Донецкой Народной Республики. Донецкой Народной Республики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Донецкой Народной Республики. Донецкой Народной Республики



Донецкой Народной Республики

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Донбасская аграрная академия»

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По учебной дисциплине «Культурология»

Вариант № 23

Тема 1: «Славянская культура»

Вариант № 18

Тема 2: «Психологическая культура»

 

Работа выполнена:

обучающейся    1  курса,

заочной формы обучения,

направления подготовки (профиль)

36.03.02 «Зоотехния», группа З-ЗТ-17А  

Леончук Юлией Леонидовной ________         

           (ФИО обучающейся)

«18» января 2018 г.

__________________________________

        (подпись обучающейся)

 

Работа проверена:

____________________________________________________________________

 (ученая степень, ученое звание, ФИО)

«___»_________20__г.

оценка____________________________

                 (зачтено, не зачтено) 

__________________________________

                  (подпись)

 

Макеевка, 2018 г.

Содержание темы №1

Введение. Почему я выбрала эту тему………………………………………..  3

1. О древнеславянском языке…………………………………………………..  6

2. О периоде культуры древних славян………………………………………..  6

3. Религиозные верования древних славян……………………………………  7

4. Связь обычаев с природными силами……………………………………...  12

5. Символика славян как прообраз письма…………………………………...  13

6. Поселения и жилище………………………………………………………...  15

7. Занятия………………………………………………………………………..  15

8. Торговля……………………………………………………………………...  16

9. Нрав, быт и искусство древних славян…………………………………….. 16

Заключение……………………………………………………………………… 19

Содержание темы №2

Введение……………………………………………………………………….... 3

1. Сущность понятию «психологическая культура»……………………….... 5

1.1. Аспекты психологической культуры ……………………..………. 7

1.2. Составляющие психологической культуры личности ………........ 9

Заключение…………………………………….......…….……………………… 14

 

Список литературы к теме №1 и теме №2………………....…………............ 15

 

 

 

 

Тема № 1: «Славянская культура»

Введение

Почему я выбрала эту тему

   Материальная и духовная культура славян является лишь частью всемирной культуры, но, несмотря на это, она занимает здесь не последнее место.

Я считаю, что эта тема заинтересовала меня в данном случае как человека, желающего знать больше о своём народе. Я думаю, что знание прошлого – это ключ к пониманию и настоящего. Мне кажется, что человек, как бы мы сейчас сказали, без корней, человек, незнающий и не любящий прошлого, не имеет и будущего. Крайне важно слышать голос предков, почувствовать себя частицей исторического потока, не прерывающегося в течение веков и тысячелетий.

Нельзя понять историю славянства без истории индоевропейцев. Славянство – ствол большого индоевропейского древа. Нам надо знать и помнить, что во II и I тыс. до н.э. славяне являли собой целостный организм, впитавший в себя все высшие духовные и материальные достижения индоевропейской цивилизации. Лишь в I тыс. н.э. славяне стали расширять границы своего обитания, и начался процесс культурного, языкового и политического обособления славянских народов.

Люди ещё со времён древности пытались осмыслить начало своего существования, т.к. человеку, живущему в обществе свойственно задавать самому себе и окружающим вопросы, требующие ответа. Древний человек, глядя на небо, солнце, звёзды, окружающую природу, красоту полей и рек, восхищаясь всем этим, всегда задумывался над тем, откуда всё это появилось. Для древнего человека окружающая его природа отнюдь не была одной только красивой внешней оболочкой. В сознании древних славян, народа с особой ментальностью, с особой исторической культурой, не могло возникнуть мысли о том, что всё это благолепие, да и сами они, возникли из ничего, образовались на пустом месте. Человек осмыслял своё существование, опираясь на опыт прошлых поколений, на знания своих предков. Он чувствовал себя частичкой Вселенной.

Отображение в языке находили все вещи и явления, которые окружали человека в глубокой древности. Даже те, которым он порой не мог найти объяснения. Человек в те времена одушевлял любую неживую вещь, так как верил, что она имеет душу. Язык – единственное, чем человек мог отреагировать на окружающую действительность.

