Практическая работа по теме: «техника и ее воздействие на бытие человека и общества». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическая работа по теме: «техника и ее воздействие на бытие человека и общества».



Вариант 17.

Прочтите отрывок из учебника В.А. Канке «Основы философии» и ответьте на вопросы, выполните задания после текста.

Рассмотрим интерпретации техники профессиональными философами. Любое понимание техники есть интерпретация, универсального понимания техники не существует.

Древнегреческий философ Сократ отмечал, что хотя ремесленники превосходят его в конкретном знании, но он превосходит их в отвлеченном знании, то есть в знании общего, идей. Аристотель придерживался также точки зрения Сократа: «наставники более мудры не благодаря умению действовать, а потому что они обладают отвлеченным знанием и знают причины». Для греков технэ (искусство, умение) ниже мудрости и ключом для понимания его, технэ, является знание общего.

В средние века техника считается отблеском божественного творчества, с чем ее и сопоставляют. Техника по-прежнему сохраняет вторичное значение. Однако положение меняется в Новое время. В Новое время человек видит в технике преимущественно силу своего собственного разума и своих инженерных способностей. Техника выступает как прямое продолжение науки и желания человека господствовать над природой. Техника сама приобретает характер силы, господствующей над человеком. Маркс приходит к выводу, что самым изначальным базисом общества оказываются производительные силы, средства производства, а это – техника.

В Новейшее время философия техники становится самостоятельной философской дисциплиной. Испанский философ Ортега-и-Гассет указывал в связи с анализом техники на двойственность человека – он отличен от природы и вместе с тем посредством техники он с ней сливается. Вот здесь и скрыта одна из проблем: человеку надо опасаться, что он «потеряется» в технике, забудет о себе. Эту мысль сформулировал Карл Ясперс: «техника двойственна. Поскольку техника сама не ставит перед собой целей, она находится по ту сторону добра и зла. Она сама по себе нейтральна. Именно поэтому ее следует направлять». Итак, Ортега-и-Гассет и Ясперс считают, что содержание технике придает сам человек.

Вопросы и задания: 1. В какие исторические эпохи технику оценивали как вторичный феномен? Почему так оценивали? Свой ответ аргументируйте. 2. В какую историческую эпоху начало меняться отношение к технике? С чем это было связано? На вопросы дайте развернутые ответы. 3. Какие концепции на природу и сущность техники вам известны? Сторонником какой философской концепции является К. Ясперс? Ответ обоснуйте. 4. Что общего между философскими взглядами Ортеги и Ясперса? Согласны ли вы с этими взглядами? На вопросы дайте развернутые ответы. 5. Какую главную мысль пытается донести до нас В. А. Канке? 6. Подумайте, какое название вы бы дали этому философскому тексту. Название запишите и обоснуйте.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ «ВОЗДЕЙСТВИЕ ТЕХНИКИ НА БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА»

Общество и техника – взаимосвязанные понятия: техника в настоящее время является не только результатом развития общества, относится к производственным его силам, имеет «прописку» в структуре экономического бытия, но и оказывает существенное воздействие на него. Более того, сторонники философии техницизма считают, что именно техника и технологии придают «облик» обществу. Следовательно, чтобы разобраться в сущности современного общества, которое вслед за философами-техницистами, многие называют информационным, нам нужно перейти к изучению техники.   

Слово «техника» производно от греческого слова «технэ», что означает умение, искусство, мастерство. Именно в этом смысле слово «техника» употреблялось изначально. В современном русском языке сохранилось такое понимание техники. Например: техника рукопашного боя, техника приема и обработки мяча. Такое понимание техники в философской литературе называется субъективным, так как напрямую связано с субъектом, его умением, то есть с человеком.

Однако имеется другое понимание техники. Употребление слова «техника» связано с определенными объектами внешнего, материального мира: компьютером, газотурбинными установками, то есть с артефактами - искусственно сделанными вещами. Поэтому в объективном смысле технику можно определить как совокупность артефактов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.162.179 (0.006 с.)