Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогический процесс как система.
Структура и содержание педагогического процессав высшей школе
Педагогический процесс - одна из важнейших категорий педагогической науки. В литературе можно найти множество толкований его сущности. Но все они, так или иначе, сводятся к тому, что под педагогическим процессом понимается специально организованное взаимодействие педагогов и обучаемых в целях решения задач образования, воспитания, обучения и развития человека. В широком смысле педагогический процесс - это процесс социальный, призванный реализовывать положения Конституции РФ о праве на образование и действующего законодательства по вопросам подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов. Содержанием педагогического процесса вуза является вооружение обучаемых системой научных знаний, навыков и умений, формирование у них необходимых компетенций, научного мировоззрения, высоких морально-нравственных, эстетических и интеллектуальных качеств. Основное требование к педагогическому процессу - его высокий научно-теоретический уровень и практическая направленность. Все структурные и содержательные элементы в единстве призваны обеспечить всестороннюю подготовленность человека к будущей практической деятельности. Системообразующим звеном педагогического процесса являются с одной стороны целенаправленная педагогическая деятельность и ее носитель – специально подготовленный педагог, который выступает одновременно как субъект и объект данного процесса, и с другой - его объектом и субъектом является обучаемый. Вместе с педагогом он образует неразрывную связку “педагог – учащийся” при ведущей роли педагога. Основными компонентами педагогического процесса являются: - целевой компонент - включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели – всестороннего и гармоничного развития личности – до конкретных задач формирования отдельных качеств человека; - содержательный компонент - отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в содержание каждой конкретной педагогической задачи. Содержание обобщается, оценивается и приводится в соответствие с возрастными возможностями учащихся. В содержание педагогического процесса входят основы человеческого опыта в области социальных отношений, труда, науки и культуры. Понятие основ человеческого опыта в педагогике – одно из ключевых, определяющих и рассматривается оно во взаимосвязи с другими понятиями, а именно: основы наук; социальные отношения; культура; технология производства; труд; физическая культура;
- деятельностный компонент – включаетвзаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без чего, не может быть достигнут конечный результат. Этот компонент в литературе называется еще организационным или организационно-управленческим. Это своего рода каркас, в рамках которого совершаются все педагогические события и факты; - методический компонент - включает в себя методы и приемы педагогической деятельности, разработку всей учебно-методической документации; - результативный компонент педагогического процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые результаты и их соответствие поставленной цели. Результативность процесса определяется с помощью критериев, устанавливаемых педагогикой и психологией. К таким критериям относятся: оценка знаний, навыков и умений, экспериментальная оценка и характеристика качеств и черт личности. Наиболее показательным критерием является владение выпускниками необходимыми компетенциями, их практические дела, поступки, отношение к учебе, труду, обществу, людям, друг к другу и к себе.
Этапы педагогического процесса в высшей школе
На этапе подготовки решаются следующие основные задачи: целеполагание (обоснование и постановки цели) состоит в том, чтобы трансформировать общую педагогическую цель, стоящую перед системой образования, в конкретные задачи, достижимые на заданном отрезке педагогического процесса и в имеющихся конкретных условиях. Целеполагание всегда «привязано» к определенной системе осуществления педагогического процесса - школе, классу, уроку и т.д.; педагогическая диагностика (от греч. «диа»- прозрачный и «гносис»-знание) - это исследовательская процедура, направленная на выявление условий и обстоятельств, в которых будет протекать педагогический процесс. Ее главная цель - получить ясное представление о тех причинах, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов;
прогнозирование хода и результатов педагогического процесса. Сущность прогнозирования (приставка «про» указывает на опережение) заключается в том, чтобы заранее, предварительно, еще до начала процесса оценить его возможную результативность в имеющихся конкретных условиях. Завершается подготовительный этап проектом организации процесса, который после окончательной доработки воплощается в план. Этап осуществления педагогического процесса (основной) включает в себя важные взаимосвязанные элементы: постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности; взаимодействие педагогов и обучаемых; использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса; создание благоприятных условий; осуществление разнообразных мер стимулирования; обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами. Эффективность процесса зависит от того, насколько целесообразно эти элементы связаны между собой, не противоречат ли их направленность и практическая реализация общей цели. Важную роль играют обратные связи, служащие основой для принятия оперативных управленческих решений. Обратная связь - основа своевременной коррекции и качественного управления педагогическим процессом. Этап анализа достигнутых результатов (заключительный). Зачем это нужно? Чтобы в будущем не повторить ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо организованном процессе. Анализируя - обучаемся. Растет тот педагог, который извлекает пользу из допущенных ошибок. Поэтому взыскательный анализ и самоанализ - верный путь к совершенствованию педагогического мастерства и повышению эффективности педагогического процесса. По своей сущности педагогический процесс - закономерный, диалектически развивающийся процесс, в котором проявляются законы и закономерности разного порядка и уровня. На него оказывают влияние законы и закономерности общественного развития, закономерности формирования личности и коллектива, законы и закономерности частных наук, а также специфические законы и закономерности самого педагогического процесса. Наиболее общими закономерностями, определяющими цели, содержание, организацию и методику педагогического процесса, являются: - зависимость подготовки специалистов от характера общественно-экономических отношений социально-политических условий в стране; - зависимость педагогического процесса от требований современной науки и производства, уровня развития техники и технологий. Общие закономерности проявляются во всех структурных элементах педагогического процесса, определяют его общее направление, преподавание каждой учебной дисциплины, содержание всей учебно-воспитательной работы. Педагогический процесс организуется и осуществляется с учетом закономерностей формирования личности, развития учебных коллективов. Такими закономерностями являются: - взаимообусловленность внутренних устремлений человека и внешних воздействий на него. Доказано, что внешние, в том числе и воспитательные воздействия, не проецируются механически на личность человека. Любое воздействие тогда эффективно, когда оно понято и принято личностью в соответствии со сложившимися потребностями и установками;
