Что такое экспериментирование? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что такое экспериментирование?



Это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной
активности детей.
 

8. Назовите виды экспериментирования, которые применяются с детьми дошкольного возраста.

По характеру познавательной деятельности: иллюстративное, поисковое, решение
познавательных задач.
По характеру операций: сравнительное, констатирующее, обобщающее.

9. Какие задачи Вы ставите, используя детское экспериментирование в образовательной деятельности?

Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности. Учить видеть и выделять проблему
экспериментирования. Стимулировать детей к сравнению, поиску сходства и различия. К
словесному анализу-рассуждению. Развивать целеустремленность, настойчивость,
решительность.

Спасибо за участие!

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Планы-конспекты образовательных ситуаций с использованием экспериментирования

Образовательная ситуация №1 «Обида»

Задачи:

1. Формировать умения сотрудничества со сверстниками:

- сформулировать свою точку зрения;

- выяснить точки зрения своих партнеров;

- обнаружить разницу точек зрения;

- разрешать разногласия с помощью логических аргументов.

2. Продолжать учить решать проблемные ситуации, используя разные способы.

3. Продолжать развивать познавательные интересы к социальным явлениям.

4. Воспитывать доброжелательные отношения в группе.

Ход работы

Таблица В.1 – Конспект образовательной ситуации «Обида» с использованием экспериментирования, №1

Этап работы Деятельность педагога Деятельность детей
1.Поставновка проблемы или проблемной ситуации - Ребята, воспитательница из соседнего детского сада рассказала мне ситуацию, которая у них произошла вчера на прогулке. Марина упала и ушибла ногу. Она заплакала, но тут подошла Оля и сказала: «Марина, чего ты тут одна сидишь? Побежали скорее с нами играть в мяч». Марина вытерла слезы и ответила: «Я сейчас не могу…». Тогда девочка рассердилась на Марину и сказала: «Я больше не буду с тобой дружить и играть вместе! Я на тебя обиделись». И ушла, а Марина осталась сидеть и плакать. Дети сидят полукругом   Дети слушают    
2.Поиск путей решения проблемы - Ребята, давайте попробуем проиграть ситуацию, которая произошла с девочками? - Кто готов попробовать? (Педагог выбирает двух детей на роли, если нет желающих, то выбирает сам) Педагог объясняет детям, что им предстоит делать: - Ты будешь Мариной, а ты будешь Олей. Марина сидит и плачет, потому что ушибла ногу и ей больно, а Оля подбегает к ней и начинают разговор. Поняли? (Если первая     Дети поднимают руки и выходят   Дети проигрывают ситуацию

Продолжение таблицы В.1

   пара мальчики, имена заменяются на Пашу и Диму) - Остальные ребята смотрят. Педагог подсказывает детям реплики, если она затрудняются. Обсуждение ситуации: - Как вы думаете, кто по-настоящему обижен - Оля или Марина? - А что можно сделать девочкам, чтобы помириться? - Может девочкам просто перестать дружить и всё? Воспитатель поощряет активность детей: - Молодцы! Вы предлагаете хорошие варианты. - Это интересный вариант, ты хорошо придумал.   Дети отвечают (если дети не могут ответить, педагог задает наводящие вопросы)    
3.Проверка гипотез, предположений - Ребята, в любом конфликте есть несколько участников и каждый из них имеет свою точку зрения. Как вы думаете, что нужно сделать каждому из участников, чтобы его поняли другие? - Составим гипотезу: «Наверное, ссоры возникают, потому что люди не высказывают свое мнение. Давайте попробуем сделать так, чтобы наши герои сказали, что они хотят». - Давайте проверим наше предположение. Кто хочет попробовать? Выходите ко мне. (Педагог приглашает двоих детей) - Давайте попробуем и посмотрим, что будет, если каждая девочка выскажет свою точку зрения и они выслушают друг друга. Педагог помогает детям в ситуации затруднения. Обсуждение: Педагог задает наводящие вопросы детям: - Девочкам удалось решить проблему? Почему? - Что вы почувствовали, когда высказались? Педагог старается спросить мнение каждого ребенка. Вывод-правило: - Молодцы! Мы с вами можем составить правило, которое поможет в любом конфликте. Оно будет звучать так, чтобы разрешить конфликт - не стесняйся высказывать свое мнение, в команде важно мнение каждого.   Дети отвечают     Дети пробуют первый способ воздействия     Дети отвечают

