Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нрав, быт, искусство древних славян
Эти люди, на войне жестокие, возвращались домой с одним своим природным добродушием. Из летописей нам известно, что они не знали ни лукавства, ни злости, хранили древнюю простоту нравов, неизвестную тогдашним грекам; обходились с пленными дружелюбно и назначали всегда срок для их рабства, давая им возможность или выкупить себя и возвратиться в отечество, или жить с ними в свободе и братстве. Также единогласно хвалят летописи общее гостеприимство славян, редкое в других землях. Всякий путешественник был для них как бы священен, встречали его с лаской, угощали с радостью, провожали с благословением. Славянин, уходя из дому, оставлял дверь отворенную и пищу готовую для странника. Купцы, охотно посещая славян, ценя их гостеприимство, хвалят целомудрие не только жен, но и мужей славянских. Торговля славян в их землях состояла только в обмене вещей: они не употребляли денег и брали золото у чужестранцев единственно как товар. Что касается быта славянских племен, то летописец оставил нам о нем следующие известия: «…каждый жил со своим родом, отдельно, на своих местах, каждый владел родом своим». В настоящее время утрачено значение рода. Остались лишь производные слова родня, родство, родственник. Мы имеем узкое ограниченное понятие семьи. Наши предки понимали слово семья в широком смысле, который подразумевал всю совокупность степеней родства, как самых близких, так и самых отдаленных. Род означал и совокупность родственников, и каждого из них в отдельности. Первоначально предки наши не понимали никакой общественной связи вне родовой и потому употребляли слово род также в смысле народа. Для обозначения родственных линий употребляется слово племя. Славяне имели некоторые понятия об искусстве. Они вырезали на дереве образы человека, птиц, зверей и красили их разными цветами, которые не изменялись от солнечного жара и не смывались дождем. Имеется памятник каменносечного искусства древних славян – это большие гладко обделанные плиты, на которых выдолблены различные изображения. Занятые воинской деятельностью, подвергая жизнь свою постоянной опасности, предки наши мало успевали в зодчестве, требующем времени и терпения, и не хотели строить себе домов прочных: не только в VI в., но и гораздо позже обитали в шалашах, хижинах, которые едва укрывали их от дождя и ветра. Самые города славянские были не что иное как собрание хижин, окруженных забором или земляным валом. Там возвышались подобия храмов в виде больших деревянных кровов. Венеды называли их гонтинами, от слова гонт, доныне означающего на русском языке особый род тесниц, употребляемых для кровли домов. В своих низких хижинах древние славяне уже умели наслаждаться изящными искусствами. Северные венеды признавались греческому императору, что главное услаждение жизни их есть музыка и что они берут обыкновенно в путь с собой не оружие, а кифары или гусли, ими выдуманные. Волынка, гудок и дудка были также известны предкам нашим. И мирное время, и в военное, ввиду многочисленных врагов славяне веселились и пели, забывая об опасности. Эти песни, вероятно, воспламеняли сердца их огнем мужества, представляли уму живые картины битв и кровопролитий, сохраняли память дел великодушия и были в некотором смысле древнейшей историей славянской. Так везде рождалось стихотворчество, изображая главные склонности народные; так песни кроатов более всего славят мужество, а песни вендов возбуждают только к веселью и к счастливому забвению житейских горестей. Иные, кажется, совсем не имеют смысла, а привлекают одним согласием звуков и мягких слов, действуя только на слухи не представляя ничего разуму. Сердечное удовольствие, производимое музыкой, заставляет людей, выражать его разными телодвижениями: появляется пляска – любимая забава самых диких народов. Пляска славян состояла в том, чтобы в сильном напряжении мышц, взмахивать руками, вертеться на одном месте, приседать, топать ногами, что соответствует характеру людей крепких, деятельных, неутомимых. Народные игры и потехи: борьба, кулачный бой, беганье взапуски были их древними забавами, представлявшими символы борьбы и силы.
