Тема 1. Предмет и задачи психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предмет и задачи психологии.



Дисциплина «Общая и экспериментальная психология»

 

ТЕОРИЯ - I часть

Целью освоения дисциплины «Общая и экспериментальная психология» является освоение общетеоретических понятий психологии и применение педагогических знаний в научно-исследовательской и педагогической деятельности бакалавра педагогического образования.

Основными задачами освоения учебной дисциплины являются:

· изучить психологические особенности человека на различных этапах онтогенеза и их влияние на процесс обучения и воспитания;

· ознакомить студентов с основными методами психологии и этическими принципами проведения исследований человека;

· содействовать развитию рефлексивных процессов, способствующих формированию субъектной позиции бакалавра психолого-педагогического образования.

 

Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)

Тема 1. Предмет и задачи психологии.

Психологическая наука - сложная область знаний о внутреннем мире человеческой личности. Предметом психологии является механизм и закономерности психики как определенной реальности, поведение человека, реализующего и отражающего эти закономерности.

Психологическое познание столь же древне, как и сам человек. Великие цивилизации, сложившиеся за несколько тысячелетий до нашей эры, оставили нам прекрасные подтверждения стремлениям и потребностям человека познать себя и окружающий мир.

Считалось, к примеру, что боги «создали зрение, слух ушей, дыхание носа, дабы давали они сообщение сердцу». Что касается сердца, то оно «всякому сознанию дает восходить». Иначе говоря, уже в древности существовала идея о том, что условием «всякого сознания» является деятельность центрального телесного органа. Через несколько тысячелетий великий русский физиолог И.М. Сеченов в «Рефлексах головного мозга» (1863) отметил, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по своему происхождению суть рефлексы». Это положение стало психологической парадигмой понимания сути психики, психологическим предметом изучения живой материи через ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, речевую деятельность, внимание, способности, темперамент и характер, эмоции и чувства, волевые побуждения, интерперсональные и трансперсональные связи.

Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества.

Основная задача психологии - изучение механизмов, закономерностей и качественных особенностей развития и проявления психических процессов, состояний, свойств как отражательной деятельности мозга, изучение природы и условий формирования психических особенностей личности, личности, которую П. Тейяр де Шарден, автор уникального исследования «Феномен человека», назвал «думающей материей, осознающей свою эволюцию».

Знание основ психологической науки помогает перенести интегральный психологический опыт людей на поведение отдельного человека, позволяет успешно решать практические вопросы в самых различных областях человеческой деятельности.

 

Тема 2. Методы психологии

Методы психологического исследования позволяют изучить психологические особенности личности путем оценки ее развития в перцептивной, когнитивной, эмоциональной и социальной сферах.

Своеобразие психологической науки определяется сложностью и специфичностью проявления психики. В связи с предметом изучения каждый метод имеет свою специфику, значимость, эффективность, преимущество и недостаток.

В психологии различают основные и вспомогательные методы (С. Л. Рубинштейн).

Тема 5. Темперамент.

Ни один процесс психики, ни одно его психическое свойство так не характеризуют наш поведенческий облик, как темперамент. Свойства темперамента, определяя динамическую сторону личности, наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Основными компонентами темперамента являются:

· общая психологическая активность;

· моторика;

· эмоциональность;

· чувственный тон.

От темперамента зависят скорость возникновения психических процессов и их устойчивость, темп и ритм деятельности и поведения, интенсивность психических процессов, речевая деятельность, ее ритм, темп. Наши чувства, переживания органично взаимосвязаны с проявлением всех свойств темперамента. Мимика, жестикуляция, акты и действия невербальной коммуникации, походка, моторика всегда на себе несут печать того или иного типа темперамента.

В истории учения о темпераменте свойства темперамента с самого начала характеризовались как групповые, "типологические" особенности. Иначе говоря, понятие о темпераменте связывалось с представлением о типах темпераментов, о свойствах, по которым одни группы людей отличаются от других.

