Тема 4. Личность, ее структура и проявления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Личность, ее структура и проявления.



Личность в психологии определяется

1) как системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении;

2) как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. Индивидом называется человек как представитель вида, продукт филогенетического и онотогенетического развития. Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития:

1) биологические, генетически заданные предпосылки;

2) наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует. Ребенок, не взаимодействующий с социальной средой, еще не человек в собственном смысле слова, а, по выражению А. Пьерона, только «кандидат в человеки».

Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру.

Подойти к задаче характеристики личности можно двояким образом:

- с точки зрения ее структуры;

- с точки зрения ее взаимодействия с окружающими, общения с другими людьми.

 

Тема 5. Темперамент.

Ни один процесс психики, ни одно его психическое свойство так не характеризуют наш поведенческий облик, как темперамент. Свойства темперамента, определяя динамическую сторону личности, наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Основными компонентами темперамента являются:

· общая психологическая активность;

· моторика;

· эмоциональность;

· чувственный тон.

От темперамента зависят скорость возникновения психических процессов и их устойчивость, темп и ритм деятельности и поведения, интенсивность психических процессов, речевая деятельность, ее ритм, темп. Наши чувства, переживания органично взаимосвязаны с проявлением всех свойств темперамента. Мимика, жестикуляция, акты и действия невербальной коммуникации, походка, моторика всегда на себе несут печать того или иного типа темперамента.

В истории учения о темпераменте свойства темперамента с самого начала характеризовались как групповые, "типологические" особенности. Иначе говоря, понятие о темпераменте связывалось с представлением о типах темпераментов, о свойствах, по которым одни группы людей отличаются от других.

В традиционной классификации темперамента:

· у Канта и Вундта, такими свойствами были скорость и сила эмоциональных реакций;

· у современного американского психолога Диамонда - уровень активности и преобладающий чувственный тон;

· у английского психолога Г. Айзенка - экстраверсия - интроверсия и нейротизм - эмоциональная стабильность;

· у отечественных психологов, - эмоциональная возбудимость (например, у Н.Д. Левитова);

· общая психическая активность, в особенности двигательная, и эмоциональная (в работах В.Д. Небылицина).

Сходство, заметное в этих классификациях, показывает, что выделяемые психологические характеристики образуют особую, более или менее однозначно определяемую группу свойств индивида. Более полный перечень свойств темперамента дает B.C.Мерлин: сензитивность, реактивность, активность, соотношение реактивности и активности, темп реакций, пластичность и ригидность, экстравертированность и интровертированность, эмоциональная возбудимость (см. словарь психологических терминов). Этот перечень выделяет особую группу свойств в личности, отличных как от способностей, так и особенностей мотивации. По конкретному психологическому содержанию эти свойства весьма различны.

Можно схематично характеризовать «чистые» типы темперамента следующим образом:

· сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства у сангвиника легко возникают и сменяются. Мимика богатая, подвижная, выразительная. При отсутствии серьезных идей, целей, глубоких мыслей, творческой деятельности у сангвиника вырабатывается поверхностность и непостоянство;

· холерик отличается повышенной возбудимостью, большой эмоциональностью, порывистостью, импульсивностью. Холерический темперамент в значительной мере зависит от направленности личности людей с общественными интересами, он проявляется в инициативности, энергичности, принципиальности. Там, где нет богатства духовной жизни, холерический темперамент часто проявляется отрицательно в раздражительности, аффективности;

· флегматик обычно ровен, спокоен, редко "выходит из себя", не склонен к аффектам. В зависимости от условий в одних случаях у флегматика могут возникнуть положительные черты: выдержка, глубина мыслей и т.д.; в других— вялость и безучастность к окружающему, лень, безволие. Флегматик медленно вырабатывает новые формы поведения, но они являются устойчивыми;

· меланхолик трудно сосредоточивается на чем-либо, его реакция часто не соответствует силе раздражителя. Сильные воздействия вызывают у него продолжительную тормозную реакцию. При нормальных условиях меланхолик глубокий, содержательный. При неблагоприятных — может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного человека.

 

Тема 6. Характер

Характер - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности. Это особенности, которые выражают отношение человека к окружающему миру, другим людям, себе самому и закрепляются в типичных, привычных для него способах поведения.

Характер формируется на основе темперамента, но чертой характера может считаться любая черта личности, если она достаточно ярко выражена и систематически проявляется в различных видах деятельности. Характер не является простой совокупностью изолированных черт; различные свойства характера взаимосвязаны и взаимозависимы. Закономерные связи и взаимосвязи между отдельными чертами характера выражают его структурность. Структурность характера позволяет, зная ту или иную черту, предполагать у человека наличие ряда других, связанных с нею черт. Структурность характера выражается, кроме того, в определенной иерархичности его черт. Это значит, что среди черт характера некоторые являются основными, определяющими, другие - второстепенными, менее существенными. Ведущие черты в той или иной степени подчиняют себе второстепенные, обусловливая их проявление или непроявление в различных областях.

Характер формируется под влиянием жизненных воздействий и воспитания; вместе с тем он связан с природным типом высшей нервной деятельности. Тип нервной деятельности не предопределяет ни отдельных свойств характера, ни характера в целом, но обеспечивает различные условия для формирования систем временных нервных связей (динамических стереотипов), образующихся в коре головного мозга под воздействием окружающей среды и преломляющихся через соответствующие достижения психического развития субъекта. Человек реагирует на воздействие окружающей среды на основе "сплава" (И.П. Павлов) из прирожденных свойств нервной системы и тех изменений и приобретений в ней, которые возникают в процессе его жизнедеятельности.