Продолжение таблицы В.1

  - Но только высказаться друг другу недостаточно для решения конфликта. Приятно, когда тебя выслушали, но этого достаточно? - Что нужно сделать девочкам, чтобы лучше понять друг друга? - Составим гипотезу: «Наверное, ссоры возникают, потому что люди не только не высказывают свое мнение, но и не объясняют его другим. Давайте попробуем сделать так, чтобы наши герои объяснили причины своих слов и поступков». - Давайте проверим наше второе предположение. Какая пара хочет быть следующей? Выходите. Вам нужно сделать тоже самое, что делала предыдущая пара, но уже не просто высказать свои точки зрения друг другу, а попытаться объяснить с чем вы не согласны и почему. Поняли? Педагог помогает детям в ситуации затруднения. Обсуждение: Педагог задает вопросы: - Девочкам удалось решить проблему? - Что вы чувствовали, когда слушали собеседников? - Почему важно не только самому высказаться, но и послушать своих собеседников, если они с вами не согласны? - Почему важно объяснить свое поведение другому человеку? Вывод-правило: - Отлично! Мы можем составить еще одно правило для решения любого конфликта - если ты не согласен – объясни почему. - Но наш конфликт не решен, мы высказали свои мнения, объяснили с чем и почему мы не согласны, этого достаточно? Все люди имеют одинаковые мнения? - Что нужно сделать девочкам, если их мнения не сходятся? - Составим гипотезу: «Наверное, ссоры возникают, потому что люди имеют разные мнения Давайте попробуем выяснить чем отличаются желания девочек». - Давайте проверим наше третье предположение и посмотрим, что будет, если девочки сравнят свои точки зрения друг друга?   Дети отвечают   Дети пробуют второй способ воздействия     Дети отвечают   Дети отвечают     Дети пробуют третий способ воздействия  

Продолжение таблицы В.1

   - Подходите сюда следующая пара, вы делаете тоже самое, но уже пробуете понять, чем отличаются ваши мнения друг от друга, сравниваете их между собой. Начинайте. Педагог помогает детям в ситуации затруднения. Обсуждение: Педагог задает вопросы: - Девочкам удалось решить проблему? - Чем отличались ваши мнения? - Сравнение точек зрения помогло вам лучше понять друг друга? Вывод-правило: - Здорово! Мы можем составить третье правило для решения любого конфликта - все люди имеют разные мнения, надо понять: чем они отличаются. - Мы высказали свои точки зрения, объяснили друг другу с чем и почему мы не согласны, сравнили мнения друг друга. Этого достаточно? Что является результатом конфликта? - Что нужно сделать, чтобы всех участников конфликта удовлетворил его результат? - Составим гипотезу: «Наверное, ссоры возникают, потому что люди не могут найти одно решение, которое понравится всем участникам. Давайте попробуем найти решение, которое устроим обеих девочек». - Давайте проверим четвертое предположение, поможет ли нам решить конфликт одно общее решение? - Подходите следующая пара, вы делаете тоже самое, но кроме предыдущих трех правил, пытаетесь найти одно общее решение проблемы. Попробуйте! Воспитатель подсказывает детям в ситуациях затруднения. Обсуждение: Педагог задает вопросы: - Девочкам удалось решить проблему? - Зачем нужно одно решение проблемы? Вывод-правило: - Молодцы! Для того, чтобы решить конфликт важно не только высказаться самому, объясниться, если не согласен с другими, сравнить точки   Дети отвечают   Дети отвечают     Дети пробуют четвертый способ воздействия     Дети отвечают      

Окончание таблицы В.1

   зрения. Важно последнее правило для решения любого конфликта - всегда можно найти решение, которое устроит всех.  
4.Обсуждение увиденных полученных результатов - Давайте обсудим, получилось ли у нас решить конфликт девочек? - Что нам помогло? - Как мы узнали, что правила нам помогут? Дети отвечают      
5.Формулировка выводов - Отлично, значит для того, чтобы решить любой конфликт нужно использовать 4 правила, какие? 1)    не стесняйся высказывать свое мнение, в команде важно мнение каждого; 2)    не согласен – объясни почему; 3)    все люди имеют разные мнения, надо понять: чем они отличаются; 4)    всегда можно найти решение, которое устроит всех. - Давайте назовем их «Правила дружных ребят» и хорошенько запомним, чтобы в нашей группе не было ссор?     Дети отвечают      