В традиционной классификации темперамента:

· у Канта и Вундта, такими свойствами были скорость и сила эмоциональных реакций;

· у современного американского психолога Диамонда - уровень активности и преобладающий чувственный тон;

· у английского психолога Г. Айзенка - экстраверсия - интроверсия и нейротизм - эмоциональная стабильность;

· у отечественных психологов, - эмоциональная возбудимость (например, у Н.Д. Левитова);

· общая психическая активность, в особенности двигательная, и эмоциональная (в работах В.Д. Небылицина).

Сходство, заметное в этих классификациях, показывает, что выделяемые психологические характеристики образуют особую, более или менее однозначно определяемую группу свойств индивида. Более полный перечень свойств темперамента дает B.C.Мерлин: сензитивность, реактивность, активность, соотношение реактивности и активности, темп реакций, пластичность и ригидность, экстравертированность и интровертированность, эмоциональная возбудимость (см. словарь психологических терминов). Этот перечень выделяет особую группу свойств в личности, отличных как от способностей, так и особенностей мотивации. По конкретному психологическому содержанию эти свойства весьма различны.

Можно схематично характеризовать «чистые» типы темперамента следующим образом:

· сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства у сангвиника легко возникают и сменяются. Мимика богатая, подвижная, выразительная. При отсутствии серьезных идей, целей, глубоких мыслей, творческой деятельности у сангвиника вырабатывается поверхностность и непостоянство;

· холерик отличается повышенной возбудимостью, большой эмоциональностью, порывистостью, импульсивностью. Холерический темперамент в значительной мере зависит от направленности личности людей с общественными интересами, он проявляется в инициативности, энергичности, принципиальности. Там, где нет богатства духовной жизни, холерический темперамент часто проявляется отрицательно в раздражительности, аффективности;

· флегматик обычно ровен, спокоен, редко "выходит из себя", не склонен к аффектам. В зависимости от условий в одних случаях у флегматика могут возникнуть положительные черты: выдержка, глубина мыслей и т.д.; в других— вялость и безучастность к окружающему, лень, безволие. Флегматик медленно вырабатывает новые формы поведения, но они являются устойчивыми;

· меланхолик трудно сосредоточивается на чем-либо, его реакция часто не соответствует силе раздражителя. Сильные воздействия вызывают у него продолжительную тормозную реакцию. При нормальных условиях меланхолик глубокий, содержательный. При неблагоприятных — может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного человека.

 

Тема 6. Характер

Характер - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности. Это особенности, которые выражают отношение человека к окружающему миру, другим людям, себе самому и закрепляются в типичных, привычных для него способах поведения.

Характер формируется на основе темперамента, но чертой характера может считаться любая черта личности, если она достаточно ярко выражена и систематически проявляется в различных видах деятельности. Характер не является простой совокупностью изолированных черт; различные свойства характера взаимосвязаны и взаимозависимы. Закономерные связи и взаимосвязи между отдельными чертами характера выражают его структурность. Структурность характера позволяет, зная ту или иную черту, предполагать у человека наличие ряда других, связанных с нею черт. Структурность характера выражается, кроме того, в определенной иерархичности его черт. Это значит, что среди черт характера некоторые являются основными, определяющими, другие - второстепенными, менее существенными. Ведущие черты в той или иной степени подчиняют себе второстепенные, обусловливая их проявление или непроявление в различных областях.

Характер формируется под влиянием жизненных воздействий и воспитания; вместе с тем он связан с природным типом высшей нервной деятельности. Тип нервной деятельности не предопределяет ни отдельных свойств характера, ни характера в целом, но обеспечивает различные условия для формирования систем временных нервных связей (динамических стереотипов), образующихся в коре головного мозга под воздействием окружающей среды и преломляющихся через соответствующие достижения психического развития субъекта. Человек реагирует на воздействие окружающей среды на основе "сплава" (И.П. Павлов) из прирожденных свойств нервной системы и тех изменений и приобретений в ней, которые возникают в процессе его жизнедеятельности.

