Различные концепции педагогики и психологии высшей школы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Различные концепции педагогики и психологии высшей школы.



Модель выпускника.

В контексте личностно-ориентированного образования модели выпускников образовательных учреждений носили культурологические основания.

Такая модель  носит целостный и обобщенный характер. Она состоит из пяти компонентов:

§ Ценностные ориентации и общий уровень образованности.

§ Социальная культура.

§ Профессиональная культура.

§ Интеллектуальная культура.

§ Культура здоровья.

Центральной базовой частью является блок ценностных ориентаций и общего уровня образованности. Этот блок определен как базовый, потому что, только опираясь на общую образованность и ценностные позиции личности, можно формировать все остальные компоненты культуры: социальную, интеллектуальную, здорового образа жизни, профессиональную.

Обобщенность данной модели состоит в том, что блоки социальной культуры, культуры здорового образа жизни, интеллектуальной культуры являются общими для всех специальностей.

Блок «Социальная культура».

Составляющими блока являются: коммуникативная компетенция, правовая грамотность, деловая направленность, социальная мобильность, социальный управленческий опыт, толерантность.

Блок «Интеллектуальная культура».

Составляющими блока являются: способность к рефлексии (самоанализу), интеллектуальные способности: гибкость мышления, способность к обобщению и анализу, владение общеучебными навыками и приемами работы.

Блок «Культура здоровья».

Составляющими блока являются: физический статус здоровья, психологический статус здоровья, здоровый образ жизни и адекватная самооценка.

Блок «Профессиональная культура», включающий в себя: профессиональную направленность, профессионально важные качества и способности, профессиональные знания, умения, навыки, профессиональная мобильность, креативность, умение использовать информационные технологии в профессиональной деятельности определяется спецификой специальности.

Структурированная таким образом модель выпускника, делает возможной диагностику каждого компонента, что обеспечит проведение мониторинга уровня подготовки специалиста.

 

Приложение к модели

I. Социальная культура

1. Коммуникативная компетенция

Умение организовать процесс общения с представителями разных социальных категорий, отличающимися по возрастным, половым, национальным и профессиональным признакам.

2. Правовая грамотность

Владение юридическими и правовыми знаниями, необходимыми для ориентации на рынке труда и адаптации в социуме.

3. Деловая направленность личности

Умение привести в соответствие свои личностные цели с целями деятельности учреждения.

4. Социальная мобильность

Проявление гибкости и пластичности в процессе переориентации профессиональной деятельности в зависимости от социального запроса.

5. Социальный управленческий опыт

Организаторские и коммуникативные способности, позволяющие успешно принимать участие в органах самоуправления.

6. Толерантность

Терпимость, миролюбивое отношение к различным точкам зрения по проблемам.

II. Культура здоровья

По определению Всемирной организации здравоохранения здоровье – это состояние психического, физического, социального и духовного благополучия.

1. Физический статус здоровья

Это состояние физического благополучия.

2. Психологический статус здоровья

Жизнеспособность и жизненная сила человека, дающая возможность успешному развитию личности в соответствии с возрастными особенностями в данных условиях.

3. Здоровый образ жизни

Это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение различных видов деятельности (отсутствие зависимостей и вредных привычек, занятие спортом и физической культурой, участие в культурно-досуговых мероприятиях, занятия в кружках и клубах по интересам).

4. Адекватная самооценка

III. Интеллектуальная культура

1. Способность к рефлексии

Способность к самоанализу в виде размышлений над собственными переживаниями, ощущениями, мыслями, поступками, деятельностью.

2. Интеллектуальные способности

Индивидуальные особенности и способы осуществления познавательной деятельности. Включают в себя:

- гибкость мышления;

- способность к обобщению, анализу, синтезу;

- познавательный интерес;

- развитость логического, творческого мышления;

- широта кругозора;

- владение общеучебными навыками и приемами работы.


