Григорий Богослов (Назианзин) (329 – 389). Учитель Православной церкви. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Григорий Богослов (Назианзин) (329 – 389). Учитель Православной церкви.



Григорий Богослов (Назианзин) (329 – 389). Учитель Православной церкви.

Григорий Палама (1296 – 14 ноября 1359). Митрополит Солунский. Теоретик исихазма.

Григорий Синаит (1260-е – 1340-е). Основатель монастыря в Парории.

Григорий Цамблак (1364 – 1420-е). Митрополит Киевский.

Григорий XI (? – 1378). Папа Римский.

Григорий XII (? – 1415). Папа Римский.

Гус Ян (1370 – 6 июля 1415). Проповедник. Ректор Пражского университета.

Джанибек (? – 1357). Хан Золотой Орды из династии Бату.

Димитрий Кидонис (1324 – 1397/98). Византийский придворный ученый.

Димитрий Прилуцкий (? – 11 февраля 1392). Основатель Спасо-Прилуцкого Вологодского монастыря.

Димитрий Цилибский (Цилибинский, Вологодский) (XIV в.). Основатель и игумен Цилибской пустыни.

Дионисий (? – 15 октября 1384). Архиепископ Суздальский.

Дмитрий Константинович Старший (1223 – 1383). Великий князь Суздальско-нижегородский.

Дмитрий Иванович Донской (1350 – 19 мая 1389). Великий князь Владимирский и Московский.

Донателло (Донато ди Никколо ди Бетто Барди) (1386 – 13 декабря 1466). Итальянский скульптор.

Евфимий Вислень (? – после 1390). Епископ Тверский.

Евфимий Тырновский (Евтимий) (1320 – 1402). Патриарх Болгарии.

Едигей (Едиге, Идигу, Идику, Идукай) (1340/52 – 1419). Правитель большей части Золотой Орды.

Епифаний Премудрый (? – ок. 1421). Иеромонах, духовник Троицкой обители.

Иаков (? – ок. 1388). Епископ Ростовский.

Иван II Иванович Красный (? – 1359). Великий князь Владимирский и Московский.

Иван Черный (? – ок. 1490) Писец при дворе великого князя Иоанна III Васильевича.

Игнатий Смольнянин (? – 1405). Монах. Дьякон-писатель.

Иннокентий VI (? – 1362). Папа Римский.

Иннокентий VII (? – 1406). Папа Римский.

Иоанн (? – 1417). Архиепископ Новгородский и Псковский.

Иоанн Златоуст (347 – 14 сентября 407). Учитель Православной церкви.

Иоанн II Добрый (1319 – 8 апреля 1364). Король Франции.

Иоанн V Палеолог (1332 – 16 февраля 1391). Император Византии.

Иоанн VI Кантакузин (1295 – 15 июля 1383). Император Византии.

Иоанн VII Палеолог (1370 – 1408). Император Византии.

Иоанн XIV Калека (? – после 1347). Патриарх Константинопольский.

Исаак Сирин (VII в.). Епископ Ниневии.

Исаакий (? – ок. 1416). Второй епископ Пермский.

Иона (? – 6 июня 1470). Пятый епископ Пермский.

Каллист Никифор (? – ок. 1350). Монах-историк.

Каллист I (? – 1363). Патриарх Константинопольский.

Карл IV Люксембургский (1316 – 20 ноября 1378). Император Священной Римской империи.

Карл V Мудрый Валуа (1337 – 16 сентября 1380). Король Франции.

Карл VI Безумный Валуа (1369 – 21 октября 1422). Король Франции.

Карп (? – 1375). Дьякон-стригольник.

Кассиан и Григорий Авнежские (XIV в.). Основатели Троицкого монастыря.

Киприан (? – 16 сентября 1406). Митрополит Киевский и всея Руси.

Кирилл Белозерский (1337 – 9 июня 1427). Основатель и игумен Кирилло-Белозерского монастыря.

Кирилл Челмский (Челмогорский) (? – 8 декабря 1367/68). Основатель Покровского монастыря.

Климент VI (? – 1352). Папа Римский.

Константин (Кирилл) Философ (826 – 869). Создатель славянской письменности.

Константин Констенчский (? – после 1431). Славянский писатель.

Кöрт Айка. Тун (колдун). Персонаж коми преданий.

Кыска. Тун (колдун). Персонаж коми преданий.

Лаврентий (XIV в.). Монах-летописец.

Лазарь Мурманский (? – 1391). Основатель Успенского монастыря.

Леонтий (? – до 1077). Епископ Ростовский.

Лимбург братья Поль, Женеакен, Эрманн (ок. 1385 – 1416). Франко-нидерландские миниатюристы.

