Тема 10. Сенсорно-перцептивные процессы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Сенсорно-перцептивные процессы



Основой знаний об окружающем мире являются ощущения. Ощущение – это процесс первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений. Этот уровень обработки информации называется сенсорным. Однако ощущение - только первичный материал психического образа, который формируется на уровне восприятия.

Восприятие – процесс обработки сенсорной информации, результатом которого является целостное отражение предметов, ситуаций и явлений.

Перцептивный образ включает в себя целый ряд ощущений, а также требует участия других психических процессов, таких, как память и мышление.

Исследования сенсорно-перцептивных процессов приоткрывают завесу тайны над вопросами о соотношении физического и психического, психического и физиологического. Ощущения возникают в результате преобразования специфической энергии раздражителей в энергию нервных процессов организма. Физиологической основой ощущений является нервный процесс, стимулируемый действием раздражителя на адекватный анализатор. Точность работы анализатора характеризуется его чувствительностью, которую можно установить экспериментально. Минимальную интенсивность раздражителя, при котором впервые возникает едва заметное ощущение, основоположник психофизики Г.Т. Фехнер назвал абсолютным порогом чувствительности органов чувств. Различают два вида чувствительности: абсолютную и разностную, то есть чувствительность к различию между интенсивностями раздражителя. Органы чувств обладают свойством приспособления к изменившимся условиям, поэтому пороги чувствительности способны изменяться при переходе от одних условий восприятия к другим. Это явления обозначаются понятиями сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений. Существуют способы повысить чувствительность органов чувств, однако, в определенных пределах, ограниченных генетической предрасположенностью.

В большей степени подлежит развитию восприятие, так как оно не дано от рождения и развитие его происходит в процессе деятельности. Основными свойствами восприятия являются константность, предметность, целостность, осмысленность, активность. Зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека, его опыта и интересов называется апперцепцией. В восприятии всегда сказываются особенности личности человека.

 

 

Тема 11. Внимание.

По поводу внимания среди психологов нет единого мнения. Некоторые авторы утверждают, что внимание не может рассматриваться как самостоятельное психическое явление, поскольку оно не имеет собственного продукта и присутствует в любом другом психическом процессе. Существуют разногласия и по поводу того, к какому классу психических явлений следует отнести внимание. Одни считают, что внимание – это познавательный психический процесс, другие связывают его с волей и деятельностью. В то же время в повседневной жизни внимание очень важно и может быть описано как сосредоточенность на чем-либо определенном. Внимание можно определить как «избирательную направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность» (С.Л. Рубинштейн).

Внимание выполняет следующие функции: активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует целенаправленному, организованному отбору поступающей информации, обеспечивает длительную сосредоточенность активности на одном и том же объекте.  

Внимание делится на непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

 Непроизвольное внимание обусловлено как физическими характеристиками стимула, так и значимостью стимула для человека. Если направленность и сосредоточенность внимания связаны с сознательно поставленной целью, то говорят о произвольном внимании. Если в ходе сознательно выполняемой деятельности для личности интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат, Н.Ф. Добрынин говорит о послепроизвольном внимании.

К числу основных свойств внимания относят его устойчивость, объем, концентрацию, переключаемость, распределение и отвлекаемость.

Устойчивость – это длительное привлечение внимания к одному и тому же объекту.

Под объемом внимания понимается то количество объектов, которые могут быть отчетливо восприняты в относительно короткий период времени.

Под концентрацией понимается степень или интенсивность сосредоточенности внимания.

Под распределением внимания понимают способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно.

Переключаемость означает сознательное перемещение внимания с одного объекта на другой и определяется скоростью перехода от одного вида деятельности к другому.

Отвлекаемость внимания – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Отвлекаемость может привести к дефектам внимания, таким как ослабленность внимания, рассеянность, дефицит внимания.

      

 

Тема 12. Память.

Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности. Память связывает прошлое субъекта с настоящим и будущим и обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Память включает в себя процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания информации. Одной из первых психологических теорий памяти была ассоциативная теория. Память в этой теории понималась как сложная система кратковременных и долговременных ассоциаций по смежности, сходству и контрасту. В русле этой теории немецкий психолог Г.Эббингауз в 19 веке проводил экспериментальные исследования и открыл законы памяти, не потерявшие научного значения и сегодня. В конце 19 века на смену ассоциативной теории памяти пришла гештальттеория. По мнению сторонников этой теории, процессы памяти определяются формированием целостной организации – гештальта. В экспериментальных исследованиях, проводимых с позиций гештальтпсихологии, также было получено много интересных фактов, например, эффект Зейгарник. Представители бихевиоризма по своим взглядам на процессы памяти оказались очень близки к ассоцианистам. При этом они подчеркивали роль подкрепления в запоминании материала. Заслугой представителей психоанализа является то, что они выявили роль эмоций, мотивов и потребностей в запоминании и забывании, ввели понятие вытеснения как мотивированного забывания. В начале 20 века возникла смысловая теория памяти, представители которой доказали, что на первый план при запоминании и воспроизведении выступает смысловое содержание материала. В советской психологии память исследовалась преимущественно в рамках деятельностного подхода, где были раскрыты законы памяти как осмысленной человеческой деятельности, в которой продуктивность запоминания зависит от поставленной задачи и места материала в структуре деятельности. С середины 20 века в. память активно исследуется в когнитивной психологии, где она рассматривается с точки зрения процессов приема, переработки и хранения информации в самом совершенном «компьютере» – человеческом мозге. Представителями когнитивного подхода были выделены сенсорная, кратковременная, долговременная и оперативная память, разработаны модели, в которых функционирование памяти описывается в терминах регистров, блоков, уровней переработки и кодов информации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.7 (0.005 с.)