. Предпринимает энергичные действия для восстановления столицы. Посылает в Орду большие дары и отдает в заложники своего сына Василия. Не одобряет помолвку сына с дочерью князя Витовта Кейстутовича. Сохранив за собой великое княжение Владимирское, Д.И. уже не смог до конца жизни восстановить прежнего влияния. С переменным успехом воюет с Рязанью и Новгородом. В 1383 г., по-видимому, одобряет поставление в епископы пермские Стефана, которого он, по словам Епифания, давно знал. В своем завещании он делит княжество на уделы, раздав их всем сыновьям и создав тем самым основу для будущих междоусобиц. Передав великое княжение владимирское в отчину (по наследству) своему старшему сыну, Д.И. делает двусмысленное добавление о том, что в случае смерти сына наследником станет его брат. Это послужило поводом для начала раздора между князьями во второй четверти XV в.

 

Донателло (Донато ди Никколо ди Бетто Барди) (1386 – 13 декабря 1466)

Скульптор.

Получил образование в ювелирной мастерской Гиберти. Жил во Флоренции, бывал в Риме. Соединяет готические традиции и приемы античных мастеров. Реабилитирует изображения обнаженного тела, используя их для воплощения возвышенных христианских идеалов. Применяет тип очень низкого рельефа, позволяющего добиться ощущения пространственной глубины за счет использования линейной перспективы. Разрабатывает классический тип надгробия. Создает первую конную статую эпохи Возрождения. В последний период творчества отдает предпочтение трагическим мотивам. Основные работы: фигуры пророков, статуи Давида и Иоанна Богослова собора Санта Мария дель Фьоре; статуи для фасада церкви Орсанмикеле; Мадонна Пацци; статуя Давида; купель баптистерия в Сиене; статуя кондотьера Эразмо да Норни, по прозвищу Гаттамелата; Мария Магдалина; Иоанн Креститель; Юдифь и Олоферн; Крестный путь Христа.

 

Евфимий Вислень (? – после 1390)

Епископ Тверский.

Был поставлен митрополитом Алексием в 1374 г. Вступил в конфликт с великим князем тверским Михаилом Александровичем, боярами и духовенством. Был обвинен в еретических взглядах на церковь. Смещен с кафедры собором 1390 г., проходившего под председательством митрополита Киприана, с участием епископа Стефана Пермского. По-видимому, митрополит пытался отстоять Е.В., но не сумел и забрал с собой в Москву, поставив вместо него Арсения.

 

Евфимий Тырновский (Евтимий) (1320 – 1402)

Патриарх Болгарии.

Происходил из болярства. Стал патриархом в 1374 г. По взглядам был близок исихастам. Наладил отношения с константинопольским патриархатом при Филофее Коккиносе. Пережил захват Болгарии турками, был приговорен к смерти, помилован и отправлен в ссылку во Фракию, где продолжал предостерегать верующих от перехода в ислам. Будучи патриархом боролся с разными ересями (последователями Варлаама Калабрийского, зилотами). Запретил паломничество в восточные страны, полагая, что оно отвлекает народ от дела. Занимался исправлением славянского текста Священного Писания и богослужебных книг, сверяя их с греческими подлинниками. Был инициатором реформы правописания, имевшей целью создать единую славянскую орфографию, которую распространяли по всем славянским православным странам. Считается основателем православной славянской литературной школы. Был учителем Константина Констенческого. Вероятно, оказал определенное влияние на Епифания Премудрого. Написал несколько житий болгарских святых (Иоанна Рыльского, Иллариона Менгленского, Филофеи Тырновской, Петки Параскевы), похвальных слов и посланий.

 

Едигей (Едиге, Идигу, Идику, Идукай) (1340/52 – 1419)

Эмир Белой Орды. Правитель большей части Золотой Орды.

Происходит из племени мангыт. В 1376 г. бежит к Тимуру от преследований Урус-хана. После воцарения Тохтамыша борется с ним. К 1396 становится правителем междуречья Волги и Яика, где основывает Ногайскую Орду. Становится бекляри-беком и фактическим правителем при хане Золотой Орды Тимур-Култуке и других ханах. В 1399 г. разбивает на р. Ворскле объединенные силы князя Витовта и хана Тохтамыша. Становится правителем Золотой Орды при хане Шадибеке. В 1407 г. предпринимает поход против Джелад-ад-Дина, обосновавшегося в Булгаре. В 1408 г. совершает продолжительный набег на Русь, осаждает Москву, разоряет Серпухов, Дмитров, Ростов, Переяславль, Нижний Новгород и другие города. В 1412 г. теряет власть и бежит в Хорезм, откуда его изгоняет гератский хан Шахрай. Скитался в Крыму, на Урале. Убит возле г. Сарайчика Кадыр-Берди, сыном Тохтамыша.

