Основные субъекты политической 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные субъекты политической



Системы (элементы)

 

 


ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

 

Абсолютизм - форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная власть. Наиболее ярко это формулируется в ставшем афористичным выражении, принадлежащем Людовику XIV: "Государство - это я".

Авторитаризм - политический режим осуществления власти одним лицом, обосновываемый идеологией либо заслугами, особыми качествами правителя, его харизмой.

Административный проступок - противоправное деяние с негативными последствиями, нарушающее общеобязательные правила (нормы) ведения определенных государственно и общественно значимых дел.

Администрация (от латинского administration) - управление, руководство, орган, структура, группа людей, осуществляющих руководство.

Аналогия закона - применение в какой-либо конкретной ситуации нормы права, регулирующей сходные общественные отношения. Применяется довольно часто, но это запрещено законом в сфере уголовных и административных правоотношений, когда последние связаны с наказанием.

Аналогия права - решение по конкретному делу, принимаемое исходя из общих принципов права, смысла и целей действующего законодательства (гуманизм, объективность, справедливость).

Антропология права (юридическая антропология) - научное направление, утвердившееся на стыке юриспруденции с рядом гуманитарных дисциплин (социальной антропологией, этнологией, социологией, культурологией, историей, философией и др.). Ее задачей является изучение субъектов права, в том числе государство и общество (сюда следует отнести и мировое сообщество) в различных измерениях (географических, хронологических, этнографических и иных).

Аппарат - институт постоянного осуществления функций органов власти государственных и негосударственных структур.

Аристократия - форма государственного правления, при которой власть принадлежит представителям родовой знати.

Аффект (от лат. affektus - душевное волнение, страсть) - "кратковременное, резко выраженное, стремительно развивающееся состояние человека, которое характеризуется сильным и глубоким переживанием, ярким внешним проявлением, сужением сознания и снижением контроля за своими действиями".

Бюрократия - специфическая форма социальных организаций в обществе, когда центры исполнительной власти практически независимы от большинства их членов. Это руководящий слой, оторванный от населения и стоящий над ним. Форма осуществления власти (прежде всего государственной), при которой происходит подмена общей воли волей группы обладающих властными полномочиями лиц.

Виды юридической ответственности – содержание принудительных действий (в том числе, мер наказания) к правонарушителям, предусмотренные Законом за определенные виды (составы) правонарушений: 1) конституционно-правовая; 2) уголовно-правовая; 4) административно-правовая; 5) гражданско-правовая (имущественная); 6) материальная (только для работников); 7) дисциплинарная; 8) предпринимательская; 9) семейно-правовая; 10) налоговая; 11) процессуальная.

Вина - особое субъективное (морально-психологическое) отношение лица к совершаемому им правонарушению, которое существует в форме умысла (прямого или косвенного) и неосторожности (легкомыслия и небрежности).

Власть - система социально-политических отношений, выражающих способность, право и возможность кого-либо решающим образом влиять на действия и поведение людей или социальных групп (коллектива), опираясь на свои официальные полномочия, а также волю и авторитет, правовые и моральные нормы, угрозу принуждения и наказания, сложившиеся обычаи и традиции и т.п.

Внешние функции государства: защита государственных границ; дипломатические контакты, экономическое сотрудничество с другими странами; культурный, научный и информационный обмен с другими государствами; борьба за мир, разоружение, поддержание мирового правопорядка; участие в решении глобальных проблем и т.д.

Внутренние функции государства: политическая, хозяйственно-организационная; сбор налогов и иных платежей в бюджет; капиталовложения (инвестиции), законотворчество; защита прав, свобод и законных интересов граждан; поддержка и помощь социально незащищенным слоям населения; охрана правопорядка и т.д.

Всенародное голосование (референдум) - принятие непосредственно гражданами нормативного или иного решения по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, как правило, обладающее высшей юридической силой.

Выборы - это особая процедура волеизъявления граждан, на основе которой происходит формирование представительных или иных органов публичной власти.

Глава государства - высшее должностное лицо в государстве, являющееся носителем его исполнительной власти и одновременно верховным официальным представителем данного общества в сфере внешних сношений.

Глава органа местного самоуправления - должностное лицо (выборное или назначаемое), возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.

Государственная власть - определяемая правом возможность государства регулировать общественные отношения соответствующим способом.

