Филиал в г. Северодвинске Архангельской области 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Филиал в г. Северодвинске Архангельской области



Филиал в г. Северодвинске Архангельской области

Гуманитарный институт

(наименование высшей школы / филиала / института)
Родинская Анна Владимировна
(ФИО обучающегося)

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА)

44.03.01 Педагогическое образование,
(код и наименование направления подготовки / специальности)
профиль «Дошкольное образование»
(наименование направленности образовательной программы (профиля / специальности / название магистерской программы)
Формирование навыков сотрудничества со сверстниками у детей 6–7 лет посредством социального экспериментирования
(тема ВКР)

Утверждена приказом от «_ 29 _» __ ноября _____ 20 19 г. № _ 9/507 _

  Руководитель ВКР     27.06.2020         Чернокова Т.Е., доц., канд. псих. наук, доцент
Консультанты          
Рецензент          
  Нормоконтроль     27.06.2020         Чернокова Т.Е., доц., канд. псих. наук, доцент
  Руководитель ОПОП         Михеева Г.В., доц., канд. пед. наук
  (дата) (подпись) (ФИО, должность / степень / звание)

Постановление ГЭК от «_ 03 _» ___ июля _____20_ 20 _ г.

 

Признать, что обучающаяся А.В. Родинская

                                                                      (инициалы, фамилия)

выполнила и защитила ВКР с отметкой     
  (отметка прописью)

 

Председатель ГЭК ______________________ С.А. Колосова
  (подпись) (инициалы, фамилия)
     
  Секретарь ГЭК __________________________________ Е.А. Воюшина
  (подпись) (инициалы, фамилия)

 

 

Северодвинск 2020

 


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

Филиал в г. Северодвинске Архангельской области

Гуманитарный институт

(наименование высшей школы / филиала / института)

 

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

44.03.01 Педагогическое образование,

профиль «Дошкольное образование»

(код и наименование направления подготовки / специальности)

Тема ВКР:  Формирование навыков сотрудничества со сверстниками у

детей 6–7 лет посредством социального экспериментирования

 

Утверждена протоколом заседания кафедры от «_ 28­­_октября_ 20 19 г. № _ 7 __

 

 

Обучающейся:

Родинской Анны Владимировны

 

(Ф.И.О.)

Курс: 4             Группа: 521606

     

Срок сдачи выпускником законченной работы: «_ 30 _» _ июня __ 20 20 г.

 

Исходные данные к работе

курсовая работа «Проблема формирования социальной

готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению»,

курсовой проект «Особенности социальной готовности у детей старшего

дошкольного возраста к школьному обучению».

Основные разделы работы с указанием вопросов, подлежащих рассмотрению

 

1) Теоретические основы проблемы формирования навыков сотрудничества со

сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством социального

экспериментирования; 2) Особенности сотрудничества со сверстниками детей 6–7 лет

и педагогические условия их формирования в ДОО; 3) Особенности работы по формированию навыков сотрудничества у детей 6–7 лет посредством социального

экспериментирования.

База проведения исследований:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение центр развития ребенка «Детский сад №44 – Веселые

нотки»

Перечень обязательных приложений к работе

Приложение А1 Методика «Лабиринт»

Е.Е. Кравцовой; Приложение А2 Образцы протоколов обследования детей на

констатирующем этапе; Приложение А3 Результаты обследования детей по методике

Е.Е. Кравцовой «Лабиринт» на этапе констатирующего эксперимента;

Приложение Б Анкета для воспитателей экспериментальных групп; Приложение В

Планы-конспекты образовательных ситуаций с использованием экспериментирования

Перечень графического материала

Рисунок 1 – рабочее поле (лабиринт) в методике

Е.Е. Кравцовой «Лабиринт»

 

           

Консультанты по работе

по разделу ____________ ____________ ____________________________________
по разделу ____________ ____________ ____________________________________
по разделу ____________ (дата) ____________ (подпись) ____________________________________ (ФИО, должность)

 

Дата выдачи задания «_ 28 _» __ октября __20 19 г.

    Руководитель ВКР         Т.Е. Чернокова
  (подпись)  

 

Задание принял к исполнению «_ 29 _» _ октября __20 19 г.