 

Епифаний Премудрый (? – ок. 1421)

Иеромонах, духовник Троицкой обители.

Принял монашеский постриг, вероятно, в ростовском Григорьевском затворе, когда там еще жил Стефан Пермский. Позже переходит в Троицкую обитель, где становится учеником Сергия Радонежского. Бывал в Константинополе и на Афоне. Знал греческий язык и системы письма разных народов. Был знаком с трудами античных философов. Был хорошо знаком с Феофаном Греком, оставил яркое описание его творческой манеры. Умел писать иконографические изображения. По преданию, создал первый иконописный образ Стефана Пермского. В 1418 г. заканчивает житие Сергия Радонежского, которое до наших дней в авторском варианте не дошло, так как было переделано Пахомием Логофетом по заказу митрополита. Примерно в это же время становится духовным отцом всех монахов Троицкого монастыря. В конце XIV в. пишет житие Стефана Пермского, которое становится образцом нового стиля «плетения словес». В этом произведении Е.П. излагает систему теологических, философских, исторических, этнографических и персонологических идей, уникальную для Руси его времени. Вспоминая былые прения со святителем пермян, признает свою неправоту и полностью становится на позиции Стефана, считая своим долгом отстоять его учение, которое сложилось на основании идей апостола Павла, Григория Богослова, Константина (Кирилла) Философа, Григория Паламы, Черноризца Храбра, Сергия Радонежского и эсхатологических ожиданий. Выделив, как ключевое событие библейской истории, Вавилоское столпотворение с его смешением языков, Е.П. рассматривает дальнейшую историю народов как путь искупления совершенных грехов, ведущий к единству человечества в преддверии Страшного суда. Идеалом единства выступает Святая Троица, как символ неслиянной нераздельности. Конкретным способом достижения идеала является миссионерская деятельность, связанная с обретением каждого народа божественного Логоса в виде перевода Священного писания на его язык. Высшим состоянием в развитии народа оказывается христианская книжная просвещенность. Доказывая необходимость создания новых азбук, Е.П. обильно цитирует Библию и другие авторитетные источники. Стефана Пермского он ставит в один ряд с первыми апостолами.

 

Иаков (? – ок. 1388)

Епископ Ростовский.

Поставлен в 1385 г. митрополитом Пименом. Организовал диспут с еретиком-антитринитарием Маркианом, закончившийся изгнанием последнего. В 1388 г. покинул кафедру.

 

Иван II Иванович Красный (? – 1359)

Великий князь Владимирский и Московский.

Получил ярлык на великое княжение Владимирское от хана Джанибека. При нем в Москве на городской площади неизвестные убивают московского тысяцкого (главу городского ополчения) боярина Алексея Петровича Вельяминова. Часть бояр отъезжает с Москвы к великому князю Рязанскому Олегу Ивановичу. В 1354 г. митрополитом Киевским и всея Руси становится Алексий. При заступничестве ханши Тайдулы русской церкви возвращаются отнятые при митрополите Феогносте привилегии. В 1357 г. после смерти Джанибека в Орде начинается Великая замятня. Хан Бердибек требовал от Руси чрезвычайной дани и планирует против нее большой поход, но был умиротворен посольством во главе с митрополитом.

 

Иван Черный (? – ок. 1490)

Клырошанин (клирик). Профессиональный писец при дворе великого князя Иоанна III Васильевича.

В 1480-е гг. принимает активное участие в деятельности новгородско-московского кружка еретиков-«жидовствующих» во главе с придворным дьяком Федором Курицыным. Переписал «Лествицу» Иоанна Синайского. Самое известное произведение, вышедшее из под его пера, «Еллинский летописец» – свод всеобщей истории, составленный еще в Киевской Руси, переделанный в XIII в. Книга была переписана в 1485 г. по заказу великого князя. В приписке к ней И.Ч. от своего имени проводит идею о том, что Бог – это любовь. Приписка сопровождается записью стефановской азбукой. На полях рукописи разбросаны пометки написанные по-русски, но пермскими буквами, выражающие отношение автора к содержанию фрагментов текста. По мнению некоторых современных ученых, в данном случае стефановская азбука была использована как тайнопись, для маскировки пристрастий еретиков. Ее применение свидетельствует о своего рода почитании письменности и ее автора в интеллектуальных кругах московского государства.