 

Образовательная ситуация №2 «Составим картинку»

Задачи:

1) Формировать умения сотрудничества со сверстниками:

- сформулировать свою точку зрения;

- выяснить точки зрения своих партнеров;

- обнаружить разницу точек зрения;

- разрешать разногласия с помощью логических аргументов.

2) Продолжать учить решать проблемные ситуации, используя разные способы.

3) Продолжать развивать познавательные интересы к социальным явлениям.

4) Воспитывать доброжелательные отношения в группе.

Ход работы

Таблица В.2 – Конспект образовательной ситуации «Составим картинку» с использованием экспериментирования, №2

Этап работы Деятельность педагога Деятельность детей
1.Поставновка проблемы или проблемной ситуации - Ребята, посмотрите, что у меня есть? (показываю коробку с пазлами) - Вы любите собирать пазлы? Одни или с друзьями? Дети сидят полукругом.   Дети отвечают  

Продолжение таблицы В.2

  - Дима и Тима очень любят собирать пазлы (Показываю фото двух детей). Как-то раз они решили собирать большой пазл вдвоём, сели за стол и молча начали. Тима начал собирать справа, потом слева, Дима начал с середины. Пазлы у мальчиков постоянно падали на пол, путались, переворачивались. Ребята работали очень долго, но так и не смогли закончить.      
2.Поиск путей решения проблемы - Ребята, давайте попробуем проиграть ситуацию мальчиков? - Кто готов попробовать? (Педагог выбирает двух детей на роли, если нет желающих, то выбирает сам) Педагог объясняет детям, что им предстоит делать: - Ты будешь Тимой, а ты Димой, вам нужно сесть за стол и попробовать не договариваясь друг с другом, молча собрать пазлы. Поняли? - Остальные ребята смотрят. Обсуждение ситуации: - Вам было удобно собирать пазл? Вы могли собрать его быстрее? - А что можно сделать мальчикам, чтобы проще и быстрее собрать их пазл? Воспитатель поощряет активность детей: - Молодцы! Вы предлагаете хорошие варианты. - Это интересный вариант, ты хорошо придумал.     Дети поднимают руки и выходят   Дети проигрывают ситуацию     Дети отвечают (если дети не могут ответить, педагог задает наводящие вопросы)  
3.Проверка гипотез, предположений - Ребята, в любом совместном деле для получения хорошего и быстрого результата нужна слаженность действий. - Мы с вами составляли «Правила дружных ребят», могут ли они помочь нам в нашей ситуации? Их можно использовать только в конфликтных ситуациях или при совместном деле тоже? Давайте проверим?! - Как вы думаете, что сначала нужно сделать каждому из участников дела, чтобы в конце получить результат, удовлетворяющий каждого из них? - Составим гипотезу: «Наверное, общее дело не получается, потому что люди не высказывают свое мнение, как бы они хотели работать вместе. Давайте   Дети отвечают     Дети пробуют первый способ воздействия

Продолжение таблицы В.2

   попробуем сделать так, чтобы наши герои сказали, чего они хотят». - Давайте проверим наше предположение. Кто хочет попробовать? Выходите ко мне. (Педагог приглашает двоих детей) - Давайте попробуем и посмотрим, что будет, если оба мальчика выскажут свою точку зрения и выслушают друг друга. Педагог помогает детям в ситуации затруднения. Обсуждение: Педагог задает наводящие вопросы детям: - Мальчикам удалось быстрее и лучше выполнить дело? Почему? - Что вы почувствовали, когда высказались? Педагог старается спросить мнение каждого ребенка. Вывод-правило: - Молодцы! Как звучит первое правило? - Верно! Оно будет звучит так - не стесняйся высказывать свое мнение, в команде важно мнение каждого. - Это правило помогло в нашем деле? Этого достаточно? - Высказаться друг другу недостаточно для решения совместного дела. - Что нужно сделать мальчикам, чтобы лучше понять друг друга? - Составим гипотезу: «Наверное, совместное дело не ладится, потому что люди не только не высказывают свое мнение, но и не объясняют его другим. Давайте попробуем сделать так, чтобы наши герои объяснили причины своих слов и поступков». - Давайте проверим наше второе предположение. Какая пара хочет быть следующей? Выходите. Вам нужно сделать тоже самое, что делала предыдущая пара, но уже не просто высказать свои точки зрения друг другу, а попытаться объяснить с чем вы не согласны и почему. Поняли? Педагог помогает детям в ситуации затруднения. Обсуждение: Педагог задает вопросы:     Дети отвечают (Дети только высказали свои точки зрения, но не договорились)   Дети отвечают     Дети отвечают     Дети пробуют второй способ воздействия   Дети отвечают  