 

  Обучающаяся       А.В. Родинская
  (подпись)  

 


Выводы по первой главе

Дошкольный возраст – сензитивный период для развития коммуникативных способностей ребенка. Такой опыт является базисом дальнейшего личностного и социального развития. Высокий уровень умений эффективно налаживать контакты с другими людьми, адекватно строить взаимоотношения в коллективе, именно это требует сейчас современный мир от человека.

Сформированные умения общения, создания и поддержания дружеских связей, взаимодействие, сотрудничество и сосуществование с людьми - необходимые компоненты полноценно развитой и самореализованной личности, а также залог благополучного психического здоровья человека.

Сотрудничество – взаимодействие детей в совместной деятельности, в котором есть общая цель, общий мотив, совместные действия и общий результат. По мнению Г.А. Цукерман именно общение со сверстниками повышает связность, адресованность и точность речи ребенка, так как несовершенство партнера по общению может быть фактором развития. Сотрудничество «несовершенных» детей становится условием развития каждого из них, такая линия развития сильно различается с сотрудничеством некомпетентного ребенка с квалифицированным взрослым.

Сотрудничество со сверстниками более эмоционально насыщено, сопровождается громкими интонациями, криками, озорством и смехом, дети более расслаблены, говорят неожиданные слова, передразнивают, проявляют творческий подход и фантазию. В контактах с другими детьми инициативные высказывания преобладают над ответными.

Важным условием сотрудничества между детьми является сформированность у тех навыков сотрудничества, под которыми подразумеваются доведенные до привычек способы поведения детей в ситуациях, когда необходимо найти наиболее эффективное применение своему личному потенциалу в совместном деле. Это такие навыки как: формулирование своей точки зрения, выяснение точек зрения своих партнеров, обнаружение разниц точек зрения и попытки разрешить разногласия с помощью логических аргументов. В совместной деятельности сотрудничество между дошкольников развивается эффективно если: в процессе ее осуществления воспитателем ставятся задачи, призывающие детей к поиску совместных решений, создаётся активный интерес к сотрудничеству детей друг с другом.

Одним из средств формирования навыков сотрудничества со сверстниками является экспериментирование. Экспериментирование – способ материального или мысленного влияния человека на реальный или мыслимый объект с целью его изучения, познания его свойств, связей и т.д. Экспериментирование, которое направлено на познание себя и других людей путем опробования на взрослых или сверстниках различных способов своего поведения, называют социальным. Н.Н. Поддъяков писал, что старшие дошкольники очень восприимчивы к процессу социального экспериментирования и выражают к нему повышенный интерес. Благодаря социальному экспериментированию дошкольники активнее ищут новые наиболее эффективные формы и способы общения со сверстниками и взрослым.


2 ОСОБЕННОСТИ СОТРУДНИЧЕСТВА СО СВЕРСТНИКАМИ ДЕТЕЙ 6–7 ЛЕТ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ В ДОО

2.1 Цель, задачи, методика констатирующего эксперимента

Цель констатирующего эксперимента: выявить особенности сотрудничества со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста, а также изучить особенности работы педагогов подготовительных групп дошкольных образовательных организаций по формированию у дошкольников навыков сотрудничества со сверстниками.

 Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:

1) подобрать методику констатирующего эксперимента, направленную на выявление навыков сотрудничества со сверстниками и описать особенности их содержания у детей 6–7 лет;

2) определить типы сотрудничества со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста.

3) изучить и проанализировать педагогические условия работы педагогов подготовительных групп по формированию у детей 6–7 лет навыков сотрудничества со сверстниками.

В возрасте 6–7 лет у дошкольника уже должны быть сформированы и активно применяться некоторые навыки сотрудничества со сверстниками, поэтому для решения первой задачи из перечисленных в первой главе методик нами была выбрана методика Е.Е. Кравцовой «Лабиринт» (приложение А1), а также дополнительно составлена беседа с воспитателем подготовительной группы, которая поможет в составлении диагностируемых пар детей для наиболее качественного проведения диагностики.

Цель: выявить общие характеристики и определить типы общения и сотрудничества ребенка со сверстниками.

Материалы: рабочее поле (в виде лабиринта), 8 машин (4 зеленые и 4 красные).

Ход работы: перед экспериментом педагог расставляет по четыре машинки в чужой гараж: красные – на зеленое поле; зеленые – на красное. Паре детей предлагают прокатить машинки по полю так, чтобы каждая попала в гараж своего цвета.

