Кафедра бухгалтерского учёта, финансов и налогообложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра бухгалтерского учёта, финансов и налогообложения



Кафедра бухгалтерского учёта, финансов и налогообложения

                                     

 

И. А. Сергеева

 

 

Программа


государственного итогового междисциплинарного экзамена

для студентов, обучающихся по направлению 38.03.01 «Экономика (бакалавр)»

профиль «Финансы и кредит»

 

МОСКВА – 2016

 

АККРЕДИТОВАННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ – МФЮА»

Кафедра бухгалтерского учета, финансов и налогообложения

                                                      

                                                   УТВЕРЖДАЮ

Ректор

____________  А. Г. Забелин

«___»_____________ 2016 г.

 

И. А. Сергеева

 

 

Программа


государственного итогового междисциплинарного экзамена

для студентов, обучающихся по направлению 38.03.01 «Экономика (бакалавр)»

профиль «Финансы и кредит»

Рассмотрено на заседании Учебно-методического совета

(протокол № ________ от «___» ________ 2016 г.)

 

Одобрено на заседании кафедры

(протокол № 9 от «27» апреля 2016 г.)

 

 

МОСКВА – 2016


УДК 657я73

ББК 65.052(075.8)

С32

 

Рецензенты:

Губернаторова Н. Н., к.э.н., доцент ВАК, доцент кафедры финансов и кредита Калужского филиала Финансового университета при Правительстве РФ

Тронин С. А., к.э.н., доцент ВАК, преподаватель кафедры экономики и финансов Московского финансово-юридического университета МФЮА

 

С32 Сергеева И. А. Программа государственного итогового междисциплинарного экзамена для студентов, обучающихся по направлению 38.03.01 «Экономика (бакалавр)», профиль «Финансы и кредит». – М.: МФЮА, кафедра бухгалтерского учета, финансов и налогообложения, 2016. – 21 с.

 

Программа предназначена для проведения итогового междисциплинарного экзамена студентов, обучающихся по направлению 38.03.01 «Экономика (бакалавр)», профиль «Финансы и кредит».

Программа содержит методические указания по подготовке к государственному итоговому междисциплинарному экзамену; методические указания по проведению государственного итогового междисциплинарного экзамена; критерии оценки знаний при сдаче государственного итогового междисциплинарного экзамена; список информационных ресурсов для подготовки к сдаче итогового междисциплинарного экзамена, глоссарий.

 

УДК 657я73

ББК 65.052(075.8)

 

Сергеева Ирина Александровна

Программа государственного

итогового междисциплинарного экзамена

Компьютерный набор, верстка И. А. Сергеева

Формат 60x90/16. Гарнитура Times New Roman

Усл. п.л. 1,4. Изд. №  32.1.2 – 2016. Тираж ___экз.

Заказ № ______

Отпечатано в МФЮА

©Сергеева Ирина Александровна, 2016

©МФЮА, 2016


СОДЕРЖАНИЕ

Комплекс требований к выпускнику ……………………………………….. 5
   
I. Методические указания по подготовке к государственному итоговому междисциплинарному экзамену …………………………... 8
   
II. Вопросы к итоговой государственной аттестации …………................ 9
   
III. Методические указания по проведению государственного итогового междисциплинарного экзамена ………………………………………... 13
   
IV. Критерии оценки знаний при сдаче государственного итогового междисциплинарного экзамена ………………………………………... 14
   
V. Список информационных ресурсов ……………………………………. 15
   
VI. Глоссарий ………………………………………………………………... 19

 


КОМПЛЕКС ТРЕБОВАНИЙ К ВЫПУСКНИКУ

 Бакалавр экономики по профилю «Финансы и кредит» должен быть подготовлен к профессиональной деятельности в экономических, финансовых, маркетинговых, производственно-экономических и аналитических службах организаций различных отраслей, сфер и форм собственности; финансовых, кредитных и страховых учреждениях; органах государственной и муниципальной власти; академических и ведомственных научно-исследовательских организациях; учреждениях системы высшего и среднего профессионального образования, среднего общего образования, системы дополнительного образования.