Как я уже отметила, славяне – особый народ с неповторимой исторической стезей, абсолютно по-иному воспринимающий окружающую действительность во всех ее проявлениях. Эта черта присутствовала в сознании славян, потому что наши предки умели осмыслять настоящее иначе, чем это сейчас делаем мы. Когда мы теперь пытаемся понять жизнь древних славян, не следует подходить к ней с нашими современными мерками. Мы пришли к этим меркам, опираясь на плечи прежних сотен поколений предшественников.

Материальная жизнь древних славян, развитие их социальных отношений, духовная жизнь нашли отражение в их языке. При этом выявляются как некоторые унаследованные от предшествующих состояний явления, так и новые, сформировавшиеся именно в праславянскую эпоху представления и понятия, облеченные в словесную форму, а также то, что получило развитие уже в отдельных славянских языках отдельных групп славянства. Язык оказывается наиболее прочной, содержательной и богатой исторической памятью славянства:

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор, к смерти все готово.

Всего прочнее на земле – печаль

И долговечней – царственное слово.

(А.А. Ахматова.)

Близость славянских языков – не просто наиболее яркий фактор, объединяющий всех славян. Эта близость вместе с тем представляет собой отражение их длительного истинного единства, их совместных познаний и усилий, общих духовных исканий, их единой жизни. Славянские языки –важнейшее средство общения славянских народов. Они вместе с тем – их драгоценная общественная память. Потому что «память – единственное достояние человека, делающее его человеком» (Д.С. Лихачев).

Приступая к работе над своим рефератом, я просмотрела немало литературы, посвященной древним славянам. Обычно такие книги начинаются с краткого изложения событий эпохи, затем следует подробный разбор общественного устройства, и едва ли не последнее место отводится таким «малозначительным», с точки зрения авторов, вещам, как одежда, жилище, домашние занятия. А ведь часто по названиям именно этих предметов мы можем судить о культуре, быте, верованиях наших предков. Пренебрегая на наш взгляд примитивными религиозными понятиями и обрядами, которые наполняли все существование древнего человека, отмахиваясь от язычества, мы тем самым лишаем себя столь необходимых ключей к пониманию мира наших предков – и духовного и материального.

 

 

О древнеславянском языке

Славянские языки считаются самой молодой языковой группой среди индоевропейских языков. Славянские языки: русский, польский, сербохорватский и словенский происходят от древнеславянского языка. Древние славяне были одним народом и пользовались очень близкими говорами. Древнеславянский язык, как общий язык для всех славянских племен, существовал, по-видимому, еще в первой половине I тысячелетия н.э. Шло время, и этот язык распался на диалекты. Произошло это примерно в VI – IX вв. н.э. Сформировались большие диалектные группы: южная, западная и восточная. К этому же времени относится появление обособленных славянских языков. Ученые, исследовавшие древнеславянский язык, определили, что это разделение произошло, когда славяне давно уже пользовались железом и имели значительно развитые ремесла.

Поселения и жилище

Славянские поселения строились около рек и ручьев – природных путей сообщения, также предпочтение отдавалось селениям в безопасных районах (например, в окружении дремучего бора) где строились «улицовки» (строительство домов по обеим сторонам дороги на всем её протяжении), а в районах, где была реальной угроза вторжения врагов или диких животных, строились «окольницы» (строительство домов вокруг главной площади, а само поселение, как правило, обносилось частоколом). В поселениях второго типа, также, делались ворота, которые закрывались на ночь (в том числе и для защиты домашнего скота от нападения хищников ночью). Такие поселения с легкостью могли отбиться от шайки разбойников, но в случае серьезного вторжения жителям приходилось уходить в более укрепленные города.

Занятия

Селение у рек и прочих водоемов располагало местных жителей к такой деятельности, как рыболовство или бортничество. После вырубки части леса, на его месте начинали выращивание проса, ячменя, пшеницы, ржи, льна и хмеля. В рамках натурального хозяйства каждая семья, как правило, сама удовлетворяла свои потребности. Мужчина был плотником, производителем инструментов, пчеловодом и пивоваром, а женщина воспитывала детей, готовила пищу, ткала и шила одежду, делала из кожи и меха обувь.