В истории науки известны попытки объяснения характера различных людей в зависимости от строения и очертания их лица (физиогномика), от формы кисти рук и складок кожи ладоней (хиромантия), от цвета глаз и волос (иридопсихология), от почерка (психографология) и т.д.

Широкое распространение получили так называемые конституционные теории, связывающие особенности характера личности с его внешним видом (Ч. Ломброзо, Э. Кречмер, У. Шелдон).

 

 

Тема 7. Способности

Большой вклад в разработку теории способностей внес Б.М. Теплов. Им показано, что способности проявляются в динамике приобретения и формирования знаний, умений и навыков в условиях конкретной деятельности. От способностей зависят качество выполнения деятельности, ее успешность и уровень достижения целей деятельности. Прежде чем дать определение понятию «способности», рассмотрим основные признаки этого понятия. Б.М. Тепловым выделено 3 основных его признака

Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Эти способности имеют психологическую природу и варьируются от одного индивида к другому.

Во-вторых, способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо конкретной деятельности.

В-третьих, понятие «способности» не сводимы к психологическим образованиям (знаниям, умениям, навыкам), которые выработаны у данного конкретного человека.

Исходя из вышеперечисленных признаков, можно дать следующее определение понятию «способности».

Способности – это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности личности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, а лишь ускоряют их приобретение.

Исходя из этого определения, можно выяснить общее правило, применимое к сущности развития человеческих способностей. Способность обнаруживается только в деятельности и только в такой, которая не может осуществляться без наличия этой способности.

Способности – это результат сложной взаимосвязи природных задатков, исторических, социальных и индивидуальных условий среды, в которой формируется личность

Недостаток, слабое развитие какой-либо одной частной способности могут быть компенсированы (возмещены) за счет усиленного развития других. Это свойство компенсации способностей дает довольно широкие возможности для овладения различными видам деятельности, выбора профессии. Отсутствие отдельной частной способности можно компенсировать также упорным трудом, настойчивостью, напряжением сил.

Способности различаются по направленности, качественным и количественным характеристикам и по уровню. Уровень и степень развития способностей личности различают не по характеристике самих способностей, а по характеристике продуктов деятельности.

 

 

Тема 8. Воля

Воля - способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов. Это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. В качестве основных функций воли выделяют:

· выбор мотивов и целей;

· регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации;

· организацию психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему;

· мобилизацию физических и психических возможностей в ситуации преодоления препятствий при достижении поставленных целей.

Возможность произвольно регулировать действия и психические процессы, подчиняя их своим сознательным решениям, также объясняется наличием воли, как и проявление в действиях человека таких качеств, как настойчивость, решительность, выдержка, смелость и т. д.

Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с мотивами, познавательными и эмоциональными процессами.

Волевые свойства (качества) личности представляют собой устойчивые психические образования.

Волевая активность имеет сложную психологическую структуру и включает отношение к внешним воздействиям, мотивацию, сознательную саморегуляцию.

В волевой активности мотивы выполняют двоякую функцию - направляющую и побудительную,

Волевое действие может быть реализовано в более простых и более сложных формах.

В простом волевом акте побуждение к действию переходит в самодействие почти автоматически. Для сложного волевого акта существенно то, что действию предшествует учет его последствий, осознание мотивов, принятие решения, возникновение намерения его осуществить, составление плана для его осуществления.

Нервные центры управления произвольными движениями сосредоточены в двигательном участке коры больших полушарий, расположенном в области передней центральной извилины головного мозга.

 

 

Тема 9. Эмоции и чувства.

Познавая действительность, человек так или иначе относится к предметам и явлениям, окружающим его: к вещам, событиям, к другим людям, к своей личности. Одни явления действительности радуют его, другие печалят, одни вызывают восхищение, другие возмущают и т.д. Радость, печаль, восхищение, возмущение, гнев и др. - все это различные виды субъективного отношения человека к действительности, переживания им того, что на него воздействует. Чувства - это своеобразно выраженное и переживаемое человеком отношение к действительности, к окружающему миру.

Чувства человека носят социальный характер. В их основе лежат потребности, возникающие в процессе общественного развития. Круг потребностей человека широк и разнообразен. А это, в свою очередь, вызывает многообразие его чувств.

В зависимости от направленности чувства делятся на:

· моральные (переживания человеком его отношения к другим людям, к обществу);

· интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью);

· эстетические (чувства красоты, особенно ярко проявляющиеся при восприятии произведений искусства, явлений природы, событий общественной жизни);

· праксические (чувства, связанные с деятельностью человека).

 

При удовлетворении сложных социальных потребностей у человека возникают высшие чувства.

При удовлетворении органических потребностей возникают низшие чувства (эмоции).

Говоря о переживаниях человека, употребляют два термина - «чувства» и «эмоции». В широком смысле слова - это синонимы. В узком - под эмоциями понимают переживания отношений, возникшие в данный момент. Эмоции обычно носят ситуативный характер и выражают оценку личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека в данный момент. У человека они проявляются в разнообразных эмоциональных состояниях.

Эмоциональные состояния, возникшие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность человека. Первые называются стеническими, вторые - астеническими.

Состояния, характеризующиеся максимальной мобилизацией всех сил, напряжением, называются стрессовыми.

Эмоции существенно влияют на ход деятельности человека. Как форма проявления личности, они выступают в качестве внутренних побуждений к деятельности и обусловливают ее динамику.

Чувства и эмоции играют чрезвычайно важную роль в деятельности и во всем поведении человека.

Возникновение и проявление чувств связано со сложной комплексной работой коры, подкорки и вегетативной нервной системы (Гамезо М.В., Домашенко И.А.,1986).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.039 с.)