Продолжение таблицы В.2

  - Мальчикам удалось быстрее и лучше выполнить дело? Почему? - Что вы чувствовали, когда слушали собеседников? - Почему важно не только самому высказаться, но и послушать своих собеседников, если они с вами не согласны? - Почему важно объяснить свое поведение другому человеку? Вывод-правило: - Отлично! Мы вспомнили еще одно правило, которое поможет в совместном деле. Как оно звучит? - Если ты не согласен – объясни почему. - Но наше дело не закончено, мы высказали свои мнения, объяснили с чем и почему мы не согласны, этого достаточно? Все люди имеют одинаковые мнения? - Что нужно сделать мальчикам, если их мнения не сходятся? - Составим гипотезу: «Наверное, сложности в работе над совместным делом случаются, потому что люди имеют разные мнения Давайте попробуем выяснить чем отличаются желания мальчиков». - Давайте проверим наше третье предположение и посмотрим, что будет, если мальчики сравнят свои точки зрения друг друга? - Подходите сюда следующая пара, вы делаете тоже самое, но уже пробуете понять, чем отличаются ваши мнения друг от друга, сравниваете их между собой. Начинайте. Педагог помогает детям в ситуации затруднения. Обсуждение: Педагог задает вопросы: - Мальчикам удалось быстрее и лучше выполнить дело? Почему? - Чем отличались ваши мнения? - Сравнение точек зрения помогло вам лучше понять друг друга? Вывод-правило: - Здорово! У нас есть третье правило, как оно звучит? - Все люди имеют разные мнения, надо понять: чем они отличаются. Дети отвечают     Дети отвечают   Дети пробуют третий способ воздействия   Дети отвечают   Дети отвечают  

Продолжение таблицы В.2

  - Мы высказали свои точки зрения, объяснили друг другу с чем и почему мы не согласны, сравнили мнения друг друга. Этого достаточно? - Что нужно сделать, чтобы всех участников дела удовлетворил его результат? - Составим гипотезу: «Наверное, сложности при выполнении совместного дела возникают, потому что люди не могут найти одно решение, которое понравится всем участникам. Давайте попробуем найти решение, которое устроим обоих мальчиков». - Давайте проверим четвертое предположение, поможет ли нам решить совместное дело одно общее решение? - Подходите следующая пара, вы делаете тоже самое, но кроме предыдущих трех правил, пытаетесь найти одно общее решение дела. Попробуйте! Воспитатель подсказывает детям в ситуациях затруднения. Обсуждение: Педагог задает вопросы: - Мальчикам удалось быстрее и лучше выполнить дело? Почему? - Зачем нужно одно решение проблемы? Вывод-правило: - Молодцы! Для того, чтобы выполнить совместное дело важно не только высказаться самому, объясниться, если не согласен с другими, сравнить точки зрения. Важно последнее правило, как оно звучит, ребята? - Всегда можно найти решение, которое устроит всех.   Дети отвечают   Дети пробуют четвертый способ воздействия     Дети отвечают     Дети отвечают  
4.Обсуждение увиденных полученных результатов - Давайте обсудим, получилось ли у нас выполнить совместное дело мальчиков? - Что нам помогло? - «Правила дружных ребят» нам помогут только в конфликтных ситуациях? - Как мы узнали, что правила нам помогут и в совместном деле? Дети отвечают      