Культурологическая модель выпускника

(личностно-ориентированный подход)

Социальная культура · Коммуникативная компетенция · Правовая грамотность · Деловая направленность · Социальная мобильность · Социальный управленческий опыт · Толерантность
Ценностные ориентации и общий уровень образованности Общечеловеческие ценности, основанные на принципах истины, добра и красоты
Профессиональная культура · Проф. направленность · Профессионально важные качества и способности · Профессиональные знания, умения, навыки · Профессиональная мобильность · Креативность · Умение использовать информационные технологии
Культура здоровья · Физический статус здоровья · Психологический статус здоровья · Здоровый образ жизни · Адекватная самооценка
Интеллектуальная культура · Способность к рефлексии (самоанализу) · Интеллектуальные способности · Гибкость мышления · Способность к обобщению и анализу · Владение общеучебными навыками и приемами работы



В рамках компетентностного подхода модель включает три основных компонента: перечень общекультурных компетенций, перечень общепрофессиональных компетенций и перечень частных профессиональных компетенций. В таком случае при проведении мониторинга качества подготовки специалиста необходимо ориентироваться на понятие компетентности как личностной характеристики.

 

4.Сущность и структура высшего образования.

В 2003 году Россия вступила в Болонский процесс, одной из основных целей

которого является «содействие мобильности путём преодоления препятствий

эффективному осуществлению свободного передвижения»[2]. Для этого необходимо,

чтобы уровни высшего образования в странах-участницах Болонского соглашения были

максимально сходными, а выдаваемые по результатам обучения научные степени –

легко сопоставимыми. В связи с этим, в России была введена двухуровневая система

подготовки кадров (бакалавриат-магистратура). Однако, специфика образовательного

пространства нашей страны не позволила полностью перейти на «новую» систему

подготовки кадров. Многие вузы и сегодня продолжают готовить специалистов.

Параллельное существование «новой» и «старой» системы, обуславливает особенности

структуры современного высшего образования России.

В настоящее время система высшего образования РФ включает в себя три уровня

[1], каждый из которых подразумевает отдельные федеральные государственные

образовательные стандарты (ФГОС) и самостоятельную итоговую аттестацию:

- высшее образование – бакалавриат;

- высшее образование – специалитет, магистратура;

- высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.

Бакалавриат – базовый уровень высшего образования, где студенты получают

фундаментальную подготовку без узкой специализации. Срок обучения по программам бакалавриата – четыре года. Программы подготовки бакалавров носят практико-

ориентированный характер. По окончании выпускник получает диплом о высшем

образовании с присвоением ученой степени (квалификации) «бакалавр» по

определенному направлению: бакалавр экономики, бакалавр юриспруденции и т.п. При этом, в рамках бакалавриата, как правило, предполагается обучение по определенным профилям подготовки. Диплом бакалавра дает право занимать должность, для которой

квалификационными требованиями предусмотрено высшее образование. В дальнейшем,

бакалавр имеет возможность продолжить обучение в магистратуре по своему

направлению подготовки, выбрав необходимую специализацию, либо выбрать иноенаправление подготовки.

Магистратура или подготовка «дипломированных специалистов» формируют

второй уровень высшего образования, где обучение направлено на более глубокое освоение теоретических аспектов направления подготовки профессионала с высшим образованием и ориентирует обучаемого на научно-исследовательскую деятельность по выбранному направлению (специальности). Образовательные программы подготовки

«магистров» и «дипломированных специалистов» отнесены к одному уровню высшего образования, но, по сути, являются частями двух разных систем образования.

Изначально планировалось, что специалитет уступит место двухуровневой

системе. Но, уже после введения принципов Болонской системы выяснилось, что по ряду специальностей подготовить полноценного выпускника за 4 года невозможно.

Поэтому в вузах, где подготовка кадров связана с военным и морским делом,

медициной и некоторыми экономическими сферами деятельности до сих пор учатся по программе специалитета. Двухуровневая система подготовки для данных специальностей не предусмотрена. Перечень этих специальностей весьма ограничен, поэтому основная часть российских студентов обучается сегодня по образовательным

программам бакалавриата и магистратуры (рис.2)

1 Профиль — это система организации образования, при которой обеспечивается углубленное изучение профильных дисциплин, и создаются условия для обучения в соответствии с профессиональными интересами и намерениями в отношении дальнейшего трудоустройства и продолжения образования.