Людовик IV Виттельсбах (? – 11 октября 1347). Император Священной Римской империи.

Магнус Эриксон (1316 – 1374). Король Норвегии и Швеции.

Макарий (XIV в.). Патриарх Константинопольский.

Максим Калина (XIV в.). Игумен ростовского монастыря Григория Богослова (Григорьевского Затвора).

Мамай (Кичик-Мухаммад) (? – 1381). Темник, бекляри-бек, правитель большей части Золотой Орды.

Мануил Хрисалор (1350/51 – 1415). Византийский ученый и дипломат.

Мануил II Палеолог (1350 – 21 июля 1425). Император Византии.

Мария (XIII – XIV вв.). Жена священника Успенского Великоустюжского храма Симеона.

Маркиан (XIV в.). Ростовский еретик.

Мартини Симоне (ок. 1284 – 1344). Итальянский живописец.

Матфейка (XIV в.). Служка. Ученик Стефана Пермского.

Ошпалей. Тун (колдун). Персонаж коми преданий.

Павел (I в.). Апостол.

Павел Высоцкий (? – 1 января 1383). Монах нижегородского Вознесенского Печерского монастыря.

Павел Комельский (1317 – 1429). Основатель монастыря на р. Нурме.

Кыска

Тун (колдун). Персонаж коми преданий.

Жил на р. Печоре. Специально прибыл на верхнюю Вычегду, чтобы противостоять распространению христианства. Сжигает часовню и захватывает христианскую проповедницу Ульяну, которая бросается за борт и тонет. Степан Перымса отправляется на Печору, крестом разбивает натянутую через реку железную цепь, разгоняет посланную туном рыбу и поджигает банным веником дом колдуна. Выбежавшего К., помощники Степана зарубили топорами. На месте его гибели был основан Троицко-Печерский монастырь.

 

Лаврентий (XIV в.)

Монах-летописец.

Проживал в одном из нижегородских монастырей: Благовещенском или Вознесенско-Печерском. С середины девятой строки сорокового листа дописал до конца текст Лаврентьевской летописи (возможно, продолжая труд Павла Высоцкого), созданной по повелению епископа Дионисия Суздальского. В послесловии к ней характеризует себя: «Умъ молодъ не дошелъ». Неударное ёканье и нерегулярное цоканье, отразившиеся в тексте, позволяют видеть в нем уроженца Нижегородского Поволжья. Отдавал предпочтение древнерусским вариантам слов перед церковнославянским, в отличие от писца, начавшего летопись.

 

Лазарь Мурманский (? – 1391)

Основатель Успенского монастыря.

Уроженец Константинополя. Основал обитель в честь Успения Богоматери на Мурманском острове Онежского озера. Занимался миссионерством среди лопарей. Написал «Духовное завещание», в котором рассказал о своей деятельности.

 

Леонтий (? – до 1077)

Епископ Ростовский.

Уроженец Константинополя. Монах Киево-Печерской лавры. Поставлен в епископы около 1051 г. Занимался обращением язычников, которые пытаются изгнать его из города. Основное внимание уделял детям, крестил их и наставлял в вере. По одной из версий жизнеописания погиб от рук язычников. Возможно, был образцом для Стефана Пермского, как наиболее близкий в пространстве и времени пример миссионера.

 

Лимбург братья Поль, Женеакен, Эрманн (ок. 1385 – 1416)

Франко-нидерландские миниатюристы.

Родились в семье резчика по дереву в г. Лимбурге (Лимбрихте), по другим сведениям в Неймегене в Гельдерне в правление короля Карла VI. Их дядя по матери Жан Малуэль был придворным живописцем герцогов бургундских. Учатся в Париже ювелирному делу. В 1399 г. бегут, спасаясь от эпидемии чумы и обосновываются при Бургундском дворе герцога Филиппа Смелого, после смерти которого переходят на службу к брату французского короля герцогу Жану Беррийскому. Умерли во время эпидемии чумы. Создали «Прекрасный часослов» (1413) и «Великолепный часослов герцога Беррийского» (1416) (часословы содержали тексты некоторых церковных служб и календари). Находились под влиянием готического искусства и новых веяний в культуре. Миниатюры отличаются продуманностью композиций, яркостью и чистотой цветов при гармонизированной гамме, подробной деталировкой придворных и бытовых сцен, общим жизнерадостным мироощущением с элементами мягкого гротеска.

 

Людовик IV Виттельсбах (? – 11 октября 1347)

Император Священной Римской империи.