Правила:

- можно катить только по 1 машинке;

- машины можно катить только по дорожкам лабиринта;

- запрещено трогать руками машины партнера [16].

Идентификация данных: в соответствии с рекомендациями Е.Е. Кравцовой, по результатам наблюдения квалифицируется один из шести типов взаимодействия и сотрудничества детей со сверстниками. В соответствии с целью нашего исследования мы включили в описание этих типов оценку навыков сотрудничества, выделенных Г.А. Цукерман и Н.К. Поливановой:

- сформулировать свою точку зрения;

- выяснить точки зрения своих партнеров;

- обнаружить разницу точек зрения;

- разрешать разногласия с помощью логических аргументов [43].

Таблица 1 – Типы развития навыков сотрудничества со сверстниками у детей 6–7 лет

Тип Показатели
I элементарное принятие детьми учебной задачи, отсутствие сотрудничества, дети не могут сформулировать свою точку зрения, выяснить точки зрения своих партнеров, обнаружить разницу точек зрения, разрешать разногласия с помощью логических аргументов.
II дошкольники принимают задачу, но не способны удержать ее на протяжении всей игры, способны сформулировать свою точку зрения, но не пытаются выяснить точки зрения своих партнеров.
III появляется действительное взаимодействие, но ситуативно и носит импульсивно-непосредственный характер – в каждой конкретной ситуации дошкольники стараются договориться и согласовать свои действия. Умения сформулировать свою точку зрения, выяснить точки зрения своих партнеров проявляются эпизодически.
IV императивно-соревновательный. Дети принимают и удерживают задачу, устанавливающую контекст их деятельности, однако у них складываются и сохраняются на протяжении игры стабильные соревновательные отношения с партнером, проявляются умения сформулировать свою точку зрения и выяснить

Окончание таблицы 1

  точки зрения своих партнеров, но попытки обнаружить разницу точек зрения и разрешать разногласия не предпринимаются.
V тип характеризуется возникновением настоящего сотрудничества и партнерства в ситуации общей задачи, дети демонстрируют умения сформулировать свою точку зрения, выяснить точки зрения своих партнеров, обнаружить разницу точек зрения и разрешать разногласия с помощью логических аргументов.
VI устойчивый тип сотрудничества, умения сформулировать свою точку зрения, выяснить точки зрения своих партнеров, обнаружить разницу точек зрения и разрешать разногласия с помощью логических аргументов автоматизированы.

Мы полагаем, что описанные типы отражают уровни сформированности навыков сотрудничества со сверстниками. Выбранной методики, на наш взгляд, будет достаточно для того, чтобы сделать вывод о сформированности навыков сотрудничества со сверстниками у детей 6–7 лет.

Для решения второй задачи - изучения состояния работы педагогов подготовительной группы дошкольной образовательной организации по формированию навыков сотрудничества со сверстниками, нами были изучены календарные планы с сентября по апрель и сделан анализ развивающей предметно-пространственной среды, созданной воспитателями группы.

1) Анализ календарных планов воспитательно-образовательной деятельности.

Цель: выявить особенности планирования работы по формированию навыков сотрудничества со сверстниками.

Анализ осуществлялся на основании критериев:

- систематичность и последовательность постановки задач, направленных на формирование навыков сотрудничества со сверстниками;

- адекватность методов формирования навыков сотрудничества со сверстниками у детей.

2) Анкетирование педагогов подготовительной группы.

Цель: оценить компетентность педагога в вопросах формирования навыков сотрудничества со сверстниками у детей 6–7 лет.

Процедура: в анкетировании принимали участие 4 воспитателя подготовительных групп. Анкета представляет собой ряд вопросов: вопросы, направлены на выявление знаний педагогов об особенностях формирования навыков сотрудничества у детей подготовительной группы (понятие, проявления у детей; задачи, средства и методы, условия формирования); вопросы, направленные на выявление знаний педагога о детском экспериментировании (понятие, виды, задачи). Анкеты педагогов представлены в приложении Б.

Анализ осуществлялся на основании критериев:

1) Полнота – количество знаний педагога о сотрудничестве, навыках сотрудничества;

2) Точность – соответствие ответов педагога современным научным знаниям;

3) Глубина – осознание существенных характеристик сотрудничества у дошкольников 6–7 лет;

4) Системность – осознание связей между особенностями психического развития детей, задачами и методами развития сотрудничества.