Выпускник, освоивший программу бакалавриата должен обладать следующими образовательными компетенциями:

общекультурными:

§ способностью и использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

§ способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);

§ способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);

§ способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4);

§ способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5);

§ способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-6);

§ способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

§ способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);

§ способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9);

общепрофессиональными:

§ способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);

§ способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2);

§ способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ОПК-3);

§ способностью находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность (ОПК-4);

профессиональными:

§ способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

§ способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);

§ способностью выполнять необходимые для составления экономических разделов планов работы, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);

§ способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-4);

§ способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т. д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-5);

§ способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-6);

§ способностью, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-7);

§ способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средств и информационные технологии (ПК-8);

§ способностью организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-9);

§ способностью использовать для решения коммуникативных задач современные технические средств и информационные технологии (ПК-10);

§ способностью критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений, разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-11);

§ способностью использовать в преподавании экономических дисциплин в образовательных учреждениях различного уровня, существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-12);

§ способностью принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-13);

§ способностью рассчитывать показатели проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обеспечивать их исполнение и контроль, составлять бюджетные сметы казенных учреждений и планы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений (ПК-19);

§ способностью вести работу по налоговому планированию в составе бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ПК-20);

§ способностью составлять финансовые планы организации, обеспечивать осуществление финансовых взаимоотношений с организациями, органами государственной власти и местного самоуправления (ПК-21);

§ способностью применять нормы, регулирующие бюджетные, налоговые, валютные отношения в области страховой, банковской деятельности, учета и контроля (ПК-22);

§ способностью участвовать в мероприятиях по организации и проведению финансового контроля в секторе государственного и муниципального управления, принимать меры по реализации выявленных отклонений (ПК-23).

Итоговый междисциплинарный экзамен учитывает требования к выпускнику, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования.

Программа включает разделы:

1. Вопросы по дисциплинам: «Экономика организации», «Деньги, кредит, банки», «Финансы», «Финансы организаций», «Финансовый менеджмент», «Рынок ценных бумаг».

2. Методические указания по подготовке к государственному итоговому междисциплинарному экзамену.

3. Методические указания по проведению государственного итогового междисциплинарного экзамена.

4. Критерии оценки знаний при сдаче государственного итогового междисциплинарного экзамена.

5. Список литературы.

6. Глоссарий.


I. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К

ГОСУДАРСТВЕННОМУ ИТОГОВОМУ

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ ЭКЗАМЕНУ

 

Государственный итоговый междисциплинарный экзамен (МДЭ) является одним из заключительных этапов подготовки бакалавров, проводится согласно графику учебного процесса и имеет целью:

- оценить теоретические знания, практические навыки и умения;

- проверить подготовленность выпускника к профессиональной деятельности.

Программа МДЭ должна содержать ключевые и практически значимые вопросы по дисциплинам общепрофессиональной и специальной подготовки. Программа наряду с требованиями к содержанию отдельных дисциплин должна учитывать общие требования к выпускнику, предусмотренные ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» (программа подготовки бакалавров).

К государственному итоговому междисциплинарному экзамену допускаются лица, завершившие полный курс обучения по основной образовательной программе и успешно прошедшие все предшествующие аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом на момент проведения экзамена.

Выпускник должен обладать глубокими профессиональными знаниями, уметь критически анализировать различные точки зрения по вопросам финансов и финансовой политики, осуществляемой в стране финансовой реформы; уметь изложить собственное мнение, приводя доказательные аргументы. Необходимо не только знать теоретические основы наук и принципы организации финансово-кредитной и налоговой систем страны, но и важнейшие положения законодательства и нормативные акты по государственным и региональным финансам, бюджетной системе, налогам, банкам, предпринимательской деятельности, страхованию.

 

II. ВОПРОСЫ К ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ

 

ГОСУДАРСТВЕННОГО ИТОГОВОГО

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА

 

 

На государственном итоговом междисциплинарном экзамене выпускник должен четко и ясно формулировать ответ на вопрос билета; ответ необходимо проиллюстрировать конкретной практической информацией о финансово-кредитной деятельности хозяйствующих субъектов и государства.

