Маршрут личностного развития ребёнка в ходе лагерной смены представляет собой заранее продуманный и реализованный план формирования и содействия развитию значимых качеств личности путем создания особой воспитывающей среды, вовлечения детей в разнообразные виды деятельности, предоставления им возможности попробовать различные социальные роли в игровой форме.
Маршрут личностного развития может выглядеть следующим образом*.
№
| Задачи программы лагерной смены
| Средства достижения поставленных задач
| Роль / действия ребенка в процессе реализации программы смены
|
1.
| Содействие формированию социально одобряемой системы ценностей
| - Разработанная и транслируемая в течение смены система правил, традиций, принципов взаимодействия детей и взрослых,
- Проведение мероприятий, пропагандирующих модели общественно-полезного, ответственного поведения: встречи с интересными людьми, демонстрация фильмов, героико-патриотические события,
- Приобщение детей к общественному труду, организация добровольческих проектов
| - Личным примером пропагандирует нормы кодекса этики РДШ,
- Участвует в разработке и принятии правил (Кодекса чести) участников смены, выполняет эти правила,
- Участвует и организует мероприятия по направлениям РДШ «Гражданская активность», Военно-патриотическому направлению,
- Участвует и организует проведение Классных встреч с авторитетными людьми, демонстрирующими примеры активной гражданской позиции
- Участвует в мероприятиях по самообслуживанию, ежедневных трудовых десантах, добровольческих акциях,
- и др.
|
2.
| Создание условий для ответственного освоения основных гражданских и социальных ролей.
Развитие умения выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения
| - Развитие системы детского самоуправления, на уровне лагеря, временного детского коллектива (отряда), временных творческих групп (советов дела и т.п.),
- Введение системы постоянных и разовых поручений, охватывающих всех воспитанников,
- Активное привлечение воспитанников к организации мероприятий смены,
- Проведение рефлексивных мероприятий (огоньки, подведение итогов дела, сборы отрядов и др.)
| - Участвует в выборах и деятельности органов самоуправления: Детско-юношеского совета лагеря, совета отряда, советах дела и др.
- Ответственно выполняет возложенные на него постоянные и разовые поручения,
- Возглавляет временные детские коллективы, распределяет задания между другими детьми и контролирует их выполнение,
- Участвует в формировании плана работы отряда, подведении итогов работы, оценке событий и поступков других детей,
- Участвует в разрешении конфликтных ситуаций между детьми, детьми и взрослыми
- и др.
|
3.
| Развитие интересов обучающихся в области национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций
| - Проведение разнообразных по форме, масштабу, составу участников мероприятий в соответствии с направлениями деятельности РДШ, программой смены,
- Организация индивидуальной и групповой проектной и исследовательской деятельности,
- Организация образовательных курсов, мастер-классов, кружков в соответствии с направлениями деятельности РДШ, программой смены.
| - Участвует и организует мероприятия по направлениям РДШ, включенным в план смены,
- Инициирует проектную деятельность: разработку, защиту и реализацию краткосрочных проектов в течение смены,
- Обучается по предлагаемым образовательным программам, включенным в план смены,
- и др.
|
4.
| Создание условий для адекватного профессионального самоопределения детей, осознанного выбора ими будущей профессии
| - Проведение профориентационных мероприятий: игр, тренингов, просмотр и обсуждение фильмов и др.
- Проведение встреч с представителями разных профессий в формате «Классных встреч» РДШ,
- Экскурсии на предприятия и в организации с изучением особенностей организации труда сотрудников.
| - Участвует и организует мероприятия по направлению РДШ «Личностное развитие», включенные в план смены,
- Участвует и организует проведение Классных встреч с представителями разных профессий, людьми, добившимися успехов в разных видах деятельности,
- Участвует в экскурсиях, посещении предприятий и организаций сферы производства и оказания услуг, социальных учреждений
- И др.
|
* содержание представленного маршрута является примерным и должен быть доработан и конкретизирован с учетом задач, стоящих перед каждой лагерной сменой.
Приложение 7.