 

Игнатий Смольнянин (? – 1405)

Монах. Дьякон-писатель.

Состоял при дворе митрополита Киевского и всея Руси Пимена, с которым совершил в 1389 г. путешествие в Константинополь, оставив, по приказу митрополита, его описание. Характеризует положение дел в митрополии, взаимоотношения Пимена, Киприана и константинопольского патриархата. В 1393–95 гг. посещает Иерусалим. Последние годы жизни проводит в монастыре на Афоне. Является также автором краткого летописца, возможным составителем описаний святынь Афона и Солуни и сочинителем гимнографического «Канона радостного пресв. Богородице».

 

Иннокентий VI (? – 1362)

Папа Римский.

Этьен Обер. Родился в Мон около Лиможа во Франции. Был преподавателем права в Тулузе, епископом Нуайона в Клермоне, кардиналом-епископом Остии, управляющим авиньонской епархией. Пытался примирить Англию и Францию, провести церковную реформу, но не добился успехов. Подталкиваемый письмами визионерки Бригитты Шведской, посылает в Рим наемную армию во главе с легатом, испанским кардиналом Эгидием Альбронисом. Тот вначале способствует возвращению в Рим Кола ди Риенци, а затем, после его гибели в 1354 г., берет город под контроль от имени папы и публикует эгидианскую конституцию, контролировавшую отношения на территории папского государства до наполеоновских времен. В 1354 г. Альброниус коронует императора Карла IV, который через год публикует Золотую буллу, объявляя о своей независимости от папской власти. В последние годы жизни И. принимает при дворе, как посла Флорентийской республики, Джованни Бокккаччо.

 

Иннокентий VII (? – 1406)

Папа Римский.

Козимо Мильорати. Кардинал. Не сумел ничего изменить в сложившейся обстановке раскола католической церкви. При нем начал службу секретаря итальянский гуманист Джанфраческо Поджо Браччолини, исполнявший эту должность при семи последующих папах.

 

Иоанн (? – 1417)

Архиепископ Новгородский и Псковский.

Был игуменом Хутынского Спасо-Преображенского монастыря. После ухода архиепископа Алексия избирается по жребию. Примирил Новгород и Псков. В 1392 г. торжественно принимает митрополита Киприана, но отказывает ему в праве высшего суда. В 1397 г., после отнятия у новгородцев великим князем Заволочья и неудачных переговоров, благославляет их на войну. Заключает выгодный мир с Москвой. В 1401 г. во время визита к митрополиту в Москву был взят под стражу. Провел три года в заключении, в Чудовом монастыре. Строил в Новгороде каменные церкви. В 1415 г. уходит с кафедры.

 

Иоанн Златоуст (347 – 14 сентября 407)

Архиепископ Константинопольский. Вселенский Святитель и Учитель Православной церкви.

Родился в Антиохии. Получил начальное образование под руководством матери. Обучался в школе Ливания ораторскому искусству. Изучает богословие под руководством епископа Антиохийского Мелетия, который его крестил и принял (370 г.) в клир на должность чтеца. Учился также у Картерия и епископа Тарсийского Диодора, от которого воспринял антиохийский исторический метод толкования Святого Писания. Четыре года прожил в пустыне. В 381 г. посвящен в диаконы, затем в священники. В 397 г. избирается архиепископом Констанинополя. Занимался благотворительностью, обличал стяжательство и распущенность столичного духовенства и высшего сословия. Вызвал недовольство императрицы Евдоксии. Был осужден на соборе по мелким поводам и удален с кафедры, но в связи с землетрясением, воспринятым как знак Божий, возвращен. В 404 г. повторно изгнан и сослан в г. Кукуз в Армении. Автор слов «К Феодору павшему», «О священстве», «В защиту монашества» и др. Выдающийся проповедник. Известно восемьсот четыре его проповеди.