Правил Баварией и Пфальцем. В октябре 1314 г. избирается частью курфюрстов императором. Ведет борьбу с Габсбургами и старшим братом Рудольфом. В 1322 г. его войска под командованием чешского короля Иоанна одержали решающую победу под Мюльдорфом и взяли в плен Фридриха Габсбурга. Папа Иоанн XXII объявил коронацию Л. незаконной. В 1327 г. император вступает во главе шестисот всадников в итальянскую Ломбардию, при помощи партии гибеллинов признается королем Милана, затем коронуется в Риме венецианским и алерийским епископами. Провозглашает папой францисканца-спиритуала, принявшего имя Николай V. Поссорившись с предводителем гибеллинов Каструччо Кастрагани, вынужден покинуть Италию. В 1346 г. курфюрсты низлагают Л., вскоре умершего от апоплексического удара.

 

Магнус Эриксон (1316 – 1374)

Король Норвегии и Швеции.

Стал норвежским и шведским королем в 1319. Вызвал на диспут о вере новгородского архиепископа Василия Калику, но тот отослал его с этим вопросом к патриарху Константинопольскому. В 1348–51 гг. неудачно воюет с Новгородом. В 1340-е выделяет Бригитте Шведской усадьбу в г. Вадстена для постройки монастыря. Ведет борьбу с духовенством и знатью. В 1355 г. лишается норвежской короны, в 1371 г. – шведской. Утонул, переезжая на лодке через Больменфьордский залив у Лундгольма.

 

Макарий (XIV в.)

Патриарх Константинопольский.

Восходит на патриарший престол после незаконного низложения патриарха Филофея во время захвата власти Андроником IV. Выступает против Киприана. Ставит в наместники престола митрополита всея Руси Митяя и приглашает его для рукоположения в Константинополь. Эти его решения были осуждены в соборном послании 1389 г. В 1390–1391 гг. был вторично возведен на патрирший престол во время захвата власти Иоанном VII, накраткий срок заменив отстраненного Антония IV.

 

Максим Калина (XIV в.)

Игумен ростовского монастыря Григория Богослова (Григорьевского Затвора).

Имел сан пресвитера. Около 1365 г. принимает Стефана Пермского в послушники своего монастыря. Около 1366 г. постригает его в монахи при епископе Ростовском Парфении (или Арсении).

 

Мамай (Кичик-Мухаммад) (? – 1381)

Темник, бекляри-бек, правитель большей части Золотой Орды.

Нойон племени кийат. Правитель Крыма. Был женат на дочери хана Джанибека, погибшего, вероятно, от рук сына Бердибека, которого в 1359 г. убивает его сын Кульпа, которого смещает хан Наврус, которого убивает полководец Хидырь, которого убивает его сын Темирхожа, которого убивает М., поставив ханом Абдаллаха. Не имея возможности самому занять ханский престол так как не был чингизидом, М. правил все время через номинальных ханов, которых смещал, если они выходили из подчинения. Поддерживал потомков Бату, в противовес другим линиям рода Джучи. Соединяет Волжскую и Золотую Орды, поставив ханом Мамант-Салтана (Мухаммада Бюлека). Неоднократно захватывает столицу Сарай (1361, 1362, 1364, 1367-68, 1371-74, 1375). Стремясь разобщить русских князей, М. посылает на Русь своих полководцев, раздает ярлыки, засылает агентов. В 1379 г. подчиненный ему хан дает ярлык Митяю, признавая его митрополитом и, требуя молиться за себя прежде других правителей. После покорения Москвой Твери в 1375 г., захвата Сарай-Берке войсками Токтамыша и разгрома войска мурзы Бегича в 1378 г. М. начинает готовить большой поход на Русь, чтобы упрочить свое положение и получить средства для борьбы за власть. В войско включаются представители степных и кавказских народов, отряд генуэзцев, с которыми заключается особый договор, закрепляющий за ними владения в Крыму. Заключаются союзы с Литвой и Рязанским княжеством, войска которых активного участия в борьбе не приняли. Потерпев поражение на Куликовом поле, М. бежит и пытается собрать новое войско. 28 ноября 1380 г. его наместник в крымском Солхате заключает договор с генуэзским консулом Кафы, по которому за итальянцами закрепляются земли южного берега Крыма и селения крымской Готии. В 1381 г. М. был разбит ханом Тохтамышем, бежал в Крым, где в г. Кафа его убили генуэзцы, обвинившие темника в попытке захвата власти.

 

Мануил II Палеолог (1350 – 21 июля 1425)

Император Византии.