Государственная граница Российской Федерации - линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

Государственное управление - процесс принятия и практического исполнения управленческих решений по реализации внутренней и внешней политики государства, носящий целенаправленный и официальный характер. Выражается в волевом воздействии субъекта управления на управляемые объекты с соблюдением определенной процедуры действий: обоснованность, последовательность, форма выражения, содержательная часть.

Государственный аппарат - сложное системное образование, дифференцированное "по вертикали" и "по горизонтали". В первом случае - это высшие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Во втором - органы власти национально-государственных, национально-административных и административно-территориальных образований.

Государственный суверенитет - присущее государству верховенство на своей территории (внутренний суверенитет) и независимость в осуществлении международных отношений (внешний суверенитет).

Государственная служба - вид трудовой деятельности, состоящий в выполнении служебных обязанностей лицами, занимающими по назначению или выборам должность в государственном аппарате и получающими за это от государства ("казны") вознаграждение.

Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Государство –это особая организация политической власти в обществе. Общие (основные) признаки государственной организации политической власти: 1) субъекты государственной власти («верховная власть»); 2) государственный механизм; 3) законодательство; 4) налоги; 5) государственная территория; 6) население – граждане или подданные (для монархий).

Гражданин - лицо, относящееся на основе национального законодательства к определенному государству.

Гражданство - устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности, в котором республиканская форма правления.

Гражданское общество - это социальное пространство, в котором люди взаимодействуют в качестве независимых друг от друга и от государства индивидов. Это сфера социальных отношений, существующих вне, помимо, а нередко и в противовес более строгим правилам, устанавливаемым государством в различных сферах.

Демократия - власть народа, организованная таким образом, чтобы у населения имелась возможность спокойно, безопасно и свободно заниматься созидательным трудом во всех сферах общественной жизни. Это общечеловеческая социальная и политическая ценность, исключающая произвол и одного лица, и большинства, и толпы, и всех по отношению к отдельному индивиду. Демократический строй предполагает механизм выявления интересов различных слоев общества и решение, строящееся на оптимально возможном консенсусе интересов, позиций, платформ, мнений.

Демонстрация - способ публичного выражения группой (массой) людей определенных общественно-политических настроений, требований, несогласия либо поддержки конкретных позиций и взглядов путем использования во время шествия плакатов, показа своей силы и организованности.

Деспотия - форма неограниченной самодержавной власти.

Доказательства - это данные (сведения) о фактических обстоятельствах. Доказательством являются именно сведения о фактах, информация о них, а не логические аргументы, доводы в споре. Причем понятие доказательств охватывает и сами факты, и источники сведений о доказательственных фактах - документы, акты, свидетельские показания.

Доктрина(ы) как источник права - это наука (теория, концепция или идея), которые во всех без исключения случаях используются в правотворческом и правореализующем процессе. В романо-германской правовой семье доктрина имеет первостепенное значение, так как в течение длительного времени она была основным источником права, которое было выработано в университетах в период XVIII - XIX вв. В литературе отмечается, что относительно недавно с победой идей демократии и кодификации доктрина уступила свое первенство закону. Особенно заметно значение доктрины, а также религиозной догмы в мусульманском праве, основанном на принципе авторитета религиозных догм и религиозных деятелей.

Естественное право - это право, переданное человечеству извне и имеющее приоритетное значение по отношению к человеческим установлениям.

Закон (федеральный или субъекта федерации) - принятый в установленном порядке и выражающий государственную волю нормативный правовой акт по основным вопросам государственной и общественной жизни.

Законность - система юридических правил, норм, средств и гарантий с соответствующими им государственными структурами, предназначенная обеспечивать процесс их реализации.

Законодательная власть - одна из ветвей (подсистема) государственной власти, предусматриваемая конституцией государства. Ее основными функциями являются: представительство интересов граждан, законотворчество и принятие политических решений.

Законодательство - обладающая системным характером совокупность законов и иных нормативных правовых актов.

Иерархия - расположение частей или элементов целого в последовательном порядке от высшего к низшему и наоборот.

Идеология - совокупность или система взглядов, идей, суждений и представлений людей, объединенных общностью интересов, потребностей, идеалов и мотивов поведения, определенной шкалой ценностей и целей жизнедеятельности. Это общественное сознание, преломленное классовыми (групповыми) интересами. Она порождается политической борьбой. Может способствовать духовному освоению действительности или искажать ее, деформировать иные формы сознания (науку, мораль, национальное самосознанию, религию).