 

Иоанн II Добрый (1319 – 8 апреля 1364)

Король Франции.

Всю юность провел в сражениях. В 1354 г. заговорщики во главе с королем наварским Карлом Злым убивают его фаворита Карла Испанского. В 1355 г. заканчивается перемирие с Англией. Войска Эдуарда Черного принца вторгаются в Лангедок. Собираются Генеральные штаты (сословно-представительный орган Франции), которые вводят дополнительные налоги, но создают контрольную комиссию. В 1356 г. И. арестовывает ряд крупных вассалов, виновных в заговоре. Ведет войну с Наваррой. 19 сентября 1356 г. французы терпят сокрушительное поражение при Пуатье, И. захватывают в плен и отправляют в Англию. В 1360 г. в селеньи Бретеньи дофин Карл заключает договор, по которому англичане получают целый ряд провинций, а французы обязуются уплатить выкуп в три миллиона экю. И. отпускают для сбора денег, взяв в заложники его сына герцога Анжуйского. После его бегства из Кале, король добровольно возвращается в плен, где умирает.

 

Иоанн V Палеолог (1332 – 16 февраля 1391)

Император Византии.

Сын Андроника III. До двадцати лет правил номинально. С 1347 г. зять и соправитель Иоанна VI Кантакузина. В 1352 г. поднимает против него мятеж, терпит поражение и бежит на остров Тенедос, занятый латинянами. Вслед ему отправляется патриарх Каллист. В 1354 г. прибывает в столицу с отрядом наемников, вспыхнувшее в его поддержку восстание заставляет соперника уйти в монастырь. Отстраняет от власти патриарха Филофея Коккиноса, но после смерти Каллиста позволяет ему вернуться на престол. Более всего прочего интересовался хорошенькими женщинами. Турки султана Мурада захватывают Дидимотику и Адрианополь, впервые осаждают Константинополь. И. едет за помощью в Рим, став первым византийским императором, посетившим Запад. Православное духовенство отказывается принять участие в его миссии. Признает истинность католического вероучения, но не получает никакой помощи. На обратном пути венецианские кредиторы берут его в плен. Выкупается младшим сыном Мануилом. Соправитель Андроник IV помочь отцу отказывается, за что отстраняется им от власти. В 1376 г. он поднимает мятеж с помощью генуэзцев и турок, и сажает отца с младшим братом в темницу. Через три года они бегут и при помощи турок берут столицу штурмом.

 

Иоанн VI Кантакузин (1295 – 15 июля 1383)

Император Византии.

Происходит из знатного столичного рода. Занимает должность великого доместика. С молодости дружен с Андроником III, поддерживает его в борьбе за власть. В 1341 г. назначается правителем при малолетнем Иоанне V. Вступает в продолжительную войну с его матерью и дукой Апокавком. Сторонники провозгласили его императором. В 1347 г. берет Константинополь и женит Иоанна V на своей дочери, договорившись о соправлении на десять лет. В 1348 г. в Византии эпидемия чумы. В 1349 г. генуэзцы захватывают земли и сжигают византийские галеры. И.К. призывает венецианцев, но те тоже терпят поражение. Заключается позорный мир. В 1352 г. Иоанн V поднимает мятеж, терпит поражение и бежит. Константинопольским патриархом становится Филофей Коккинос. В 1354 г. Иоанн V возвращается с наемниками, в его поддержку начинается восстание, И.К. отрекается от престола и постригается в монахи под именем Иоасафа. Создает несколько богословских сочинений и «Историю», рассказывающую о событиях его жизни. В «Диалоге с иудеем», переведеном на славянский язык уже в XIV веке, разрабатывает проблематику соотношения вечности и времени в контексте эсхатологических представлений.

 

Иоанн VII Палеолог (1370 – 1408)

Император Византии.

Сын Андроника IV. В 1373 г. был частично ослеплен после мятежа отца. В 1381 г. получает в управление Силимврию. В апреле 1390 г. при поддержке султана Баязида захватывает Константинополь. Отстраняет от власти патриарха Антония вновь призвав Макария. Через несколько месяцев изгоняется из города Мануилом II. Ведет с ним продолжительную борьбу, но в 1399 г. примиряется перед лицом турецкой угрозы. В 1402 г. обороняет столицу от турок. В 1403 г. получает во владение о. Лемнос и Фессало



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.19 (0.101 с.)