Младший сын Иоанна V. Выкупает отца из венецианского плена. В 1371 г. отец делает его соправителем вместо Андроника IV. В 1376 г. был посажен братом в заточение в башню Анема вместе с отцом. В 1379 г. они бегут и возвращают престол при помощи турок. Патриархом становится Антоний IV. В 1390 г. М. выгоняет из столицы Иоанна VII, война с которым продолжается восемь лет. Турки захватывают Македонию и Фессалонику. Султан Баязид ведет многолетнюю осаду Константинополя. М. просит помощи у французского короля, приславшего четыре военных корабля и шестьсот рыцарей во главе с маршалом Брусико, которым удается на время снять осаду столицы. В 1399 г. М. примиряется с Иоанном VII и едет в Европу за помощью. Посещает Венецию, Падую, Флоренцию, Милан. В Париже Карл VI назначает ему ежегодную ренту в тридцать тысяч серебряных монет. В Лондоне встречается с Генрихом IV, но военной поддержки ни от кого не получает. После поражения Баязида от Тимура, удается отвоевать часть территорий, но в 1411 г. турки вновь осаждают Константинополь. В 1422 г. заключен тяжелый мир, предусматривающий уплату туркам дани.

 

Мануил Хрисалор (1350/51 – 1415)

Византийский ученый и дипломат.

В молодости получил хорошее образование. В 1394/95 годах при Мануиле II Палеологе отправляется в Италию. Знакомится с итальянскими гуманистами. В 1397-99 годах преподает во Флорентийском университете греческий язык. Пишет учебник по своему предмету «Вопросы», построенный в диалогической форме. Перевел «Государство» Платона на латинский язык. Руководил переводами в Италии произведений Платона и Плутарха. Читает лекции в Падуе, Павии, Милане, Риме. Вернувшись, в 1403 году в Константинополь, создает свою школу риторики и философии, в которой обучались некоторые итальянские гуманисты. В 1414 году умирает во время переговоров на соборе в Констанце об унии церквей.

 

Мария (XIII – XIV вв.)

Жена священника Успенского Великоустюжского храма Симеона.

Дочь устюжского кузнеца (железоковача) Ивана Секирина. По версии некоторых современных ученых она была по национальности коми. Этим объясняют хорошее знание Стефаном коми языка. В трехлетнем возрасте, во время пути с родителями в храм, на воскресную службу, получила пророчество от юродивого Прокопия Устюжского, поклонившегося ей до земли. Он предсказал, что девочка родит епископа и учителя пермской земли. Это вызвало удивление устюжан, поскольку коми считались закоренелыми язычниками.

 

Маркиан (XIV в.)

Ростовский еретик.

В правление епископа Иакова выступил с проповедью, вызвавшей интерес горожан. Был вызван на диспут, опровергнут и изгнан. Именуется армяновером, то есть подобно армянам-григорианам отрицал Троицу, утверждая единоестественность Иисуса Христа. Проповедовал также иконоборчество, называя образа идолами. Был «бяже бо зело хитр в словесах и в писании книжном коварен». Проявление этого исторического персонажа свидетельствует о развитии книжной городской культуры вне границ церковной ортодоксии, а также – о развитии антитринитарных взглядов в эпоху утверждения обновленных православных идей, связанных с именем Сергия Радонежского, символом которых стала Троица.

 

Мартини Симоне (ок. 1284 – 1344)

Живописец.

Находился под покровительством папы Климента VI. Представитель Сиенской школы. Испытал влияние Дуччо ди Буонинсенья и французской готической миниатюры. В своих произведениях воплотил идеалы позднерыцарской культуры. Они характеризуются изысканным линейным силуэтом, мягкостью колористических решений, эмоциональной выразительностью, утонченым спиритуализмом. Создал фрески «Маэста» в палаццо Публико в Сиене, сцены из жизни св. Мартина Турского в Нижней церкви св. Франциска в Ассизи; алтарные образы «Благовещенье» в Уффици, «Страсти господни». Работая в Авиньоне, сблизился с Петраркой и исполнил для него портрет Лауры (не сохранился).

 

Матфейка (XIV в.)

Ученик Стефана Пермского.

Крещенный коми-зырянин. Служка пермского святителя. Упоминается в его житии Епифанием Премудрым всвязи с тем, что Стефан отдал М. тканые пелены, снятые с идолов, и тот не побоялся сделать из них себе портки, онучи и ногавицы, и благополучно износил их.

 

Мелейка

Тун (колдун). Персонаж коми преданий.