 Диплом магистра может получить как бакалавр, так и специалист. Однако, для

бакалавра обучение по программе магистратуры - это вторая ступень высшего образования, тогда как для специалиста считается вторым высшим образованием. При этом бакалавр может пойти в магистратуру как в своем вузе, так и в любом другом.

В целом, многоуровневая система подготовки кадров, является более гибкой по

сравнению с привычной одноуровневой. С одной стороны, она предоставляет более широкие возможности для индивидуализации учебного процесса. С другой стороны,обеспечивает профессиональную мобильность выпускников вузов, удовлетворяя, тем самым, быстро меняющиеся потребности рынка труда. Можно выделить несколько преимуществ вводимой системы подготовки кадров с высшим образованием.

 Поэтапное обучение позволяет индивиду более четко очертить свои

интересы и потребности. Выпускник, получивший диплом бакалавра, может пойти работать и обрести финансовую независимость. В случае необходимости относительно легко сменить профессию.

 

Содержание воспитания – основные ценностные отношения, которые формируются в процессе воспитания.

Ценностные отношения – это отношения человека к наивысшим ценностям (человек, жизнь, общество и т.д.), а так же совокупность общепринятых, выработанных культурой, отношений (свобода, совесть, справедливость, равенство).

Ценностные отношения носят обобщающий характер и включают в себя всю сумму значимого для человеческой жизни.

Рассмотрим составляющие основных ценностных отношений:

Ценностное отношение к природе – интегрирует в себе наслаждение

флорой и фауной; заботу о животных и растениях; беспокойство по поводу гибели природы; стремление к общению с природой и т.д.

Ценностное отношение к человеку – интегрирует в себе умение обнаруживать присутствие другого человека в окружающей среде; умение учитывать автономию и интересы другого человека; умение помогать человеку по мере сил; умение понимать человека во всех его проявлениях, объясняя то, что кажется странным; содействовать благу человека на Земле и т.д.

Ценностное отношение к жизни – интегрирует в себе признание права на жизнь каждого человека; бережливость по отношению к любым проявлениям жизни; образ жизни, достойный человека; осмысленную жизненную позицию и т.д.

Ценностное отношение к обществу – интегрирует в себе знакомство с общепринятыми нормативами; знание правовых основ и политического устройства; патриотизм и любовь к Родине и т.д.

 

Основные методы воспитания

Мы уже знаем, что категории цели, содержания раскрывают сущность воспитательного процесса, объясняя, к чему он стремится, чем наполнен и на что направлен. Но есть ещѐ одна очень важная категория, связанная с вопросом – как воспитывать? Это категория метода воспитания.

Метод воспитания – способ взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитуемых, направленной на развитие и формирование сознания, воли, чувств, поведения воспитанников; выработку у них заданных целью воспитания качеств.

Метод воспитания – это тот путь, по которому осуществляется «переход» воспитанника с более низкого уровня на более высокий (что, собственно и есть воспитание). Целей воспитания можно достичь разными путями и их большое количество, практически столько, сколько может найти воспитатель. Одни пути могут привести к цели быстрее, другие медленнее. Практика воспитания использует в первую очередь те пути (методы), которые были разработаны, апробированы и показали свою эффективность у предшествующих поколений педагогов. Эти методы называют общими методами воспитания. Однако во многих случаях общие методы воспитания могут оказаться малоэффективными, поэтому перед педагогом всегда стоит задача найти новые, которые максимально соответствуют конкретным условиям воспитания, позволяют быстрее и с наименьшими усилиями добиваться намеченного результата.

Нередко методические приемы и методы отождествляют со средствами воспитания, которые тесно связаны с ними и применяются в единстве. К средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, трудовая и др.), а с другой – совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (литература, произведения музыкального и изобразительного искусства, средства массовой информации и др.)

В педагогической литературе можно найти описание большого количества методов, позволяющих достигать практически любые цели. Методов и их версий накоплено достаточно, и разобраться в них позволяет их упорядочивание, выстраивание по определѐнному признаку системы методов, их классификации.

Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое, и, тем самым, способствовать осознанному выбору и эффективному применению, так как педагог понимает назначение, характерные признаки различных методов и их модификаций.