Окончание таблицы Б.2

5.Формулировка выводов - Отлично, значит для того, чтобы решить любой конфликт нужно использовать 4 правила, какие? 1)    не стесняйся высказывать свое мнение, в команде важно мнение каждого; 2)    не согласен – объясни почему; 3)    все люди имеют разные мнения, надо понять: чем они отличаются; 4)    всегда можно найти решение, которое устроит всех. - Сегодня мы с вами доказали, что наши «Правила дружных ребят» можно применять не только в ссорах, конфликтах, но и при выполнении совместных дел с друзьями и близкими. Молодцы!     Дети отвечают      

 

Образовательная ситуация №3 «Краски»

Задачи:

1) Формировать умения сотрудничества со сверстниками:

- сформулировать свою точку зрения;

- выяснить точки зрения своих партнеров;

- обнаружить разницу точек зрения;

- разрешать разногласия с помощью логических аргументов.

2) Продолжать учить решать проблемные ситуации, используя разные способы.

3) Продолжать развивать познавательные интересы к социальным явлениям.

4) Воспитывать доброжелательные отношения в группе.

Ход работы

Таблица В.3 – Конспект образовательной ситуации «Краски» с использованием экспериментирования, №3

Этап работы Деятельность педагога Деятельность детей
1.Поставновка проблемы или проблемной ситуации - Ребята, посмотрите на доску, что это? (Рисунки) - Эти рисунки нарисовали три девочки. Что необычного вы в них видите? (В каждом рисунке используется только один цвет) - Я расскажу вам историю, а вы ответите, почему же у девочек получились такие интересные рисунки? Нина, Лена и Ксюша говорили всем, что они настоящие подруги. Однажды воспитатель дала им задание, Дети сидят полукругом Дети отвечают    

Продолжение таблицы В.3

   нарисовать рисунки на тему «Осень». Девочки сели за один стол, взяли бумагу, кисточки, поставили баночки с красной, желтой и синей красками. Когда воспитательница ушла, Нина схватила баночку с красной краской и сказала: «Это будет моя краска!», «А эта — моя!» — сказала Лена и взяла себе желтую краску, тогда Ксюша забрала синюю краску. Девочки стали рисовать, когда воспитатель просмотрела на их рисунки, она очень удивилась, покачала головой и сказала: «Я думала, что вы настоящие друзья, а теперь вижу, что вам еще надо учиться дружить».  
2.Поиск путей решения проблемы - Ребята, давайте попробуем проиграть ситуацию, которая произошла с девочками? Кто готов попробовать? (Педагог выбирает двух детей на роли, если нет желающих, то выбирает сам) Педагог объясняет детям, что им предстоит делать: - Ты будешь Ниной, ты Леной, а ты Ксюшей. Садитесь за столы, я буду играть роль воспитателя и дам вам задание. Поняли? - Остальные ребята смотрят. Педагог подсказывает детям реплики и действия, если она затрудняются. Обсуждение ситуации: - Почему воспитательница удивилась, когда увидела рисунки девочек? - Почему воспитательница сказала: «Я думала, что вы настоящие друзья, а теперь вижу, что вам еще надо учиться дружить»? - Девочек можно назвать настоящими друзьями? Почему? - А у вас есть настоящие друзья? Какие они? - Нужно ли в дружбе использовать какие-либо правила или это не обязательно? Почему? Воспитатель поощряет активность детей: - Молодцы! Вы предлагаете хорошие варианты. - Это интересный вариант, ты хорошо придумал.     Дети поднимают руки и выходят     Дети проигрывают ситуацию   Дети отвечают (если дети не могут ответить, педагог задает наводящие вопросы)      