Таким образом, подобранная нами методика констатирующего эксперимента позволяет решить поставленную нами цель – выявить особенности сотрудничества со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста, а также изучить особенности работы педагогов подготовительных групп ДОО по формированию у дошкольников навыков сотрудничества со сверстниками. Результаты констатирующего эксперимента представлены в следующих параграфах данной главы.


 

2.2 Особенности и типы сотрудничества у детей 6–7 лет

Констатирующий эксперимент проводился на базе МАДОУ ЦРР – Детский сад № 44 "Веселые нотки". В исследовании приняли участие 30 детей в возрасте 6– 7 лет (14 мальчиков и 16 девочек) и 4 воспитателя подготовительных групп.

С целью выявления навыков сотрудничества со сверстниками проведена методика «Лабиринт» Е.Е. Кравцовой [16], включающая в себя одно диагностическое задание и беседу с педагогом (приложение Б). Образцы протоколов обследования детей представлены в приложении А2, сводная таблица в приложении А3.

По результатам констатирующего эксперимента типы и особенности навыков сотрудничества со сверстниками в обеих группах приблизительно одинаковые. Дети распределились по трем типам сотрудничества со сверстниками:

II – дошкольники принимают задачу, но не способны удержать ее на протяжении всей игры, способны сформулировать свою точку зрения, но не пытаются выяснить точки зрения своих партнеров.

III – императивно-соревновательный. Дети принимают и удерживают задачу, устанавливающую контекст их деятельности, однако у них складываются и сохраняются на протяжении игры стабильные соревновательные отношения с партнером, проявляются умения сформулировать свою точку зрения и выяснить точки зрения своих партнеров, но попытки обнаружить разницу точек зрения и разрешать разногласия не предпринимаются.

V – тип характеризуется возникновением настоящего сотрудничества и партнерства в ситуации общей задачи, дети демонстрируют умения сформулировать свою точку зрения, выяснить точки зрения своих партнеров, обнаружить разницу точек зрения и разрешать разногласия с помощью логических аргументов. Результаты анализа данных представлены в таблице 1.

Таблица 2 – Типы сформированности навыков сотрудничества со сверстниками

В процентах

Тип                            Группа             I тип II тип III тип IV тип V тип VI тип
«А» 0 50 25 0 25 0
«Б» 0 57 15 0 28 0

Второй тип сотрудничества со сверстниками выявлен у половины (50%) обследованных дошкольников группы «А» и (57%) группы «Б». Дети испытывали трудности во взаимодействии, составлении плана действий и предвосхищении результатов, например, Эля и Лина молчали, не взаимодействовали, только иногда смотрели на действия друг друга, чтобы не столкнуться машинами. Девочки Вика и Настя не отказывались выполнять задание, но отвлекались на посторонние темы: «Это хотвилс?», «А че такой мелкий хотвилс?». Дошкольники обеих групп только эпизодически обращались к партнеру по заданию с вопросами «Я первый или ты хочешь?», «А как, я не сюда приехал?». Некоторые дети были не уверенны в себе, скованы в движениях, напряжены и зажаты.

Таким образом, дошкольники не видят действия партнера и не воспринимают их относительно себя, эпизодически обращаются друг к другу, могут сформулировать свою точку зрения, но не пытаются выяснить точку зрения своего партнера. Также они не умеют предвосхищать свои действия и искать совместные способы решения задачи.

Третий тип сотрудничества со сверстниками выявлен у четверти (25%) дошкольников группы «А» и (15%) испытуемых группы «Б». Испытуемые обеих групп эпизодически пытались согласовать свои действия друг с другом, например, Даня и Юля пытались договориться между собой «Я пойду сюда, а ты сюда», «Всё мы согласились!», дети подсказывали друг другу, не начинали выполнять задание пока не обсудили. Дошкольники довольно активно общались между собой, по сравнению со вторым типом сотрудничества. Мальчики Дима и Тимофей разговаривали во время выполнения задания «Я люблю зеленые машинки», «Едь давай любой машинкой», «А как, я не сюда приехал?», «Сюда приехал».