Индивидуальный правовой акт - распространяет свое действие на конкретных (персонифицированных) субъектов права. Не рассматривается в качестве источника права, поскольку не содержит норм права. Прекращает свое действие с реализацией права или обязанности, отнесенного (обращенного) к конкретному субъекту права.

Инкорпорация - форма систематизации законодательства посредством объединения нормативных актов определенного уровня (журналы, сборники) без внесения изменений в их содержание (за исключением внесенных законодателем изменений и дополнений) в определенном порядке (хронологическом, алфавитном, системно-предметном). Виды инкорпорации: официальная, официозная (полуофициальная) и неофициальная.

Инновация - это материализованный результат вложенных капиталов в новые технику или технологию, формы организации производства труда, обслуживания и управления. В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на: продуктовые - они предусматривают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих, а также получение принципиально новых продуктов; процессные - означают новые методы организации производства.

Исполнительная власть - одна из ветвей государственной власти (подсистема государственной власти), порядок формирования и полномочия которой определяются конституцией государства. Ее основными функциями являются: организация и осуществление государственного управления посредством регулирующего воздействия на общественные процессы и формирование поведенческих мотивов деятельности людей.

Казус (лат. - casus). В общеупотребительном смысле под этим выражением понимается "сложный, запутанный случай". Это всегда невиновное причинение вреда, хотя по некоторым формальным признакам он сходен с правонарушением. В праве это выражение означает: 1) событие, наступающее не в силу направленной на него воли лица и поэтому не может быть предусмотрено при данных условиях; 2) случайное действие, которое в отличие от умышленного или неосторожного имеет внешние признаки проступка (преступления), но лишено элемента вины и, следовательно, не влечет юридической ответственности. Таким образом, понятию случая в праве противополагается вина лица.

Квота (ср. - лат. - quota) - доля участия в производстве, сбыте, экспорте или импорте продукции, устанавливаемая для предприятий или компаний, входящих в национальные или международные картельные и иные соглашения; стоимость или количественное ограничение импорта или экспорта, вводимое на определенный период времени по отдельным товарам, услугам, странам и группам стран.

Кодификация - форма систематизации, совершенная путем объединения первоначальных норм в единый, логически цельный сборник (свод) с изменением их содержания.

Коллизии - противоречия или несовпадения между правовыми нормами, регулирующими одни и те же общественные отношения.

Компетенция - совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенного круга государственных или общественно-значимых задач и осуществления соответствующих функций.

Консолидация - форма систематизации, совершенная путем объединения первоначальных норм без изменения их содержания в единый документ, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение.

Конституция – особый нормативно-правовой акт, 1) принимаемый в форме закона или всенародного голосования – референдума, 2) имеющий высшую юридическую силу и 3) обладающий высокой степенью защищенностью от произвольных изменений или отмены; 4) обладающий учредительным значением для государственного и общественного строительства.

Конфедерация (от позднелат. confoederatio - союз, объединение) - это союз суверенных государств, образованный для решения совместных политических, экономических или военных задач.

Культура общества - совокупность духовных и иных ценностей, норм, идеалов, образцов, исторически созданных людьми и выражающих уровень их интеллектуального, морального и художественного развития, степень цивилизованности общества.

Легитимность - правомерность, законность действий индивидуальных и коллективных субъектов права по совершению юридически значимых действий.

Метод правового регулирования - это дополнительный критерий, который представляет собой сочетание юридических средств и приемов, осуществляющих воздействие права на поведение людей, общественные отношения. Для урегулирования общественных отношений используются, главным образом, два метода: диспозитивный и императивный. Используя эти два критерия, право подразделяется на следующие отрасли: государственное, административное, уголовное, гражданское, уголовно-процессуальное и другие. Отрасль права может включать в себя подотрасли.

Методология - учение о методах. Метод науки представляет собой совокупность принципов, правил, приемов научной деятельности, применяемых для получения истинных и объективно отражающих деятельность знаний.

Механизм государства - это набор и структура функционально определенных органов государства, их структурных подразделений и должностей (должностных лиц и представителей власти). Механизм государства воплощается в государственном аппарате и процессе его функционирования - выполнении этим аппаратом функций государства.

Механизм правового регулирования (МПР) рассматривается как взятая в единстве система юридических средств, при помощи которых осуществляется результативное правовое воздействие на общественные отношения, поведение людей. Понятие МПР призвано, образно говоря, отразить анатомию правовой действительности с ее динамической стороны.