Сведения об обычаях славянских племен дошли до нас из сочинений римских, византийских и арабских авторов I тыс. н.э. Так, интересные сведения о военном искусстве славян сообщает византийский трактат “Стратегикон”, написанный на рубеже VI –VII вв.н.э. Из сочинений зарубежных авторов до нас также доходят сведения о быте, нравах, общественном устройстве, зачатках культуры древних славян.
Заключение Моя работа отнюдь не претендует на всеобъемлющую полноту. Я отразила в ней лишь малую часть того культурного наследия по языковым данным, которое в большей степени сейчас утеряно. Каждому человеку, я считаю, необходимо знать о прошлом своей страны, народа, к какой бы нации он ни принадлежал. Без этого немыслимо осознание себя как культурного человека. Чувство патриотизма и любви к родине свойственно, наверное, каждому порядочному человеку. Русскому ли, татарину ли, англичанину ли, немцу свойственно это вечное благоговение к породившей, вскормившей и воспитавшей его земле, переходящее и непереборимое чувство любви. Мне хотелось попытаться разобраться, как же это могло произойти, хотелось погрузиться в глубь времен. Чувствовалось, что за историей Древней Руси стоит древнейшая культура. Работая над этим рефератом, можно сказать, моей первой такой объемной, пусть и небезупречной, работой, собирая информацию по крохам, я с интересом узнавала сведения из далекого прошлого. Я задумывалась над происхождением многих слов, которые раньше считала простыми, незамысловатыми и не имеющими предыстории. Для меня новыми были сведения об узелковой письменности, об обычаях и обрядах славян, их быте и многом другом. Неверно понимая историю славянства, мы связываем ее начало с IX в. н.э., с Киевской Русью, с Кириллом и Мефодием. У нас складывается абсолютно неправильное мнение, что до появления азбуки, языка у древних славян не существовало. Тем не менее, язык существовал и развивался. Мне небезынтересно было узнать о новых методах изучения праславянского языка. Ученые-лингвисты проводят исследования в области языкознания, и получают все новые и новые знания о языке наших предков. Работу лингвистов дополняют археологи, продолжают историки, этнографы, искусствоведы, и в итоге получается целостная картина материальной и духовной культуры древних славян. Нам сейчас, возможно, кажутся чуждыми, дикими нравы, религиозные верования наших предков. Но ведь нужно понимать, что с тех пор прошли века христианства, которые, несомненно, изменили не только внешний мир язычества, но и внутренний мир человека, внесли в его жизнь новые нравственные ценности, общечеловеческие нормы. Я считаю, что нам нельзя с высоты современности строго судить об их обычаях кровной мести (самосуда), употребления в пищу сырого мяса «зверины» и беспорядочности брачной жизни: многоженство и «умыкание» невест. Нельзя осуждать наших предков, потому что даже среди такого мрачного язычества светлыми пятнышками выделяются тяготение некоторых славянских племен к единобожию (бог Сварог, давший первые нравственные законы, в том числе, закон единобрачия). Особо стоит отметить стремление древних славян к искусству, красоте. Сквозь тьму язычества пробиваются первые ростки добра, нравственности и целомудрия. Невольно проникаешься уважением к этому древнему народу, который в столь тяжелых условиях сохранял свое природное добродушие, жизнерадостность и терпение, отмечаешь черты их характера, которым нам самим, подчас, нужно еще поучиться. Изучая литературу о материальной и духовной культуре славян, я еще раз осознавала, что когда-то славяне были единым народом, с единым праславянским языком. Но многие ли сейчас помнят об этом? Горько видеть, что народы, имеющие в прошлом единые корни, в настоящее время не только разделились на отдельные языковые группы, но часто даже враждуют между собой. Мне хочется надеяться, что в третьем тысячелетии славяне одумаются, вспомнят о былой общности, сплотятся в целях самосохранения и вновь станут единым народом.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.29.219 (0.005 с.) |