Рассмотрим одну из часто встречающихся в современной педагогике классификаций методов воспитания, основанную на комплексном подходе к самому процессу воспитания и заключающемся в единстве стимулирования, формирования сознания и поведения и коррекции в воспитательном процессе. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

основные

вспомогательные

Методы формирования сознания Методы формирования поведения Методы педагогического стимулирования Методы педагогической коррекции
- убеждение; - внушение; - метод проблемных ситуаций - инструктаж; - упражнение; - метод примера - перспектива; - поощрение; - требование - замены интереса (доминанты); - критика; - наказание

 

Различные концепции педагогики и психологии высшей школы.

Концептуальные основания современной педагогической практики опираются на две основные образовательные парадигмы.

 Современные образовательные парадигмы

В настоящее время в педагогике термин «парадигма» получил достаточно широкое распространение, однако часто в его смысл вкладывают самое различные понятия. Например, раздаются призывы перехода к «гуманистической парадигме», обосновываются парадигмы технического общества и православной педагогики и т.п.

Термин «парадигма» (от греч. «образец») был введен в науковедение Т.Куном в 1962 году. Парадигма – признанные всеми научные достижения, которые в течение определѐнного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу. Парадигмальный подход уже четыре десятилетия находится в ценре исследований отечественных и зарубежных науковедов: Дж. Агасси, И. Лакатоса, Дж. Холтона, П.П. Гайденко, Л.А. Марковой и др.

Ограничим классификацию образовательных парадигм двумя полярными по своим характеристикам:

1. Традиционалистическая парадигма (или знаниевая).

Главная цель обучения и воспитания в условиях этой парадигмы – дать человеку глубокие, прочные разносторонние академические знания. Основным источником знаний выступает обучающий (учитель, преподаватель). Обучаемый рассматривается главным образом как объект, который нужно наполнить знаниями. Личностные аспекты обучения сводятся к формированию познавательной мотивации и познавательных способностей. Поэтому основное внимание уделяется информационному обеспечению личности, не ее развитию, рассматриваемому как «побочный продукт» учебной деятельности.

Как разновидность знаниевой можно выделить технократическую парадигму (или прагматическую). Главная ее цель обучения и воспитания – дать человеку те знания, умения и навыки, которые практически будут полезны и необходимы в жизни и профессиональной деятельности, помогут правильно взаимодействовать с современной техникой. Основной принцип – политехнизм в обучении.

Таким образом, знаниевая и технократическая парадигмы образования не ставят в центр личность учащегося как субъекта образовательного процесса. Учащийся является лишь объектом педагогического воздействия. Предусматривается стандартизация образовательного процесса, при которой технологии обучения ориентированы главным образом на возможности среднего ученика. Используется прямой (императивный) стиль управления учебной деятельностью учащихся. Для моделей образования, построенных на принципах этих парадигм, характерны монологизированное преподавание, недооценка роли инициативы и творчества субъектов образовательного процесса.

 

В настоящее время в отечественном образовании на смену устаревшей учебно-дисциплинарной модели приходит гуманистическая, личностно-развивающая модель, центрирующаяся вокруг подхода к учащимся, как полноправным партнерам, в условиях сотрудничества и отрицающая манипулятивный подход к ним.

2. Личностно-ориентированная (гуманистическая или субъект-субъектная) парадигма.

Главная цель – способствовать развитию способностей человека, развитию его личности, его духовному росту, его нравственности и самосовершенствованию, самореализации. Человек может многого не знать, но важно, чтобы сформировался по-настоящему духовно нравственный человек, способный к саморазвитию и самосовершенствованию; в центре этой парадигмы – человек со всеми своими слабостями и достоинствами.

Сущность гуманистической парадигмы заключается в последовательном отношении учителя (преподавателя) к ученику (студенту) как личности, самостоятельному и ответственному субъекту собственного развития и в тоже время как к субъекту воспитательного воздействия. Основное отличие данной парадигмы от традиционной заключается, прежде всего, в том, что субъект-объектные отношения заменяются на субъект-субъектные (табл. 1).

Субъект-объектной парадигме обучения присущи недостатки, в значительной мере характерные и для высшего образования современной России:

 закономерное отставание темпов преобразования социальной сферы от темпов трансформации экономики - Россия, рыночный статус экономики которой официально признан международным сообществом, по существу сохранила в первозданном виде государственную систему высшего образования, созданную и эффективно работавшую в условиях плановой экономики советского государства.