Механизм правового регулирования - это система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

Монархия (гр. monarchia - единовластие) - государство, в котором верховная власть в стране сосредоточена (полностью или частично) в руках единоличного главы государства.

Мораль - взгляды, представления людей о добре и зле, о постыдном и похвальном, о чести, совести, долге, справедливости; 2) система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра, справедливости и честности.

Народ - 1) все население определенной страны; 2) различные формы исторических общностей (племя, народность, нация).

Неосторожность - форма вины, при которой лицо, совершившее противоправное общественно-опасное деяние, предвидело возможность наступления опасных (вредных) для общественных отношений последствий своего деяния, но легкомысленно рассчитывало (надеялось) их избежать, либо не предвидело таких последствий, хотя по обстоятельствам дела должно было и могло их предвидеть.

Норма права - это общеобязательное, формально определенное правило поведения, санкционированное государством.

Нормативно-правовой акт - это документальная форма правовой нормы, принятой населением в ходе общенародного голосования (референдума) или управомоченным государственным, муниципальным или корпоративным органом в установленном (процессуальном) порядке.

Нормативно-правовой договор – это устная или письменная форма заключения соглашения об установлении правовых нормы – обычно в виде субъективных прав и юридических обязанностей между договаривающимися сторонами. Соглашение между различными субъектами права, в которых содержатся нормы права.

Обратная сила закона - распространение действия закона на случаи, имевшие место до вступления его в силу.

Общественный порядок - состояние урегулированности общественных отношений, которое достигается с помощью не только правовых норм и их соблюдения (законности), но и других социальных норм и их соблюдения (дисциплины).

Общество (в широком смысле) - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; (в узком смысле) - исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений.

Объект правоотношения - то, на что обращены права и обязанности субъектов правоотношений, по поводу чего они вступают в юридические связи (материальные и нематериальные блага, продукты духовного творчества, ценные бумаги, документы, результаты определенных действий).

Объективная сторона правонарушения - совокупность внешних признаков, характеризующих данное деяние (действие либо бездействие) лица, что нарушает правовые предписания, причиняет вред обществу, государству, личности.

Обычаи - правила поведения, которые сложились исторически, на протяжении жизни многих поколений, вошедшие в привычку в результате (в силу) многократного повторения.

Обязанности - вид и мера должного (требуемого) поведения. Они означают целесообразное, социально необходимое поведение человека в обществе.

Отрасль права - совокупность взаимосвязанных между собой норм, объединенных общностью предмета и метода правового регулирования;  упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный род (сферу) общественных отношений.

Парламент ( англ, parliament, от франц. parler - говорить) - высший представительный орган государственной власти. Во многих странах парламент имеет специальное название (напр., конгресс США, Федеральное Собрание РФ). Впервые был образован в Англии в XIII в. как орган сословного представительства.

Подотрасль права - нормативные образования, которые регулируют особую сферу отношений в пределах более широкого комплекса отношений, урегулированных той же или иной отраслью права.

Позитивное право – право, созданное (установленное) государством и сформулированное в виде соответствующих нормативно-правовых актов – законов и подзаконных актов.

Политика (греч. politika - государственные или общественные дела, от polls - государство) - сфера деятельности, связанная с отношениями между большими социальными группами по поводу государственной власти.

Политическая система общества - система отношений и институтов, которые складываются в обществе по поводу государственной власти между субъектами – участниками политической жизни.

Политический режим государства - совокупность средств, приемов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть.

Права человека – правовые возможности человека, определяющие собой меру его свободы и одновременно - пределы осуществления государственной власти.

Правовая отрасль – это совокупность правовых норм, регулирующих отдельную (самостоятельно существующую) область общественных отношений и соответствующие виды социального поведения.

Правовая семья - совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и истории его формирования; основные виды правовых семей (типы правовых систем): 1) романо-германская; 2) англосаксонская; 3) китайская; 4) индийская; 5) мусульманская («шариат»), 6) африканская.

Правовая система состоит из разнородных элементов и их блоков, которые внутренне упорядочены и взаимосвязаны: В состав правовой системы входят: правовые нормы (система правовых норм); источники права; субъекты правотворчества; механизмы правореализации; правовое сознание и правовая культура; юридическая практика.

Правовое регулирование - осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочивания.

Правовой нигилизм - это элемент общественного сознания, проявляющийся в безразличном, недоверчивом, пренебрежительном отношении к праву, закону, законности, государству, его символам либо даже полном отрицании их социальной ценности.