В истории науки известны попытки объяснения характера различных людей в зависимости от строения и очертания их лица (физиогномика), от формы кисти рук и складок кожи ладоней (хиромантия), от цвета глаз и волос (иридопсихология), от почерка (психографология) и т.д.

Широкое распространение получили так называемые конституционные теории, связывающие особенности характера личности с его внешним видом (Ч. Ломброзо, Э. Кречмер, У. Шелдон).

 

 

Тема 7. Способности

Большой вклад в разработку теории способностей внес Б.М. Теплов. Им показано, что способности проявляются в динамике приобретения и формирования знаний, умений и навыков в условиях конкретной деятельности. От способностей зависят качество выполнения деятельности, ее успешность и уровень достижения целей деятельности. Прежде чем дать определение понятию «способности», рассмотрим основные признаки этого понятия. Б.М. Тепловым выделено 3 основных его признака

Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Эти способности имеют психологическую природу и варьируются от одного индивида к другому.

Во-вторых, способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо конкретной деятельности.

В-третьих, понятие «способности» не сводимы к психологическим образованиям (знаниям, умениям, навыкам), которые выработаны у данного конкретного человека.

Исходя из вышеперечисленных признаков, можно дать следующее определение понятию «способности».

Способности – это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности личности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, а лишь ускоряют их приобретение.

Исходя из этого определения, можно выяснить общее правило, применимое к сущности развития человеческих способностей. Способность обнаруживается только в деятельности и только в такой, которая не может осуществляться без наличия этой способности.

Способности – это результат сложной взаимосвязи природных задатков, исторических, социальных и индивидуальных условий среды, в которой формируется личность

Недостаток, слабое развитие какой-либо одной частной способности могут быть компенсированы (возмещены) за счет усиленного развития других. Это свойство компенсации способностей дает довольно широкие возможности для овладения различными видам деятельности, выбора профессии. Отсутствие отдельной частной способности можно компенсировать также упорным трудом, настойчивостью, напряжением сил.

Способности различаются по направленности, качественным и количественным характеристикам и по уровню. Уровень и степень развития способностей личности различают не по характеристике самих способностей, а по характеристике продуктов деятельности.

 

 

Тема 8. Воля

Воля - способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов. Это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. В качестве основных функций воли выделяют:

· выбор мотивов и целей;

· регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации;

· организацию психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему;

· мобилизацию физических и психических возможностей в ситуации преодоления препятствий при достижении поставленных целей.

Возможность произвольно регулировать действия и психические процессы, подчиняя их своим сознательным решениям, также объясняется наличием воли, как и проявление в действиях человека таких качеств, как настойчивость, решительность, выдержка, смелость и т. д.

Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с мотивами, познавательными и эмоциональными процессами.

Волевые свойства (качества) личности представляют собой устойчивые психические образования.

Волевая активность имеет сложную психологическую структуру и включает отношение к внешним воздействиям, мотивацию, сознательную саморегуляцию.

В волевой активности мотивы выполняют двоякую функцию - направляющую и побудительную,

Волевое действие может быть реализовано в более простых и более сложных формах.

В простом волевом акте побуждение к действию переходит в самодействие почти автоматически. Для сложного волевого акта существенно то, что действию предшествует учет его последствий, осознание мотивов, принятие решения, возникновение намерения его осуществить, составление плана для его осуществления.

Нервные центры управления произвольными движениями сосредоточены в двигательном участке коры больших полушарий, расположенном в области передней центральной извилины головного мозга.

 

 

Тема 9. Эмоции и чувства.

Познавая действительность, человек так или иначе относится к предметам и явлениям, окружающим его: к вещам, событиям, к другим людям, к своей личности. Одни явления действительности радуют его, другие печалят, одни вызывают восхищение, другие возмущают и т.д. Радость, печаль, восхищение, возмущение, гнев и др. - все это различные виды субъективного отношения человека к действительности, переживания им того, что на него воздействует. Чувства - это своеобразно выраженное и переживаемое человеком отношение к действительности, к окружающему миру.