Продолжение таблицы В.3

3.Проверка гипотез, предположений - Ребята для того, чтобы получить хороший результат своей работы нужно знать несколько правил-помощников при общении с другими людьми. Давайте проверим это? - Как вы думаете, что нужно сделать каждому из участников, чтобы его поняли другие? - Составим гипотезу: «Наверное, хорошего результата работы не получается, потому что люди не высказывают свое мнение». - Давайте проверим наше предположение. Кто хочет попробовать? Выходите ко мне. (Педагог приглашает двоих детей) - Давайте попробуем и посмотрим, что будет, если каждая девочка выскажет свою точку зрения и они выслушают друг друга. Педагог помогает детям в ситуации затруднения. Обсуждение: Педагог задает наводящие вопросы детям: - Девочкам удалось решить проблему, их работы стали лучше? Почему? - Что вы почувствовали, когда высказались? - Почему было важно каждой девочке высказать свое мнение по поводу работы? Педагог старается спросить мнение каждого ребенка. Вывод-правило: - Молодцы! Как звучит наше первое правило? - Верно! Оно будет звучит так - не стесняйся высказывать свое мнение, в команде важно мнение каждого. - Это правило помогло в нашем деле? Этого достаточно? - Высказать свое мнение недостаточно для получения желаемого результата своей работы. - Что нужно сделать девочкам, чтобы лучше понять друг друга? - Составим гипотезу: «Наверное, человек не может получить желаемый результат, потому что не только не высказывает свое мнение, но и не объясняет его другим. Давайте попробуем сделать так, чтобы наши герои объяснили причины своих слов и поступков».     Дети отвечают     Дети пробуют первый способ воздействия   Дети отвечают   Дети отвечают      

Продолжение таблицы В.3

  - Давайте проверим наше второе предположение. Какая пара хочет быть следующей? Выходите. Вам нужно сделать тоже самое, что делала предыдущая пара, но уже не просто высказать свои точки зрения друг другу, а попытаться объяснить с чем вы не согласны и почему. Поняли? Педагог помогает детям в ситуации затруднения. Обсуждение: Педагог задает вопросы: - Девочкам удалось решить проблему, их работы стали лучше? Почему? - Что вы чувствовали, когда слушали собеседников? - Почему важно не только самому высказаться, но и послушать своих собеседников, если они с вами не согласны? - Почему важно объяснить свое поведение другому человеку? Вывод-правило: - Отлично! Мы вспомнили еще одно правило, которое поможет в достижении наилучшего результата в работе с другими людьми. Как оно звучит? - Если ты не согласен – объясни почему. - Мы высказали свои мнения, объяснили с чем и почему мы не согласны, этого достаточно? Все люди имеют одинаковые мнения? - Что нужно сделать девочкам, если их мнения не сходятся? - Составим гипотезу: «Наверное, сложности в работе над хорошим результатом случаются, потому что люди имеют разные мнения Давайте попробуем выяснить чем отличаются желания девочек». - Давайте проверим наше третье предположение и посмотрим, что будет, если девочки сравнят свои точки зрения друг друга? - Подходите сюда следующая пара, вы делаете тоже самое, но уже пробуете понять, чем отличаются ваши мнения друг от друга, сравниваете их между собой. Начинайте. Педагог помогает детям в ситуации затруднения.   Дети пробуют второй способ воздействия     Дети отвечают     Дети отвечают     Дети пробуют третий способ воздействия      

Продолжение таблицы В.3

  Обсуждение: Педагог задает вопросы: - Девочкам удалось решить проблему, их работы стали лучше? Почему? - Чем отличались их мнения? - Сравнение точек зрения помогло лучше понять друг друга? Почему? Вывод-правило: - Здорово! У нас есть третье правило, как оно звучит? - Все люди имеют разные мнения, надо понять: чем они отличаются. - Мы высказали свои точки зрения, объяснили друг другу с чем и почему мы не согласны, сравнили мнения друг друга. Этого достаточно? - Что нужно сделать, чтобы все участники работы были удовлетворены своими результатами? - Составим гипотезу: «Наверное, у каждого участника работы отсутствует хороший результат, потому что люди не могут найти одно решение, которое понравится всем участникам. Давайте попробуем найти решение, которое устроим всех девочек». - Давайте проверим четвертое предположение, поможет ли нам удовлетворить всех участников одно общее решение? - Подходите следующая пара, вы делаете тоже самое, но кроме предыдущих трех правил, пытаетесь найти одно общее решение дела. Попробуйте! Воспитатель подсказывает детям в ситуациях затруднения. Обсуждение: Педагог задает вопросы: - Девочкам удалось решить проблему, их работы стали лучше? Почему? - Зачем нужно одно решение проблемы? - Нужно ли думать о том, чтобы получить хороший результат не только самому, но и остальным участникам работы? Почему? Вывод-правило: - Молодцы! Для того, чтобы всем получить наилучший результат важно не только высказаться самому, объясниться, если не согласен с другими, сравнить точки зрения.     Дети отвечают   Дети отвечают     Дети пробуют четвертый способ воздействия     Дети отвечают   Дети отвечают    