Результат государственного итогового междисциплинарного экзамена по специальности (специализации) определяется дифференцированно оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», которые объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседаний аттестационной комиссии.

ГОСУДАРСТВЕННОГО ИТОГОВОГО

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА

 

 

Эти критерии оценок должны характеризовать уровень теоретических знаний и практических навыков.

Примерный вариант содержательной части критерия оценки знаний.

Оценка «отлично». Ответы на поставленные вопросы в билете излагаются логично, последовательно и не требуют дополнительных пояснений. Полно раскрываются причинно-следственные связи между государственными, политическими и экономическими явлениями и событиями. Делаются обоснованные выводы. Демонстрируются глубокие знания базовых нормативно-правовых актов. Соблюдаются нормы литературной речи. Студент свободно владеет профессиональной терминологией.

Оценка «хорошо». Ответы на поставленные вопросы излагаются систематизировано и последовательно. Базовые нормативно-правовые акты используются, но в недостаточном объеме. Материал излагается уверенно. Раскрыты причинно-следственные связи между государственными, политическими и экономическими явлениями и событиями. Демонстрируется умение анализировать материал, однако не все выводы носят аргументированный и доказательный характер. Соблюдаются нормы литературной речи. Студент испытывает некоторые затруднения в использовании терминологического аппарата.

Оценка «удовлетворительно». Допускаются нарушения в последовательности изложения. Имеются упоминания об отдельных базовых нормативно-правовых актах. Неполно раскрываются причинно-следственные связи между государственными, политическими и экономическими явлениями и событиями. Демонстрируются поверхностные знания вопроса, а имеющиеся практические навыки с трудом позволяют решать конкретные задачи. Имеются затруднения с выводами. Допускаются нарушения норм литературной речи.

Оценка «неудовлетворительно». Материал излагается непоследовательно, сбивчиво, не представляет определенной системы знаний по дисциплине. Не раскрываются причинно-следственные связи между государственными, политическими и экономическими явлениями и событиями. Не проводится анализ. Выводы отсутствуют. Имеются заметные нарушения норм литературной речи.

 

Нормативно-правовые акты

(Все нормативно-правовые акты должны изучаться
в действующей на момент сдачи экзамена редакции)

1) Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ.

2) Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ.

3) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ.

4) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ.

5) Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ.

6) Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

7) Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».

8) Федеральный закон от 30.12. г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

9) Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

10) Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

11) Федеральный закон от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

12) Федеральный закон от 08.05.1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах».

13) Федеральный закон от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

14) Федеральный закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

15) Федеральный закон от 27.06.2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».

16) Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

17) Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

18) Федеральный закон от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

19) ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 06.07.1999 г. № 43н.

20) Приказ Министерства финансов РФ от 02.07.2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

21) Указание Банка России от 11.03.2014 г. № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства».

 

Учебники, монографии, брошюры, учебные пособия:

1) Акимова Е. М. Финансы. Банки. Кредит [Электронный ресурс]: курс лекций / Акимова Е. М., Чибисова Е. Ю. – Электрон. текстовые данные. – М.: Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2015. – 264 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/40575. – ЭБС «IPRbooks».

2) Арзуманова Т. И. Экономика организации [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров / Арзуманова Т. И., Мачабели М. Ш. – Электрон. текстовые данные. – М.: Дашков и К, 2014. – 240 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/17603. – ЭБС «IPRbooks».

3) Белотелова Н. П. Деньги. Кредит. Банки [Электронный ресурс]: учебник / Белотелова Н. П., Белотелова Ж. С. – Электрон. текстовые данные. – М.: Дашков и К, 2014. – 400 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24782. – ЭБС «IPRbooks».

4) Бухгалтерская финансовая отчетность: формирование и анализ показателей: учебное пособие / С. В. Камысовская, Т. В. Захарова. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014.

5) Иванов И. В. Финансовый менеджмент. Стоимостной подход [Электронный ресурс]: учебное пособие / Иванов И. В., Баранов В. В. – Электрон. текстовые данные. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 502 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/41493. – ЭБС «IPRbooks».