Чувства человека носят социальный характер. В их основе лежат потребности, возникающие в процессе общественного развития. Круг потребностей человека широк и разнообразен. А это, в свою очередь, вызывает многообразие его чувств.

В зависимости от направленности чувства делятся на:

· моральные (переживания человеком его отношения к другим людям, к обществу);

· интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью);

· эстетические (чувства красоты, особенно ярко проявляющиеся при восприятии произведений искусства, явлений природы, событий общественной жизни);

· праксические (чувства, связанные с деятельностью человека).

 

При удовлетворении сложных социальных потребностей у человека возникают высшие чувства.

При удовлетворении органических потребностей возникают низшие чувства (эмоции).

Говоря о переживаниях человека, употребляют два термина - «чувства» и «эмоции». В широком смысле слова - это синонимы. В узком - под эмоциями понимают переживания отношений, возникшие в данный момент. Эмоции обычно носят ситуативный характер и выражают оценку личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека в данный момент. У человека они проявляются в разнообразных эмоциональных состояниях.

Эмоциональные состояния, возникшие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность человека. Первые называются стеническими, вторые - астеническими.

Состояния, характеризующиеся максимальной мобилизацией всех сил, напряжением, называются стрессовыми.

Эмоции существенно влияют на ход деятельности человека. Как форма проявления личности, они выступают в качестве внутренних побуждений к деятельности и обусловливают ее динамику.

Чувства и эмоции играют чрезвычайно важную роль в деятельности и во всем поведении человека.

Возникновение и проявление чувств связано со сложной комплексной работой коры, подкорки и вегетативной нервной системы (Гамезо М.В., Домашенко И.А.,1986).

 

 

Тема 11. Внимание.

По поводу внимания среди психологов нет единого мнения. Некоторые авторы утверждают, что внимание не может рассматриваться как самостоятельное психическое явление, поскольку оно не имеет собственного продукта и присутствует в любом другом психическом процессе. Существуют разногласия и по поводу того, к какому классу психических явлений следует отнести внимание. Одни считают, что внимание – это познавательный психический процесс, другие связывают его с волей и деятельностью. В то же время в повседневной жизни внимание очень важно и может быть описано как сосредоточенность на чем-либо определенном. Внимание можно определить как «избирательную направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность» (С.Л. Рубинштейн).

Внимание выполняет следующие функции: активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует целенаправленному, организованному отбору поступающей информации, обеспечивает длительную сосредоточенность активности на одном и том же объекте.  

Внимание делится на непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

 Непроизвольное внимание обусловлено как физическими характеристиками стимула, так и значимостью стимула для человека. Если направленность и сосредоточенность внимания связаны с сознательно поставленной целью, то говорят о произвольном внимании. Если в ходе сознательно выполняемой деятельности для личности интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат, Н.Ф. Добрынин говорит о послепроизвольном внимании.

К числу основных свойств внимания относят его устойчивость, объем, концентрацию, переключаемость, распределение и отвлекаемость.

Устойчивость – это длительное привлечение внимания к одному и тому же объекту.

Под объемом внимания понимается то количество объектов, которые могут быть отчетливо восприняты в относительно короткий период времени.

Под концентрацией понимается степень или интенсивность сосредоточенности внимания.

Под распределением внимания понимают способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно.

Переключаемость означает сознательное перемещение внимания с одного объекта на другой и определяется скоростью перехода от одного вида деятельности к другому.

Отвлекаемость внимания – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Отвлекаемость может привести к дефектам внимания, таким как ослабленность внимания, рассеянность, дефицит внимания.

      

 

Тема 12. Память.

Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности. Память связывает прошлое субъекта с настоящим и будущим и обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Память включает в себя процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания информации. Одной из первых психологических теорий памяти была ассоциативная теория. Память в этой теории понималась как сложная система кратковременных и долговременных ассоциаций по смежности, сходству и контрасту. В русле этой теории немецкий психолог Г.Эббингауз в 19 веке проводил экспериментальные исследования и открыл законы памяти, не потерявшие научного значения и сегодня. В конце 19 века на смену ассоциативной теории памяти пришла гештальттеория. По мнению сторонников этой теории, процессы памяти определяются формированием целостной организации – гештальта. В экспериментальных исследованиях, проводимых с позиций гештальтпсихологии, также было получено много интересных фактов, например, эффект Зейгарник. Представители бихевиоризма по своим взглядам на процессы памяти оказались очень близки к ассоцианистам. При этом они подчеркивали роль подкрепления в запоминании материала. Заслугой представителей психоанализа является то, что они выявили роль эмоций, мотивов и потребностей в запоминании и забывании, ввели понятие вытеснения как мотивированного забывания. В начале 20 века возникла смысловая теория памяти, представители которой доказали, что на первый план при запоминании и воспроизведении выступает смысловое содержание материала. В советской психологии память исследовалась преимущественно в рамках деятельностного подхода, где были раскрыты законы памяти как осмысленной человеческой деятельности, в которой продуктивность запоминания зависит от поставленной задачи и места материала в структуре деятельности. С середины 20 века в. память активно исследуется в когнитивной психологии, где она рассматривается с точки зрения процессов приема, переработки и хранения информации в самом совершенном «компьютере» – человеческом мозге. Представителями когнитивного подхода были выделены сенсорная, кратковременная, долговременная и оперативная память, разработаны модели, в которых функционирование памяти описывается в терминах регистров, блоков, уровней переработки и кодов информации.

Тема 14. Мышление.

Мышление – процесс опосредованного и обобщенного отражения объективной действительности, составляющий высшую ступень человеческого познания. Исходной основой познания являются ощущение и восприятие, мышление переходит их границы и позволяет человеку получать знания о таких свойствах и отношениях действительности, которые не могут быть восприняты органами чувств. Мышление связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности. Как всякий психический процесс, мышление является функцией мозга. Однако мышление человека не существует вне общества, вне языка, оно неразрывно связано с речью. 

Способность человека к мышлению – интеллект – важнейшая характеристика человека, отличающая его от других биологических видов. Человек – это человек разумный. Благодаря своему мышлению и интеллекту человек занял доминирующее положение на Земле. Но определенные способности к мышлению есть и у высокоразвитых животных. Нужно различать разные виды мышления. Чаще всего мышление делят на теоретическое и практическое. Теоретическое мышление свойственно только человеку. По форме мышление делят на наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактно-логическое. Эти виды мышления можно рассматривать и как последовательные стадии онтогенетического развития мышления. По степени развернутости мышление может быть дискурсивным и интуитивным. Выделяют также репродуктивное и продуктивное мышление.

Мышление исследует не только психология, но и логика. Психология изучает скорее процесс мышления, логика – его формы. Основными логическими формами мышления являются понятия, суждения и умозаключения. Процесс мышления осуществляется с помощью умственных действий и операций. К основным видам умственных операций относятся: сравнение, анализ и синтез, абстракция, конкретизация, обобщение. Индивидуальные особенности мышления являются важной характеристикой личности. Индивидуальные различия наблюдаются в уровне интеллекта и в уровне выраженности таких качеств мышления, как самостоятельность мышления, его гибкость и быстрота мысли.

 

Тема 15. Речь.

Речь – это процесс общения людей посредством языка. Язык является средством речевого общения и интеллектуальной деятельности человека. Язык и речь составляют одно целое, но в психологии принято разделять эти понятия. Язык – явление национальное, речь – общечеловеческое, и в то же время индивидуальное. Язык как средство речевого общения изучается лингвистикой, а речь как процесс речевого общения изучается психологией. Основное предназначение языка заключается в том, что он обеспечивает закрепление за каждым словом определенного значения. Кроме содержания, передаваемого посредством словесных значений, в речи выражается и эмоциональное отношение человека к тому, что он говорит. В речи также часто содержится смысловой подтекст. Язык и речь носят общественно-исторический характер, они возникли в процессе совместной трудовой деятельности людей в связи с потребностью в общении. Две важнейшие функции речи – служить средством общения и орудием интеллектуальной деятельности человека – приводят к тому, что одни психологи рассматривают речь как познавательный процесс, другие как коммуникативный, помещая в раздел «общение и речь».