- закономерно то, что этот процесс носит целостный характер, то есть все свойства и качества человека развиваются комплексно, образуя целостную систему. Данная закономерность обусловливает органическое единство всех структурных элементов педагогического процесса, комплексный подход к организации всей учебно-воспитательной работы; - закономернои то, чтотемпы и уровень развития учебно-воспитательной работы зависят от: а) наследственности; б) воспитательной и учебной среды; в) включенности личности в учебно-воспитательную деятельность; г) применяемых форм, методов и средств педагогического воздействия на личность. Личность обучаемого формируется в коллективе, представляющем собой важный фактор воспитания. Развитие учебных коллективов осуществляется в соответствии со своими закономерностями, такими, как зависимость жизнедеятельности и взаимоотношений в коллективе от характера и особенностей общества; повседневная нацеленность коллектива на достижение высоких показателей в учебе, общественной работе, дисциплине; обеспечение в коллективе гармонии общественных и личных интересов. Педагогическому процессу присущи и специфические педагогические закономерности, отражающие его внутренние связи и отношения. К ним относятся: - закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постепенный, «ступенчатый» характер; чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат; - закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от: а) интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами; б) степени, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых; - закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от: а) действия внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности; б) интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, педагогических, моральных, материальных и других) стимулов;
- закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от: а) интенсивности и качества чувственного восприятия; б) логического осмысления воспринятого; в) практического применения осмысленного; - закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса зависит от: а) качества педагогической деятельности; б) качества индивидуальной познавательной деятельности воспитуемых; - закономерность обусловленности педагогического процесса. Ход и результаты педагогического процесса зависят от: а) потребностей общества и личности; б) возможностей (материально-технических, экономических и др.) общества; в) условий протекания педагогического процесса (морально-психологических, санитарно-гигиенических, эстетических и др.). Диалектичность педагогического процесса проявляется не только в действующих в нем закономерностях, но и в присущих ему противоречиях. Эти противоречия, хотя эмпирически и учитываются, однако действуют в известной мере стихийно. Противоречия, о которых идет речь, многоплановы, они трудно поддаются классификации. Однако практика позволяет выделить следующие группы основных противоречий. Во-первых, противоречия между растущими требованиями к объему знаний, навыков, умений, компетенций и ограниченным временем на овладение ими; между теоретической и практической подготовкой; между целевыми установками и уровнем познавательных сил и возможностей обучаемых и др. Во-вторых, противоречия, вызванные субъективными факторами: нечеткой организацией жизни и деятельности в отдельных структурных подразделениях вуза, издержками планирования учебного процесса, чрезмерным документооборотом, отрывом обучаемых от учебных занятий, недостаточной профессиональной подготовкой и квалификацией отдельных преподавателей. Существуют и некоторые другие противоречия, касающиеся в основном взаимодействия процесса преподавания с одной стороны, и процесса учения – с другой. Например, между стремлением преподавателя как можно лучше преподнести учебный материал и фактическим восприятием его обучаемыми. К сожалению, нередким является противоречие между стремлением преподавателя активизировать учебно-познавательную деятельность аудитории и реальным ее отношением к соответствующему предмету, а также между усилиями педагогов по развитию творческого мышления обучаемых и их стремлением получить знания в готовом виде и др. Познание же логики педагогического процесса со всеми его противоречиями позволяет превращать сами противоречия в важные факторы его совершенствования и движущие силы его развития. Важнейшим направлением совершенствования педагогического процесса в высшей школе является повышение теоретического, научного и методического уровня преподавания, его приближения к общественной практике как основе формирования гражданских, нравственных и профессиональных качеств будущего специалиста.
Следовательно, при организации педагогического процесса важно учитывать те факторы, которые непосредственно влияют на его эффективность. Практика показывает, что основными из них являются: - четкость определения целей и задач обучения и воспитания; - качество планирования учебно-воспитательного процесса; - уровень руководства учебной и воспитательной работой в образовательном учреждении; - уровень общего развития обучаемых; - материально-техническая база учебного заведения; - педагогический профессионализм преподавателей; - педагогическая система в учебном заведении; - социально-психологический климат в педагогических и учебных коллективах; - единство и согласованность в деятельности должностных лиц; - внеаудиторная сфера (культурно-массовая, общественная и спортивная работа). Основными руководящими документами, регламентирующими организацию педагогического процесса, являются: а) Конституция Российской Федерации; б) Закон РФ «Об образовании»; в) Федеральные государственные образовательные стандарты для всех видов и уровней образования, а так же для всех направлений подготовки обучаемых; д) Квалификационные требования (компетенции) к выпускнику; е) Учебные планы образовательного учреждения по каждому направлению подготовки обучаемых; Основные образовательные программы. ж) Рабочие программы учебных дисциплин; и) Учебно-методические материалы и другие документы, регламентирующие организацию образовательного процесса.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.86.155 (0.021 с.) |