Таким образом, дошкольники пытаются договариваться перед выполнением задания о своих действиях, но пока это происходит эпизодически. Дети более активно общаются и взаимодействуют друг с другом, по сравнению со вторым типом отношений. Эпизодически выражаются умения сформулировать свою точку зрения, выяснить точки зрения своих партнеров, обнаружить разницу точек зрения, разрешать разногласия с помощью логических аргументов.

Пятый тип сотрудничества со сверстниками выявлен у четверти (25%) дошкольников группы «А» и (28%) испытуемых группы «Б». Дошкольники не соревновались, работали на общее дело, подсказывали друг другу «Смотри вот так едь». Дети заранее обговаривали план своих действий и пытались предвосхитить результаты, например, Илья и Саша договаривались «Саш, давай я поеду вот тааак, по..нет. Саш, давай ты поедешь..», «Ты поедешь из своего зеленого гаража сначала», «А я объездом, давай?», «Ну давай! Я первый тока». Испытуемые сопереживали друг другу, подсказывали «Нужно вот так сделать..», «Аа..тихо, отъедь вон туда».

Таким образом, дошкольники сопереживают своим партнерам, подсказывают и помогают в процессе выполнения задания. Они заранее планируют свои действия между собой, стараясь избежать ошибок. Дети демонстрировали умения сформулировать свою точку зрения, выяснить точки зрения своих партнеров, обнаружить разницу точек зрения и разрешать разногласия с помощью логических аргументов, но данные умения ещё не автоматизированы.

Полученные результаты диагностики – отсутствие шестого и преобладание второго типа сотрудничества у детей  групп «А» (50%) и «Б» (57%), то есть неумение детей совместно со сверстником планировать свои действия, предвосхищать результаты работы, принимать подсказки взрослого для лучшего взаимодействия, сформулировать свою точку зрения, выяснить точки зрения своих партнеров, обнаружить разницу точек зрения, разрешать разногласия с помощью логических аргументов, низкий уровень общения со сверстником, могут быть об условлены низким уровнем знаний детей о том, что такое сотрудничество, о правилах общения со сверстниками, отсутствием опыта, это может быть следствием того, что педагоги групп не уделяют должного внимания постановке задачи о формировании у детей навыков сотрудничества со сверстниками.

Результаты диагностики типов сформированности навыков сотрудничества со сверстниками в группах «А» и «Б» приблизительно одинаковые. Мы выбрали группу «Б» - в качестве экспериментальной, а группу «А» - в качестве контрольной, с которой будет проводиться работа на этапе формирующего эксперимента.

Таким образом, диагностика навыков сотрудничества со сверстниками показала, что в обеих исследуемых группах низкий уровень сформированности навыков сотрудничества со сверстниками. Большинство детей не умеют взаимодействовать, планировать совместную деятельность, принимать подсказки взрослого, высказывать свою и принимать точку зрения партнера, найти между ними разницу, а также разрешить разногласия с помощью аргументов.

 2.3 Состояние работы педагогов ДОО по формированию навыков сотрудничества со сверстниками у детей подготовительной к школе группы

С целью изучения содержания работы воспитателей в подготовительной группе дошкольной образовательной организации по формированию навыков сотрудничества со сверстниками у воспитанников проведен анализ календарных планов (февраль ­– май 2020г.) и анкетирование.

В дошкольной образовательной организации разработан единый перспективный план обучения детей всех подготовительных групп, поэтому в обеих группах календарные планы по осуществлению организованной образовательной деятельности совпадали. Планирование составлено на базе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство», а также осуществляется в соответствии с образовательной программой дошкольной образовательной организации и соответствует возрастным особенностям детей.

Проанализировав календарные планы воспитателей, мы выяснили, что задачи по формированию навыков сотрудничества со сверстниками ставятся в общем виде из основной общеобразовательной программы «Детство», например, «Способен договариваться, учитывать интересы других и чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, разрешать конфликты», «Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх», а затем уточняются на занятиях «Мир природы, предметный и социальный мир».

В течение периода с сентября по март на данных занятиях не систематически, но ставятся такие задачи, как «Формировать чувство ответственности за коллективный результат», «Учить объединяться в микрогруппы разными способами, в том числе по деловым качествам», «Продолжать учить ставить общую цель, планировать предстоящую совместную деятельность», «Учить детей решать конфликтные ситуации», «Воспитывать умение сотрудничать, ориентировать детей на эмоциональное состояние партнера». Эти задачи ставятся на 4-5 занятиях из 7-8 занятий в месяц, усложнения не наблюдалось, задачи иногда дублировались.