 

Таблица 1

Сравнительная характеристика традиционалистской и гуманистической парадигм образования Сравниваемые показатели

Парадигма образования

                                        Традиц.

                   Гуманистическая

1 Основная миссия образования

Подготовка подрастающего поколения к жизни и к труду

Обеспечение условий самоопределения и самореализации
2 Аксиологическая основа

Потребности общества и производства

Потребности и интересы личности
3 Цели образования

Формирование личности с заранее заданными свойствами

Развитие личности как субъекта жизнедеятельности и человека культуры
4 Роль знаний, умений и навыков

Цель обучения

Средство развития
5. Содержание образования

Передача ученику готовых образцов знаний, умений и навыков

Созидание человеком образа мира в себе самом посредством активного полагания себя в мир предметной, социальной и духовной культуры
       

 

6. Положение ученика (студента) Объект педагогического воздействия, обучаемый Субъект познавательной деятельности, обучающийся
7. Ролевая позиция учителя (преподавателя) Предметно-ориентированная позиция: источник и контролер знаний Личностно-ориентированная: координатор, консультант, помощник, организатор
8. Отношения обучающего и обучающегося Субъект-объектные, монологические отношения: подражание, имитация, следование образцам. Соперничество преобладает над сотрудничеством. Субъект-субъектные, диалогические отношения – совместная деятельность по достижению целей образования
8. Характер учебно-познавательной деятельности Репродуктивная (ответная) деятельность обучаемого Активная познавательная деятельность обучающегося                                                         

 

2. Компетентностный поход в системе непрерывного профессионального образования.

Он  является ответом на вызовы нестабильности социально-экономического и социально-психологического развития общества.

К основным вызовам следует отнести:

- необходимость сохранения демократического общества;

- мультикультурную ситуацию;

- экономические изменения;

- новые требования к рынку труда.

Выпускник профессионального образовательного учреждения должен быть адаптивен к изменениям различного уровня, что требует режима непрерывного обучения и повышения профессионализма. Выпускник высшего профессионального образовательного учреждения социального профиля должен быстро реагировать на вызовы социума и проявлять социальную активность в решении проблем разного уровня.

Государственный заказ Российского профессионального образования тоже формируется c позиции компетентностного подхода. Профессиональная компетентность рассматривается как интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать различные профессиональные задачи и проблемы, возникающие в ситуации практической деятельности с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта.

Опыт международного сотрудничества кафедры социальной работы, педагогики и психологии Омского государственного университета имени Ф.М.Достоевского в рамках проекта ТЕМПУС позволил нам выделить общие тенденции реализации компетентностного подхода:

- стратегия разработки и реализации образовательных программ строится из контекста социального заказа;

- усилия преподавателей университетов направлены на решение задач профессиональной подготовки специалистов общеевропейского уровня.

Принимая во внимание, что сам термин «подход» рассматривается как идеология и методология решения проблем, раскрывающая основную идею, социально – экономические, психолого – педагогические предпосылки, основные цели, принципы, этапы, механизмы достижения целей, изменения должны касаться всех перечисленных выше компонентов.

Следовательно, главным условием формирования ситуации перехода к компетентностному образованию является создание целостной системы изменений, инноваций, которые имеют свои концептуальные основания, включают все компоненты системы и соответствуют образовательным стандартам нового поколения. Понятие инновации в образовании нами рассматривается как обновление или нововведение, которые направлены на разрешение противоречия между новыми требованиями перед профессиональным образованием и готовностью и возможностями студентов и преподавателей соответствовать этим требованиям.

Таким образом, компетентностный подход в профессиональном образовании характеризуется системностью изменений, как в концептуальных основах, так и в постановках целей, методическом обеспечении образовательного процесса, формах контроля, готовностью преподавателей и студентов эффективно взаимодействовать с учетом перечисленных выше нововведений.

Для осуществления нововведений необходима готовность всех участников образовательного процесса к их принятию и осуществлению.

Следовательно, возникает потребность в исследовании состояния дел и обоснования качественных характеристик нововведений (инноваций) во всех компонентах описанной выше системы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.08 с.)