Только два ремесленнических вида производства требовали разделения труда – гончарное дело и металлообработка. Блюда были тонкими, первые делались вручную, а затем с помощью гончарного круга. Славянам характерны горшки без ушей, имеющий вместо него особые ручки в формате изогнутых краёв сосуда. Блюда украшались волнистыми (в основном, шнуровая керамика), в нижней части судна помещался знак, вероятно, «клеймо» гончара. Кузнецы подковывали лошадей, изготавливали железные лезвия для плугов (которые пришли на смену ралам и сохам), основные инструменты и металлическое оружие (ножи, лезвия копья и топоры). Оружие лучшего качества, такое как кинжалы и мечи, доставляли из других стран, вероятно, главным образом, из области Моравии и Германии.

Торговля

Первоначально был только бартер между жителями одного поля или племени. В заключительном периоде, однако, можно увидеть следы доисторических торговых путей славян как внутри их собственной территории, так и за её пределами, в основном, в Риме, в Германии и Византии. Как все молодые и примитивные культуры, древние славяне использовали римские, византийские, арабские и персидские монеты в торговых сделках, но не чеканили своих монет. Самый известный торговый путь – так называемый янтарный путь, идущий от Балтийского моря до Аквилеи в Италии. Важный опорный пункт на маршруте – Калиш.

Заключение

Моя работа отнюдь не претендует на всеобъемлющую полноту. Я отразила в ней лишь малую часть того культурного наследия по языковым данным, которое в большей степени сейчас утеряно.

Каждому человеку, я считаю, необходимо знать о прошлом своей страны, народа, к какой бы нации он ни принадлежал. Без этого немыслимо осознание себя как культурного человека. Чувство патриотизма и любви к родине свойственно, наверное, каждому порядочному человеку. Русскому ли, татарину ли, англичанину ли, немцу свойственно это вечное благоговение к породившей, вскормившей и воспитавшей его земле, переходящее и непереборимое чувство любви.

Мне хотелось попытаться разобраться, как же это могло произойти, хотелось погрузиться в глубь времен. Чувствовалось, что за историей Древней Руси стоит древнейшая культура. Работая над этим рефератом, можно сказать, моей первой такой объемной, пусть и небезупречной, работой, собирая информацию по крохам, я с интересом узнавала сведения из далекого прошлого. Я задумывалась над происхождением многих слов, которые раньше считала простыми, незамысловатыми и не имеющими предыстории. Для меня новыми были сведения об узелковой письменности, об обычаях и обрядах славян, их быте и многом другом.

Неверно понимая историю славянства, мы связываем ее начало с IX в. н.э., с Киевской Русью, с Кириллом и Мефодием. У нас складывается абсолютно неправильное мнение, что до появления азбуки, языка у древних славян не существовало. Тем не менее, язык существовал и развивался. Мне небезынтересно было узнать о новых методах изучения праславянского языка. Ученые-лингвисты проводят исследования в области языкознания, и получают все новые и новые знания о языке наших предков. Работу лингвистов дополняют археологи, продолжают историки, этнографы, искусствоведы, и в итоге получается целостная картина материальной и духовной культуры древних славян.

Нам сейчас, возможно, кажутся чуждыми, дикими нравы, религиозные верования наших предков. Но ведь нужно понимать, что с тех пор прошли века христианства, которые, несомненно, изменили не только внешний мир язычества, но и внутренний мир человека, внесли в его жизнь новые нравственные ценности, общечеловеческие нормы. Я считаю, что нам нельзя с высоты современности строго судить об их обычаях кровной мести (самосуда), употребления в пищу сырого мяса «зверины» и беспорядочности брачной жизни: многоженство и «умыкание» невест. Нельзя осуждать наших предков, потому что даже среди такого мрачного язычества светлыми пятнышками выделяются тяготение некоторых славянских племен к единобожию (бог Сварог, давший первые нравственные законы, в том числе, закон единобрачия). Особо стоит отметить стремление древних славян к искусству, красоте. Сквозь тьму язычества пробиваются первые ростки добра, нравственности и целомудрия. Невольно проникаешься уважением к этому древнему народу, который в столь тяжелых условиях сохранял свое природное добродушие, жизнерадостность и терпение, отмечаешь черты их характера, которым нам самим, подчас, нужно еще поучиться.