Жил на р. Мезень. Когда мимо проплывал Степан Перымса, М. варил пиво. Степан произносит заклинание: «Сусло, стой!». После чего М. отвечает: «Коли сусло стой, то и лодка стой!». Затем соперники вынуждены снять свои заговоры, и Степан со спутниками высаживаются на берег. После неудачной попытки нападения на них, отрезанный от реки, М. бросается в чан с суслом, предварительно его остудив, но Степан разжигает вновь огонь под чаном. Ошпаренный тун был схвачен и зарублен.

 

Митяй / Михаил (? – осень 1379 г.)

Наместник митрополита Киевского и всея Руси.

Происходил из коломенских попов. 18 января 1366 г. знакомится с великим князем Дмитрием Ивановичем, во время его женитьбы на нижегородской княжне в Коломне. Становится духовным отцом князя и бояр, а также хранителем государственной печати. В 1376 г. был пострижен по приказу великого князя в монахи под именем «Михаил» и поставлен сразу в сан архимандрита Спасского монастыря в Москве. После смерти митрополита Алексия были распущены слухи, что он благословил М. на свое место. Патриарх Макарий назначает М. наместником митрополии. В этой должности он распоряжается посвятить Стефана Пермского в пресвитеры. Больше об их взаимоотношениях ничего не известно. Весной 1379 г. великий князь собирает епископов для поставления М. в святительский сан, но благодаря противодействию Дионисия Суздальского этот план не осуществился. М. составляет сочинение, осуждающее Дионисия, и добивается его ареста. Выступает с угрозами в адрес лидеров русского монашества. Сергий Радонежский предсказывает, что М. не увидит Константинополя. Летом 1379 г. отправляется с посольством в Царьград. Получает ярлык от ставленника Мамая хана Тюляка с повелением молиться за него. Находясь на корабле в виду Константинополя внезапно заболевает и умирает. Был похоронен в захваченной генуэзцами Галате.

 

Михаил Александрович (1333 – 1399)

Великий князь Тверской.

Сын великого князя Тверского Александра Михайловича. Около 1340 г. становится удельным князем Микулинским. Вступает в родственные отношения с великим князем Литовским Ольгердом. В 1364 г. наносит поражение великому князю Тверскому Василию Михайловичу, который обращается за помощью к Москве. В 1368 г. М.А. приглашают на суд в Москву под слово великого князя и митрополита, которые его нарушают. В суровом заточении подписывает навязанное соглашение, но после освобождения призывает литовцев. После смерти Василия Михайловича становится великим князем тверским. Литовцы разбивают московское войско и осаждают Москву. В 1369 г. М.А. строит деревянную крепость вокруг Твери. В 1371 г. получает в Орде от Мамая ярлык на великое княжение Владимирское, что вызывает новую войну с Москвой и ее осаду литовцами. В 1375 г. объединенное войско князей и новгородцев разоряет Тверское княжество и осаждает столицу. М.А. вынужден заключить тяжелый договор, отказавшись от всех претензий. В 1382 г. проигрывает суд в Орде у хана Тохтамыша, предпочевшего иметь дело с Москвой.

 

Моисей (? – 25 января 1362)

Архиепископ Новгородский и Псковский.

Происходил из богатой и знатной новгородской семьи. Принял постриг в тверском Отроче монастыре. Был пресвитером в обители Богоматери на Коломцах, архимандритом в Юрьевском монастыре. В 1324 г. избирается в архиепископы, после смерти владыки Даниила. В 1330 г. покидает кафедру и принимает схиму в монастыре на Коломцах. В 1348 г. основывает на правом берегу р. Волхов в четырех верстах от Новгорода монастырь во имя Архистратига Михаила (Сковородский). В 1352 г. возвращается на кафедру архиепископа, после смерти Василия Калики. В 1355 г. отправляет посольство в Константинополь, прося у патриарха защиты от митрополита Алексия. Получает от патриарха Филофея кресчатые ризы. По свидетельству позднего жизнеописателя выступал против стригольников. Основывает Волотов монастырь Успения Богородицы, Духов монастырь, женский монастырь во имя Иоанна Богослова. Строит церковь святого Прокопия. В 1360 г. удаляется в Сковородский монастырь, где и был похоронен.

 

Мурад I (1326 – 15 июня 1389)

Турецкий султан из династии Османов.

