Тема 13. Представления и воображения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 13. Представления и воображения.



Представление – это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего прошлого опыта. Первичную информацию об окружающем мире мы получаем с помощью ощущения и восприятия. Но мы можем вызвать образ воспринятого ранее предмета и спустя длительное время, в отсутствие воздействия предмета на органы чувств. Такой образ называется вторичным образом, или представлением. Как и восприятия, представления наглядны. Образы представления отличаются от образов восприятия меньшей яркостью, фрагментарностью, неустойчивостью, обобщенностью. Представления являются образами памяти в том случае, если в образе воспроизводится прежде воспринятое и если отношение образа к прошлому опыту осознается субъектом. Если представление преобразует результаты прошлого опыта, оно является образом воображения. Воображение – это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Процесс воображения протекает в неразрывной связи с процессами памяти и мышления. Образы воображения формируются на основе прошлого опыта. Создание образов воображения проходит два основных этапа. На первом этапе происходит анализ впечатлений и абстрагирование объекта. На втором этапе с абстрагированными образами производятся операции синтеза, который может осуществляться в различных формах: в форме агглютинации, схематизации, акцентирования.

Р. С. Немов выделяет следующие функции воображения: активизация наглядно-образного мышления, регулирование эмоциональных состояний, произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, формирование внутреннего плана действия, планирование и программирование деятельности, управление физиологическими состояниями.

Таким образом, воображение играет важную роль в регуляции процессов организма и поведения человека. Процессы воображения могут различаться по степени произвольности.

Непроизвольное, непреднамеренное воображение проявляется во сне или полудреме.

Произвольное, преднамеренное воображение разделяется на воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.

По степени активности воображение может быть активным и пассивным. К пассивным формам воображения относят сновидения, галлюцинации, грезы. Активное воображение имеет большое значение для творчества.

 

Тема 14. Мышление.

Мышление – процесс опосредованного и обобщенного отражения объективной действительности, составляющий высшую ступень человеческого познания. Исходной основой познания являются ощущение и восприятие, мышление переходит их границы и позволяет человеку получать знания о таких свойствах и отношениях действительности, которые не могут быть восприняты органами чувств. Мышление связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности. Как всякий психический процесс, мышление является функцией мозга. Однако мышление человека не существует вне общества, вне языка, оно неразрывно связано с речью. 

Способность человека к мышлению – интеллект – важнейшая характеристика человека, отличающая его от других биологических видов. Человек – это человек разумный. Благодаря своему мышлению и интеллекту человек занял доминирующее положение на Земле. Но определенные способности к мышлению есть и у высокоразвитых животных. Нужно различать разные виды мышления. Чаще всего мышление делят на теоретическое и практическое. Теоретическое мышление свойственно только человеку. По форме мышление делят на наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактно-логическое. Эти виды мышления можно рассматривать и как последовательные стадии онтогенетического развития мышления. По степени развернутости мышление может быть дискурсивным и интуитивным. Выделяют также репродуктивное и продуктивное мышление.

Мышление исследует не только психология, но и логика. Психология изучает скорее процесс мышления, логика – его формы. Основными логическими формами мышления являются понятия, суждения и умозаключения. Процесс мышления осуществляется с помощью умственных действий и операций. К основным видам умственных операций относятся: сравнение, анализ и синтез, абстракция, конкретизация, обобщение. Индивидуальные особенности мышления являются важной характеристикой личности. Индивидуальные различия наблюдаются в уровне интеллекта и в уровне выраженности таких качеств мышления, как самостоятельность мышления, его гибкость и быстрота мысли.

 

Тема 15. Речь.

Речь – это процесс общения людей посредством языка. Язык является средством речевого общения и интеллектуальной деятельности человека. Язык и речь составляют одно целое, но в психологии принято разделять эти понятия. Язык – явление национальное, речь – общечеловеческое, и в то же время индивидуальное. Язык как средство речевого общения изучается лингвистикой, а речь как процесс речевого общения изучается психологией. Основное предназначение языка заключается в том, что он обеспечивает закрепление за каждым словом определенного значения. Кроме содержания, передаваемого посредством словесных значений, в речи выражается и эмоциональное отношение человека к тому, что он говорит. В речи также часто содержится смысловой подтекст. Язык и речь носят общественно-исторический характер, они возникли в процессе совместной трудовой деятельности людей в связи с потребностью в общении. Две важнейшие функции речи – служить средством общения и орудием интеллектуальной деятельности человека – приводят к тому, что одни психологи рассматривают речь как познавательный процесс, другие как коммуникативный, помещая в раздел «общение и речь».

Речь человека многообразна и имеет разные формы. Выделяют два основных вида речи: устную и письменную. Устная речь может иметь форму диалога или монолога. При этом она может быть активной или пассивной. Различают также речь внешнюю и внутреннюю.

Внутренняя речь отличается от внешней не только тем, что она беззвучна, она отлична по своей функции. Она становится, прежде всего, формой внутренней работы мысли. Между речью и мышлением существует единство, в котором ведущим является мышление. Благодаря своей выразительной функции речь обладает значительным психодиагностическим потенциалом. По речи человека можно многое узнать о нем. При этом можно исследовать формально-динамические характеристики речи – темп, громкость, интонацию, рассматривая их как проявления темперамента и характера. Также исследуют содержательные характеристики речи, подвергая тексты контент-анализу и делая на основе этого метода выводы о тревожности, враждебности и других личностных качествах.

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА – I часть

Написать определения понятий (слов) чёрным цветом



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.1.136 (0.005 с.)