Изучая литературу о материальной и духовной культуре славян, я еще раз осознавала, что когда-то славяне были единым народом, с единым праславянским языком. Но многие ли сейчас помнят об этом? Горько видеть, что народы, имеющие в прошлом единые корни, в настоящее время не только разделились на отдельные языковые группы, но часто даже враждуют между собой. Мне хочется надеяться, что в третьем тысячелетии славяне одумаются, вспомнят о былой общности, сплотятся в целях самосохранения и вновь станут единым народом.

 

 

Введение

Термин «культура» (от лат. cultura – возделывание, обрабатывание) издавна применяется для обозначения того, что сделано человеком. В таком широком смысле данный термин употребляется как синоним общественного, искусственного. В современной научной литературе встречается более 250 определений культуры.

Личность – это совокупность индивидуальных социальных и психологических качеств, характеризующих человека и позволяющих ему активно и сознательно действовать. Тесная взаимосвязь и взаимообусловленность этих качеств составляет ее первое свойство. Другим свойством является активная деятельность, направленная на познание и преобразование окружающего мира. И, наконец, третье свойство заключается в устойчивости, что позволяет прогнозировать поведение личности, т.е. действия, выражающие ее субъективную реакцию на ситуацию и окружающих. Поведение людей определяется эмоциональными и рациональными факторами, внутренними склонностями и внешней обстановкой, вкусами, взглядами, мотивацией.

Черты личности формируются под влиянием природных свойств: физиологического состояния организма, особенностей высшей нервной деятельности, памяти, эмоций, чувств, восприятия, а также социальных факторов: роли, статуса, образования, опыта, привычек, круга общения и т.п.

Психологическая культура личности – комплексное понятие, которое включает знания человека об основных факторах и законах развития внутреннего мира человека, способах и приемах психической саморегуляции.

Уровень психологической культуры человека социально обусловлен и зависит от системы ценностей, общественного мнения и доступности информации широким слоям населения.

Психологическая культура находится на высоком уровне только в том обществе, в котором одной из важных социальных ценностей является человек, его личность. В обществе, где доминирует деспотизм, диктаторство, тоталитарный режим, психологическая культура не развивается. Низкий уровень психологической культуры объясняется недостаточным вниманием государственной власти к человеку, его личности. При этом невозможно повысить уровень психологической культуры человека в отдельности и общества в целом, не изучив как объект её саму.

Для уяснения сущности темы представляю обзор факторов, влияющих на формирование психологической культуры личности – понятия, которое включает знания человека об основных законах развития внутреннего мира человека, способах и приемах психической саморегуляции.

Учитывая выше изложенное, хочу отметить актуальность сформулированной темы.

Объектом настоящей темы является психологическая культура личности.

Цель работы – выявить особенности и сущность психологической культуры.

Задачи:

1. Дать определение понятию «психологическая культура»;

2. Выяснить аспекты и составляющие психологической культуры;

3. Выявить основы формирование психологической культуры личности;

охарактеризовать основные компоненты психологической культуры.

4. Выяснить проблемы формирования психологической культуры личности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, психологическую культуру можно определить как психологические знания, основанные на общечеловеческих, гуманистических ценностях, а реализация таких знаний в обществе осуществляется с позиций уважения, любви, совести, ответственности, бережного отношения к чувству личного достоинства как своего, так и другого человека. В основе психологической культуры личности лежат нравственные принципы, благородство чувств, которые выражаются в способности человека к тонким переживаниям, глубокому сопереживанию, в способности поступать великодушно.

Составная часть психологическая культура включает в себя: обыденные психологические знание и психологические практики, присутствующие в рамках религиозной жизни, общественно-политической, экономической, образовательной деятельности, профессиональной психологической деятельности, имеющее научное обоснование и вместе с тем долю искусства. В то же время овладение психологической культурой начинается с момента рождения человека. Психологическая культура в таком понимании предстает в совокупности следующих компонентов: убеждения, переживания, представления о самом себе, педагогические влияния.