Речь человека многообразна и имеет разные формы. Выделяют два основных вида речи: устную и письменную. Устная речь может иметь форму диалога или монолога. При этом она может быть активной или пассивной. Различают также речь внешнюю и внутреннюю.

Внутренняя речь отличается от внешней не только тем, что она беззвучна, она отлична по своей функции. Она становится, прежде всего, формой внутренней работы мысли. Между речью и мышлением существует единство, в котором ведущим является мышление. Благодаря своей выразительной функции речь обладает значительным психодиагностическим потенциалом. По речи человека можно многое узнать о нем. При этом можно исследовать формально-динамические характеристики речи – темп, громкость, интонацию, рассматривая их как проявления темперамента и характера. Также исследуют содержательные характеристики речи, подвергая тексты контент-анализу и делая на основе этого метода выводы о тревожности, враждебности и других личностных качествах.

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА – I часть

Написать определения понятий (слов) чёрным цветом

Дисциплина «Общая и экспериментальная психология»

 

ТЕОРИЯ - I часть

Целью освоения дисциплины «Общая и экспериментальная психология» является освоение общетеоретических понятий психологии и применение педагогических знаний в научно-исследовательской и педагогической деятельности бакалавра педагогического образования.

Основными задачами освоения учебной дисциплины являются:

· изучить психологические особенности человека на различных этапах онтогенеза и их влияние на процесс обучения и воспитания;

· ознакомить студентов с основными методами психологии и этическими принципами проведения исследований человека;

· содействовать развитию рефлексивных процессов, способствующих формированию субъектной позиции бакалавра психолого-педагогического образования.

 

Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)

Тема 1. Предмет и задачи психологии.

Психологическая наука - сложная область знаний о внутреннем мире человеческой личности. Предметом психологии является механизм и закономерности психики как определенной реальности, поведение человека, реализующего и отражающего эти закономерности.

Психологическое познание столь же древне, как и сам человек. Великие цивилизации, сложившиеся за несколько тысячелетий до нашей эры, оставили нам прекрасные подтверждения стремлениям и потребностям человека познать себя и окружающий мир.

Считалось, к примеру, что боги «создали зрение, слух ушей, дыхание носа, дабы давали они сообщение сердцу». Что касается сердца, то оно «всякому сознанию дает восходить». Иначе говоря, уже в древности существовала идея о том, что условием «всякого сознания» является деятельность центрального телесного органа. Через несколько тысячелетий великий русский физиолог И.М. Сеченов в «Рефлексах головного мозга» (1863) отметил, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по своему происхождению суть рефлексы». Это положение стало психологической парадигмой понимания сути психики, психологическим предметом изучения живой материи через ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, речевую деятельность, внимание, способности, темперамент и характер, эмоции и чувства, волевые побуждения, интерперсональные и трансперсональные связи.

Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества.

Основная задача психологии - изучение механизмов, закономерностей и качественных особенностей развития и проявления психических процессов, состояний, свойств как отражательной деятельности мозга, изучение природы и условий формирования психических особенностей личности, личности, которую П. Тейяр де Шарден, автор уникального исследования «Феномен человека», назвал «думающей материей, осознающей свою эволюцию».

Знание основ психологической науки помогает перенести интегральный психологический опыт людей на поведение отдельного человека, позволяет успешно решать практические вопросы в самых различных областях человеческой деятельности.

 

Тема 2. Методы психологии

Методы психологического исследования позволяют изучить психологические особенности личности путем оценки ее развития в перцептивной, когнитивной, эмоциональной и социальной сферах.

Своеобразие психологической науки определяется сложностью и специфичностью проявления психики. В связи с предметом изучения каждый метод имеет свою специфику, значимость, эффективность, преимущество и недостаток.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.069 с.)