Окончание таблицы В.3

  Важно последнее правило, как оно звучит, ребята? - Всегда можно найти решение, которое устроит всех.  
4.Обсуждение увиденных полученных результатов - Давайте обсудим, нужно ли в работе, для получения наилучших результатов использовать правила? - Что нам помогло? - Наши «Правила дружных ребят» нужно использовать настоящим друзьям? Почему? Дети отвечают      
5.Формулировка выводов - Отлично, значит для того, чтобы в своей работе добиться лучшего результата нужно использовать 4 правила, какие? 1)    не стесняйся высказывать свое мнение, в команде важно мнение каждого; 2)    не согласен – объясни почему; 3)    все люди имеют разные мнения, надо понять: чем они отличаются; 4)    всегда можно найти решение, которое устроит всех. - Сегодня мы с вами доказали, что наши «Правила дружных ребят» можно применять не только в ссорах, конфликтах, при выполнении совместных дел, но и для получения наилучших результатов в работе. Молодцы!     Дети отвечают      

 

Образовательная ситуация №4 «Прогулка»

Задачи:

1)   Формировать умения сотрудничества со сверстниками:

- сформулировать свою точку зрения;

- выяснить точки зрения своих партнеров;

- обнаружить разницу точек зрения;

- разрешать разногласия с помощью логических аргументов.

2)   Продолжать учить решать проблемные ситуации, используя разные способы.

3)   Продолжать развивать познавательные интересы к социальным явлениям.

4)   Воспитывать доброжелательные отношения в группе.


Ход работы:

Таблица В.4 – Конспект образовательной ситуации «Прогулка» с использованием экспериментирования, №4

Этап работы Деятельность педагога Деятельность детей
1.Поставновка проблемы или проблемной ситуации - Ребята, сегодня очень хорошая погода и скоро мы с вами отправимся на прогулку. Я хочу, чтобы вы все вместе самостоятельно выбрали две игры, в которые мы будем играть на улице, но это нужно сделать так, чтобы играть могли и хотели все дети. И мальчики, и девочки. Дети сидят полукругом  
2.Поиск путей решения проблемы - Попробуйте сейчас решить сами, во что хотите играть. (Если дети сразу предлагают воспользоваться «Правилами дружных ребят», то педагог переходит к этапу 3) Обсуждение ситуации: - Вам удалось договориться и выбрать две игры? - Все ребята согласны с выбором? Как вы это поняли? - Честно ли произошел выбор игр? Почему?     Дети отвечают
3.Проверка гипотез, предположений - Ребята, когда вам предстоит сложный выбор, который должен удовлетворить всех участников нужно выбрать правильный ход действий. Мы с вами знаем «Правила дружных ребят», могут они помочь нам в этой ситуации? Давайте проверим это? - Как вы думаете, что нужно сделать каждому из вас, чтобы его поняли другие? - Составим гипотезу: «Наверное, людям не получится договориться так, чтобы все были довольны, потому что они не высказывают свое мнение». - Давайте проверим наше предположение. Попробуем и посмотрим, что будет, если каждый выскажет свою точку зрения и выслушает остальных. Педагог помогает детям в ситуации затруднения. Обсуждение: Педагог задает наводящие вопросы детям: - Вам удалось решить задачу? Все     Дети отвечают (если дети не могут ответить, педагог задает наводящие вопросы)      