Сын бея Орхана. Победил и приказал казнить своих братьев. Первым из Османов принял титул султана. Был сторонником религиозных войн, считал себя рыцарем ислама. Не умел читать и писать, но приказал начать строить школы. Проводит военную реформу, создав пешее крестьянское ополчение, элитный корпус янычар, созданный из отобранных у родителей-христиан мальчиков, и конное войско сипахов. Разгромив противников в Азии, начал наступление на Европу. В 1364 г. болгарский царь Шишман признает себя данником султана. В 1365 г. турки овладели Адрианополем, куда переносится столица. В сентябре 1371 г. на р. Марице М. разбивает союзную армию христиан во главе которой стояли венгерский король Людовик Анжуйский, сербские князья Вукашин и Углиэч, Твертко Боснийский, болгарский царь Шишман, волахский воевода Мирче. В 1373 г. сын М. Савджи, объединившись с Андроником IV, поднимают восстание против своих отцов и захватывают Константинополь. После подавления мятежа и восстановления на престоле императора Иоанна V, по требованию султана, сыновья были ослеплены. 15 июня 1389 г. турки вступают в битву с сербами во главе с князем Лазарем на Косовом поле, и побеждают, но М. был заколот в начале сражения сербом Милошем, притворившимся перебежчиком.

 

Никифор Григора (ок. 1295 – ок. 1360)

Византийский историк. Мыслитель.

Испытал влияние неоплатонизма. Принимал участия в собраниях интеллектуального кружка (театра) императора Андроника II. Занимался расчетом пасхалий, предложил провести реформу календаря и сделать Пасху постоянным праздником, общим для всего христианского мира. Автор ряда философских сочинений. В диалоге «Флорентий» (1337) описывает свой диспут с Варлаамом Калабрийским, которому предлагает ответить на вопросы по грамматике, риторике, астрономии, аристотелевским силлогизмам, высмеивая интеллектуальную беспомощность оппонента. Ведет активную переписку с образованными людьми своего времени. В 1346 г. выступает против исихазма и учения Григория Паламы. Его основным противником становится Филофей Коккинос, написавший двенадцать слов против Н.Г. После осуждения своих взглядов церковными соборами, в 1351 г. уходит в монастырь. Главный его труд «Римская история» описывает Византию 1209–1359 гг., подробно рассматривая события церковно-богословской борьбы.

 

Никомат Сурожанин (? – 1383)

Московский гость.

Прозвище указывает на происхождение из Сурожа (Сугдеи), многонационального города в Крыму, находившегося под властью генуэзцев, которые построили в нем мощную крепость. Национальность неопределенна. Владел селами в московском княжестве. В марте 1375 г. бежит из Москвы вместе с Иваном Васильевичем Вельяминовым в Тверь, затем в Орду, откуда они проводят татарского посла Ачимхожу с ярлыком тверскому князю Михаилу Александровичу на великое княжение Владимирское. Был пойман и казнен спустя несколько лет. Вероятно, был татарским (мамаевым) агентом, но мог работать и на других (итальянцев, христиан-несториан и т.д.).

 

Нил (? – 1389)

Патриарх Константинопольский.

Был избран в июне 1380 г. вместо смещенного Макария. Принадлежал к последователям Григория Паламы. К нему на суд прибыли, после смерти Митяя, представители русского посольства с поддельной грамотой от великого князя, предлагающей поставить в митрополиты Пимена, а также митрополит Киприан. Подкупленные участники собора, испытывающие также давление со стороны генуэзцев, признали поставление Киприана при жизни митрополита Алексия незаконным. Однако тут же решили фактически разделить митрополию между Киприаном и Пименом, назначив второго также преемником первого. В соборном решении 1389 г. было признано, что Н. и участники собора были введены в заблуждение. В 1381 г. Н. возводит в сан архиепископа Дионисия Суздальского и передает с ним послание против стригольников для Новгорода и Пскова. В 1383 г. вызывает в Константинополь Пимена для разбора обвинений в его адрес. Ставит Феодора Симоновского в первоигумены Руси. В 1384–1387 гг. константинопольский собор разбирает дело Пимена, решив лишить его сана, но этому помешало бегство митрополита.

 

Олег Иванович (1340-е – 5 июля 1402)

Великий князь Рязанский.