В свою очередь основными составляющими психологической культуры личности являются психологическая грамотность, психологическая компетентность, ценностно-смысловой компонент, рефлексия, культуротворчество.

Культура – это мировая кладовая прошлого всех народов, и того именно прошлого, которое входит в будущее и не забывается. Так что культура – это дело связи народов и каждого народа в отдельности с самим собой.

Список литературы к теме №1

1. Всемирная история. – М.: Госиздатполит. литературы, 1956г.

2. Карамзин Н.М. История государства Российского / Н.М. Карамзин. –

М.:Издательство «Правда», 1987г.

3.Культурология. История мировой культуры: Учебник

для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000г.

4. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян / Б.А. Рыбаков. –

М.:Издательство «Правда», 1981г.

5. Семенова М.А. Мы – славяне. Популярная энциклопедия / 

М.А.Семенова. – СПб.: Азбука, 1998г.     

6. Соловьев С.М. История России с древнейших времен / С.М. Соловьев. – М.:Издательство «Правда», 1985г.

7. Супрун А.Е. Введение в славянскую филологию: учебное

Пособие / А.Е. Супрун. – Минск, 1989г.

Список литературы к теме №1

1. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. Введение в культурологию / А.И.Арнольдов. – М.,1992.

2. Гуревич П.С. Философия культуры /  П.С. Гуревич. – М., 1994.

3. Давидович В.Е. Сущность культуры / В.Е. Давидович, Ю.А.Жданов. –     Р-на-Д., 1997.

4. Кузнецова Т.Ф. Культура: теории и проблемы / Т.Ф. Кузнецова. – М., 1995.

5.  Лосев А.Ф. Дерзание духа / – А.Ф. Лосев. М.: Изд-во полит. литер., 1989.

6. Лотман Ю.М. Воспитание души / Ю.М. Лотман. – СПб.: Искусство – СПБ., 2003.

7. Обозов Н.Н. Психологическая культура взаимных отношений /          Обозов Н.Н. – Л., 1986.

8. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: пособие для студентов психологических ф-тов /  А.Б.Орлов. – И., 1995.

Донецкой Народной Республики

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Донбасская аграрная академия»

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По учебной дисциплине «Культурология»

Вариант № 23

Тема 1: «Славянская культура»

Вариант № 18

Тема 2: «Психологическая культура»

 

Работа выполнена:

обучающейся    1  курса,

заочной формы обучения,

направления подготовки (профиль)

36.03.02 «Зоотехния», группа З-ЗТ-17А  

Леончук Юлией Леонидовной ________         

           (ФИО обучающейся)

«18» января 2018 г.

__________________________________

        (подпись обучающейся)

 

Работа проверена:

____________________________________________________________________

 (ученая степень, ученое звание, ФИО)

«___»_________20__г.

оценка____________________________

                 (зачтено, не зачтено) 

__________________________________

                  (подпись)

 

Макеевка, 2018 г.

Содержание темы №1

Введение. Почему я выбрала эту тему………………………………………..  3

1. О древнеславянском языке…………………………………………………..  6

2. О периоде культуры древних славян………………………………………..  6

3. Религиозные верования древних славян……………………………………  7

4. Связь обычаев с природными силами……………………………………...  12

5. Символика славян как прообраз письма…………………………………...  13

6. Поселения и жилище………………………………………………………...  15

7. Занятия………………………………………………………………………..  15

8. Торговля……………………………………………………………………...  16

9. Нрав, быт и искусство древних славян…………………………………….. 16

Заключение……………………………………………………………………… 19

Содержание темы №2

Введение……………………………………………………………………….... 3

1. Сущность понятию «психологическая культура»……………………….... 5

1.1. Аспекты психологической культуры ……………………..………. 7

1.2. Составляющие психологической культуры личности ………........ 9

Заключение…………………………………….......…….……………………… 14

 

Список литературы к теме №1 и теме №2………………....…………............ 15

 

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.196.182 (0.086 с.)