Методы и приемы, при помощи которых эти задачи должны решаться, в планах представлены довольно разнообразно: наглядные (просмотр мультфильмов), словесные (беседы, чтение художественной литературы), игровые (дидактические игры, игры с правилами), практические (проблемные ситуации, игровые ситуации, проектная деятельность).

Таким образом, задачи по формированию навыков сотрудничества со сверстниками ставятся в образовательной деятельности в подготовительных группах не систематически. Задачи ставятся только на занятиях «Мир природы, предметный и социальный мир». Используемые методы и приемы работы подобраны в основном традиционные, все они соответствуют возрасту детей.

В анкетировании участвовало четверо воспитателей подготовительных к школе групп дошкольной организации. Анкета состояла из восьми вопросов открытого типа.

Анализируя результаты анкетирования, мы выявили, что понятие «сотрудничество» все воспитатели определили одинаково, например: «Взаимодействие детей между собой в совместной деятельности», либо «Взаимодействие друг с другом для достижения общей цели». В самом определении не раскрывали характеристики сотрудничества. При ответе на вопрос: «Назовите навыки сотрудничества, которые нужно формировать у детей дошкольного возраста?», все отмечали такие характеристики: умение общаться («слушать и слышать других, налаживать контакт со сверстниками, оценивать поступки с позиции норм и правил»), умение договариваться («согласовывать свои действия со сверстником, принимать и оказывать помощь»), умение отстаивать свою позицию, некоторые педагоги выделяли: «умение понимать эмоциональное состояние сверстника, определение общего замысла». Педагоги называли не все навыки сотрудничества, не назвали умение выяснить точки зрения своих партнеров, умение обнаружить разницу точек зрения, умение разрешать разногласия с помощью логических аргументов.

Также выявлено, что при определении задач работы, связанных с формированием навыков сотрудничества у детей 6-7 лет педагоги двух групп написали по разному, схожими были задачи «Воспитывать умение сотрудничать, умение находить общее решение в конфликтных ситуациях» и «Поддерживать положительный эмоциональный фон во взаимодействии детей со сверстниками», а некоторыми педагогами указывали такие задачи, как «Формировать чувство ответственности за результат», «Формировать навыки речевого этикета», «Ориентировать детей на эмоциональное состояние партнера», «Развивать способность детей самостоятельно отбирать модель совместной деятельности для решения образовательной задачи». Задачи, указанные педагогами, совпадают с задачами, поставленными в календарном плане.

В работе по формированию навыков сотрудничества со сверстниками подготовительных групп педагоги в основном выделили практические методы (проектная деятельность, создание ситуаций выбора, создание проблемных ситуаций) и игровые методы (игры с правилами, дидактическая игра). Средств ни один из педагогов не указал. В качестве условий воспитатели отмечали: наличие пространства и свободного времени, доброжелательные отношения между детьми, поддержка взрослых, организация совместной деятельности (в парах, группах). Методы, указанные педагогами, в основном традиционные, соответствуют возрасту детей.

Детское экспериментирование педагоги подготовительных групп определяли либо как «исследование объектов окружающего мира», либо «средство интеллектуального развития дошкольников». Воспитатели называли в основном такие виды экспериментирования, как плановое (организуемое педагогом) и по запросу (инициатива детей), другие педагоги отмечали экспериментирование по характеру познавательной деятельности (иллюстративное, поисковое, решение познавательных задач) и по характеру мыслительных операций (сравнительное, констатирующее, обобщающее). Таким образом, педагоги не определяют экспериментирование, как средство формирования навыков сотрудничества со сверстниками.

При определении задач использования детского экспериментирования педагоги выделяли общие задачи: «Развивать целеустремленность, настойчивость, решительность», «Обогащать представления детей об окружающем мире», «Учить видеть и выделять проблему экспериментирования», «Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности». Педагоги не используют детское экспериментирование в качестве решения задач по формированию навыков сотрудничества со сверстниками.

Анализ анкетирования показал, что педагоги формально определяют понятия «Сотрудничество» и «Экспериментирование», отмечают не все характеристики сотрудничества. Задачи, направленные на формирование навыков сотрудничества со сверстниками воспитатели ставят по-разному, не согласуя друг с другом. Педагоги называют адекватные методы работы, но не называют средств. Задачи, направленные на использование детского экспериментирования, ставятся согласованно всеми педагогами.