6) Калинин Н. В. Деньги. Кредит. Банки [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Калинин Н. В., Матраева Л. В., Денисов В. Н. – Электрон. текстовые данные. – М.: Дашков и К, 2015. – 304 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/35271. – ЭБС «IPRbooks».

7) Карабанова О. В. Экономика организации (предприятия) [Электронный ресурс]: практикум для академического бакалавриата. Задачи и решения / Карабанова О. В. – Электрон. текстовые данные. – М.: Логос, 2015. – 128 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/30549. – ЭБС «IPRbooks».

8) Кириченко Т. В. Финансовый менеджмент [Электронный ресурс]: учебник / Кириченко Т. В.— Электрон. текстовые данные. – М.: Дашков и К, 2014. – 484 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11000. – ЭБС «IPRbooks».

9) Косолапова М. В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Электронный ресурс]: учебник / Косолапова М. В., Свободин В. А. – Электрон. текстовые данные. – М.: Дашков и К, 2014. – 247 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/5248. – ЭБС «IPRbooks».

10) Нешитой А. С. Финансы и кредит [Электронный ресурс]: учебник / Нешитой А. С. – Электрон. текстовые данные. – М.: Дашков и К, 2015. – 576 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11002. – ЭБС «IPRbooks».

11) Подъяблонская Л. М. Актуальные проблемы государственных и муниципальных финансов [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Государственное и муниципальное управление», «Финансы и кредит» / Подъяблонская Л. М., Подъяблонская Е. П. – Электрон. текстовые данные. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 303 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/34446. – ЭБС «IPRbooks».

12) Поляк Г. Б. Финансы бюджетных организаций [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит» / Поляк Г. Б., Андросова Л. Д., Базилевич О. И. – Электрон. текстовые данные. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 463 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12859. – ЭБС «IPRbooks».

13) Ровенских В. А. Бухгалтерская финансовая отчетность [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров / Ровенских В. А., Слабинская И. А. – Электрон. текстовые данные. – М.: Дашков и К, 2014. – 364 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14036. – ЭБС «IPRbooks».

14) Селезнева Н. Н. Финансовый анализ. Управление финансами [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов / Селезнева Н. Н., Ионова А. Ф. – Электрон. текстовые данные. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 639 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12858. – ЭБС «IPRbooks».

15) Стёпочкина Е. А. Финансовое планирование и бюджетирование [Электронный ресурс]: учебное пособие для слушателей программ профессиональной подготовки управленческих кадров / Стёпочкина Е. А.— Электрон. текстовые данные. – Саратов: Вузовское образование, 2015. – 78 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/29361. – ЭБС «IPRbooks».

16) Тютюкина Е. Б. Финансы организаций (предприятий) [Электронный ресурс]: учебник / Тютюкина Е. Б. – Электрон. текстовые данные. – М.: Дашков и К, 2015. – 543 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11003. – ЭБС «IPRbooks».

17) Фридман А. М. Финансы организации (предприятия) [Электронный ресурс]: учебник / Фридман А. М. – Электрон. текстовые данные. – М.: Дашков и К, 2014. – 488 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24841. – ЭБС «IPRbooks».

18) Шаркова А. В. Экономика организации [Электронный ресурс]: практикум для бакалавров / Шаркова А. В., Ахметшина Л. Г. – Электрон. текстовые данные. – М.: Дашков и К, 2014. – 120 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/35331. – ЭБС «IPRbooks».

19) Щегорцов В. А. Мировая экономика. Мировая финансовая система. Международный финансовый контроль [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям 060600 «Мировая экономика» и 060400 «Финансы и кредит» / Щегорцов В. А., Таран В. А. – Электрон. текстовые данные. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 528 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12861. – ЭБС «IPRbooks».

 

Интернет-ресурсы и базы данных:

1) www.cfin.ru – Портал «Корпоративный менеджмент».

2) www.finman.ru — Финансовый менеджмент, журнал.

3) www.gks.ru – Официальный сайт Росстата РФ.

4) www.consultant.ru – Справочная правовая система «Консультант Плюс».

5) www.garant.ru – Справочная правовая система «Гарант».

6) http:// www.minfin.ru – Официальный сайт Миинстерства финансов РФ.