Правовой обычай - исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в практике людей и ставшее обязательным в силу давности и общеизвестности, часто переходит в привычку.

Правовой режим - особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических: средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

Правовой статус личности - совокупность прав и свобод, обязанностей и ответственности личности, устанавливающая ее правовое положение и место в обществе.

Правомерное поведение - действия (бездействие) человека, людей и их организаций, соответствующее нормам права.

Правомочие - предусмотренная Законом возможность участника правоотношения осуществлять определенные деяния и/или требовать соответствующего поведения от других участников этого правоотношения.

Правоотношение – это волевое общественное отношение, урегулированное объективным и субъективным правом. Иначе говоря, это – такие отношения между людьми и/или их организациями, которым придается особая юридическая форма взаимосвязи между ее субъектами. Благодаря такой форме содержание этих отношений приобретает системный (структурированный) характер и, следовательно, дополняется новыми важными свойствами – упорядоченностью, устойчивостью и государственностью защищенностью.

Правопорядок – состояние упорядоченности регулируемых правом общественных отношений, возникающее в результате последовательного осуществления законности и характеризующееся реализацией и охраной прав и свобод личности, неукоснительным соблюдением юридических обязанностей, правомерной деятельностью всех индивидуальных и коллективных субъектов права.

Правоприменение – особый способ реализации права – это деятельность уполномоченных государственных органов и должностных лиц по реализации решений, принимаемых в процессе конкретизации общих правовых предписаний для индивидуально-конкретных случаев.

Правосознание - совокупность чувств, эмоций, представлений, идей, концепций, взглядов, в которых отражается отношение людей к действующему или желаемому праву; сфера общественного, группового и индивидуального сознания, связанная с отражением правовых явлений и обусловленная правозначимыми ценностями, правопониманием, представлением должного правопорядка; система знаний о праве как совокупной их связи в форме чувственного или рационального (научного) его понимания.

Правоспособность - закрепленная Законом возможность субъекта иметь субъективные права и нести юридические обязанности.

Правотворчество - деятельность компетентных органов (прежде всего государственных) и лиц установлению или изменению (отмене) правовых норм.

Президентская республика - разновидность республиканской формы государственного правления, в которой верховная власть принадлежит президенту как главе государства, избираемому всенародным голосованием (либо парламентом или же особым институтом) и выступающему в системе разделения властей субъектом координации всех ветвей государственной власти.

Презумция - общее правовое положение, предполагающее вероятное существование какого-либо материального свойства у большого круга субъектов презумпции (например, презумпция вменяемости, презумпция невиновности, презумпция долевого режима собственности и др.); факт, существование или отсутствие которого предполагается установленным (неустановленным), поскольку доказаны другие, находящиеся с ним в связи факты.

Преступление - виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное законом.

Применение права - властная деятельность компетентных органов по разрешению конкретного юридического дела, в ходе которой выносится правовая оценка (квалификация) рассматриваемых деяний и их участников и оформляется соответствующий индивидуально-правовой акт.

Принципы права - основные исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора.

Пробел в праве - полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве необходимых юридических норм в той сфере общественной жизни, которая объективно требует.

Публичное право (jus publieum - лат.) - та часть системы действующего права, нормы которого обеспечивают реализацию общего блага или государственного интереса.

Реализация права - понятие, которое охватывает такие социальные действия и поступки, которые являются воплощением велений права на практике, причем в рамках действующей правовой системы. Реализация права – это конечный результат правового регулирования.

Республика (лат. res publica - общественное дело) - государство, в котором верховная власть в стране принадлежит избранным на определенный срок органам государственной власти; 2) форма государственного правления, характеризующаяся выборностью власти, ее срочностью и зависимостью от избирателей.

Рецепция права - это перенесение норм иностранного права в систему национального (внутригосударственного) права.

Санкция (от лат. sanctio - строжайшее постановление) - часть правовой нормы, содержащая указание на неблагоприятные последствия для субъекта, наступающие при нарушении им велений диспозиции.

Система права – определенное единство принципов и норм права, характеризующееся их включенностью в правовые области, правовые отрасли и иные структурные образования права.

Соблюдение права – это такой способ реализации запрещающих норм права, при котором воплощаются диспозиции, содержащие требования воздержаться от определенных действий.

События - факты, возникающие независимо от воли участников правоотношения.