Продолжение таблицы В.4

   довольны результатом? Почему? - Что вы почувствовали, когда высказались? - Почему было важно каждому высказать свое мнение? Педагог старается спросить мнение каждого ребенка. Вывод-правило: - Молодцы! Как звучит наше первое правило? - Верно! Оно звучит - не стесняйся высказывать свое мнение, в команде важно мнение каждого. - Это правило помогло в нашем деле? Этого достаточно? - Недостаточно каждому высказать свое мнение, чтобы сделать выбор, который будет нравиться всем. - Что нужно сделать, чтобы лучше понять друг друга? - Составим гипотезу: «Наверное, люди не могут сделать выбор, который понравится им всем, потому что не только не высказывают свое мнение, но и не объясняют его другим. Давайте попробуем сделать так, чтобы все объяснили причины выбора своих игр». - Давайте проверим наше второе предположение. Вам нужно сделать тоже самое, но уже не просто высказать свои точки зрения друг другу, а затем попытаться объяснить с чем вы не согласны и почему. Поняли? Педагог помогает детям в ситуации затруднения. Обсуждение: Педагог задает вопросы: - Вам удалось решить задачу? Все довольны результатом? Почему? - Что вы чувствовали, когда слушали собеседников? - Почему важно не только самому высказаться, но и послушать своих собеседников, если они с вами не согласны? - Почему важно объяснить свое поведение другому человеку? Вывод-правило: Дети пробуют первый способ воздействия   Дети отвечают     Дети отвечают   Дети пробуют второй способ воздействия     Дети отвечают    

Продолжение таблицы В.4

  - Отлично! Мы вспомнили еще одно правило, которое важно при обсуждении сложного выбора. Как оно звучит? - Если ты не согласен – объясни почему. - Мы высказали свои мнения, объяснили с чем и почему мы не согласны, этого достаточно? Все люди имеют одинаковые мнения? - Что нужно сделать, если ваши мнения не сходятся? - Составим гипотезу: «Наверное, сложности при выборе, который должен удовлетворить всех, возникают, потому что люди имеют разные мнения Давайте попробуем выяснить, чем отличаются ваши желания». - Давайте проверим наше третье предположение и посмотрим, что будет, если вы сравните точки зрения друг друга? - Вы делаете тоже самое, но уже пробуете понять, чем отличаются ваши мнения друг от друга, сравниваете их между собой. Начинайте. Педагог помогает детям в ситуации затруднения. Обсуждение: Педагог задает вопросы: - Вам удалось решить задачу? Все довольны результатом? Почему? - Чем отличались ваши мнения? - Сравнение точек зрения помогло лучше понять друг друга? Почему? Вывод-правило: - Здорово! У нас есть третье правило, как оно звучит? - Все люди имеют разные мнения, надо понять: чем они отличаются. - Вы высказали свои точки зрения, объяснили друг другу с чем и почему вы не согласны, сравнили мнения друг друга. Этого достаточно? - Что нужно сделать, чтобы все были удовлетворены выбором? - Составим гипотезу: «Наверное, людям не нравится сделанный выбор,     Дети отвечают   Дети пробуют третий способ воздействия   Дети отвечают   Дети отвечают  

Продолжение таблицы В.4

  потому что они не могут найти одно решение, которое понравится всем. Давайте попробуем найти решение, которое устроим всех». - Давайте проверим четвертое предположение, поможет ли нам удовлетворить всех участников одно общее решение? - Вы делаете тоже самое, но кроме предыдущих трех правил, пытаетесь найти одно общее решение дела. Попробуйте! Воспитатель подсказывает детям в ситуациях затруднения. Обсуждение: Педагог задает вопросы: - Вам удалось решить задачу? Все довольны результатом? Почему? - Зачем нужно одно решение проблемы? - Нужно ли думать о том, чтобы выбором были довольны все? Почему? Вывод-правило: - Молодцы! Для того, чтобы всем нравился выбор важно не только высказаться самому, объясниться, если не согласен с другими, сравнить точки зрения. Важно последнее правило, как оно звучит, ребята? - Всегда можно найти решение, которое устроит всех.     Дети пробуют четвертый способ воздействия     Дети отвечают   Дети отвечают  
4.Обсуждение увиденных полученных результатов - Давайте обсудим, когда вам предстоит сложный выбор, который должен удовлетворить всех участников, нужно ли использовать правила? - Что нам помогло это понять? - Наши «Правила дружных ребят» помогли решить вашу задачу? Почему? Дети отвечают      
5.Формулировка выводов - Отлично, значит для того, чтобы сделать выбор, который понравится всем участникам, нужно использовать 4 правила, какие? 1)    не стесняйся высказывать свое мнение, в команде важно мнение каждого; 2)    не согласен – объясни почему;     Дети отвечают    

Окончание таблицы В.4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.048 с.)