Таким образом, подводя итоги анализа работы воспитателей дошкольной образовательной организации по формированию навыков сотрудничества со сверстниками у детей 6-7лет, можно сказать, что работа является недостаточно результативной. Задачи, направленные на формирование навыков сотрудничества со сверстниками, ставятся не систематически, а реализуются только на занятиях «Мир природы, предметный и социальный мир» и не регулярно. Анализ анкетирования показал, что педагоги двух групп ставят задачи по формированию навыков сотрудничества в соответствии с календарным планом. Воспитатели формально определяют понятие «Сотрудничество», «Экспериментирование», не отмечают характеристик сотрудничества, ставят общие задачи на развитие сотрудничества, что является недостаточным, исходя из низких результатов, полученных на этапе констатирующего эксперимента. Педагоги не разделяют методы и средства работы. Никто из педагогов не указал на использование «экспериментирования» в качестве метода формирования навыков сотрудничества.

Выводы по второй главе

Целью констатирующего эксперимента было выявление особенности сотрудничества со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста, а также изучение особенности работы педагогов подготовительных групп дошкольной образовательной организации по формированию у дошкольников навыков сотрудничества со сверстниками. Для выявления уровня сформированности навыков сотрудничества со сверстниками мы использовали методику «Лабиринт» Е.Е. Кравцовой. В результате мы выявили, что у детей групп «А» и «Б» приблизительно одинаковый уровень сформированности навыков сотрудничества со сверстниками, преобладает II тип сотрудничества.  Эти дети не умеют совместно со сверстником планировать свои действия, предвосхищать результаты работы, принимать подсказки взрослого для лучшего взаимодействия. К типам III и V относится четверть детей, а типы I и VI отсутствуют.

Для изучения состояния работы педагогов дошкольной образовательной организации по формированию навыков сотрудничества со сверстниками у детей подготовительных групп нами было проведено анкетирование педагогов, анализ календарных планов воспитательно-образовательной деятельности.

Проводя анализ педагогической документации, мы выявили, что задачи, направленные на формирование навыков сотрудничества со сверстниками, ставятся не систематически, а реализуются только на занятиях «Мир природы, предметный и социальный мир» и не регулярно.

Анализ анкетирования педагогов показал, что педагоги формально определяют понятия «Сотрудничество» и «Экспериментирование», не выделяют характеристики сотрудничества. Задачи, направленные на формирование навыков сотрудничества со сверстниками, воспитатели ставят в соответствии с календарным планом и возрастом детей. Педагоги называют адекватные методы работы, но не называют средств. Задачи, направленные на использование детского экспериментирования, ставятся согласованно всеми педагогами.

Результаты констатирующего эксперимента указывают на необходимость работы с детьми 6–7 лет, направленной на формирование навыков сотрудничества со сверстниками, одним из средств которой нами выбрано социальной экспериментирование.

3 ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСТВА У ДЕТЕЙ 6–7 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИАЛЬНОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

3.1. Цель, задачи, методика формирования навыков сотрудничества со сверстниками посредством социального экспериментирования

Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что дети 6–7 лет имеют невысокий уровень сформированности навыков сотрудничества со сверстниками. В теоретической части нашей работы, мы выявили, что у дошкольников подготовительной группы уровень развития навыков сотрудничества со сверстниками может и должен достигать высокого показателя. Одной из причин несформированности навыков сотрудничества является недостаточно систематично и планомерно организованная работа по обогащению содержания сотрудничества между детьми правилами и приемами в практике работы дошкольной образовательной организации.

Анализ литературы по проблеме исследования и данные констатирующего эксперимента позволили нам предположить, что социальное экспериментирование может стать эффективным средством формирования навыков сотрудничества со сверстниками у детей 6-7 лет при соблюдении следующих условий:

1)   включение в содержание экспериментирования детей 6–7 лет апробации правил сотрудничества со сверстниками;

2)   использование проблемных ситуаций, стимулирующих детей сформулировать свою точку зрения, выяснить точки зрения своих партнеров, обнаружить разницу точек зрения и разрешать разногласия с помощью логических аргументов;

3)   организация работы с детьми по подгруппам, с учетом результатов констатирующего эксперимента.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 894; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.158.184 (0.07 с.)