Сын великого князя Рязанского Ивана Александровича (по другой версии – князя Ивана Ивановича Коротопола). Первый раз упоминается в летописи в 1353 г. в связи с нападением московских войск на рязанские земли. При великом князе Московском Иване II Ивановиче Красном часть бояр отъезжает с Москвы в Рязань. В 1365 г. О.И. разгромил войско татарского мурзы Тагая. В 1370 г. рязанцы помогли Москве отразить нападение литовцев. В 1371 г. московский воевода князь Д.М. Волынский-Боброк разбивает войско О.И. у Переяславля Рязанского. Великий князь Владимирский Дмитрий Иванович отдает Рязань пронскому князю Владимиру Ярославичу, но О.И. при помощи мурзы Саламхира отбивает свою столицу. Осенью 1377 г. хан Арабшах захватывает Рязань и пленяет О.И. В 1379 г. войска Мамая опустошают рязанские земли. В 1380 г. О.И. заключает договор с Мамаем, но тут же предупреждает Дмитрия Ивановича, очевидно, имя с ним тайную договоренность. В Куликовской битве его войска участия не принимали. По одной из версий они прикрывали тылы русского войска от возможного нападения литовцев великого князя Ягайло Ольгердовича. Без ведома своего князя рязанцы ограбили несколько отрядов, возвращавшихся с Куликова поля. В 1381 г. подписывается договор, определяющий границы Рязанского и Московского княжеств. При нашествии Тохтамыша рязанцы показывают татарскому войску броды через р. Оку, но на обратном пути часть земель все равно была разграблена. В 1385 г. О.И. ведет войска на Коломну, нанеся ряд поражений москвичам. Договор заключается в следующем году, при посредничестве Сергия Радонежского. В 1387 г. сын О.И. Федор женится на дочери Дмитрия Ивановича Софье. В 1394 г. О.И. разбивает татар. В 1396 – 98 гг. воюет с великим князем литовским Витовтом Кейстутовичем. В 1401 г. предпринимает поход на Смоленск, вернув на престол князя Юрия Святославовича. Перед смертью принял постриг под именем Иаким. Похоронен в монастыре на Солоду.

 

Ольгерд Гедиминович (? – 1377)

Великий князь Литовский.

Сын великого князя Литовского Гедимина. В 1341 г. вместе с братом Кейстутом нападает на Пруссию, чтоб отомстить Тевтонскому ордену за смерть отца. В 1342 г. разбивает рыцарей под Псковом. Против него дважды объявляются крестовые походы. В 1345 г. Кейстут низлагает великого князя Литовского Явнута и передает престол Ольгерду. В 1362 г. О. Под Синими водами разбивает татар. Присоединяет к своему княжеству Киевскую, Подольскую, Волынскую, Смоленскую земли. Пытается подчинить Псков и Новгород. Воюет против Польши. В 1368–1372 гг. поддерживает Тверь в борьбе с Москвой. Женится на дочери великого князя Тверского Михаила Александровича Юлиании. Разбивает московское войско и трижды осаждает столицу. При заключении мира выдает свою дочь Елену за Владимира Андреевича Серпуховского. Последнюю свою войну вел с королем польским и венгерским Людовиком. Его сын Ягайло был союзником Мамая. Другие сыновья принимают участие в Куликовской битве на стороне Руси, а внук защищает Москву и погибает во время нашествия войск хана Тохтамыша.

 

Орхан (1281 – 1359)

Турецкий бей из династии Османов.

Сын основателя династии Османа I. Под его руководством произошло взятие Брусы – сильной византийской крепости в Малой Азии, которую турки осаждали десять лет. О. переносит туда свою столицу. В 1329 г. турки разбивают под Никеей войска византийского императора Андроника III и, после нескольких лет осады, берут этот город, а затем Никомедию, получив выход к морю и начав набеги на Европу (Фракию). В 1352 г. турки захватывают крепость Цимле на Галлиопольском полуострове, затем сам Галлиополь, обосновавшись на Балканах. В 1354 г. войска О. захватывают Анкару, которая считалась монгольским владением.

 

Ошпалей

Тун (колдун). Персонаж коми преданий.

Жил на нижней Вычегды, недалеко от села Туглим. Имел заячью губу и медвежьи лапы. После христианизации края стал нападать на людей и похищать скот. Тогда против него выступил Степан Перымса. В противоборстве с ним О. поднимает бурю на реке, превращается в гигантских щуку и медведя. Степан и его спутники стреляют в медведя из лука между ног, после чего добивают принявшего обычный вид колдуна.

Павел (I в.)

Апостол.

Иудейское имя Савл (Саул). Сын зажиточных родителей Вениаминова колена, фарисеев. Получил образование в школе Гамалиила, отличавшейся широтой взглядов. Познакомился с греческой культурой. Стал ярым преследователем первых христиан, участвовал в побиении камнями первомученика Стефана. По пути в Дамаск был чудесным образом обращен в христианство. После этого занялся миссионерской деятельностью по всей Римской империи, заняв почетное место рядом с апостолами, знавшими Иисуса Христа при жизни. Был казнен при императоре Нероне в Риме вместе с апостолом Петром. Ему посвящена большая часть Деяний апостолов в Новом завете. Ему же принадлежит большинство апостольских Посланий. П. наиболее последовательно выступал за распространение христианства среди всех народов, за что получил прозвище «апостол язычников». Для христианских миссионеров он стал несомненным образцом. В житии Стефана Пермского Павел – наиболее часто цитируемый автор. Только имя его Епифаний Премудрый упоминает более десяти раз.