Состав правонарушения – это набор необходимых и абстрактных признаков, которые в своей совокупности характеризуют конкретный вид (подвид) правонарушения. Элементы состава правонарушения: объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона (вина, мотив, цель).

Справедливость как принцип права – некая рациональная мера соответствия между деянием и воздаянием. В рамках реализации юридической ответственности в качестве такой меры (меры справедливости) выступает прежде всего степень общественной опасности правонарушения.

Субъективное право - мера возможного поведения личности, важнейший элемент правоотношения.

Субъекты права - участники правовых отношений, облагающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями.

Судебный прецедент - решение суда по конкретному делу, которое затем становится нормативным образцом для разрешения аналогичных дел в будущем.

Социальное государство – государство, в котором систематически и в максимально полном объеме осуществляются социальные права человека; такое государство создает условия для достойной жизни и свободного развития личности.

Теория государства и права - это общественно-политическая наука и учебная дисциплина, изучающая общие закономерности возникновения, становления и развития государства и права в различных общественно-экономических формаций и цивилизаций.

Толкование права - деятельность, направленная на установление (уяснение) и разъяснение смысла юридических норм.

Умысел - разновидность вины, при которой лицо сознает общественно опасный характер своего деяния, предвидит вредные последствия и желает (прямой умысел) либо не желает, но сознательно их допускает или относится к ним безразлично (косвенный умысел).

Унитарное государство - простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного образования.

Федерация (от позднелат. foederatio - союз, объединение) - форма государственного устройства, при которой государство образует федеральные единицы - члены, субъекты федерации (напр., земли, штаты).

Форма правления - характеризует правовое положение высших органов государственной власти (напр.: президент, парламент, правительство), а также установленный порядок взаимоотношений между ними и иными органами государственной власти и управления.

Формация (от лат. formatio - образование) - согласно марксистской концепции исторического процесса общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, исторически определенный тип общества. В основе каждой общественно-экономической формации лежит определенный способ производства, а производственные отношения образуют ее сущность; вместе с тем она охватывает соответствующую надстройку, тип семьи, быт и др. История общества представляет собой процесс развития сменяющих друг друга в результате социальной революции первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической формаций.

Функции государства - основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач; выражают собой реально существующие потребности общества и личности, которые могут быть удовлетворены благодаря деятельности государства.

Функции права - основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений. Выделяют регулятивную, охранительную и учредительную функции права, а также иные (социальные).

Частное право - упорядоченная совокупность юридических норм, обеспечивающих реализацию частых интересов.

Юридическая обязанность – вид и мера должного поведения, установленная в рамках правоотношения в качестве его важнейшего элемента.

Юридическая ответственность как принцип права - это общеправовое нормативное положение о необходимости для правонарушителя подвергнуться санкциям со стороны государства за виновно совершенное правонарушение. Иначе говоря, юридическая ответственность – это 1) комплекс необходимых негативных для правонарушителя последствий, наступающих для него посредством принудительных действий специальных государственных органов; 2) необходимость лица подвергнуться государственному принуждению в виде мер личного, имущественного и/или организационного характера.

 

 

Литература

 

Нормативная

1. Всеобщая декларация прав человека. Международная защита прав и свобод человека. Сб. документов – М.: Юрид. лит-ра., 1990.

2. Декларация прав и свобод человека и гражданина // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. №52. Ст. 1865.

3. Конституция Российской Федерации – России. –М.: Известия, 1993.

4. Конституция Соединенных Штатов Америки // Конституции зарубежных стран. – М., 2003.

5. Международный пакт о гражданских и политических правах. Международная защита прав и свобод человека. Сб. документов. – М: Юрид. лит., 1990.

6. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Международное публичное право: Сб. документов / Сост. К.Я. Бекяшев. М., 1996. Т.1.

7. Хартия Европейского союза об основных правах. Комментарий/ Отв. Ред. С.Ю. Кашкин. – М., 2002.

 

Хрестоматийная

1. Антология мировой правовой мысли. В. 5 т. / Рук. науч. проекта Семигин Г.Ю. – М.: Мысль, 1999.

2. История политических и правовых учений: Хрестоматия / Под ред. О.Э. Лейста. –М., 2000.

3. История политических и правовых учений. Часть 1: Зарубежная политико-правовая мысль: Хрестоматия/ Сост. В.В. Ячевский. – Воронеж, 2000.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.15 с.)