7) http://www.government.ru – Официальный сайт Правительства РФ.

8) http://ru.wikipedia.org/ - свободная энциклопедия.

9) www.nalog.ru – Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ.

10) www.cbr.ru – Официальный сайт Центрального банка РФ.

 


VI. ГЛОССАРИЙ

Акция – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права её владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации, пропорционально количеству акций, находящихся в собственности у владельца.

Амортизация – процесс переноса стоимости основных средств на стоимость произведенной и проданной конечной продукции по мере их износа, как материального, так и морального.

Банк – финансово-кредитная организация, производящая разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающая финансовые услуги правительству, юридическим и физическим лицам.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность – информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными законодательством.

Бухгалтерский баланс – способ группировки и обобщенного отражения в денежном выражении состояния средств предприятия по их видам и источникам образования на определенную дату.

Бухгалтерский учет – формирование документированной систематизированной информации обо всех видах имущества, капитала и обязательство организации, а также ее доходах и расходах, в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Государственный бюджет – важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Государственный внебюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Денежная масса – совокупность наличных денег, находящихся в обращении, и остатков безналичных средств на счетах, которыми располагают физические, юридические лица и государство.

Деньги – специфический товар максимальной ликвидности, который воплощает в себе несколько свойств: является инструментом обмена для товаров или услуг, служит универсальным эквивалентом стоимости других товаров и услуг, а также является удостоверением общественного характера частного труда товаропроизводителя.

Доходы организации – увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Инфляция – обесценивание денег в результате переполнения каналов товарного обращения денежной массой.

Кредит общественные отношения, устанавливаемые между кредитной организацией и заемщиком по поводу передачи денежных средств от кредитора заемщику в виде ссуды на условиях срочности, платности и возвратности.

Налог – обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Несостоятельность (банкротство) – признанная уполномоченным государственным органом неспособность должника (гражданина, организации, или государства) удовлетворить в полном объёме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных государственных платежей.

Облигация – эмиссионная долговая ценная бумага, владелец которой имеет право получить от лица её выпустившего (эмитента облигации) в оговорённый срок её номинальную стоимость деньгами или в виде иного имущественного эквивалента. Также облигация может предусматривать право владельца (держателя) на получение процента (купона) от её номинальной стоимости либо иные имущественные права.

Оборотные средства – средства, используемые предприятием для осуществления своей постоянной деятельности, оборотные средства включают в себя производственные запасы предприятия, незавершенное производство, запасы готовой и отгруженной продукции, дебиторскую задолженность, а также наличные деньги в кассе и денежные средства на счетах предприятия.

Оплата труда – система отношений, связанных с обеспе­чением работодателем выплат работникам за их труд в соответ­ствии с законодательством, коллективными договорами, со­глашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Основные средства – часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо для управления организации в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев.

Прибыль – разница между доходами и расходами предприятия за определенный период.

Расходы организации – уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и/или возникновение обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению учредителей.

Рентабельность – относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность предприятия комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных и др. ресурсов. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам или потокам, её формирующим.

Рынок ценных бумаг, фондовый рынок – совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участниками.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий.

Уставный капитал – сумма средств, первоначально инвестированных собственниками для обеспечения уставной деятельности организации.

Финансовый рынок – система отношений, возникающая в процессе обмена экономических благ с использованием денег в качестве актива-посредника.

Финансы – совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Экономический анализ – способ познания хозяйственных процессов экономического субъекта, основанный на разложении целого на составные элементы и изучении последних в их взаимосвязи и взаимозависимости путем синтеза, т.е. объединения выделенных ранее частей объекта.

Юридическое лицо – организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Кафедра бухгалтерского учёта, финансов и налогообложения

                                     

 

И. А. Сергеева

 

 

Программа


государственного итогового междисциплинарного экзамена

для студентов, обучающихся по направлению 38.03.01 «Экономика (бакалавр)»

профиль «Финансы и кредит»

 

МОСКВА – 2016

 

АККРЕДИТОВАННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ – МФЮА»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.227.194 (0.109 с.)