 

Павел Высоцкий (? – 1 января 1383)

Монах нижегородского Вознесенского Печерского монастыря.

Согласно Симеоновской летописи был книжником, близким архиепископу Дионисию Суздальскому. Возможно именно он написал уставом начальную часть Лаврентьевской летописи, работу над которой продолжил Лаврентий.

 

Павел Комельский (1317 – 1429)

Основатель монастыря на р. Нурме.

Принял постриг в Троицкой обители Сергия Радонежского. Покинув ее, несколько лет жил один в дупле липы. Затем основал свой монастырь на р. Нурме, составив для него устав.

 

Паляйка

Тун (колдун). Персонаж коми преданий.

Жил на нижней Вычегде, в деревне Тыдор. Вызвал на состязание Степана Перымсу. Они условились пройти под водой реки до деревни Шежам, каждый произнес свои заклинания, но заговор Степана оказался сильнее. Едва не задохнувшись под водой, П. выскочил на берег, где был схвачен и убит своими односельчанами. Мотив испытания водой присутствует в описании Епифанием Премудрым противоборства Стефана Пермского и Пама-Сотника.

 

Пам-Сотник (XIV в.)

Языческий пермский жрец.

Имя образовано путем персонификации общего наименования коми жрецов (волхвов) «пам», с добавлением русского названия административной должности. Совмещал функции священнослужителя и правителя вычегодских коми: «некий волхв, лукавый мечетник, нарочит кудесник, обавником старейшина, отравником болший, иже на влъшебныа хитрости всегда упражняяся, иже кудесному чарованию теплъ сый помощник». Возможно, был связан какими-то обязательствами перед новгородцами (отвечал за сбор дани). Известен, прежде всего, по произведению Епифания Премудрого, в котором рассказывается, что П.-С. решил вмешаться в деятельность Стефана Пермского лишь после того, как тому удалось обратить в христианство значительную часть коми. П. вначале пытался воздействовать на неофитов, но те уклонились от спора с ним, отослав его к Стефану. Диспут между языческим и христианским священнослужителями Епифаний описывает в традициях жития Константина (Кирилла) Философа, в котором приводятся тексты целых четырех диспутов о вере: с иконоборцами, иудеями, мусульманами и католиками, в которых позиция каждой из сторон излагается уважительно и аргументировано. То же можно сказать и об описании позиции П.-С., который говорит про необходимость уважать традиции предков, описывает достоинства своего народа, критикует московскую политику и жадных московских бояр, хвастается силой своих богов, говорит об умении узнавать новости на расстоянии. После победы Стефана в словесном диспуте и отказа П.-С. признать свое поражение, стороны решают провести ритуальное испытания огнем и водой. Здесь Епифаний, как и во всем житии, уклоняется от описания чуда: поражение П.-С. обусловлено его духовной слабостью, неготовностью пожертвовать собой. Стефан запрещает убивать П.-С., изгоняя его за пределы коми земли. П.-С. уходит за Урал, где, по позднейшим свидетельствам, некоторые коми возводили к нему свой род. Согласно Вычегодско-Вымской летописи, П.-С. в 1392 году возвращается на Вычегду вместе с отрядом вогуличей (манси), который, нерешившись напасть на Усть-Вымь, разорил несколько погостов и отступил, узнав о приближении устюжской рати. Стефан становится фактическим наследником П.-С., принимая на себя все его функции. Епифаний делает П.-С. представителем ветхозаветного мира, чья история остановилась в момент Вавилонского столпотворения. Это связано со стремлением доказать, что пермяне оставались все прошедшие столетия в одном и том же состоянии, что они не слышали Слова христианского Бога, следовательно, не могли его отвергнуть. С этим связано и приравнивание Стефана к первым апостолам. В то же время, есть основания полагать, что Епифаний вкладывает в уста П.-С. некоторые свои мысли (недовольство московским правительством) и проецирует описанные им достоинства пермян на их христианское будущее, когда они займут достойное место в ряду других просвещенных народов.

 

Парфений (XIV в.)

Епископ Ростовский.

В списке ростовских епископов Московского летописного свода конца XV в. стоит тридцать первым, между Петром и Арсением. Однако в перечне епископов поставленных митрополитом Алексием отсутствует. При нем Стефан Пермский был принят в Григорьевский Затвор, при нем же пострижен в монахи игуменом Максимом Калиной. П. в схиме принял имя Пафнутий.

 

 

Пахомий Логофет (Серб) (XV в.)

Инок Афонской горы. Писатель.

Проис



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.144 (0.096 с.)